1 2 ©
Исламова А.Р. , Мусалимова Р.С.
Студент; доцент к.б.н.
Кафедра биоэкологии и биологического образования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
ДОМИНИРУЮЩАЯ УСТАНОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В ОТНОШЕНИИ ПРИРОДЫ
Аннотация
Представлены результаты исследования типа доминирующей установки в отношении природы, в гендерном и образовательном аспектах.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание, учащаяся молодежь.
Keywords: environmental education, environmental education, environmental awareness, students.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде, ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако у большинства из нас преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе. Целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры [4].
Для достижения наилучших результатов, экологическое образование и воспитание, необходимо строить, опираясь на знание уже сформированных экологических установок у молодежи. Анализ особенностей личностного отношения индивида к природе позволит построить обучение и воспитание таким образом, чтобы изменить установку «пассивного любования» и потребительского отношения к природе пониманием того, что окружающий мир - это объект постоянной заботы людей и что за его благополучие каждый несет персональную ответственность [3].
Проведенная ранее диагностика уровня экологического сознания старшеклассников городских и сельских школ показало, что учащиеся воспринимают природу, прежде всего как объект красоты (51,6% городских школьников и 57,6% сельских школьников)[1]. В настоящей работе проведено исследование типа доминирующей установки в отношении природы в гендерном и образовательных аспектах.
Объектом исследования явились студенты 4 курсов естественно-географического факультета педагогического университета, учащиеся 1-2 курсов финансово-экономического факультета экономико-юридического техникума, школьники 8-11 классов. В исследовании приняли участие 171 человек (71 юношей, 100 девушек), средний возраст испытуемых варьировал от 14 до 23 лет.
Исследование типа доминирующей установки в отношении природы проводилось по методике разработанной В.А.Ясвиным, С.Д.Дерябо (методика «ЭЗОП»). Основополагающим методом исследования явилось тестирование, которое проводилось в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проведена в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования [2].
Суть методики «ЭЗОП» заключается в выборе одного из пяти слов, предложенных в
© Исламова А.Р., Мусалимова Р.С., 2015 г.
качестве ассоциаций к двенадцати стимульным словам. Каждое из слов-ассоциаций соответствует определенному типу установок. Условно выделяют четыре типа установок в отношении к природе: личность воспринимает природу как объект красоты (эстетическая установка), как объект изучения, знаний (когнитивная установка), как объект охраны (этическая установка) и как объект пользы (прагматическая установка). «ЭЗОП» - это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» - такие рабочие названия типов установок использовались во времена создания методики [2].
Результаты исследования показали, что большинство опрошенных, воспринимают природу, прежде всего, как объект красоты. Доля лиц с доминирующей эстетической установкой в отношении природы среди школьников составило - 35,8%, среди учащихся экономико-юридического техникума - 36,2%, среди студентов - 39,0%. Таким образом, у всех опрошенных, независимо от уровня образования, на первом месте находится эстетическая установка к природе (табл. 1).
Доминирование когнитивной установки в отношении природы, т.е. восприятие природы как объекта изучения выявлено у 16,3% школьников, 19,5% учащихся и 22,6% студентов. Достаточно высокий процент студентов (20,0%) воспринимают природу как объект охраны (доминирование этической установки). В тоже время, этот вид установки к природе доминирует лишь у 17,3% школьников и 19,0% учащихся техникума. Более высокий процент лиц с когнитивной и этической установкой среди студентов, можно объяснить тем, что опрошенные студенты обучаются на естественно-географическом факультете и специфика их направлений и профилей обучения связана с изучением и охраной природы. Со спецификой обучения студентов, вероятно связано и то, что среди них самая низкая доля лиц с доминированием прагматической установки - 18,4% студентов воспринимают природу как объект пользы, тогда как среди школьников таковых оказалось 30,6%, среди учащихся техникума - 25,3%.
Большая часть опрошенных школьников и учащихся техникума воспринимают природу, прежде всего как объект красоты и пользы, но в тоже время доля учащихся техникума воспринимающих природу как объекты охраны и изучения выше, а как объекта пользы ниже, чем среди школьников. Вероятно, это связано с более высоким уровнем образования и более высоким уровнем экологического сознания учащихся техникума, по сравнению со школьниками. Для студентов природа, прежде всего - это красота, изучение и охрана, а потом уже польза.
Гендерные различия в видах установок по отношению к природе представлены в таблице 1. Большинство опрошенных, как юношей, так и девушек, воспринимают природу как объект красоты - эстетическая установка по отношению к природе во всех группах испытуемых доминирует над другими установками. Но, все же, доля лиц, воспринимающих природу как объект красоты, несколько больше среди девушек, за исключением девушек -учащихся техникума, где таковых оказалось лишь 32,2%.
Тип установки в отношении природы, %
Таблица 1
Объект исследования Тип установки в отношении природы
красота изучение охрана польза
Школьники юноши 34,5 14,1 18,5 32,9
девушки 37,1 18,6 16,0 28,3
в целом по группе 35,8 16,3 17,3 30,6
Учащиеся юноши 38,9 20,1 18,4 22,6
девушки 32,2 18,6 20,0 29,2
в целом по группе 36,2 19,5 19,0 25,3
Студенты юноши 34,0 25,0 17,9 23,1
девушки 40,3 22,0 20,5 17,2
в целом по группе 39 22,6 20,0 18,4
Лиц воспринимающих природу как объект изучения больше среди юношей - 20,1% юношей учащихся техникума и 25,0% юношей студентов, тогда как среди девушек доля воспринимающих природу как объект изучения составило лишь 18,6% и 22,0%, соответственно. Однако, у школьников, наоборот - лишь 14,1% юношей воспринимают природу как объект изучения, среди девушек таковых оказалось несколько больше - 18,6%.
Лиц воспринимающих природу как объект охраны больше среди девушек - 20,0% девушек учащихся техникума и 20,5% студенток, среди юношей доля воспринимающих природу как объект охраны составила лишь 18,4% и 17,9%, соответственно. У школьников наоборот - 16,0% девушек воспринимают природу как объект охраны, а среди юношей таковых оказалось несколько больше - 18,5%. Среди юношей школьников 32,9% воспринимают природу как объект пользы, среди учащихся техникума - 22,6% юношей, среди студентов - 23,1% юношей, среди девушек - 28,3%, 29,2% и 17,2%, соответственно.
Таким образом, у всех опрошенных, как юношей, так и девушек, на первом месте находится эстетическая установка к природе, которая более выражена у девушек.
Литература
1. Абросимова, О.А. Диагностика уровня экологического сознания старшеклассников [Текст] /О.А.Абросимова, Р.С.Мусалимова, Т.Л.Фаизова //Вестник Международной Академии Наук (Русская Секция) - М.: 2009. - С.167-168.
2. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст] /С.Д.Дерябо - М.: МПСИ, 1999. - C.295-300.
3. Крючек, Д. Проблема отношения к природе в старшем подростковом возрасте [Электронный ресурс] /Д.Крючек, Д.Клевцова - 2003. - Комсомольск-на-Амуре. Эколого-биологический центр. - Режим доступа: http://2003.vemadsky.info/works/g6/03340.html - 12.04.15.
4. Семенова, Н.И. Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе //Банк педагогического опыта [Электронный ресурс] /Н.И.Семенова - Режим доступа: http://www.edu.yar.rU/russian/pedbank/sor_uch/chem/semenova/chemch2.html#d2 - 22.04.15.