УДК 37.0
Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова
Домашние задания как средство подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку
В данной статье рассматривается система творческих домашних заданий как средство подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку в рамках областных лингвистических турниров «Юный языковед».
Ключевые слова: внеклассная работа, олимпиада, лингвистический турнир, углубленное изучение русского языка, филологически одаренные дети.
Zh. K. Gaponova, Е. М. Melnikova
Home Tasks as a Means of Schoolchildren's Training to the Olympic Games on the Russian Language
In this article the system of creative home tasks as a means of schoolchildren's training to the Olympic Games on the Russian language within regional linguistic tournaments «Young Linguist» is considered.
Key words: out-of-class work, the Olympic Games, a linguistic tournament, profound studying of Russian, children gifted in Philology.
Одним из традиционных мероприятий, проводимых несколько лет в Ярославской области под эгидой МУ ЦДО ЯО «Олимп», является областной лингвистический турнир «Юный языковед», в котором принимают участие команды шести- и семиклассников. Он проходит в несколько этапов, первым из которых является отборочный тур, называющийся «Лингвистическим фестивалем» и предполагающий одновременное участие 25-30-ти команд школ Ярославской области. После отборочного тура в игре продолжают участвовать, как правило, не больше 10 команд. Жеребьевка определяет встречи по парам, и следующие этапы турнира «Юный языковед» проводятся по олимпийской системе на выбывание. Таким образом играется четверть финала, полуфинал, финал. Из большого количества заявленных команд в финале встречаются только две (реже три), которые, соответственно, играют за первое и второе место.
Основными критериями эффективного проведения подобных лингвистических игр, на наш взгляд, являются следующие: составление заданий по разным разделам языкознания, включение активных форм, адекватность предлагаемых заданий образовательным целям, интересные формулировки, смена устных и письменных форм в течение игры и т. д. Кроме того, проведение серии областных лингвистических игр и
турниров не только имеет образовательное значение, но и служит средством отбора филологически одаренных детей, которым в дальнейшем предстоит участвовать в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и представлять Ярославскую область на подобного рода мероприятиях.
Одним из первых заданий, которые мы предлагаем школьникам на играх после отборочного тура, является домашнее задание. Совместная подготовка к турниру на этом этапе, во-первых, сплачивает команду, во-вторых, позволяет многое повторить и охватить интересные вопросы языкознания, рассматриваемые в рамках школьной программы крайне редко.
Представим варианты домашних заданий, которые были предложены учащимися 6-7 классов в лингвистическом турнире «Юный языковед 2011-2012 гг.».
На олимпиадах частыми являются вопросы, касающиеся сведений по лексикографии русского языка. Как показывает практика, школьники знакомы с очень ограниченным кругом лингвистических словарей: обычно называют «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, словарь синонимов, орфографический словарь. Но работая даже с этими словарями, мало кто обращает внимание на то, как строится словарная статья, какими пометами сопровождается в ней слово и какую дополнительную информацию о той или
© Гапонова Ж. К., Мельникова Е. М., 2012
иной лексической единице мы можем получить благодаря этим пометам. Поэтому задание для четвертьфинальной игры назвалось так: «Из какого словаря выпала страница?» Командам предлагалось придумать несуществующее слово и составить с ним словарную статью из любого лингвистического словаря (на листе формата А4, на ватмане). Задача соперников - угадать словарь. Жюри оценивало выполнение задания по следующим критериям:
- соответствие структуры словарной статьи загаданному словарю - 2 балла;
- способ представления слова - 1 балл;
- наличие необходимых помет (стилистических, грамматических) - 1 балл;
- оригинальность придуманного слова - 1 балл.
За угаданный словарь соперник получает 2 балла.
Игра показала, насколько творчески подошли школьники к выполнению такого домашнего задания. Большинство оригинальных лексических единиц, которые они придумали, вполне могли бы войти в словарный состав современного русского языка: созданные по продуктивным словообразовательным моделям с использованием широкого спектра продуктивных аффиксов, эти «потенциальные слова» отражают речевой опыт их создателей. Суффиксальный способ образования здесь доминирует:
просина («одно зерно проса»), минусор («электрический или энергетический прибор для вычитания чисел»),
бонжий («светлый цвет»; второе значение -«божий человек» - от слова бонжа -«божественность», соответственно бонжик -«служитель церкви, помогающий священнику в проведении церковных обрядов» - как видим, получилось целое словообразовательное гнездо, «подтверждающее» способность слова к реальной жизни в языке),
барабонька («домовой», вероятно, от барабашка),
пушканчик («ученик 7 «А» класса, занимающийся углубленным изучением русского языка и литературы на основе произведений А. С. Пушкина» - это слово придумала команда «Пушкан-чики» из СОШ № 43, носящей имя великого поэта),
маркополизм («общественно-политическое течение, названное по имени путешественника Марко Поло, основанное на демократическом принципе свободы передвижения; главной зада-
чей этого течения является отмена государственных границ»; «жажда странствий, тяга к путешествиям»).
В образовании некоторых слов участвуют и элементы иноязычного происхождения:
ластоманоид («разумный ластик, который сам находит и сам стирает ошибки», образовано по аналогии со словом гуманоид: элемент -маноид - обретает самостоятельность, приближаясь по функции к суффиксу),
рантайм («перемена, перерыв между уроками, время активного отдыха», от английских корней run - «бег» и time - «время»).
Ряд слов, придуманных школьниками, имеет труднообъяснимую мотивацию, однако механизмы их образования (основной из которых -аналогия) сближают эти единицы с существующими в русском языке словами:
мамлакша (тюрк., «старинный обряд венчания на юге Туркмении»),
уфхасур (ар., «избыточность витаминов в организме человека, вызываемая, как правило, перееданием бесплатных фруктов и овощей»),
шумбарах («явление, которое происходит в результате неправильного поведения детей; обычно за шумбарахом следует порка»),
пуротакинеть («быть развеселенным (чем-то), смеяться (над чем-либо)»,
рекуцать («вести жаркий спор с представителем правоохранительных органов»).
Вовлеченность в процесс создания новых слов отражает способность учащихся проводить своеобразный лингвистический эксперимент, оценивать возможности родного языка. Такая языковая игра проявилась и в иллюстративном материале, который приводили «создатели новых слов» к той или иной словарной статье:
школьный шумбарах; берегитесь уфхасура, вдруг испортится фигура! (вероятно, пословица); рисуя иконы, фрески, используют бонжие оттенки; голодной курице снится просина; прозвенел звонок, и начался рантайм.
Проверка домашнего задания позволила учащимся познакомиться с различными лингвистическими словарями. Помимо статей из традиционных толкового словаря и словаря иностранных слов, участники лингвистического турнира увидели правильно построенные статьи из этимологического, орфографического словарей, словарей синонимов, паронимов и даже из словаря сочетаемости. Приведем примеры: - из словаря паронимов: РЕКУЦАТЬ // РЕКОЦАТЬ
РЕКУЦАТЬ (разг.), несов. в., неперех. Вести жаркий спор с предствителем правоохранительных органов. Синоним: настаивать, доказывать. Антоним: соглашаться.
Рекуцать: 1) рекуцал долго; безрезультатно 2) ~ с ним; 3) ~ о поправках в законе.
Оставив машину у обочины, блондинка реку-цала. С. Титова. Впечатления. «Нет смысла со мной рекуцать!» - сказал лейтенант Спорышев. М. Топтыгин. Честный лейтенант. Павленко рекуцал с майором полиции Бондаренко о размере штрафа, наложенного на него за пересечение двойной сплошной линии. А. Коромыслов. Жизнь под прицелом.
РЕКОЦАТЬ, несов. в., перех. Срубать елку в лесу. Антоним: мусячить.
Решено, что тех, кто будет рекоцать перед Новым годом, правоохранительные органы будут задерживать на пятнадцать суток. Е. Па-хоменко. Новогодние размышления. Сын спрашивает: «Папа, а кто нам рекоцает каждый год?» А. Трейер. Метель. Жена кричит на мужа: «Ты, дурачок, еще бы рубанок взял, чтобы рекоцать!» А. Пахомов. Семейное счастье.
- Из словаря синонимов: Барабонька - домовой (устар.) барабашка (прост.), домашний (прост.), доможил (прост.),
суседко (прост.), нежить (неодобр.), гоблин (неодобр.), полтергейст (научн.), рарашек (шутл.), батанушка (шутл.).
- Из орфографического словаря (правописание сложных слов):
Клародоко... (от клародок)
Клародокодев
Клародоконазние
Клародокопрочество
Клародокотсиный
- из словаря сочетаемости: ПРОСИНА, род. просины, ж. Одно зерно проса.
Чепная, птичья, боровая, маленькая, необычная, каждая ... просина. Просина чего: злака...
Форма, размер, цвет, недостатки ... просины. гадание ... по просине.
Найти, рассмотреть просину. Просина идет на что-л., используется для чего-л., имеет свойства ...
Голодной курице снится просина.
Команды, которые прошли в полуфинал лингвистического турнира, готовили другое домашнее задание: загадать соперникам лингвистический термин в жанре рекламы. Жюри оценивало:
- соответствие жанру рекламы - 2 балла;
- точность понимания / истолкования загаданного термина - 2 балла;
- оригинальность представления - 1 балл.
Учитывалось также соответствие загадки
терминологии школьного курса русского языка. За угаданный термин соперник получал 2 балла.
Приведем примеры домашних заданий участников турнира «Юный языковед».
Физико-математический лицей г. Углича предложил небольшую брошюру, в которой была представлена их реклама: «Всем! Всем! Всем! Вы робеете перед большой аудиторией? Боитесь сделать орфографические ошибки? Не знаете правил произношения? Тогда общайтесь без слов! Думаете это невозможно? Проверим!
Вот учитель записывает на доске формулу. Так он доносит до нас свою мысль. Вы видите дорожный знак. Он предупреждает вас: «Будьте внимательны». Ученик рисует сердечко, пронзенное стрелой, и нам без слов понятно, что с ним происходит.
Как видите, это средство работает! Ежедневно во всем мире так общаются миллионы людей: ученые и школьники, автомобилисты и железнодорожники, рекламные агенты и пользователи Интернета. Это древнейшее, испытанное и очень эффективное средство общения.
Но давайте подумаем, всегда ли удобно такое общение? Могут быть случаи, когда вас не поймут. Значит, нам с вами нужен более совершенный способ письменного общения. К счастью, он у нас есть.
Дорогие друзья! Фирма «Умное слово» предлагает вам самое универсальное средство обмена мыслями в письменной форме. Вот его преимущества: каллиграфическое письмо, практическое применение алфавита, прочные орфографические навыки, создание собственного стиля письма.
Правда, для этого вам придется подружиться с русским языком и таким его разделом, который устанавливает соотношение между буквами алфавита и звуками речи. Желаем удачи!» (ответ, ожидаемый от команды соперников, - графика).
Гимназия № 3 предложила в ответ следующую рекламу: «Вас приглашает мегамаркет бы-
товой техники NEO-SHOP на свое открытие. Если вы хотите идти в ногу со временем, вам обязательно пригодятся наши товары. Они помогут вам в повседневной жизни. В мегамаркете NEOSHOP каждый день новые поступления как от зарубежных, так и от отечественных производителей. На прилавках у нас вы не найдете общеупотребительных товаров, мы предлагаем только последние новинки.
Приходите в NEO-SHOP,
Испытаете вы шок.
Все товары хороши,
Веселитесь от души.
Первый миллион покупателей получит в подарок Ipad2!» (загаданный термин - неологизмы).
Такое домашнее задание позволяет школьникам повторить лингвистические термины, а также применить знания по стилистике современного русского языка на практике: выявить жанрово-стилистические особенности текста рекламы и сконструировать по данной модели свой собственный текст.
В последние годы очевидной стала тенденция включения в олимпиады по русскому языку заданий, связанных с объяснением фактов современного русского языка в диахронии, комментированием исторических явлений. Анализ олим-пиадных работ учащихся показывает, что современные школьники не знают даже сведений по истории родного алфавита, не говоря уж об этимологии и истории языка [1]. Это обусловлено известными факторами: привлечением знаний, выходящих за пределы общеобразовательной программы, и отсутствием часов на подобные темы в школе. Формирование у филологически одаренных детей системы представлений об исторических изменениях, происходящих на всех уровнях языка, и о возможностях применения временного подхода к изучению языковых явлений требует на первоначальном этапе освоения и репродуктивного воспроизведения совершенно конкретных знаний об основных периодах развития языка и письменности [1, 2], в частности, информации о происхождении и истории кириллицы.
Как известно, в сознании учащихся остаются надолго знания, которые им пришлось «добыть» самостоятельно. В связи с этим была предпринята попытка предложить в качестве домашнего задания поиски исторических сведений о кириллическом алфавите. Предлагаем формулировку соответствующего задания по предложенной тематике для финальной игры: «Представьте ре-
портаж об одной из букв кириллицы, в котором обязательно отразите историю этой буквы, ее «следы» в современном русском языке». Критериями оценки этого задания являлись следующие:
- соответствие жанру репортажа - 2 балла;
- точность исторических сведений о букве - 1 балл;
- «следы» буквы в современном языке - 1 балл;
- оригинальность - 1 балл.
Участники жюри получили истинное наслаждение от выполненных домашних заданий школьников. Приведем пример репортажа, предложенного учащимися ФМЛ г. Углича:
Итак, мы с вами нарушили временные рамки и перенеслись в Русь конца X в., где недавно приняли христианство. Именно после этого события на Руси широкое распространение получила кириллица, азбука, по одной из гипотез ученых-славистов созданная солунскими братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием.
Азбука состоит из 43 букв, имеющих название, начертание и даже (в большинстве случаев) числовое значение.
Нам с вами, живущими в XXI в., начертания некоторых букв кириллицы хорошо знакомы, ведь они присутствуют и в нашей русской азбуке. Но вид некоторых из них приводит нас в замешательство! Например, юс большой, юс малый, кси, пси, ижица. Или вот эта (указание на букву) необычная буква... А теперь давайте узнаем о ней поподробнее от нее самой.
- Скажите, пожалуйста, как Вас зовут?
- Ять.
- Как Вы пишитесь, мы видим. А позвольте спросить, какой звук Вы обозначаете?
- Как пишет Владимир Иванович Даль, произношусь я мягко, ближе к Э или к ЙЭ, ЙА немецкому.
- Наших зрителей интересует, какого Вы рода?
- Могу быть и мужского, и женского.
- Хорошо. Но вот нам, современным школьникам, совсем непонятно, в каких же словах раньше писали Е, а в каких - ЯТЬ?
- Да, сравните, например, бледный, убежал, белка пишем с ЯТЬ, а в словах весна, чернеть, кленовый ЯТЬ писать не нужно.
- А Вы можете объяснить подробнее, ведь не все наши зрители разбираются в русском языке.
- Вот и ученики тех времен плохо разбира-
лись в этом и называли меня «буквой-страшилищем», «буквой-пугалом», так как я затрудняла правописание и приносила много огорчений. Им приходилось заучивать наизусть слова с ЯТЬ. Выражение «знать на ЯТЬ» свидетельствовало о наилучших познаниях. Сочинили также стихотворение, которое облегчало заучивание слов с ЯТЬ.
- Спасибо.
- Давайте теперь спросим школьников, а сохранились ли следы этой буквы в русском языке?
- Да, конечно. Например, в Угличе издается газета «Ять» (демонстрируется титульный лист газеты).
- Кроме того, иногда эти буквы включают в названия. Вот, например, в Угличе Вы можете видеть ломбард «Ять» (показываются фотографии).
- Вот на рекламной вывеске кафе «Пуш-кинЪ» Вам предлагают деловые обеды (на фотографии есть слова с буквой ЯТЬ).
- Большое спасибо. Мы возвращаемся в современность и обращаемся ко всем школьникам: «Интересуйтесь происхождением русского алфавита, этимологией слов. Вас ждет немало увлекательнейших путешествий! С вами был Иван Кириллов. До новых встреч!»
Были также представлены репортажи в формате он-лайн связи, телемоста (с использованием всех необходимых для этого «средств») из студии новостей, включающие интервью не только с какой-либо буквой кириллицы, но и с
известным ученым-лингвистом, занимающимся историей языка.
Продумывая форму репортажа, осуществляя поиски необходимого материала, делая репрезентативный ряд, сопровождающий высказывания, учащиеся невольно запоминают серьезную информацию и передают в доступной и увлекательной форме переработанный материал, донося его до всех участников лингвистического турнира.
Таким образом, продуманная система домашних заданий позволяет в определенной степени развивать в школьниках интеллектуальное любопытство, самостоятельность в освоении трудного материала, выходящего порой за рамки школьной программы, любознательность и дух соревновательности, который пригодится им для участия в олимпиадах по русскому языку.
Библиографический список:
1. Гапонова, Ж. К., Мельникова, Е. М. Программа подготовки школьников к участию в олимпиадах по русскому языку [Текст] / Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. - № 4. - Т. 3. - С. 89- 95.
2. Гапонова, Ж. К., Мельникова, Е. М. «Лингвистический пентагон»: инновационные формы подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку [Текст] / Ж. К. Гапонова, Е. М. Мельникова // Лингвистика в современном мире: материалы III Международной научно-практической конференции (1 марта 2011 г.). - М. : Изд-во Перо, 2011. - С. 87-91.