УДК 343.35
П.Е. ЦАРЕВ
ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Ключевые слова: должностное преступление, правоохранительные органы, Федеральная служба судебных приставов, служебный подлог, присвоение, пособничество.
Проанализированы должностные преступления, совершенные сотрудниками Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике, обстоятельства, способствовавшие их совершению, и предложены меры, направленные на их профилактику.
P.E. TSAREV
MALFEASANCES OF THE EMPLOYEES OF THE FEDERAL SERVICE OF COURT BAILIFFS Key words: malfeasances, law-enforcement agencies, Federal service of court bailiffs, forgery, embezzlement, conspiracy.
In the article the author carries out analysis of the malfeasances committed by employees of the Federal service of court bailiffs in the Chuvash Republic and the circumstances promoting commission of these crimes, and the author offers the measures directed on prevention these crimes.
Преступления, совершаемые лицами, состоящими на государственной и муниципальной службе, в связи с исполнением ими служебных обязанностей, являются одной из наиболее общественно опасных групп уголовно наказуемых деяний.
На протяжении последних десятилетий проблема должностной преступности в нашей стране приобрела поистине масштаб национального бедствия. Об этом свидетельствуют следующие цифры. Ежегодно в России в среднем регистрируется от 22 до 25 тыс. должностных преступлений. На первый взгляд, данный показатель является ничтожным, поскольку он составляет около 0,8% от общего объема зарегистрированной преступности. В то же время следует учитывать, что в силу высокой латентности должностных преступлений на учет ставится лишь их небольшая часть. Так, по различным оценкам специалистов, регистрируется лишь не более 10% должностных преступлений [1, 2, 6].
Проблема усугубляется тем, что немалую часть должностной преступности составляют преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов в связи со своей служебной деятельностью. В настоящее время такие преступные посягательства довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только мешают нормальной работе правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны [3]. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.
На первом месте среди должностных преступлений находятся преступления, совершенные «оборотнями в погонах» - сотрудниками органов внутренних дел. Не случайно, Федеральным законом № 155-ФЗ от 22.07.2010 г. внесены дополнения в ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ): к числу обстоятельств, отягчающих наказание, добавлено совершение умышленного преступления сотрудником органов внутренних дел [4].
На этом фоне остаются несколько «в тени» преступления, совершаемые сотрудниками других правоохранительных органов. Между тем из года в год
растет количество привлеченных к уголовной ответственности сотрудников Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП). Так, по заявлению директора указанной службы А.О. Парфенчикова на пресс-конференции в Нижегородской области 11.08.2011 г. к уголовной ответственности за должностные преступления в первом полугодии 2011 г. было привлечено 247 работников ФССП, что на 21% больше, чем за шесть месяцев прошлого года, при этом было возбуждено 382 уголовных дела, что на 16% больше, чем в первом полугодии 2010 г. [6]'
Научный интерес к преступлениям, совершаемым сотрудниками ФССП, в последние годы возрос. Так, вопросы предупреждения коррупционных правонарушений, в том числе преступлений, в органах ФССП рассматривались в работах В.А. Гуреева и П.А. Скобликова [1, 8]
В то же время проблемы совершения должностных преступлений сотрудниками указанной службы до настоящего времени в полном объеме не изучены. Необходимость научной разработки данного вопроса обусловлена и продолжающимся процессом реформирования системы правоохранительных органов России.
Целями настоящего исследования явились уголовно-правовое и криминологическое изучение должностных преступлений, совершенных сотрудниками Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике (далее - УФССП по Чувашской Республике), выявление обстоятельств, способствовавших их совершению, и разработка эффективных мер воздействия на них с целью их предупреждения.
Объектом исследования стали преступления, совершенные в 20072011 гг. сотрудниками УФССП по Чувашской Республике в процессе исполнения должностных обязанностей, а также совокупность общественных отношений, возникающих при их совершении.
В качестве предмета исследования выступили нормы отечественного уголовного права и законодательства о ФССП; разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации; материалы следственной и судебной практики; статистические данные; научная и учебная литература.
За анализируемый период времени следователями следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Чувашской Республике и следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике в суды было направлено 19 уголовных дел о 51 преступлении, совершенном сотрудниками УФССП по Чувашской Республике.
Все общественно опасные действия, запрещенные под угрозой наказания УК РФ, характерные для должностных лиц указанного ведомства, можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, исходя из субъектного состава лиц, привлеченных к уголовной ответственности, преступления сотрудников уФсСп по Чувашской Республике можно разделить на две большие группы.
К первой из них относятся уголовно наказуемые деяния, совершенные судебными приставами-исполнителями в силу возложенных на них функций по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц [5]. Наиболее часто они привлекались к уголовной ответственности за служебные подлоги - 7 судебных приставов-исполнителей признаны виновными в 29 преступлениях, предусмотренных ст. 292 УК РФ. По данной норме уголовного закона были квалифициро-
ваны их действия по внесению заведомо ложных сведений в исполнительные производства относительно наличия у должников имущества, на которое может быть обращено взыскание, совершенные из личной заинтересованности в целях уменьшения объема работы и количества числящихся за ними неисполненных исполнительных производств, а также улучшения показателей работы. Так, судебные приставы-исполнители без выезда по месту жительства должников фальсифицировали акты совершения исполнительных действий, внося в них заведомо ложные сведения о якобы проведенной проверке имущественного положения должников и об отсутствии у последних какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание. При этом в ряде случаев подделывались и подписи понятых, якобы присутствовавших при совершении исполнительных действий. Впоследствии на основании сфальсифицированных актов производства исполнительных действий судебные приставы-исполнители выносили постановления об окончании исполнительных производств и возвращении взыскателям исполнительных документов в связи с отсутствием у должников имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Также для судебных приставов-исполнителей характерно совершение преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ. По данной норме уголовного закона квалифицировались действия по присвоению вверенного им имущества, полученного в рамках совершения исполнительных действий . Так, судами вынесен ряд обвинительных приговоров в отношении судебного пристава-исполнителя Калининского районного отдела судебных приставов города Чебоксары Я., которая по исполнительным производствам получала от должников денежные средства, после чего исправляла в корешках квитанций их сумму на меньшую, а получившуюся разницу присваивала. За аналогичные преступления в 2006-2007 гг. судами были признаны виновными еще три судебных пристава-исполнителя.
Ко второй группе относятся преступления, совершенные сотрудниками УФССП по Чувашской Республике, вне зависимости от занимаемой ими должности. Так, к уголовной ответственности привлечены 3 судебных пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и 3 судебных пристава-исполнителя, совершивших пособничества в подделке официальных документов и присвоения. Все они во время нахождения в служебных командировках оказали пособничество неустановленным лицам в изготовлении поддельных официальных документов, подтверждающих оплату за проживание в гостинице (счета и контрольно-кассового чека), предоставив информацию о своих анкетных данных, периоде проживания в гостинице, а также сведения о стоимости гостиничного номера. По возвращении из командировки на основании сфальсифированных документов ими была незаконно получена и обращена в собственность денежная компенсация за якобы произведенные расходы по проживанию в гостиницах.
Анализируя субъектный состав сотрудников УФССП по Чувашской Республике, привлеченных к уголовной ответственности, с криминологической точки зрения, следует отметить тот факт, что преступления совершили 9 мужчин и 5 женщин в возрасте от 23 до 35 лет, в том числе: от 23 до 25 лет - 3, от 25 до 30 лет - 10, от 30 до 35 лет - 1 человек, при этом у 9 сотрудников на иждивении находились малолетние дети.
Вторым критерием для классификации уголовно наказуемых деяний сотрудников УФССП по Чувашской Республике является такой элемент их субъективной стороны, как мотив. По данному признаку преступления можно разделить на две группы: совершенные из корыстных побуждений и совер-
шенные из иной личной заинтересованности. К первой из них относятся присвоения и пособничества в подделке официальных документов. Ко второй группе следует отнести служебные подлоги, совершаемые в целях уменьшения объема работы и улучшения ее показателей.
Следует остановиться на обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений сотрудниками УФССП по Чувашской Республике. На уровень распространенности корыстных проявлений в данном ведомстве влияют в первую очередь факторы социально-экономического характера. Так, согласно сведениям о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных федеральными государственными служащими УФССП по Чувашской Республике за 2011 г., среднемесячный доход судебного пристава-исполнителя и судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (с учетом заработной платы, премий, иных выплат и за вычетом подоходного налога) составлял от 15 до 20 тыс. руб. [7] Принимая во внимание наличие на иждивении у большинства лиц, совершивших преступления, малолетних детей, данных сумм явно недостаточно для нормального содержания семьи. Кроме того, на протяжении длительного времени неизменным остается размер так называемых «суточных» для лиц, направляемых в служебные командировки, - 100 руб. в день.
Основным фактором, обуславливающим совершение преступлений из иной личной заинтересованности, является высокая нагрузка на судебных приставов-исполнителей. В соответствии с докладом руководителя УФССП по Чувашской Республике А.Ю. Иванова «Об итогах работы Управления ФССП России по Чувашской Республике за первое полугодие 2011 года и задачах на второе полугодие 2011 года» на одного судебного пристава-исполнителя в месяц приходится 340 исполнительных производств [2]. Кроме того, одним из основных статистических показателей оценки деятельности подразделений Федеральной службы судебных приставов России продолжает оставаться количество оконченных исполнительных производств. Указанные обстоятельства и оказали влияние на совершение служебных подлогов судебными приставами-исполнителями в целях одновременного уменьшения объема своей работы и улучшения показателей.
Имели место и недоработки сотрудников отдела по противодействию коррупции УФССП по Чувашской Республике. Все вышеуказанные преступления были выявлены ими несвоевременно, не на стадии их подготовки либо совершения, а спустя длительное время (порой через несколько лет) после совершения, что порождало чувство безнаказанности не только у виновных, но и их у коллег, обладавших информацией о противоправных деяниях, что привело к совершению аналогичных уголовно наказуемых деяний другими сотрудниками УФССП по Чувашской Республике.
Таким образом, представляется необходимым принятие ряда мер, направленных на предупреждение преступлений среди лиц, занимающих должности в Федеральной службе судебных приставов: увеличение заработной платы, изменение критериев оценки их деятельности, а также улучшение работы подразделений по противодействию коррупции, занимающихся профилактической деятельностью.
Литература
1. Гуреев В.А. К вопросу о предупреждении коррупционных рисков в органах принудительного исполнения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 12. С. 14-18.
2. Количество должностных преступлений судебных приставов в России выросло за год на 21 процент [Электронный ресурс] // Российская газета. 2011. 11 авг. 11Р1_: http://www.rg.ru/2011/08/ И/раИепсЫкоу-апопз.Мт! (дата обращения: 24.06.2012).
3. Лобырев В.А. Субъект должностных преступлений: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов на/Д., 2005. С. 5.
4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон № 155-ФЗ от 22.07.2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 3986.
5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.
6. Об итогах работы Управления ФССП России по Чувашской Республике за первое полугодие 2011 года и задачах на второе полугодие 2011 года: доклад руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике А.Ю. Иванова [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.r21.fssprus.ru/otchet_dokl (дата обращения: 11.06.2012).
7. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные федеральными государственными служащими за 2011 год. Ч. 2 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.r21.fssprus.ru/files/21/docs/dohod/rosp2011.pdf (дата обращения: 21.06.2012).
8. Скобликов П.А. Коррупционные ниши в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» // Российская юстиция. 2007. № 7. С. 22-27.
9. Степанчикова С.А. Криминология: учеб.-метод. комплекс [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.e-сollege.ru/xbooks/xbook110/book/index/index.html?go=part-017*page.htm (дата обращения: 15.06.2012).
ЦАРЕВ ПАВЕЛ ЕВГЕНЬЕВИЧ - старший помощник руководителя следственного управления, Следственный комитет Российской Федерации по Чувашской Республике (по организационным вопросам и контролю исполнения), Чебоксары; аспирант, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Россия, Москва (tsarpaul1980@yandex.ru).
TSAREV PAVEL EVGENYEVICH - senior assistant for head of Investigative Department, Investigative Committee of the Russian Federation in Chuvash Republic (on organizational issues and execution control), Cheboksary; post-graduate student, Academy of the Prosecutor General’s Office of the Russian Federation, Russia, Moscow.