Научная статья на тему 'Дополнительная профессиональная программа «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования»'

Дополнительная профессиональная программа «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логвинова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная профессиональная программа «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования»»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА

И. М. Логвинова

канд.пед.наук, доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, Институт стратегии развития образования РАО E-mail:Logvinova@instrao. ru

Irina M. Logvinova

PhD (Education), Associate Professor, Deputy Director of Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Дополнительная профессиональная программа «Организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования», разработана авторским коллективом ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» в составе: Логвинова И. М., к.п.н., доцент, заместитель директора по образовательной деятельности, Копотева Г. Л., к.п.н., заместитель заведующего Научно-образовательным центром дополнительного профессионального образования, Степанов П. В., к.п.н., заместитель заведующего центром стратегии и теории воспитания личности.

Программа включена в региональный реестр дополнительных профессиональных программ, рекомендованных Департаментом образования города Москвы заказчикам образовательных услуг в сфере ДПО. Протокол заседания Экспертного совета по ДПО работников образовательных организаций от 05 октября 2016 г.

В 2017 году Программа признана победителем

Как цитировать статью: Логвинова И. М. Дополнительная профессиональная программа «организация и содержание образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 138-170.

Всероссийского конкурса дополнительных профессиональных программ в номинации «Программа с лучшим дидактико-технологическим обеспечением образовательного процесса».

В 2016-2017 годах по этой программе повысили квалификацию 874 работника образования, в том числе - 78 директоров школ г. Владивостока, 396 заместителей директоров школ Республики Татарстан, коллективы 14 образовательных комплексов г. Москвы.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ 1.1. Цель реализации программы

Совершенствование профессиональных компетенций обучающихся в области организации и содержания образовательного процесса в школе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Совершенствуемые профессиональные компетенции

№ п/п Компетенции Направление подготовки "Педагогическое образование"

44.03.05

Код компетенции

Бакалавр

5 лет

Общепрофессиональные компетенции

1 готов к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования ОПК-4

Компетенции в области педагогической деятельности

1 готов реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов ПК-1

2 способен использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2

3 способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности ПК-3

4 способен использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета ПК-4

1.2. Планируемые результаты обучения

№ п/п Направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование»

Знать Уметь Код компетенции

1 Знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ. Уметь: анализировать свою профессиональную деятельность на основе требований к профессиональному труду учителя, представленных в нормативных документах; использовать нормативные правовые документы в решении профессиональных задач: на примерах разработки локальных актов (инструкций), подготовки родительского собрания. ОПК-4

2 Знать: порядок разработки, структуру и содержание разделов образовательной программы по учебному предмету. Уметь: разрабатывать рабочую программу по учебному предмету на основе примерной программы. ПК-1

3 Знать: методологические компоненты проектирования и организации педагогической деятельности: пути достижения образовательных результатов, принципы системно-де-ятельностного подхода, способы оценки результативности образовательного процесса и реализации ФГОСов ОО. Уметь: разрабатывать проект учебного занятия на основе технологической карты, позволяющей реализовать си-стемно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий; анализировать эффективность учебного занятия на основе карты констатирующего анализа результативности. ПК-2

4 Знать: систему оценки достижения обучающимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов средствами преподаваемого предмета. Уметь: разрабатывать учебно-практические задания для формирования и оценки предметных, метапредметных, личностных результатов освоения ООП (НОО, ООО, СОО). ПК-4

5 Знать: содержание, формы и методы организации воспитательного процесса, в том числе внеурочной деятельности, критерии и показатели эффективности воспитания. Уметь: использовать методики диагностики направленности личности; диагностики развития и сформированности классного коллектива. ПК-3

Планируемые результаты обучения соответствуют следующим трудовым функциям, входящим в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»:

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции, реализуемые после обучения

Код

Трудовые действия

Код А

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Общепедагогическая функция. Обучение

А/01.6

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Планирование и проведение учебныхзанятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Формирование универсальных учебных действий

В о с п и т а -тельная деятельность

А/02.6

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использование их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Развивающая деятельность

А/03.6

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков

поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

1.3. Категория обучающихся: уровень образования — высшее образование, область профессиональной деятельности — начальное общее, основное общее, среднее общее образование.

1.4. Форма обучения: очная/очно-заочная с применением информационно-коммуникационных технологий и самостоятельной работы.

1.5. Срок освоения программы: 72 часа.

1.6. Режим занятий: 6-8 часов в день, 1-5 дней в неделю (в соответствии с договором на оказание образовательных услуг).

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п Наименование дисциплин (модулей) и тем Всего, час. Виды учебных занятий, учебных работ Формы контроля

лекции интерактивные занятия

Р. 1 Базовая часть 18 6 12

1.1 Приоритеты государственной политики в области образования. Законодательство Российской Федерации в сфере образования 6 2 4 Компетент-ностно-ори-ентирован-ное задание № 1

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в системе нормативно-правового и методического обе- 6 2 4 Компетент-ностно-ори-ентирован-ное задание № 2

1.2 спечения деятельности образовательных организаций. Предупреждение рисков введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

1.3 Профессиональный стандарт педагога. Оценка профессиональной компетентности учителя 6 2 4 Входная диагностика. Задание № 3

Р. 2 Профильная часть (предметно-методическая) 52 24 28

2.1 Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований. Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования. Системно-деятельностный подход в рамках методологии культурно-деятельностной психологии 6 2 4 Компетент-ностно-ори-ентирован-ное задание № 4

2.2 Проблемы преемственности начального и основного общего образования 2 2

2.3 Структура и принципы разработки основной образовательной программы 2 2

2.4 Методология оценки качества образования 2 2 -

2.5 Рабочая программа учителя 8 2 6 Компетент-ностно-ориентированное задание № 5

2.6 Методический конструктор для построения учебно-прак-тическихзадач 2 2

2.7 Особенности контрольно-измерительных материалов для оценки предметных и мета-предметных результатов 6 2 4 Компетент-ностно-о-риентиро-ванное задание № 6

2.8 Образовательная технология: обучение на основе учебных ситуаций 2 2

2.9 Проектирование урока, реализующего формирование универсальных учебных действий 8 2 6 Компетент-ностно-о-риентиро-ванное задание № 7

2.10 Воспитательный компонент ФГОСов общего образования. Формирование гражданской идентичности современного школьника 4 2 2 Компетент-ностно-ори-ентирован-ное задание № 8

2.11 Модели и алгоритм организации результативной внеурочной деятельности 4 2 2

2.12 Разработка программ воспитания и социализации обучающихся. Механизмы ее реализации. Оценка результативности реализации воспитательного компонента ФГОС ОО 6 4 2 Компетент-ностно-ори-ентирован-ное задание № 9

Р. 3 Итоговая аттестация 2 - 2 Зачет

Всего часов по программе 72 30 42

2.2. Учебная программа

№ п/п Виды учебных занятий, учебных работ, час. Содержание

Раздел 1. Базовая часть

1.1. Обзорная лекция, 2 часа Приоритеты государственной политики в области образования. Законодательство Российской Федерации в сфере образования Современная образовательная политика государства и ее приоритеты. Особенности современного этапа развития образования в мире. Главные события и проблемы общего образования. Обзор нормативных правовых актов и иных документов в сфере образования.

Самостоятельная работа, 4 часа Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации. Задание № 1: проверяет теоретические знания и умение работать с нормативными документами (Приложение 1).

1.2. Интерактивная лекция, 2 часа Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в системе нормативно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций ФГОС общего образования: преемственность, иннова-ционность, идеология, структура. Требования к структуре

образовательной программы. Требования к условиям реализации образовательной программы. Требования к результатам освоения образовательной программы. Предупреждение рисков введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Самые трудные направления и педагогические риски. Хеджирование рисков. Порядок организации образовательной деятельности. Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС.

Самостоятельная работа, 2 часа Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования. Задание № 2: проверяет теоретические знания (Приложение 2).

1.3. Интерактивная лекция, 2 часа Профессиональный стандарт педагога. Оценка профессиональной компетентности учителя Облик новой системы профессионального развития и ожидаемые эффекты. Управление формированием педагогической компетентности в рамках стратегических целей Программы развития образовательной организации на основе формирующей уровневой оценки. Умения учителя, наиболее влияющие на успехи учащихся. Потребности российских учителей в повышении квалификации. Дискуссия на тему: "Что принесет учителю новый профессиональный стандарт?"

Самостоятельная работа, 4 часа Входная диагностика. Анализ образовательного за-

проса. Задание № 3: самодиагностика сформиро-ванности у педагога компетентностей по реализации ФГОСов ("Сам себе аналитик") и проектирование образовательного маршрута по проблемам реализации ФГОСов ОО.

Раздел 2. Профильная часть (предметно-методическая)

2.1. Интерактивная лекция, 2 часа Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований. Ценностные ориентиры методологии социокультурного конструирования образования. Системно-деятельностный подход в рамках методологии культурно-деятельностной психологии Качество образования: успехи и проблемы российской школы (по материалам международных сравнительных исследований). Национальные цели и показатели

участия стран в исследовании PISA. Состояние российского образования в начальной и основной школе. Результаты учащихся 4-го класса начальной школы (PIRLS/TIMSS) и учащихся 8 класса основной школы (TIMSS) и уровни достижений российских учащихся. Математическая грамотность на практике (PISA). Сущность и основания системно-деятельностного подхода. Концепции системно-деятельностного подхода.

Изменения в образовательном процессе, возникшие в связи с реализацией системно-деятельностного подхода. Вопросы для обсуждения: Механизмы повышения качества образования в России. Повышение качества образования за счет усиления компетентностного подхода. Повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся. Работа с одаренными и успешными учащимися. Анализ учебников. Факторы, характеризующие наиболее эффективную школу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельная работа, 4 часа Задание № 4: прочитайте фрагмент книги А.Г. Асмо-лова "Стратегия и методология социокультурной модернизации образования" (Приложение 3) и составьте следующего вида вопросы: а) требующие простого односложного ответа ("тонкие вопросы"); б) требующие развернутого ответа ("толстые вопросы").

2.2. Интерактивная лекция, 2 часа Проблемы преемственности начального и основного общего образования Преемственность как целесообразная корреляция всех компонентов дидактической системы. Функции процесса преемственности. Формирование ведущей деятельности данного возрастного этапа развития — приоритетная цель образования. Вопросы для обсуждения: Портрет младшего подростка. Преемственность между начальным и основным звеном. Обеспечение успешности обучения и адаптации школьника 5-6 классов. Психологические особенности и возможности младшего подростка. Признаки дезадаптации. Обеспечивает ли успешность функциональной подготовки школьника хорошие результаты его развития? Можно ли в рамках традиционной школы выполнить требования ФГОСов ОО? Какую роль в этом процессе играет преемственность?

2.3. Лекция с элементами методического практикума, 2 часа Структура и принципы разработки основной образовательной программы Принципы разработки ООП: соответствие ФЗ, требованиям ФГОСов, преемственность с Примерной ООП, реализация системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОСов. Система условий реализации ООП. Учебно-методическое сопровождение реализации ООП. Требования к структуре ООП. Содержание разделов ООП:

Целевой раздел: - пояснительная записка; - планируемые результаты освоения обучающимися ООП; - система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП. Содержательный раздел: - программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; - примерные программы отдельных учебных предметов, курсов; - программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, включающая направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их социализации, профессиональной ориентации и формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; - программа коррекционной работы. Организационный раздел: - учебный план; - система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Вопросы для обсуждения: а) Согласны ли вы с высказыванием: "В соответствии с системно-деятельност-ным подходом содержание планируемых результатов освоения ООП общего образования (всех уровней образования) описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом". б) Составьте сравнительную таблицу, отражающую отличия между предметными результатами минимума содержания образования в соответствии с Базисным учебным планом 2004 года и предметными результатами ФГОС общего образования. в) Согласны ли вы с высказыванием: "Система оценки есть инструмент настройки образовательного процесса в соответствии с ФГОС основного общего образования". Обоснуйте свои ответы.

2.4. Лекция, 2 часа Методология оценки качества образования Требования стандарта, конкретизированные в планируемых результатах освоения ООП. Содержательная и критериальная основа оценки качества образования. Оценка индивидуальных достижений обучающихся. Оценка состояния системы образования. Показатели

качества образования. Три группы планируемых результатов. Комплексность системы оценки. Внутренняя оценка качества среднего общего образования, регулируемая внутренними нормативными актами образовательной организации

Процедуры текущей и промежуточной оценки подготовки учащихся. Компоненты и процедуры итоговой оценки. Обязательные компоненты системы внутриш-кольного мониторинга образовательных достижений.

2.5. Лекция с элементами методического практикума, 2 часа Рабочая программа учителя Порядок разработки рабочей программы по предмету. Структура и содержание программ отдельных учебных предметов и курсов. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Содержание учебного предмета, курса. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. Принцип уровневости планируемых результатов: блок «Выпускник научится»; блок «Выпускник получит возможность научиться».

Самостоятельная работа, 6 часов Задание №5: разработать рабочую программу по учебному предмету на основе примерной программы.

2.6. Лекция с элементами методического практикума, 2 часа Методический конструктор для построения учебно-практических задач Современные представления о результатах образования: что изменилось и почему. Требования к результатам освоения основной образовательной программы в ФГОСах НОО, ООО, СОО. Планируемые результаты освоения ООП (НОО, ООО, СОО). Структура образовательного результата: предметные компоненты, ме-тапредметные компоненты. Идентификация познавательной основы учебного задания. Наращивание ме-тапредметных компонентов: с какой группы метапред-метных результатов начинать и почему. Наращивание регулятивных компонентов. Наращивание коммуникативных компонентов. Комплексность учебно-практической задачи. Место и роль комплексных учебно-практических задач в достижении целей урока. Особенности использования комплексных учебно-практических задач в ходе урока. Разработка комплексных учебно-практических задач.

2.7. Лекция с элементами методического практикума, 2 часа Особенности контрольно-измерительных материалов для оценки предметных и метапредметных результатов Особенности системы оценки: «знаниевая» и «деятель-ностная» парадигмы. Специфика подходов к оценке результатов обучения по учебному предмету. Особенности оценки личностных, метапредметных, пред-

метных результатов. Примеры учебно-практических заданий для формирования и оценки предметных, ме-тапредметных, личностных результатов освоения ООП.

Самостоятельная работа, 4 часа Задание № 6: разработать примеры учебно-практических заданий для формирования и оценки предметных, метапредметных и личностных результатов освоения ООП.

2.8. Методический практикум, 2 часа Образовательная технология: обучение на основе учебных ситуаций Учебная ситуация как структурная единица учебной деятельности. Отбор и использование учебных ситуаций. Условия, провоцирующие действие учащихся. Условия, задаваемые и описываемые с помощью образцов деятельности, последовательности выполняемых действий, различных дидактических или методических средств, особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса, на примерах учебного предмета.

2.9. Лекция с элементами методического практикума, 2 часа Проектирование урока, реализующего формирование универсальных учебных действий Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОСов общего образования. Сравнительный анализ (сходство и различие) структуры традиционного урока и системно-деятельностного урока. Технологическая карта (Копотева Г.Л., Логвинова И.М.) как способ проектирования урока, реализующего си-стемно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий (далее — УУД). Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД. Методические основания конструирования технологической карты урока, формирующего УУД. Технологическая карта-трансформер — эффективное средство конструирования урока. Примеры проектирования урока на основе технологической карты по учебному предмету. Использование технологической карты на этапе реализации урока. Опорная таблица для конструирования анализа урока. Схема анализа урока. Методический тандем: технологическая карта урока — матрица анализа урока. Примеры разработки проекта урока и анализа реализованного урока по учебному предмету.

Самостоятельная работа, 6 часов Задание 7: в логике системно-деятельностного подхода и цели формирования универсальных учебных действий разработайте на основе технологической карты Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой (форма технологической карты урока в Приложении 4) проект урока и на

основе карты констатирующего анализа результативности урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой (форма карты анализа урока в Приложении 5) проанализируйте проект урока или проведенный урок по учебному предмету.

2.10. Лекция, 2 часа Воспитательный компонент ФГОСов общего образования. Формирование гражданской идентичности современного школьника Приоритеты государственной политики в области воспитания; концептуальные основы проектирования воспитательного процесса; методология воспитательного компонента ФГОСов ОО. Принципиальное значение воспитательного компонента ФГОСов для развития в России социального института воспитания и дискуссии о стандартизации воспитания. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Формы и методы организации социально значимой деятельности обучающихся. Технологии взаимодействия и сотрудничества организации, осуществляющей образовательную деятельность, и социальных институтов. Формы и методы формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся. Вопрос для обсуждения: как вы понимаете фразу "включенность родителей (законных представителей) в воспитательный процесс"?

Практическое заня-тие(работа в группах), 2 часа Задание № 8: переработайте фрагмент ФГОСа ООО (Приложение 6) в инструкцию для классного руководителя по составлению плана работы по реализации Программы воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования.

2.11. Лекция, 2 часа Модели и алгоритм организации результативной внеурочной деятельности Нормативно-правовые основы организации внеурочной деятельности. Нормативные основы интеграции систем воспитания, внеурочной деятельности и дополнительного образования. Содержание внеурочной деятельности и его взаимосвязь с содержанием программ воспитания и социализации. Разработка модели внеурочной деятельности в образовательной организации на основе анализа ресурсов образовательной организации и условий реализации внеурочной деятельности. Проектирование внеурочной деятельности на основе технологической карты, формирование

пространства самореализации школьников в системе внеурочной деятельности; применение технологий социального проектирования; модели организации внеурочной деятельности обучающихся в начальной, основной и старшей школе; оценка результатов внеурочной деятельности.

Методический практикум, 2 часа Демонстрация и анализ алгоритма пошаговой разработки Программы внеурочной деятельности: требования, рекомендации, примеры.

2.12. Лекция с элементами методического практикума, 4 часа Разработка программ воспитания и социализации обучающихся. Механизмы ее реализации Основное содержание деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции. Нравственно-этическое воспитание. Воспитание трудолюбия, уважения к труду и интереса к профессиям. Воспитание ценностного отношения к учебе и познавательных интересов. Формирование основ здорового образа жизни и физической культуры. Развитие экологической культуры личности. Эстетическое воспитание, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание программы воспитания и социализации. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательной организации с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Примерная программа воспитания и социализации учащихся для каждой из трех ступеней общего образования: начальной, основной и старшей школы. Комплекс социально-педагогических ориентиров, направленных на создание оптимальных условий для формирования воспитательного пространства образовательного учреждения как пространства социокультурного развития личности каждого учащегося. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся. Организационные аспекты воспитательной деятельности. Наиболее эффективные педагогические средства. Выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия. Оценка результативности реализации воспитательного компонента ФГОСов ОО Мониторинг эффективности реализации программы. Проблема оценки результативности внедрения воспитательного компонента. Критерии и показатели эффективности воспитания. Оценка результативности реализации воспитательного компонента на основе

оценки условий, созданных в соответствии с требованиями ФГОСов для воспитания, социализации и духовно-нравственного развития личности.

Практическое заня-тие(работа в группах), 2 часа Задание № 9: подготовьте описание одной или нескольких диагностических методик сформированности детского коллектива. Отметьте сильные и слабые стороны методики.

Раздел 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 3.1. Виды и формы контроля

Вид контроля Форма контроля Характеристика оценочных материалов

Входной контроль Входная диагностика. Анализ образовательного запроса Задание № 3 — самоанализ сформированности компетентностей по реализации ФГОС общего образования.

Текущий контроль Интерактивные занятия Выполнение компетентностно-ориентированных заданий в малых группах, обсуждение и анализ методических примеров и материалов в интерактивном режиме позволяют выявить уровень усвоения изучаемого материала и достижения планируемых результатов. Задания, направленные на проверку достижений слушателей за время обучения: Задания № 1, № 2 — ОПК-1. Задания № 4, № 7 — ПК-2. Задание № 5 — ПК-1. Задание № 6 — ПК-4. Задания № 8, № 9 — ПК-3.

Итоговая аттестация Зачет Зачет состоит из теоретической и практической частей: слушатель отвечает на вопросы итоговой контрольной работы и представляет проект урока, разработанный на основе технологической карты Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой. Продуктом, применимым в практике, являются материалы самостоятельно выполненных заданий: 1) № 5 —рабочая программа по учебному предмету; 2) № 6 — примеры учебно-практических заданий для формирования и оценки предметных, мета-предметных и личностных результатов освоения ООП;

3) № 7 — проект урока и анализ проекта урока / проведенного урока, разработанные на основе технологической карты урока и карты анализа результативности урока.

Итоговая контрольная работа

Используемые сокращения

ООП Основная образовательная программа

ООО Основное общее образование

ууд Универсальные учебные действия

ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт

№ п/п Вопрос Ответ

1 Почему Федеральный государственный образовательный стандарт ООО — важнейший инструмент инновационного развития образования?

2 Перечислите основные, по Вашему мнению, отличительные особенности новых ФГОС общего образования.

3 Докажите примерами и фактами, что стандарты общего образования имеют рамочный и открытый характер.

4 В чьей компетенции в соответствии со статьей N 12 Закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. находится разработка образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ?

5 Какие новые формы получения образования и формы обучения заявлены в статье N 17 Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.?

6 Каковы права и обязанности участников образовательного процесса в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.?

7 Какие группы результатов освоения ООП ООО подлежат оценке? Какие изменения претерпели предметные образовательные результаты в соответствии с ФГОС ООО?

8 Что является объектом системы оценки в соответствии с ФГОС ООО?

9 Докажите, что требования к результатам образования во ФГОС ООО соответствуют современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека.

10 Объясните, как соотносятся между собой понятия «универсальные учебные действия» и «общеучебные навыки и умения»?

11 Какими критериями измеряется владение учащимися способами действий с учебным материалом?

12 Каковы ключевые особенности дея-тельностного образовательного процесса? Какова структура системно-де-ятельностного урока?

13 Кто отвечает в образовательной организации за разработку программы воспитания и социализации обучающихся, как составной части ООП оОо?

14 Объясните, как вы понимаете фразу «включённость родителей (законных представителей) в воспитательный процесс»?

15 По каким основным направлениям развития личности в соответствии с требованиями Стандарта организуется внеурочная деятельность?

3.2. Критерии оценки качества освоения программы

Слушателю ставится оценка «зачтено» при условии выполнения итоговой контрольной работы не менее, чем на 8 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ) и представления проекта урока, разработанного на основе технологической карты Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой, получившего не менее, чем 4 балла по следующим критериям:

Критерии Баллы

Разворачивание учебной ситуации на основе системно-деятель-ностного подхода: 1. Мотивационно-целевой этап. Актуализация знаний и умений, проблема, осознание неполноты знаний, формулирование цели 1 балл

2. Ориентировочный этап. Образ результата (гипотеза), план достижения цели. 3. Поисково-исследовательский (основной) этап. Действия по достижению цели, реализация плана, освоение УУД (сбор, обмен информацией, ее структурирование, сопоставление, преобразование, объяснение, формулирование выводов). 4. Рефлексивно-оценочный этап. Возврат к цели, оценивание результата. Самооценка, анализ действий, выявление успехов и трудностей, недочетов.

Использование в проекте урока заданий не только учебно-познавательных, но и учебно-практических заданий 1 балл

Использование в проекте урока заданий не только базового, но и повышенного уровня 1 балл

Наличие в проекте форм деятельности учащихся, направленных на формирование личностных универсальных учебных действий 1 балл

Наличие в проекте форм деятельности учащихся, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий 1 балл

Наличие в проекте форм деятельности учащихся, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий 1 балл

Наличие в проекте форм деятельности учащихся, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий 1 балл

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Рекомендуемая литература:

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2014.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М: ИНТОР, 1996.

3. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат. Методическое пособие / под ред. П.В. Степанова. — М.: Педаг. общество России, 2017. — 111 с.

4. Копотева Г.Л., Губанова Е.В. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов: опыт разработки и реализации общеобразовательной программы школы. В 2-х частях: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательская фирма «Сентябрь», 2014.

5. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. — Волгоград: Учитель, 2014. — 143 с.

6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия: Учебно-методическое пособие. — Волгоград: Учитель, 2012. — 99 с.

7. Степанов П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник. — М.: Издательство АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2017. — 48 с.

8. Степанов П.В., Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014. — 127 с.

9. Степанов П.В., Степанова И.В. Оценка качества и анализ воспитания в основной и средней школе: пособие для учителей обще-образоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.

10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. Изд. 2. — М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

Авторские публикации:

1. Копотева Г.Л. Анализ профессиональных затруднений педагогов по формированию и развитию у школьников метапред-метных результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Теория и практика актуальных исследований: Материалы XII Международной научно-практической конференции. 27 апреля 2016 года // Сборник научных трудов. — Краснодар, 2016. — С. 34-47.

2. Копотева Г.Л. Выполняем требования ФГОС общего образования. // Вестник образования России. — 2016. — № 13. — С. 58-65.

3. Копотева Г.Л. Методическая система проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход. // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — № 2 (38), Т. 2. — С. 75-96.

4. Копотева Г.Л. Модель готовности педагога к формированию и развитию у обучающихся универсальных учебных действий. Современная наука: исследования, технологии, проекты. // Сборник материалов V Международной заочной научно-практической конференции / Россия, г. Москва, 8 ноября 2015 года / — М.: Издательство «Перо», 2015, С. 357-365.

5. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Анализ основной образовательной программы школы. // Вестник образования. —2016. — № 14. — С. 66-72.

6. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования. // Справочник заместителя директора школы. —2011. — №10. — С. 8-12.

7. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектирование модели управления реализацией ФГОС общего образования в школе. // Вестник образования. — 2016. — № 15. — С. 30-36.

8. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации по реализации ФГОС // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 4 (31). — С.63-72.

9. Копотева Г.Л., Логвинова И.М., Молодых Е.Н. Совершенствование методической компетентности педагога как средство эффективной реализации ФГОС общего образования // Вестник образования. — 2017. — № 14. — С. 34-41.

10. Копотева Г.Л., Стёпина Н.В., Тунина Ю.А. Преобразование воспитательной системы начальной школы в условиях введения ФГОС // Управление начальной школой. — 2013. — № 12. — С. 4-16.

11. Копотева Г.Л., Филимонова Е.Н. Методический конструктор заданий для формирования метапредметных результатов обучения // Школа и производство. — 2017. — № 1. — С. 15-18.

12. Логвинова И.М. Копотева Г.Л. Конструирование технологи-

ческой карты урока в соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 12. — С. 12-18.

13. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Метапредметность урока: новый уровень профессионализма педагога // Материалы межрегиональной научно-практической конференции / г. Челябинск, 1921 ноября 2015 года / под ред. М.И. Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2015. — С. 36-40.

14. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Опыт работы ИСИО РАО по хеджированию рисков введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции: сборник материалов конференции / под ред. М.И.Солодковой. — Челябинск: ЧИППКРО, 2013. — С. 11-19.

15. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе разработки основной образовательной программы школы и введения ФГОС // Управление начальной школой. — 2011. — № 9. — С. 6-11.

16. Степанов П.В. Примерный алгоритм воспитательной деятельности классного руководителя // Классный руководитель. — 2015. — № 3. — С.7-21.

Нормативные документы:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на2013 -2020 годы». ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295. Российская газета: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html вложенный файл: Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant. ru/70291362/#ixzz3flNmLUYU.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями). Система Гарант: http://base.garant. ru/197127/#ixzz3fO5wWFS9.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577). Справочно-правовая система: Ьйрз:/ погтаЙу.коп1:иг.гиМоситеп1?то^1еЫ=1&^ситепШ=251769.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.) Система ГАРАНТ: Ьйр^/Ьазе^агап!. ги/70188902/.

6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 2013 г., 28 мая 2014 г., 17 июля 2015 г.). Система ГАРАНТ: Ьйр^/Ьазе^агап!. ги/70466462/.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: Ы*р://^а1ас^.гиМос/ рпкаг-тт1:г^а-го88И-о1>18102013-п-544п/.

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Ы1р:/^Лоо167^1.ги^р/рк/ И1е/2013/10_2013/аос32_12_05_2011.ра£.

9. Концепция развития дополнительного образования детей. -Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Документы — Правительство России: http://government.ru/media/fi1es/ipA1NW42XOA.pdf.

Электронные ресурсы:

1. Копотева Г.Л. Интернет-семинар: «Организация урока в соответствии с требованиями ФГОС». Вебинар 24 октября 2012 года. // Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций «Менеджер образования»: https://www. menobr.ru/article/30526-internet-seminar-organizatsiya-uroka-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-24102012.

2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. - Министерство образования и науки Российской Федерации. Государственная информационная система: http://fgosreestr.ru/.

3. Цикл вебинаров на тему: «ФГОС: оценка образовательных достижений». Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/ info.aspx?ob_no=43438.

4. Цикл вебинаров на тему: «Планируемые результаты и оценка их достижения в основной школе». Издательство «Просвещение»: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=44137.

5. Цикл вебинаров на тему: «Оценка метапредметных результатов в основной школе». Издательство «Просвещение»: http://www. prosv.ru/info.aspx?ob_no=44138.

Элементы методического обеспечения, прилагаемые к программе:

№ п/п Автор Наименование элементов методического обеспечения

Презентации лекционного курса

1 Логвинова И.М. ФГОС общего образования в системе нормативно-правового и методического обеспечения деятельности образовательных организаций

2 Копотева Г.Л. Проектирование урока в соответствии с ФГОС на основе технологической карты

3 Копотева Г.Л. Метапредметные результаты освоения ООП

4 Копотева Г.Л. Методический конструктор для построения учебно-практических и метапредметных задач

5 Степанов П.В. Воспитание в школе: от требований к результатам

Информационно-методическое сопровождение интерактивных занятий

1 Логвинова И.М., Копотева И.М., Вагнер И.В. "Сам себе аналитик". Рабочая тетрадь педагога для самоанализа сформированности компетентностей по реализации ФГОС общего образования

2 Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Учебно-методическое пособие

3 Копотева Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Учебно-методическое пособие

4 Степанов П.В., Степанова И.В. и др. Конструирование воспитательной деятельности педагога: работа на результат. Методическое пособие

4.2. Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:

— оборудованные аудитории для проведения учебных занятий;

— мультимимедийное оборудование - компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор и пр.;

— компьютерные презентации, учебно-методические и оценочные материалы.

4.3. Образовательные технологии, используемые в процессе реализации программы

В процессе реализации программы используются лекции с элементами обсуждения проблем, дискуссии, технологии проблемно-ориентированного и проектно-ориентированного обучения, технологии решения ситуационных задач.

Приложение 1

Фамилия И.О. слушателя_

1. Продолжите фразу: В статье 11. "Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты" Закона N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012, указывается:

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные

государственные требования обеспечивают единство_;

преемственность_.

2. В чьей компетенции в соответствии со статьёй N 12 Закона N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. находится разработка образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ?_

3. Какие новые формы получения образования и формы обучения заявлены в статье N 17 Федерального закона № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.:

формы получения образования формы обучения

1.

2.

3.

и т.д.

4. Сравните между собой понятия "образовательное учреждение" и "образовательная

организация", введённое Федеральным законом № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.

Результаты сравнения внесите в следующую таблицу:

образовательное учреждение образовательная организация

Сходства

Различия

Вывод

5. Сравните между собой понятия "образовательные организации", "организации,

осуществляющие обучение" и "организации, осуществляющие образовательную деятельность", введённые Федеральным законом № 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. Результаты сравнения внесите в следующую таблицу:

организация, организация,

образовательная осуществляющие

организация обучение образовательную

деятельность

Сходства

Различия

Вывод

6. В виде схемы продемонстрируйте понятие "образовательные отношения" и состав участников образовательных отношений в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.

7. Составьте памятку для родителей, в которой перечислены меры дисциплинарного взыскания для обучающихся, предусмотренные Федеральным законом № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

8. Представьте, что Вам необходимо на родительском собрании рассказать родителям о том, как Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. определил сущность Устава образовательной организации. Родители, как обычно, задают много вопросов. Чтобы быть готовым ответить на любой из них, составьте для этого прогнозный (предположительный) диалог по схеме вопрос-ответ, который позволит вам поэтапно и максимально точно объяснить родителям смысл данного документа:

вопрос ответ

Приложение 2

Фамилия И.О. слушателя_

1. Продолжите фразу:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой_

2. Между слушателями курсов повышения квалификации завязался спор:

Одни утверждают, что ФГОС по содержанию, структуре и методологии является инновационным документом, начинающим новую эпоху в отечественном образовании. Другие утверждают, что ФГОС по содержанию, структуре и методологии не является для отечественного образования инновационным документом, что в нём отразились все предыдущие значимые достижения отечественной педагогики и психологии. А третьи выразили мнение, что ФГОС носит компромиссный характер, поскольку он опирается на значимые достижения отечественной педагогики и психологии, но в нём есть и инновационная составляющая.

• Чью точку зрения вы разделяете? Выберите одно или несколько высказываний, которые вы разделяете.

• Объясните, почему вы выбрали именно это (эти) высказывания.

• Если среди приведенных высказываний нет ни одного, с которыми вы согласны, выскажите своё мнение. Своё мнение аргументируйте.

3. Докажите примерами и фактами, что стандарты общего образования имеют рамочный и открытый характер, т.е. задают перспективу возможного, а не только перечень необходимого. Примеры структурируйте в логике от самых существенных, по Вашему мнению, к менее значимым:

№ Доказательства открытости ФГОС общего образования

1.

2.

и т.д.

4. Перечислите основные, по Вашему мнению, отличительные особенности новых ФГОС общего образования. Структурируйте их в логике от самых существенных к менее значимым:

№ Отличительные особенности нового ФГОС общего образования

1.

2.

и т.д.

5. Перечислите основные, по Вашему мнению, направления реализации ФГОС и планируемые результаты их реализации в образовательном учреждении:

№ Основные направления реализации ФГОС Планируемые результаты ("продукты") по каждому направлению

1.

2.

3.

и т.д.

6. Охарактеризуйте ключевые особенности ФГОСов общего образования и сравните их со стандартами первого поколения:

Стандарты первого поколения (1998 г., 2004 г.) Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (НОО, ООО, СОО)

Основные функции Сохранение единого образовательного пространства, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания

Цели Освоение ЗУНов

Системообразую щий компонент Обязательный минимум содержания образования

Парадигма "Знаниевая"

Вывод

7. Подтвердите фактами утверждение о том, что ФГОСы общего образования предоставляют широкие возможности выбора для всех участников образовательного процесса. Более того, чем выше уровень образования (ступень), тем эти возможности больше:

ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС СОО

Возможности выбора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для ученика

Для учителя

Для школы

8. Установите, в правильной ли, по Вашему мнению, логике перечислены основные характеристики Примерной ООП? Если Вы не согласны с предложенной структурой, измените последовательность характеристик содержания ООП от самых важных к более второстепенным:

характеристики ООП характеристики ООП

1. направлена на создание основы для саморазвития и самосовершенствования;

2. направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся;

3. определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования;

4. направлена на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

5. направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей

Приложение 3

Фрагмент книги А.Г. Асмолова

"Стратегия и методология социокультурной модернизации образования"

Системно-деятельностный подход интегрирует конструктивные элементы компетентностного подхода и подхода, основанного на бихевиористской методологии формирования знаний, умений и навыков, ранее используемых при разработке стандартов образования.

В рамках системно-деятельностного подхода выделяются две неотъемлемых друг от друга характеристики — стандартизация образования и вариативность образования.

Эволюционный смысл стандартизации заключается в обеспечении устойчивости процесса трансляции образцов познания, присущих данному уровню развития цивилизации. На наш взгляд необходимо выделять три аспекта стандартизации:

- стандартизация как необходимое условие адаптации подрастающих поколений к решению широкого класса типовых жизненных задач;

- стандартизация как инструмент управления знаниями в условиях социального, экономического, этнического и психологического разнообразия различных социальных систем;

- стандартизация как условие обеспечения единства образовательного пространства, которое определяется нами как " единство разнообразия».

Эволюционный смысл вариативности образования заключается в наращивании творческого потенциала подрастающих поколений.

- Вариативность выступает как необходимое условие расширения возможностей развития личности при решении жизненных задач в ситуациях роста разнообразия.

- Вариативность обеспечивает управление изменениями в образовательных системах федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

Стандартизация образования выступает как тенденция, характеризующая систему ограничений, накладываемых на вариативность образования в связи с необходимостью обеспечения равенства возможностей учащихся в образовательном пространстве как пространстве " единства разнообразия».

Вариативность образования рассматривается как тенденция, характеризующая, во-первых, способность образования соответствовать мотивам и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся; во-вторых, возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия.

В целом стандартизация и вариативность образования способствуют как социализации и индивидуализации каждой личности подрастающего поколения, так и управлению функционированием и изменениями в системе образования на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Приложение 4

Технологическая карта урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой

Учитель

Класс

Тема урока

Тип урока

Предметные результаты

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Познавательная Коммуникативная Регулятивная Личностная

Учебное задание О существляемые действия Формируемые умения Осуществляемые действия Формируемые умения О существляемые действия Формируемые умения О существляемые действия Формируемые умения

1.

2.

3.

4.

Приложение 5

Карта констатирующего анализа результативности урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой

Этап урока Формируемые умения (результат) 1 Индикаторы2

Выполненно е задание Да Нет

Этап I.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Этап II.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Этап III.

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

1 формируемые умения фиксируются с указанием принадлежности к группе результатов в соответствии с ФГОС: "Пр" - предметные; "Поз"- познавательные; "К" - коммуникативные; "Р" - регулятивные; "Л" - личностные.

2 При анализе проведённого урока фиксируется (констатируется) реальная осуществлённая работа учителя по формированию данного результата; при анализе проекта урока фиксируется (констатируется) наличие намерения формировать данные результаты.

Приложение 6

Фрагмент текста Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Программа должна содержать:

1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе;

2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику организации, осуществляющей образовательную деятельность, запросы участников образовательных отношений;

3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений ("ярмарки профессий", дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы);

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках организации, осуществляющей образовательную деятельность, совместной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность с предприятиями, общественными организациями, в том числе с системой дополнительного образования;

6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учетом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания;

7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебной деятельности и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений;

8) описание деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся;

9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.);

10) критерии, показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях);

11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;

12) планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.