УДК 330.1
ДОМОХОЗЯЙСТВО В СЕМЬЕ. СЕМЬЯ В ДОМОХОЗЯЙСТВЕ.
ФЕНОМЕН СЕМЬЕХОЗЯЙСТВА
С.М. Бедюхова, аспирант кафедры социальной работы и социологии экономического факультета ФБГОУ ВПО ««Челябинский государственный университет»,
e-mail: [email protected] М.В. Кондратов - старший преподаватель кафедры учёта и финансы экономического факультета ФБГОУ ВПО ««Челябинский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается взаимосвязь понятий «домохозяйство» и «семья», их взаимопроникновение, на основе данного анализа дано определение «семьехозяйство».
В ходе работы проводится сравнительный анализ понятий «семья» и «домохозяйство» разных авторов. В результате чего, общие сущностные характеристики и общие функции сводятся к общему понятию «семьехозяйство».
Ключевые слова: домохозяйство, семья, семьехозяйство.
1. Домохозяйство в семье
С неоклассическим подходом к изучению экономических процессов в семье прочно ассоциируется имя Гэри Беккера. Суть своего научного поиска сам Беккер определяет как «экономический подход к социальным вопросам»[3]. Основные принципы экономического подхода таковы:
1. Максимизация функции полезности или богатства. Субъектом такого стремления может быть семья, фирма, правительство, профсоюз.
2. Рыночное равновесие. Существуют явные или неявные рынки, которые координируют действия разных участников таким образом, что их поведение становится взаимосогласованным.
3. Постоянство предпочтений. «Стабильность предпочтений предполагается по отношению не к рыночным товарам и услугам..., а к основополагающим объектам выбора, которые производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары и услуги, собственное время и прочие ресурсы. Эти глубинные предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни, таким как здоровье, престиж, чувственные наслаждения, доброжелательность или зависть. И отнюдь не всегда остаются стабильными, если иметь в виду рыночные товары и услуги»[1].
Беккер применил экономический подход к разным сферам жизнедеятельности семьи: разделение труда в семье, выбор брачного партнера, рождаемость, потребительское поведение. Последнее рассматривается Беккером в рамках теории распределения времени между различными видами деятельности. Первоначально неоклассическая экономическая
теория разделяла сферу производства, где агентом была фирма, и сферу потребления, где действовало домохозяйство. Беккер предложил иной подход, объединяющий производственную и потребительскую функции домохозяйства. Центральное утверждение этой теории таково: «Домашние хозяйства являются как производителями, так и потребителями; они производят полезность (в виде конечных объектов потребления[6]) комбинируя затраты товаров (приобретаемых на рынке, которые служат сырьем для производства полезности [6]) и времени в соответствии с правилами минимизации издержек из традиционной теории фирм»[7]. Полная цена единицы полезности - сумма цен продуктов, выступающих в качестве сырья, и использованного времени на единицу полезности. Если стоимость времени по сравнению со стоимостью продуктов возрастет (повышается доход от продажи рабочей силы на рынке труда в единицу времени), то происходит уменьшение количества времени и возрастает количество продукции, используемых на единицу полезности. Отсюда вытекает два следствия.
Во-первых, домашним трудом (затратами времени) можно компенсировать ограниченность доходов, которых не хватает для приобретения на рынке конечных объектов потребления, а достаточно лишь для покупки товаров-сырья. Но физическая активность и, особенно, время - ресурсы, не поддающиеся увеличению подобно доходу, поэтому домашний труд не может вести к постоянному неограниченному росту уровня жизни семьи.
Во-вторых, домашним трудом как необходимостью занимаются те члены семьи, чей труд на рынке оплачивается ниже, то есть чье время дешевле. Эти различия в оплате труда могут усугубляться тем, что сложившееся внутрисемейное разделение труда заставляет членов домохозяйства специализироваться на накоплении человеческого капитала разного типа: одних - повышающих производительность на рынке, а других - повышающих производительность в домохозяйстве. Беккер, как и Парсонс, в качестве основополагающей предпосылки внутрисемейного разделения труда выдвигает биологические особенности полов, но вводит опосредующий элемент в виде накапливаемого человеческого капитала (развиваемых способностей). Беккер не обсуждает, возможно ли накопление одним субъектом капиталов того и иного вида в таком количестве, чтобы успешно действовать в обеих сферах. Он придерживается мнения, что обязательно происходит специализация. Но накопление одних навыков ограничивает успех там, где нужен капитал иного рода. Таким образом, возникают дополнительные социальные предпосылки ограничения сфер активности. При таком объяснении, очевидно, что женщины специализируются на ведении домашнего хозяйства, а мужчины - на рыночной активности [6].
Однако если Парсонс жестко закрепляет роли экспрессивного и инструментального лидеров за женщиной и мужчиной соответственно, то Беккер считает такое разделение труда
наиболее вероятным, но не обязательным. Единая функция благосостояния семьи максимизируется исходя из ограничений в виде дохода и времени, которые, в свою очередь, зависят от накопленного каждым супругом капитала. В построениях Беккера женщина вносит свой вклад в благосостояние семьи через использование своего времени, а мужчина -через обеспечение семьи доходом. Но постулирование единой функции благосостояния семьи допускает, что такое разделение ролей - нежесткое, то есть функция не чувствительна к тому, кто из супругов участвует в формировании благосостояния семьи тем или иным способом. Если продолжить цепь рассуждений, наличие единой функции благосостояния семьи подразумевает, что стабильность брака не зависит от того, муж или жена вносят больший вклад в семейный бюджет. Беккер связывает рост разводов с сужением спектра семейных функций, ростом индивидуализма и рационализмом индивидуальных действий: мужчины и женщины разводятся, если ожидают, что их благосостояние от этого возрастет [2].
В концепции Беккера принцип максимизации подразумевает рациональность субъектов действия, но, по мнению ученого, экономический подход не требует от агентов непременного осознания стремления к максимизации или объяснения поведенческих стереотипов. Существует оптимальная степень обладания каким-либо благом (баланс между издержками и выгодой), к которой стремятся субъекты. И не обязательно, что общий результат оптимизирующих действий отдельных факторов выльется в социально оптимальный для общества результат (в этом отличие данного подхода от функциональной теории, которая исходит из полезности явления для всего социума или значительной его части [6]). Беккер широко трактует издержки: они могут быть как материального, так и нематериального плана. Когда явно выгодные возможности упускаются субъектом, «экономический подход не ищет убежища в предположениях об их иррациональности, довольстве уже имеющимся богатством или удобных сдвигах ad hoc в системе ценностей (то есть предпочтениях). Напротив, он постулирует существование издержек, которые сводят на нет предполагаемые выгоды и которые не так легко «увидеть» сторонним наблюдателям» [1].
Экономический момент присутствует во всей жизнедеятельности семьи, он проявился более отчетливо в жизни российских домохозяйств в последнее десятилетие ХХ века, но его нельзя абсолютизировать и надо понимать, что вне рассмотрения остается символический аспект супружеских отношений, личностные черты супругов как предпосылки функционирования семьи [6].
Итак, домохозяйство - важный фактор функционирования семьи как единого целого. Это способ поддержания основных экономических функций жизни семьи.
2. Семья в домохозяйстве
Несмотря на возникновение и распространение в современном обществе новых форм организации частной жизни, именно семья остается основным структурообразующим элементом домохозяйства, а домохозяйства этого типа доминируют как социальный институт, представляющий сферу частной жизни [5].
С позиции многофункциональности семейное домохозяйство может быть охарактеризовано как [5]:
— потребительское сообщество для совместного удовлетворения основных потребностей;
— производящее сообщество, создающее в процессе домашнего труда продукты, в том числе выходящие впоследствии на рынок;
— жилищное сообщество, реализующее пространственную близость между лицами, его составляющими;
— сообщество для физического, психического, экономического, социо-культурного, этнического самосохранения в данных экономических и экологических условиях;
— сообщество для обеспечения рождения и воспитания детей, передачи социального опыта в соответствии с ценностными ориентациями, нормами поведения и взаимоотношений, культурными и техническими возможностями общества или социальной страты для занятия ими определенных позиций в обществе;
— сообщество для организации культурной деятельности и проведения досуга;
— сообщество, с которым соотносится интимная сфера жизни индивидуума.
Функции семейного домохозяйства связаны не только с реализацией хозяйственно-
экономических целей, но и с выполнением общественно значимых социальных и культурных функций. В домохозяйстве экономическая рациональность принимает иные формы, чем во внешней экономической сфере. Родственные связи, общность целей по удовлетворению потребностей человека и совместное выполнение функций для их достижения создают более сильное чувство солидарности и взаимопонимания между членами домохозяйства по сравнению с несемейными домохозяйствами или другими субъектами общества. Фактором, способствующим стабильности семейных домохозяйств, является их высокая функциональная эластичность. В определенных обстоятельствах многие функции домохозяйства могут быть сведены до минимума выполняемой деятельности, а при изменении условий в кратчайшие сроки вновь активированы и в критических ситуациях доведены до требуемого уровня по числу функций и общему объему выполняемой работы.
Динамика изменений в функциях и соответствующих им сферах деятельности и структурах домохозяйств отражает процессы их приспосабливания к требованиям общественного развития, что проявляется в общих изменениях домохозяйства как института [5].
Семья функционирует как целостный организм благодаря институту помощи.
Институт помощи один из древнейших и важнейших социальных институтов, так же как и семья существующих в любом обществе. Желание помочь ближнему человеку возникает вместе со становлением общества. Потребность объединить усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища - эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку, основанную, прежде всего, на кровно-родственых (семейных) отношениях. С момента рождения каждый человек, даже находящийся в самой благоприятной жизненной ситуации, может нуждаться в помощи, заботе и поддержке. И также каждый человек испытывал потребность или необходимость помогать другим людям (за исключением случаев полного эгоизма). Функционирование института помощи, помощь (получаемая и оказываемая) является для людей средством реализации смысложизненных, интеракционистских, социализационных ценностей, таких как благополучие близких, воспитание детей, внуков, самореализация[4].
По отношению к миру каждое домохозяйство выступает как маленький коллектив, организованный на принципах альтруизма. Его члены взаимодействуют друг с другом на основе любви и альтруизма, не исчисляя баланс выгод и потерь. Эти принципы могут быть распространены на всю систему родства и даже на небольшие общины, которые могут быть менее эффективными по сравнению с более крупными объединениями, однако эта потеря эффективности перекрывается очевидными эмоциональными преимуществами [4].
В современных исследованиях семьи вычленяются три основных компонента межличностных отношений, обеспечивающих сплоченность, солидарность семейного коллектива: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие (взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный «удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачный период до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность. После рождения первого ребенка решающую роль начинают играть степень и характер кооперации, то есть на первый план выступают отношения взаимопомощи: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях «традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становится основным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает вся структура семейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад в психологическую солидарность когнитивного согласия (взаимопонимания) [4].
Семья как устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни, является вместе с тем и сильнейшим источником эмоциональных реакций, обеспечивающих человеку в благоприятном случае помощь, поддержку, рекреацию. В связи с чем немаловажное значение в семье имеет эмоционально-психологическая составляющая отношений взаимопомощи. Большое удовлетворение человеку приносит сознание проявляемой по отношению к нему другими членами семьи заботы [4]. Без этого чувства взаимопомощи человеку трудно работать на благо семьи и домохозяйства. Но при ощущении своей необходимости, а также ощущении взаимопомощи работать на благо семьи и домохозяйства становится легче, появляется общая цель, к которой хочется стремиться. Если у человека есть цель и ощущение того, что он не один и ему всегда помогут, то исполнение этой цели становится более осуществимым.
Кооперация, разделение труда между полами дают членам семьи определенные преимущества. С помощью концентрации на выполнении определенных задач и практического опыта их исполнения каждый из участников этого вида кооперации приобретает особые навыки и умения. При этом для выполнения задач, требующих совместных усилий, каждая из сторон может отработать исполнение собственной функции. Работа каждого из партнеров служит, словно, страховкой для другого. Опыт такого эффективного взаимодействия, взаимопомощи, повторяемый изо дня в день является достаточным, чтобы укрепить союз между мужчиной и женщиной. Таким образом, развитая система взаимной помощи и поддержки, хозяйственная кооперация являются важными факторами стабильности семьи [4].
Итак, помощь - один из основных институтов, благодаря которому семья может функционировать как домохозяйство. Именно внутрисемейные отношения, построенные на взаимном уважении, поддержке, помощи и взаимопомощи позволяют домохозяйству слаженно выполнять свою деятельность. Можно сказать, что домохозяйство будет функционировать более эффективно в случае использования семьи в качестве основной рабочей силы, нежели наемных работников. Семья сама заинтересована в улучшении своих экономических показателей. Наемные работники мотивированы только своей заработной платой, улучшение экономических показателей интересует только управленцев данного домохозяйства.
3. Семьехозяйство как феномен
В современной науке очень сложно разобраться в терминологии, связанной с семьей и домохозяйством. Часто, говоря о семье, авторы переходят на понятие домохозяйство и
наоборот. До сих пор еще нет конкретных определений данных терминов, каждый автор трактует их как ему удобно.
Для более детального изучения данных терминов не обходимо провести их сравнительный анализ
Сравнительный анализ понятий «семья» и «домохозяйство» приведен в табл. 1.
Таблица 1 - Сравнительный анализ понятий «семья» и «домохозяйство»
№ п/п Признак Наличие или отсутствие данного признака в понятии «семья», +/- Наличие или отсутствие данного признака в понятии «домохозяйство», +/-
1 Система + +
2 Один или несколько участников +/- +
3 Проживают совместно + +
4 Отношение родства + +/-
5 Наличие наемных работников - +
6 Общность быта и бюджета +/- +
7 Уникальная социальная общность + +
8 Выполнение воспроизводственной функции + -
9 Выполнение функции социализации + +/-
10 Занятость в общественном производстве +/- +/-
11 Социально-психологическое взаимодействие совместно проживающих лиц + +/-
Итак, основными функциями семьи являются воспроизводство и социализация. Основными функциями домохозяйства являются оптимизация, помощь и поддержка.
Семья и домохозяйство, как показано выше, имеют совпадающие и несовпадающие составляющие. Совпадают совместное проживание, общность быта и бюджета, социально-психологическое взаимоотношение совместно-проживающих лиц. И семья и домохозяйство являются уникальными социальными общностями.
Отличия понятий заключается в том, что в семье необходимым условием является отношение родства между ее членами, а в домохозяйстве это условие не является обязательным.
Также можно отметить, что в семье нет наемных рабочих, а в домохозяйстве они могут быть.
Выполнение воспроизводственной функции и функции социализации, а также всех связанных с ними функций в совокупности присуще только семье. Когда для домохозяйства характерна лишь функция социализации. Это отражается в общении между работниками
домохозяйства, передачи и обмене знаний и умений. В процессе общения появляются друзья и недруги.
По принципу занятости в общественном производстве: и семья и домохозяйство могут участвовать и не участвовать. Таким образом, понятие «семья» и «домохозяйство» схожи, но все же не идентичны и не тождественны. У них присутствуют общие признаки, свойства и функции, но также существуют различия.
В исследованиях по социологии при изучении семьи используется понятие «домохозяйство», хотя, по сути, они не сходны.
Понятие «домохозяйство» и «семья» раскрывают разные стороны бытия.
Мы определили «домохозяйство» как хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве. Домохозяйство - это понятие более широкое, чем семья, и в отличие от семьи домохозяйства включают не только родственников (отношения родства, между группами домохозяйства не являются обязательными). Это экономическая единица, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них доходы для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.
Мы определили «семью» как уникальную социальную общность, исторически конкретную социальную систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками как малой группы, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении (удочерении), члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Все вышеизложенное позволяет нам сформировать новое понятие и определение -«семьехозяйство». Под этим понятием мы будем понимать группу лиц (уникальную социальную общность), связанных семейными отношениями (супружескими, родительскими) и социально-психологическим взаимодействием, проживающих на одной территории, ведущих общее хозяйство (общность быта и бюджета), осуществляющих воспроизводство и социализацию детей (родных, приемных, усыновленных).
Оно раскроет особенности хозяйства семьи и даст возможность уточнить терминологический аппарат при исследовании семьи и домохозяйства.
Почему возникает семьехозяйство? Для воспроизводства нужно питаться и обслуживаться, а для социализации нужна совместная деятельность. Вот почему соединяются семья и домохозяйство.
Для определения места понятия «семьехозяйство» в системе координат «домохозяйство - семья - семьехозяйство» представим рисунок 1.
Рисунок 1 - Определение места понятия «семьехозяйство» в системе координат «домохозяйство - семья - семьехозяйство» Итак, в нашем понимании, «семьехозяйство» - это пересечение некоторых функций и признаков семьи и домохозяйства.
Рассмотрим термин «семьехозяйство» в контексте сравнительного анализа понятий «семья» и «домохозяйство». Данное сравнение приведено в Таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ понятий «семья», «домохозяйство» и
«семьехозяйство»
№ Признак Наличие или Наличие или Наличие или
п/п отсутствие отсутствие данного отсутствие
данного признака признака в понятии данного признака
в понятии «домохозяйство», в понятии
«семья», +/- +/- «семьехозяйство», +/-
1 Система + + +
2 Один или несколько участников +/- + +/-
3 Проживают совместно + + +
4 Отношение родства + +/- +
5 Наличие наемных работников - + +/-
6 Общность быта и бюджета +/- + +
7 Уникальная социальная общность + + +
8 Выполнение воспроизводственной функции + +
№ Признак Наличие или Наличие или Наличие или
п/п отсутствие отсутствие данного отсутствие
данного признака признака в понятии данного признака
в понятии «домохозяйство», в понятии
«семья», +/- +/- «семьехозяйство», +/-
9 Выполнение функции социализации + +/- +
10 Занятость в общественном производстве +/- +/- +/-
11 Социально-психологическое взаимодействие совместно проживающих лиц + +/- +
Итак, рассматривая таблицу 2 можно отметить следующее.
В понятии «семьехозяйство» объединены некоторые признаки семьи и домохозяйства. Признак системности относится ко всем понятиям.
По признаку количества участников семьехозяйство сходно с семьей, так как семья не может состоять из одного человека, и даже бездетную пару нельзя назвать семьей, а домохозяйство может состоять из любого количества людей.
Общим для всех понятий является признак совместного проживания.
Отношение родства является общим для семьи и семьехозяйства. Для домохозяйства этот признак не является обязательным.
Наличие наемных работников для семьи является недопустимым, для домохозяйства - обязательным, а для семьехозяйства - возможным (в семьехозяйстве могу работать вольнонаемные слуги.
Общность быта и бюджета для семьи не является обязательной. Семья может жить на одной жилплощади, совместно воспитывать общих детей, но совершенно не обязательно, чтобы бюджет родителей был общим. У каждого из родителей может быть свой источник дохода и распоряжаться им может каждый самостоятельно. Для домохозяйства и семьехозяйства общность быта и бюджета является обязательным признаком.
Общим для всех понятий является признак - уникальная социальная общность.
Выполнение воспроизводственной функции осуществляется семьей и семъехозяйством, домохозяйство воспроизводством населения не занимается.
Выполнение функции социализации можно отнести ко всем трем понятиям. В семье и семьехозяйстве социализируются рожденные (усыновленные, взятые под опеку дети). В
домохозяйстве социализируются наемные работники (они общаются с другими наемными работниками, получают новые знания и умения).
И семья, и домохозяйство, и семьехозяйство могут участвовать, а могут и не участвовать в общественном производстве.
Социально-психологическое взаимодействие совместно проживающих лиц. Этот признак является обязательным для семьи и семьехозяйства, но не обязательным для домохозяйства (здесь членам можно и не общаться, а просто выполнять свою работу, никак не контактируя с другими членами домохозяйства).
Итак, можно сделать вывод о том, что семьехозяйство - это уникальная общность людей, проживающих на одной территории, воспроизводящая и социализирующая детей, имеющих общий быт и бюджет и обеспечивающая социально-психологическое взаимодействие своих членов.
Список литературы
1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т.1, Вып. 1, С. 24-40.
2. Беккер Г. Эволюция семьи // Беккер Г. Человеческое поведеение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Пер. с англ. Под ред. Р.И. Капелюшикова. - М.: ГУ ВШЭ, 2003, С. 413-436.
3. Капелюшников Р.И. Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика политика, идеология. 1993. №3, С 17-32.
4. Коломасова Е.Н. Институт помощи в системе семейно-родственных отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. С. 43-44.
5. Тышкевич В.П. Основные направления исследований семейного домохозяйства в современной социальной рыночной экономике (на примере Германии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2006, С. 10
6. Черкашина Т.Ю. экономические статусы супругов: внутрисемейная иерархия / Под ред. Т.Ю. Богомоловой. - Новосибсрск: Из-во ИЭОПП СО РАН, 2005. - С.13.
7. Becker G.S. A Theory of the Allocation of Time // The Economie Journal. 1965. Vol. LXXXV. № 299 (September: 493-517). P. 495