Библиографический список (References)
1. Андреева Т.А. Стратегическая информация и современные инструменты ее обработки // Информационная безопасность регионов. Саратов. 2014. № 2 (11). С. 11 - 17.
Andreyeva T.A. (2014) Strategicheskaya informatsiya i sovremennyye instrumenty yeye obrabotki [Strategic information and modern tools of its processing] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. Saratov. № 2 (11). P. 11 - 17.
2. Залыгина Ю.Г. Нормативно-правовое регулирование деятельности газораспределительной организации // Информационная безопасность регионов. Саратов. 2013. № 1(12). С. 132 - 138.
Zalygina Yu.G. (2013) Normativno-pravovoye regulirovaniye deyatel'nosti gazoraspredelitel'noy organizatsii [Legal regulation of the operations of gas distribution companies] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. Saratov. № 1(12). P. 132 - 138.
3. Никитская Е.Ф. Развитие инновационного потенциала территориальных субъектов рынка с учетом инфляционных тенденцией : автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 2013. С. 48 - 51.
Nikitskaya Ye.F. (2013) Razvitiye innovatsionnogo potentsiala territorial'nykh sub»yektov rynka s uchetom inflyatsionnykh tendentsiyey : avtoref. diss. ... d-ra ekon. nauk [The development of the innovative potential of the territorial market entities taking into account the inflation trend: abstract of the thesis for the degree of Doctor of Economics]. Moscow. P. 48 - 51.
УДК 336.71
ДОСТУПНОСТЬ БАНКОВСКИХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ACCESSIBILITY OF BANKING SERVICES AS A FACTOR OF INFORMATION SECURITY IN BANKING
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Автор раскрывает идею закрепления доступности банковских услуг как фактора информационной безопасности банковской деятельности, рассматривает принципиально новую технологию дистанционного банковского обслуживания - интернет-банкинг.
Ключевые слова: банковские услуги, доступность, банковская деятельность, информационная безопасность, право.
The author presents an idea of securing accessibility of banking services as a factor in information security of banking activity and discusses a new technology of remote banking, internet banking.
Keywords: banking services, accessibility, banking operations, information security, law.
о
L Л
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)
Информационная безопасность становится важной составляющей общественного развития. В условиях глубокого реформирования российской экономики значение и роль банковского сектора в деле обеспечения стабилизации и безопасности страны неуклонно возрастает.
Банковская система России занимает особое место в финансовой системе страны, решая важные задачи в части финансового обслуживания физических и юридических лиц, всех отраслей производства, привлечения инвестиций для реализации инновационных программ, включая государственные, и т. д. Успешная работа банковской системы определяет стабильность экономической и внутриполитической обстановки в стране. В этом контексте банковская деятельность является наиболее характерным индикатором состояния финансовой системы, уровня нормализации денежных потоков и расчетных отношений, степени защищенности интересов вкладчиков, развития российского финансового рынка, обеспечения необходимых условий для активизации инвестиционной деятельности [1, с. 34].
Российская банковская система в условиях глобализации мировых финансовых рынков стала частью мировой финансовой системы. Помимо очевидных положительных сторон данного явления национальная банковская система стала подвергаться значительно большему числу рисков, к которым оказалась не готова.
Повышение доступности банковских услуг необходимо как фактор, обеспечивающий решение ряда важных социально-экономических задач, в числе которых:
- сокращение уровня региональных диспропорций социально-экономического развития;
- повышение уровня сбережений населения и расширение возможностей для начала и развития собственного бизнеса, особенно для населения малых городов, сел, удаленных регионов;
- снижение транзакционных издержек для малого бизнеса и населения при проведении различных платежно-расчетных операций.
Направлениями повышения доступности банковских услуг являются, с одной стороны, создание и развитие инфраструктуры, которая позволит снизить транзакционные издержки при совершении розничных финансовых операций, с другой - увеличение объемов финансовых услуг. Развитие инфраструктуры предоставления финансовых услуг включает в себя расширение традиционной банковской сети продаж и использование новых технологий
взаимодействия с населением в тех районах страны, где традиционное обслуживание из-за естественных ограничений невозможно, а также развитие сети небанковских финансовых институтов. Увеличение объема банковских услуг происходит за счет разработки и продвижения розничных банковских продуктов и развития и увеличения мощности сети небанковских финансовых институтов.
Одновременное и согласованное развитие банковского сектора и роста небанковских институтов микрофинансирования может обеспечить большую доступность финансовых услуг для всех категорий населения и предпринимательства, сформировать современную финансовую среду для инновационного роста российской экономики и в результате придать дополнительный импульс социально-экономическому развитию России на пути повышения конкурентоспособности ее экономики и уровня занятости [2].
Анализ обеспеченности банковскими услугами и их институциональной доступности обнаруживает наличие прогрессирующих дисбалансов в реализуемых банками стратегиях розничного бизнеса.
При повышении доступности банковских услуг с точки зрения объемов финансовых услуг и их институциональной доступности не преодолены региональные диспропорции, представленные как на уровне федеральных округов, так и внутри них. Зачастую основным направлением развития банковской сети и роста институциональной доступности банковских услуг является открытие дорогостоящих дополнительных и операционных офисов кредитных организаций. Помимо этого, дисбалансы присутствуют в самой структуре банковских услуг (предоставление физическим лицам кредитов и привлечение их средств на депозиты), что, с одной стороны, может определять повышенные риски перекредитования населения отдельных регионов, с другой - демонстрирует ограниченную способность банковской системы участвовать в стимулировании социально-экономического развития ряда регионов России.
Однако в небольших населенных пунктах доступности граждан и организаций к банковским услугам нет физически: там нет отделений банков, банкоматов и РОБ-терминалов. Поэтому из финансовых услуг в небольшом населенном пункте возможно следующее:
1. Интернет-банкинг;
2. Совместные кооперативы.
Одной из тенденций нескольких последних лет становится развитие принципиально новых технологий дистанционного банковского
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
обслуживания (ДБО) клиентов. Наиболее динамично развивающимися из них являются технологии интернет-банкинга (ИБ).
Интернет-банкинг - способ ДБО клиентов, осуществляемый кредитными организациями в сети Интернет (в том числе через веб-сайт(ы) в сети Интернет) и включающий информационное и операционное взаимодействие с ними.
Закономерно, что с развитием ИБ становятся актуальными вопросы, связанные с появлением новых (ранее нетипичных) источников банковских рисков. При этом перечень рисков остается прежним, повышается лишь роль технической составляющей их профиля.
Новые источники рисков проявляются в:
- технологическом искажении обрабатываемой банковской информации, что обостряет вопрос достоверности банковской отчетности, формируемой в информационном контуре и вызывает затруднения в осуществлении контроля над выполнением банковских операций в электронной форме;
- появлении возможности умышленного нарушения информационных потоков и связей, краже конфиденциальной банковской информации, осуществлении других неправомерных действий;
- возникновении зависимости кредитных организаций, применяющих технологии ИБ, от провайдеров услуг, так как часть оборудования и баз данных информационного контура так или иначе контролируется ими и не подвержена какому-либо мониторингу со стороны кредитной организации (КО).
Если исходить из количества типичных банковских рисков, то использование систем ИБ в большей степени оказывает влияние на операционный, правовой, стратегический риски, риск потери деловой репутации (репута-ционный риск) и риск ликвидности.
Одним из последних документов, регулирующих ИБ, было Письмо Банка России от 31 марта 2008 г. № 36-Т «О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга ».
Рекомендации были разработаны в целях обеспечения:
- надежного ДБО с применением систем интернет-банкинга, отвечающего требованиям клиентов КО в части доступности, функциональности и защищенности операций и данных интернет-банкинга;
- соответствия ДБО с применением систем интернет-банкинга требованиям законодательства РФ, в том числе нормативных актов
Банка России, по вопросам банковской деятельности и управления банковскими рисками;
- информационной безопасности систем интернет-банкинга, в том числе защиты информационных ресурсов КО от неправомерного доступа с применением интернет-технологий;
- контроля за банковскими операциями, осуществляемыми клиентами с применением систем интернет-банкинга, в рамках системы внутреннего контроля КО;
- противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также исключению вовлечения кредитной организации в противоправную деятельность при использовании ДБО с применением систем интернет-банкинга;
- достоверности, полноты и своевременности учета данных об осуществлении банковских операций с применением систем интернет-банкинга;
- поддержания уровней банковских рисков, связанных с ДБО, в пределах, установленных кредитной организацией.
Положения данного документа можно использовать кредитными организациями для разработки внутренних документов, в том числе для методик проведения проверок по вопросам, связанным с управлением рисками ИБ. Такие проверки могут проводиться подразделениями, ответственными за управление банковскими рисками и службой внутреннего контроля.
Структурные диспропорции доступности банковских услуг ограничивают возможности обеспечения роста предложения и в результате удовлетворения растущего спроса населения на финансовые услуги в рамках традиционных форм деятельности кредитных организаций. Решению этой проблемы может эффективно способствовать развитие инструментов дистанционного финансового обслуживания и сети институтов микрофинансирования, которые будут дополнять банковскую сеть в удаленных регионах и небольших населенных пунктах. Формирование двухуровневой финансово-кредитной системы, включающей в себя систему кредитных организаций и систему небанковских институтов микрофинансирования, способно обеспечить более равномерную доступность финансовых услуг для всех категорий населения и предпринимательства, современную финансовую среду для инновационного роста российской экономики и в результате придать дополнительный импульс социально-экономическому развитию России на пути повышения конкурентоспособности ее экономики и уровня занятости.
Информационная безопасность регионов. 2015. № 4(21)
Библиографический список (References)
1. Ахмадеев М.Г. Экономическая безопасность в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2.
Akhmadeyev M.G. (2011) Ekonomicheskaya bezopasnost' v bankovskom sektore [Economic security in the banking sector] // Aktual'nyye problemy ekonomiki i prava. № 2.
2. Березинская О.Б. Доступность финансовых услуг для населения: дисбалансы стратегий банковского розничного бизнеса // СПС «Консультант-Плюс».
Berezinskaya O.B. Dostupnost' finansovykh uslug dlya naseleniya : disbalansy strategiy bankovskogo ro-znichnogo biznesa [Accessibility of financial services to general population: imbalances in the strategies of banking retail sector] // SPS «Konsul'tant -Plyus».
УДК 338.45:662.7
ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ASSOCIATED PETROLEUM GAS: PROSPECTS OF EXTRACTION AND TAXATION
Кадерова Нурия Исмаиловна
Kaderova Nuria Ismailovna
аспирантка кафедры налогов и налогообложения, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
postgraduate student of the department of taxes and taxation, Saratov socioeconomic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены перспективы налогообложения попутного газа как объекта добычи полезных ископаемых по ставке, отличной от льготной 0%, применяемой на сегодняшний день. Рассмотрена возможность использования попутного газа в промышленном производстве, а также химической и энергетической сферах. Налогообложение нефтяного попутного газа по 0% ставке ярко демонстрирует, что льготная налоговая система сама по себе не станет достаточным стимулом для инвестиций. Подобные формы льготного налогообложения должны носить целевой характер. К предприятиям, инвестирующим в создание инфраструктуры по сбору нефтяного попутного газа, необходимо применять меры налогового стимулирования.
Ключевые слова: газ, попутный нефтяной газ, налог, налогообложение, добыча, полезное ископаемое, Налог на добычу полезных ископаемых.
The paper discusses the consequences of taxing extraction of associated petroleum gas at a rate different from the preferential 0% applied to date. The author considers possibilities of utilizing associated petroleum gas in industrial production as well as in chemical and energy industries. Taxation of associated petroleum gas at a rate of 0% clearly demonstrates that preferential tax system itself will not be sufficient incentive for investment. Such forms of preferential tax treatment should have a definite target. It is necessary to apply measures of tax incentive to businesses investing in infrastructure for extraction and use of associated petroleum gas.
Keywords: gas, associated petroleum gas, tax, taxation, extraction of minerals, mineral resources, severance tax.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731