УДК 351.745.5:347.6 Гайдуков Андрей Александрович
преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел
Барнаульского юридического института МВД России
ДОСТАВЛЕНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Gaidukov Andrei Aleksandrovich
Lecturer, Administrative Law and Police Administrative Activities Department, Barnaul Institute of Law of the Ministry of Internal Affairs of Russia
TRANSPORTATION AS A MEASURE OF PERSONAL SECURITY IN THE SPHERE OF FAMILY RELATIONS
Аннотация:
В статье поднимается вопрос о правовых основаниях доставления из жилища граждан, находящихся в состоянии опьянения и представляющих угрозу для личной безопасности окружающих. Автором предлагаются административно-правовые основания доставления, необходимые для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Ключевые слова:
доставление, угроза личной безопасности, се-мейно-бытовой конфликт, предупреждение и пресечение правонарушений в сфере семейно-быто-вых отношений.
Summary:
The article deals with the legal basis of transportation out of the houses of people who are intoxicated and pose a threat to the personal safety of others. The author considers administrative and legal grounds of transportation necessary for prevention and suppression of family violence crimes.
Keywords:
transportation, threat to personal safety, family conflict, prevention and suppression of offenses in the sphere of family relations.
Безопасность личности в сфере семейно-бытовых отношений является одним из компонентов национальной безопасности государства [1]. Большая часть правонарушений, совершенных в данной области, представляет угрозу для личности и направлена против жизни и здоровья граждан.
Особенностью правонарушений в рассматриваемой сфере является то, что непосредственный источник угрозы личной безопасности исходит от близких лиц, а не от посторонних граждан. Антиобщественное поведение и противоправные деяния в семье носят умышленный, целенаправленный, сознательный характер и зачастую обусловлены воздействием алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ. Как это ни парадоксально звучит, но жизненно важные интересы близких лиц, а также их безопасность становятся наиболее уязвимыми в стенах их собственного жилища.
По статистике МВД России насилие происходит в каждой четвертой семье, что является очень тревожным обстоятельством [2, с. 52]. По данным ЦСИ ФКУ «ГИАЦ МВД России», за 6 месяцев 2016 г. на территории Российской Федерации в сфере семейно-бытовых отношений было зарегистрировано 27 998 преступлений против личности. Предпосылками к совершению указанных деяний послужили семейно-бытовые конфликты разного характера.
Основная масса сообщений о происшествиях в сфере семейно-бытовых отношений поступает в дежурные части территориальных органов внутренних дел. Они подлежат обязательному приему и регистрации (п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции», далее - ФЗ «О полиции») [3]. Это относится только к тем заявлениям, которые содержат сведения о событиях, угрожающих личной безопасности граждан и требующих проведения проверочных действий в целях обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения [4]. По мнению некоторых исследователей, они составляют около 40 % всех поступающих в дежурные части обращений [5, с. 201].
В рамках рассматриваемой проблемы проанализированы сообщения о происшествиях в сфере семейно-бытовых отношений, зарегистрированные в территориальных органах внутренних дел на уровне Сибирского федерального округа. Объединяющим критерием всех поступивших обращений граждан было место происшествия - частный дом, квартира, т. е. место совместного проживания.
Полученные данные позволили разбить массив сообщений о происшествиях на категории, а также установить круг заявителей, которым требовалась помощь полиции по устранению угрозы личной безопасности.
По составу участников. В 70 % случаев участниками происшествий являются супруги и сожители. Около 20 % - родители и дети. Родственники и иные близкие лица представлены 10 %.
По содержанию сообщений. Выяснение межличностных отношений между супругами и сожителями - 63 %. Скандал в семье на фоне алкогольного опьянения - 19 %. Угроза жизни и здоровью (как мнимая, так и реальная, словесная, а также с использованием предметов) - 11 %. Нанесение побоев и телесных повреждений - 7 %. Данная категория представлена конкретным жизненным ситуациям, возникающим в процессе семейно-бытовых отношений. Например: «буянит пьяный муж, ломится пьяный сожитель, пьяный муж не пускает домой, бушует пьяная жена, муж выпивает с ребенком, дебоширит пьяный сын, дерется пьяный зять, пьяный муж кидается драться, угрожает пьяный сожитель и др.». Как видим, основной причиной перечисленных деяний является пьянство.
По характеру сообщений. Разовые вызовы полиции на адреса граждан составляют порядка 77 %. Обращения повторного характера - 23 %.
Общей целью вызова полиции гражданами является устранение угрозы личной безопасности, прежде всего жизни и здоровью. Интервьюирование сотрудников полиции, выезжающих по сообщениям о происшествиях в сфере семейно-бытовых отношений, а также граждан, которым требовалась их помощь, свидетельствует о том, что одним из способов устранения угрозы личной безопасности является доставление граждан из жилища.
Доставление, применяемое в качестве меры государственного принуждения, не только способствует устранению угрозы личной безопасности, но и обеспечивает возможность реализации гражданами своих конституционных прав и свобод [6, с. 58]. Сотрудники полиции вправе доставлять по письменному заявлению граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции находящихся совместно с ними в жилище граждан в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, если есть основания полагать, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб имуществу (п. 14. ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции») [7].
Осуществление данного права возможно при наличии одного или нескольких обстоятельств.
Первое обстоятельство - агрессивное поведение лица, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, которое вызывает чувство страха и опасности за жизнь и здоровье у лиц, находящихся с ним в жилом помещении. Примерами такого поведения могут служить разные оскорбления, грубая нецензурная брань в отношении определенного лица, попытки нанести побои, угрозы применения насилия и физической расправы в настоящее время и в будущем, попытки включить газ, закрыть дымоход и т. д.
Второе обстоятельство - действия лица, направленные на повреждение или уничтожение имущества. К ним относятся попытки разбить посуду, сломать мебель, бытовую технику, сжечь личные вещи близких и т. д.
Рассмотрим представленные нами обстоятельства на примере. В г. Барнауле по письменному заявлению был доставлен в территориальный орган МВД России гражданин Н., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, который во дворе частного дома сжег личные вещи жены, заподозрив ее в супружеской измене. Сотрудники полиции были вызваны после словесных угроз физической расправой и отравлением. Материалы по данному факту были списаны в специальное номенклатурное дело. Представленный случай свидетельствует о том, что угроза личной безопасности и повреждения или уничтожения имущества может рассматриваться полицейскими в совокупности. Целесообразность доставления находится в рамках усмотрения сотрудника правоохранительных органов и производится исходя из сложившейся ситуации на месте происшествия.
Правовым основанием доставления является письменное заявление о необходимости применения рассматриваемой меры принуждения. Законодатель не установил конкретный перечень лиц, которые могут обратиться в полицию с данным заявлением. Однако, исходя из анализа исследуемых правоотношений, к заявителям мы можем отнести близких лиц, а также граждан, находящихся в жилище, на которых было направлено агрессивное поведение.
Важно обратить внимание на тот факт, что общим условием для реализации такого права является опасность для окружающих, исходящая от гражданина, на которую сотрудники полиции обязаны отреагировать. В данном случае очевидно, что основанием доставления лиц в состоянии опьянения является не медицинский критерий, т. е. степень опьянения, а опасное, угрожающее поведение лица, находящегося под воздействием алкоголя, наркотических средств, психо-
тропных веществ, токсинов и т. д. В связи с этим очень важным представляется вопрос о правовой характеристике доставления граждан из жилища по основаниям, предусмотренным в п. 14 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».
Во-первых, доставление осуществляется только в рамках ФЗ «О полиции» и является правом полиции.
Во-вторых, оно реализуется в целях обеспечения личной безопасности граждан.
В-третьих, документальным оформлением доставления являются заявление гражданина и рапорт сотрудника полиции.
В-четвертых, рассматриваемое право полиции является мерой государственного принуждения, непосредственно применяемой к гражданину, так как временно ограничивает его права и свободы и носит принудительный характер. За отказ проследовать в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции гражданин может быть привлечен к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, кроме того, в отношении него возможно применение физической силы (п. 3 ч. 1 ст. 20 ФЗ «О полиции»).
В-пятых, доставление, применяемое полицией, носит пресекательно-предупредительный характер. Данная мера реализуется только тогда, «когда правонарушение или преступление не совершено, и используется с целью повлиять на антиобщественное поведение, предупреждая тем самым возникновение тяжких и особо тяжких последствий» [8, с. 78]. Осуществляя право доставления, сотрудники полиции пресекают семейно-бытовой конфликт, находящийся в динамике, не допуская его перехода в правонарушение. При этом у полицейских появляется реальная возможность выявить умысел, установить мотивы, побуждающие лиц к совершению правонарушений, определить факторы, влияющие на поведение участников семейно-бытовых отношений, и своевременно принять меры по недопущению противоправного поведения [9, с. 128].
В-шестых, особенностью данного способа устранения угрозы личной безопасности является то, что она в большинстве субъектов Российской Федерации не связана с совершением правонарушений [10]. Как видим, правовым основанием применения доставления гражданина из жилища служит юридический факт антиобщественного поведения, не связанный с правонарушением [11, с. 69]. Однако не следует забывать, что законы некоторых территорий РФ (Республики Алтай, Башкортостана, Бурятии, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской областей и др.) предусматривают административную ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, в том числе за совершение «семейно-бытового дебоширства». Тем не менее рассматриваемое доставление не может быть применено сотрудниками полиции в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Исходя из правовой характеристики доставления граждан из жилища в состоянии опьянения, становится очевидным, что целями данной меры государственного принуждения являются предупреждение правонарушений и пресечение семейно-бытового конфликта, в процессе которых возникает угроза личной безопасности граждан. Для заявителя результатом применения рассматриваемой нормы служит кратковременное устранение угрозы. В свою очередь доставленный гражданин ограничен в свободе ровно на тот период, в течение которого осуществляется доставление. По смыслу закона «О полиции», человек после прибытия в территориальный орган или подразделение полиции должен быть незамедлительно освобожден, так как доставление не предусматривает дальнейшего принуждения. В связи с этим совершенно справедливо утверждение Ю.П. Соловья о том, что «лицо будет считаться доставленным, а доставление завершенным после того, как оно перешагнуло порог здания, где размещен территориальный орган либо подразделение полиции» [12, с. 108].
По-видимому, законодатель исходил из принципа, что если действия гражданина не подпадают под состав правонарушения, то нет оснований для его задержания. Более того, в законе не говорится о содержании до вытрезвления, так как в отношении гражданина не осуществляется производство по делу об административном правонарушении.
Резюмируя изложенное, следует предположить, что доставление должно сочетаться с установленными Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» формами профилактического воздействия. В частности, доставление в целях осуществления профилактической беседы, постановки на профилактический учет, объявления официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения. Указанные формы должны осуществляться только после вытрезвления гражданина, при этом он вне зависимости от состояния опьянения обязан находиться в служебном помещении территориального органа или подразделения полиции.
Таким образом, рациональное применение мер пресечения, необходимых для устранения угрозы личной безопасности, в сочетании с формами профилактического воздействия позволит:
1) снизить количество правонарушений, направленных против жизни и здоровья граждан;
2) прекратить семейно-бытовой конфликт, имеющий противоправную динамику;
3) сократить число сообщений о происшествиях, требующих повторного вызова полиции;
4) обеспечить своевременность индивидуальной профилактической работы;
5) улучшить организационные и тактические действия сотрудников полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений.
Ссылки:
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ президента Российской Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Куянова А.В. Профилактика семейно-бытовых конфликтов, домашнего насилия и предупреждение преступлений, совершаемых на бытовой почве // Административное право и процесс. 2015. № 9. С. 52-56.
3. О полиции [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [Электронный ресурс] : приказ МВД России от 29 авг. 2014 г. № 736. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Торопчин Н.А., Кулькина И.В. О необходимости введения административно-правовой ответственности за семейно-бытовое дебоширство как составной части ответственности за мелкое хулиганство // Гуманитарные и юридические исследования. 2016. № 2. С. 200-203.
6. Бучакова М.А., Дизер О.А. Взаимодействие полиции и общества // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 2. С. 58-63.
7. О полиции ...
8. Гришаков А.Г. Меры административного предупреждения, применяемые подразделениями милиции, осуществляющими охрану собственности на основании договоров // Вестник НГУ. Серия: Право. 2007. Т. 3, № 1. С. 78-83.
9. Равнюшкин А.В., Левин П.Н., Гайдуков А.А. О правовых и организационных аспектах деятельности полиции по защите прав и законных интересов граждан в сфере семейно-бытовых отношений // Проблемы права. 2015. № 1. С. 125-131.
10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] ; от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (постатейный) / Р.В. Амелин, Е.А. Бевзюк, Ю.В. Волков и др. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. Гришаков А.Г. Понятие и система мер административного принуждения в деятельности подразделений милиции, осуществляющих охрану собственности на основании договоров // Вестник ТюмГУ. 2006. № 6. С. 68-76.
12. Соловей Ю.П. Доставление граждан в полицию как мера государственного принуждения, предусмотренная федеральным законом «О полиции» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. № 7 (266). С. 106-111.