Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
санкции / бюджет / доходы / расходы / экономика / прогноз / sanctions / budget / revenues / expenses / economy / forecast

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А А. Халяпин, И Р. Безуглова, С И. Зайченко

В 2022 году случился геополитический коллапс, который привел к тому, что Российская Федерация приняла курс на укрепление и развитие собственной экономики в обособленности от других стран. В настоящее время экономика России претерпевает глобальную перестройку в сторону укрепления протекционизма. Влияние на это оказали продолжительные и масштабные санкции Запада на Российскую Федерацию. На данный момент существует уже десять действующих пакетов санкций, включающих в себя как политические ограничения, так и экономические. Правительство Ро ссийской Федерации подготовило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». В статье проанализирована информация, указанная в пояснительной записке проекта, проведен анализ влияния санкций на бюджет Российской Федерации и построены прогнозные значения изменения доходной и расходной части бюджета страны на 2023 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А А. Халяпин, И Р. Безуглова, С И. Зайченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

In 2022, a geopolitical collapse occurred, which led to the fact that the Russian Federation took a course to strengthen and develop its own economy in isolation from other countries. Currently, the Russian economy is undergoing a global restructuring towards strengthening protectionism. This was influenced by the prolonged and large-scale Western sanctions on the Russian Federation. At the moment, there are already ten existing packages of sanctions, including both political and economic restrictions. The Government of the Russian Federation has prepared a draft federal law "On the Federal Budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025". The article analyzes the information indicated in the explanatory note of the project, analyzes the impact of sanctions on the budget of the Russian Federation and builds forecast values of changes in the revenue and expenditure part of the country's budget for 2023.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

EDN: PXJVPG

А.А. Халяпин - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],

A.A. Khalyapin - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

И.Р. Безуглова - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

I.R. Bezuglova - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;

С.И. Зайченко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,

S.I. Zaichenko - student of accounting and finance faculty, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ANALYSIS OF THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В 2022 году случился геополитический коллапс, который привел к тому, что Российская Федерация приняла курс на укрепление и развитие собственной экономики в обособленности от других стран. В настоящее время экономика России претерпевает глобальную перестройку в сторону укрепления протекционизма. Влияние на это оказали продолжительные и масштабные санкции Запада на Российскую Федерацию. На данный момент существует уже десять действующих пакетов санкций, включающих в себя как политические ограничения, так и экономические. Правительство Российской Федерации подготовило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». В статье проанализирована информация, указанная в пояснительной записке проекта, проведен анализ влияния санкций на бюджет Российской Федерации и построены прогнозные значения изменения доходной и расходной части бюджета страны на 2023 год.

Abstract. In 2022, a geopolitical collapse occurred, which led to the fact that the Russian Federation took a course to strengthen and develop its own economy in isolation from other countries. Currently, the Russian economy is undergoing a global restructuring towards strengthening protectionism. This was influenced by the prolonged and large-scale Western sanctions on the Russian Federation. At the moment, there are already ten existing packages of sanctions, including both political and economic restrictions. The Government of the Russian Federation has prepared a draft federal law "On the Federal Budget for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025". The article analyzes the information indicated in the explanatory note of the project, analyzes the impact of sanctions on the budget of the Russian Federation and builds forecast values of changes in the revenue and expenditure part of the country's budget for 2023.

Ключевые слова: санкции, бюджет, доходы, расходы, экономика, прогноз.

Keywords: sanctions, budget, revenues, expenses, economy, forecast.

В настоящее время экономика России претерпевает глобальную перестройку в сторону укрепления протекционизма. Влияние на это оказали продолжительные и масштабные санкции Запада на Российскую Федерацию. На данный момент существует уже десять действующих пакетов санкций, включающих в себя как политические ограничения, так и экономические.

Экономические санкции - это меры по ограничению каких-либо действий, операции, имеющие финансовый либо торговый характер. Используются государствами по отношению к другим государствам и отдельным физическим и юридическим лицам. Экономические санкции не всегда связаны только с политкурсом государства.

В 2022 году случился геополитический коллапс, который привел к тому, что Российская Федерация приняла курс на укрепление и развитие собственной экономики в обособленности от других стран. Тем самым претерпел изменения и бюджет страны. Правительство Российской Федерации подготовило проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Изучим основные параметры федерального бюджета в Российской Федерации (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные параметры федерального бюджета в Российской Федерации

В 2023-2025 годах на фоне замедления роста мировой экономики, продолжающегося санкционного давления со стороны отдельных иностранных 30 государств, нарушения производственно-логистических цепочек ряда отраслей российской экономики, традиционно ориентирующихся на экспорт, а также сохранения макроэкономических рисков прогнозируется снижение доходов федерального бюджета (за счет сокращения нефтегазовых доходов). Также на сумму доходов окажут влияние принятые в 2021-2022 гг. законодательные акты.

По данным Госдумы Российской Федерации доходы бюджета в 2023 году запланированы в размере 26,13 трлн. рублей, а расходы - в размере 29,015 трлн. рублей. В 2024 году прибыль составит 27,24 трлн. рублей, а расходы - 29,43 трлн. рублей. А также в 2025 году прибыль составит 27,98 трлн. рублей, а расходы будут составлять 29,24 трлн. рублей. Независимо от затрат, государственный бюджет принял на себя выполнение абсолютно всех социальных обязательств.

Доходы от нефти и газа занимают большую часть доходов бюджета страны и именно по этой причине санкции по большей части запрещали импорт российского газа, нефти и других энергоресурсов. Однако, санкции возымели обратный эффект - стало реализовываться меньше энергоресурсов, но доходы в бюджет выросли

на 2,3 млрд. долл. Это явилось следствием увеличения цен на энергоресурсы.

Из рисунка 1 понятно, что дефицит средств до 2025 года останется, однако это прогнозное значение и мировая экономика еще трансформируется. Российская Федерация уже находит пути стабилизации импортоза-мещения (партнерами выступают страны ближнего Востока, Африки, Южной Америки). Таким образом, можем предположить, что в ближайшее время доходы бюджета выровняются с расходами.

Оценим объем и динамику валового внутреннего продукта (ВВП) за 2021-2025 гг. согласно пояснительной записке к проекту бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Объем и динамика валового внутреннего продукта (ВВП) за 2021-2025 гг.

Видим, что прогнозируется рост внутреннего валового продукта и к 2025 году его сумма должна составить 170,6 трлн. руб. и его доля в мировом составит 2,6 % по сравнению с - 2,9 % в 2022 году [3]. Прогноз доли доходов федерального бюджета в ВВП представлен на рисунке 3.

19%

1/,4% ,,,„,

16.4 "о

2023« 2024- 1025"

Рисунок 3 - Прогноз доли доходов федерального бюджета в ВВП, %

Важной проблемой для федерального бюджета считается сокращение налоговых поступлений. Почти все иностранные организации из-за срыва логистики, давления со стороны иностранного правительства, а также в силу других обстоятельств решили покинуть российский рынок, из-за чего количество организаций, приносящих высокий доход в государственный бюджет Российской Федерации, стремительно сократилось. Кроме иностранных налогоплательщиков, количество российских также сократилось, из-за того, что организации не могут стабилизировать свою деятельность из-за сорванной логистики [6].

Российская Федерация строит экономику и развивается в условиях санкций уже восемь лет, однако, после события февраля 2022 года количество и качество санкционных пакетов увеличилось в сотни раз, что не могло не повлиять на исполнение бюджета страны.

В таблице 1 представлены данные об исполнении бюджета за 2020-2022 гг. с учетом нефтегазовых и ненефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации согласно данным Министерства финансов РФ.

Таблица 1 - Данные об исполнении бюджета за 2020-2022 гг. с учетом нефтегазовых и ненефтегазовых _доходов [2]_

Показатель 2020 год 2021 год 2022 год Темп роста, % Отклонение, +/-

Доходы 20218,6 20978 27825 137,62 7606,4

Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы 20218,6 20978 27825 137,62 7606,4

Нефтегазовые доходы 7936,3 8018,2 11586,2 145,99 3649,9

Ненефтегазовые доходы 12282,3 12959,8 16238,8 132,21 3956,5

Расходы 23734,2 21520,1 31200 131,46 7465,8

Коэффициент соотношения доходов и расходов 0,85 0,97 0,89 104,69 0,04

Видим, что при общем увеличении доходов, расходы увеличиваются больше. Следовательно, коэффициент соотношения доходов и расходов ниже единицы. Максимально близкое к 1 ед. значение было в 2021 году, тогда расходы превысили доходы на 542,1 млрд. руб. Рассмотрим структуру доходов (таблица 2).

Таблица 2 - Структура доходов бюджета 2020-2022 гг. с учетом нефтегазовых и ненефтегазовых доходов [2]

Показатель 2020 год 2021 год 2022 год Отклонение, +/-

Доходы 100 100 100 0

Нефтегазовые и ненефтегазовые доходы 100 100 100 0

Нефтегазовые доходы 39,25 38,22 41,64 2,39

Ненефтегазовые доходы 60,75 61,78 58,36 -2,39

Видим, что структуре доходов преобладают ненефтегазовые доходы. Однако в 2022 году произошел резкий скачок в доле нефтегазовых доходов, это связано с тем, что после введения санкций на запрет российского газа и нефти, санкции обернулись повсеместным увеличением стоимости данных энергоресурсов. Поэтому нефтегазовая отрасль принесла на 2,39 млрд. руб. больше, чем в 2020 году и на 3,42 млрд. руб. больше, чем в 2021 году [1].

Составим прогнозное значение динамики доходов (рисунок 4).

Рисунок 4 - Прогнозное значение динамики доходов на 2023 год

Прогноз составлен с помощью экспоненциальной линии тренда, которая показывает рост или сокращение значений данных с возрастающей скоростью [4].

Видим, что в 2023 году с вероятностью в 83,53 % прогнозируется превышение доходов отметки 30000 млрд. руб.

Составим прогнозное значение динамики расходов [5] (рисунок 5).

Рисунок 5 - Прогнозное значение динамики расходов на 2023 год

Видим, что в 2023 году с вероятностью в 50,46 % прогнозируется превышение доходов отметки 33000 млрд. руб.

По прогнозам Правительства Российской Федерации дефицит будет сохраняться до 2025 года включительно. Обеспечение дефицита будет осуществлено за счет средств заимствования, что позволит экономике развиваться в адаптационный период и укреплять свои позиции на мировом уровне.

Санкции определили совершенно новый курс развития экономики России:

- активно развивается импортозащение и делается упор на политику протекционизма;

- для товаропроизводителей действуют усиленные программы господдержки бизнеса;

- идет приток инвестиций внутри страны;

- существенно сократилась безработица;

- происходит разработка собственных уникальных технологий в различных сферах деятельности и т.д.

Однако, не только Российская Федерация находится под таким давлением. Разберем опыт ухода от санкций в Иране.

Находясь под санкциями США и Запада, в Иране сократился экспорт нефти с 2,8 млн. баррелей в сутки до 1,2 млн. Однако, страна продолжает вести активную торговлю и экспорт только увеличился (рисунок 6). В основном стране удалось увеличить экспорт за счет роста цен на нефть. При этом, известно, что Иран используется обходные пути продажи нефти в нейтральных водах, либо продавая свою нефть как иракскую.

Рисунок 6 - Последние данные по экспорту в Иране, млн.

Второй путь Россия не может взять на вооружение, однако летом проводились переговоры Москвы и Тегерана об использовании Ирана как «обходной» путь для российской нефти. Учитывая, что до санкций в сутки Россия экспортировала 4,6 млн. баррелей, а в период введения санкций 4,4 млн. баррелей, рассчитаем вероятность применения данного метода на примере России (таблица 3).

Таблица 3 - Исходные данные по экспорту нефти из России

Показатель До санкций После санкций

Экспорт, млрд. 422,7 591,5

Продажа нефти, млрд. 269,2 229,9

Доходы от продажи нефти, млрд. 122,2 110,1

Учитывая, что на сегодняшний день баррель нефти стоит 78 $ (стабильный ежедневный прирост составляет порядка 5 %), то при увеличении стоимости в таком же темпе через месяц баррель будет стоит 117 $, что при поставках в 4,4 млн. баррелей составит доходов в 514,8 млн. $ в день. Увеличение стоимости на энергоносители повсеместно обусловлено введением эмбарго европейских стран на нефть.

Если использовать схему «тайной нефти» и продавать ее в нейтральных водах, то количество баррелей может увеличиться с 4,4 млн. в сутки до 6 млн. минимум, что обеспечит доход при текущих ценах в 468 млн. $ в день.

Таким образом, эффективнее и безопаснее реализовывать нефть и получать доход за счет роста цен на энергоносители.

Таким образом, заключим, что Российская Федерация несмотря на бюджетный дефицит, стремится к развитию и укреплению своих позиций как внутри страны, так и за ее пределами. Санкции оказали существенное давление на экономику, что привело к кардинально новым путям развития страны. Мы рассмотрели опыт Ирана в обходе санкций и произвели расчет двух путей преодоления кризиса - получение дохода за счет роста цен и за счет продажи «тайной» нефти. Для России более безопасен и эффективен вариант получения дохода от продажи нефти за счет роста цен на энергоносители.

Источники:

1. Пояснительная записка к проекту бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов - http://council.gov.ru/media/files/Qulh2h VvqtqSKTWVRmOkAeLYvJClXJvi.pdf.

2. Налоговые и неналоговые доходы - https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/03/main/Prezentatsiya_na_01.01.2022.pdf .

3. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13225 (дата обращения 06.03.2023).

4. Халяпин А.А. Инвестиционное проектирование в перерабатывающей отрасли АПК / А.А. Халяпин, А.Н. Яковенко, К.К. Токарев // Вестник академии знаний. - Краснодар: ООО «Академия знаний», №43(2), 2021, с. 423-432.

5. Халяпин А.А. Методы информационного менеджмента для оценки эффективности инвестиционных IT-проектов в эпоху цифровизации / А.А. Халяпин, Ю.А. Усачева, А.И. Руденко // Вестник академии знаний. - Краснодар: ООО «Академия знаний», №43(2), 2021, с. 433-438.

6. Халяпин А.А. Мониторинг социально-экономического развития региона / А.А. Халяпин, Р.В. Еремин // Труды кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, №31, 2011, с. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.