Дополнительные сведения к требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.2361-08 при разработке зоны шумового воздействия. Н.К. Калашникова1, О.И. Кли-менкова2 , И.Г. Кац3, Е.А. Руднева3, И.А. Гончаренко4
1 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» 2 ООО ПБ «Центр экологических инициатив» 3 ООО «СанЭпидТест» 4 ГУП «НИ и ПИ Генплана г. Москвы»
Для каждого промышленного объекта можно выделить: ориентировочную (раньше называлась нормативной) санитарно-защитную зону (СЗЗ), определяемую по /2/, расчетную зону объекта по фактору загрязнения атмосферного воздуха, расчетную зону по шумовому воздействию и результирующую (интегральную) СЗЗ по всем факторам.
Если границы расчетной зоны по шумовому фактору не выходят за границы ориентировочной СЗЗ и на площади зоны шумового дискомфорта не расположены жилые и общественные здания, то эта граница будет рассматриваться при определении результирующей СЗЗ.
При попадании в площадь зоны шумового воздействия существующих или проектируемых жилых зданий необходимо определить источники повышенного шума и цифровое необходимое снижение для смещения границы на необходимое расстояние. При этом к мероприятиям по снижению шума также относится и отселение жителей домов, попавших в зону дискомфорта /2/.
Разработка проекта СЗЗ требуется для всех объектов вне зависимости, соблюдается ли ориентировочный размер, приведенный в СанПиН 2.2.1/ 2.1.1.2361-08. Назначение проекта — обосновать размер СЗЗ, при этом не обязательно сократить размер. Термин «проект сокращения СЗЗ» не должен применяться. Ориентировочный размер СЗЗ по СанПиН является справочным, например, для выбора местоположения нового объекта, для разработки градостроительной документации. Но граница СЗЗ как линия градостроительного регулирования (для внесения в кадастр) требует предварительного расчетного обоснования (по проекту СЗЗ) и процедуры установления по результатам натурных наблюдений после выполнения предусмотренных проектом мероприятий.
Разработка всего проекта организации СЗЗ включает этапы:
1. Составление и согласование техзадания на разработку проекта;
2. Разработка проекта организации СЗЗ;
3. Согласование проекта организации СЗЗ;
4. Согласование СЗЗ, в состав которой входит зона воздействия на атмосферу физических факторов.
Техзадание разрабатывается заказчиком (предприятием или организацией, для которых разрабатывается СЗЗ) и выдается проектной организации-исполнителю. Техзадание должно быть согласовано префектом административного округа, Управлением Роспотребнадзора и ФГУЗ, представителем
от Госархитектуры (для Москвы это Москомархи-тектура).
Коротко требования для задания на разработку проекта можно сформулировать следующим образом. Техзадание должно содержать:
— отраслевую специфику и технологическую характеристику производств, санитарную классификацию объекта, для которого разрабатывается проект организации СЗЗ;
— описание градостроительной ситуации территории, в пределах приблизительной по Сан-ПиН2.2.1 /2.1. 1.2361-08 и ожидаемой фактической;
— перечень и порядок сбора исходных данных;
— градостроительные требования к организации СЗЗ, установленные в соответствии с документацией о градостроительном зонировании территории. Для г. Москвы разрабатывается специальная форма для составления техзадания на разработку проекта СЗЗ для всего предприятия или организации.
В составе проекта по разделу акустики должны быть следующие материалы, необходимые для расчетов и последующего согласования в инспектирующих органах:
— ситуационный план;
— генеральный план предприятия (масштаб 1:500);
— план предприятия с источниками шума;
— справка из НИиПИ Генплана с указанием перспективы развития территории, прилегающей к предприятию;
— перечень источников шума, заверенный руководством предприятия;
— справка о режиме работы предприятия и источников шума (они могут не совпадать), заверенная руководством предприятия;
— таблицы с типами и марками оборудования. заверенные руководством предприятия;
— шумовые характеристики источников (паспортные, из каталогов, измеренные, аналоги);
— обоснование выбора расчетных точек;
— методика проведения расчетов;
— расчетная оценка зоны шумового воздействия;
— графическое изображение границы расчетной зоны щумового воздействия;
— мероприятия по снижению шума (в случае их необходимости) и расчет их эффективности;
— расчетная оценка зоны шумового воздействия с учетом обесшумливающих мероприятий;
— графическое изображение границы расчетной зоны шумового воздействия и краткое описа-
136 5 2009
ние этой границы по четырем или восьми румбам (азимутам);
— план-график выполнения обесшумливающих мероприятий, разбитый на этапы (разработка конструкторской документации, закупка средств шу-моглушения, монтаж и.т.д.) со сроками выполнения этапов. Данный план-график должен быть подписан руководством предприятия или инвестором, финансирующим внедрение мероприятий. Подписанный план-график должен быть заверен печатью. Для согласования нужно представлять оригинал плана-графика;
— план-график проведения контрольных измерений щума (дважды в год — зимой и летом) не менее, чем в четырех точках. План-график подписывается руководством предприятия и согласовывается в Роспотребнадзоре.
План-график натурных исследований теперь включается в состав проекта СЗЗ (раньше он согласовывался отдельно, иногда даже на уровне Госсанэпиднадзора округа).
В представленных материалах кроме исходных данных и конечных результатов предоставляются промежуточные расчеты со ссылкой на соответствующую методику расчетов.
Также необходимо приложить ранее согласованный проект СЗЗ предприятия (организации), если он был.
В расчетах уровней шума необходимо учитывать реальные условия выполнения производственных процессов в соответствии с технологическими режимами обработки и регламентом эксплуатации оборудования, находящегося на балансе предприятия (о чем необходимо взять у заказчика подтверждающие документы).
В составе проекта организации СЗЗ определяется достаточность ранее разработанных мероприятий и, в случае необходимости, разрабатываются новые мероприятия:
— по снижению негативного воздействия на окружающую среду (снижению шумового воздействия и др. физфакторов), которые представляются в виде соответствующих планов-графиков (вид мероприятия, сроки выполнения, ответственные за реализацию мероприятия);
— по организации санитарно-гигиенического контроля за показателями воздействия на среду обитания (натурные замеры) в контрольных точках, перечень контролируемых параметров и периодичность их проведения.
Показатели и точки контроля выбираются с учетом особенностей воздействия предприятия (вид, интенсивность, распространение), которые определяют необходимость установления СЗЗ.
Для установления границы СЗЗ требуется представить:
• проект СЗЗ (ранее согласованный);
• справку предприятия о перспективах развития;
• справку НИиПИ Генплана с указанием перспективы развития прилегающих территорий;
• подтверждение выполнения проектных мероприятий, заверенное эксплуатирующей и строительной организациями (выполнявшей мероприятия),
• результаты натурных исследований по воздуху и шуму;
• материалы по оценке риска здоровью для объектов 1 и 2 класса (после утверждения методик для их определения).
Оценку рисков здоровью можно проводить как при разработке проекта, так и при установлении СЗЗ.
Установленные проектом границы СЗЗ утверждаются Управлением Роспотребнадзора на основе отчета о выполнении предусмотренных проектом мероприятий, отнесенных к ответственности предприятия, и информации о прочих мероприятиях, выполненных за счет других источников финансирования, и результатов санитарно-гигиенического контроля, в том числе проведения натурных измерений в точках, приведенных в плане-графике исследований.
В случае размещения объекта на нескольких территориях с незави-симым отводом составляющих территорий разрабатывается отдельная СЗЗ для каждой территории. Такая процедура необходима предприятию для организации поэтапного (а не одномоментного для всех территорий) достаточно емкого финансирования мероприятий для окончательного установления границ СЗЗ.
Согласованные в установленном порядке границы СЗЗ утверждаются в качестве линий градостроительного регулирования территории в соответствии с «Положением о порядке установления линий градостроительного регулирования» (для г. Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 20.03.2001 за № 270-ПП).
Утвержденный проект организации СЗЗ является правовой основой для установления (изменения, отмены) границ СЗЗ рассматриваемого объекта.
В случае изменения технологических процессов, объемов производства и других факторов, изменяющих уровень воздействия на окружающую среду, производится корректировка проекта СЗЗ в составе разрабатываемой проектной документации (на реконструкцию, техническое перевооружение и др.).
При оценке границы зоны шумового воздействия необходимо выполнять расчеты не только
5 2009 137
Рисунок 1. Шумовая карта уровней звука, дБА, с шагом 5 дБА на высоте 1,5 м от поверхности земли, вклад источников шумов РТС. Показана зона шумового дискомфорта для ночного времени суток.
138 5 2009
Рисунок 2. Шумовая карта уровней звука, дБА, с шагом 5 дБА на высоте 10 м от поверхности земли, вклад источников шумов РТС. Показана зона шумового дискомфорта для ночного времени суток.
5 2009 139
Рисунок 3. Шумовая карта уровней звука, дБА, с шагом 5 дБА на высоте 30 м от поверхности земли, вклад источников шумов РТС. Показана зона шумового дискомфорта для ночного времени суток.
140 5 2009
для территории, как это предписывается Сан-ПиН2.2.1 /2.1.1.2361-08, но и на уровне 4-10-го этажей при наличии многоэтажных домов по соседству. Зона шумового воздействия в трехмерном измерении представляет «облако» с максимальной шириной не высоте 1,5 м от земли, а на высоте 4-10-го этажей. На рисунках 1-3 показаны расчетные уровни шума, создаваемые источниками РТС на срезах на высотах 1,5 м, 10 м и 30 м от уровня земли. Эти изолинии, выполненные НИиПИ ЭГ на основании расчетов, наглядно показывают, что расчет шума необходимо выполнять для зоны видимости верхних этажей зданий, где нет экранирования. Однако здесь надо учитывать, что на шумовой фон на верхних этажах может значительно влиять шум от источников (например, от автомагистрали), не принадлежащих рассматриваемому объекту, которые экранируются этим объектом для более низких этажей рассматриваемых жилых и других зданий. В этих случаях при измерениях шума на верхних этажах будет расхождение между расчетным и измеренным шумами.
В заключение нужно отметить, что представляемый на согласование проект должен быть удобно читаемым, иметь обоснованные ссылки на источни-
ки данных, соответствовать используемым в расчете методике и формулам.
Список литературы
1. СН 2.2.4/2.1.8.562-96. Шум на рабочих местах,
в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Москва, 1997.
2. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03. Санитарно-защит-ные зоны и сани-тарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция. Изменение 1 к СанПин 2.2.1/ 2.1.1.1200-03. СанПин 2.2.1/2.1.1.2361-08. — Москва, Минздрав России, 2008.
3. СНиП 23-03-03. Защита от шума. Государствен-
ный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Госстрой России, Москва, 2004.
4. Веретина И. А., Гончаренко И. А., Калашникова
Н.К., Клименкова О.И., Руднева Е.А. Четыре метода расчета санитарно-защитной зоны по шумовому фактору вокруг объектов с источниками шума и оценке вибрационной зоны / / Материалы научно-технического симпозиума-семинара «Экология. Вопросы защиты от шума». Севастополь, 2007.
5 2009 141