Должностные преступления как вид преступлений коррупционной направленности Аргузов А. А.
Аргузов Андрей Андреевич / Arguzov Andrei Andreevich - магистрант, кафедра уголовно-правовых дисциплин, юридический факультет,
Российская таможенная академия, г. Люберцы
Аннотация: в статье анализируются вопросы коррупции в должностных преступлениях, совершаемых в таможенных органах Российской Федерации.
Abstract: the article deals with the issue of corruption and malfeasance committed by the customs authorities of the Russian Federation.
Ключевые слова: должностные преступления, коррупция, таможенные органы, состав преступлений, Уголовный кодекс Российской Федерации.
Keywords: malfeasance, corruption, customs authorities, the offense, criminal code of the Russian Federation.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами1. Развитие Российского государства невозможно без нормальной работы государственного аппарата. Особый вред его деятельности причиняют злоупотребления по службе работников государственного аппарата (государственных служащих), которые подрывают авторитет органов власти.
Злоупотребление может быть одной из форм коррупции (одним из преступных деяний должностного лица или группы лиц), но при этом не исчерпывает всей полноты определения коррупции.
Указанные злоупотребления носят общее понятие «должностные преступления», особенностью которых является совершение преступлений только должностными лицами, наделенными властными, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями. Противодействовать указанным преступлениям призваны уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые предусмотрены главой 30 УК РФ. В данной статье будет рассматриваться вопрос должностных преступлений как разновидности коррупционных преступлений, совершаемых в таможенных органах.
Существующий уровень коррупции в таможенных органах оказывает негативное влияние на деятельность государства, бизнес-сообщество и функционирование таможенной систем.
Данное негативное влияние выражается в недополучений сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, снижении уровня инвестиций, недобросовестной конкуренции, дополнительных издержках и затратах, подрыве правовых основ таможенного администрирования, ограничении возможности решения правительственных задач, создании негативного имиджа таможенников в обществе.
За 9 месяцев 2015 года по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 355 уголовных дел, что на 42 % больше, чем в аналогичном периоде 2014 года. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 169 уголовных дел (123 - в отношении 75 должностных лиц таможенных органов и 46 - в отношении 40 взяткодателей). По иным преступлениям против интересов государственной службы возбуждено 64 уголовных дела; по другим составам преступлений (по частям 1, 2 и 4 статьи 159 УК РФ, частям 1 и 2 статьи 160 УК РФ, статье 327 УК РФ и иным) - 122 уголовных дела.
Иными правоохранительными органами за 9 месяцев 2015 года возбуждено 13 уголовных дел по преступлениям коррупционной направленности в отношении должностных лиц таможенных органов. По данным делам проходит 11 должностных лиц таможенных органов.
Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 90,4 %2.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2008 г., № 52 (ч. 1), ст. 6228 // О противодействии коррупции.
2Официальный интернет-сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] //
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=21816:---------9--2015-&catid=76:2011-01 -25-08-
23-45&Itemid=1856.
Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых работниками таможенных органов, являются получение взятки (ст. 290 УК РФ). Согласно сведениям Федеральной таможенной службы Российской Федерации, за 9 месяцев 2015 года по данной статье было возбуждено 55 уголовных дел, что на 77 % больше, чем в аналогичном периоде 2014 года. Следующим по распространенности видом преступления является дача взятки (ст. 291 УК РФ). По данной статье было возбуждено 46 уголовных дел, что на 21 % больше, чем за аналогичный период 2014 года. По ст. 159, 160 УК РФ было возбуждено 37 уголовных дел, что в 3 раза больше дел, чем количество возбужденных уголовных дел в аналогичном периоде 2014 года.
Для признания деяний преступлением коррупционной направленности необходимо наличие всех нижеуказанных признаков:
1. Наличие надлежащего субъекта противоправного деяния, к которым относятся должностные лица. Необходимо установить, какая категория работников таможенных органов относится к должностным лицам. Тем самым - установить субъект общественно опасных деяний, подпадающих под действие гл. 30 УК РФ.
Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ. Согласно данной норме под должностным лицом понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Указанное положение закреплено в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19.
Далее указанное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации содержит разъяснения относительно указанных в примечании 1 к ст. 285 УК РФ функций, которыми должен быть наделен государственный служащий, чтобы обладать статусом должностного лица.
Статья 3 Федерального закона «О службе в таможенных органах» указывает, что должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.
При этом следует отметить, что не все сотрудники таможенных органов являются должностными лицами и, тем самым, субъектами должностных преступлений. Статья 5 вышеуказанного закона содержит перечень специальных званий и должностей сотрудников таможенных органов. Согласно данной статье, специальные звания должностных лиц таможенных органов включают в себя звания от прапорщика до действительного государственного советника таможенной службы Российской Федерации.
Основным отличительным признаком коррупционных преступлений является то, что они совершаются из корыстных побуждений вопреки интересам службы, с использованием при этом полномочий, которыми должностное лицо или служащий наделены в связи с занимаемой должностью.
2. Особенностью объективной стороны коррупционных преступлений является то, что они совершаются путем использования лицом имеющихся у него служебных полномочий или в связи с занимаемой им
3
должностью .
3. Субъектами преступлений коррупционной направленности в большинстве случаев являются должностные лица. Тем самым они выступают в качестве специального субъекта преступлений. Исключением является дачи взятки (статья 291 УК РФ) и посредничества во взяточничестве (статья 291.1УКРФ), где предусмотрен общий субъект преступления.
4. Субъективная сторона преступлений коррупционной направленности характеризуется тем, что все деяния совершаются с умыслом. При этом для формальных составов характерен лишь прямой умысел (статьи 285.1, 289-292 УК РФ), в материальных составах умысел может быть как прямым, так и косвенным (статьи 285, 286 УК РФ). Стоит отметить, что в таможенной сфере для должностных преступлений характерен материальный состав субъективной стороны преступлений.
В некоторых составах преступлений в качестве обязательных признаков закон предусматривает определенные мотивы и цели. Обязательным признаком злоупотребления должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и служебного подлога (статья 292 УК РФ) является мотив корыстной или иной личной заинтересованности.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» превышение должностных полномочий и злоупотребление должностными полномочиями отнесено к коррупции. Пленум обращает внимание на направленность уголовной ответственности за преступления против интересов государственной службы на обеспечение защиты граждан от коррупции и других общественно опасных деяний, совершенных должностными лицами по службе. Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность 3
3Илий С. К. Коррупционные преступления / С. К. Илий. М.: Статус, 2012. С. 2.
государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
Законодателем превышение должностных полномочий напрямую не включено в термин коррупция. Указанное понятие затрагивается в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, и лишь косвенно затронуто в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 г. и Указаниях Генеральной прокураторы РФ и МВД РФ. Норма статьи 286 УК РФ не предусматривает наличие корыстной и иной личной заинтересованности, все же учитывая общественную опасность совершенного деяния, последствия от совершенного деяния, субъект преступления, и, опираясь на судебную практику, при наличии в действиях должностного лица корыстной и иной личной заинтересованности, превышение должностных полномочий можно отнести к коррупционным преступлениям.
Можно привести следующий пример. Главный государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур таможенного поста МАПП Ч., имея умысел на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий, получил сведения о транспортном средстве, после принес данные документы на свое рабочее место. После чего осуществил процедуру временного ввоза транспортного средства путем внесения в официальный документ заведомо ложных сведений о завершении процедуры временного ввоза транспортного средства без его фактического вывоза с территории Таможенного союза, ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП по процедуре «временный ввоз» гражданином Республики С. В связи с незаконным закрытием процедуры «временный ввоз» без вывоза транспортного средства за пределы таможенной территории Таможенного союза, сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов составила 2 333 624 рублей. Действия Ч. были квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ, а также по ч. 2 ст. 292 УК РФ. Приговором суда
Ч. был признан виновным в совершении вышеуказанных преступлений4.
Следует констатировать, что проблема противодействия коррупции в России - это задача не только правоохранительных органов, но и первоочередная задача всего российского общества, так как одной из причин возникновения мошеннических схем является складывающаяся годами толерантность к коррупции.
В настоящее время в целях прекращения случаев взяточничества в таможенных органах работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщать о любых нарушениях, а также на официальном Интернет-сайте Федеральной таможенной службы Российской Федерации создан раздел «Противодействие коррупции». Также стоит отметить, что в настоящее время в целях борьбы с коррупцией в таможенной службе введена практика материального поощрения сотрудников таможенных органов за выявленные правонарушения, а законодателем с этой же целью внесены изменения, предусматривающие финансовое стимулирование сотрудников таможни, выявляющих случаи протекционизма и коррупции.
Литература
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996 г., № 25, ст. 2954. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://pravo. gov. ru/.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и допол.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2008 г., № 52 (ч. 1), ст. 6228 // О противодействии коррупции.
3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № 12. 2009 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/.Илий С. К. Коррупционные преступления / С. К. Илий. М.: Статус, 2012. С. 2.
4. Диканова Т. А. Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием грязных денег: метод. пос. - М., 2000.
5. Официальный интернет-сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.customs.m/mdex.php?option=com_content&view=artide&id=21816:-9--2015-&catid=76:2011-01-25-08-23-45&Itemid=1856.
6. Архив Никлиновского районного суда Ростовской области. Дело №1-163/2014 [Электронный ресурс] // http://neklmovsky.ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=171284&de lo id=1540006&new=0&text number=1&case id=12817.
4Архив Никлиновского районного суда Ростовской области. Дело № 1-163/2014 [Электронный ресурс] // http://neklmovsky.ros.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num= 1 &name_op=doc&number= 171284&delo_id= 1540006 &new=0&text number=1&case id=12817.