Научная статья на тему 'Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов Санкт-Петербурга'

Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЫ Ф ФРЕБЕЛЯ / ДЕТИ С СЕНСОМОТОРНОЙ РЕЧЕВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / F FROEBEL'S MATERIALS / CHILDREN WITH SENSORY-MOTOR / SPEECH AND INTELLECTUAL DISABILITIES / FRIENDLY ENVIRONMENT / GAME-BASED TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вечканова Ирина Геннадьевна

В статье рассматриваются научно-теоретические подходы к созданию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования, мезоуровня реабилитационной среды с точки зрения постулатов Ф. Фребеля. Представлена методика изучения сенсомоторного и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанная на основе идей Ф. Фребеля. Представлены экспериментальные данные. Показано, что из характеристик шара дети с различными нарушениями развития чаще всего описывали только цвет: дети с речевой недостаточностью в 4-5 лет, дети с задержкой психического развития в 5-6 лет, дети с умственной отсталостью в 6-7 лет. У детей с речевой недостаточностью в 6 лет предложения по игре с шаром были однообразными, дети с интеллектуальной недостаточностью выделяли только основную функцию шара: «катать», «качать». Описаны подходы к модульному включению полифункциональных материалов Ф. Фребеля в мотивирующую пространственную среду детских садов. Предлагается учитывать различные уровни «реабилитированности» детей с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью. Показано, что с развивающими играми («дарами») для дошкольников родители и педагоги могут познакомиться в специально оборудованном кабинете-модуле «Реатека», на специальном сайте (разделы «Реатека», «Экотека», «АртКартотека»), в рамках организованной «Маминой школы». Раскрыто содержание экологических городских проектов Фребелевского общества в детских садах г. Санкт-Петербурга: «1, 2, 3 раздели и убери», «Ребенок и мегаполис. Как познать ребенку природу». Данные проекты разработаны на основе использования игровых технологий в условиях инклюзии, включения семей и дошкольников с разными стартовыми возможностями в освоение дружественной доступной среды города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вечканова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRIENDLY CITY ENVIRONMENT FOR THE (RE)HABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN SOCIAL PARTNERSHIP PROJECTS OF F.FROEBEL TEACHERS’ SOCIETY OF ST. PETERSBURG

The article deals with the scientific and theoretical approaches to the problem of creation of a modern object-spatial developing environment of pre-school education from the perspective of the postulates of F. Froebel. The article presents experimental data and the methods of studying the sensory-motor and speech development of children with disabilities on the basis of F. Froebel’s ideas. The experiment showed that characterizing a ball, children with different disabilities often described only the color: children with speech underdevelopment at the ages of 4-5; those with disorders of psychological development at 5-6 years of age and children with intellectual disability at 6 or 7. Six-year-olds with speech underdevelopment made up monotone proposals while playing with the ball; children with intellectual disability distinguished only the basic function of the ball: “to roll” or “to swing”.The article describes the approaches to the modular integration of poly-functional Froebel’s materials in the motivating spatial environment of kindergartens taking into account different levels of “rehabilitation” of children with sensory-motor, speech, and intellectual disabilities. The authors invite parents and teachers to find more information about various kinds of games with “gifts” for preschool children at the specially equipped module-room “Reateque”; they can also use the following links at the web pages: “Reateque”, “Ecoteque”, “Artkardteque”, or visit the specially organized “Mother’s School”. The article informs the readers about the content of the environmental urban projects of the Froebel’s society in St. Petersburg kindergartens “1, 2, 3 divide and take away”, “Child and Metropolis. The Child’s Way to Knowing Nature”. The given projects are based on the use of game-driven technologies in the conditions of inclusion and involvement of the families and preschool children with different starting opportunities in the development and acquisition the friendly city environment.

Текст научной работы на тему «Доступная среда города для (ре)абилитации детей с ОВЗ в проектах социального партнерства Фребелевского общества педагогов Санкт-Петербурга»

УДК 3 73.25(4 70.23-25)

ББК Ч450.470 ГСНТИ 14.29.05, 14.29.09 Код ВАК 13.00.03

И. Г. Вечканова I. G. Vechkanova Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГОРОДА ДЛЯ (РЕ)АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

В ПРОЕКТАХ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ФРЕБЕЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация. В статье рассматриваются научно-теоретические подходы к созданию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образования, мезоуровня реабилитационной среды с точки зрения постулатов Ф. Фребеля. Представлена методика изучения сенсомоторно-го и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), разработанная на основе идей Ф. Фребеля. Представлены экспериментальные данные. Показано, что из характеристик шара дети с различными нарушениями развития чаще всего описывали только цвет: дети с речевой недостаточностью — в 4—5 лет, дети с задержкой психического развития — в 5—6 лет, дети с умственной отсталостью — в 6—7 лет. У детей с речевой недостаточностью в 6 лет предложения по игре с шаром были однообразными, дети с интеллектуальной недостаточностью выделяли только основную функцию шара: «катать», «качать».

Описаны подходы к модульному включению полифункциональных материалов Ф. Фребеля в мотивирующую пространственную среду детских садов. Предлагается учитывать различные уровни «реабилитированности» детей с сенсомоторной, речевой, интеллектуальной недостаточностью. Показано, что с развивающими играми («дарами»)

FRIENDLY CITY ENVIRONMENT FOR THE (RE)HABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN SOCIAL PARTNERSHIP PROJECTS OF F.FROEBEL TEACHERS' SOCIETY OF ST. PETERSBURG

Abstract. The article deals with the scientific and theoretical approaches to the problem of creation of a modern object-spatial developing environment of preschool education from the perspective of the postulates of F. Froebel. The article presents experimental data and the methods of studying the sensory-motor and speech development of children with disabilities on the basis of F. Froebel's ideas. The experiment showed that characterizing a ball, children with different disabilities often described only the color: children with speech underdevelopment — at the ages of 4-5; those with disorders of psychological development — at 5-6 years of age and children with intellectual disability — at 6 or 7. Six-year-olds with speech underdevelopment made up monotone proposals while playing with the ball; children with intellectual disability distinguished only the basic function of the ball: "to roll" or "to swing".

The article describes the approaches to the modular integration of poly-functional Froebel's materials in the motivating spatial environment of kindergartens taking into account different levels of "rehabilitation" of children with sensory-motor, speech, and intellectual disabilities. The authors invite parents and teachers to find more information about various kinds of games with "gifts" for preschool children at the specially equipped module-

Специальное образование. 2016. № 3

13

для дошкольников родители и педагоги room "Reateque"; they can also use the

могут познакомиться в специально following links at the web pages:

оборудованном кабинете-модуле «Реа- "Reateque", "Ecoteque", "Artkardteque",

тека», на специальном сайте (разделы or visit the specially organized "Mother's

«Реатека», «Экотека», «АртКартоте- School".

ка»), в рамках организованной «Мами- The article informs the readers about

ной школы». the content of the environmental urban

Раскрыто содержание экологиче- projects of the Froebel's society in St.

ских городских проектов Фребелевско- Petersburg kindergartens "1, 2, 3 — divide

го общества в детских садах г. Санкт- and take away", "Child and Metropolis.

Петербурга: «1, 2, 3 — раздели и убе- The Child's Way to Knowing Nature".

ри», «Ребенок и мегаполис. Как познать The given projects are based on the use of

ребенку природу». Данные проекты game-driven technologies in the condi-

разработаны на основе использования tions of inclusion and involvement of the

игровых технологий в условиях инклю- families and preschool children with dif-

зии, включения семей и дошкольников ferent starting opportunities in the devel-

с разными стартовыми возможностями opment and acquisition the friendly city

в освоение дружественной доступной environment. среды города.

Ключевые слова: материалы Key words: F. Froebel's materials,

Ф. Фребеля; дети с сенсомоторной, ре- children with sensory-motor, speech and

чевой, интеллектуальной недостаточ- intellectual disabilities, friendly environ-

ностью; доступная среда; игровые тех- ment, game-based technologies. нологии.

Сведения об авторе: Вечканова About the author: Vechkanova Iri-

Ирина Геннадьевна, кандидат педаго- na Gennad'evna, Candidate of Pedagogy,

гических наук, доцент. Associate Professor.

Место работы: кафедра основ Place of employment: Department of

коррекционной педагогики Российско- Foundations of Rehabilitation Pedagogy,

го государственного педагогического Herzen State Pedagogical University of

университета им. А. И. Герцена. Russia.

Контактная информация: 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, д. 48.

E-mail: ivechkanowa@gmail. ru

Отмечая роль Фридриха Фре-беля в истории образования, исследователи сходятся во мнении, что его идеи лежат «в общей сокровищнице педагогических приобретений человечества» [13, с. 497]. На протяжении полутора столетий «взрослое» человечество организует детские сады на основе идей, недооцененных при жизни Ф. Фре-беля. Его идеи с 60-х годов XIX в.

© Вечканова И. Г., 2016

получили распространение, а к концу XX столетия заняли ведущее место в системе дошкольного воспитания во многих странах.

В 2013 г. с вступлением в силу «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование было признано первой ступенью непрерывного образования в России. В связи с изменениями Федерального закона № 419-ФЗ

14

Специальное образование. 2016. № 3

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» образовательные организации стали рассматриваться с позиций создания среды для психолого-педагогической абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ [7, с. 34].

В течение столетий по поводу идей и теории Ф. Фребеля о воспитании человека исследователи высказывали часто противоположные точки зрения, критикуя или поддерживая различные постулаты. Несомненной заслугой Ф. Фребеля признается то, что он «первый обратил внимание на развитие детей младшего возраста, на их стремления, взглянул на детскую жизнь как на жизнь относительно полную, законным потребностям которой должны удовлетворять взрослые» [13, с. 497], поскольку в игре «сразу, в смутном единстве проявляются все инстинкты» [3, с. 104].

К. Д. Ушинский, описывая систему Ф. Фребеля, с пониманием отнесся к невероятно сложной задаче, которую решал исследователь: «...придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач для взрослого человека, которые придуманы уже веками.» [13, с. 499]. Предполагаем, что речь идет об играх с шаром, а также о проверенных столетиями играх с кубиками, которые взяла за основу для обучения детей и М. Монтес-сори [6]. В Русском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга в экспозиции народных игрушек

России можно увидеть шары, напоминающие первый «дар» Ф. Фре-беля [1].

В нашем исследовании на основе анализа классических систем образования детей дошкольного возраста [3; 4; 5; 6; 11; 13] была поставлена следующая цель: раскрытие сущностных характеристик психолого-педагогической (ре)аби-литации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и практическое обоснование модульного принципа включения игровых технологий на основе системы Ф. Фребеля в реабилитационную среду дошкольной образовательной организации для детей с ОВЗ, имеющих сенсомоторную, речевую, интеллектуальную недостаточность.

Экспериментальное изучение доступной среды осуществлялось в ходе проектного взаимодействия с Фребелевским обществом педагогов г. Санкт-Петербурга (существовало в 1871—1918 гг. и было возрождено в 2012 г.). Данный вид взаимодействия способствовал определению наиболее эффективных факторов создания доступности реабилитационной среды на мезо-уровне [7, с. 34]. Понятие «доступная среда» предполагает создание условий для инклюзии и безбарьерного доступа в дошкольную образовательную организацию, оснащение специальным оборудованием, проведение информационных и просветительских мероприятий, направленных на преодоление разобщенности участников образовательного процесса и барьеров в

Специальное образование. 2016. № 3

15

обществе [10, с. 112], формирование позитивных установок у всех заинтересованных сторон [10, с. 108]. Мы опирались на единый для всех детских возрастов показатель участия и активности в игровой деятельности, предложенный в Международной классификации функционирования (МКФ) [10, с. 91, 96]. В качестве показателя фактора сформиро-ванности окружающей среды применялись изделия и технологии для обучения дошкольников.

Исследование проводилось в 2013—2016 гг., в нем приняли участие нормативно развивающиеся дети и дети с ОВЗ в возрасте от трех до семи лет.

Количество нормативно развивавшихся детей составило 200 человек, количество детей с ОВЗ — 500 человек. Контингент детей с ОВЗ можно классифицировать следующим образом:

- 100 человек — дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);

- 100 человек — дети с задержкой психического развития (ЗПР);

- 100 человек — дети с легкой умственной отсталостью;

- 50 человек — дети с умеренной умственной отсталостью;

- 50 человек — дети со сложным дефектом развития, при котором интеллектуальная недостаточность сочеталась с расстройством аути-стического спектра (РАС);

- 100 человек — дети с сенсомо-торной недостаточностью, у которых нарушения сенсорного развития сочетались с детским церебральным параличом (ДЦП); из них 30 детей имели ТНР, 30 человек —

ЗПР, 20 человек — легкую умственную отсталость, 20 человек — умеренную умственную отсталость.

Дети с ОВЗ находились в различных инклюзивных и интеграционных условиях воспитания — в дошкольных образовательных организациях компенсирующего типа, комбинированного типа, в образовательных центрах.

Экспериментальное исследование, направленное на определение доступности детям с ОВЗ игр и выявление различий в их траектории развития, проводилось в г. Санкт-Петербурге на базе ГБДОУ № 5 комбинированного вида (Невский район), ГБДОУ № 103 компенсирующего вида (Невский район), ГБДОУ № 14 компенсирующего вида (Василеостровской район), дошкольного отделения ГБОУ № 25 (Петроградский район). Контрольные группы детей были созданы в г. Набережные Челны Республики Татарстан («Реацентр» благотворительного фонда «Дети ДЦП», МОУ № 35), в г. Пскове (дошкольное отделение ЦЛП).

Гипотеза исследования состояла в том, что при использовании междисциплинарного подхода в рамках реабилитационной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ, исходя из целей и задач различных образовательных областей в соответствии ФГОС ДО, уровень функционирования и реабилитирован-ности этих детей будет повышен, если в ходе деятельности будет осуществлена интеграция различных игровых технологий на основе принципа учета в работе индивиду-

16

Специальное образование. 2016. № 3

ально-педагогических характеристик образовательного и реабилитационного потенциала детей с ОВЗ.

В ходе эксперимента для всех детей, в том числе нормативно развивающихся, первый «дар» Ф. Фре-беля (игры с шаром) оказался незнакомым. Почти все группы детей с интересом отнеслись к манипуляции с шаром на нитке. Лишь в группах детей с умеренной умственной отсталостью и со сложным дефектом, где интеллектуальная недостаточность сочетается с РАС, было около 40 % детей, которые не обратили внимание на действия с шаром взрослого, хотя большинство из них имели избирательный интерес к раскачивающимся предметам. Это подтверждает данные Е. И. Грачевой, что немногие дети из этой категории отвлекаются на «дары» [4, с. 22]. Следуя рекомендациям Е. И. Грачевой, таким детям мы предъявляли серебряный или зеркальный шар, к которому большинство детей потянулось.

Дети с нормативным развитием в возрасте 6—7 лет давали правильное название геометрического тела и предлагали разнообразное его использование с включением высокого уровня воображения, например, шесть мальчиков из контрольной группы предложили использовать шар для гипноза. Здоровые дети в 5—6 лет (40 % детей) называли шар также мячиком, «клубочком», «нитками» и предлагали использовать его для игры с кошкой. Такие ответы совпадали с теми, которые давали дети с ТНР в возрасте 6—7 лет (наряду с пра-

вильным называнием предмета шаром — в 70 % случаев). У детей в 5 —6 лет встречались и неправильные варианты словообразования, например: «ниточный, из веревки мяч» (в 40 % случаев).

В возрасте 4—5 лет дети с ТНР из характеристик шара описывали преимущественно только цвет, что характерно было для трехлетних нормативно развивающихся детей, для детей с ЗПР в возрасте 5—6 лет, для детей с умственной отсталостью в 6—7 лет. В возрасте 4—5 лет нормативно развивающиеся дети (90 % детей) с помощью педагога замечали, что мячи отличаются по признаку «мягкий — твердый». Этот признак дети с ТНР в 5—6 лет описывали также через глаголы «можно нажать, а этот стучит» (40 % детей). Дети с ЗПР (60 % детей) чаще пользовались показом движений и дополнительными неточными словами, например, «крепкий». Дети с легкой умственной отсталостью в 6—7 лет предлагали слова-действия: «кидать», «ловить», «качать», что нормативно развивающиеся дети делали уже в 3 года.

Дети с умеренной умственной отсталостью повторяли за взрослым движение раскачивания не на пальцах, а на кисти или запястье. Дети с ДЦП не смогли развешивать несколько шариков на пальцы. Для всех групп детей было нестандартным предложение с пальцев одной руки перекинуть шарики на другую руку. Моторная неловкость была отмечена в группах детей с ЗПР, ТНР, при этом были затруднения и

Специальное образование. 2016. № 3

17

в счете, что совпадает с данными С. Ю. Кондратьевой [9, с. 73—79]. Для дошкольников с умственной отсталостью эта игра оказалось сложна.

В эксперименте использовались игровые технологии, направленные на повышение показателей функционирования МКФ у детей с ОВЗ: манипуляция с предметами, игрушками, вовлечение в игровую деятельность, самостоятельная игра либо игра с кем-то [10, с. 79—81].

Эксперимент проводился в соответствии с вариативной программой «Звезда Фребеля» и программой обучения и воспитания детей с ЗПР [12]. При обучении учитывались факторы воздействия окружающей среды и принципы интеграции в нее, о чем говорил В. П. Кащенко, видевший в детской исключительности не столько биологические причины, сколько «дефективную социальность»: «Детская исключительность есть, прежде всего, порок общества в целом. И борьба с ней должна строиться на базисе широких социальных мероприятий» [8, с. 5].

В формирующем эксперименте полифункционально использовались игры с «дарами» Ф. Фребеля: игры в сопровождении с песенками, игры с линиями, плоскостями, точками [14, с. 227—228]. Важной составляющей формирующего эксперимента явилось включение педагогов детских садов в проекты Фребелевского общества г. Санкт-Петербурга, функционирующего при Центре русско-немецких встреч. Принципы педагогики

Ф. Фребеля, положения ФГОС ДО применялись при разработке «модели детского сада будущего из прошлого» [15].

В экспериментальных группах обучение проводилось в течение трех лет на основании комплексного подхода, проявлявшегося в использовании игры в проектной экологической деятельности дошкольников [2, с. 6]. Это стимулировало активную позицию участников образовательных отношений по отношению к созданию доступной среды [10, с. 96].

Процесс обучения выстраивался с опорой на изделия и технологии обучения дошкольников, организацию их культурного досуга, природного окружения. В основу проектной деятельности был положен постулат Ф. Фребеля «Игра, движение, сад», который учитывает стремление человека к «гармонии с жизнью и природой» [14, с. 242]. Для выявления особых образовательных потребностей детей психолого-педагогическое обследование дошкольников проводилось совместно с родителями. Осуществлялось не только консультирование ближайшего окружения ребенка по развитию его игровой и продуктивной деятельности, но и, согласно наследию Ф. Фребеля, была создана «Мамина школа» для передачи опыта обучения родителям.

В качестве факторов организации окружающей среды на сайте Фребелевского общества были представлены технологии культурного досуга. Проведение игр-занятий, направленных на освоение

18

Специальное образование. 2016. № 3

«форм жизни», «форм познания», «форм красоты» [14, с. 93], согласовывалось с организацией и проведением культурно-массовых и досуговых мероприятий для детей.

Социокультурные интеграционные проекты были направлены на формирование установок, общественного сознания представителей различных «фокус-групп». В 2015 г. проект «1, 2, 3 — раздели и убери», инициированный Фребелевским обществом г. Санкт-Петербурга и направленный на формирование экологического сознания дошкольников, объединил десять детских садов города. Данный проект был представлен в ходе «Экологической акции» на Неделе Германии (апрель 2015 г.). Следующий проект Фребелевского общества «Ребенок и мегаполис. Как познать ребенку природу» был предложен в 2016 г. В данном проекте также осуществлялась опора на социокультурный и природосообразный аспекты ознакомления детей с природным миром [14, с. 242, 251].

В рамках проекта в детских садах проводились конкурсы для родителей и детей: изготовление кукол из вторсырья в качестве символа проекта, конкурсы рисунков, поделок, плакатов на темы «Чистый город — здоровый я, здоровая семья», «Свет и тень», выставки на портале экологической безопасности и другие мероприятия.

Результатом проектной деятельности с экологическим материалом явилось формирование у детей, в том числе у детей с ОВЗ, предпосылок игровой, коммуника-

тивной и познавательной деятельности.

Полагаем, что описанные игровые технологии проектной деятельности эффективны как составляющие доступной реабилитационной среды, способствующей социально-коммуникативному, экологическому и художественно-эстетическому развитию детей, включению социальных партнеров в актуальные для семей детей с ОВЗ инновационные сетевые проекты с привлечением ресурсов общественных организаций.

Литература

1. Ботякова, О. А. Российский этнографический музей. Детский путеводитель / О. А. Ботякова. — СПб. : Образование — Культура, 1998.

2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса,

A. Н. Веракса. — М. : Мозаика-Синтез, 2008.

3. Гессен, С. И. Основы педагогики: введение в прикладную философию / С. И. Гессен. — М. : Школа-Пресс, 1995.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Грачева, Е. И. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами / Е .И. Грачева. — СПб., 1907.

5. Жеравина, А. Н. П. И. Макушин и «Детский сад по методе Фребеля» в Томске / А. Н. Жеравина // Вестн. Том. гос. ун-та. — 1999. — № 268. — С. 14—19.

6. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / под. ред. Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупова. — М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006.

7. Кантор, В. З. Отношения личности при нарушениях в развитии: реаби-литационно-педагогический контекст /

B. З. Кантор // Специальное образование. — 2015. — № 4.

Специальное образование. 2016. № 3

19

8. Кащенко, В. П. Исключительные дети: их изучение и воспитание / В. П. Кащенко, Г. В. Мурашев. — 2-е изд. — М., 1929.

9. Кондратьева, С. Ю. Диагностика и профилактика нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» / С. Ю. Кондратьева // Специальное образование — 2012. — № 2.

10. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. — СПб. : С.-Петерб. и-т усовершенствования врачей — экспертов Министерства труда и социального развития РФ, 2003.

11. Ничипоренко, Л. К. Возможности научно-исследовательской деятельности преподавателей, студентов в научной лаборатории на базе музейной коллекции материалов М. Монтессори и Ф. Фребеля / Л. К. Ничипоренко // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. — 2014. — № 171. — С. 193— 197.

12. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л. Б. Баряева, О. П. Гав-рилушкина, С. Ю. Кондратьева и др. ; под ред. Л. Б. Баряевой, Е. А. Логиновой. — СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

13. Ушинский, К. Д. Отчет о командировке за границу / Собр. соч. : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М. ; Л. : Изд-во Акад. пед. наук, 1948. — Т. 6.

14. Фребель, Ф. Педагогические сочинения. Т. 1. Воспитание человека / Ф. Фребель. — Изд. 2-е. — М. : Книго-изд-во К. И. Тихомирова (Кузнецкий Мост), 1913.

15. Ein Zukunftsmodell aus der Vergangenheit / Rosemarie Boldt, Margitta Rockstein. — Hrsg. Thüringer Landesmuseum Heidecksburg Rudolstadt, 2015. — Режим доступа: http://froebel-museum.de/pages/de/sammlungen-und-fo

rschung/publikationen.php. — (Band 7 der Reihe «Schriften des Fröbelmu-seums»).

References

1. Botyakova, O. A. Rossiyskiy etno-graficheskiy muzey. Detskiy putevoditel' / O. A. Botyakova. — SPb. : Obrazova-nie—Kul'tura, 1998.

2. Veraksa, N. E. Proektnaya deyatel'nost' doshkol'nikov / N. E. Veraksa, A. N. Veraksa. — M. : Mozaika-Sintez, 2008.

3. Gessen, S. I. Osnovy pedagogiki: vvedenie v prikladnuyu filosofiyu / S. I. Gessen. — M. : Shkola-Press, 1995.

4. Gracheva, E. I. Rukovodstvo po zanyatiyu s otstalymi det'mi i idiotami /

E. I. Gracheva. — SPb., 1907.

5. Zheravina, A. N. P. I. Makushin i «Detskiy sad po metode Frebelya» v Tomske / A. N. Zheravina // Vestn. Tom. gos. un-ta. — 1999. — № 268. — S. 14— 19.

6. Integrirovannoe obuchenie detey s ogranichennymi vozmozhnostyami v obshchestve zdorovykh detey / pod. red.

F. L. Ratner, A. Yu. Yusupova. — M. : Gumanitar. izd. tsentr «VLADOS», 2006.

7. Kantor, V. Z. Otnosheniya lichnosti pri narusheniyakh v razvitii: reabilitatsion-no-pedagogicheskiy kontekst / V. Z. Kantor // Spetsial'noe obrazovanie. — 2015. — № 4.

8. Kashchenko, V. P. Isklyuchitel'nye deti: ikh izuchenie i vospitanie / V. P. Kashchenko, G. V. Murashev. — 2-e izd. — M., 1929.

9. Kondrat'eva, S. Yu. Diagnostika i profilaktika narusheniy schetnykh na-vykov (diskal'kulii) u doshkol'nikov «gruppy riska» / S. Yu. Kondrat'eva // Spetsial'noe obrazovanie — 2012. — № 2.

10. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya funktsionirovaniya, ogranicheniy zhizne-deyatel'nosti i zdorov'ya. — SPb. : S.-Peterb. i-t usovershenstvovaniya vra-

20

Специальное образование. 2016. № 3

chey — ekspertov Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya RF, 2003.

11. Nichiporenko, L. K. Vozmozhnosti nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti prepodavateley, studentov v nauchnoy laboratorii na baze muzeynoy kollektsii materialov M. Montessori i F. Frebelya / L. K. Nichiporenko // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. — 2014. — № 171. — S. 193—197.

12. Programma vospitaniya i obuche-niya doshkol'nikov s zaderzhkoy psikhi-cheskogo razvitiya / L. B. Baryaeva, O. P. Gavrilushkina, S. Yu. Kondrat'eva i dr. ; pod red. L. B. Baryaevoy, E. A. Lo-ginovoy. — SPb. : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2010.

13. Ushinskiy, K. D. Otchet o koman-dirovke za granitsu / Sobr. soch. : v 11 t. / K. D. Ushinskiy. — M. ; L. : Izd-vo Akad. ped. nauk, 1948. — T. 6.

14. Frebel', F. Pedagogicheskie sochine-niya. T. 1. Vospitanie cheloveka / F. Frebel'. — Izd. 2-e. — M. : Knigoizd-vo K. I. Tikhomirova (Kuznetskiy Most), 1913.

15. Ein Zukunftsmodell aus der Vergangenheit / Rosemarie Boldt, Margitta Rockstein. — Hrsg. Thüringer Landesmuseum Heidecksburg Rudolstadt, 2015. — Rezhim dostupa: http://froebel-museum. de/pages/de/sammlungen-und-forschung/ publikationen.php. — (Band 7 der Reihe «Schriften des Fröbelmuseums»).

Спецнаflbное 0Öpa30BaHHe. 2016. № 3

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.