Научная статья на тему 'О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе'

О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2017
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / PUBLIC PROSECUTOR'S SUPERVISION / ОРГАНЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / НАДЗОРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / УКРЕПЛЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PUBLIC PROSECUTOR / BAILIFF / SUPERVISION ACTIVITIES / STRENGTHENING OF LAW AND ORDER AND PREVENTIVE EFFECTS / THE BODIES OF THE COMPULSORY EXECUTION / EXECUTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трошина Н. В.

В статье анализируются проблемные аспекты прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе. Приводится авторская точка зрения по вопросам имеющихся пробелов в прокурорском надзоре. Обращается внимание на наличие неурегулированности в механизме реализации прокурором возложенных на него полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трошина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some issues of the prosecutor’s supervision over the execution of the bailiffs laws on civil service

In this article the author analyzes the problematic aspects of the Prosecutor’s supervision over the execution of court bailiffs of the laws on civil service. Presents the author’s point of view, on the available sample-fishing in the prosecutorial oversight. Attention is drawn to the existence of the unresolved in the implementation of the Prosecutor of the powers vested in him.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе»

УДК 343.163 Н. В. Трошина

ст. помощник Хамовнического межрайонного прокурора прокуратуры г. Москвы; e-mail: Natali_troshina@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ЗАКОНОВ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

В статье анализируются проблемные аспекты прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе. Приводится авторская точка зрения по вопросам имеющихся пробелов в прокурорском надзоре. Обращается внимание на наличие неурегулированности в механизме реализации прокурором возложенных на него полномочий.

Ключевые слова: прокурор; прокурорский надзор; органы принудительного исполнения; судебный пристав; исполнительное производство, надзорные мероприятия; укрепление законности и правопорядка; профилактическое воздействие.

Troshina N. V.

The senior assistant of the Khamovniki Interdistrict Prosecutor of the Prosecutor's office of Moscow, post-graduate student of the Academy of the Prosecutor General of the Russian Federation

ON SOME ISSUES OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE EXECUTION OF THE BAILIFFS LAWS ON CIVIL SERVICE

In this article the author analyzes the problematic aspects of the Prosecutor's supervision over the execution of court bailiffs of the laws on civil service. Presents the author's point of view, on the available sample-fishing in the prosecutorial oversight. Attention is drawn to the existence of the unresolved in the implementation of the Prosecutor of the powers vested in him.

Key words: public Prosecutor; public Prosecutor's supervision; the bodies of the compulsory execution; a bailiff; execution; supervision activities; strengthening of law and order and preventive effects.

С принятием Федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118 «О судебных приставах» (далее - Закон о судебных приставах) и «Об исполнительном производстве» от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) в судебно-испол-нительной системе произошли существенные изменения, в связи

с чем изменились формы и методы прокурорского надзора в этой сфере. В соответствии со ст. 19 Закона о судебных приставах и ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее - Закон о прокуратуре) прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами. Наряду с проверкой исполнения важное место занимает организация прокурорского надзора.

О необходимости организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами сказано в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», обязывающем заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, районов и иных территориальных прокуроров обеспечить надлежащий прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами. Это положение предопределяет, что деятельность судебных приставов относится к исключительной поднадзорности территориальных прокуроров. Данное указание носит системный характер, подготовлено с учетом опыта прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов и «базируется на современных подходах к роли и месту прокурорского надзора в сфере принудительного исполнения решений судов и иных органов» [2, с. 302].

При этом, как показывает практика, прокуроры при проведении проверок больше уделяют внимание вопросам, связанным с совершением исполнительных действий по исполнительным производствам, недооценивая значимость исполнения судебными приставами иных законов, включая законы, регулирующие порядок прохождения государственной службы.

Вместе с тем на судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Проведенное исследование показало, что судебными приставами не всегда соблюдаются требования вышеуказанных законов.

Так, проверкой прокуратуры города Саратова выявлены нарушения антикоррупционного законодательства при принятии гражданина на работу в коммерческий банк.

Установлено, что в 2012 г. указанный гражданин, занимая должность судебного пристава-исполнителя, в рамках исполнительного производства осуществлял в отношении банка функции государственного управления, предусмотренные Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229 «Об исполнительном производстве». Он действовал во исполнение решения суда о взыскании в пользу банка средств по кредитному договору с фирмой, зарегистрированной в Республике Мордовия. Впоследствии данный судебный пристав был принят на работу в указанный банк. Однако это было сделано без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и к урегулированию конфликта интересов, управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, что является нарушением требований Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции».

Данный факт послужил основанием для обращения прокурора в суд с иском к банку и к бывшему государственному служащему. Суд возложил на банк обязанность прекратить трудовой договор с указанным работником. Например:

Новости от 28.03.2013. В Саратовской области впервые применена практика расторжения в судебном порядке трудового договора с работником, принятым на работу с нарушением требований антикоррупционного законодательства [7].

Статьей 3 Закона о судебных приставах предусмотрено, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В практике прокурорского надзора имеются примеры выявления нарушений судебными приставами требований, предусмотренных ст. 3 Закона о судебных приставах.

Например, прокуратура Нехаевского района Волгоградской области в ходе проведенной проверки в 2013 г. установила, что в нарушение требований указанного законодательства старший судебный пристав - начальник одного из отделов УФССП России по Волгоградской области - была назначена на должность при отсутствии необходимого высшего юридического образования.

По результатам надзорных мероприятий прокурор обратился в суд с исковым заявлением к управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о понуждении исполнить соответствующие требования законодательства о государственной службе. До рассмотрения гражданского дела судом ответчик исполнил требования прокурора, и старший судебный пристав - начальник отдела УФССП России по Волгоградской области была освобождена от занимаемой должности [8].

Имеют место и иные нарушения законодательства, выявленные прокурорами в процессе осуществления прокурорского надзора. Так, прокуратурой Магаданской области совместно с органами безопасности была проведена проверка соблюдения законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции в УФССП России по Магаданской области.

Проверкой установлено, что в декабре 2012 г. для выполнения прогнозного плана работы на 2012 г. начальник отдела - старший судебный пристав межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо сложных исполнительных производств УФССП по Магаданской области - дала указание семи подчиненным сотрудникам обеспечить окончание исполнительных производств без фактического их исполнения.

Рассчитывая на получение денежных премий, судебные приставы вынесли постановления об окончании 196 исполнительных производств, внеся заведомо ложные сведения о том, что должники оплатили штрафы, наложенные на них ГИБДД и УМВД по Магаданской области. В итоге, за выполнение плана работы указанные сотрудники службы судебных приставов получили премии в размере от 5 до 30 тыс. руб. каждый. В результате их незаконных действий подвергнутые штрафам граждане, в отношении которых были возбуждены исполнительные производства, фактически избежали административной ответственности.

На основании материалов прокурорской проверки следственными органами в отношении семи судебных приставов-исполнителей возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог), в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава - по ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Например, Новости от 16.08.2013. В Магаданской области по результатам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело в отношении восьми сотрудников службы судебных приставов [9].

Анализируя систему органов принудительного исполнения, нельзя не отметить, что на руководителей органов ФССП России возложены обязанности по осуществлению не только руководства вверенными им органами, но и по контролю за законностью их деятельности. Каждый из руководителей в пределах предоставленной ему компетенции вправе и обязан осуществлять контроль в подразделениях ФССП России. Руководители каждого звена имеют право отменить или изменить не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения подчиненных им должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и организуют контроль в любой иной установленной для них сфере деятельности [2].

Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по обращению о незаконном предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с приказами ФССП России в 2010 г. руководителю управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю была предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения в размере 8,7 млн рублей.

В соответствии с правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения расчет ее суммы осуществляется с применением поправочных коэффициентов с учетом места прохождения службы. Вопреки данным требованиям при расчете в ФССП России суммы предоставленной субсидии был применен коэффициент по г. Москве, а не по Камчатскому краю.

В связи с этим в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также Бюджетного кодекса Российской Федерации руководителю управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю неправомерно было выплачено более 2,5 млн рублей.

В целях устранения допущенных нарушений в январе 2013 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла в Федеральную службу судебных приставов представление, в котором предложено принять меры по возмещению в федеральный бюджет незаконно выплаченных средств. По результатам его рассмотрения в марте 2013 г. ФССП России направила в Таганский районный суд г. Москвы исковое заявление о взыскании с руководителя управления ФССП по Камчатскому краю излишне выплаченных ему денежных средств. Например: Новости от 10.04.2013. По результатам проверки Генеральной прокуратуры Российской Федерации выявлен факт предоставления руководителю управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю излишней субсидии в размере 2,5 млн рублей [10].

Учитывая вышеприведенную прокурорскую практику, можно говорить об отсутствии системного комплексного подхода проводимого органами прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства о прохождении государственной службы судебными приставами-исполнителями.

Эти обстоятельства требуют серьезного переосмысления правовых и организационных основ прокурорского надзора, выработки новых, соответствующим реалиям современной действительности научных представлений, направленных на повышение эффективности и на дальнейшее совершенствование организации работы прокуроров.

Задача органов прокуратуры при осуществлении надзора за деятельностью судебных приставов двуедина: с одной стороны, прокурор обязан осуществлять надзор за законностью действий и решений судебных приставов, а с другой - оказывать содействие органам принудительного исполнения актов юрисдикционных и неюрисдик-ционных органов [1, с. 72-73]. По мнению С. Н. Бочаровой, прокурорский надзор будет намного эффективней, если органы прокуратуры будут взаимодействовать со службой судебных приставов [1].

Автор статьи полагает, что для совершенствования прокурорского надзора за исполнением судебными приставами законов о государственной службе необходимо осуществление постоянного взаимодействия органов прокуратуры с ФССП России. Взаимодействие может осуществляться в форме участия в заседаниях постоянно действующих рабочих групп, возглавляемых руководящими работниками структурных подразделений ФССП России для выявления и аналитической проработки проблемных вопросов, внесения по ним соответствующих предложений, получения от руководителей структурных подразделений ФССП России результатов сверок данных о работе судебных приставов-исполнителей.

Проблемы совершения должностных преступлений сотрудниками ФССП России, вне зависимости от занимаемой ими должности, в полном объеме не изучены. По мнению П. Е. Царева, необходимо принятие ряда мер, направленных на предупреждение преступлений среди лиц, занимающих должности в Федеральной службе судебных приставов [11, с. 49].

В первую очередь должны быть увеличены материальные и социальные гарантии сотрудникам ФССП России. Эта мера представляется наиболее актуальной на фоне значительного роста в 2012-2013 гг. уровня доходов сотрудников иных правоохранительных органов (полиции, системы исполнения наказаний, наркоконтроля и др.). Во-вторых, должны быть изменены критерии оценки деятельности сотрудников ФССП России в пользу качественных, а не количественных показателей. Указанные меры позволили бы повысить престижность и привлекательность профессии судебного пристава, создать конкуренцию при приеме на работу в подразделения ведомства и справиться с проблемой текучести кадров, которая в 2012 г. составила более 22,5 %, а среди судебных приставов-исполнителей - 39 %. Одновременно должен быть кардинально изменен подход к работе подразделений ФССП России по противодействию коррупции, к работе с кадрами и по вопросам безопасности. Основной акцент в их деятельности должен быть сделан на профилактику и предупреждение совершения преступлений, а не на их пресечение и выявление.

«Следует заметить что, чем раньше выявляются и устраняются нарушения законов и способствующие им обстоятельства, тем достигается большее профилактическое воздействие, что может в дальнейшем предупредить и не допустить вышеуказанных нарушений

закона перерастающих из дисциплинарных и административных проступков в преступления» [6, с. 388].

Дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре строкой об осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, законодатель изменил сложившейся традиции, не включив дополнительную главу, конкретизирующую предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом.

Законодательную неурегулированность этого вопроса возможно устранить путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами [3, с. 254].

Важными составляющими организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является информационное обеспечение и планирование [4].

Следует заметить, что согласно указанию Генпрокурора РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами», «вменение в обязанности органов прокуратуры осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами не повлекло адекватного этому увеличения штатной численности работников в территориальных прокуратурах. В связи с этим у прокуроров районного и областного звеньев существенно возросла нагрузка, что требует повышение интенсификации работы» [5, с. 353].

Для успешного осуществления организации прокурорского надзора в данном направлении необходимо специализированно закрепить этот участок надзорной деятельности за конкретным работником прокуратуры, что позволит оперативно осуществлять сбор всей необходимой статистической информации по рассматриваемому вопросу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бочарова С. Н. Совершенствование прокурорского надзора в исполнительном производстве: проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. - 147 с.

2. Винокуров А. Ю. О некоторых вопросах компетенции прокуроров районного звена при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами // Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: избранные статьи. - М., 2012. - С. 302-308.

3. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / А. Ю. Винокуров, К. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров; под общ. ред. А. Ю. Винокурова. - М. : Юрайт, 2013. - 418 с.

4. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях: пособие. - М.: ИПК РК ГП РФ, 2004. - 84 с.

5. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор: учебник / под ред. О. С. Капи-нус; науч. ред. А. Ю. Винокуров. - М. : Юрайт, 2013. - 639 с.

6. Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров: для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям и юридическому направлению / Ю. Е. Винокуров и др.; под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. - Изд. 11-е, перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 479 с.

7. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genprok.gov.ru/smi/news/archive/

8. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://genprok.gov.ru/smi/news/archive/

9. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://genprok.gov.ru/smi/news/archive/.

10. Официальный сайт Генпрокуратуры РФ [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://genprok.gov.ru/smi/news/archive/

11. Царев П. Е. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов Федеральной службы судебных приставов России ФССП России (на примере Чувашской Республики) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. - 2013. - № 3. - С. 47-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.