УДК 811.111 А.Б. Анисимов
ДРЕВНЕКЕЛЬТСКИЕ МОТИВЫ В АРТУРОВСКИХ РОМАНАХ МЭРИ СТЮАРТ
Выявлены и проанализированы древнекельтские образы и мотивы в артуровских романах английской писательницы Мэри Стюарт. Показано, что древнекельтские сказания легли в основу ее романов о короле Артуре.
Ключевые слова: Мэри Стюарт, король Артур, древнекельтские мотивы, артуровские романы, легенды, меч, камень, каменный алтарь.
В романах английской писательницы Мэри Стюарт «Полые холмы» [1] и «Последнее волшебство» [2] изображается Британия V-VI веков. Главными героями в этих романах выступают персонажи артуровских легенд.
Артуровские романы М. Стюарт принадлежат к числу ее поздних произведений и приходятся на наиболее зрелый и значительный этап в ее писательской деятельности. М. Стюарт приступила к созданию своей Арту-рианы, когда за ее плечами уже был большой жизненный и творческий опыт.
В англо-американской критике появление Артуриа-ны М. Стюарт вызвало неподдельный интерес и достаточно благоприятные отклики. Так, появились отзывы таких литературоведов, как М. Levin [3], C. Spivack [4], R.H. Thompson [5].
В отечественном литературоведении появление романов М. Стюарт также не осталось незамеченным. Впервые попытка общей характеристики романов Артурианы М.Стюарт в ряде статей была предпринята В.В. Ивашевой [6]. Размышляя над проблемами развития английской литературы 70-х годов, В.В. Ивашева причислила эти романы М. Стюарт к произведениям так называемой «большой темы». Она указывает на то, что манера письма писательницы соединяет в себе как реализм, так и романтизм. Следующим отечественным литературоведом, рассмотревшим Артуриану М. Стюарт, является С. Зо-лотцев [7]. Критик утверждает, что писательница в своей исторической прозе еще более чем в прежних своих произведениях привержена реализму.
В традиционных мотивах и в образах артуровских легенд отчетливо прослеживаются их древнекельтские параллели. Наличие таких параллелей говорит о том, что древнекельтские сказания и легенды были положены в основу легенд о короле Артуре. Эти легенды, используемые различными авторами, начиная с Гальфрида Монмутского [8], дополняются и перерабатываются, обрастая все новыми, порой совершенно чужеродными элементами, затмевающими в них исконно кельтские мотивы.
Что же касается артуровских романов английской писательницы М.Стюарт, то более углубленный анализ ее романов позволяет выявить эти мотивы и образы, глубин-
АНИСИМОВ Андрей Борисович - к.филол.н., доцент ФЛФ ЯГУ E-mail: anisand@mail.ru
ная суть которых осталась прежней. В романах «Полые холмы» [1] и «Последнее волшебство» [2] центральное место занимают образы Мерлина и Артура, наставника и воспитанника. Например, в одной из саг «Мабиногио-на», «Math Son of Mathonwy» [9], среди действующих лиц встречаются дядя-наставник Гвидион и племянник-воспитанник Леу. Только у М. Стюарт Мерлин и Артур являются по отношению друг к другу двоюродными братьями, тогда как Гвидион и Леу - дядя и племянник [9]. Как Мерлин, так и Гвидион отличаются умом, находчивостью, поэтическим талантом, даром врачевания и предвидения будущего. И тот и другой помогают своим воспитанникам получить оружие и власть. Между Артуром и Леу также можно провести параллель: оба - незаконнорожденные (бастарды), воспитываемые на стороне, оба быстро вырастают и становятся искусными воинами, оба мудро правят своими землями, и подданные довольны ими. Следует отметить, что сюжетная линия Гвидион
- Леу более древняя, чем линия Мерлин - Артур. К тому же, ни в одной из саг «Мабиногиона» Мерлин не упоминается, а образ Артура дан эпизодически.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в развитии образов Артура и Мерлина были использованы их более древние параллели.
Некоторые мотивы, например, «воспитанник - наставник», «воспитание на стороне», отражают особенности реального общественного уклада древних кельтов. Так, обычай воспитания детей на стороне в виде «залога дружбы» или за плату был широко распространен. Считалось, что это закаляет характер ребенка. При дворе своего дяди Маса воспитывались Гвидион с братом и позднее Леу; Кухулин отправился в далекие края к воительнице Скатах для обучения у нее воинскому искусству («Похищение Быка из Куальнге») [9]; вдали от враждебных глаз воспитывался Финн Маккул («Фианна Эйринн») [10]. У М.Стюарт Артур воспитывается у сэра Эктора вместе с Бедуиром («Полые холмы») [1].
У древних кельтов связь между названными братьями (foster brothers) часто сохранялась на всю жизнь, а порой была и сильнее кровного родства. Так, в ирландских сагах примером такой дружбы могут служить образы Ку-хулина и Фердия («Похищение Быка из Куальнге») [9]. В романе «Последнее волшебство» М. Стюарт делает Бе-дуира и Кея помощниками и сподвижниками Артура.
Еще одним мотивом, корни которого уходят в далекое прошлое кельтов, является мотив рыцарства, рыцарской чести, верности и товарищества. Известно, что в основе договора патрона и клиента лежала священная клятва чрезвычайной силы, согласно которой клиент должен был разделять все опасности и даже смерть своего патрона (что вполне соответствует содержанию рыцарской клятвы и кодексу рыцарской чести). В число клиентов входили, прежде всего, воины и соратники (дружина), а также домашние слуги, шуты, поэты (барды) [11]. Так, Конхобар во всех своих делах всегда мог положиться на своих воинов («Похищение Быка из Куальнге») [9]. А из романов М. Стюарт видно, что король Артур мог удержать власть только с помощью надежных союзников, преданных соратников и хорошо организованного и обученного войска [1, 2].
У древних кельтов королю отводилась особая роль. Он не только обладал непререкаемой политической и экономической властью, но был и неким мистическим символом процветания и благосостояния своей страны и народа. Немощный король был не в силах выполнять свои функции: защищать страну от захватчиков, следить за соблюдением законов. От него зависело даже плодородие почвы и плодовитость скота. Пример увечного короля можно увидеть в образе Короля-Рыбака в «Передуре», в одной из саг «Мабиногиона» [9]. И у Мэри Стюарт физическая немощность и моральная угнетенность короля Утера Пендрагона после ранения усугубляет наступившие в стране тяжелые времена. Так, в романе «Полые холмы» сластолюбивый Утер глубоко переживает из-за своего мужского бессилия [1]. Следует отметить, что древние кельты придавали сексуальной силе короля особое значение.
Мотив «камня» также непосредственным образом связан с королевской властью. В древнеирландской мифологии рассказывается о четырех сокровищах племени богини Дану - камне Фал, более известном как «Камень судьбы», который позднее попал в руки королей Ирландии; мече Нуады, который бил без промаха; устрашающем копье Луга, вечно жаждавшего крови; котле Дагды, в котором каждый находил еду [12]. К этим реликвиям восходят и традиционные для артуровского цикла мотивы меча в камне и Святого Грааля. Эти мотивы также проявляются в Артуриане М. Стюарт. Однако, если в древней Ирландии правомочность притязаний короля на трон удостоверял камень, то у М.Стюарт эти функции выполняют как меч, так и камень. Вспомним каменный алтарь Митры в Сегонтиуме, бывшей крепости Максе-на; каменный алтарь с выбитыми на нем изображением меча Максена в Зеленой часовне; сталактитовые ножны меча, спрятанного Мерлином в пещере на острове Каэр Банног, где его находит юный Артур; каменный алтарь в Зеленой часовне, в который Артур кладет меч и из которого впоследствии он же его и достает, подтверждая тем самым свои права на власть Верховного короля [1].
В «Полых холмах» вместе с мечом Максена Мерлин находит чашу, блюдо и наконечник копья. чашу, например, можно сравнить с котлом Дагды: «.. .they drank from the grail, and it was said afterwards that no man was there that day but found his spirits satisfied.» [1; c. 280].
Традиционным атрибутом кельтского героя наряду с мечом являются также конь и пес. Так, например, в саге «Похищение Быка из Куальнге» Кухулину приходится самому сторожить дом и стада кузнеца Куланна за то, что он убил гончую кузнеца [9]. В романе «Полые холмы» у юного Артура есть пес Кабаль и жеребец Канрит [1].
Белый олень или олениха, посланники судьбы или богов - еще один характерный для кельтской мифологии образ. Так, Финна и его воинов белая олениха выводит к сиду бога Медира, который таким образом обратился к помощи смертных в своей борьбе с другими детьми богини Дану («Фианна Эйринн») [10]. В «Полых холмах» белая олениха отводит разбойников от маленького Артура, а белый олень приводит Артура на остров Каэр Бан-ног, к мечу Максена [1].
Другим традиционным мотивом древнекельтских преданий и саг является любовный треугольник. В сагах «Мабиногиона» это Леу - Блодвед - Горонви и Куллох -Олуэн - Избаддаден; в ирландских сагах - Финн - Грейн
- Дирмед и Айрем - Этайн - Мидер [12]. В Артуриане М. Стюарт этот треугольник выглядит следующим образом: Артур - Гвиневера - Бедуир [2]. Интересно отметить, что по-валлийски имя Гвиневера звучит как Гвинх-вивар (Gwynhwyvar) и переводится как «белая сова» или «белая тень». Этот образ также обыгрывается в романах М. Стюарт [1, 2].
Почти в любой саге или легенде древних кельтов можно встретить бардов. Здесь хотелось бы остановиться на традиционном мотиве переодевания героя бардом, когда ему нужно проникнуть в опасное или недоступное для него место. Так, обличие бардов принимают Гвидион и его брат, когда проникают ко двору короля Придери за чудесной свиньей («Мабиноги Бранвен, дочери Ллира») [9]. В романе «Полые холмы» Мерлин под видом барда отправляется в Бретань, чтобы укрыть там маленького Артура [1].
Таким образом, из всего вышесказанного видно, что более глубокое прочтение романов Мэри Стюарт позволяет выявить в традиционных мотивах и образах арту-ровского цикла их древнекельтские параллели.
Л и т е р а т у р а
1. Stewart, M. The Hollow Hills. L., N.Y.: Morrow, 1973. - 499 p.
2. Stewart, M. The Last Enchantment. L., N.Y.: Morrow, 1979.
- 448 p.
3. Levin M. The Last Enchantment // The N.Y. times book review. - 1979. - September 2. - P. 9, 19.
4. Spivack C. Merlin Revivifies: the Celtic wizard in the modern literature // The Cennical review. Michigan. - 1978. - V. 22. -P. 164-179.
5. Thompson R.H. The Return from Avalon: A Study of the Arthurian Legend in Modern Fiction. Westport, CT.: Greenwood Press, 1985. - 321 p.
6. Ивашева В.В. Заключение // Литература Великобритании ХХ века. - М., 1984. - С. 476-480.
7. Золотцев С. ... от лица чародея // Литературное обозрение. - 1985. - № 8. - С. 66-68.
8. Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина / Пер. А.С.Бобовича. - М.: Наука, 1984. - 286 с.
9. Мабиногион: Легенды средневекового Уэльса / Пер. с
валл. В. Эрлихмана. - М.: Аграф , 2002 (ГИПП «Вятка» - 408, [1] с.; 21 см. - (Наследие кельтов: Источники). - Библиогр. С. 405-408.
10. Кельты. Валлийские сказания. Мабиногион / Пер. с англ. Л. Володарской. - М.: АРТ-ФЛЕКС, 2000. - 285 с.
11. Широкова Н.С. Институт клиентелы у древних кельтов // Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. - Л., 1984. - С. 140-153.
12. Кельтская мифология: Энциклопедия / Пер. с англ. С. Головой, А.Голова. - М., 2002. - 640 с.
А.В. Anisimov
The Ancient celtic motifs in the Arthurian novels of Mary stewart
The Ancient Celtic images and motifs in the Arthurian novels of an English writer, Mary Stewart, have been revealed and analyzed in this article. The author of the article proves that the Ancient Celtic folk legends have formed the basis of Mary Stewart’s novels about King Arthur.
Key words: Mary Stewart, King Arthur, Ancient Celtic motifs, Arthurian novels, fantasy, legends, sword, stone, stone altar.