ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ
Е.Л. Яворская, сотрудник Центра дистанционного образования «Эйдос» (Россия, г. Москва-Ижевск)
Аннотация. Реализуя педагогическую деятельность на принципе человекосообразно-сти образования, учитель может не только определить свою роль в реализации образовательных потребностей обучающихся, но и установить смыслы собственной педагогической деятельности.
Ключевые слова: доктрина образования человека, человекосообразность образования, образовательный продукт, самореализация.
Работа учителя регламентируется большим количеством документов различного уровня. Каждый из них обустраивает педагогическую деятельность своими нормами и требованиями, в суете исполнения которых, учителю не всегда удается удержать смысловую и содержательную основу профессиональной самореализации.
С какой миссией я иду к детям? Что я привнесу в их жизнь, в становление их личностей? Каково мое место в системе педагогических координат? Думающий учитель всегда задавался подобными вопросами.
Ведущий ученый и педагог нашего времени Андрей Викторович Хуторской разработал «Доктрину образования человека в РФ». Доктрина представляет собой систему основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, развития, контроля и оценки результатов образования человека в России и является нормативным воплощением результатов многолетних исследований научной школы А.В. Хуторского, проводимых на основе принципа человекосообразности образования [1].
Человекосообразность образования -основной вектор разработок научной школы. Он позволяет каждому учителю понять, что в центре педагогической деятельности находится человек образовывающийся (ученик, учащийся, обучающийся) и его образование. И если образование понимается как самореализация человека по отношению к себе и окружающему миру, то позиции учителя и ученика
при таком подходе субъектны, и потому активны и ответственны.
Кто же заказчик такого образования? И как трактуется термин «заказчик образования» в Доктрине?
В положениях Доктрины дано разделение и закрепление прав различных групп заказчиков образования: самого человека, его семьи, рода, народа (этноса), региона (социум, конфессии, работодатели), страны и мира. Человек одновременно принадлежит всем указанным группам заказчиков образования. Поэтому с их помощью, в том числе и самостоятельно, он определяет заказ на своё образование [2]. Несомненно, что технология определения доли каждой группы заказчиков в составлении данного заказа требует разработки, но ориентированность Доктрины на образовательные потребности ученика заслуживает внимания широкой педагогической общественности.
Сообразной образовательным потребностям ученика должна стать и деятельность учителя, основанная на реализации своей роли в проектировании и реализации индивидуальной образовательной траектории образовывающегося человека. И в этом учитель может основываться на принципах проектирования самой Доктрины образования человека:
1) принцип человекосообразности образования (образование - средство выявления и реализации возможностей человека
по отношению к себе и окружающему миру);
2) принцип участия в построении образования всех основных заказчиков и субъ-
ектов (сам ученик, его семья, школа, регион, страна, мир);
3) принцип соборности заказа на образование (взамен федеральным стандартам предлагается комплексный образовательный стандарт);
4) принцип метапредметных основ образования (в основе проектируемых учебных предметов лежат фундаментальные метапредметные объекты и соответствующие им метапредметные образовательные деятельности);
5) принцип равнозначности четырёх основных образовательных областей: основы жизнедеятельности человека; основы человеческой культуры; основы наук, техники, технологий; производство, труд и коммуникации в социуме;
6) принцип единства знаниево-предметной и деятельностно-компетентностной составляющих образования (знания и предметы познаются учеником в деятельности и имеют результатом сформированные компетентности);
7) принцип продуктивности образования и оценки его результатов (личностные качества ученика оцениваются по его плодам, а не по тестам) [3].
В положениях Доктрины также даны понятия персонального образовательного результата и образовательного продукта, который в свою очередь имеет две составляющих: внешнюю (материализованный продукт) и внутреннюю (личностные качества). Предложенный механизм диагностики внутренних приращений, сформированных компетентностей через оценку внешних образовательных продуктов, создаваемых учеником, выгодно отличает положения Доктрины от требований ФГОС к новым образовательным результатам. Не подкрепленные никакими механизмами для оценки этих результатов они остаются
не выполнимыми для учителя. Находясь же на позициях человекосообразного образования, учитель сможет оценивать качество образования конкретного ученика. В Доктрине для этого определены следующие показатели: степень выявления способностей ученика, уровень его образовательных приращений по каждому учебному предмету и метапредмету, развитие образовательных компетентностей, реализация его индивидуальной образовательной программы, соответствие образовательных результатов поставленным целям ученика, состав и содержание портфо-лио ученика и т.п. [3].
Основные принципы человекосообраз-ного образования, закрепленные в Доктрине, - образование должно быть продуктивным и деятельностным, то есть ученик образовывается тогда, когда в ходе спроектированной и организованной учителем образовательной деятельности создаёт свои продукты, по которым устанавливаются его личностные образовательные приращения.
Уже сегодня разработки Научной школы А.В. Хуторского помогают учителям быть не просто исполнителями законов и нормативных актов, а реализовывать себя в различных качествах: исследователя и проектировщика, новатора и экспериментатора, автора и наставника. Популярность курсов и практикумов, электронных и бумажных изданий, оргдеятельностных мероприятий для учеников и учителей, реализуемых Научной школой, свидетельствует о востребованности методологии че-ловекосообразного образования в учительском сообществе. Принятие же Доктрины на государственном уровне позволит каждому учителю сверять свою педагогическую работу с ее положениями, быть уверенным и успешным профессионалом.
Библиографический список
1. Хуторской А.В. Педагогические основания Доктрины образования человека в Российской Федерации: Доклад к заседанию Бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО 27 января 2015 года [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 19.01.2015 г. http://eidos-institute.ru/journal/2015/0119.htm
2. Свитова Т.В. Доктрина образования человека в РоссийскойФедерации: отклик на рецензии. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. N01. http://eidos-institute.ru/joumal/2016/100/. В надзаг: Института образования человека, е-mail:[email protected]
3. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. - 24 с. (Серия «Научная школа»)
4. Вдовина И.А. Доктрина Хуторского - инструмент построения образования человека. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека. 2016. N01. http://eidos-institute.ru/joumal/2016/100/. - В надзаг: Института образования человека, е-mail:[email protected]
5. Хуторской А.В. Тезаурус человекосообразного образования: Научное издание.- М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. - 24 с. (Серия «Научная школа»).
DOCTRINE OF RIGHTS EDUCATION - THE BASIS OF PROFESSIONAL
TEACHER'S SELF
E.L. Yavorskaya, fellow distance education center «Eidos» (Russia, Moscow-Izhevsk)
Abstract. Implementing pedagogical activity on the principle of education, teacher can not only define its role in the implementation of the educational needs of students, but also to establish a sense of ownership of pedagogical activity.
Keywords: doctrine of human education, education, educational product, self-realization.