С. Э. Несмеянова, Е. Г. Калинина, М. В. Грачева
Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРЕХОД В ИННОВАЦИОННЫЙ РЕЖИМ
В статье рассматривается вопрос о необходимости применения инновационных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования. Авторами проанализированы различные мнения специалистов в области педагогики о видах и уровнях нововведений в области образования, обозначены основные направления инновационной деятельности. В связи с тем что образовательные организации являются основными субъектами, внедряющими инновационные технологии, в Российской Федерации поддерживается реализация инновационных проектов / программ путем присвоения соответствующим организациям статуса инновационных площадок.
В 2021 г. такой статус присвоен Уральскому государственному юридическому университету. Проект «Информационно-аналитический портал как компетентностный ресурс в системе дополнительного профессионального образования», реализуемый Университетом, направлен на обеспечение педагогов дополнительного профессионального образования соответствующими нормативными и методическими актами, а также аналитической информацией о реализации дополнительных образовательных программ в различных вузах с целью применения эффективных инновационных технологий в образовательном процессе. Портал должен способствовать переходу преподавателя в инновационный режим и выходу за рамки преподавания конкретного предмета, созданию педагогических инноваций.
Ключевые слова: инновации, образование, дополнительное профессиональное образование, инновационная образовательная площадка, нововведения
Для цитирования
Несмеянова С. Э., Калинина Е. Г., Грачева М. В. Дополнительное профессиональное образование: переход в инновационный режим // Российское право: образование, практика, наука. 2021. № 5. С. 83-89. DOI: 10.34076/2410 2709 2021 5 83.
УДК 371
Фундамент инновационной деятельности, обеспечивающий модификацию и развитие системы образования, заложен в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20). Становление инновационной деятельности невозможно в отрыве от приоритетных и стратегических направлений, выработанных в рамках реализации государственной политики, в том числе в сфере образования. Осуществление инновационной деятельности невозможно без цифровой трансформации. Поощрение учебных заведений к ведению инновационной деятельности способствует реализации национальной цели по дости-
DOI: 10.34076/2410_2709_2021_5_83
жению «цифровой зрелости» образования. Утверждение Министерством образования в июле 2021 г. Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования также свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии инноваций в образовании, в том числе посредством внедрения цифровых образовательных платформ, развития цифровых сервисов.
Как справедливо отмечается в литературе, обращение к инновациям в образовании сегодня - залог более высокого качества образования, а равно обеспечение равного доступа обучающихся к нему. Инновации обусловливают увеличение эффективности тех
ресурсов, что прошли проверку, были сохранены и модернизированы. Инновации стоят на страже выбора специалистов и совершенствования кадрового потенциала, одновременно отсеивая тех, кто не соответствует темпам трансформации системы, и поощряя профессионалов [Сальников 2010: 22]. Именно поэтому современные образовательные технологии столь же важны, как и поиск совершенных и адаптивных форм и методов обучения, внедрение образовательных программ, ориентированных на каждого обучающегося индивидуально. Внедрение инноваций также способствует повышению у обучающихся интереса к осваиваемым курсам или отдельным темам.
Ученые описывают различные виды нововведений в системе образования. Инновации классифицируют в зависимости от их характерной роли на агрессивно-прогрессивно реализуемые (радикальные), эволюцион-но-прогрессивно реализуемые (модифицирующие) или смешанного характера. Кроме того, инновационные процессы оцениваются по масштабу от локальных до системных, а также по объекту, на который первично направлена трансформация. В частности, изменениям могут быть подвержены целостная структура процесса, непосредственно информационно-компьютерное обеспечение или база учебного процесса [Джураева, Мур-тазаева 2016: 73]. В любом случае нельзя не согласиться с тем, что инновационное обучение способствует формированию сознательной и ответственной личности, умеющей осуществлять рациональный выбор в различных ситуациях [Умарова 2021: 11].
Инновационные процессы в образовании как специфической области деятельности тоже нуждаются в классификации. Чаще всего специалисты пишут о стихийных инновациях. Они ситуативны, и обычно к ним относится образовательная деятельность, проводимая педагогами, родителями в качестве эксперимента. Противоположным типом выступают осознанные инновации, которые являются результатом продуманной деятельности в сфере образования [Азарова 2011; Гаджиева 2016: 12].
Помимо этого, в зависимости от степени нововведений выделяют различные уровни инноваций: 1) инновацию как таковую, т. е. что-то принципиально новое, не имеющее аналогов; 2) усовершенствование существующего образовательного продукта, измененного в значительной степени, обладающего
элементами новизны, что соответствует понятию модернизации; 3) адаптацию существующего образовательного продукта к заранее определенным условиям и в определенных целях [Багаутдинова, Клещева 2014].
Инновационная деятельность охватывает самые разные направления, в числе которых совершенствование научно-педагогического (менторы), учебно-методического (программы, оценочные средства, учебные планы), организационного (управление, целеполага-ние и система задач), правового (нормативная база), финансово-экономического (соотношение бюджетного и внебюджетного дохода), материально-технического (оснащение помещений, техника) обеспечения системы образования.
Наполнением инновационной деятельности выступают инновационные программы и проекты. Перечень субъектов, вовлеченных в данную деятельность, в сфере образования максимально широк. К ним относятся не только образовательные организации, но и иные учреждения, их объединения независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности. Все эти субъекты, готовые к реализации проектов, вправе претендовать на статус инновационной площадки. С учетом особенностей организации уровней образования в России правовое регулирование в сфере образования осуществляют два федеральных органа исполнительной власти: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. В пределах своей компетенции каждый из этих органов определяет порядок создания и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, присваивает тем или иным организациям статус федеральных инновационных площадок. Задача органов состоит в обеспечении условий, необходимых для реализации инновационных образовательных проектов, и претворении в жизнь результатов отдельных программ или проектов в целом.
Функции Министерства науки и высшего образования РФ в отношении федеральных инновационных площадок закреплены в Положении о нем (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2018 г. № 682). Данное Положение определяет полномочия Министерства по подготовке и принятию нормативных правовых актов, нацеленных на создание инновационной инфраструктуры. Для координации действий в указанной сфе-
ре Министерство науки и образования РФ по согласованию с Министерством просвещения РФ подготовило приказ от 22 марта 2019 г. № 21н. Он является фундаментом для создания ключевых и актуальных направлений деятельности инновационных площадок на ближайшее время. Перечислим эти направления.
1. Разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в частности с использованием современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
2. Иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
Преследуя цель синхронизации и гармонизации деятельности инновационных пло-
щадок, оба министерства создают свои координационные органы по вопросам внедрения и апробации инновационной инфраструктуры для общего и высшего образования. Именно по представлению координационных советов министерства признают образовательные организации инновационными площадками и через советы контролируют эффективность функционирования инновационной инфраструктуры.
Присуждение статуса инновационной площадки в определенной мере является экспериментальным процессом и требует дополнительного контроля и оценки. В связи с этим в 2019-2021 гг. уже сложилась практика, при которой Минпросвещение России не только предоставляло статус, но и отзывало его, не рекомендовало присваивать статус федеральной инновационной площадки отдельным организациям или не продлевало действие этого статуса (приказ Минпросвещения России от 30 декабря 2020 г. № 863 «О федеральных инновационных площадках»). Впоследствии Приказ № 863 утратил силу, а список организаций, отнесенных к федеральным инновационным площадкам, был утвержден заново (приказ Минпросвещения России от 3 августа 2021 г. № 515).
В целях выработки единых подходов и процедур двух министерств по вопросам внедрения инновационной инфраструктуры и во избежание функционирования неэффективных площадок координационные советы ежегодно организуют сбор заявок от образовательных организаций, претендующих на признание их инновационными образовательными площадками, а также отчетов от организаций, получивших данный статус ранее. В частности, в 2020 г. Министерство науки и высшего образования продлило статус федеральных инновационных площадок почти 50 образовательных организаций. Более 150 государственных учреждений высшего образования дополнительно были признаны федеральными инновационными площадками в 2021 г. Одним из таких вузов стал Уральский государственный юридический университет.
Человеку свойственно стремиться к саморазвитию или развитию посредством обращения к профессионалам. С учетом ценности идеи непрерывного образования (life-long education) в современном обществе, ее тесного соприкосновения с инноватикой дополнительное профессиональное образование нуж-
дается в соответствующих инновационных площадках. Более того, освоение инноваций требует от человека развития, в том числе посредством получения второго образования, повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Придавая значение всему вышеописанному и учитывая правовой аспект регулирования вопросов организации и реализации дополнительных профессиональных программ на федеральном, региональном и локальном уровнях, Уральский государственный юридический университет разработал и заявил на конкурс инновационный образовательный проект - внедрение специального портала, работа которого направлена на повышение ресурса компетентности в системе дополнительного профессионального образования. Реализация проекта запланирована на период 2021-2025 гг. и предусматривает прохождение отчетных этапов, которое будет свидетельствовать о достижении значимых результатов.
С учетом ценности идеи непрерывного образования в современном обществе, ее тесного соприкосновения с инноватикой дополнительное профессиональное образование нуждается в соответствующих инновационных площадках
Информационно-аналитический портал в соответствии со Стратегией цифровой трансформации высшего образования является продуктом «цифровой зрелости», объединяющим в себе важные инициативы. Последние связаны не только с непосредственным наличием цифрового сервиса, но и с его функционалом, направленным на совершенствование потенциала педагогов и будущих выпускников и повышение качества публикуемых данных для системы образования в целом.
Портал инициирован как информационный кластер, содержащий необходимую информацию как для педагогов, так и для обучающихся. На портале планируется разместить подборку актуальных нормативных правовых актов, регулирующих функционирование системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) в России, макеты локальных нормативных актов образовательной организации в сфере реализации дополнительных профессиональных программ, макеты документов, обеспечивающих учебный
процесс, а также различную статистическую информацию о развитии ДПО в вузах, о показателях эффективности реализации таких программ и др. Перспективным представляется учет информации об инновациях в системе ДПО (новых дидактических, методических и иных технологиях для педагогов). Не менее значимыми кажутся анализ статистики развития ДПО в вузах России, информация о системе ДПО в других странах.
Вместе с тем нужно выделить две проблемы, сопровождающие инновационные процессы в дополнительном образовании: 1) проблема изучения эффективных практик, анализа и обобщения результатов и их распространения; 2) проблема внедрения научных результатов в жизнь [Ковтун, Михайлюк, Шафоростова 2012: 42]. Обе они могут быть решены за счет практической составляющей обобщаемой информации. В частности, для анализа эффективности реализации программ ДПО будут определены критерии, показатели продуктивности таких программ и проведен мониторинг их реализации как в Университете, так и вне его. Мониторинг необходим как средство контроля и оценивания происходящих в сфере образования инновационных изменений [Ратовская 2019]. Анализ и обобщение информации должны помочь преодолеть барьер в системе образования, связанный с неоднородностью обработки данных и современных изысканий (и доступа к ним) российскими образовательными организациями. Кроме того, инновационный образовательный проект способствует гармонизации практик учебных заведений.
Качество предоставляемой информации обеспечивается ее оценкой экспертами в сфере ДПО. Более того, благодаря порталу информация открыта для обсуждения, а предложения и рекомендации планируется направить в соответствующие структуры системы образования и органы государственной власти в целях совершенствования нормативно-правового регулирования ДПО в Российской Федерации.
Таким образом, цели данного проекта -поиск и активизация современных нетривиальных подходов в системе дополнительного образования; удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей; профессиональное развитие человека; обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Цели мо-
гут быть достигнуты путем интеграции информационных и других инновационных обучающих ресурсов. В конечном счете все положительные результаты должны способствовать развитию ДПО и совершенствованию предлагаемых в программах компетенций.
Сегодня, как никогда, инновационной форме образовательного процесса требуется соответствующее инновационное содержание, ибо в нем скрыты необходимые ценности, новаторские идеи, неординарные подходы к решению задач, поставленных перед педагогами. При этом инновационная форма, как прежде, предполагает использование информационных и телекоммуникационных технологий1. Таков секрет устойчивого развития сферы образования в XXI в.
Проект может быть интересен педагогическим работникам и руководству образовательных организаций, специалистам и руководителям учреждений или подразделений дополнительного профессионального образования, различным центрам оценки качества образования, службам сопровождения и медиации, органам управления образованием, а также обучающимся и потенциальным слушателям.
1 Пономарева О. Н. Инновации в системе дополнительного профессионального образования учителей // URL: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_ meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/konkurs_ fonda_infrastrukturnyix_i_obrazovatelnyix_programm/ otkryityij_blagotvoritelnyij_konkurs_na_finansirovanie_ grantov/luchshim_studentam_%E2%80%93_imennaya_ stipendiya_garant (дата обращения: 09.08.2021).
Информационно-аналитический портал должен информировать преподавателей и обучающихся о тенденциях и инновациях в сфере ДПО и мотивировать их на приобретение и совершенствование компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Данный портал представляет собой не сборный или сортировочный пункт касающейся ДПО информации, это лаборатория дополнительного образования, в которой каждый причастный сможет найти нужные материалы для развития, принять участие в эксперименте и посмотреть на текущие и грядущие модификации компетенций, а равно оценить формирование собственного опыта соприкосновения с инновациями.
Образовательным инновациям предшествуют научный поиск передового педагогического опыта, обращение к технологиям, к системному и эмоциональному мышлению участников процесса, а также генерация и обработка идей и открытий, направленных на решение нетиповых задач [Исакова 2012]. В связи с этим результаты функционирования информационно-аналитического портала будут использоваться для обновления образовательного процесса в системе ДПО путем апробации новых педагогических технологий (личностно-ориентированные, проектные, информационно-коммуникативные технологии, интегрированные курсы) и освещения информации в различных отчетах, публикациях, в ходе научных мероприятий и методических семинаров.
Список литературы
Азарова Р. Н. Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на примере регионального вуза) // Экономика, статистика и информатика. 2011. № 2. С. 3-7.
Багаутдинова А. Ш., Клещева И. В. Инновационные образовательные технологии в высшем образовании // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер. Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения: 18.08.2021).
Гаджиева П. Д. Современные тенденции организации инновационной деятельности педагога // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6. С. 12-13.
Джураева Б. О., Муртазаева Х. Х. Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования // Наука и образование сегодня. 2016. № 4. С. 73-74.
Исакова Н. В. Инновационные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования // Подготовка инновационных кадров для рынка труда в условиях непрерывного образования: материалы Междунар. науч-практ. конф. (Нижний Тагил, 20-21 января 2012 г.). URL: http://arbir.ru/articles/a_2958.htm (дата обращения: 18.08.2021).
Ковтун Н. И., Михайлюк Е. А., Шафоростова Е. Н. Комплексный характер инноваций в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2012. № 3. С. 41-46.
Ратовская С. В. Педагогическая экспертиза образовательных инноваций в контексте задач развития высшего педагогического образования в Республике Крым // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 214-218.
Сальников В. А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 22-27.
Умарова Н. Р. Реформирование образования на основе использования инновационных технологий // Наука и образование сегодня. 2021. № 4. С. 11-12.
Светлана Эдуардовна Несмеянова - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного права, директор Института дополнительного образования Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0001-7640-9839
Екатерина Геннадьевна Калинина - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного права, заместитель директора Института дополнительного образования Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0002-6483-9556
Мария Викторовна Грачева - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0003-2225-3730
Additional Professional Education: Transition to Innovative Mode
The article examines the question that it is necessary to apply innovative educational technologies in the implementation of additional professional education programs. The authors analyzed various views of specialists in the field of pedagogy on the types and levels of innovations in education, as well as the main directions of innovation activity. Educational organizations are the main subjects implementing innovative technologies. In the Russian Federation, the implementation of innovative projects / innovative programs is supported by assigning the status of innovation platforms to relevant organizations.
In 2021, the status of the federal innovation platform was assigned to the Ural State Law University. The project «Information and analytical portal as a competence resource in the system of additional professional education», which is implemented by the University, is aimed at providing teachers of additional professional education with normative and methodological acts that ensure the educational process. In addition, the Portal contains analytical information about the implementation of additional educational programs in various universities in order to apply effective innovative technologies in the educational process. The Portal should facilitate the teacher's transition to an innovative mode and going beyond the teaching of a specific subject, creating pedagogical innovations.
Keywords: innovations, education, additional professional education, innovative educational platform
Recommended citation
Nesmeyanova S. E., Kalinina E. G., Gracheva M. V. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: perekhod v innovatsionnyi rezhim [Additional Professional Education: Transition to Innovative Mode], Rossiiskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka, 2021, no. 5, pp. 83-89, DOI: 10.34076/2410 2709 2021 5 83.
References
Azarova R. N. Podkhody k organizatsii innovatsionnoi deyatel'nosti v vuze kak uslovie sovershenstvovaniya kachestva obrazovaniya (na primere regional'nogo vuza) [Approaches to the Organization of Innovative Activity in an Institute of Higher Education as a Condition for Imroving the Quality of Education (Illustrated by Regional University)], Ekonomika, statistika i informatika, 2011, no. 2, pp. 3-7.
Bagautdinova A. Sh., Kleshcheva I. V. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v vysshem obrazovanii [Innovative Educational Technologies in Higher Education], Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Ser. Ekonomika i ekologicheskii menedzhment, 2014, no. 1, available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-v-vysshem-obrazovanii (accessed: 18.08.2021).
Dzhuraeva B. O., Murtazaeva Kh. Kh. Kompleksnyi kharakter innovatsii v sisteme dopolnitel'no-go professional'nogo obrazovaniya [The Complex Nature of Innovations in the System of Continuing Professional Education], Nauka i obrazovanie segodnya, 2016, no. 4, pp. 73-74.
Gadzhieva P. D. Sovremennye tendentsii organizatsii innovatsionnoi deyatel'nosti pedagoga [Modern Trends in Organization of Innovative Activity of a Teacher], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016, no. 6, pp. 12-13.
Isakova N. V. Innovatsionnye obrazovatel'nye tekhnologii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Innovative Educational Technologies in the System of Additional Professional Education], Podgotovka innovatsionnykh kadrov dlya rynka truda v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Training of Innovative Personnel for the Labor Market in the Conditions of Lifelong Education]: conference papers, 2012, available at: http://arbir.ru/articles/a_2958.htm (accessed: 18.08.2021).
Kovtun N. I., Mikhailyuk E. A., Shaforostova E. N. Kompleksnyi kharakter innovatsii v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [The Complex Character of Innovations in the System of Additional Professional Education], Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov, 2012, no. 3, pp. 41-46.
Ratovskaya S. V. Pedagogicheskaya ekspertiza obrazovatel'nykh innovatsii v kontekste zadach razvitiya vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya v Respublike Krym [Pedagogical Examination of Educational Innovations in the Context of Tasks of Development of Higher Pedagogical Education in the Republic of Crimea], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 65-1, pp. 214-218.
Sal'nikov V. A. Innovatsionnoe obuchenie: lichnostno-orientirovannyi podkhod [Innovative Education: Person-Centered Approach], Vysshee obrazovanie v Rossii, 2010, no. 11, pp. 22-27.
Umarova N. R. Reformirovanie obrazovaniya na osnove ispol'zovaniya innovatsionnykh tekhnologii [Reforming Education Based on the Use of Innovative Technologies], Nauka i obrazovanie segodnya, 2021, no. 4, pp. 11-12.
Svetlana Nesmeyanova - doctor of juridical sciences, professor of the Department of constitutional law, director of the Institute of Additional Education, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: nesmeyanova@ yandex.ru.
ORCID: 0000-0001-7640-9839
Ekaterina Kalinina - candidate of juridical sciences, deputy director of the Institute of Additional Education, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0002-6483-9556
Maria Gracheva - candidate of juridical sciences, associate professor of the Department of administrative law, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Ekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: [email protected].
ORCID: 0000-0003-2225-3730
Дата поступления в редакцию / Received: 27.08.2021
Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.10.2021