УДК 629.7
ДОМИНИРУЮЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РАМКАХ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
© 2010 г. А.М. Николаев
Московский авиационный институт, Волоколамское шоссе, д. 4, г. Москва, 125993, [email protected]
Moscow Aviation Institute,
Volokolamskoe Highway, 4, Moscow, 125993,
Рассматриваются ключевые тенденции и основные конъюнктурные факторы реализации авиационной техники военного назначения и послепродажного обслуживания в рамках военно-технического сотрудничества, показывается сложность и многоплановость данной проблемной области в рамках международной конкуренции и технологической кооперации, указываются базовые направления ее стратегического развития.
Ключевые слова: авиационная техника, послепродажное обслуживание, военно-техническое сотрудничество, экспорт, технологическая кооперация.
The article scrutinizes the main tendencies and base tactical factors of realisation of aviation military-oriented technics and after-selling service in scope of military-technical cooperation, describes complexity and diversity of the problem area in scope of international and technological cooperation, specifies base directions of its strategic development.
Keywords: aviation technics, after-selling service, military-technical cooperation, export, technological cooperation.
Современное состояние российского рынка авиационной техники (АТ) (только военного назначения) характеризуется несоответствием структуры авиационной промышленности объему рыночного спроса на продукцию отрасли. Это является закономерным результатом трансформации российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на протяжении последних тридцати лет, происходившей под влиянием политических, экономических, научно-технических и других факторов. Комплексный подход к описанию данных факторов обусловливает необходимость изучения российского рынка АТ как подсистемы международного рынка вооружения и военной техники (ВВТ), предполагает анализ основных тенденций развития международно-экономических связей в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) России с другими странами.
Противовоздушная
система и противоракетная оборона (8)
Авиационные вооружения и военная техника (9)
Космические средства(7)
Влияние изменений в геополитической картине мира на состояние отечественного ОПК и, в частности, авиационной промышленности наиболее сильно проявилось в конце 80-х гг. в связи с разрушением двухполярной мировой системы, прекращением существования Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Это привело к сокращению поставок АТ в страны, находившиеся ранее в военно-политической и экономической зависимости от СССР. Как следствие - резкое падение объемов экспорта военной техники (с 16,3 млрд дол. в 1990 до 7,1 в 1991 и 2,3 в 1992 гг.) после дезинтеграции СССР и начала рыночных реформ, сокращение государственного оборонного заказа (практически в 10 раз) (рисунок) привели к структурным диспропорциям между спросом и предложением на АТ, представляющим сегодня основную проблему для отечественного ОПК.
Специальные
средства (2) Стратегические
вооружения (23)
Морские вооружения и военная техника (10)
Обеспечивающие средства(12)
Радиоэлектронные системы (17)
Наземные средства (12)
Структура государственного оборонного заказа за 2007 г.,% (источник: Центр анализа стратегий и технологий [1])
Положительные сдвиги в развитии ВТС России с новки в мире (события в Югославии, вооруженный другими странами, обострение политической обста конфликт Индии с Пакистаном в 1999 г.), увеличение
платежеспособности стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, обусловившие постепенный рост экспорта ВВТ начиная с 1995 г., сформировали
Как видно за таблицы, стабильность увеличения экспорта вооружений и военной техники во многом была обеспечена за счет централизации поставок и предоставления ФГУП «Рособоронэкспорт» монопольного права на реализацию ВВТ. Примечательным является тот факт, что период до 2005 г. характеризуется относительно устойчивым спросом на военную технику со стороны Индии и Китая, в совокупности обеспечивших 80 % экспортных поставок. Сочетание крупносерийных и срочных заказов КНР, реализация которых практически не содержала рисков, со сложными контрактами Индии на высокотехнологичные системы явилось в некоторой степени стимулом для гармоничного развития отдельных отраслей ОПК и, в частности, военного авиастроения, на которое в разные периоды приходилось не менее 50 % общего экспорта ВВТ. Демонстративным в этом случае будет пример заключения договора с КНР (1999 г.) на разработку относительно простой модификации истребителей Су-30 МКК, которая была осуществлена в беспрецедентно короткие сроки (поставка уже в 2000 г.), а также, для сравнения - пример заключения договора с Индией на 32 истребителя Су-30МКИ, предусматривавшего проведение значительного объема НИОКР, связанных с серьезным техническим риском.
Вместе с тем высокая зависимость отечественного экспорта АТ от спроса всего двух заказчиков на фоне постепенного насыщения рынка КНР, высокой конкуренции на рынке военной техники Индии, который всегда был открыт для британских, немецких, французских и шведских поставщиков, обозначила объективную потребность в расширении географии сбыта и диверсификации поставок. Следует отметить, что определенные успехи в данном направлении были достигнуты в 2003 г. после заключения договоров с Вьетнамом на 4 истребителя Су-30МК2, с Малайзией на 18 истребителей Су-30МКМ, с Индонезией на 4 истребителя Су-27/30 и 10 вертолетов на общую сумму около 2 млрд дол. Тем не менее о начале второго этапа развития ВТС целесообразно вести речь с момента заключения в 2006 г. пакетных сделок с Алжиром (стоимостью 7,5 млрд дол.) и Венесуэлой (до 3 млрд дол.) [2]. Среди объективных причин развития второго этапа ВТС следует выделить, прежде всего, резкое обострение военно-политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке вследствие американ-
базовые направления развития авиастроения России, предопределили структуру и географию спроса на АТ [1] (табл. 1)
Таблица 1
ской операции в Ираке в 2003 г. и давлении США на Иран и Сирию, что предопределило рост антиамериканских настроений в мире, левый поворот ряда латиноамериканских стран, в том числе Венесуэлы.
Настоящий период развития отечественного рынка ВВТ отмечается экстенсивным расширением политических и экономических взаимосвязей России с другими странами, характеризуется такими доминирующими тенденциями, как [3]:
- повышение требований стран-импортеров к эффективности ВТС с точки зрения обеспечения экономической выгоды и обороноспособности;
- усиление конкуренции между основными странами-экспортерами, вызванной стремлением закрепить свои позиции на мировом рынке продукции военного назначения в условиях превышения ее предложения над спросом;
- появление на мировом оружейном рынке новых стран-экспортеров;
- стремление стран-импортеров максимально диверсифицировать источники поставок ВВТ;
- рост спроса на высокотехнологичную продукцию военного назначения и увеличение ее удельного веса в общем объеме закупок;
- сокращение объемов закупок новых типов вооружения государствами с ограниченной платежеспособностью (они будут ориентироваться на проведение работ по модернизации ранее закупленной продукции);
-усиление у стран-импортеров тенденций к приобретению современных технологий, проведению совместных НИОКР;
- использование более гибких форм расчетов за поставки продукции военного назначения, расширение практики заключения офсетных соглашений и расчетов на компенсационной основе;
- сохранение поставок продукции военного назначения как формы расчетов по погашению государственной задолженности.
Последовательное расширение географии поставок, рост конкуренции и как следствие усложнение системы рыночных отношений России с другими странами в рамках ВТС, предопределили качественные изменения в структуре спроса и предложения, многообразие форм осуществления сделок, а также повышение требований к качеству продукции, соответствие которым является сегодня обязательным условием стабильного функцио-
Ретроспективная динамика российского экспорта вооружений в 2000 - 2007 гг.,
млн дол. в текущих ценах [1]
Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Всего 3681 3750 4800 5400 5780 6126 6460 7500
В том числе по линии «Росвооружения» / «Рособоронэкспорта» 2970 3300 4000 5075 5120 5226 5300 6200
части в 1,5 - 2,0 раза выше, чем на те же комплектующие, используемые для сборки новой АТ), возможность установления долгосрочных партнерских отношений с заказчиками АТ, обеспечивающих стабильный спрос на ППО для данной техники. Так, по оценкам специалистов общий пул обеспечения жизненного цикла экспортируемых боевых самолетов отечественного производства, которые в настоящее время состоят на вооружении более чем в 50 странах, составляет не менее 7,5 млрд дол. с учетом текущего периода жизненного цикла каждого самолета и расходов на его обеспечение [4].
Нацеленность на реализацию эффективной политики в сфере ППО обусловливает смещение стратегических приоритетов в деятельности поставщиков АТ от предложения техники с высокими тактико-техническими характеристиками (ТТХ) к предложению целостных решений, учитывающих экономические и политические интересы заказчиков-субъектов ВТС [5]. Целостность подразумевает системную увязку условий договоров поставок АТ, наличие пространства варьируемых характеристик сопутствующих услуг (табл. 2), которые при соответствующем управлении обеспечивают адаптацию предложения поставщиков к потребностям заказчиков.
Таблица2
Основные критерии, используемые заказчиками-субъектами ВТС для оценки качества
послепродажного обслуживания
Критерии Характеристика
Сроки В условиях повсеместной глобализации рынка ВВТ, появления новых конкурентов и сокращения сроков производства АТ оперативность является базовым критерием качества предоставляемых поставщиком услуг (и вместе с тем наиболее проблемным вопросом для отечественных поставщиков)
Полная стоимость владения (Life Cycle Cost - LCC) Для определения соотношения «цена/качество» заказчиком принимается в расчет общая стоимость владения АТ, которая наряду с продажной ценой включает расходы на эксплуатацию АТ
Инфраструктура Наличие сервисных центров поставщика в стране заказчика (либо их удаленность от заказчика), возможность предоставления поставщиком лицензии заказчику на производство запасных частей
Техническая адекватность Соответствие ППО качеству и техническому уровню производства АТ, широта и гибкость ассортимента услуг, в том числе готовность поставщика адаптировать характеристики ППО к конкретным условиям эксплуатации АТ (например, климатическим), специфическим требованиям заказчика
Интерактивный доступ к информации Возможность прямого и оперативного доступа к информации, наличие у поставщика интегрированной системы логистической поддержки (ИЛП) АТ, количество уровней согласования заявок заказчика
Предоставление государственных гарантий Определенную значимость для заказчика имеет предоставление государством поставщика гарантий, обеспечивающих защиту его интересов в случае невыполнения поставщиком закрепленных в контракте обязательств
Модульное проектирование АТ Предусматривает возможность замены отказавших и/или ограниченных по времени работы частей АТ, что позволят сократить время на восстановительные работы, уменьшить транспортные расходы и т.д.
Универсальность Совместимость АТ с комплектующими изделиями различных поставщиков
Возможность реконструкции и восстановления Возможность проведения технического обслуживания и ремонта (ТОиР), демонтирования, проведения восстановительных работ и последующего монтирования АТ
Уровень гарантийной надежности АТ Устанавливаются определенные обязательства в отношении среднего времени безаварийной эксплуатации АТ, определяется допустимое число отказов АТ в единицу времени
Автодиагностика Предусматривается интеграция в АТ средств автодиагностики, которые отражают ее текущую исправность, сигнализируют о необходимости проведения ТОиР
нирования и дальнейшего развития отечественного ОПК. Интенсивная коммерциализация проявляется, прежде всего, в расширении номенклатуры выпускаемой продукции, усилении специализации производителей и сужении сегментов рынка ВВТ, который сегодня включает в себя первичный рынок (поставки новой техники), вторичный (поставки самолетов, находившихся в эксплуатации), рынок модернизации, лизинга и лицензионного производства.
На фоне достаточно устойчивых тенденций на первичном рынке АТ, которые в совокупности формируют базовый вектор развития смежных сегментов, весьма динамичной выглядит сфера послепродажного обслуживания (ППО), которая по оценкам специалистов обладает емкостью 8 - 10 % мирового рынка ВВТ. Динамичность проявляется, прежде всего, в экстенсивном и интенсивном расширении рынка послепродажных услуг, которые образуют гибкую структуру товарного портфеля поставщиков, обеспечивают возможность дифференциации их предложения в рамках достигнутого технологического уровня создания АТ. Среди основных причин такого роста также следует выделить высокую рентабельность ППО (например, цены на запасные
На основании данных табл. 2 логично сделать вывод, что в настоящее время для иностранных заказчиков критически важной становится оценка соответствия качества авиационной техники качеству послепродажного обслуживания, а также оценка возможностей поставщика обеспечить полный комплекс услуг ППО, удовлетворяющих индивидуальным требованиям заказчиков, в том числе индивидуальным условиям эксплуатации АТ.
Анализ доминирующих тенденций очерчивает контур исследуемой проблемной области, обозначает ее специфику, которая также должна быть дополнена обобщением основных конъюнктурных факторов, влияющих на спрос и предложение АТ и соответствующее ППО в рамках ВТС:
Факторы внешнего воздействия:
- текущее состояние экономики государства заказчика, степень ее милитаризации, расстановка политических сил, наличие собственного производства АТ, сложившаяся структура импорта ВВТ, циклы перевооружения вооруженных сил;
- наличие общих у государства поставщика и государства заказчика стратегических партнеров (и/или противников);
- уровень экономического, политического, военно-технического сотрудничества государства заказчика с государством поставщика (конкурентами поставщика), информационная открытость внутреннего рынка поставщика ВВТ для конкурентов, политика в отношении диверсификации импорта ВВТ;
- уровень военно-политической напряженности государства-заказчика с другими государствами, в частности влияющий на объем закупок АТ и ППО, требования заказчика к оперативности ППО - приведения АТ в боевую готовность.
Факторы внутреннего воздействия:
- опыт использования заказчиком или его стратегическими партнерами АТ поставщика, численность, износ парка АТ заказчика;
- количество и компетенция лиц заказчика, принимающих решения относительно качества закупаемой АТ и ППО, используемые заказчиком стандарты качества, квалификация эксплуатирующего и ремонтного персонала заказчика;
- объем бюджета выделенный государством заказчика на закупку АТ данного класса и соответствующего ППО;
- наличие у заказчика собственной системы технической эксплуатации, соответствующей инфраструктуры, потенциал лицензионного производства данной АТ, отдельных комплектующих и др.
В результате правомерным будет вывод о том, что имеет место объективная необходимость в разработке целостной стратегии реализации отечественной АТ и соответствующего ППО, системно увязывающей разнонаправленные усилия, предпринимаемые в этой области, что в условиях постоянного повышения требований к срокам и качеству ППО в рамках международной конкуренции и технологической кооперации приобретает принципиальную значимость для дальнейшего развития авиационной промышленности России.
Литература
1. Центр анализа стратегий и технологий. Предварительные итоги ВТС России с иностранными государствами в 2007 году // Экспорт вооружений. 2007. Нояб. - дек.
2. Рыбас А.Л. Прорыв на мировой рынок вооружений // Россия в глобальной политике. 2008. № 2. Март - апр.
3. Хозяинов Ю. Экспорт российских вооружений: возможности, проблемы и перспективы // Экспорт вооружений 2002. № 4.
4. Позняков П., Монахов А. Будет ли «цивилизована» российская авиация // Аэрокосмос. 2002. № 23.
5. Лященко В. Источник постоянных доходов. Послепродажный сервис в торговле оружием // Военно-промышленный курьер. 2006. № 44.
Поступила в редакцию 26 марта 2010 г.