ДОЛЖНОСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
И.В. НИКИТЕНКО,
начальник филиала по Дальневосточному федеральному округу ВНИИ МВД России,
кандидат юридических наук, доцент
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия должностной преступности и коррупции в системе подразделений Федеральной миграционной службы России. Приведены примеры из оперативно-розыскной и судебно-следственной практики по указанным видам преступлений. Дана краткая характеристика должностной преступности в ДФО РФ.
Ключевые слова: должностная преступность, коррупция, Федеральная миграционная служба России, незаконная миграция, регистрация незаконных мигрантов, миграционная безопасность.
CRIMES RELATED TO THE PERFORMANCE OF OFFICIAL DUTIES IN THE SYSTEM OF PROVIDING MIGRATION STATE SECURIT^^
I. V. NIKITENKO,
Head of the branch of the Far Eastern Federal District VNIIMMVD Russia, Candidate of Law, Associate Professor
The summary. The article deals with some problems and variants of solving them in the context modernization of prevention of corruption crimes made by illegal migrants from the quality of foreign citizens and persons without registration in Russian Federation on the basis of correlation legal organs and representatives of national organization. The article also touches upon the provisions for the migration security in the Russian Far Eastern federal district.
Key words: crimes related to the performance of official duties, corruption, the Federal Migration Service of Russia, illegal migration, the registration of illegal migrants, migration safety.
Известно, что должностные преступления доминируют среди преступлений коррупционной направленности. Вместе с тем очевидно и то, что так называемые коррупционные риски, которые часто связывают с погрешностями современного законодательства, имеют разносторонний (вариативный) характер, наиболее отрицательным проявлением которого является нарушение широкого комплекса уголовно-правовых запретов.
В главе 30 действующего УК РФ содержится описание наиболее распространенных должностных преступлений, которые по своему характеру и содержанию можно отнести к категории коррупционных. Вполне естественно, что вектор должностных преступлений не вполне совпадает с преступлениями коррупционной направленности, но в то же время основным их связывающим элементом является использование должностных или иных служебных полномочий в личных либо корпоративных интересах, но вопреки интересам государственной службы.
Самое распространенное толкование «должностных преступлений» сведено к тому, что они совершаются должностными лицами с использованием своего служебного положения и, как правило, посягают на интересы государственной и муниципальной службы, конституционные права и свободы граждан,
отношения по осуществлению правосудия. Вместе с тем это далеко не полный перечень объектов правовой охраны, которым причиняется вред должностной преступностью.
Несмотря на объявленную Президентом Российской Федерации антикоррупционную кампанию, во многих регионах страны отмечается устойчивый рост должностной преступности. Так, на территории Дальневосточного федерального округа в 2008 г. выявленные преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления увеличились на 37,5%, на 18,4% больше стало фактов взяточничества1.
Органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства по противодействию коррупции в 2008 г. в следственные органы направлено 355 фактов нарушений, по результатам доследственных проверок которых возбуждено 130 уголовных дел. Необходимо также отметить, что из вынесенных в 2008 г. судами округа 348 приговоров по уголовным делам коррупционного характера 76 — в отношении должностных лиц правоохранительных органов и 51 — в отношении служащих органов государственной власти и местного самоуправления2.
Наблюдается устойчивый рост должностной преступности и в других федеральных округах Российской Федерации.
По мнению ряда аналитиков, большинство коррупционных рисков, связанных с совершением должностных преступлений, наиболее характерны для тех органов государства, которые наделены разнообразными контрольно-надзорными, а также разрешительными полномочиями.
Известно, что Федеральная миграционная служба России (ФМС), выполняя весь спектр вышеперечисленных функций, относится к органам государственной власти, находящимся в векторе повышенной коррупционной активности. Дело в том, что подразделения ФМС, осуществляя свою деятельность, оказывают общественно значимые и массовые услуги, прежде всего населению. Сотрудники миграционной службы ежегодно принимают больше 40 миллионов человек по вопросам выдачи паспортов, регистрации, оформления гражданства. Поэтому потенциальные коррупционные риски ведомства весьма широки. Наличие коррупционных рисков в миграционной службе подтверждается обращениями граждан. С начала года в ФМС России поступило 16 745 обращений граждан. В большинстве из них — критические замечания, связанные с организацией работы территориальных органов миграционной службы. Люди жалуются на длительные сроки оформления документов, некомпетентность сотрудников, истребование дополнительных документов, не предусмотренных законодательством3.
Нельзя не отметить высокую должностную кри-минагенность в ФМС в части осуществления полномочий в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.
За период с января по май 2008 г. в системе ФМС России было выявлено и зарегистрировано 68 преступлений общеуголовной и корыстной направленности, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Рост должностной преступности среди сотрудников ФМС России отмечен в Сибирском федеральном округе, в частности в УФМС России по Алтайскому краю, по Новосибирской области. Аналогичное положение в ряде управлений ФМС России, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (УФМС России по Приморскому краю, УФМС России по Амурской области). Неблагоприятная обстановка складывается и в УФМС России по Республике Коми, Архангельской, Вологодской, Мурманской и Псковской областям, входящим в пределы Северо-Западного федерального округа. В общей структуре преступности наблюдается тенденция роста должностных преступлений (67 преступлений против 36 за аналогичный период прошлого года (+86,1%)). Это характерно для миграционных органов Приволжского федерального округа (Республика Удмуртия).
Количество злоупотреблений должностными полномочиями, допущенных сотрудниками, растет в УФМС России по Республике Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республике, Новосибирской области и Приморскому краю. Оставляет желать лучшего и состояние оперативной обстановки в плане превышения сотрудниками ФМС России полномочий. По этому показателю рост составил почти 140%.
В целях объективного анализа должностной преступности в системе ФМС России следует привести некоторые примеры оперативной, следственной и судебной практики. В течение 2008 г. по подозрению в совершении преступлений коррупционной направленности был задержан ряд руководителей территориальных подразделений ФМС.
Регистрация незаконных мигрантов, обращавшихся в Краснооктябрьский отдел Управления Федеральной миграционной службы РФ по Волгоградской области (УФМС), была поставлена на поток. Как сообщил 5 февраля корреспондент ИА со ссылкой на пресс-службу Следственного управления СКП РФ по Волгоградской области, в месяц инспекторы регистрировали от семи до десяти незаконных мигрантов, каждый из которых платил около двух тысяч рублей. Прибывшие на территорию Волгоградской области иностранцы обращались к эксперту-криминалисту, который собирал необходимые документы и подыскивал граждан, согласных временно зарегистрировать мигрантов на своей жилплощади. Затем эксперт обращался к своей знакомой — инспектору районного отдела УФМС РФ, и та, не проверяя документы, регистрировала мигрантов. Следствие полагает, что «бизнес» приносил должностным лицам (имена их в интересах следствия пока не разглашаются) стабильный доход как минимум в течение двух лет.
17 января 2008 г. при получении взятки, был задержан сотрудниками УБЭП СВАО г. Москвы заместитель начальника отдела, начальник отделения иммиграционного контроля в СВАО УФМС России по г. Москве подполковник милиции С. Савочкин. В тот же день прокуратурой СВАО г. Москвы возбуждено уголовное дело по части 4 ст. 290 УК РФ (получение взятки) в отношении Савочкина и старшего инспектора того же отделения майора милиции А. Чернухи.
Инспектор миграционной службы в Надежденском районе Приморского края Светлана Мынта привлечена к уголовной ответственности по части 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Суд установил, что миграционный инспектор в течение одного года незаконно выдала 29 паспортов граждан РФ. При этом инспектор самовольно вносила в документы выдуманные ею номера решений на принятие российского гражданства, а также давала незаконные указания паспортисту по оформлению и выдаче паспортов лицам, не являющимся гражданами России. Лица, которым выдавались паспорта, в
основном были гражданами Украины и Армении. По данным ФМС, суд в качестве наказания лишил обвиняемую права в течение пяти лет занимать должности в органах государственной власти.
В отношении начальника территориального пункта УФМС России по Орловской области в Должан-ском районе старшего лейтенанта внутренней службы Н. Стеблецовой руководством УФМС в январе 2008 г. проведена проверка, по результатам которой материалы направлены в межрайонный Ливенский следственный отдел СУ СК при Прокуратуре РФ по Орловской области. В отношении Стеблецовой возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).
16 января 2008 г. прокуратурой Промышленного муниципального округа Республики Ингушетия в отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Ингушетия в Джей-рахском районе майора милиции Л. Льяновой возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
В отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике в г. Карачаевске майора внутренней службы Ш. Чомаева 26 февраля 2008 г. прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики по фактам, имевшим место в феврале 2004 г., возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог).
В январе нынешнего года в УФСБ России по Свердловской области поступила информация о том, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий выявлены нарушения в работе заместителя начальника ОВТМ УФМС России по Свердловской области, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Н. Борисовой, а также ведущего специалиста-эксперта отдела внешней трудовой миграции О. Радостевой и главного специалиста-эксперта ОВТМ О. Еловских. Сейчас прокуратурой рассматривается вопрос о возбуждении по данному факту уголовного дела по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). По результатам ранее проведенных служебных проверок приказами УФМС РФ от 03.12.2007 г. № 578 л/с и от 06.11.2007 г. № 535л/с Борисова и Еловских предупреждены о неполном служебном соответствии.
6 июня 2007 г. прокуратурой Республики Калмыкия в отношении начальника территориального пункта ОФМС России по Республике Калмыкия в Яшалтинском районе майора внутренней службы Ю. Мищенко было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), части 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 290 УК РФ (получение взятки) и ст. 292 УК РФ (служебный подлог), а 30 ноября 2007 г. Городовиковским межрайонным СО
СУ СК при Прокуратуре Республики Калмыкия в отношении Мищенко было возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), которое в настоящее время находится в стадии расследования.
Следственными органами Следственного комитета при прокуратуре РФ по Омской области по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 (получение взятки) УК РФ, возбуждено уголовное дело, в отношении старшего инспектора Управления федеральной миграционной службы России по Омской области. По версии следствия, 9 января 2009 г. подозреваемая, являясь должностным лицом, получила взятку от индивидуального предпринимателя за совершение законных действий по освобождению из специального приемника УВД по Омской области нескольких ранее задержанных и помещенных туда за нарушение порядка пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан. Кроме того, за полученное денежное вознаграждение инспектор не должна была проводить административное расследование в отношении работодателя, который в нарушение миграционного законодательства использовал в качестве рабочей силы задержанных. Расследование уголовного дела продолжается4.
20 февраля 2009 г. в Псковском областном суде прошло очередное заседание по уголовному делу по обвинению заместителя начальника УФМС по городу Пскову Сергея Васильева и старшего инспектора по делам миграции этой же структуры Натальи Шама-риной, обвиняемых по ст. 30 ч. 1, ст. 290 ч. 4 пп. «а», «г», ст. 290 ч. 4 п. «а» УК РФ «Приготовление к получению взятки должностным лицом и получение взятки должностным лицом». В начале заседания прокурор Татьяна Козлова огласила обвинительное заключение, согласно которому Васильеву и Шама-риной вменяется в вину получение взятки от представителей ООО «Северная Звезда 2003» Уланова и Ивановой в сумме 30 000 рублей. Согласно оглашенному прокурором обвинительному заключению Уланов и Иванова обратились к Шамариной с просьбой не привлекать ООО «Северная звезда 2003» к административной ответственности. Согласно кодексу об административных правонарушениях на фирму могли быть наложены штрафные санкции в размере от 400 до 500 тысяч рублей за каждого иностранного работника, в отношении которого работодатель не выполнил требования миграционного законодательства. Зная данную ситуацию, Шамарина предложила Васильеву вступить в преступный сговор и получить от представителей ООО «Северная Звезда 2003» взятку в размере 30 000 рублей. Васильев дал свое согласие. Уланов и Иванова с целью избежать большого штрафа согласились передать деньги5.
Исходя из анализа оперативно-розыскной и судебно-следственной практики по противодей-
ствию должностной преступности в системе Федеральной миграционной службы России необходимо отметить, что подавляющее большинство выявленных должностных преступлений совершаются из корыстных побуждений и имеют коррупционную окраску. В свою очередь, состояние миграционной безопасности государства напрямую зависит от эффективной работы органов миграционного контроля, что само по себе невозможно без организации по настоящему действенной системы предупреждения должностной преступности и как следствие понижения уровня коррупционности в вышеназванной службе6.
1 Из выступления начальника Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе С.В. Беловой «О мерах по реализации поручений Президента РФ от 31.07.2008 г. № Пр-1568 и требований федерального законодательства в сфере профилактики и пресечения коррупционных проявлений
в органах государственной власти и местного самоуправления субъектов РФ Дальневосточного федерального округа».
2 Из решения Межведомственной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе по общественной безопасности, укреплению законности и правопорядка от 10 апреля 2009 года № 57, г. Хабаровск.
3 http://fms45.ru/ Пресс-служба, Главная страница: «Борьба с коррупцией». Игорь Агеев, начальник УВКиГС ФМС России.
4 Источник: www.regnum.ru/news/1120751.html/ 05.02.2009
5 Источник: Псковская Лента Новостей / www.pln-pskov. ru/accidents/61744.html - 54k
6 См.: Никитенко И.В., Скоркина Н.В. Актуальные проблемы обеспечения миграционной безопасности в Дальневосточном федеральном округе // Региональные проблемы: Научный журнал. № 10. 2008. ИКАРП Российская академия наук — дальневосточное отделение. ISSN 10289638.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
А.А. ОГАНОВ,
соискатель Московского университета МВД России, подполковник милиции
Аннотация. В статье автор рассматривает вопросы предупреждения насильственных преступлений против жизни и здоровья, формулирует основные направления деятельности государства, способствующие достижению данной цели. В этой связи автором обосновывается вывод о том, что предупреждение насильственных преступлений против жизни и здоровья во многом зависит от проводимых в стране социально-экономических и политических преобразований, связанных с утверждением общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: предупреждение преступлений, профилактика преступлений, насильственные преступления, преступления против жизни и здоровья.
Предупреждение преступлений всегда являлось приоритетной задачей системы правоохранения. Проблема предупреждения насильственных преступлений имеет всеобъемлющий характер и выходит за рамки криминального насилия. Соответствующие преступления не только посягают на личность, но и нарушают криминологическую безопасность. Под такой безопасностью понимается объективное состояние защищенности жизненно важных и иных существующих интересов личности, общества и государства от преступных посягательств, угрозы этих посягательств, порождаемых различного рода криминогенными факторами (явлениями и процессами), а также осознание людьми своей защищенности.
Предупреждение насильственных преступлений, как и любых других, осуществляется на разных уровнях, в частности, на общих и специальных.
Общее предупреждение преступлений предполагает оздоровление общественных отношений во всех сферах жизни общества, соблюдение режима законности, активизацию борьбы с негативными социальными явлениями, являющимися питательной средой для преступности (низкий уровень жизни населения, безработица и т.д.). В этом контексте стратегическим направлением предупреждения насильственных преступлений является стабилизация политической, экономической, социальной и духовной жизни общества. При этом проводимая политика не должна ограничиваться только уголовной, правовой или криминогенной стороной этого понятия. Эти меры даже могут не иметь непосредственной антикриминальной направленности, не преследовать напрямую цель борьбы с преступностью, однако результаты их внедрения косвенно влияют на процессы, происходящие в преступной среде. Чем масштабнее и объемнее