УДК 316.4
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ: ОТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАПРОСА К РЕШЕНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
И.А. Малько, Р.Ю. Батищев
В статье представлены результаты социологического исследования профориен-тационных возможностей дополнительного образования, проведённого в июне -июле 2019 года в Липецкой области. Сопоставляются оценки педагогов дополнительного образования и учащихся региона по поводу профориентационных возможностей дополнительного образования. Делаются выводы о возрастающей роли дополнительного образования как субъекта профориентации молодёжи, о растущей мотивации учащихся на получение первичных профессиональных знаний и навыков, о необходимости обновления содержания дополнительных общеразвивающих программ для интеграции социального запроса и приоритетных задач социально-экономического развития.
Ключевые слова: система дополнительного образования, профессиональная ориентация, профессиональные компетенции, социальный запрос, мониторинговые исследования.
THE ADDITIONAL EDUCATION OF LIPETSK REGION: FROM SOCIAL REQUIREMENT TO ACHIEVING PRIORITY NATIONAL GOALS
I.A. Malko, R. Y. Batishchev
The article shows the results of the social research of vocational guidance's opportunities of additional education, that was carried out in June - July, 2019 in Lipetsk region. It is compared the teachers' and students' assessment of additional education potential to perform vocational guidance function. The obtained results demonstrate that additional education is expanding its importance as an institution of youth's vocational guidance. They also show students' increasing motivation for obtaining basic professional knowledge and skills. It is necessary to upgrade the content of additional educational programmes to reach a balance between social requirements and priority objectives of social and economic development.
Keywords: additional education's system, vocational guidance, professional competencies, social requirement, monitoring research.
Как известно, главной чертой дополнительного образования является отсутствие формально закреплённых стандартов, большая гибкость и большее пространство для творческой
реализации новаторских идей как педагогов, так и учащихся. При этом систему дополнительного образования Российской Федерации характеризует вековая история, богатый накоплен-
ный опыт преобразования инновационных идей в конкретные педагогические практики, мощный кадровый потенциал и преемственность поколений. Поэтому дополнительное образование способно оперативно и профессионально реагировать на изменения социального запроса - главного катализатора обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ.
При этом в последние годы наблюдаются фундаментальные изменения роли и места дополнительного образования в образовательной сфере и в экономике страны. Принятая в 2014 году Концепция развития дополнительного образования детей, ряд федеральных проектов, входящих в национальный проект «Образование» («Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка», «Учитель будущего»), концептуальные документы, обосновывающие комплексную стратегию развития страны, определили дополнительное образование как важный компонент социально-экономического развития Российской Федерации и актуализировали задачу выработки в учреждениях дополнительного образования эффективной системы профессиональной ориентации молодёжи.
В этой связи возрастает актуальность специальных мониторинговых социологических исследований,
направленных на оценку педагогами и учащимися профориентационных возможностей существующей систе-
мы дополнительного образования на всех уровнях.
Система дополнительного образования в современных условиях является своеобразным «мостом», соединяющим, с одной стороны, разнообразные интересы детей, социальный запрос учащихся и их родителей, а с другой стороны - общенациональные приоритетные задачи подготовки квалифицированных кадров для передовых отраслей экономики и инновационного социально-экономического развития страны.
Реализация вышеуказанных задач проходит в рамках конкретных образовательных проектов, в том числе на региональных площадках. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования Липецкой области» (далее - Центр) с 2017 года является федеральной инновационной площадкой, реализующей проект «Разработка и внедрение инновационной региональной модели обучения проектной деятельности детей посредством взаимодействия сферы образования и реального сектора экономики» [1]. Кроме того, Центр выступает региональным ресурсным центром дополнительного образования Липецкой области, в связи с чем общий мониторинг тенденций и проблем развития учреждений дополнительного образования входит в число приоритетных направлений его деятельности.
Как показывают данные Мониторинга экономики образования, про-
ведённого в 2018 году НИУ «Высшая школа экономики» совместно с «Левада-Центром», оценку удовлетворённости учащихся и их родителей услугами дополнительного образования педагоги и учреждения осуществляют в основном посредством личных бесед (70,4%) и устных опросов на собраниях учащихся или родителей (44,6%). Письменные анкетирования и опросы на сайтах организаций, предоставляющие информацию в более полном и систематизированном виде, применяются гораздо реже -26,5% и 8,5% соответственно [5, с. 53]. В связи с этим для более полной и комплексной оценки, в том числе, профориентационных возможностей дополнительного образования возрастает необходимость проведения социологических анкетных исследований.
Объектом данного социологического исследования выступили педагоги дополнительного образования и учащиеся творческих объединений учреждений дополнительного образования Липецкой области.
Важность мнения учащихся о своих профессиональных перспективах при изучении конкретной дополнительной общеобразовательной программы возрастает, во-первых, в связи с общей направленностью дополнительного образования на интересы и потребности учащегося. Во-вторых, как показывают данные Мониторинга экономики образования, у учащихся 5 - 11 классов на выбор творческого объединения оказывает влияние ре-
зультативность учащихся кружка или секции в своей профессиональной области (33,2% у 5 - 9 классов, 19,7% у 10 - 11 классов). Фактор улучшения общей успеваемости в школе имеет меньшее значение (13,7% и 17,9% соответственно в двух возрастных группах) [4, с. 13]. При этом авторами исследования подчёркивается самостоятельность выбора учащимися своего творческого объединения (родители в большинстве случаев только обсуждали выбранный вариант) [4].
Эмпирической базой данного исследования являются ответы респондентов из числа учащихся творческих объединений и педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования Липецкой области (далее - УДО), находящихся в ведении региональных и муниципальных органов управления образованием. Исследование охватило все 20 муниципалитетов Липецкой области.
По данным государственной статистики, в Липецкой области на 1 января 2019 года работает 649 педагогов дополнительного образования, в творческих объединениях различных направленностей занимается 9052 учащихся Липецкой области в возрасте от 15 до 17 лет. Эти группы составили генеральную совокупность исследования. Выборочная совокупность исследования - 245 учащихся в возрасте от 14 до 18 лет и 125 педагогов дополнительного образования. При доверительной вероятности 90% (в связи с проведением опроса в лет-
нее время), доверительном интервале ±5,25% выборка репрезентативная.
Возрастные рамки опрошенных учащихся 15 - 17 лет обусловлены относительной сложностью поставленных вопросов и необходимостью сформированных в самых общих чертах представлений учащихся о своей будущей профессии.
Для проведения исследования были разработаны два варианта анкеты (для педагогов и учащихся), включающей в себя восемь закрытых и один (заключительный) открытый вопрос. Ряд вопросов подразумевал множественность выбора ответов. Вопросы для учащихся и педагогов совпадали по смыслу и содержанию, различаясь лишь формулировками и несколько иными вариантами ответов, исходя из особенностей восприятия образовательного процесса. Подобная структура анкет позволяет увидеть различия в оценках и мнениях педагогов на одни и те же проблемы и процессы.
В начале анкеты респондентам предлагалось отметить направленность своего творческого объединения согласно приказу Министерства
просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Учащимся предлагалось указать свой возраст, педагогам - сколько лет назад они получили профильное образование (для определения срока давности или «свежести» полученных профессиональных знаний). По итогу в анкетировании педагогов почти треть полученных ответов (30,4%) дали молодые педагоги или относительные «новички» в дополнительном образовании, которые окончили профильное образовательное учреждение менее 10 лет.
Первый вопрос анкеты был посвя-щён оценке взаимосвязи занятий в творческом объединении и будущей профессии, которую учащиеся желают получить. Распределение ответов учащихся и педагогов на первый вопрос представлено на рисунках 1 и 2 соответственно.
Вопрос №1. Как Вы думаете, учащиеся Вашего творческого объединения будут связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с изучаемыми у Вас предметными областями? (%)
Да, большинство моих учащихся..
Учащиеся расценивают наши..
Профессиональные ориентации. 20
Затрудняюсь ответить 12,8
0 10 20 30 40
Рисунок 1. Ответы педагогов на Вопрос №1
Вопрос №1. Как Вы думаете, Ваша будущая работа будет связана с тем, чем Вы сейчас занимаетесь в творческом объединении? (%)
Да, хочу получить именно эту профессию и работать именно в этой сфере
Нет, эти занятия - мой досуг, никак не связанный с будущей профессией
Сложно сказать по поводу выбора профессии
Нет, мне нравятся мои занятия, но они не принесут мне в будущем заработка и...
Хочу найти другое творческое объединение, где получу больше..
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рисунок 2. Ответы учащихся на Вопрос №1
Из ответов респондентов видно, что учащиеся творческих объединений действительно нацелены в первую очередь на получение профессиональных знаний и навыков. Их
мотивации выбора того или иного творческого объединения обусловлены, по большей части, потребностями формирования своего профессионального базиса. Причём у учащихся
ориентация на получение профессиональных знаний выше (43,4%), чем схожие оценки педагогов (35,2%). Тем самым, полученные в ходе исследования данные коррелируют с информацией, опубликованной в вышеупомянутом статистическим сборнике Мониторинга экономики образования в части факторов выбора учащимися тех или иных занятий [4, с. 13].
Однако дополнительное образование несёт в себе ещё и рекреационную функцию, выступая формой продуктивного досуга школьников. Это отметили 26% учащихся и 32% педагогов.
Часть респондентов отметили нерентабельность тех профессий, знания и навыки по которым они получают в творческом объединении. Об этом заявили 10,2% опрошенных учащихся. 20% опрошенных педагогов также считают, что их учащиеся, ско-
рее всего, будут получать другую профессию. Таким образом, актуализируется задача повышения престижа некоторых творческих профессий и обновления содержания ряда дополнительных общеразвивающих программ с целью их трансформации под существующую конъюнктуру рынка труда и перспективы карьерного роста подрастающего поколения. 17,4% респондентов - учащихся, не имеющих представления о своей будущей профессии, - это показатель необходимости дальнейшего углубления профо-риентационной работы учреждений дополнительного образования.
Второй вопрос был посвящён основным приоритетам образовательного процесса, которые сформулировали для себя как учащиеся, так и педагоги. Ответы на данный вопрос приведены на рисунке 3.
Вопрос №2. В чём именно Вы совершенствуетесь
/ какие приоритеты ставите, занимаясь / преподавая в Вашем творческом объединении?
Педагоги ■ Учащиеся
Получение специальных знаний и.. Развитие общего кругозора и эрудиции Развитие творческого потенциала Друзья и полезные знакомства Положительные эмоции и отдых от школы Участие в конкурсах и индивидуальные..
4 44, 6
"42,6
58,4
27,7
32,3
32,340 41,6
"50,6 48
79,2
Рисунок 3. Ответы респондентов на Вопрос №2
Прежде всего, необходимо отме- творческого потенциала как у учащих-тить безусловный приоритет развития ся, так и у педагогов (50,6% и 79,2%
соответственно). Именно дополнительное образование, как уже отмечалось выше, располагает организационно-педагогическими условиями для полноценной реализации творческого потенциала. Большое значение участники образовательного процесса придают также развитию общего кругозора и эрудиции (58,4% ответов педагогов и 42,6% ответов учащихся). Полученные данные коррелируют с данными упомянутого Мониторинга экономики образования: там в качестве главного итога обучения педагоги дополнительного образования отметили «проявление и развитие своих способностей и талантов» (61,6%), т.е., по сути, творческую самореализацию личности [5, с. 51].
Кроме того, участники всероссийского опроса, на данных которого основан рассматриваемый Мониторинг, большое внимание уделяют «приобретению важных для жизни знаний, умений, практических навыков, которым не учат в школе» (43,6%) [5], что можно расценивать и как приобретение профессиональных, специализированных знаний. Однако вариант ответа, касающийся конкретно профори-ентационной работы, - понимание, «какая профессия им [учащимся] лучше подходит», освоение «важных для профессиональной деятельности навыков», был отмечен только 12,4% опрошенных. В ходе данного исследования респонденты говорили о важности профориентационной работы гораздо чаще: на получение учащимися специальных знаний и навыков буду-
щей профессии нацелены 41,6% педагогов и 44,6% учащихся среди опрошенных. Вновь, как и в предыдущем вопросе, у учащихся использование профориентационных возможностей дополнительного образования наблюдается немного чаще (44,6%), чем у педагогов (41,6%), что может быть вызвано большей актуальностью вопросов выбора жизненного пути для подрастающего поколения.
Как и в предыдущем вопросе, участниками образовательного процесса подчёркивается рекреационная функция дополнительного образования (около трети учеников и 40% педагогов).
Большой разрыв ответов по варианту «Участие в конкурсах и накопление индивидуальных достижений» (27,7% у учащихся и 41,6% у педагогов) объясняется спецификой педагогической деятельности, стремлением педагогов подчеркнуть конкретную результативность своих занятий. Задачи накопления индивидуальных достижений для учащихся становятся особенно актуальны только для 9 и 11 классов в свете предстоящей им сдачи государственных экзаменов, однако учащиеся этой возрастной группы не исчерпывают собой общую выборку.
Третий вопрос был посвящён оценке пригодности полученных в творческих объединениях знаний и навыков для будущей профессиональной деятельности учащихся. Распределение ответов на этот вопрос приведено на рисунке 4.
Вопрос №3. Как Вы считаете, пригодятся ли Вам/Вашим учащимся полученные в творческом объединении знания и навыки в будущем?(%)
■ Педагоги ■ Учащиеся
Уверен(а), что пригодятся
Я планирую/Большая часть учащихся | планирует учиться по другой специальности,... 20 16,2
Будущая профессия будет связана с тем, чем мы занимаемся в творческом объединении,... 1 4 ■ 6,8
Будущая профессия никак не будет связана с занятиями в творческом объединении 12 Н 8,5
Затрудняюсь ответить 4,8 12,8
Рисунок 4. Ответы респондентов на Вопрос №3
В совокупности свыше двух третей опрошенных (79,2% педагогов и 71,9% учащихся) считают, что полученные на занятиях в творческих объединениях знания и навыки пригодятся выпускникам в их будущей профессиональной деятельности. Свыше половины опрошенных занятия дополнительным образованием напрямую связывают с получением будущей профессии, что вновь свидетельствует о сформированной профессиональной ориентации значительного числа учащихся. При этом примерно пятая часть опрошенных в каждой группе отмечает, что эти знания и навыки пригодятся даже тем, кто будет осваивать другую профессию. Тем самым, подчёркивается возрастающая значимость достижения учащимися метапредметных результатов освоения дополнительных
общеразвивающих программ. В про-фориентационной работе современной системы дополнительного образования в последние годы прослеживается стратегическая линия на формирование т.н. soft skills (в противовес hard skills как набору конкретных профессиональных компетенций и действий). Обобщая ряд зарубежных и отечественных исследований по этой теме, можно определить soft skills как «систему коммуникативных и личностных компетенций, включающую в себя любые непрофессиональные навыки, повышающие эффективность трудовой деятельности специалиста» [13, с. 146]. Необходимость формирования soft skills посредством ранней профессиональной ориентации школьников в контексте развития в России цифровой экономики неоднократно подчёркивалась
и на государственном уровне [12, с. 2]. Таким образом, учреждения дополнительного образования Липецкой области следуют тенденции развития навыков soft skills среди учащихся, ценность этих навыков постоянно возрастает и среди учащихся, и среди педагогов.
Четвёртый вопрос был посвящён оценке востребованности выпускников творческих объединений. Распределение ответов на этот вопрос представлено на рисунке 5.
Вопрос №4. Как Вы думаете, выпускники Вашего творческого объединения будут востребованы как специалисты в своих областях?(%)
■ Педагоги ■ Учащиеся
Полагаю, что будут востребованы Уверена(а), что не будут востребованы
0 ■ 2,1 31,9
Полагаю, что не будут востребованы 2,4 ш з
Затрудняюсь ответить 19,2
Рисунок 5. Ответы респондентов на Вопрос №4
Респонденты обоих групп в подавляющем большинстве (78,4% педагогов и 68,9% учащихся) оценивают профессиональные перспективы выпускников оптимистично. Около трети опрошенных в каждой группе высказывают уверенность в будущей востребованности учащихся как специалистов в своих областях. Тем не менее, в общей сложности примерно пятая часть опрошенных затрудняются дать
оценку, и процент неопределённых выше среди учащихся (26%).
Тем не менее, при довольно оптимистичных оценках востребованности выпускников учреждений дополнительного образования в следующем вопросе обе группы респондентов отметили различные трудности, с которыми могут столкнуться выпускники при трудоустройстве по своей профессии. Ответы респондентов представлены на рисунках 6 и 7.
Вопрос №5. С какими сложностями могут столкнуться выпускники Вашего творческого объединения при трудоустройстве по своей профессии?(%)
У них нет необходимых знаний и навыков для серьёзной работы По своему уровню выпускники оказываются неконкурентоспособными В Липецкой области / в России не так много 14,5
12,8
мест, куда бы они могли трудоустроиться по 31,1
специальности Работодатели не заинтересорваны в приёме специалистов именно нашего профиля Выпускники предпочитают освоить другую
13,6
профессию, приносящую более высокий заработок и большие карьерные перспективы 36,2
Рисунок 6. Ответы учащихся на Вопрос №5
Вопрос №5. С какими сложностями могут столкнуться выпускники Вашего творческого объединения при трудоустройстве по своей профессии?(%)
Недостаточные знания и навыки для серьёзной профессиональной деятельности 16,8
Недостаточная мотивация к непрерывному профессиональному росту
Низкий спрос на специалистов подобного профиля в Липецкой области / в России в.
Структурные особенности экономики, конъюнктура рынка, из-за чего работодатели.. 20,8
Низкий престиж нашей професии, выпускники предпочитают специальность, приносящую... 24,8
Рисунок 7. Ответы педагогов на Вопрос №5
Исходя из полученных данных, учащиеся и педагоги по-разному видят возможные сложности трудоустройства выпускников по своим профессиональным компетенциям, полученным в творческом объединении. Учащиеся в большей мере отметили сложности, обусловленные объективными факторами: низкий престиж (как следствие, меньший заработок) профессии (36,2%), отсутствие необходимых вакансий (31,1%), незаинтересованность работодателей в приёме специалистов их профиля (13,6%). Мнение о низком престиже профессии коррелирует с ответами респондентов на вопрос №1. Неконкурентоспособность и отсутствие необходимых компетенций у самих выпускников отметили лишь 27,3% опрошенных учащихся. Педагоги же в большей степени склоняются к сложностям субъективного фактора, ставя на первое место недостаточную мотивацию учащихся к непрерывному профессиональному росту (29,6%).
Для более релевантного анализа полученных данных необходимо в самых общих чертах привести данные, характеризующие состояние отдельных сегментов рынка труда в России, связанных с рассматриваемым вопросом. По данным маркетинговых исследований крупных российских ре-крутинговых агентств («Superjob», «Headhunter»), приводимым в СМИ, в 2018 году наибольшее число предложений на рынке труда от работодателей занимали вакансии, связанные со сферой продаж и обслуживания [14],
рабочие специальности, на которые претендуют специалисты со средним профессиональным образованием [8]. Однако по данным ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ, третье место в рейтинге востребованных вакансий заняли педагоги профессионального и дополнительного образования [16], что уже свидетельствует о наметившейся тенденции на повышение престижа и, как следствие, заработка педагогов дополнительного образования. Кроме того, всё более возрастает потребность организаций в специалистах ^-сферы [17] (на обучение которых последние годы нацеливают учреждения дополнительного образования). В определённых кругах постепенно формируется спрос на узких специалистов, чьи профессиональные компетенции могут быть получены в рамках освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности - дизайнеров, фотографов, стилистов (все эти профессии занимают первую тройку в рейтинге самых востребованных «модных» профессий 2018 года) [17]. Исследователями отмечаются такие факторы снижения остроты конкуренции между выпускниками, как демографический провал, сокращение численности трудоспособного населения и сокращение миграционного прироста [10, с. 10-12].
Одновременно с этим последние годы исследователи фиксируют низкую конкурентоспособность выпускников, причём речь идёт о выпускниках уже профессиональных и высших
учебных заведений, где приобретается основной объём теоретических и практических знаний, умений и навыков. Высокий уровень конкурентоспособности имеют только 46% выпускников вузов из числа идущих впервые работать по специальности [2, с. 107].
Тем самым объективные тенденции развития рынка труда в России при имеющихся проблемах и нерешённых противоречиях в перспективе скорее благоприятствуют профессиональному развитию выпускников; основные сложности для них связаны по большей части с проблемами субъективного характера, о чём высказываются респонденты-педагоги в рамках данного исследования. При этом учреждения дополнительного образования Липецкой области проводят системную работу по актуализации содержания дополнительных обще-развивающих программ и приведение их в соответствие с социальным запросом учащихся и потребностями
современной экономики [7, с. 25 - 26; 6, с. 36 - 37].
Следующий вопрос был направлен на выявление основного круга общения учащихся творческих объединений. Коммуникативные навыки учащихся, их способность налаживать и поддерживать связи не только с коллективом собственного творческого объединения становятся всё более востребованными. Коммуникативные универсальные учебные действия формально закреплены как необходимый метапредмет-ный результат освоения дополнительных общеразвивающих программ. Выработка коммуникативных навыков является одной из приоритетных задач как в рамках уже привычного педагогам компетентностного подхода [3, с. 77], так и при формировании soft skills учащихся [9, с. 179] и реализации модели «4К», где одним из компонентов является коммуникация. Ответы респондентов на этот вопрос представлены на рисунке 8.
Вопрос №6. С кем из ребят, занимающихся дополнительным образованием, учащиеся Вашего творческого объединения общаются и поддерживают связи? (%)
■ Педагоги ■ Учащиеся
Общаются в основном внутри своего 16,8
творческого объединения Н
Общаются с ребятами из своего центра общаются с ребятами из других учреждений дополнительного образования Липецкой... Н 18,4 11,1
Общаются с ребятами из учреждений дополнительного образования других... Н 7,2 1 4,7
Общаются в основном с ребятами, не занимающимися дополнительным... Н 6,4 12,3
Рисунок 8. Ответы респондентов на Вопрос №6
Как видно из ответов обеих групп респондентов, большая часть учащихся в основном общается с ребятами из своего творческого объединения и из своего центра. Контакты с другими учреждениями дополнительного образования довольно слабые. По-прежнему самостоятельная горизонтальная коммуникация между учащимися дополнительного образования Липецкой области выражена довольно слабо.
Самостоятельная горизонтальная коммуникация учащихся из разных учреждений дополнительного образования (в рамках одного или нескольких субъектов) может рассматриваться как особая среда для запуска и реализации новых проектов, инициаторами которых становятся сами учащиеся. В настоящее время проектирование в гуманитарной сфере объ-
ективно опирается на развитое сетевое взаимодействие, всё более дополняя иерархично выстроенное «вертикальное» администрирование [11, с. 246 - 247]. В последние годы в нашей стране появились образовательные и культурно-просветительские проекты, которые были организованы по собственной инициативе учащимися учреждений дополнительного образования из разных регионов России, участвовавших в различных всероссийских конкурсах. Например, в начале 2018 года выпускники образовательного центра «Сириус» запустили проект «Гуманитарный лифт», нацеленный на профориентацию и личностное развитие воспитанников детских домов и интернатов в сфере гуманитарных наук [15].
При слабости горизонтальной коммуникации среди учащихся учреждений дополнительного образования Липецкой области ответы респондентов на следующий вопрос (см. рисунок 9) о возможности и готовности участия в таких проектах позволяют говорить о высокой готовности учащихся принять участие в совместных региональных и межрегиональных проектах. По ответам обеих групп ре-
Следующий вопрос был направлен на оценку респондентами эффективности тех или иных профориентаци-онных мероприятий. Распределение ответов представлено на рисунке 10. Общий анализ ответов показывает, что и учащиеся, и педагоги хорошо
спондентов можно сказать, что примерно 2/3 учащихся являются потенциальными участниками. Кроме того, 12,8% учащихся заявили о наличии у них собственных идей и инициатив; педагоги же оценили «идейный» потенциал своих учащихся ещё выше: почти четверть педагогов заявили о наличии среди их учащихся возможных инициаторов проектов.
осведомлены о различных проводимых в регионе профориентационных мероприятиях в системе дополнительного образования. Лишь 7,7% учащихся и 2,4% педагогов мало знакомы с существующими профориен-тационными мероприятиями.
Вопрос №7. В последние годы в нашей стране появилось несколько образовательных и культурно-
просветительских проектов, которые были организованы по собственной инициативе ребятами из учреждений доп. образования разныхрегионов России. Как Вы оцениваете возм
■ Педагоги ■ Учащиеся
Готовы предложить свои идеи и стать инициаторами подобных проектов Готовы участвовать в в таких проектах и акциях
Не готовы участвовать в таких проектах и акциях
Имеется опыт участия в таких мероприятих
Рисунок 9. Ответы респондентов на Вопрос №7.
Вопрос №8. Какие из профориентационных мероприятий Вы считаете наиболее эффективными?
Педагоги ■ Учащиеся
Встречи со специалистами ведущих. Экскурсии на предприятия и в учреждения Профессиональные пробы, практики,.. Мастер-классы, лекции, обучающие.. Выставочные площадки, форумы Участие экспертов в различных конкурсах.. Мало знаком(а) с существующими..
Рисунок 10. Ответы респондентов на Вопрос №8
К числу наиболее эффективных профориентационных мероприятий и учащиеся, и педагоги относят, прежде всего, мастер-классы, лекции и обучающие семинары (52,3% и 70,4% соответственно). Педагоги отметили высокую значимость профессиональных проб и стажировок (51,2% опрошенных педагогов). Наиболее эффективными мероприятиями по профориентации участники образовательного процесса считают те, в которых приоритет отдаётся возможности практической работы, непосредственного решения производственных и техни-
ческих задач. Ориентация на практику и знакомство учащихся с реальными проблемами в той или иной профессиональной сфере является неотъемлемой частью проектного подхода в обучении детей первичным профессиональным знаниям и навыкам.
В заключение респондентам предлагалось ответить на открытый вопрос, в котором они должны были указать наиболее перспективные и интересные, по их мнению, направления и области дополнительного образования. Ответы на этот вопрос представлены ниже в таблицах 1, 2.
Распределение ответов, %
Таблица 1 - Распределение ответов учащихся на вопрос №9 9. Какие направления дополнительного образования детей Вы считаете наиболее интересными и перспективными?
Художественная направленность 5,2
Техническая направленность 4,8
Физкультурно-спортивная направленность 4
Социально-педагогическая направленность 4,4
Эколого-биологическая направленность 3,2
Туристско-краеведческая направленность 3,6
Живопись, ИЗО 2,4
Судомоделирование 2
Хореография, танцы 1,2
Робототехника 2
Компьютерные технологии, 1Т 1,6
Таблица 2 - Распределение ответов педагогов на вопрос №9 9. Какие направления дополнительного образования детей Вы считаете наиболее интересными и перспективными?
Художественная направленность Техническая направленность Социально-педагогическая направленность Физкультурно-спортивная направленность, спорт Хореография, танцы
Медиатворчество, журналистка, кинопроизводство Веб-дизайн, создание сайтов, компьютерная графика
Компьютерные технологии, 1Т, программирование Вокал, пение
Моделирование, 3D-моделирование,
прототипирование
Распределение ответов, %
15,2
14,4
7,2
7,2
5,6
5,6
5,6
4,8 4
4
Исходя из полученных данных, можно констатировать большую активность педагогов в ответе на открытый вопрос. Тем не менее, при небольшом общем числе полученных ответов наибольшие предпочтения были отданы художественной и тех-
нической направленностям; социально-педагогическая, физкультурно-спортивная и эколого-биологическая направленности также вошли в пятёрку наиболее частых ответов в обеих группах респондентов. Среди отдельных областей технического творчества
опрошенные отметили ^-сферу (программирование, веб-дизайн, моделирование). Рост популярности и востребованности информационных технологий на сегодняшний день отмечается и в сфере образования, и на рынке труда, что обуславливает обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ технической направленности, а также серьёзные структурные изменения в системе дополнительного образования. Например, в Липецкой области в рамках реализации федеральных проектов «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребёнка» на базе регионального Центра дополнительного образования с сентября 2019 года начнёт работу Центр цифрового образования «^-куб».
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать
вывод, что педагогическое и ученическое сообщество в системе дополнительного образования Липецкой области солидарно в оценке дополнительного образования как наиболее оперативного, гибкого и эффективного образовательного института, способного быстро трансформироваться под актуальные социально-экономические задачи и формировать первичные профессиональные знания и навыки. Учащиеся и педагоги дополнительного образования Липецкой области делают ставку на дополнительное образование как площадку для начального освоения школьниками будущей профессии, при этом выражают уверенность в востребованности своих предметных областей и готовность к постоянному совершенствованию собственных профессиональных навыков.
Список литературы
1. О федеральных инновационных площадках [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2017 №1206 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/556311492 (дата обращения: 03.07.2019)
2. Борисова А.А., Тимофеева А.Ю. Результативность конкуренции выпускников на рынке труда: измерение связи между типом трудоустройства и уровнем конкурентоспособности // Вестник Томского государственного университета. Экономика. Томск, 2015. - №4 (32). - С. 101 - 117.
3. Булганина С.В., Тюмина Н.С., Погодина Т.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Наука, техника и образование. - М., 2015. -№9(15). - С. 75 - 77.
4. Гошин М.Е., Косарецкий С.Г. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность. Информационный бюллетень. -Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. -56 с. - (Мониторинг экономики образования; №4(124)).
5. Гошин М.Е., Косарецкий С.Г. Педагоги организаций дополнительного образования: изменения в условиях труда, профессиональном развитии и мотивациях. Информационный бюллетень. - Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2018. - 64 с. - (Мониторинг экономики образования; №3(123)).
6. Малько И.А., Воржева Л.С. Инновационные практики по развитию инженерно-технических компетенций учащихся Липецкой области // Техническое творчество молодёжи. - М., 2018. - №5(111). - С. 35 - 38.
7. Малько И.А., Подугольникова Э.А., Воржева Л.С. Модель регионального нормативно-методического кейса по обновлению и сопровождению программ художественной направленности (из опыта работы ГБУ ДО «Центр дополнительного образования липецкой области») // Методист. - М., 2018. - №9. - С. 22 - 26.
8. Передельский Д. Какие специальности в регионах самые востребованные // Российская газета (11.04.2019). - URL: https://rg.ru/2019/04/11/kakie-specialnosti-v-regionah-samye-vostrebovannye.html (дата обращения: 25.06.2019)
9. Платонова Р.И., Михина Г.Б. Актуальность soft skills в профессиональном плане будущих специалистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти, 2018. -Т. 7. - № 4 (25). - С. 177 - 181.
10. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И. Депопуляция в России: этапы, особенности и возможности нейтрализации // Социально-трудовые исследования. Научно-практический журнал. - М., 2019. - №2(35) - С. 6-16.
11. Шилова О.Н., Горюнова М.А. Факторы и условия сетевого взаимодействия образовательных организаций // Вестник Российской христианской гуманитарной академии. - СПб, 2014. -№1. - С. 245 - 253.
12. Шмелькова Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - Ярославль, 2016. - №8 (30) - С. 1 - 4.
13. Шрайбер А.Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2018. - №2(69) - С. 145 - 146.
14. Кассиры и повара: кого не хватает России? // «Газета.Ru» (29.05.2019). - URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/05/29/12381709.shtml?updated (дата обращения: 26.06.2019)
15. Покинуть башню из слоновой кости: как одарённые подростки работают с детьми из детских домов // Интернет-издание «Мел». - URL: https://mel.fm/blog/kruzhkovoye-dvizheniye/52601-pokinut-bashnyu-iz-slonovoy-kosti (дата обращения: 24.06.2019)
16. Результаты исследования по актуализации перечня профессий рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда // «Справочник профессий» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (22.05.2019). - URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Oppoc CPO.pdf (дата обращения: 11.07.2019)
17. Рейтинг самых актуальных профессий в России на 2018 год // Информационно-аналитическое финансовое издание «Банки сегодня» (29.05.2018). - URL: https://bankstoday.net/last-articles/rejting-samyh-aktualnyh-professij-v-rossii-na-2018-god (дата обращения: 11.07.2019)
References
1. O federal'nyh innovacionnyh ploshchadkah [Elektronnyj resurs]: prikaz Ministerstva obra-zovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 11.12.2017 №1206 // Elektronnyj fond pravovoj i norma-tivno-tekhnicheskoj dokumentacii. - URL: http://docs.cntd.ru/document/556311492 (data obrash-cheniya: 03.07.2019)
2. Borisova A.A., Timofeeva A.YU. Rezul'tativnost' konkurencii vypusknikov na rynke truda: iz-merenie svyazi mezhdu tipom trudoustrojstva i urovnem konkurentosposobnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. Tomsk, 2015. - №4 (32). - S. 101 - 117.
3. Bulganina S.V., Tyumina N.S., Pogodina T.V. Osobennosti formirovaniya kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya // Nauka, tekhnika i obrazovanie. - M., 2015. -№9(15). - S. 75 - 77.
4. Goshin M.E., Kosareckij S.G. Roditeli v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: ozhidani-ya, strategii povedeniya, informirovannost'. Informacionnyj byulleten'. - Moskva: Nacional'nyj is-sledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2018. - 56 s. - (Monitoring ekonomiki obrazovaniya; №4(124)).
5. Goshin M.E., Kosareckij S.G. Pedagogi organizacij dopolnitel'nogo obrazovaniya: izmeneniya v usloviyah truda, professional'nom razvitii i motivaciyah. Informacionnyj byulleten'. - Moskva: Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», 2018. - 64 s. - (Monitoring ekonomiki obrazovaniya; №3(123)).
6. Mal'ko I.A., Vorzheva L.S. Innovacionnye praktiki po razvitiyu inzhenerno-tekhnicheskih kom-petencij uchashchihsya Lipeckoj oblasti // Tekhnicheskoe tvorchestvo molodyozhi. - M., 2018. -№5(111). - S. 35 - 38.
7. Mal'ko I.A., Podugol'nikova E.A., Vorzheva L.S. Model' regional'nogo normativno-metodicheskogo kejsa po obnovleniyu i soprovozhdeniyu programm hudozhestvennoj napravlen-nosti (iz opyta raboty GBU DO «Centr dopolnitel'nogo obrazovaniya lipeckoj oblasti») // Metodist. -M., 2018. - №9. - S. 22 - 26.
8. Peredel'skij D. Kakie special'nosti v regionah samye vostrebovannye // Rossijskaya gazeta (11.04.2019). - URL: https://rg.ru/2019/04/11/kakie-specialnosti-v-regionah-samye-vostrebovannye.html (data obrashcheniya: 25.06.2019)
9. Platonova R.I., Mihina G.B. Aktual'nost' soft skills v professional'nom plane budushchih spe-cialistov // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. - Tol'yatti, 2018. - T. 7. - № 4 (25). - S. 177 - 181.
10. Rybakovskij L.L., Kozhevnikova N.I. Depopulyaciya v Rossii: etapy, osobennosti i vozmozhnosti nejtralizacii // Social'no-trudovye issledovaniya. Nauchno-prakticheskij zhurnal. - M., 2019. - №2 (35) - S. 6-16.
11. Shilova O.N., Goryunova M.A. Faktory i usloviya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh organizacij // Vestnik Rossijskoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. - SPb, 2014. - №1. - S. 245 -253.
12. Shmel'kova L.V. Kadry dlya cifrovoj ekonomiki: vzglyad v budushchee // Dopolnitel'noe pro-fessional'noe obrazovanie v strane i mire. - Yaroslavl', 2016. - №8 (30) - S. 1 - 4.
13. Shrajber A.N. Metodika formirovaniya soft skills (myagkih navykov) u studentov vuzov cherez sistemu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -Gorno-Altajsk, 2018. - №2(69) - S. 145 - 146.
14. Kassiry i povara: kogo ne hvataet Rossii? // «Gazeta.Ru» (29.05.2019). - URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/05/29/12381709.shtml?updated (data obrashcheniya: 26.06.2019)
15. Pokinut' bashnyu iz slonovoj kosti: kak odaryonnye podrostki rabotayut s det'mi iz detskih domov // Internet-izdanie «Mel». - URL: https://mel.fm/blog/kruzhkovoye-dvizheniye/52601-pokinut-bashnyu-iz-slonovoy-kosti (data obrashcheniya: 24.06.2019)
16. Rezul'taty issledovaniya po aktualizacii perechnya professij rabochih i specialistov srednego zvena, vostrebovannyh na rynke truda // «Spravochnik professij» Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii (22.05.2019). - URL: http://spravochnik.rosmintrud.ru/storage/app/media/Oppoc_CPO.pdf (data obrashcheniya: 11.07.2019)
17. Rejting samyh aktual'nyh professij v Rossii na 2018 god // Informacionno-analiticheskoe fi-nansovoe izdanie «Banki segodnya» (29.05.2018). - URL: https://bankstoday.net/last-articles/rejting-samyh-aktualnyh-professij-v-rossii-na-2018-god (data obrashcheniya: 11.07.2019)