УДК 37
Федоренко Алексей Юрьевич
аспирант Российской международной академии туризма тел.: (861) 290-13-35
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОМАНДООБРАЗУЮЩЕМ ТУРИЗМЕ
Fedorenko Alexey Yurievich
post-graduate student of Russian International Academy of Tourism tel.: (861) 290-13-35
ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF TOURIST UNIVERSITIES TO ORGANIZATION OF ACTIVITY IN COMMAND-FORMING TOURISM
Аннотация:
Развитие профессионального туристского образования определяется расширением сферы корпоративного туризма, увеличением командообразующих программ, которые сегодня востребованы на туристском рынке. В последнее время одним из актуальных направлений в профессиональной деятельности организаций является поиск новых форм мотивации сотрудников на эффективную трудовую деятельность. Одной из форм воздействия является командообразующий туризм. Командообразование - это вид деятельности, направленный на формирование команды.
Ключевые слова:
команда, туризм, педагогика, образовательная программа, аспекты подготовки.
The summary:
The development of professional tourist formation is defined by expansion of sphere of corporate tourism, increase in the command-forming programs which are claimed today in the tourist market. Recently one of actual directions in professional work of the organizations is search of new forms of motivation of employees on effective labor activity. One of influence forms is in the command-forming tourism. The command formation is a kind of activity directed on command formation.
Keywords:
team, tourism, pedagogics, educational program, aspects of training.
Развитие профессионального туристского образования определяется расширением сферы корпоративного туризма, увеличением командообразующих программ, которые сегодня востребованы на туристском рынке. В последнее время одним из актуальных направлений в профессиональной деятельности организаций является поиск новых форм мотивации сотрудников на эффективную трудовую деятельность. Для развития корпоративной культуры любой компании необходимы предприятия - организаторы данного вида деятельности. Одним из перспективных направлений является командообразующий туризм [1, с. 18].
В командообразовании особое значение имеет личностный фактор, выраженный в мотивации на труд, требованиях к имиджу, психологической компоненте профессионального статуса специалиста. По оценкам руководителей предприятий, основная доля успеха работы специалиста зависит от его внутреннего состояния, работы в команде, общего эмоционального настроя в компании [2, с. 81]. Отношения между сотрудниками в одной компании - будь то маленький магазин или крупная корпорация - являются одной из важнейших мотиваций сотрудников, направленных на эффективную трудовую деятельность.
Внутренний дискомфорт сотрудников - скрытая угроза для партнеров фирмы, в которой они работают. В ситуации стресса практически все показатели работы человека падают, идет негативная проекция на личную жизнь, семью. Человек становится обладателем дополнительных комплексов и страхов. Плохое настроение сотрудников, в конечном счете, обходится мировой экономике дороже, чем забастовки, манифестации.
Кроме того, предприятия в условиях рыночной экономики ориентированы на стабилизацию кадров за счет повышения комфортности труда и развития досуговой деятельности. Неудовлетворенность сотрудников условиями труда побуждает их к смене места работы. Текучесть кадров на предприятии вызывает дополнительные расходы на повышение квалификации с целью сокращения срока адаптации к труду.
Наиболее близки к определению «командообразующий туризм» такие понятия, как:
- деловой туризм (временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и т.д. без получения доходов в месте командировки) [3, с. 12].
- корпоративный туризм (вид туризма, направленный на восстановление духовных, физических, нравственных сфер человека в соответствии с его культурными, познавательными, оздо-
- 15B -
ровительными запросами, осуществляемый корпорациями с целью повышения комфортности условий труда и развития положительной мотивации сотрудников на эффективный труд) [4, с. 15].
Прежде чем мы начнем говорить о том, какие задачи могут решать студенты командообразующего туризма, определим понятия «команда» и «командообразование». Тут не все так очевидно, как кажется на первый взгляд. «Современный экономический словарь»: «Команда -группа людей, призванная выполнять определенную работу, задание. Обычно команда работает на лидера, который ставит задачу и распределяет работу между ее членами» [5, с. 158].
«Словарь по экономике и финансам»: «Команда - в широком смысле - трудовой коллектив с высоким уровнем сплоченности, приверженности всех работников общим целям и ценностям организации. Команда - коллектив единомышленников, сплоченных вокруг своего лидера, который одновременно является и высшим должностным лицом в данной организации» [6, с. 327].
«Словарь по общественным наукам»: «Команда - в социологии - социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом» [7, с. 211].
В этих определениях есть доля истины, но только доля. Хочется нивелировать влияние неформальных отношений и обязательное наличие довлеющего фактора лидера («Обычно команда работает на лидера...») для команды. Поэтому предлагаю следующее определение: Команда - малая социальная группа, объединенная общей целью и задачами и эффективно функционирующая в рамках определенной деятельности. Характеристика Команды также -эффект синергии, когда результат деятельности команды больше, чем просто сумма действий ее отдельного участника. Соответственно, «Командообразование» - это мероприятия, направленные на формирование команды [8, с. 24].
Далее, говоря о «команде» и «командообразовании», мы будем говорить именно в этом контексте.
Рассмотрим командообразующий туризм с точки зрения его важности для организации, то есть определим, для чего он нужен.
Приведем несколько распространенных версий: профессиональной организации среды для разрешения конфликтов между сотрудниками внутри подразделений; создание комфортной рабочей атмосферы; повышение эффективности совместной деятельности сотрудников; увеличение производительности труда; повышение прибыли компании и пр. Прослеживается две линии суждений: работа с эмоциональной составляющей (условно говоря, чтобы вместе хорошо было трудиться) и собственно решение бизнес-задач. Но эмоциональная составляющая не может служить целью предприятий командообразующего туризма, это некий неизбежный эффект, который возникает в результате командообразующих мероприятий. Команда создается не для того, чтобы людям комфортно друг с другом работалось, безусловно, это важная задача, но она из другой плоскости и решать ее более эффективно и экономичнее через подбор персонала, оценку ценностей и мотивационных факторов, диагностику и учет совместимости сотрудников, через создание условий труда, эргономичности рабочего пространства. Все эти моменты в комплексе дают, так называемый психологический комфорт и обеспечивают благоприятную рабочую атмосферу.
Истинные или подлинные цели, преследуемые командообразующим туризмом, - это цели, работающие на повышение эффективности бизнеса заказчика - это решение конкретных бизнес-задач, стоящих перед компанией на определенном этапе ее деятельности (Слияние Компаний, Реструктуризация подразделений, Перераспределение функций между сотрудниками и или отделов компании, Управление проектами, Вывод новых продуктов, Увеличение доли рынка и т.д.). Для предприятий командообразующего туризма важно правильно поставить на мероприятии цели и сформулировать задачи, от этого зависит результат, который получится на выходе.
Для сформирования команды нужно определенное количество времени. Существует мысль о том, что команда - это дорогое удовольствие для любого предприятия. Прежде чем заказать командообразующие программы для команды, руководителю важно понимать, что команда требует особого и постоянного ухода, как дорогой аквариум. Определенным образом организованное помещение, оплата консалтинговых услуг, постоянное обучение, специальные мероприятия, мотивационные схемы. Процесс формирования команды бесконечен, он пролонгирован, требует системного подхода и постоянной работы. Если вы хотите сделать настоящую команду, важно понимать, для чего, и если цель оправдывает средства, то результат не заставит себя ждать. Ведь любая задача настоящей команде по плечу. Локальные задачи командообразующего туризма (диагностика ролей в команде, для принятия решений о перестановках, повышении и т.д., навык постановки задач, для повышения оперативности деятельности сотрудников, развитие коммуникативных навыков, для ликвидации сбоев на «стыках» бизнес-
процессов и пр.), в зависимости от сложности их можно решить и за 1 час. Важно подобрать оптимальный инструмент (бизнес-игры, классический тим-билдинг, бизнес-кейсы и пр.) [9, с. 73].
Под образованием в командообразующем туризме следует понимать совокупность систематизированных туристских знаний, умений, навыков. Данное образование профессиональные и общественные кадры получают в ходе учебных мероприятий, а также путем самообразования и в системе высшего образования.
Исследовав социально-педагогические аспекты системы подготовки студентов туристских вузов к организации деятельности в командообразующем туризме, мы пришли к выводу, что:
- социально-педагогические процессы формулируют правила деятельности в командообразующем туризме;
- в системе подготовки кадров для сферы командообразующего туризма формирование знаний, умений, навыков и морально-волевых черт личности являются социальнопедагогической основой.
Педагогическое воздействие на процесс обучения и воспитания кадров в сфере командообразующего туризма рассматривается с учетом специфических для туристской деятельности особенностей: целенаправленного совершенствования личностных качеств организаторов туристской работы и других общественных и профессиональных кадров, использования коллектива как фактора, определяющего эффективность формирования социальной активности; повышения роли самоуправления в туристской деятельности.
Организация деятельности в командообразующем туризме рассматривается нами как важнейшее звено системы обучения и воспитания, ставшее одним из главнейших направлений организации туристского предприятия, расширения кругозора, морального и этического воспитания граждан России, и, в конечном счете, формирования всесторонне развитой личности.
Ссылки: References (transliterated):
1. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. М., 2007. 1. Puzikov V.G. Tehnologiya vedeniya treninga. M., 2007.
2. Сартан Г.Н. Тренинг командообразования. СПб., 2005. 2. Sartan G.N. Trening komandoobrazovaniya. SPb., 2005.
З. Пузиков В.Г. Указ. соч. З. Puzikov V.G. Op. cit.
4. Там же. 4. Ibid.
5. Факов В.Я. Большой финансовый словарь. М., 2010. 5. Fakov V.YA. Bol'shoy finansoviy slovar'. M., 2010.
б. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. б. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.S., Starodubtseva E.B.
Современный экономический словарь. М., 1999. Sovremenniy ekonomicheskiy slovar'. M., 1999.
7. Современный словарь по общественным наукам. 7. Sovremenniy slovar' po obshchestvennym naukam.
М., 2005. M., 2005.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. 8. Rayzberg B.A., Lozovskiy L.S., Starodubtseva E.B.
Указ. соч. Op. cit.
9. Сартан Г.Н. Указ. соч. 9. Sartan G.N. Op. cit.
- 1б0 -