СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
УДК 37
Гурьянова Марина Петровна
доктор педагогических наук, профессор Институт социальной педагогики РАО, г. Москва [email protected]
ДОМИНАНТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ РЕГИОНОВ РОССИИ
Статья посвящена исследованию доминант в профессиональной деятельности сельских социальных педагогов различных регионов России. Автор анализирует особенности социальной ситуации профессионального развития института социальных педагогов в современной России, характеризует направления и специфику деятельности социальных педагогов в разных регионах России.
Ключевые слова: институт социальных педагогов, сельский социум, сельские поселения, школьный социальный педагог, поселенческий социальный педагог, социальный педагог семейного профиля, психологическая депривация ученика, ранняя профилактика социального сиротства, семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дисфункциональная семья.
В подавляющем большинстве регионов России институт социальных педагогов сегодня получил права «гражданства». Этот вывод позволяет нам сделать анализ многолетней практики научно-педагогического сотрудничества с педагогами-экспериментаторами, практикующими социальными педагогами, специалистами социальной сферы, преподавателями кафедр социальной педагогики вузов.
Социальный педагог - не только новая для России педагогическая профессия, профессия становящаяся, относящаяся к числу помогающих профессий, но и новая гуманитарная профессия, к тому же профессия универсальная, полифункциональная, творческая. Отчасти и по этим причинам в каждом из шести регионов России, где мы провели исследование с целью изучения, обобщения регионального опыта работы современных социальных педагогов, имели место общее и особенное в их деятельности, регионально обусловленные особенности в их работе, неповторимый вектор развития института социальных педагогов в каждом из регионов России.
Зададимся вопросом: в чём особенности социальной ситуации профессионального развития института социальных педагогов в современной России? Рассмотрим нынешнюю ситуацию с позиции её теоретического осмысления. В современных условиях развития села масштабы социального неблагополучия семей с детьми столь велики, комплекс социально-педагогических проблем детей и семей столь многообразен, круг обязанностей социальных педагогов столь широк, при этом финансовые возможности муниципальных образований столь ограничены, что говорить о количественном соответствии социальных педагогов потребностям муниципальных систем образования и социальной защиты не представляется возможным. Данный вопрос мало в каких регионах сегодня решается
положительно. В этой связи можно говорить только о профессиональных доминантах в деятельности социальных педагогов.
Сегодня численность социальных педагогов в муниципальных образованиях невелика, профессиональные знания социальных педагогов ещё очень несовершенны, практический опыт их работы небогат, выбор квалифицированных социальных педагогов ограничен. Подобная ситуация заставляет нас говорить о несоответствии качества кадрового потенциала социальных педагогов потребностям детей и семей, проживающих в сельских поселениях, а следовательно - о профессиональных доминантах в деятельности социальных педагогов различных регионов нашей страны.
Представим вниманию читателей краткий обзор региональной практики профессиональной деятельности сельских социальных педагогов из Омской, Костромской, Тамбовской, Курганской областей, Республик Марий Эл и Карелия, позволяющий выявить доминанты в их деятельности.
В Омской области институт социальных педагогов стабильно развивается с 1989 года. Регион относится к числу территорий России, ставших первопроходцами появления в стране профессии «социальный педагог». Педагоги школ Большере-ченского района области в период с 1989 по 1991 год принимали участие в научно-исследовательской работе ВНИКа (Временный научно-исследовательский коллектив) «Школа-микрорайон» АПН СССР и Гособразования СССР (руководитель - В.Г. Бочарова), ставшего инициатором введения в нашей стране института социальных педагогов. В содружестве с учёными-педагогами АПН СССР, позднее - Российской академией образования, в числе первых в России они экспериментально апробировали модель деятельности социальных педагогов в условиях сельского социума. Говорим об этом с исторической достоверностью, ибо во
152
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Гурьянова М.П., 2014
ВНИКе под нашим непосредственным руководством работала исследовательская группа «Сельская школа», объединявшая 25 сельских экспериментальных площадок из России, Украины, Белоруссии, Литвы, Азербайджана, Молдавии.
Более 25 лет в районе развивается и совершенствуется практика работы социальных педагогов, обновляется и передаётся другому поколению опыт работы первых социальных педагогов, сохраняются и развиваются в соответствии с духом и требованиями нового времени наработанные ими традиции, технологии, новации. Трудно переоценить роль социальных педагогов в создании воспитывающей, социально безопасной для детей среды в сельском социуме, в обеспечении сотрудничества школы и семьи, в развитии различных форм семейного труда, досуга, отдыха.
В настоящее время школьные социальные педагоги есть в штатах большинства сельских школ Большереченского района. Они заняли свою незаменимую нишу в педагогическом сообществе района, а также в кадровом обеспечении муниципальной системы образования.
Главной гуманитарной миссией и основным предназначением школьных социальных педагогов стала гуманизация отношений между школой и семьёй, школой и социумом, социально-педагогическая поддержка детей и родителей, организация социально-педагогической, социокультурной деятельности с детьми и семьями в сельских поселениях. Основная их функция заключается в повседневной социально-педагогической работе с детьми и семьями в школе и по месту их жительства, то есть в зоне территориальной ответственности школьных социальных педагогов.
В своей профессиональной деятельности (социально-воспитательной, социально-образовательной по содержанию, профилактической и коррекцион-ной по сути) школьные социальные педагоги района особое внимание уделяют налаживанию сотрудничества и социального партнёрства школы с семьями. С благополучными семьями эти контакты осуществляются через проведение совместных праздников, деятельность общественных объединений; с неблагополучными семьями - через социально-педагогическое сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, оказание им различной психолого-педагогической и социально-педагогической помощи.
Особое внимание социальные педагоги уделяют изучению и распространению положительного опыта семейного воспитания, укреплению семейных народно-национальных традиций; организации в сельских поселениях «Школы матери» и «Школы отца», популяризации в среде старшеклассников семейных ценностей. С этой целью ими организуются встречи-беседы молодёжи с семья-
ми, хорошо воспитавшими своих детей, «круглые столы», дискуссии на темы семьи и брака с привлечением специалистов служб района, представителей церкви.
На особом контроле школьных социальных педагогов - дети «группы риска», отслеживание их семейной ситуации, организация их внеурочной занятости, контроль за их обучением, поведением, жизнедеятельностью.
Педагогические работники социума (социальные педагоги) ведут активную образовательно-профилактическую работу с подростками во внешкольной среде, вовлекая ребят и их родителей в различные виды общественно полезной и лично-стно значимой деятельности, организуют различные тренинги общения (обучение подростков бесконфликтному поведению, культуре общения), проводят ролевые игры, проектную деятельность, ведут педагогические мастерские «Как вести себя в обществе», «Учимся толерантности», «Дружбой дорожить умейте», выступают организаторами образовательных курсов.
Трудоустройство детей «группы риска» - предмет особой заботы школьных социальных педагогов. Эту задачу они решают совместно с Комитетом по молодёжной политике администрации муниципального района, главами сельских поселений. В летних трудовых бригадах подростки не только занимаются общественно полезным трудом, пополняют свой семейный бюджет, но и интересно, с пользой организуют свой досуг. Работа в летних лагерях дневного пребывания, создаваемых при школах, стала специфической областью деятельности школьных социальных педагогов.
Профессиональная деятельность социальных педагогов осуществляется на виду у жителей поселений, что делает их публичными людьми. Открытый характер их деятельности требует от специалистов профессионализма, высоких моральных человеческих качеств.
Специфика профессиональной деятельности социальных педагогов обусловила необходимость выполнения ими различных общественных обязанностей. Социальные педагоги района - активные участники общественных советов по работе с несовершеннолетними при администрациях сельских поселений, межведомственной операции «Подросток». Большинство социальных педагогов - общественные инспектора по охране прав детей. Они помогают органам опеки преодолевать дефицит профессионального ресурса для оказания помощи опекаемым и приёмным семьях в разрешении конфликтных ситуаций.
В числе особых обязанностей социальных педагогов - организационная помощь государственным и общественным деятелям в реализации выдвинутых ими значимых социально-педагогических инициатив в интересах детей. Социальные педаго-
ги стали тем звеном, которое соединяет общественно-государственные и частные инициативы в помощь детям.
Сегодня большереченские школьные социальные педагоги фактически в одном лице выполняют функции и школьного, и поселенческого, и социального педагога семейного типа.
В Костромской области институт социальных педагогов развивается в течение 20 лет и, прежде всего, в системе образования. Начало развитию в области новой профессии «социальный педагог» положила исследовательская деятельность старейшей сельской школы Нерехтского района области -Неверовской средней школы, которую в конце 80-х гг. ХХ в. возглавлял Александр Дмитриевич Крылов, Заслуженный учитель школы РФ. Будучи одной из экспериментальных площадок ВНИКа «Школа -микрорайон» АПН СССР и Гособразования СССР, Неверовская школа первой в Костромской области и в России экспериментально апробировала модель деятельности сельского социального педагога.
В муниципальном районе г. Нерехты и Нерехтского района до 2010 года (до введения в систему образования нормативно-подушевого финансирования) социальные педагоги работали в штатах городских и сельских школ, в центре психолого-медико-социального сопровождения, в ряде сельских администраций. В процессе сокращения ставок социальных педагогов эти специалисты представлены сегодня в штатах крупных городских школ, в центре психолого-медико-социального сопровождения.
Содержание практической деятельности школьных социальных педагогов в условиях малого города определяется задачами социокультурной модернизации образования, а также реальными проблемами учащихся школы и их семей и необходимостью их решения.
В центре особого внимания современной школы - сотрудничество с родителями, которые из-за чрезмерной занятости ослабили свою воспитательную роль в семье. Всё более актуальным направлением работы школы с семьями учащихся становится деятельность социальных педагогов в содружестве с учителями школ, направленная на сохранение и развитие внутрисемейных связей, преодоление психологической депривации школьников. В основе её решения лежит профилактическая и коррекционная работа с данными семьями. Её цель - создание условий для предупреждения психологической депривации ученика, связанной с недостатком родительского внимания. Организуя индивидуальную работу с детьми, обделёнными родительским вниманием, школьные социальные педагоги, классные руководители стараются включить детей в полезную, социально значимую деятельность в школе и вне её, используя потенциал системы дополнительного образования детей (кружки, клубы, секции).
В работе с подростками, состоящими на внутри-школьном учете, социальные педагоги много внимания уделяют общению с ними, используя групповые и индивидуальные формы работы. В специально созданных клубах общения проводятся встречи подростков с разными специалистами (к примеру, работниками полиции, уполномоченным по правам ребенка, психологами, педагогом-дефектологом и др.), организуют обсуждение актуальных для подростков и интересующих их вопросов.
Во многом благодаря деятельности нерехтских социальных педагогов появилось такое важное направление сотрудничества школы и родителей, как совместные детско-родительские проекты.
В условиях малого города, где практически отсутствуют места для проведения семейного досуга, особое место в совместной работе школы и родителей занимает организация лагеря семейного отдыха, главной идеей которого стало установление и развитие отношений партнёрства и сотрудничества родителей, педагогов и детей.
Понимая, что все намеченные школами задачи не решить только силами детей, педагогов и родителей, с помощью социальных педагогов одновременно налаживаются отношения школы с окружающими её социальными институтами. В открытом социуме, по месту жительства детей совместными усилиями школы и воспитательных институтов социума для детей и семей организуется социокультурная жизнь: олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования, праздники, кружки, туристические эстафеты, слеты, спортивно-массовые мероприятия, Дни здоровья; уроки мужества, вахты Памяти, профилактические беседы, конкурсы «Безопасное колесо», индивидуальные консультации, концерты, выставки творческих коллективов; деятельность детской общественной организации, детско-ветеранской организации, отряда ЮИДД, реализация познавательных, реабилитационных программ, социальных проектов.
Тамбовская область относится к числу территорий России, принимавших активное участие во Всесоюзном эксперименте по апробации и введению в стране института социальных педагогов. Первая экспериментальная площадка по исследованию проблем социальной педагогики была создана на базе Мордовского дома пионеров Мордовского района области. Позднее идеи социальной педагогики получили в области более широкое распространение благодаря деятельности Тамбовского института повышения квалификации работников образования, и особенно - работе преподавателей кафедр социальной работы и социальной педагогики Тамбовского госуниверситета имени Г.Р. Державина.
На территории области с 2006 г. активно ведется работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей. В области создана нормативная правовая база по развитию семейных форм устройства таких детей.
В области разработана и реализуется стратегия семейного устройства, целью которой является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье, создание необходимых условий для воспитания в семьях граждан Тамбовской области детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их успешной социализации в обществе.
Далеко не случайно в числе приоритетных задач развития института социальных педагогов в области определены следующие: развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оптимизация и развитие комплекса услуг для семей и детей с целью профилактики социального сиротства; защита прав и законных интересов несовершеннолетних; интеграция школы, семьи, социума.
Одна из приоритетных задач работы социальных педагогов - работа с семьей. Этому направлению в области уделяется особое внимание.
Исходя из обозначенных приоритетных задач института социальных педагогов, эти специалисты сегодня работают в общеобразовательных школах (городских и сельских), в школах-интернатах, в детских домах, в коррекционных школах-интернатах.
В рамках областной программы «Право ребенка на семью» во многих сельских общеобразовательных школах открыта социальная гостиная. Целевую группу социальной гостиной составляют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей; дети, подвергающиеся насилию со стороны родителей или опекунов; дети, имеющие трудности в адаптации к школе; дети, с проблемами в поведенческой и эмоциональной сферах и остро нуждающиеся в социальной и психолого-педагогической помощи.
Цель деятельности социальной гостиной - оказание комплексной педагогической, социальной и психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в их адаптации к школе и жизни в обществе.
В числе задач социальной гостиной - выявление случаев высокого риска для жизни и здоровья детей и принятие необходимых мер по его снижению; организация комфортного пребывания детей в школе после учебных занятий; оказание им помощи в подготовке домашних заданий, ликвидация пробелов в знаниях; организация дополнительного горячего питания для детей; вовлечение их в досуговую деятельность и занятия по интересам в свободное время.
В рамках программы «Право ребенка на семью» в школах созданы условия для отдыха, оздоровления, развития, воспитания и обучения детей целе-
вой группы. Помещение для занятий воспитанников гостиной оснащено необходимым оборудованием (корпусная и мягкая мебель, сенсорное оборудование для отдыха и релаксации). В социальной гостиной работают воспитатели, педагог-психолог и социальный педагог.
Все специалисты прошли подготовку при ТГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (семинар «Социальная гостиная для детей группы риска» (36 часов), курсы повышения квалификации «Организация реабилитационного пространства для детей из неблагополучных семей в рамках образовательных учреждений» (72 часа) и имеют соответствующие сертификаты и удостоверения.
В Республике Марий Эл более 20 лет идёт процесс развития института социальных педагогов. Марийская АССР попала в поле зрения исследователей современной социальной педагогики России в 1989 году и по праву относится к числу регионов, на базе которых впервые была экспериментально апробирована модель деятельности сельского социального педагога. Наряду с сельскими экспериментальными площадками, участниками ВНИКа «Школа-микрорайон» Гособразования СССР и АПН СССР, действовавшими на базе Староторъ-яльской и Масканурской средних школ Ново-торъяльского района, экспериментальная площадка N° 26 была открыта на базе факультета дошкольного воспитания МГПИ им. Н.К. Крупской. Результатом совместной научно-исследовательской работы учёных Москвы и региона стало обобщение опыта подготовки специалистов для сельских дошкольных учреждений, издание в 1991 году научно-методического пособия «Целевая подготовка специалистов для сельских дошкольных учреждений: из опыта факультета дошкольного воспитания МГПИ им. Н.К. Крупской».
Далеко не случайно институт социальных педагогов в Республике Марий Эл и сегодня активно развивается не только в системе общего, но и в системе дошкольного образования и воспитания. Главная задача социальных педагогов дошкольных учреждений: содействие созданию благополучной среды для каждого воспитанника. «Рядом с семьёй и вместе с семьёй» - под таким девизом работают социальные педагоги дошкольных образовательных учреждений как в городе, так и в сельских районах республики. Свою деятельность они строят на основе диагностики ребенка, анализе его жизненной ситуации, изучения специфики семейной среды. Собранные данные о ребёнке становятся основой, на которой строится педагогическая поддержка дошкольника.
Федеральный Государственный образовательный стандарт поставил в поле зрения специалистов ДОУ, в том числе и социального педагога, такие задачи, как: охрана и укрепление физического
и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия; создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охрана и укрепления здоровья детей.
Необходимость решения этих задач открывает широкие возможности для работы социального педагога с детьми дошкольного возраста не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в системе социальной защиты. Совсем не случайно в Йошкар-Олинском Центре социальной помощи семье и детям на базе отделения дневного пребывания детей «Ромашка» были введены дополнительные ставки социального педагога для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Такое решение было вызвано фактом закрытия большинства детских садов в летний период в городе, а значит, возникновением больших проблем охраны жизни и здоровья детей, их безопасного поведения. В столице Республики, где проживает около 500 семей «группы риска», не способных самостоятельно обеспечить создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными нормами, открытие таких летних групп дневного пребывания дошкольников возраста 5-6 лет рядом с другими группами для детей 8-15 лет решает важную социальную задачу.
В должностные обязанности социального педагога отделения дневного пребывания входит организация работы по адаптации и реабилитации детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, организация их досуговой деятельности. Социальный педагог способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в детском коллективе, а также организует жизнедеятельность детей в период их пребывания в отделении.
Курганская область относится к числу территорий России, где процесс развития института социальных педагогов находится в сфере постоянного внимания областного управления образования, ГАУО ДПО «Институт развития образования и социальных технологий».
Специфической особенностью области является развитие института социальных педагогов в сельском социуме в структуре КОЦ (культурно-образовательных центров), а также в структуре сельских администраций.
КОЦ - это одна из форм общественной самоорганизации детского и взрослого населения, создаваемая при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы и других организаций. Се-
годня в области функционирует 132 КОЦ, имеющих областной статус. Большинство социальных педагогов, работающих в сельских КОЦах, являются сотрудниками областного Центра психолого-медико-социального сопровождения. Социальные педагоги КОЦев работают одновременно и как социальные педагоги семейного профиля, и как поселенческие социальные педагоги.
Особенностью деятельности социальных педагогов в Курганской области является также их участие в реализации всех инновационных проектов образовательного учреждения. В числе решаемых ими задач: оценка безопасности вводимых новаций и обеспечения социального и психо-эмоцио-нального благополучия ребенка и его ближайшего социального окружения. Среди активно внедряемых инновационных методов и приемов сопровождения семьи в области особое место занимают технологии индивидуально-профилактической работы с различными формами семейного неблагополучия. Наиболее полно и комплексно они реализуются в деятельности социальных педагогов культурно-образовательных центров.
В области реализуется инновационный проект «Диалог», который ориентирует деятельность социального педагога на создание условий для оздоровления и нормализации отношений в дисфункциональной семье, способствует сохранению связей между детьми и их родителями, предотвращению роста количества безнадзорных детей и снижению количества семей с различными видами неблагополучия.
Основной акцент в работе специалистов был сделан на психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей, как одно из направлений формирования установки на ответственное родительство. Используемые формы просвещения и консультирования родителей и населения с целью повышения их общей педагогической культуры и компетентности различны: «школа» будущих или молодых родителей; «телефон доверия»; консультация специалистов различного профиля; семейный клуб.
В Республике Карелия институт социальных педагогов развивается с начала 90-х гг. ХХ в. Инициатором сотрудничества со ВНИКом «Школа-микрорайон» АПН СССР и Гособразования СССР в Республике Карелия стал Олонецкий район. Первые социальные педагоги появились в сельских школах этого района. ПТУ № 2 г. Олонца в содружестве с учёными Центра социальной педагогики РАО (преобразованного из ВНИКа «Школа-микрорайон») осуществило два выпуска первых практических сельских социальных педагогов.
В Пряжинском муниципальном национальном районе институт социальных педагогов развивается, правда не всегда поступательно, с начала 90-х гг. ХХ в. В настоящее время социальные педагоги ра-
ботают: в городской и в сельских школах, в центре психолого-социального сопровождения детей, а также в одном из учреждений социальной защиты.
Сегодня этот институт играет ключевую роль в интеграции воспитательных усилий школы и социума, в социально-педагогической профилактике и педагогической коррекции неблагополучия детей и семей. Особенностью деятельности социальных педагогов являются:
- развитие в структурах различной ведомственной принадлежности (школы, муниципальные социально-психологические службы, учреждения социальной защиты, администрации поселений);
- специфика содержания социально-педагогической деятельности с различными типами семей (социальный патронат неблагополучных семей, работа с детьми девиантного поведения; подбор и обучение кандидатов в приемные родители, сопровождение приемных семей, ранняя профилактика социального сиротства);
- реализация определённых профессиональных установок (на развитие положительного родитель-ства; на распространение благополучия детей; на профилактику неблагополучия семьи и минимизацию его влияния на ребенка, коррекцию нарушений семейного благополучия).
Социальные педагоги района являются одновременно и организаторами межведомственной интеграции профессионального сообщества педагогов, медицинских и социальных работников, органов местного самоуправления поселений, правоохранительных органов, общественных организаций, добровольцев в решении проблем неблагополучия детей, организованной отделом образования, и субъектами взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, общественными организациями, родительской общественностью.
Сотрудничество института социальных педагогов с различными социальными службами направлено как на социальное воспитание детей, раннюю профилактику, так и на преодоления кризисного состояния семьи.
В течение нескольких лет в районе существует практика создания и социально-педагогической поддержки приемных семей, что является одним из направлений деятельности социального педагога районного Центра психолого-педагогического и социального сопровождения детей. Он же обес-
печивает социально-педагогическую поддержку молодых семей, состоящих из бывших детей-сирот. В сферу деятельности социального педагога центра входит и социально-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи, находящейся в трудной жизненной и социально опасной ситуации.
Бесспорно, региональный опыт социальных педагогов находится в процессе формирования, что требует его научного осмысления, анализа, обобщения. Бесспорно одно: профессиональная деятельность социальных педагогов определяется спецификой той среды, в которой они работают, потребностями и проблемами детей и семей, входящих в зону их ответственности, проблемами социума, где протекает их деятельность. Без учёта этих факторов невозможно правильно и объективно оценить эффективность работы социальных педагогов.
Библиографический список
1. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог: Введение в профессию. - М.: Академия, 2007. - С. 256.
2. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание: научно-метод. пособие. - М.: ИСПС РАО, 2007. - 244 с.
3. Гурьянова М.П. Становление и развитие института социальных педагогов в сельской местности России // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2012. -Т. 18. - № 1. - С 130-136.
4. Гурьянова М.П., Сеппянен Т.П. Почему социальный педагог так необходим образованию на селе // Директор сельской школы. - 2013. - № 3. -С. 72-86.
5. Дементьева Л.А. Инновационные технологии социально-педагогического сопровождения семьи и ребёнка // Директор сельской школы. -2013. - № 4. - С. 103-111.
6. Сеппянен Т.П Деятельность сельского социального педагога по преодолению проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Директор сельской школы. - 2012. - № 4. - С. 46-57.
7. Пуртова И.А. Школьный социальный педагог -нелёгкая, но очень нужная профессия // Социальная педагогика в России. - 2013. - № 6. - С. 43-49.
8. Соломенникова О.М. Великие труженики сибирского села // Социальная педагогика в России. -2012. - № 6. - С. 46-50.