W343.8 A.A.REIMER*
EEK 67.409.0
P35 THE REPORT OF THE DIRECTOR OF THE FEDERAL
PENAL SERVICE OF RUSSIA AT THE CONFERENCE
ON PENAL REFORM IN RUSSIA (MOSCOW, SEPTEMBER 10th, 2009) (EXTRACT)
Аннотация: в статье рассмотрены цели и задачи работы межведомственной рабочей группы, результатом которойдолжно стать совершенствование законодательства изменения в практике исполнения наказаний, а также проблемы в этой области требующие решения в первую очередь
Ключевые слова: реформирование уголовно-исполнительной системы.
Annotation', the article deals with aims and tasks of the interdepartmental working group which is intended to assist improvement of the legislation, changes in the practice of execution of punishments and to face reform challenges demanding current decisions.
Key words: penal reform in Russia.
АЛЕКСАНДР
АЛЕКСАНДРОВИЧ
РЕЙМЕР*
ДОКЛАД ДИРЕКТОРА ФСИН РОССИИ
НА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
(г. МОСКВА, 10 СЕНТЯБРЯ 2009 г.) (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Уважаемые коллеги!
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, данными по итогам заседания Президиума ГосударственногоСовета Российской Федерации 11 февраля 2009 г., Министерством юстиции Российской Федерации в рамках полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере исполнения наказаний совместно со службой, другими федеральными органами исполнительной власти, входящими в созданную межведомственную рабочую группу, ведется работа по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного, административного законодательства, результатом которой должны стать качественные изменения в самих подходах к определению меры ответственности за совершение преступлений, а также в практике исполнения наказаний.
Основными целями законотворческойработы являются оптимизация уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя, минимизация негативных последствий лишения человека свободы, включая распространение криминальной субкультуры, а также повышение предупредительной функции административной ответственности.
Достичь этих целей предполагается за счет:
а) декриминализации части уголовно наказуемых деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и перевода их в категорию административных проступков;
б) расширения сферы применения и введения новых видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества;
в) существенного видоизменения, а по существу -реформы существующей системы исправительных учреждений и следственных изоляторов.
* Директор Федеральной службы исполнения наказаний. E-mail: [email protected]. ru
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
В связи с этим необходимо отметить, что ныне существующая система исправительных учреждений складывалась в качестве неотъемлемой части государственного механизма промышленного и сельскохозяйственногопроизвод-ства. На протяжении многих десятилетий труд осужденных превалировал над другими задачами исправительных учреждений - изоляцией преступников от общества и исполнением наказания, определенного осужденному судом В последние 10-15 лет благодаря изменениям в законодательстве и практике исполнения наказаний начался разворот от приоритета производственной деятельности в сторону собственно исполнения уголовного наказания. Удалось добиться определенного улучшения условий содержания лиц, находящихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.
Тем не менее до настоящего времени масштабы уголовно-исполнительной системы, ее содержательную составляющую нельзя признать адекватными состоянию преступности в стране и международным стандартам обращения с заключенными. Проще говоря, в условиях развивающейся демократии и рыночной экономики в России до сих пор сохраняется советская исправительно-трудовая система. Все это предопределило необходимость изменения уголовно-судебной и уголовно-исполнительной политики. Определенная работа в этом направлении уже проведена. В текущем году Государственной Думой принято шесть федеральных законов, касающихся деятельности уголовноисполнительной системы.
Сегодняшняя научно-практическая конференция организована для того, чтобы с участием практических работников и ученых выработать предложения по дальнейшему совершенствованию уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, практики исполнения наказаний, наметить подготовительные практические мероприятия, а также определить, что мы можем сделать для реформирования уголовно-исполнительной системы уже сейчас, не ожидая изменения нормативно-правовой базы.
Несмотря на то что процесс освобождения из мест лишения свободы осужденных за преступления, ответственность за которые смягчена, займет определенное время с учетом загруженности судов, процедуры представления необходимых документов, их рассмотрения и принятия решений, нужно заблаговременно определить категории лиц, подпадающих под действие этого закона, и осуществить комплекс мер по подготовке их к освобождению, трудовому
и бытовому устройству. Организуя эту работу, необходимо исходить из того, что ее эффективность скажется в конечном счете на ресоциализации освобожденных, уровне рецидивной преступности.
По предварительным расчетам (я подчеркиваю - по предварительным) в результате сокращения численности осужденных будет высвобождено примерно 40 исправительных учреждений. Я жду от руководителей территориальных органов предложений по их дальнейшему использованию. Например, можно учесть имеющийся опыт Министерства обороны Российской Федерации, МВД России использования подобных объектов в инвестиционных программах. Часть освобождающихся учреждений, если к ним есть коммерческий интерес, можно реализовать и направить полученные средства на решение других неотложных задач. Если такого интереса нет, то надо передать эти учреждения иным государственным органам.
В настоящее время прорабатываются предложения о создании такой системы исправительных учреждений, в которую будут входить тюрьмы, колонии-поселения, учреждения для несовершеннолетних, лечебные исправительные учреждения.
Отдельно хочу затронуть вопрос о следственных изоляторах, которые не являются исправительными учреждениями, но выполняют функции таких учреждений в отношении определенных категорий осужденных и входят в уголовно-исполнительную систему. Изучается вопрос о создании двух видов таких учреждений с разным уровнем обеспечения изоляции и охраны для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений различного характера и степени общественной опасности.
Что касается собственно исправительных учреждений, то совершеннолетние осужденные мужского пола в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия рецидива и факта отбывания наказания за совершенное ранее преступление в местах лишения свободы будут отбывать наказание в тюрьмах и колониях-поселениях. Вероятно, тюрьмы будут подразделяться на два основных вида в расчете на преступников-рецидивистов и лиц, осужденных к лишению свободы впервые. Для осужденных к пожизненному лишению свободы будут созданы отдельные тюрьмы.
Совершеннолетние осужденные женского пола, несовершеннолетние осужденные будут отбывать наказание соответственно в учреждениях двух видов режима в зависимости от
характера совершенного преступления и вида рецидива.
Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях, особенно в тюрьмах, будет продуман таким образом, чтобы в процессе приема пищи, прогулок, работы, учебы, досуговых и прочих мероприятий рецидивисты и другие опасные преступники не могли общаться с остальными категориями осужденных.
Осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления, а также лица, впервые осужденные к лишению свободы за неосторожные преступления, будут отбывать наказание в колониях-поселениях. Эти учреждения также будут подразделяться на два вида (с усиленным наблюдением и без такового). Основным принципом направления в них осужденных также будет учет тяжести совершенного ими преступления и наличие рецидива.
Колонии-поселения с усиленным наблюдением будут организовываться как стационарные учреждения с развитым производством и жизненной инфраструктурой; колонии-поселения обычного типа - создаваться для временного размещения и работы на строящихся или иным образом развивающихся государственных объектах. Вероятно, во многом эти колонии-поселения будут напоминать существовавшие в прошлом спецкомендатуры для отбывания таких уголовно-правовых мер, как условное осуждение с обязательным привлечением к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с направлением на стройки народного хозяйства.
Конечно, вовлечение осужденных в общественно полезный труд потребует совершенствования законодательства в целях создания продуманных организационно-правовых механизмов, позволяющих исправительным учреждениям конкурировать с другими товаропроизводителями, не участвовать в аукционах на заведомо невыгодных условиях, как это сейчас предусмотрено известным Федеральным законом N° 94-ФЗ. Будем работать в этом направлении.
Предстоит большая и кропотливая работа по определению, в том числе на концептуальном, организационном и законодательном уровнях, какой должна быть новая тюрьма. Необходимо решить вопросы о том, какова норма жилой площади, на сколько человек рассчитана камера, каков распорядок дня, порядок проведения свиданий, покупки предметов первой необходимости и продуктов питания, порядок привлечения к труду, проведения воспитательной работы, обучения, порядок наложения взыс-
каний и поощрения осужденных, словом, все то, что в настоящее время понимается под условиями отбывания наказания.
Требуется уточнить и места наиболее оптимального расположения исправительных учреждений. Пока представляется, что тюрьмы следует создавать в первую очередь на базе существующих исправительных колоний, не имеющих развитого производства, а там, где есть развитое производство, организовывать колонии-поселения с усиленным наблюдением. Даже география расположения учреждений требует внимания.
В связи с этим поручаю Научно-исследовательскому институту информационных и производственных технологий ФСИН России (г. Тверь) разработать типовой проект по перепрофилированию исправительной колонии в тюрьму и в колонию-поселение исходя из лимита наполнения по 1 тыс. человек в каждом учреждении. Научно-исследовательскому институту ФСИН России поручаю подготовить научно обоснованные расчеты по количеству персонала исправительных учреждений всех видов с перспективами его сокращения за счет внедрения современных форм, методов и технологий строительства, оборудования, охраны и контроля, причем контроля не только за осужденными, но и за персоналом.
Мы ждем от предстоящего обсуждения детальной проработки всего комплекса вопросов, возникающих при такой масштабной реорганизации учреждений, ее юридического оформления - регистрации вновь создаваемых учреждений, в том числе зданий, сооружений, земли, обследования состояния объектов учреждений и их территорий на предмет определения объема и характера работ по их преобразованию в тюремные помещения или помещения для колоний-поселений, строительства дополнительных объектов, наличия и достаточности мощностей по инженерному обеспечению, включая электро- и водоснабжение.
При решении вопроса о создании тюрем на базе ПФРСИ следует учесть требование Генеральной прокуратуры РФ о том, что территория тюрьмы должна быть надлежащим образом обособлена, иметь собственную линию охраны и отдельный контрольно-пропускной пункт.
Начальникам территориальных органов ФСИН России необходимолично организовать и контролировать работу подчиненных им служб и учреждений по перечисленным направлениям, имея в виду то, что к моменту принятия нового законодательства мы должны иметь исчерпывающее представление о том, каким
Реформирование уголовно-исполнительной системы
Реформирование уголовно-исполнительной системы
образом будем реализовывать на практике требования закона.
Так, по линии охраны и инженерно-технического обеспечения следует определиться, что конкретно необходимо сделать и в каких объемах при перепрофилировании исправительных учреждений в тюрьмы. При этом надо максимально использовать имеющиеся средства охраны и надзора, а также интегрированные системы безопасности, продолжать работу по внедрению инновационных технологий. На мой взгляд, это одно из важных направлений, которое потребуетинноваций.
Переход от колоний к тюрьмам объективно означает существенное изменение условий содержания осужденных, поэтому потребуется качественно новый уровень охраны и надзора, включая дистанционное блокирование помещений, внедрение технического видеодокументирования происшествий в тюремных помещениях, совершенствование тактики применения сил и средств при пресечении преступлений, возникновении чрезвычайных обстоятельств, оптимизация служебной нагрузки на личный состав.
Следует проработать вопрос корректировки мероприятий, проводимых в рамках Г осударствен ной программы вооружений на 2007-2015 годы, Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)», ведомственной целевой программы «Повышение уровня технической безопасности объектов УИС на 2009-2011 годы», а также проекта Государственной программы вооружений на период до 2020 года и внести соответсгвующиепредложения.
Учитывая масштабность реформирования системы исправительных учреждений, в целях детальной проработки конкретных вопросов, касающихся создания новых учреждений, считаю необходимым на базе конкретных учреждений осуществить пилотные проекты тюрем и колоний-поселений, по результатам которых можно произвести определенную корректировкунаших действий по решению поставленных задач.
Должны быть приняты во внимание также результаты завершаемого в декабре этого года в колонии-поселении УФСИН России по Воронежской области эксперимента по применению электронной системы мониторинга и слежения за осужденными.
Предварительные результаты этого пилотного эксперимента свидетельствуют об эффективности данного направления деятельности, поскольку уменьшается нагрузка на персонал при одновременном увеличении возможности осуществления контроля за поведением боль-
шого числа поднадзорных, экономятся финансовые средства.
Пока мы обсуждаем в основном перспективы дальнейшего развития. Но не следует забывать, что уже сегодня в рамках действующего законодательства можно осуществлять мероприятия, отвечающие характеру и духу предстоящей реформы.
Например, это касается раздельного содержания в местах лишения свободы рецидивистов и впервые осужденных. Согласно ч. 2 ст. 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы. Однако на практике это требование закона не исполняется. В УФСИН России по Челябинской области по согласованию с органами прокуратуры пошли по пути разделения существующих исправительных колоний общего и строгого режимов на учреждения, предназначенные для раздельного содержания указанных категорий осужденных. Этот опыт заслуживает внимания. Полагаю, присутствующий здесь руководитель У ФСИН России по Челябинской области подробнее поделится им на заседании соответствующей секции.
То же относится и к переводам из исправительного учреждения одного вида в исправительное учреждение другого вида, предусмотренным ст. 78 УИК РФ. Институт перевода нуждается в дальнейшем совершенствовании, с тем чтобы максимально исключить возможность коррумпирования. Но уже сегодня Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, содержащимся в местах принудительного содержания» позволяет привлекать к решению вопросов о переводе членов общественных наблюдательных комиссий, чем и нужно пользоваться.
Перепрофилирование исправительных учреждений, следственных изоляторов, перестройка уголовно-исполнительной политики потребуют кадрового обеспечения, подготовки к работе в новых условиях во вновь создаваемых тюрьмах и колониях-поселениях, социальной защищенности персонала учреждений.
В связи с этим стоят задачи: разработки научно обоснованных нормативов штатной численности учреждений и органов УИС; изменения структуры обучения сотрудников УИС в плане расширения возможностей для организа-
ции обучения персонала реорганизуемых учреждений по программам дополнительного профессионального образования - профессиональной переподготовкии повышения квалификации, в том числе по специальностям, по которым подготовка специалистов в настоящее время не осуществляется, например в сфере охраны и конвоирования; специализации учебных заведений, исключения территориального принципа их комплектования; разработки новой и переработки действующей нормативно-методической и учебно-методическойдокументации по организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования ФСИН России; обеспечения повышения социального статуса сотрудников УИС.
Реформирование УИС должно быть подкреплено научно обоснованными выкладками.
В связи с этим от НИИ ФСИН России, других научных и учебных учреждений УИС требуются глубокая проработка и анализ проблем УИС на основе анализа отечественного и зарубежного опыта деятельности пенитенциарных систем, прогнозирование криминологических, социально-экономических и иных последствий вносимых предложений, их грамотное юридико-техническое оформление, выработка и внедрение в практику современных методов и форм работы с осужденными, пересмотр планов научной деятельности, в том числе диссертационных исследований. Необходимо развивать прикладную составляющую науки: она должна работать на практику, а не существовать сама по себе.
Управлению кадров и профессионального образования, НИИ ФСИН России конкретные предложения по направлениям деятельности внести мне до 1 ноября с. г.
В ноябре текущего года запланировано проведение важного мероприятия - Всероссийской переписи осужденных НИИ ФСИН России, на-
чальники ГУФСИН, УФСИН России должны обеспечить высокое качество ее проведения и обработки собранных данных. Получение достоверных данных переписи осужденных - это уникальная информационная база, которая позволит с высокой степенью точности решать вопросы, связанные с реформированием УИС.
Реформирование УИС не может рассматриваться как наше внутреннее дело, поэтому при решении многих вопросов, особенно связанных с созданием рабочих мест, воспитательным процессом, социальной реабилитацией осужденных, необходимо обеспечить самое тесное взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектовРос-сийской Федерации. Большую помощь в этой работе могут оказать общественные объединения, Общественная палата Российской Федерации, Общественный совет при Федеральной службе исполнения наказаний, общественные советы при территориальных органах УИС, религиозные организации.
Отдельное направление работы как в центре, так и в субъектах Российской Федерации -изучение и формирование общественного мнения о проводимых в уголовно-исполнительной системе преобразованиях. Понимание общественностью наших проблем и действий поможет нам достичь поставленных целей.
Изложенное позволяет констатировать, что предстоит большая и ответственная работа. Для ее выполнения руководители служб центрального аппарата, территориальных органов должны четко представлять масштабы и цели реформирования, мобилизовать личный состав на их безусловное выполнение.
По результатам работы научно-практической конференции учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы мною будут даны конкретные поручения.
Реформирование уголовно-исполнительной системы