pedagogical sciences
УДК 372.87
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ РЕБЕНКА: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ
© 2017
Калинина Лариса Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица Горького, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)
Аннотация. Статья посвящена обзору материалов публикаций, позволяющих раскрыть проблему музыкальной одаренности детей практико-ориентированном контексте. Взаимосвязь науки с практикой автор рассматривает как подготовку теоретической базы для создания и внедрения актуальных диагностических методик по раннему выявлению музыкальной одаренности, а также формирования на основе полученных данных индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с достаточно раннего возраста: старшего дошкольного, младшего школьного. Таким образом, ресурс музыкального образования в развитии ребенка будет реализован в более высокой степени, чем при отсутствии необходимого научно-методического обеспечения. Сопоставление точек зрения на феномен одаренности позволило сформулировать гипотезу о наличии устойчивой связи музыкального таланта ребенка с математической и лингвистической одаренностью, что привело к разработке полимодальных творческих заданий-«маркеров», стимулирующих проявления скрытой одаренности в условиях художественно-творческого процесса. В общих чертах определен подход в решении данной проблемы, главную роль в котором выполняет педагогическая технология «арт-композиция» («АРКО»). Некоторые вопросы данной проблемы до сих пор не привлекали внимания исследователей; в связи с этим автором обозначены информационные лакуны. Материалы статьи являются вкладом в изучение более масштабной проблемы подготовки научного фундамента для создания новых технологий обучения и воспитания, соответствующих спектру проявлений одаренности современными школьниками.
Ключевые слова: одаренность, диагностика музыкальной одаренности у детей, учебное творчество, арт-композиция, синтез искусств, двойная одаренность, педагогика искусства, художественно-творческий процесс, творческий ресурс обучающегося, скрытая одаренность.
CHILDREN MUSICAL TALENT: MODERN VIEW ON THE PROBLEM
© 2017
Kalinina Larisa Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of musical educations Samara State University of Social Sciences and Humanities (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: klar1992@gmail.com)
Abstract. Article reviews the publications which allowing to disclose the problem of children musical talent in the practice context. The author considers the correlation between science and practice as training theoretical framework for the creation and implementation of current diagnostic methods for early detection of musical talent, as well as the formation on the basis of the data of individual educational routes of students with a fairly early age: preschool age, primary school age. Thus, music education resource in the child's development will be implemented more high as compare to situation with the absence of the necessary scientific and methodological support. A comparison of view's points on the talent phenomenon allowing formulating the hypothesis of a stable correlation between child's musical talent, mathematical and linguistic talent, which caused to development of multimodal creative test-"markers" that stimulate the development of the latent talent in the artistic and creative process. Broadly defined approach to solving this problem, the main role in which performs pedagogical technology "art song" ("ARCO"). Some questions of these problem haven't researchers attracted still; in this case the author designated information gaps. Article has a contribution to the study of a larger problem of a scientific foundation for the creation of new technologies of training and education, the corresponding range of modern manifestations of talented pupils.
Keywords: talent, diagnostics of children musical talent, learning creativity, art composition, synthesis of arts, twin talent, pedagogy of art, artistic, creative process, creative learning resource, a hidden talent.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Изучение музыкальной одаренности ребенка сегодня требует повышенного внимания в связи с обостренной постановкой вопросов возвращения воспитательной компоненты в образовательный процесс [1]. Музыка, непосредственно воздействующая на эмоции, обладает уникальным, богатым ресурсом эстетического воспитания. Ее воздействие усиливается в резонансе с природной чуткостью детей к нюансам ритмоинтонации, рождающей поле личностных смыслов. Умелое использование этого ресурса позволяет решать воспитательные задачи компактно по времени. Т.к. эстетическое миропонимание целостно, достигается гармония между интеллектом и духовностью - показатель человечности выпускника школы.
Музыкальная одаренность, присущая всем детям, но выраженная индивидуально, указывает на перспективы их развития, причем не только в области искусства. Например, способность открывать смыслы в деталях нотного текста, «понимание которых дает исполнителю интонационную опору в интерпретации целого» [2], - прекрасный тренинг познавательных навыков. Приобщение школьников к моделированию художественного образа в процессе познания музыки [3] дает им возможность практиковаться в создании любых моделей: математических, языковых, технических и т.д.
Осуществлять научные поиски в данном направле-
нии необходимо и потому, что от правильного понимания перспектив развития ребенка зависит его успех во взрослой жизни [4]. Представление о многогранности своего творческого потенциала, его масштабах дает человеку «инструмент» быстрого ориентирования, когда предстоит менять сферу трудовой деятельности (что в наши дни не редкость).
Несмотря на то, что проблему музыкальной одаренности исследовали многие авторы, в данной области достаточно информационных лакун. Так, мало внимания уделено изучению взаимосвязи музыкальной одаренности с одаренностью в других сферах, а также вопросу ее выявления в процессе творчества, когда ребенок раскрепощен, испытывает яркие, положительные эмоции. Особенно важно актуализировать скрытую одаренность ребенка, так как педагоги «традиционно» считают одаренными лишь 2-8 % учащихся [5; 6] и направляют усилия преимущественно на их развитие. Дети со скрытой одаренностью остаются за пределами внимания, не получая возможности реализовать свой потенциал. Одна из причин сиуации в том, что арсенал средств выявления одаренности несовершенен. Так, диагностический инструментарий сложно применять, а владеющие им специалисты есть далеко не во всех учебных заведениях. Во время тестирования дети бывают скованными, что не способствует их непринужденному, продуктивному творчеству. Кроме того, методика ранней диагностики одаренности в условиях художественно-творческой дея-
педагогические науки
тельности, которой могут пользоваться педагоги без помощи психолога, специально не разрабатывалась.
Наша статья адресована в первую очередь учителям музыки, а также педагогам-музыкантам дополнительного образования. Именно они постоянно наблюдают за творческой деятельностью детей в эстетически насыщенной среде. Понимание феномена одаренности, проблематики ее выявления у детей, применение актуальных диагностических методик поможет создавать фундамент воспитания человека, для которого искусство является подлинным воплощением коммуникативного разума [7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В представлении о музыкальной одаренности есть и общепринятые, и новые, являющиеся предметом дискуссий, научные знания. «Кубическая модель интеллекта» Дж. Гилфорда (1967) ориентирует на принятие аксиомы о необходимости индивидуальных предпосылок для достижения высоких результатов музыкальной деятельности [8]. Тезаурус одаренности включает концепцию Дж. Рензулли, известную как «трехкольцевая» модель, в которой одаренность показана в форме комплекса интеллектуальных способностей, креативности и высокой мотивации [9]. К.А. Хеллер заметил: одаренность проявляется «в высокой продуктивности при решении теоретических либо практических задач в одной или нескольких областях, таких как математика, языки, искусство» [10, с. 141]. Именно данный тезис стал для нас, наряду с наблюдениями за музыкально-творческой деятельностью обучающихся, основой для предположения о существовании взаимосвязанных проявлений музыкальной одаренности с математической и лингвистической.
Однако до сих пор феномен музыкальной одаренности не охарактеризован исчерпывающе. Среди множества точек зрения только предстоит выделить наиболее обоснованные, чтобы включить их в тезаурус педагога-музыканта. Кроме того, ощущается дефицит современной терминологии, которая была бы одновременно емкой по смыслу и понятной тем, кто заинтересован в обсуждении затронутых нами проблем.
Формирование целей статьи (постановка задания). В статье мы руководствовались следующими целями:
- обобщить актуальный материал в области изучения музыкальной одаренности;
- рассмотреть совпадения в трактовках музыкальной одаренности и математической, лингвистической, предложить термин для характеристики данных совпадений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследования последних десятилетий позволили обнаружить доказательства того, что концепция одаренности постоянно разворачивается, усложняясь. Границы понятия «музыкальная одаренность» становятся все менее четкими. Так, если за ее основу принять дифференцированный, чуткий слух, то он может рассматриваться как предрасположенность к деятельности и музыканта, и, например, переводчика, врача-кардиолога; чувство ритма одинаково необходимо исполнителю-инструменталисту, артисту балета, гимнасту и т.д. Одаренность обладает свойством «высвечиваться» одновременно в разных областях деятельности ребенка: в музыке, изобразительном искусстве, театре и других - невербальных или математических [11]. Моделировать столь многомерное явление сложно, как и выделить специфику музыкальной одаренности в общей картине. Отчасти здесь помогает электронный многокритериальный профиль, предложенный Г.Б. Фильдом, Дж.С. Рензулли и С.М. Рейс [12; 13; 14].
К.А. Эрикссон заметил, что одаренность - качество, которое воспринимается педагогами как свойственное детям с лучшей мотивационной поддержкой, доступом
к лучшим учебным ресурсам. Постоянное отслеживание продуктивности в музыке, а также балете, спорте, шахматах является, по мнению ученого, основанием для установления ее связи с творческими достижениями в области науки и искусства [15].
С точки зрения российских ученых (А.И. Савенков [16]; Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков и др. [17]), одаренность - динамическое явление. Ей атрибутируется разноуровневый характер (М.Л. Ивлева [18]), комплексная, социально-биологическая природа (С.В. Пазухина, Г.Н. Абдурахмонов [19, с. 39]. По сути, это всегда «творческая одаренность» (Д.Б. Богоявленская [20]). При этом «специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен к какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другим, в природе - большая редкость» (Савенков [21, с. 114]).
В ряде публикаций феномен одаренности исследуется относительно сфер ее проявления: музыкальной (Д.К. Кирнарская [22]), математической (В.А. Тестов [23]), лингвистической (В.М. Панфилова [24]), художественной (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук [25]; А.А. Никитин [26]). А.А. Никитиным музыкальная одаренность охарактеризована как разновидность художественной, системное, интегративное, динамичное качество личности музыканта, включающее в себя различные уровни компетентности - ключевые, базовые и специальные, «под которыми понимается способность эффективно действовать в тех или иных условиях» [27, с. 6]. По определению С.Н. Лосевой, «музыкальная одаренность представляет собою интегральное психологическое образование, в структуру которого включены четыре основных компонента: музыкальность, интеллект, креативность и духовность [28]. Приведем также определение А.О. Гетманенко: «Детская музыкальная одаренность -динамическая, системно развивающаяся в течении жизни ребенка структура психики, являющаяся показателем наличия у ребенка потенциала к достижению высоких результатов в области музыкальной деятельности» [29, с. 18]. Как мы видим, попытки определить сущность музыкальной одаренности достаточно приблизительны, не раскрывают сути явления. Таким образом, вопрос о тезаурусе музыкальной одаренности остается на повестке дня.
Чтобы восполнить информационные пустоты, исходя из понимания музыкальной одаренности как феномена комплексного и многогранного, проведем некоторые параллели.
Во-первых, по отношению к детской художественной одаренности - целостно-личностной характеристике ребенка, выраженной в эстетическом отношении к действительности, креативности и владении формой
[30] - музыкальная выступает как ее частный случай.
Во-вторых, музыкальные способности - ядро музыкальной одаренности, сравнимы с таким же элементом структуры математической одаренности - математическими способностями (алгоритмическими, комбинаторными, геометрическими). Игра на инструменте, пение, сочинение музыки также требуют выполнения определенных алгоритмов действий, комбинирования известных элементов в новых сочетаниях, пространственного (архитектонического) мышления.
В-третьих, музыкальная одаренность в определенном отношении напоминает лингвистическую, т.к. повышенный уровень интеллектуальных и коммуникативных способностей, устойчивая мотивация необходимы для успешного освоения иностранного языка и языка музыки. В постижении смысла музыкального произведения ученик-интеллектуал обычно достигает цели быстрее, чем те, кто опираются лишь на интуицию. Без способностей к общению затрудняется процесс циркулирования музыкальных смыслов между композитором, исполнителем, слушателем, музыкальным критиком
[31]. Лингвистические способности аналогичны музы-
pedagogical sciences
кальным и математическим как ядро одаренности, мотивация помогает быстрее продвигаться в освоении материала, креативность - пользоваться разнообразными способами создания яркого художественного образа.
Таким образом, музыкальная одаренность по некоторым компонентам совпадает с одаренностью к математике или изучению языков. Различие состоит в материале, на который направлено все существо музыкально одаренного ребенка: вокальные и инструментальные звуки, выразительные ритмоинтонации.
Опрос студентов факультета культуры и искусства Самарского государственного социально-педагогического университета в 2016-2017 учебном году показал, что большинство из них считают себя одаренными либо в сфере музыки, либо - изобразительного искусства, то и другое вместе скорее является исключением. Аналогичная картина проявилась при опросе ими своих родственников: есть семьи «музыкальные», есть семьи художественно-дизайнерские (например, в которых кто-то моделирует одежду, аксессуары и т.п.). Однако около 30% студентов-музыкантов хорошо сочиняют стихи, владеют художественным словом. Студенты профиля «Изобразительное искусство» чаще отмечают свои успехи в спорте, причем как «унаследованные» от старшего поколения. Наконец, личный опыт работы автора в детской музыкальной школе свидетельствует о том, что успешные дети-музыканты нередко имеют отличные успехи по математике. Таким образом, связь музыкальной одаренности с математической и лингвистической обращает на себя внимание.
Для дальнейшего изучения данного вопроса мы считаем целесообразным дополнить тезаурус одаренности термином «дуовекторная одаренность» (от лат. duo -два, vector - везущий, несущий), выражающим направленность одаренности ребенка на две разные сферы деятельности; наличие предпосылок к успешному осуществлению этой деятельности. Дуовекторная одаренность не совпадает ни с общими, ни со специализированными признаками одаренности.
Мы помним, что к первым относятся умственная работоспособность, активность, хорошая память, ориентация на творческое преобразование действительности, увлеченность, интерес ко всему универсальному, любознательность, исследовательское поведение, настойчивость в достижении самостоятельно поставленной цели [32]. Признаки специализированной одаренности ученые рассматривают как достижения выше среднего уровня в одной из сфер, решение любых проблем в контексте ее специфики [33; 34].
Дуовекторная одаренность интегрирует проявления музыкальной и математической, музыкальной и лингвистической одаренности (другие сочетания в рамках нашей статьи не рассматриваются). Так, дуовекторную пару образуют чувствительность к музыкальным структурам - тональности, гармонии, ритму - и чувствительность к вычисляемым комбинациям отношений в математике [35; 36; 37; 38].
Как и композитор, человек с математическим типом мышления анализирует ту или иную конфигурацию, но не звуков, а визуальных объектов. Процесс решения математической задачи аналогичен сочинению музыкального произведения [39]. Такое качество математического (алгоритмического) мышления, как формулировка и применение алгоритмов, близко исполнительским, импровизаторским навыкам музыканта [40; 41; 42].
О том, что дуовекторная музыкально-лингвистическая одаренность может рассматривать как единое целое, свидетельствует сходство музыки и языка в сфере распознавания коммуникативных архетипов [43], а также в точном воспроизведении лингвистически одаренным ребенком мелодии речевой интонации, последовательности интонаций [44].
На рисунке мы представили схему, иллюстрирующую сказанное:
Чтобы дуовекторная одаренность ребенка с музыкальной составляющей проявилась, целесообразно предложить ему выполнить творческие заданий в игровой форме на основе синтеза музыкальной деятельности с другими ее видами. Эти задания послужат «катализатором», запускающим творческий процесс. Проявлению одаренности будет способствовать погружение учеников в атмосферу полихудожественного «хаоса», предполагающего наличие и доступность для творчества достаточного количества готовых артефактов и материалов. В моменты проявления дуовекторной одаренности поведением ребенка будет необычным, отмеченным попытками соединить то, что не тождественно и не идентично в общепринятом понимании. Создаваемый творческий продукт мы охарактеризовали в одной из наших предыдущих статей как «арт-композицию» («АРКО») - эстетическую целостность, организованную вокруг того или иного смыслового центра, той или иной идеи [45].
Необходимые элементы полихудожественного «хаоса»: пианино или гитара, детские инструменты (дудочка, свисток), фломастеры, бумага, репродукции, фотографии, надписи (вырезанные заголовки журналов) на родном и иностранных языках, цифры, геометрические фигуры. Используя их в своем творчестве, ребенок учится цитировать, создавать композиции - ризомы художественного и нехудожественного.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В статье мы:
- уточнили содержание понятия «музыкальная одаренность»;
- сформулировали гипотезу о взаимосвязи музыкальной одаренности с другими ее видами и предложили новое понятие - «дуовекторная одаренность»;
- охарактеризовали в общих чертах понятие «дуовекторной» одаренности ребенка с музыкальным компонентом (музыкально-математическая, музыкально-лингвистическая одаренность).
В следующих публикациях мы рассмотрим практические вопросы применения материалов исследования в работе с детьми на занятиях в школе искусств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Рябова Е. Первый бой Васильевой: России нужен человек, а не потребитель. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aafbpfcowwcbbdmqnhffidsb6c.xn--plai/news/1473943003 (Дата обращения 23.08.2017)
2. Дятлов Д.А. Исполнительский анализ пианиста как основа интерпретации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2 (3). С. 804-805.
3. Пиличяускас А.А. Моделирование художественного образа в процессе познания музыки // Искусство в школе. 2016. № 4. С. 26-34.
4. Simonton D. K. University of California-Davis. Childhood giftness and adulthood genius. A historiometric analisis of 291 eminent African americans // Gifted child quarterly. - Sage Publications. ISSN: 0016-9862.
5. Storfer M.D. (1990) Intelligence and giftedness: the
педагогические науки
contribution of heredity and early environment. - Jossey-Bass Publishers: San Francisco, Oxford.
6. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники. - М.; Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2008. 212 с.
7. Habermas J. Der Philosophische Diskurs der Moderne: Zwölf Vorlesungen. Frederick Lawrence, 1985. 430 p.
8. Guilford J. P. The Nature of Human Intelligence. - N Y: Scribner, 1967. P. 538.
9. Renzulli J.S. (1978). What Makes Giftedness? Reexamining a Definition. Phi Delta Kappan, 60(3), 180261.
10. Heller K.A. (2005). The Munich Model of Giftedness and Its Impact on Identification and Programming. Gifted and Talented International. P. 20-36.
11. Renzulli J.S., Gaesser A.H. Monograph for Critical Issues in Gifted Ed & Talent Development A Multi Criteria System For the Identification of High Achieving and Creative/Productive Giftedness // Full-text Article. Apr 2015. Revista de Educación (Madrid).
12. Field G.B. (2009). The effects of using Renzulli Learning on student achievement: An investigation of internet technology on reading fluency, comprehension, and social studies. International Journal of Emerging Technology, 4, 29-39.
13. Renzulli J.S., & Reis S.M. (1997). The Schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for educational excellence (2nd ed.). Mansfield, CT: Creative Learning Press.
14. Renzulli J.S., & Reis S.M. (2014). The Schoolwide Enrichment Model: A how-to guide for educational excellence (3rd ed.) Waco, TX: Prufrock Press.
15. Ericsson K.A. (2014). Creative genius: A view from the expert-performance approach. In D. K. Simonton (Ed.), The Wiley-Blackwell handbook of genius (pp. 321349). New York: Wiley.
16. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.
17. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. и др. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003. 95 с.
18. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности: дис. .. .д-ра филос. наук. М., 2009. 450 с.
19. Пазухина С.В., Абдурахмонов Г.Н. Диагностическая система раннего выявления детей с признаками одаренности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. № 3 (7), октябрь 2013. С. 37-53.
20. Богоявленская Д.Б. одаренность: ответ через полтора столетия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. №3. С. 3-17.
21. Савенков А.И. Развитие детской одаренности в образовательной среде // Развитие личности. 2002. № 3. С. 113-146.
22. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты -XXI век, 2004. 496 с.
23. Тестов В.А. Математическая одаренность и ее развитие // Perspectives of Science and Education, 2014, №6 (12). С. 60-67.
24. Панфилова В.М. Психолого-педагогические условия формирования иноязычной компетентности лингвистически одаренных студентов неязыкового вуза: дис. ... канд. пед. наук. М. - Йошкар-Ола, 2016. 195 с.
25. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. М., Феникс, 2006. 112 с.
26. Никитин А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис.. д-ра пед. наук. М., 2013. 391 с.
27. Никитин А.А. Новый взгляд на музыкальную одаренность // Музыкант классик, июль 2010. С. 6-7.
28. Лосева С.Н. Возрастные и структурные особенно-
сти музыкальной одаренности учащихся и ее развитие в процессе вокально-хоровой деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: psihologiya-19-00-07/dissertaciya-vozrastnye-i-strukturnye-osobennosti-muzykalnoy-odarennosti-uchaschihsya-i-eyo-razvitie-v-protsesse-vokalno-horovoy-deyat (Дата обращения 23.08.2017)
29. Гетманенко А.О. Детская музыкальная одаренность: понятие и структура // Наука 2014: итоги, перспективы: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 26 января 2015 г.). М: Грифон, 2015. 116 с.
30. Никитин А.А. Развитие детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования: дис.. д-ра пед. наук. М., 2013. 391 с.
31. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация: автореф. дис. ... д-ра иск. М: МГК им. П.И. Чайковского, 1995. 48 с.
32. Кац Е.Б. Психофизиологические и психологические особенности учащихся с признаками одаренности: дис. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 165 с.
33. Gardner H. Intelligence Reframed. Multiple intelligences for the 21st century. New York: Basic Books. 1999. 292 p.
34. Matthews D.J., Folsom C. Making connections: cognition, emotion and a shifting paradigm / T. Balchin, B. Hymer, D.J. Matthews (Eds.) // The Routledge international companion to gifted education. London: Routledge. 2009. P. 18-25.
35. Winner E., Martino G. (1993) Giftedness in the visual arts and music. In: Heller K, Monks F and Passow AH (eds.) International Handbook of Research and Development of Giftedness and Talent. NewYork: Pergamon. pp. 253-281.
36. Kirnarskaya D., Winner E. (1999) Musical Ability in a New Key: Exploring the Expressive Ear for Music. Psychomusicology, 16. Р.15-16.
37. Gardner H. Intelligence Reframed. Multiple intelligences for the 21st century. New York: Basic Books. 1999. 292 p.
38. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты -XXI век. 2004. 496 с.
39. Тестов,В. А. Математическая одаренность и ее развитие // Perspectives of Science and Education. 2014. №6 (12). С. 60-67.
40. Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: Вышейшая школа, 1974. 382 с.
41. Никитин А.А. Интеллект и художественное мышление. Хабаровск: ХГИИК, 2007. 120 с.
42. Гингулис Э.Ж. Системный подход в исследовании математических способностей учащихся // Математическое образование: концепции, методики, технологии: сборник трудов IV Международной на-учн. конф. «Математика. Образование. Культура». Ч. 2. Тольятти: ТГУ. 2009. С. 88-92.
43. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты -XXI век. 2004. 496 с.
44. Игна О.Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Актуальные проблемы линводидактики, лингвокуль-турологии и межкультурной коммуникации // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 10 (125). С. 109-113.
45. Калинина Л.Ю. Содержание понятия «арт-композиция» в контексте художественного образования XXI века // Самарский научный вестник. № 2 (15) 2016. С. 162-165.
Статья поступила в редакцию 27.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.