^ Теория и история культуры
^^ОоСТУП К СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ (по итогам 10-й Конференции министров культуры стран-членов Совета Европы)
УДК 351.85
В. А. Есаков
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье, написанной по итогам прошедшей 15—16 апреля 2013 года в Москве в историческом здании Большого театра 10-й Конференции министров культуры стран-членов Совета Европы по проблеме «Управление культурой — содействие доступу к культуре» при поддержке Министерства культуры РФ, подняты актуальные вопросы межкультурного взаимодействия, развития культурной жизни в условиях мировых социальных и экономических изменений, инновационных подходов современного общества в области управления культурой.
Ключевые слова: культура, доступ к культуре, управление культурой, культурное участие, культурная демократия, современное искусство.
V. A. Esakov
Moscow State University of Culture and Arts
ACCESS TO CONTEMPORARY ART THROUGH THE DEPARTMENT OF CULTURE (according to the results of the 10th Conference of Ministers of culture of member countries of the Council of Europe)
Present article was inspired by the X Anniversary Conference ofEU Culture Ministers "Cultural Management: Encouraging Cultural Accessibility", which was carried out on April 15-16, 2013 at the original building ofthe Bolshoy Theater and supported by the Ministry of Culture of the Russian Federation. The subjects considered in the article are: enlarging cultural accessibility to general public, ensuring equal rights ofall social groups for taking up arts and creativity, cross-cultural interaction, evolution of cultural activity in the context of global social and economic changes, contemporary innovative approaches to culture management.
Keywords: culture, cultural access, culture management, cultural participation, cultural democracy, modern arts.
Современное понимание культуры предполагает существенный пересмотр места отрасли в социальной структуре и признание особой общественной значимости ее функций, в частности, например, функции фор-
мирования нового типа работника — с повышенной социальной конкурентоспособностью и мобильностью, толерантного к иным культурам, настроенного на непрерывную модернизацию жизни и склонного не только
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 23-26
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
к тому, чтобы всю жизнь учиться, повышать уровень своей профессиональной квалификации, но и самовыражаться через искусство как таковое во всех его проявлениях.
Доказано, что регулятивная функция культуры во многом реализуется именно через искусство, которое выступает одним из важнейших направлений культурной политики. Соответственно, решение проблем современного искусства в общегосударственном масштабе требует применения новых, более эффективных методов управления культурной деятельностью, её планирования.
Управление в культуре — это целенаправленная деятельность по достижению определенных результатов, которые измеряются степенью удовлетворения тех или иных социальных потребностей всего населения. Но главным объектом культурной политики является молодежь. Поскольку именно молодежь с ее повышенными социальными запросами и ожиданиями должна стать основным субъектом модернизации страны, ускорения социально-экономических и иных преобразований.
Соответственно, культурная политика обязана быть модернизационной. Магистральные направления её реализации — совершенствование просвещения и образования, социализация, инкультурация молодежи средствами культуры, создание равных возможностей в творческой деятельности и карьере. Важнейшим условием реализации такой культурной политики является содействие доступу к культуре широких социальных слоев населения, обеспечения равных прав для творчества.
Вопросы, связанные с вовлечением граждан в культурную жизнь страны, были освещены на прошедшей 15—16 апреля 2013 года в Москве в историческом здании Большого театра 10-й — юбилейной — Конференции министров культуры стран-членов Совета Европы по проблеме «Управление культурой — содействие доступу к культуре», организованной по инициативе Совета Европы при активной поддержке Министерства культу-
ры РФ. Для участия в этом масштабном международном событии были приглашены руководители международных организаций из 50 стран мира.
Председатель юбилейной конференции — министр культуры РФ Владимир Мединский во вступительном слове отметил, что Россия большое внимание уделяет сохранению культурного наследия и лучших достижений соотечественников. «Социальная справедливость и свободный доступ к культурным благам, — подчеркнул он, — это те ценности, на которых строится истинная демократия в современном мире. Для нас принципиально важно находиться в рамках этого дискурса при взаимодействии с Советом Европы, поскольку мы полностью разделяем принципы, которые были заложены еще в 1949 году: верховенство права, демократия и права человека»1.
На конференции много времени было отведено обсуждению вопросов межкультурного взаимодействия, развития культурной жизни в условиях мировых социальных и экономических изменений, а также — определению инновационных подходов к управлению культурой.
В заключительном заявлении министров культуры по итогам дискуссии были сформулированы следующие основополагающие положения организации дальнейшей деятельности:
• подтверждение приверженности фундаментальным ценностям прав человека и демократии, приоритета закона при принятии решений в сфере культуры;
• признание значимой роли Совета Европы в обеспечении межгосударственного сотрудничества в сфере культуры;
• внесение назревших изменений в сферы производства, потребления и распространения объектов культуры;
• необходимость обеспечения культурного многообразия, свободного доступа к культуре и участия в культурной жизни всех слоёв населения;
1 Юбилейная 10-я Конференция министров культуры стран-членов Совета Европы. «Управление культурой — содействие доступу к культуре» (см.: http://cultureconf.ru/
^ Теория и история культуры
• важность цифровой революции для обеспечения свободы творчества, дальнейшего развития законодательства об авторских правах, в том числе в Глобальной Сети;
• обеспечение многоуровневого и многостороннего подхода к управлению культурой;
• учет национальных традиций при реализации долгосрочной культурной политики;
• адаптация политики в области культуры к социально-экономическим условиям, вызванным экономическим кризисом;
• содействие в обеспечении доступа к объектам культуры и культурному наследию посредством культурного обмена;
• повышение экономической эффективности финансирования культуры;
• изучение воздействия распространения цифровых технологий на культуру;
• дальнейшее развитие сотрудничества с международными партнерами (ЮНЕСКО, ОЭСР, ЕС).
Решение задач, поставленных в выступлениях и докладах участников из 50 стран мира, актуально и для России, поскольку позволит перейти нашей стране к постиндустриальному этапу развития. В первую очередь здесь следует много внимания уделить так называемым творческим индустриям. Ведь продуктом этих индустрий являются новое знание, мировоззрение, усовершенствованные нормы социального общежития, процессы образования и просвещения, произведения искусства — говоря обобщено, новая культура жизнедеятельности людей, построенная на новых принципах социальной активности.
Сегодня культуру можно безо всякого преувеличения отнести к числу основных, по сути — структурообразующих направлений развития инновационной экономики. И потому сохранение, развитие и модернизация культуры — важнейшие условия развития экономики знания, и даже более того — всей современной экономики.
В последнее десятилетие в мировой теории и практике сложились принципиально новые подходы к экономическому развитию, осно-
ванные на признании творчества и искусства в качестве ведущих факторов развития современной постиндустриальной экономики.
Творческие отрасли формируют сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний и информации. К их числу относятся как новые, наиболее динамичные и достигшие сегодня наивысшего уровня капитализации высокотехнологичные отрасли, особенно мультимедиа и интернет-технологии, так и традиционные отрасли культуры, например театральная, музыкальная, музейная, библиотечная и издательская деятельность, архитектура, дизайн и т.д.
Между тем центрами развития творческих отраслей являются, в основном, города, поскольку обладают большим количеством культурных и творческих ресурсов — не только учреждениями культуры, образования и научных организаций, но и высокоспециализированными, профессионально и культурно компетентными специалистами. А человеческий фактор имеет особое значение в творческих отраслях экономики.
Более того, современная социокультурная ситуация России характеризуется крайней неравномерностью развития различных регионов, с одной стороны, и повышением уровня специализации социальных групп и отдельной личности — с другой. Это обуславливает существенные отличия во вкусах и интересах, в стандартах потребления и уровне восприятия информации,в коммуникативных навыках и уровне культурной компетенции представителей различных территориальных и социальных групп. Цели культурной политики, таким образом, заключаются в том, чтобы помирить индивида, общество и государство, приблизить личность, искусство к государству.
Соответственно, управление культурой во многом заключается в поиске объективно необходимого компромиссного решения ряда противоречий естественного развития города или региона. Например, культурная политика Москвы определяется особенностями ее населения, повышенным ритмом
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 4 (54) июль-август ^
жизни и коммуникативной активностью, спецификой социальных и культурных запросов, полиэтничностью и поликонфесси-нальностью, наличием большого числа приезжих — как высококачественных специалистов, так и разнорабочих, значительным разрывом в уровне доходов наиболее и наименее обеспеченных слоев, большим процентом пенсионеров. Вместе с тем, Москва насыщена значительным числом научных, образовательных и культурных организаций и учреждений, доступ к которым необходимо предоставить всем жителям города.
Конечно, культурная политика не может пассивно потакать любым запросам населе-
ния. Всегда будут иметь место определенные противоречия между политикой государства и пожеланиями населения. И именно культура и современное искусство являются механизмом смягчения этих противоречий, зоной достижения компромиссов, важным каналом установления двусторонней связи и взаимопонимания между властью, обществом и индивидом.
Таким образом, управление культурой в условиях развития демократии немыслимо без обеспечения практического доступа к культурному наследию и современному искусству на основе общечеловеческих принципов свободы и равенства.
экология ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
(ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)
УДК 1:316
З. Я. Рахматуллина
Заместитель председателя Комитета по культуре ГД Федерального собрания РФ
В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии многонациональной отечественной культуры в условиях цивилизационных трансформаций современного российского общества на законодательном уровне.
Ключевые слова: культура, ценности, экология культуры, законотворчество.
Z. Ia. Rakhmatullina
Deputy Chairman of the Committee on Culture of the Russian Federation State Duma of the Federal Assembly
ECOLOGY OF NATIVE CULTURE AS AN URGENT SOCIAL NEED (LEGAL ASPECTS)
The article deals with urgent problems of ecology of the multinational Russian culture in the conditions of civilizational transformations of the contemporary Russian society on the legislative level.
Keywords: culture, values, cultural ecology, legislation. 26 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (54) июль-август 2013 26-30