ВОСПИТАНИЕ СЛОВОМ
И. Е. Будымко
ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлена модель «Модульная организация внеурочной деятельности в основной школе». Модель успешно апробирована в практике работы учителей основной школы.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, планируемые результаты, системно-деятельностный подход, интеграция, модель.
Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу школы, поэтому реализация внеурочной деятельности - одно из обязательных требований введения нового стандарта образования в практику работы школы. Приёмы организации внеурочной деятельности каждая образовательная организация определяет самостоятельно, при этом необходимо помнить, что внеурочная деятельность, так же как и урочная, обеспечивает достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, учитывает интересы и запросы всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей (законных представителей), учителей, а также финансовые, материально-технические и другие условия работы школы.
Первый опыт реализации внеурочной деятельности в 5-х классах в 2015-2016 учебном году выявил четыре основные проблемы: 1) снижение познавательного интереса к предметным курсам; 2) проблема мотивации детей к регулярной работе в режиме внеурочной деятельности; 3) организация внеурочной деятельности учащихся, занятых в системе дополнительного образования (с этой проблемой сталкиваются все городские школы, так как, например, 80% учащихся нашей школы во второй половине дня занимаются в музыкальной, художественной школах, в спортивных секциях, на станции юных туристов); 4) согласование расписания учителя и учащихся для определения времени и места проведения внеурочных занятий.
Особое значение в решении проблем реализации внеурочной деятельности имеет и мотивация педагогов, а также их готовность к взаимодействию с детьми вне урока.
Таким образом, возникла необходимость в создании творческой группы учителей для поиска и апробации новой модели организации внеурочной деятельности в основной школе. Такая творческая группа была сформирована в соответствии с планом работы региональной инновационной площадки «Формирование УУД в рамках реализации системно-деятельностного подхода».
Цель статьи - представить опыт работы творческой группы учителей по внедрению в практику работы новой модели организации внеурочной деятельности в основной школе на основе модульного подхода. В 2016-2017 учебном году под руководством доцента Г. А. Русских осуществлялись разработка и апробация экспериментальных материалов по реализации модели внеурочной деятельности на
© Будымко И. Е., 2018
основе предметных и надпредметных модулей, объемом 6-8 часов, реализуемых в течение одной четверти.
В процессе экспериментальной работы решались следующие задачи:
1. Интеграция содержания программ урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
2. Разработка программы предметных (или надпредметных) моделей на 6-8 часов для учащихся 5-6-х классов.
3. Апробация новой модели организации внеурочной деятельности.
4. Отработка механизмов выбора модулей учащимися и конструирования индивидуального образовательного маршрута, оформления портфолио.
5. Определение правил ведения журнала внеурочной деятельности с использованием электронного журнала Dnevnik.ru.
6. Поиск эффективных форм взаимодействия классных руководителей и учителей-предметников.
Наша модель разрабатывалась на основе системно-деятельностного подхода. Существенный признак модели - модульная организация познавательной деятельности школьников на основе рабочих программ, которые отвечают следующим требованиям:
• Программа реализуется в течение 6-8 часов, в рамках примерно одной четверти.
• Модуль содержит определённую систему творческих (исследовательских) или практико-ориентированных заданий для самостоятельной работы школьников, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий.
• Внеучебные занятия модуля обеспечивают интеграцию содержания программ урочной и внеурочной деятельности обучающихся.
• Деятельность школьников по реализации модульной программы, как правило, завершается авторской работой (презентация итогов работы может быть на школьном, а также городском, региональном и всероссийском уровнях). Выполненная работа отражается в портфолио ученика.
Важно, что, в отличие от программ по учебному предмету, программа модуля может быть ориентирована как на одновозрастную, так и на разновозрастную группы обучающихся.
В ходе экспериментальной работы с целью равномерного распределения нагрузки между учителями-предметниками учебные предметы были объединены в три группы: естественнонаучного цикла (биология, химия, география, экология, краеведение), гуманитарного цикла (история, обществознание, русский язык, литература, иностранные языки, краеведение) и физико-математического, технологического цикла (математика, физика, информатика, технология). В каждой четверти школьники имели возможность выбора нескольких модулей из тех, которые предлагали им учителя.
Модель организации внеурочной деятельности в основной школе на основе реализации модульного подхода мы разработали в виде таблицы, которая состоит из пяти граф. Первая графа отражает классы и направления, 2-5-я графы представляют перечень предметных модулей по четвертям.
Модель «Модульная организация внеурочной деятельности в основной школе»
Классы Предметные модули
1-я четверть 2-я четверть 3-я четверть 4-я четверть
Естественнонаучный цикл
5-й Как научиться познавать природу? Экологическая агитбригада Превращения химических веществ Цветоводство
6-й Я топограф Школа туризма Как научиться познавать природу? Экологический десант
Гуманитарный цикл
5-й Трудовые навыки моей семьи Клуб любителей немецкого языка Клуб любителей литературных игр Журналистский кружок
6-й История улиц моего города Читательский клуб Сказка на английском языке
Физико-математический, технологический цикл
5-й Логические задачи Занимательная физика Секреты красоты Мультстудия
6-й Математическая игротека
Для того чтобы учащиеся и родители могли познакомиться с предлагаемыми модулями и выбрать их, была организована виртуальная ярмарка-реклама (презентация) программ модулей в электроном журнале Dnevnik.ru. Реклама включала название модуля, Ф. И. О. учителя (при желании и с согласия педагога также можно разместить и фотографию), краткую аннотацию содержания программы, требования к количеству учащихся, время и место проведения занятий. Реклама модулей размещалась и на одном из школьных стендов на I этаже. Дополнительно классные руководители в начале каждой четверти информировали школьников об интересных аспектах работы по содержанию каждого модуля. Новая система организации внеурочной деятельности послужила основанием рождения новой школьной традиции - в начале учебного года во время общешкольного родительского собрания проводить ярмарку содержания модулей внеурочной деятельности.
Для управления развитием познавательной деятельности школьников, которые выбрали определённые модули, использовались возможности сервиса Webanketa. В начале каждой четверти в электроном журнале Dnevnik.ru размещались ссылки на презентацию рекламы модулей и на анкету участников внеурочной деятельности. Таким образом, учащиеся вместе с родителями имели возможность познакомиться с особенностями модуля и сделать свой обоснованный выбор.
В процессе эксперимента для отслеживания результатов внеурочной активности учащихся был разработан индивидуальный маршрут ученика с использованием таблицы Excel. Классные руководители или сами учащиеся в таблицу вносили информацию о том, какие модули посещал ученик, а также информацию о занятиях учащихся в системе дополнительного образования. Такая форма позволяет наглядно увидеть вектор интересов ученика и проанализировать результаты его внеурочной активности.
Итак, предлагаемая модель организации внеурочной деятельности в основной школе интересна для школьников, поскольку даёт им возможность выбирать модули по интересам, а значит, учитывать потребности разных групп школьников в определённой деятельности. Универсальные учебные действия, которые формируются в процессе внеурочных занятий, позволяют ученикам попробовать себя в разных видах деятельности и в дальнейшем осознанно сделать свой профессиональный выбор.
Преимущество предлагаемой модели, на наш взгляд, в том, что модульная система взаимодействия участников образовательного процесса позволяет привлечь к участию во внеурочной деятельности большое число учащихся и педагогов; заинтересовать тех и других творческим познавательным процессом. Важно, что модель позволяет осуществить специализацию учителя на определённых модулях и, тем самым, сократить временные затраты на подготовку к внеурочным занятиям. В перспективе работа с моделью может обеспечить поиск нестандартных форм внеурочной активности, отличающихся от традиционных не только по форме и содержанию, а также по стилю общения педагога с учащимися и результатами их сотворчества.
Примечания
1. Внеурочная деятельность // Менеджер образования. URL: https://www.menobr.ru/article/62125-qqq-17-m8-vneurochnaya-deyatelnost
2. Внеурочная деятельность в основной школе по ФГОС: планирование и содержание// Менеджер образования. URL: https://www.menobr.ru/article/59702-qqe-16-m8-vneurochnaya-deyatelnost-v-osnovnoy-shkole-po-fgos-planirovanie-i-soderjanie
3. Вебинар «Модель внеурочной деятельности в образовательной организации» // Издательство «Учитель» www.uchitel-izd.ru 18 марта 2016 года. URL: http: //www.uchmet.ru/events/item/418549/?referer1=subscribe_webinar&referer2=2016mar_18_r esults&partner=572
И. Д. Демакова, И. Ю. Шустова
ПЕДАГОГ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ: ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИП СО-БЫТИЙНОСТИ
В ВОСПИТАНИИ^*
В статье анализируются основные характеристики воспитательной деятельности педагога в условиях утверждения гуманистической парадигмы: ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя, цели, приоритеты и функции воспитательной деятельности, содержание деятельности педагога-воспитателя, ориентированной на развитие ребенка. Раскрыт со-бытийный принцип воспитания, в основе которого лежит ценностно-смысловое взаимодействие взрослых и детей.
Ключевые слова: воспитание, развитие личности воспитанника, со-бытие, позиция педагога-воспитателя.
Уникальность педагогической профессии в ее сопричастности миру детства, радости и яркости детских переживаний и стремлений, возможности поддерживать взросление ребенка, развитие его личности. Понимание уникальности, ценности детства, шагов становления человека определяет позицию педагога и содержание его профессиональной деятельности.
Определение ключевых проблем воспитания в свете новых социальных вызовов является важной задачей современного образования, требует переосмысления профессионально-личностной позиции педагога-воспитателя, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и методов работы.
© Демакова И. Д., Шустова И. Ю., 2018
* Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ. Проект № 17-0600117а.