Преимущество предлагаемой модели, на наш взгляд, в том, что модульная система взаимодействия участников образовательного процесса позволяет привлечь к участию во внеурочной деятельности большое число учащихся и педагогов; заинтересовать тех и других творческим познавательным процессом. Важно, что модель позволяет осуществить специализацию учителя на определённых модулях и, тем самым, сократить временные затраты на подготовку к внеурочным занятиям. В перспективе работа с моделью может обеспечить поиск нестандартных форм внеурочной активности, отличающихся от традиционных не только по форме и содержанию, а также по стилю общения педагога с учащимися и результатами их сотворчества.
Примечания
1. Внеурочная деятельность // Менеджер образования. URL: https://www.menobr.ru/article/62125-qqq-17-m8-vneurochnaya-deyatelnost
2. Внеурочная деятельность в основной школе по ФГОС: планирование и содержание// Менеджер образования. URL: https://www.menobr.ru/article/59702-qqe-16-m8-vneurochnaya-deyatelnost-v-osnovnoy-shkole-po-fgos-planirovanie-i-soderjanie
3. Вебинар «Модель внеурочной деятельности в образовательной организации» // Издательство «Учитель» www.uchitel-izd.ru 18 марта 2016 года. URL: http: //www.uchmet.ru/events/item/418549/?referer1=subscribe_webinar&referer2=2016mar_18_r esults&partner=572
И. Д. Демакова, И. Ю. Шустова
ПЕДАГОГ КАК ВОСПИТАТЕЛЬ: ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИНЦИП СО-БЫТИЙНОСТИ
В ВОСПИТАНИИ^*
В статье анализируются основные характеристики воспитательной деятельности педагога в условиях утверждения гуманистической парадигмы: ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя, цели, приоритеты и функции воспитательной деятельности, содержание деятельности педагога-воспитателя, ориентированной на развитие ребенка. Раскрыт со-бытийный принцип воспитания, в основе которого лежит ценностно-смысловое взаимодействие взрослых и детей.
Ключевые слова: воспитание, развитие личности воспитанника, со-бытие, позиция педагога-воспитателя.
Уникальность педагогической профессии в ее сопричастности миру детства, радости и яркости детских переживаний и стремлений, возможности поддерживать взросление ребенка, развитие его личности. Понимание уникальности, ценности детства, шагов становления человека определяет позицию педагога и содержание его профессиональной деятельности.
Определение ключевых проблем воспитания в свете новых социальных вызовов является важной задачей современного образования, требует переосмысления профессионально-личностной позиции педагога-воспитателя, утверждения значимых характеристик его деятельности, решаемых им задач и методов работы.
© Демакова И. Д., Шустова И. Ю., 2018
* Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ. Проект № 17-0600117а.
В условиях глобальных изменений в социокультурной и экономической сферах, произошедших в нашей стране за последние десятилетия, важно, чтобы педагог в воспитательной деятельности удерживал общечеловеческие ценности и смыслы, стремился передать ребенку не только основы человеческой культуры и этики, но и помог ему избежать моральной деградации, нравственной ущербности.
Убеждены: в современных условиях педагогом-воспитателем может стать лишь высокообразованный человек, искренний друг детей и подростков, сильный профессионал, способный к постоянному саморазвитию и творчеству, к нестандартным трудовым действиям, умеющий сочетать в своей деятельности достижения современной науки и педагогической практики.
По словам В. А. Караковского, педагог - это «пограничник на рубеже Современного и Вечного. Ему не только необходимо соответствовать постоянно растущим ожиданиям... но и всегда соотносить свою деятельность с логикой развития истории и культуры.» [1]. Согласимся: мы работаем с непрерывно меняющейся личностью в непрерывно меняющемся мире.
Воспитание, воспитательная деятельность современного педагога - это постоянное самоопределение с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие. Воспитание - это деятельность, обеспечивающая процесс развития ребенка, работа с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми. Педагог должен ориентироваться не на застывшие истины, а на свою жизненную позицию, собственные ценности, на понимание и поддержку процесса взросления ребенка. Главный принцип Я. Корчака в подготовке воспитателей звучит так: «Пусть ни один из взглядов воспитателя не станет непререкаемым убеждением, убеждением навсегда; сегодняшний день лишь переход от суммы вчерашних наблюдений к завтрашним, более глубоким обобщениям» [2].
Для установления своей позиции педагогу важно осознание себя Учителем или Воспитателем, а не просто винтиком образовательного механизма, исполнителем предписанного. В книге А. Н. Тубельского есть размышление о трудном процессе самоопределения молодого педагога: «.это процесс забвения мертвых <истин> и обретение собственных ценностей - относительно образования, ребенка, относительно средств учительского труда, возможностей совместного поиска решений» [3].
Работа с детьми обусловливается не столько социальными требованиями, задаваемыми государством, министерством, региональными чиновниками или администрацией школы, сколько запросом, идущим от детей в непосредственном взаимодействии с ними. Важно почувствовать и понять, что истинно волнует воспитанников, значимо для них сегодня, является задачей их самоопределения и саморазвития.
В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране вопросы воспитания школьников с использованием системы гуманистических идей носят первостепенное значение. Важно удерживать внимание на понимании основ гуманистического воспитания, которые содержательно представлены в трудах Л. В. Алиевой, Ш. А. Амонашвили, Р. А. Валеевой, А. В. Гаврилина, Д. В. Григорьева, А. И. Григорьевой, Н. С. Дежниковой, О. В. Заславской, В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, С. Д. Полякова, Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова, И. В. Степановой, А. Н. Тубельского, Т. В. Цырлиной. В этих работах анализируется содержание воспитательной деятельности педагога в условиях утверждения гуманистической парадигмы.
Современная задача воспитания - найти способы активного взаимодействия с учащимися, созвучные их внутренним смыслам, где проявляются лучшие качества человека, общие и личные гуманистические нормы и ценности. Именно
гуманистический подход привносит в педагогическую науку и практику идеи со-бытия и диалога (полилога), представленные в работах Н. М. Борытко, Д. В. Григорьева, Ю. В. Громыко, И. Д. Демаковой, И. А. Колесниковой, Н. Б. Крыловой, Л. И. Лузиной, А. В. Мудрика, Н. Л. Селивановой, М. В. Шакуровой, И. Ю. Шустовой и пр.
Цель данной статьи - прояснить содержание воспитательной деятельности педагога с ориентацией на гуманистическую парадигму образования, где в основе лежит отношение к ребенку как к высшей ценности, признание и уважение его способности и права на самоопределение и саморазвитие, приоритет открытого личностного взаимодействия с воспитанниками с выходом в со-бытие; раскрыть основные характеристики воспитательной деятельности, а именно: ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя, цели воспитательной деятельности, приоритеты и функции воспитательной деятельности педагога. Содержание деятельности педагога-воспитателя, ориентированного на развитие ребенка, включает: целостное изучение ребенка, создание условий для его самореализации и саморазвития, организации активной жизнедеятельности детей. Представить значимый принцип современного воспитания - со-бытийный, который предполагает, что воспитание выстраивается как институционально оформленная реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, в которой дети осваивают культурные образцы и нормы отношений и деятельности, постигают общечеловеческие ценности и смыслы, находят новое понимание себя, других людей и мира.
Исходной точкой воспитания являются ценности профессиональной деятельности педагога как воспитателя. Основной ценностью такой деятельности является ребенок (его личность и индивидуальность), его развитие, детство. Если педагог полагает главной ценностью своей деятельности ребенка, то он берет на себя ответственность за то, чтобы ребенок состоялся как человек: не был сломлен или унижен, узнал, кто он, понял свои интересы и возможности, уяснил, что он умеет или не умеет, хочет и не хочет.
Развитие ребенка как ценность воспитательной деятельности требует от педагога глубокого понимания этого процесса. Деятельность педагога-воспитателя включает создание условий, обеспечивающих целостный и успешный процесс развития ребенка, понимание и устранение преград и опасностей на этом пути. Психологи подчеркивают, что фактором, тормозящим процесс развития ребенка, является страх. Страх рождает у воспитанника чувство неуверенности в себе, комплекс неполноценности, следствием чего, как правило, становятся агрессия, заторможенность и уход в себя. Тормозом развития зачастую делаются пережитые детьми несправедливые обвинения взрослых в «прегрешениях», которых они не совершали или совершали нечаянно. Детские переживания страха, вины или стыда сохраняются на долгие годы, мешая ребенку чувствовать себя счастливым, выходить на самостоятельные действия и поступки. Педагог обязан помогать детям преодолевать стрессы и внутренние комплексы, поддерживать их уверенность в себе, способность осознать и преодолеть свои трудности. Важно говорить воспитаннику о его хороших качествах и поступках, поддерживать его стремления. Не менее важно понимать, какие факторы стимулируют процесс развития личности ребенка. Главным фактором, который стимулирует этот процесс, психологи считают эмоциональную стабильность жизни ребенка.
Цели воспитательной деятельности выводятся из ценностей. Примером поиска цели воспитания может служить педагогическая концепция Януша Корчака, для которого целью гуманистического воспитания было воспитание активной и самостоятельной личности, а важнейшими принципами воспитательной деятельности - уважение к личности ребенка, его внутреннему миру; признание прав 90
ребенка; гармонизация «разумного воспитания» и самовоспитания детей в процессе их активной и разнообразной деятельности; принцип гласности и открытости, связи детского дома со средой. Главными воспитательными задачами было обеспечить (создать условия) нравственного и физического развития ребенка; организацию демократичного детского самоуправления, которое давало реальную власть воспитанникам и направляло процесс создания единого воспитательного коллектива, развивающегося на принципах сотрудничества, доверия и взаимной договоренности. Следовательно, если ценность - право ребенка на уважение, то, соответственно, цель -отслеживание, как соблюдается данное право в детском сообществе, в процессе детско-взрослого взаимодействия. В процессе воспитательной деятельности цели осознаются и анализируются, ранжируются и выверяются по степени значимости каждой из них для создания условий развития воспитанника.
Приоритеты воспитательной деятельности педагога. Здесь выделим идеи К. Роджерса [4] о том, что личность ребенка для педагога всегда должна быть важнее любой педагогической проблемы; что настоящее ребенка педагогу следует считать более важным, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания ребенка значительнее, чем его знания и мысли; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления, что внутренняя устремленность педагога на развитие ребенка (на его ценности, выборы, приоритеты) важнее, чем любые педагогические декларации и инструкции. В воспитательной деятельности должен присутствовать оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. По мнению К. Роджерса, человек есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом, в нашем отношении к нему (вере в лучшее, что в нем есть). Задача педагога-воспитателя - выступить в позиции фасилитатора, поддерживающего процесс становления и развития ребенка.
Фасилитаторскую деятельность можно рассмотреть как приоритет воспитательной деятельности педагога. Педагог-фасилитатор естественен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир их глазами, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям. Он сам живет настоящим и помогает детям жить настоящим, исповедуя принцип Роджерса: «настоящее важнее прошлого и будущего». Обобщая результаты многочисленных исследований на данную тему, С. Л. Братченко [5] вводит понятие «фасилитативная способность педагога», раскрывая его через способность педагога сочетать пять искусств: искусство уважения, искусство понимания, искусство помощи и поддержки, искусство договора и искусство быть самим собой. Фасилитаторскую деятельность, на наш взгляд, можно рассматривать как новую культуру педагогической деятельности -гуманитарную культуру и искусство воспитания.
Функции воспитательной деятельности педагога:
• воспитательная деятельность реализуется в обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и во внеурочной деятельности (кружки, студии, секции, клубы, детские творческие объединения и т. д.). Воспитательная деятельность, таким образом, пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;
• воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;
• воспитательная деятельность осуществляется на «территории», где педагог и дети «живут» вместе: это пространство детства, где ребенок реализует свои ведущие потребности; педагогическое пространство, где педагог осуществляет воспитывающую функцию, осознает личностную и профессиональную позицию; пространство
взаимодействия взрослых и детей, детско-взрослая общность как основа воспитания и взаиморазвития.
В этих условиях меняется смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений и внедрения норм он переходит к поддержке процессов самоорганизации, самоуправления, самодеятельности детей.
Содержание воспитательной деятельности педагога. Изучение воспитательной деятельности лучших педагогов ХХ в. в Европе и России показало, что содержанием воспитательной деятельности педагога, ориентированной на развитие ребенка, является: изучение ребенка; создание условий его самореализации и саморазвития; организация активной жизнедеятельности детей.
Изучение ребенка. С помощью наблюдений и специально организованного изучения физического состояния и личностного развития детей педагог определяет рациональные пути организации воспитательного процесса. Педагог старается изучать ребенка в целостности, рассматривает возрастные особенности, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Стремясь лучше понять ребенка, он зачастую погружается в воспоминания о собственном детстве, ставит себя на место ребенка.
Он может использовать сравнительно-эволюционный метод, который помогает ему фиксировать динамику развития каждого ребенка; анализирует предметы детского творчества (сочинения, рисунки и пр.); наблюдает за детьми в их свободном общении со сверстниками, в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.
Р. А. Валеевой сформулированы принципы исследовательской деятельности в воспитании, которые важно знать и использовать современным педагогам: интерес к ребенку; принятие каждого ребенка таким, какой он есть; уважение самоценности любого ребенка; принцип педагогического оптимизма; отношение к ребенку как целостной личности; проведение исследования не «вообще», а для решения конкретной задачи. Исследование должно быть хорошо продумано, его результаты должны быть зафиксированы письменно; смыслом исследовательской деятельности должно стать составление индивидуальной программы развития каждого ребенка. Важный принцип - отказ от сравнения детей, выбор в качестве критерия оценки динамику процесса развития [6].
Создание условий для самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога. Педагоги-гуманисты соглашались с Аристотелем, утверждавшим, что самореализация человека - это реализация сущности, которая имеется в нем с самого рождения, они, признавая уникальность каждого ребенка, его непохожесть на других, стремились понять условия для реализации этой непохожести. Уважение к ребенку в ХХ в. становится одним из значимых принципов воспитания, ибо уважение ребенка педагогом является основанием для ребенка уважать самого себя. Содержанием воспитательной деятельности в реализации данного принципа является создание условий для утверждения самосознания воспитанника, воспитание в нем убежденности, что он способен на выбор и творческую самореализацию и сам является творцом самого себя. Чем выше самопринятие и самоуважение ребенка, тем лучше он понимает и принимает других людей, свободнее управляет своими эмоциями и поведением, активнее стремится к творчеству и самореализации. В этих условиях процессы социализации и индивидуализации идут эффективнее.
Организация активной жизнедеятельности детей. Принцип активности и самостоятельности воспитанника является основной идеей гуманистической концепции. Активность ребенка при этом рассматривается как жизненная потребность ребенка, условие и показатель развития его способностей и дарований, как средство
достижения успеха в самореализации и саморазвитии. Именно в активности ребенка проявляется его мыслительная деятельность, способность к осознанному самоопределению, его субъектная жизненная позиция.
Активность ребенка не может быть сформирована в условиях авторитарной педагогики, излишней опеки и избыточного вмешательства взрослых в жизнь детей, их доминирования в организации деятельности. Задача воспитания - перевести деятельность детей, в которую они включены совместно со взрослыми, в самодеятельность; дисциплину в самодисциплину. Активность и самостоятельность ребенка являются, с одной стороны, источником его развития, а с другой стороны, выступают как результат воспитания.
Со-бытийный принцип воспитания. В основе профессиональной деятельности педагога-воспитателя лежит его умение взаимодействовать с ребенком, с детским коллективом. По словам О. С. Газмана, «поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя...» [7].
Позиция педагога наиболее отчетливо проявляется в непосредственном его взаимодействии с детьми. Именно здесь он по-настоящему является носителем человеческих ценностей и смыслов, ставит их в основу своего отношения к другим. Во взаимодействии с детьми педагог ощущает себя причастным миру детства, бережно и уважительно относится к личности ребенка и его самостоятельности. В процессе взаимодействия с детьми педагог проявляет всю глубину личностного в себе, «опирается на гуманистическое внутреннее образование - положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности. Педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность» [8].
Со-бытийный принцип воспитания предполагает, что воспитание - это институционально оформленная реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, в которой дети осваивают культурные образцы и нормы отношений и деятельности, постигают общечеловеческие ценности и смыслы, находят новое понимание себя, других людей и мира. Принцип со-бытийности означает, что феномен воспитания уходит от педагога, который выстраивает цель и методы воспитания (знает, как надо). Этот принцип выносится в сферу «между» воспитателем и воспитанниками, где педагог сориентирован не на заранее определенные цели и выверенные способы работы, а на сегодняшний день ребенка, на со-бытие, живой процесс взаимодействия с воспитанниками. Это возможно, если педагог и ребенок заинтересованы во взаимодействии, удерживают общее поле мысли и совместной деятельности. Задача взрослого - соответствовать детскому интересу, его любопытству, создать общее пространство жизни с ребенком.
Со-бытие не может произойти без диалога; в то же время настоящий диалог вероятен только в со-бытии. «Событие бытия» рассматривается М. М. Бахтиным как место встречи, точка пересечения, из которой может быть осмыслено как субъективное бытие личности, так и бытие вообще. Субъекты, по выражению М. М. Бахтина, - это «выразительное и говорящее бытие», но бытие, выраженное двусторонне; оно осуществляется только во взаимодействии двух сознаний (Я и Другого); «это поле встречи двух сознаний, зона их внутреннего контакта» [9].
Со-бытие как встреча взрослых и детей, их открытое взаимодействие на равных в общем пространстве жизни. Жизненными представляются идеи М. Бубера [10], который выделяет пространство «МЕЖДУ» как истинное место человеческого со-
бытия, где возможен настоящий диалог, настоящий урок, настоящее, а не превратившееся в привычку объятие, настоящий разговор, настоящее познание. Живое воспитание возможно только в пространстве МЕЖДУ, где можно удержать его, открыть его образовательный потенциал. Ценности и смыслы вызываются самими участниками во взаимодействии на равных, когда взрослый является значимым и интересным воспитанникам, а они для педагога являются самостоятельными личностями, к которым он проявляет неподдельный интерес, уважение и доверие.
Результатом воспитания в со-бытии будет духовное взаимообогащение, взаиморазвитие взрослого и ребенка. Со-бытие порождает открытие индивидуального смысла происходящего каждым участником взаимодействия и проявление совместного обновленного смысла для всех, общего ценностно-смыслового пространства.
Со-бытие осуществляет перевод отношений между педагогом и школьниками на другой уровень, от формализованных и институционально заданных выводит в пространство человеческих отношений, предполагающих равенство и открытость, свободу и ответственность. Отношения создаются не по «вертикали», когда позиция педагога возвышается над бытием ученика и регламентирует его деятельность, а по «горизонтали», когда учитель и ученик равноправны в своей человеческой сущности, обладают одинаковым правом на свободу и творческое самовыражение.
Со-бытийность предполагает возникновение детско-взрослой общности. Важно введение в теорию и практику воспитания понятия «детско-взрослая со-бытийная общность». Со-бытийные детско-взрослые общности в воспитании имеют принципиальное значение. Общность выражается для человека как его субъективное переживание, он становится сопричастен мыслям, чувствам, знаниям, ценностям другого, вследствие чего они непроизвольно присваиваются, становятся частью его самого. Если между педагогом и воспитанником не возникает общности или она по каким-нибудь причинам рушится, воспитание как трансляция воспитаннику культурных норм и ценностей невозможно. Общность проявляет и удерживает гуманистический тип взаимоотношений. В. А. Караковский отмечает: «Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы, - это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Слова могут быть значимые и пустые, поступки - удачные и неудачные, а в отношениях соврать нельзя» [11].
Детско-взрослая общность как явление коллективное создает у участников систему жизненных установок, актуализирует процессы социокультурной идентификации и формирования жизненных ценностей и смыслов. Большое значение имеет то, какие ценности и смыслы преобладают в общности, что вносит в общность взрослый. Детско-взрослая общность должна выступать пространством для развития гуманистических ценностей.
Со-бытийное воспитание находится в настоящем, дети живут настоящим, им интересно и важно то, что происходит сейчас, волнует в данный момент. Такое воспитание основывается на понимании не внешних норм и правил, технологий и методик, которые зачастую устарели еще вчера, а педагогической реальности в живой ситуации непосредственного взаимодействия с детьми, в которой проявляются запросы и интересы детей, их позиции, их отношение к себе и к другим. О. С. Газман отмечал: «.воспитание опирается на реальные межличностные социальные отношения, процессы, явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания.» [12].
Со-бытийное воспитание основано на реальных ситуациях взаимодействия с детьми. Работа педагога с детской ситуацией строится на осознании и понимании того, что волнует детей именно сейчас, на умении реагировать на актуальные жизненные
запросы детей, умении понимать и принимать реальность детей, их интересы и ценности в настоящем, его умении моделировать и выстраивать взаимодействие с воспитанниками как со-бытийные ситуации. Д. В. Смирнов отмечает: «Педагогическое искусство - это как дар! А владение им - одаренность, данная конкретному педагогу! Педагогу - творцу "со-бытия", вдохновляющему на сценической площадке "пространство детства" ребенка к таинству образования. Педагог не только обнаруживает в процессе творчества глубинное, сущностное понимание реальности, он конструирует из него совместно с обучающимися новый мир» [13].
Со-бытийное воспитание мы представляем как моделирование и проживание совместно с воспитанниками образовательных со-бытийных ситуаций, которые направляют их жизненное самоопределение, стремление к самовоспитанию и саморазвитию, поддерживают способность осознавать и отстаивать собственные убеждения и ценности, проявлять субъектную позицию в осознанной самореализации, в общении и деятельности.
Важно, чтобы такое взаимодействие не ушло в эмоциональную «тусовку», а вышло в образовательную плоскость, где каждый участник взаимодействия смог бы лучше понять и проявить себя, понять новое о мире, в котором он живет, о других людях. Образовательная ситуация - это ситуация, где воспитанник находит образ человеческий в себе, открывает новое знание, ощущает новые (лучшие) качества и черты в себе, принимает это ощущение и понимание как личную ценность - это и есть переход в со-бытие, когда рождаются важные личные смыслы.
Самые важные ситуации - это те, которые меняют нашу жизнь, выводят нас на новое понимание себя, другого, мира. Они рождаются в живом открытом общении, в общем переживании, в интересном и захватывающем для всех деле. Тогда живая ситуация может рассматриваться как значимая встреча, со-бытийная детско-взрослая общность, в которой проявляются объединяющие всех ценности и смыслы. Это ситуация, в которой всем хорошо именно вместе, но где каждый может «петь свою песню», осознавать и проявлять себя, свою позицию в открытом общении, проявить то лучшее, что в нем есть. И здесь, действительно, речь идет о равенстве человеческой сущности педагога и ребенка.
Формирование педагога как воспитателя видится нам как его личное творчество. В основе со-бытийного воспитания лежат условия взаимодействия с воспитанниками в настоящем, здесь никто не может знать заранее, как будут разворачиваться события, кто и как проявится. Учитывая это, воспитателю не следует стремиться загнать ситуацию в «прокрустово ложе», бороться с ее спонтанным разворачиванием - он может вжиться в нее, рассчитывать не только на свой опыт и педагогический багаж, но и на интуицию, педагогическое чутье, на чувство «внутреннего ребенка в себе». Н. Л. Селиванова отмечает: «Несомненно, что у разных педагогов процесс становления и развития личностно-профессиональной позиции имеет свои особенности. Ее становление наиболее эффективно происходит в процессе профессиональной деятельности, в основе которой принципы диалогичности, креативности, толерантности, эмпатического понимания, открытости» [14].
В заключение сделаем ряд обобщений и выводов:
- воспитательная деятельность современного педагога - это его постоянное самоопределение с ориентацией на жизнь, на будущее, на развитие ребенка, это работа с «живой ситуацией» взаимодействия с детьми;
- исходной точкой воспитания являются ценности профессиональной деятельности: ребенок, его личность и индивидуальность, его развитие;
- цели воспитательной деятельности выводятся из ценностей. Они должны удерживать понимание процесса развития ребенка в современных условиях;
- приоритетом воспитательной деятельности педагога должен стать оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на его лучшие качества. Педагог должен выступать в позиции фасилитатора, поддерживающего процесс самовоспитания и саморазвития ребенка;
- содержанием воспитательной деятельности педагога, ориентированного на развитие личности ребенка, является изучение ребенка, создание условий для его самореализации и саморазвития; организация активной жизнедеятельности детей;
- позиция педагога-воспитателя наиболее отчетливо проявляется в непосредственном взаимодействии с детьми. Именно здесь он по-настоящему является носителем человеческих ценностей и смыслов, ставит их в основу своего отношения к людям. Феномен воспитания выносится в сферу «между» воспитателем и воспитанниками, где педагог ориентирован не на заранее определенные цели и выверенные способы работы, а на сегодняшний день ребенка, на со-бытие, живой процесс взаимодействия с ним.
Таким образом, воспитание - это институционально оформленная реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, в процессе которого дети осваивают культурные образцы и нормы отношений, постигают общечеловеческие ценности и смыслы, находят новое понимание себя, других людей и мира.
Примечания
1. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. С. 228229.
2. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. С. 19.
3. Тубельский А. Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми / под ред. А. Русакова. М. : Первое сентября, 2012. С. 231.
4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / пер. с англ. М. : Прогресс, 1994; Rogers C. R., Lyon H. C., Tausch R. (2013) On Becoming an Effective Teacher: Person-centered Teaching, Psychology, Philosophy and Dialogues. Routledge.
5. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. : Смысл, 1999.
6. Валеева Р. А. Педагогическая концепция и воспитательная практика Януша Корчака. 2-е изд., доп. Казань : КГПУ 2003.
7. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002.
8. Демакова И. Д. Януш Корчак: живая педагогика изменяющегося мира. М. : АНО «ЦНПРО», 2013. С. 46.
9. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук (в сокращении) // Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5. М. : Русские словари, 1996. С. 7-10.
10. Buber M. (2013) I and Thou / translated by Ronald Gregor Smith. Bloomsbury revelations
edition.
11. Караковский В. А. Воспитание для всех. М. : НИИ школьных технологий, 2008. С. 53.
12. Газман О. С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002.
13. Смирнов Д. В. Педагогическое искусство: сюжеты и ассоциации на «заданную» тему // Педагогическое искусство. 2017. № 1. С. 135.
14. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М. : УРАО ИТИП, 2010.