Научная статья на тему 'Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования'

Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / PROFESSIONAL MOBILITY OF A TEACHER / ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыскина Маргарита Алексеевна, Шрамко Нэлли Викторовна

Обоснована необходимость инклюзивного образования как условия обеспечения прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование на всех уровнях, сформулированы основные принципы инклюзивного образования, обоснована необходимость профессиональной мобильности педагогов, наиболее значимые характеристики системы дополнительного профессионального образования педагогов для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION

. This paper presents the rationale for inclusive education as a condition for securing the rights of a child with disabilities to education at all levels; the main principles of inclusive education are formulated, the necessity of professional mobility of teachers and the most important characteristics of the system of additional professional training of teachers for inclusive education of children with disabilities are substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «Дополнительное профессиональное образование педагогов для инклюзивного образования»

УДК 371.124+376+371.14

ББК Ч420.42+Ч404.46 ГСНТИ 14.01.45 Код ВАК 13.00.03; 13.00.08

Зыскина Маргарита Алексеевна,

кандидат медицинских наук, профессор кафедры технологий социальной работы, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].

Шрамко Нэлли Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра технологий социальной работы, Институт социального образования, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург); 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; е-mail: [email protected].

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; профессиональная мобильность педагога; дополнительное профессиональное образование.

АННОТАЦ ИЯ. Обоснована необходимость инклюзивного образования как условия обеспечения прав ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование на всех уровнях, сформулированы основные принципы инклюзивного образования, обоснована необходимость профессиональной мобильности педагогов, наиболее значимые характеристики системы дополнительного профессионального образования педагогов для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Zyskina Margarita Alekseevna,

Candidate of Medicine, Professor of the Chair of Social Work Technologies, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg). Shramko Nelli Viktorovna,

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor of the Chair of Social Work Technologies, Institute of Social Education, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION

KEY WORDS: inclusive education; children with disabilities; professional mobility of a teacher; additional professional training.

ABSTRACT. This paper presents the rationale for inclusive education as a condition for securing the rights of a child with disabilities to education at all levels; the main principles of inclusive education are formulated, the necessity of professional mobility of teachers and the most important characteristics of the system of additional professional training of teachers for inclusive education of children with disabilities are substantiated in the article.

Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется.

В 24 статье Конвенции ООН «О правах инвалидов» говорится, что в целях реализации права на образование государства-участники гарантируют лицам с ограниченными возможностями здоровья соблюдение их права на образование на всех уровнях и в течение всей жизни. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 сентября 2013 г., указывается, что дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право обучаться как в специальных образовательных

учреждениях, так и в условиях совместного образования со здоровыми детьми. При этом на образовательные организации ложится обязанность по созданию условий для удовлетворения особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

В государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 гг. инклюзия рассматривается как процесс, который связан с изменениями и преобразованиями в содержании, подходах, структурах и стратегиях общего образования, а его отличительной чертой является убеждение в том, что обычные школы и детские сады должны быть готовы дать образование всем детям вне зависимости от состояния их здоровья. Таким образом, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в среду нормально развивающихся сверстников в образовательных учреждениях включена в перечень неотложных задач в сфере образования, в значительной степени затрагивающих ее основы. Инклюзия рассматривается как

© Зыскина М. А., Шрамко Н. В., 2014

процесс, связанный с изменениями и преобразованиями в содержании, подходах, структурах и стратегиях общего образования.

Инклюзивное образование должно базироваться на системе принципов.

1. Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития базируются на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход не только предполагает внешнее внимание к нуждам ребенка, но и предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

2. Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Когда активность принадлежит только взрослым, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность» - феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ограниченными возможностями. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

3. Принцип междисциплинарного подхода. Специалисты (учитель или воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог) регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу или класс в целом.

4. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способности использования педагогом разнообразных методов и средств работы как общей, так и специальной педагогики.

5. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близки-

ми ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

6. Принцип динамического развития образовательной модели учреждения. Модель образовательной организации может изменяться со включением новых структурных подразделений, специалистов, развивающих методов и средств.

До настоящего времени имеются различные барьеры, препятствующие внедрению инклюзивного образования:

• архитектурная недоступность школ и детских садов;

• неадекватное общественное мнение (дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми);

• правовая неграмотность родителей: родители детей-инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование, и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;

• низкий уровень профессиональной компетентности специалистов: большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы ко включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах.

Представляется, что именно на педагогов ложится основная ответственность по созданию в образовательном учреждении специальных условий, которые позволят удовлетворить особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья без ущемления прав и свобод других детей и их родителей. В то же время большинство современных педагогов образовательных учреждений плохо ориентируются в особенностях развития детей с ограниченными возможностями здоровья, не хотят принимать и понимать индивидуальное своеобразие и особые образовательные потребности таких детей.

Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, здесь необходимо:

1) применять стимулирующие активность методы обучения;

2) применять способы поэтапного усвоения нового материала;

3) уделять больше внимания усвоению ключевых понятий того или иного предмета;

4) давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий; уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения учащегося;

5) использовать виды деятельности, способствующие сплочению класса;

6) исходить из индивидуальных потребностей учащихся, но не делить класс на группы, например исходя из способностей учеников;

7) оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями;

8) привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию школы и другие заинтересованные стороны;

9) опираться на оценку преподавателями успехов учащихся, в том числе оценку прогресса в обучении.

Таким образом, педагог, работающий с такими детьми, должен быть профессионально мобильным. «В контексте ведущих тенденций развития образования профессиональная мобильность представляет собой динамическое качество личности, обусловливающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в образовании, готовность к самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе» (1).

Педагогу, работающему в условиях инклюзивного образования, необходимы следующие психолого-педагогические знания (2):

1) представление об инклюзивном образовании и понимание того, что это такое, в чем его отличие от традиционных форм образования;

2) знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

3) знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;

4) умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учите-лями, специалистами, руководством).

Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения обычных ребят и детей с ограниченными возможностями здоровья, является наличие специально подготовленного педагога. Создание системы дополнительного профессионального образования педагогов для инклюзивного образования детей позволит в кратчайшие сроки обеспечить образовательные организации подготовленными кадрами, компетентными в вопросах инклюзивного образования. Это может осуще-

ствляться в виде повышения квалификации, переподготовки. Важнейшее условие качества курсов - определение содержания обучения, которое должно учитывать потребности педагога и опираться на перечень компетенций, необходимых для осуществления инклюзивной практики. При этом следует иметь в виду, что инклюзия - это инновация для системы образования, и компетенции, обеспечивающие традиционную практику, не идентичны компетенциям, необходимым для реализации инновационного подхода. Важным, на наш взгляд, будет владение навыками организации: взаимодействия в детском коллективе; взаимодействия с родителями; командного взаимодействия; исследовательской деятельности; проектной деятельности, - широкое использование компетентностно ориентированных технологий: ролевых игр, ИКТ, технологий проектирования и т. д. При такой организации занятий акцент делается на активную самостоятельную работу, конструирование слушателями своих знаний. Исключительно важным при организации обучения является создание условий для формирования у слушателей ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования детей.

Мы полагаем, что эти программы должны иметь модульную структуру, отражающую запросы различных категорий слушателей. Ключевыми, на наш взгляд, являются следующие модули:

1. Базовая теоретическая подготовка, включающая понятие и сущность инклюзивного образования, нормативно-правовые основы инклюзии в образовании, основы коррекционной, социальной и возрастной педагогики, мониторинг психологопедагогического и социального здоровья детей с особыми образовательными потребностями.

2. Профессиональная подготовка слушателей - специалистов дошкольного образовательного учреждения, включающая такие темы, как психология дошкольного возраста, образовательные программы для детей дошкольного возраста, психологопедагогическое сопровождение субъектов инклюзивного образования, психология семьи и семейного воспитания детей с нарушениями в развитии, работа службы раннего вмешательства, психолого-педаго-гические технологии инклюзивного обучения детей раннего и дошкольного возраста.

3. Профессиональная подготовка слушателей - учителей начальных классов, включающая рассмотрение психологии детей младшего школьного возраста, психо-лого-педагогических технологий инклю-

зивного образования в начальной школе, психолого-педагогических проблем школьной неуспеваемости, основ психологии семьи и семейного консультирования.

4. Профессиональная подготовка учителей и специалистов, работающих в основной школе, включающая освоение моделей школьной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, социальнопедагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе, социокультурной реабилитации инвалидов, психолого-педагогиче-ских основ формирования межличностных отношений учащихся в образовательной интеграции, психолого-медико-педагогиче-

ского взаимодействия участников образовательного процесса.

5. Развитие личностных компетентностей учителя, включающее управление конфликтами в организации, самоменедж-мент, технологии преодоления профессионального выгорания, самопроектирование и разработку жизненной стратегии.

Таким образом, система дополнительного профессионального образования педагогов для инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями призвана обеспечить развитие не только образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игошев Б. М. Системно-интегративная организация подготовки профессионально мобильных педагогов : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. М., 2008.

2. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. И. А. Ларионова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.