6. Курейчик В.М., Писаренко В.И., Кравченко Ю.А. Технология многоаспектного аналитического исследования как метод машинного обучения // Открытое образование. - 2008. - № 2. - С. 11-17.
7. В.И.Писаренко, Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам //Открытое образование. - 2004. - № 1. - С. 51-55.
УДК 004.58
ДОСТУПНОСТЬ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМ ДОСТУПА К ОТКРЫТОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
М.А. Рощина, к.соц.н., рук. Тифлоинформационного центра Тел.: (831) 434-09-06; E-mail: [email protected] В.И. Швецов, д.т.н, проректор по информатизации и довузовской подготовке Тел.: (831) 462-37-77; E-mail: [email protected] Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
http://www.unn.ru
The article analyzes the characteristics of the working process of a visual impaired computer user, and on this basis identifies the causes and nature of the difficulties that arise when non-visual access to Internet information resources. The authors also show that along with the introduction of accessible design requirements the development of nonvisual access and improvement of the user's skills are of great importance in the efforts to ensure the visual impaired people access to information in the Internet.
В статье проанализированы особенности рабочего процесса незрячего пользователя компьютера, и на этой основе выявлены причины и характер трудностей, возникающих при невизуальном доступе к информационным ресурсам Интернета. Также показано, что наряду с внедрением требований доступного дизайна важное место в работе по обеспечению незрячим доступности информации к Интернету принадлежит развитию средств невизуального доступа и повышению пользовательской квалификации.
Ключевые слова: общедоступность, открытое образование, незрячий пользователь, Интернет.
Keywords: accessibility, Open Education, visual impaired user, Internet.
В последнее время в нашей стране наблюдается усиление внимания к проблемам социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика нашего государства в отношении инвалидов все более ориентируется на их активное включение в общественнополезную деятельность и создание для них равных с другими гражданами возможностей участия в жизни современного общества. В этой связи особую актуальность приобретает обеспечение доступности для этих людей всей социальной инфраструктуры, важной частью которой в современных условиях стала сеть Интернет.
Сейчас Интернет начинает все активнее использоваться в нашей стране как среда для открытого образования, которая предоставляет оперативный доступ к электронным образовательным ресурсам и инструменты для организации учебного процесса. Такие принципы открытого образования, как свобода выбора места, времени и темпа обучения, снимая многие физические барьеры, существующие в традиционной образовательной системе, делают открытое образование особенно притягательным для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этих условиях общедоступность Интернет-ресурсов становится важным фактором обеспечения равных образовательных возможностей для всех членов общества.
В настоящее время российское IT-сообщество начинает уделять все больше внимания вопросам обеспечения общедоступности информации и, в частности, информационных ресурсов Интернета. Понятие «общедоступность (accessibility) информации» первоначально получило
распространение в США, Великобритании и Европейском Союзе, благодаря принятию в этих странах законов, требующих равных прав для людей в получении доступа к информации, независимо от имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Общедоступность как принцип разработки информационных систем направлен на снятие барьеров и обеспечение доступа к информации каждому человеку.
Хотя это понятие чаще всего связывают с инвалидами, его содержание значительно шире - источником ограничений могут также стать временные нарушения (например, сломанная рука) или возрастные изменения. Над проблемой общедоступности ресурсов глобальной сети (web accessibility) уже около 10 лет работает специальная инициативная группа при Консорциуме Всемирной паутины W3C - основной организации, занимающейся внедрением стандартов в Интернете. В 2008 г. ей представлена новая версия Руководства по общедоступности web-содержимого (Web Content Accessibility Guidelines 2.0 - WCAG 2.0), содержащее требования к веб-сайтам, выполнение которых обеспечит общедоступность этих сайтов [1, 2].
В данной статье мы остановимся на вопросах обеспечения доступности информационных ресурсов Интернета только для одной категории пользователей со специальными потребностями по представлению информации - незрячих людей. При этом ставится цель не предложить конкретные технические решения, а выявить причины и характер трудностей, возникающих у незрячих при работе с сайтами, и обозначить основные направления работы по обеспечению доступности информационных ресурсов Интернета для этой категории пользователей. Тема доступа инвалидов по зрению к информации уже поднималась в журнале «Открытое образование», рассматривалась деятельность в данной области специализированной библиотеки для слепых [3]. Приводимые нами рассуждения и выводы основываются на опыте работы Тифлоинформационного центра Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и обучения незрячих студентов использованию информационных технологий и ресурсов [4].
1. Особенности процесса работы на ПК незрячего пользователя
Чтобы выявить проблемы доступности для незрячих информации в Интернете и точнее представить сложности, испытываемые ими при работе с веб-сайтами, сначала дадим общее представление о наиболее распространенных инструментальных средствах и процессе работы незрячего пользователя на компьютере (более подробно эта тема освещена в [5]).
Непосредственное использование компьютера незрячим пользователем (так же, как и в общем случае) требует организации обмена информацией между человеком и компьютером, то есть решения задач ввода информации в компьютер (исходные данные для компьютерной обработки и управляющие сигналы пользователя) и вывода результатов выполненных компьютером действий в доступной для пользователя форме. Стандартный компьютерный интерфейс ориентирован на людей с нормальным зрением и широко использует визуально воспринимаемые формы представления информации, основным ее носителем в процессе работы становится изображение на экране монитора, что делает такой интерфейс непригодным для незрячих. Возможность взаимодействия с компьютером незрячих пользователей реализуется посредством компьютерных тифлотехнологий (от греч. typhus - слепой), которые базируются на комплексе аппаратных и/или программных средств, обеспечивающих доступное для невизуального (осязательного и/или слухового) восприятия представление компьютерной информации.
Возможность осязательного восприятия компьютерной информации обеспечивается с помощью специальных устройств, называемых брайлевскими дисплеями. Для вывода информации в них используется строка, содержащая, как правило, от двадцати до восьмидесяти восьмиточечных изменяемых ячеек, в которые выводятся текстовые символы (традиционным для незрячих шрифтом Брайля). Звуковой вывод при работе незрячего на компьютере осуществляется программами синтеза речи, которые преобразуют текстовую информацию в речь. Существенной особенностью обоих этих средств является то, что они ориентированы на вывод информации в текстовой форме и не могут обеспечить непосредственное воспроизведение графической (не текстовой) информации.
Стандартный визуально ориентированный интерфейс существенно опирается на возможность зрения обеспечить одномоментный обзор экрана компьютера, на котором отображается
необходимая пользователю информация о рабочем процессе. Имея возможность охватить взглядом весь экран, пользователь получает целостное представление о рабочей ситуации. При этом прямой визуальный доступ дает возможность для наглядного представления и выделения наиболее значимой информации путем ее структурирования на экране посредством взаиморасположения соответствующих видимых элементов, выделений с помощью цвета и рамок и т.д.
Основное отличие обоих (осязательного и слухового) каналов, которые могут использоваться незрячими для восприятия компьютерной информации, от зрительного, на использование которого ориентированы стандартные пользовательские технологии, - их последовательный во времени характер получения информации. Тифлосредства компьютерного вывода не могут обеспечить одномоментное воспроизведение всего объема информации, предоставляемой пользователю с нормальным зрением на экране. Поэтому для обеспечения эффективного невизуального интерфейса с компьютером применяется специальная организация информационного потока, позволяющая получать необходимую информацию о рабочем процессе на основе ряда последовательных локальных сообщений, выводимых на брайлевский дисплей или синтезатор речи. Эту функцию выполняет программа экранного доступа, которая является центральным звеном системы компьютерных тифлосредств и осуществляет передачу информации между операционной системой и прикладными программами, с одной стороны, и средствами рельефно-точечного и/или речевого вывода, с другой, обеспечивая как управление этими средствами, так и содержательное формирование информационного потока, создающее условия для эффективной работы без использования зрения (например, при работе с меню автоматически выделяется информация о текущем элементе). В России наиболее широкое распространение получила программа экранного доступа Jaws for Windows (Job Access With Speech) фирмы Freedom Scientific (США) (официальный сайт—http://www.freedomscientific.com), и здесь мы будем рассматривать вопросы доступности Интернет-ресурсов именно с точки зрения пользователей Jaws.
Программа экранного доступа также частично решает задачу предоставления незрячему пользователю информации, которая стандартно представляется в графической форме - заранее известным графическим изображениям сопоставляются словесные обозначения. Так, например, при перемещении по графическим значкам на панели инструментов Internet Explorer JAWS выдает пользователю их словесные обозначения («Назад», «Вперед» и т.д.). Разумеется, передать словами произвольную графическую информацию, на которую не была предварительно настроена, программа экранного доступа не может. Поэтому большая часть графической информации остается за гранью восприятия незрячего пользователя.
Основным инструментом незрячего пользователя для управления компьютером становится обычная клавиатура (практика показывает, что если нарушение зрения не сопровождается дополнительными расстройствами двигательной сферы, незрячие без особых затруднений осваивают работу с клавиатурой, запоминая расположение клавиш). Для управления компьютером с помощью клавиатуры используются команды системы Windows и ее приложений (например, вызов меню приложения с помощью клавиши «alt» и перемещение клавишами-стрелками по его пунктам), а также команды, выполняемые JAWS (например, чтение заголовка активного окна по комбинации «ins+t»). Хотя JAWS также позволяет с помощью клавиатуры имитировать работу мыши (перемещать указатель и выполнять щелчки), отсутствие у незрячего пользователя возможности одномоментного обзора общей картины рабочего процесса, представляемой для пользователя с нормальным зрением на экране, вызывает невозможность полноценного применения этого инструмента.
Итак, мы обозначили основные особенности процесса работы на ПК с использованием программы экранного доступа JAWS:
•отсутствие возможности одномоментного восприятия общей картины рабочей ситуации;
•невозможность воспроизведения графической информации;
•невозможность полноценного использования мыши.
Эти особенности отличают рабочий процесс пользователя JAWS от стандартного, ориентированного на зрительное восприятие, и порождают проблемы доступности для незрячих информации в Интернете.
2. Различные аспекты обеспечения доступности Интернет-ресурсов для незрячих пользователей
Первый аспект обеспечения доступности Интернет-ресурсов для незрячих пользователей
мы связываем с особенностями разработки сайтов. Однако подробный анализ таких особенностей и разбор связанных с ними технических деталей не входит в задачи данной статьи, и мы для примера остановимся только на некоторых из них.
Пожалуй, самой очевидной и в то же время непреодолимой для пользователя JAWS проблемой при работе с Интернет-сайтами является наличие графических изображений, не сопровождаемых текстовыми описаниями и несущих существенную информативную нагрузку. Довольно распространенным примером здесь могут служить ссылки в форме картинок, не имеющих текстовых надписей. Однако в данном случае существует довольно простое и не слишком обременительное для разработчиков сайтов решение, основанное на том, что JAWS получает информацию не из экранного образа Интернет-страницы, а из ее внутреннего представления на основе html-кода. Для предоставления незрячим пользователям дополнительной информации без ее вывода на экран целесообразно использовать тэг «alt».
Серьезно осложняет доступ незрячих пользователей к сайту использование систем CAPTCHA, основанных исключительно на распознавании изображения (такая ситуация довольно часто возникает в процессе регистрации пользователей и, в частности, на сайтах, предоставляющих образовательные услуги). Решить данную проблему разработчики могут посредством введения альтернативной голосовой версии теста. Примером подходящей для незрячих системы CAPTCHA может служить reCAPTCHA [6], которая доступна для свободного использования на любом сайте. В дополнение также можно предоставить посетителям возможность попасть в защищенный с помощью CAPTCHA раздел сайта альтернативным способом, например, связавшись с администраций сайта по электронной почте.
Также хочется заострить внимание разработчиков сайтов на применении таких элементов разметки, как заголовки различных уровней и списки. Дело в том, что кроме последовательного сплошного воспроизведения текста JAWS предоставляет возможность выбирать информацию для чтения, перемещаясь по странице с помощью специальных команд перехода (к следующему заголовку, к следующему списку, в конец списка и т. д.), и поэтому адекватное использование этих элементов разметки помогает незрячему быстрее сориентироваться на сайте и найти нужную информацию без весьма утомительного и продолжительного чтения всего текста страницы. И хотя отсутствие заголовков на сайте приводит, строго говоря, не к недоступности, а, скорее, к неудобству для незрячего пользователя, считаем необходимым отметить, что структурирование сайта с помощью предназначенных для этого тэгов качественно повышает комфортность и скорость работы.
1 января 2009 г. введен в действие Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» [7]. Само принятие такого документа свидетельствует о росте внимания общества и государства к проблемам обеспечения информационного равноправия, однако содержание данного стандарта, на наш взгляд, нуждается в доработке, а отдельные его требования представляются не обоснованными. Например, ГОСТ вводит следующее ограничение: «Часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15» (п. 5.1). Многолетний опыт нашей работы с незрячими пользователями показывает, что количество ссылок на странице не оказывает принципиального влияния на доступность, введение же такого жесткого ограничения на количество ссылок может приводить к неоправданному увеличению числа страниц, а следовательно, и лишних переходов. То же можно сказать и об ограничении на количество ячеек, вводимом ГОСТом: «Одна таблица должна иметь не более 15 ячеек» (п. 5.6). Полезные практические советы для разработчиков по обеспечению доступности сайтов для людей с нарушениями зрения представлены в [8].
Еще одним важным элементом обеспечения доступности Интернет-ресурсов для незрячих пользователей является совершенствование программ экранного доступа. В частности, разработчики постоянно развивают средства JAWS с учетом новых технологий веб-программирования. Так, например, 2-3 года назад для пользователей JAWS были практически недоступны сайты с фреймовой структурой, в современной же версии этой программы данная проблема эффективно решается. С появлением новых версий также расширяются пользовательские возможности по настройке JAWS для работы с различными сайтами.
Еще одним важным фактором доступности Интернет-ресурсов для незрячих пользователей является их пользовательская квалификация. Обозначенные выше особенности рабочего процесса на основе невизуального доступа делают его более сложным, по сравнению со стандартным, и приводят к тому, что для эффективной работы на компьютере (и, в частности, в Ин-
тернете) незрячему пользователю требуется целый комплекс знаний и навыков, включающий как общие вопросы информационной культуры, так и тифлоспецифику. Программа экранного доступа JAWS предоставляет обширный инструментарий для работы с сайтами, обеспечивающий различные возможности навигации и настройки параметров представления информации, грамотное применение которых может не только существенно повысить эффективность работы, но и оказать решающее воздействие на доступность информации.
Таким образом, работа по обеспечению доступности Интернет-сайтов для незрячих пользователей должна включать следующие основные направления:
.•работа с Интернет-сообществом в целях популяризации требований общедоступного дизайна и их более широкого внедрения в практику сайтостроения;
.•совершенствование программ экранного доступа;
•повышение квалификации пользователей.
Заключение
На протяжении многих веков важнейшей (и практически единственной) материальной формой накопления и хранения общественных информационных запасов были письменные источники (сначала рукописные, а затем и печатные), ориентированные исключительно на визуальное восприятие и, следовательно, недоступные для людей с нарушенным зрением. Наблюдающееся в последнее время все большее распространение электронной формы представления информации делает общественную информационную среду потенциально более доступной для незрячих с помощью компьютерных тифлотехнологий. Сеть Интернет стала первым в истории широкомасштабным общественно значимым информационным ресурсом, доступным для активного избирательного (в отличие от радио и телевидения) невизуального восприятия. Расширение функций сети Интернет в различных сферах жизни общества (включая образование и занятость) придает особую социальную значимость задаче обеспечения общедоступности Интернет-ресурсов и делает ее решение важной составляющей создания условий для полноценной социальной интеграции инвалидов по зрению.
В данной статье проанализированы особенности рабочего процесса незрячего пользователя компьютера, и на этой основе выявлены причины и характер трудностей, возникающих при невизуальном доступе к информационным ресурсам Интернета. Авторы надеются, что такой подход поможет сделать требования по доступности сайтов для незрячих пользователей более понятными для IT-специалистов, что в дальнейшем будет способствовать соблюдению этих требований в практике сайтостроения. В статье также подчеркивается, что задача обеспечения незрячим эффективного доступа к информационным ресурсам Интернета носит комплексный характер, и наряду с внедрением требований доступного дизайна важное место в ее решении принадлежит развитию специализированных средств невизуального доступа и повышению квалификационного уровня незрячих пользователей.
По мере развития роли сети Интернет как эффективной среды функционирования открытых образовательных ресурсов вопросы общедоступности Интернета приобретают принципиальное значение для обеспечения равных для всех членов общества возможностей доступа к открытому образованию. Однако круг проблем, осложняющих незрячим людям использование открытого образования, значительно шире. В дальнейшем авторы планируют продолжить тему, рассмотрев вопросы доступности для невизуального восприятия различных форм представления электронных образовательных ресурсов.
Литература
1. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) 2.0.—http://www.w3.org/TR/WCAG20/
2. Рубцов Г.И. WCAG-2.0 - вторая версия стандарта доступности содержимого - статья на webew.ru. - http://webew.ru/articles/2029.webew
3. Коновалова М.П. Роль библиотек для слепых в реализации программы поддержки и развития чтения // Открытое образование. - 2008. - № 6.
4. Швецов В.И., Рощина М.А. Поддержка образовательного процесса студентов-инвалидов по зрению // Высшее образование в России. - 2009. - № 8. - С. 109-116.
5. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения: Уч. пособие. - Н. Новгород: НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 154 с.
6. reCAPTCHA: Stop Spam, Read Books. - http://recaptcha.net.
7. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2007 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
8. Как сделать веб-сайт дружественным к людям с ограничениями по зрению. МОО «Информация для всех». http://www.ifap.ru/library/book442.pdf