Научная статья на тему 'Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере'

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2521
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОКТРИНА / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DOCTRINE / INFORMATION / INFORMATION SPHERE / INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Е. В.

В статье дается общая характеристика основных положений и принципов доктрины информационной безопасности Российской Федерации, установления ее значения и определения приоритетных направлений совершенствования правового регулирования в информационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the general characteristics of the main provisions and principles of the Information Security Doctrine of the Russian Federation, the establishment of its values and the definition of priority directions of improving the legal regulation in the sphere of information.

Текст научной работы на тему «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347:004.056

Е. В. Алексеева

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации как ключевой аспект правового обеспечения национальной безопасности в информационной сфере

В статье дается общая характеристика основных положений и принципов доктрины информационной безопасности Российской Федерации, установления ее значения и определения приоритетных направлений совершенствования правового регулирования в информационной сфере.

The article is devoted to the general characteristics of the main provisions and principles of the Information Security Doctrine of the Russian Federation, the establishment of its values and the definition of priority directions of improving the legal regulation in the sphere of information.

Ключевые слова: доктрина, информация, информационная сфера; информационная безопасность.

Key words: doctrine, information, information sphere; Information Security.

Современное эффективное развитие России невозможно без интеграции в глобальное информационное общество. Информационное общество, по мнению специалистов, это «специфическая форма социальной организации, в которой новые технологии генерирования, обработки и передачи информации стали фундаментальными источниками производительности и власти»1.

Происходящие в мире процессы интеграции и унификации заметно влияют на информационные взаимосвязи. Под воздействием глобализации информационные потоки выходят за рамки национальных и интегрируются в мировое информационное пространство, чему в значительной степени спо-

© Алексеева Е. В., 2016

1 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 29.

собствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации2.

В современных условиях всеобщей информатизации и развития информационных технологий резко возрастает значение обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

В свою очередь информационная сфера представляет собой совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет, сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений3.

Незащищенность интересов граждан, общества и государства в информационной сфере является самостоятельной угрозой безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства4.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.

Возрастает влияние информационных технологий и информационных ресурсов на состояние экономической сферы. Увеличивается зависимость объектов этой сферы от полноты и достоверности используемой ими информации, своевременности ее получения, защищенности сведений, составляющих коммерческую тайну.

2 Загузов Г.В. Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 44.

3 П. 2 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 // Консультант Плюс: справ.-правовая система.

4 Абз. в п. 2 Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

98

Обороноспособность и безопасность государства находятся в прямой зависимости от качества добываемой информации, уровня информационных технологий, защищенности систем обработки информации и связи, используемых органами разведки, контрразведки, радиоэлектронной борьбы, управления войсками и оружием.

Являясь самостоятельной составляющей национальной безопасности, информационная безопасность в то же время оказывает непосредственное влияние на защищенность интересов Российской Федерации в экономической, международной, общественной, федеральной, оборонной и других сферах жизни общества.

Правовые основы информационной безопасности содержатся прежде всего в Конституции Российской Федерации5 (далее - Конституция РФ). Однако основные принципы и подходы к правовому обеспечению информационной сферы определяются в доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

На наш взгляд, весьма важным является вопрос о статусе и значимости указанного документа. В юридической литературе отмечается, что в качестве средств правового регулирования используются как писаные, так и неписаные формы права. В последнем случае в числе неписаных форм права подразумевается и правовая доктрина6. Более того, исследователи отмечают первичный характер (по юридической силе) доктрины, по сравнению с другими источниками права. При этом сформированность (завершенность) данному источнику придает длительный интеллектуально-волевой и целенаправленный характер приобретения качеств общепринятости в научной и профессиональной юридической среде при регулировании общественных отношений7.

Нельзя не согласиться с утверждением о том, что признанность юридической доктрины государством обеспечивает воплощение образующих ее теоретических конструкций в юридическую составляющую государственной политики, в текущее законодательство, в нормативное и казуальное легальное толкование норм права. Вполне объективное влияние на юридическую

5 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

6 Кирилловых А.А. Правовая доктрина и доктринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Законодательство и экономика. 2015. № 8. С. 29.

7 Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. Барнаул, 2007. С. 8.

99

доктрину в стране оказывают политико-правовой режим, государственная идеология, социокультурные и правовые традиции социума, его духовная и правовая культура, объективный уровень развития науки, в том числе юридической. Поэтому юридическая доктрина, обладая свойством правового воздействия на общественные отношения, сама является результатом воздействующего влияния целого ряда факторов, условий и обстоятельств8.

В нашем государстве имеется достаточно большой опыт принятия официальных программных документов, имеющих в своем названии слово «доктрина» и обладающих юридическим значением. Среди таких документов, в частности, можно указать доктрину информационной безопасности Российской Федерации, которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

В частности, как следует из текста документа, доктрина является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором развиваются положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 6839, а также других документов стратегического планирования в указанной сфере. Кроме того, она служит основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Думается, что указанная доктрина не выступает в качестве некой системы взглядов, а является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в информационной области. Следовательно, данный документ имеет самостоятельное юридическое значение и является непосредственным регулятором общественных отношений в рассматриваемой сфере.

В доктрине сделан акцент на следующие основные составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических ин-

8 Кирилловых A.A. Указ. соч. С. 30.

9 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

100

ститутов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации;

б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;

г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры;

д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

В доктрине отмечается, что государство в процессе реализации своих функций по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации осуществляет:

- обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в информационной сфере;

- оценку состояния информационной безопасности, прогнозирование и обнаружение информационных угроз, определение приоритетных направлений их предотвращения и ликвидации последствий их проявления;

- планирование, проведение и оценку эффективности комплекса мер по обеспечению информационной безопасности;

- организацию деятельности и координацию взаимодействия сил обеспечения информационной безопасности, совершенствование их правового,

организационного, оперативно-разыскного, разведывательного, контрразведывательного, научно-технического, информационно-аналитического, кадрового и экономического обеспечения;

- выработку и реализацию мер государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, по оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность в данной области.

Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации должно базироваться прежде всего на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Примечательно, что соблюдение указанных принципов предполагает выполнение ряд правил.

Во-первых, соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при решении возникающих в информационной сфере конфликтов неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Во-вторых, соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Разработка механизмов правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включает в себя мероприятия по информатизации правовой сферы в целом.

В целях выявления и согласования интересов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и других субъектов отношений в информационной сфере, выработки необходимых решений государство поддерживает формирование общественных советов, комитетов и комиссий с широким представительством общественных объединений и содействует организации их эффективной работы.

Список литературы

1. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: историко-теоретические вопросы: дис. ... канд. юрид. наук. - Барнаул, 2007.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 // Офиц. интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 12.12.2016.

3. Загузов Г.В. Административно-правовые средства обеспечения информационной безопасности и защиты информации в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.

5. Кирилловых А.А. Правовая доктрина и доктринальность в праве: к вопросу об источниках правового регулирования // Законодательство и экономика. - 2015. - № 8.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (в ред. от 06.07.2016 г.) // СЗ РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - Ст. 3448.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.