Рукина С.Н.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) E-mail: [email protected]
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье раскрывается влияние на поступление доходов от внешнеэкономической деятельности в федеральный бюджет разнонаправленных внутренних и внешних факторов; в том числе обязательств, принятых Россией при вступлении в ВТО. Цель проведенного исследования заключается в обоснованности снижения значения фискальной функции доходов от внешнеэкономической деятельности, занимающих в настоящее время почти 40% в общем объеме поступлений федерального бюджета, и необходимости проведения качественных изменений в политике бюджетных расходов. В качестве методологической основы использовался системно-функциональный подход, позволивший раскрыть взаимосвязи происходящих процессов при формировании доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности, сделать выводы о возможных направлениях их развития и целесообразности продолжения реализации государственной политики по управлению нефтегазовыми доходами в условиях глобальной турбулентности. Теоретическая значимость данного исследования расширит представление о доходах бюджета, факторах, на них влияющих, что будет способствовать развитию теории фискального регулирования и фискальной политики.
Ключевые слова: доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности, таможенные пошлины, тарифная защита, экономические санкции, «бюджетное правило».
Rukina S.N.
BUDGET REVENUES FROM FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN MODERN CONDITIONS
The article reveals the impact on the flow of revenues from foreign trade to the federal budget divergent internal and external factors; including commitments made by Russia to join the WTO. The aim of the study is to justify lowering the value of fiscal functions revenues from foreign trade, currently occupies almost 40% of the total revenues of the federal budget, and the need for qualitative changes in the policy of budgetary expenditures. As a methodological basis used by the systemic-functional approach allowed to reveal the relationship of the processes in the formation of budget revenues from foreign economic activity, to draw conclusions about the possible directions of their development and continuation of the implementation of the state policy on the management of oil and gas revenues in the global turbulence. The theoretical significance of this study will enhance understanding of budget revenues, the factors affecting them, which will contribute to the development of the theory of fiscal management and fiscal policy.
Keywords: global turbulence, budget revenues from foreign trade, customs duties, tariff protection, economic sanctions, "fiscal rule".
В условиях интенсивного развития международной экономической интеграции, активного участия России в глобальных мирохозяйственных связях, таких как вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) и формирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе единого экономического пространства (ЕЭП) Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в российской экономике и составляет почти треть ее ВВП.
Одним из основных показателей, определяющих участие России в глобали-зационных процессах, являются доходы
бюджета от внешнеэкономической деятельности. Анализ нормативно-правовой базы подтверждает отсутствие гармонии в налоговом, бюджетном и таможенном законодательстве по вопросу состава доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности. В Налоговом кодексе Российской Федерации таковыми признаются НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации [2]; в Таможенном кодексе Таможенного союза ввозные и вывозные таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию [3], то есть платежи неналоговой и налоговой форм.
В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации к доходам бюджета от внешнеэкономической деятельности относятся:
■ таможенные пошлины:
в том числе:
- ввозные таможенные пошлины;
- вывозные таможенные пошлины;
из них:
вывозные таможенные пошлины на нефть сырую;
вывозные таможенные пошлины на газ природный;
вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти;
прочие вывозные таможенные пошлины;
■ таможенные сборы;
■ доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана;
■ доходы от реализации работы разделения, содержащейся в стоимости низ-кообогащенного урана, полученного из высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия;
■ средства, полученные от аукционной продажи квот на отдельные виды товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области;
■ прочие поступления от внешнеэкономической деятельности [7].
Как известно, таможенная пошлина представляет собой инструмент таможенно-тарифного регулирования, носит характер косвенного налога, ее назначение заключается в мобилизации доходов в бюджетный фонд (фискальная функция) и регулировании ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза за ее пределы с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией, создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров (регулирующая функция).
Ставки ввозной таможенной пошлины, установленные в Едином таможенном тарифе Таможенного союза, применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза. При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Таможенного союза применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки. В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется Единая система тарифных преференций Таможенного союза. Представляется, что Единый таможенный тариф Таможенного союза носит преимущественно фискальную направленность и не обеспечивает диверсификации экономики, ее роста, поскольку содержит низкую степень дифференциации ставок таможенных пошлин, на 90% являющихся адвалорными в диапазоне от 0% до 20% к таможенной стоимости, а также незначительное количество тарифных пиков.
Ставки таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории государств-участников Таможенного союза, устанавливаются законодательством каждого из государств с учетом международных договоров.
Таможенный союз делегирует национальным законодательствам регулирование механизма исчисления и уплаты таможенных сборов, представляющих обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий,
связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных таможенным законодательством. В Российской Федерации таможенные сборы взимаются за таможенные операции, связанные с выпуском товаров, таможенное сопровождение, за хранение [4].
Отсутствие унифицированных правил значительно затрудняет процедуру пе-
*Составлено автором по [16].
В 2013 г. доходы федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности составили 5011 млрд. руб. и увеличились по сравнению с 2011г. на 353 млрд.
Таблица 2 - Динамика доходов от
Анализ данных таблицы 2 свидетельствует о чрезвычайно высокой фискальной роли в доходах федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности вывозных таможенных пошлин: 82,6% в 2012г., 81,0% - в 2013 г. Основу российского экспорта составляют товары с низкой долей добавленной стоимости, не требующие огромных инвестиционных затрат на научные разработки и материально-техническое совершенствование - минеральные продукты, почти 70%, что под-
ремещения товаров во взаимной торговле. В структуре доходов федерального бюджета поступления от внешнеэкономической деятельности в 2011 -2013 гг. занимали первое место, несмотря на их незначительное снижение с 41% в 2011г. до 38% в 2013г., следовательно, они являются важнейшими источниками финансирования функциональных расходов государства (таблица 1).
руб., или на 7,6%, на их динамику оказали влияние разнонаправленные факторы как экономического, так и правового характера.
(неэкономической деятельности,
тверждает влияние внешних факторов состояния мирового рынка топливно - энергетических ресурсов на объем поступлений федерального бюджета.
Изменения таможенного и налогового законодательства оказали влияние на поступления таможенных пошлин на основе:
- снижения предельной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть; ставок вывозных таможенных пошлин на «темные» нефтепродукты, дизельное топ-
Таблица 1 - Роль доходов от внешнеэкономической деятельности _ в федеральном бюджете в 2011-2013 гг.* _
2011 г. 2012 г. 2013г.
млрд. уд. вес, млрд. уд. вес, млрд. уд. вес,
руб. % руб. % руб. %
Доходы бюджета, всего 11352 100 12853,7 100 13019,9 100
из них:
доходы от ВЭД 4658,0 41 4962,7 39 5011,0 38
поступивших в федеральный бюджет в 2012-2013 г.*
2012 г. 2013 г. Темп изменения, %
млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, %
Доходы бюджета от ВЭД 4962,7 100,0 5011,0 100,0 100,9
в том числе: вывозные пошлины 4099,7 82,6 4058,0 81,0 98,9
ввозные таможенные пошлины 733,0 14,8 675,7 13,5 92,2
таможенные сборы 27,8 0,6 16,3 0,3 58,6
*Составлено автором по [16].
ливо, бензины прямогонные, бензины товарные, прочие «светлые» нефтепродукты;
- изменения распределения вывозных таможенных пошлин между Россией и Белоруссией при вывозе с территории Белоруссии за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти и нефтепродуктов;
- изменения норматива распределения суммы ввозной таможенной пошлины для России с 87,97% до 86,97% в связи с присоединением Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе;
- изменения порядков определения льготных ставок вывозных таможенных пошлин на нефть (с месторождений Восточной Сибири, Северного Каспия, При-разломного месторождения, а также сверхвязкой нефти);
- снижения стоимостной нормы ввоза товаров для личного пользования, доставляемых в адрес физического лица, а также пересылаемых в международных почтовых отправлениях на таможенную территорию.
Помимо изменений законодательства, на динамику таможенных пошлин и сборов повлияли и такие экономические факторы, как: увеличение объемов экспорта и импорта (в целом), рост курса доллара США по отношению к рублю, снижение пошлин в рамках выполнения Россией обязательств в связи с присоединением к ВТО, снижение объемов экспорта нефти и товаров, выработанных из нее, снижение цен на экспортируемый газ, увеличение объемов экспорта газа и товаров, выработанных из него.
Что касается ввозных пошлин, то в соответствии с договоренностями при присоединении к ВТО, с 1 сентября 2013г. снизились ставки импортных пошлин на ряд товаров, следовательно, снизилась тарифная защита отечественных товаропроизводителей. Изменения Единого таможенного тарифа Таможенного союза затронули около 10% импортных пошлин (из примерно 11 тысяч). В результате средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшилась с 9,6 % до 7,5-7,8% и будет продолжать тенденцию к снижению в течение 5 лет. В соответствии с со-
гласованным в ВТО графиком снижения ввозных таможенных пошлин будет проводиться ежегодная корректировка Единого таможенного тарифа Таможенного союза.
Обязательствами перед ВТО предусмотрено также снижение и отмена вывозных таможенных пошлин по истечении переходных периодов на все товары, облагаемые экспортными пошлинами за исключением минерального топлива, масленичных культур, необработанных лесоматериалов и некоторых других товаров. При этом предполагается усиление роли системы технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, унифицированных и единообразно применяемых в рамках Таможенного союза в качестве инструментов торговой политики.
Представляется, что бюджетная политика должна быть надежным и эффективным инструментом реализации государственной социально-экономической политики, направленной на формирование новой модели экономического роста, которая позволит России успешно конкурировать за человеческий и инвестиционный капитал в глобальном масштабе. Однако существующие риски, связанные с зависимостью российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и капитала, снижением мировой цены на нефть, ниже средней базовой цены, трудностями с обеспечением роста реальных инвестиций, сокращением внешнеторгового оборота из-за экономических санкций, введенных в августе 2014г. США и государствами ЕС, негативно сказываются на уровне основных макроэкономических показателей.
Российский внешнеторговый оборот за 10 мес. 2014г. составил 681,4 млрд. дол., что на 3,8% ниже аналогичного показателя 2013 г. Экспорт за рассматриваемый период снизился на 1,3%, до 421,7 млрд. дол., импорт - на 7,5%, до 260 млрд. дол. Санкции, введенные против России и ответные меры российского правительства меняют географическую структуру российской внешней торговли. Произошло сокращение доли стран ЕС с 49,5% до 48,8%, СНГ
- с 13,5% до 12,4%, но при этом выросла доля стран АТЭС (с 24,5% до 26,7%) [10].
Между тем доходы федерального бюджета от ВЭД за январь-ноябрь 2014г. в долях ВВП не изменились относительно
соответствующего периода 2013 г. и составили 7,3% ВВП, в абсолютном выражении они выросли на 6,9%, с 4506,1 млрд. руб. до 4819,7 млрд. руб. (таблица 3).
Таблица 3 - Поступления от ВЭ >Д в федеральный бюджет за январь-ноябрь 2013-2014гг.*
Наименование доходов Январь-ноябрь 2013 г. Январь-ноябрь 2013 г.
млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП
Доходы бюджета, всего 11758,1 19,2 12950,8 19,7
в том числе доходы от ВЭД 4506,1 7,3 4819,7 7,3
*Составлено автором по [16].
Основным фактором роста доходов федерального бюджета при резком снижении мировых цен на нефть (табли-
ца 4) стало значительное ослабление российского рубля относительно доллара США и евро.
Таблица 4 - Среднемесячные ми
ювые цены на нефть в октябре соответствующего года [10]
2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.
1. Нефть (Brent), дол/бар. 72,84 73,19 82,92 109,47 111,97 109,48 87,27
В % к предыдущему году 100,5 113,3 132,0 102,3 97,8 79,7
В сложившихся условиях предлага- но-экономического развития России. Один
ются многочисленные прогнозы социаль- из реальных - Банка России (таблица 5).
Таблица 5 - Базовый сценарий экономического развития Российской Федерации [17]
2013г. 2014 г. 2015г. 2016г. 2017г.
(факт) (оценка)
Рост мирового ВВП, % 3,3 3,3 3,8 4 4,1
Цена на нефть Urals, $/баррель 108,3 102
Рост ВВП,% 1,3 0,3 0 0,1 1,6
Инфляция, % 6,5 8,2-8,4 6,2-6,4 4,9-5,3 4,0-4,6
Счет текущих операций, $ млрд. 32 63 60 37 21
Отток капитала ,$ млрд. -54 -128 -102 -63 -41
В соответствии с базовым вариантом Центральный банк не надеется на отмену санкций раньше окончания прогнозного периода, до конца 2017 г. Минэкономразвития в прогнозе исходило из того, что санкции иссякнут в середине 2015 г. В базовом варианте рост ВВП в России в будущем году прекратится. В 2016 г. роста практически не предвидится, всего +0,1% ВВП, а в 2017 г. +1,6%. Таким образом, впереди два года стагнации. В 2017 г. экономика постепенно адаптируется к санкциям - наладится доступ на азиатские рынки капитала, увеличится доля внутренних источников займов, появятся импорто-
замещающие производства, а экспорт станет конкурентоспособнее, начнут восстанавливаться инвестиции, потребление тоже начнет расти. Благодаря этому экономический рост возобновится.
Безусловно, для обеспечения долгосрочной и среднесрочной макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости необходимо продолжить политику управления нефтегазовыми доходами. Основанная на лучших практиках, она доказывает, что в ресурсно-ориентированных экономиках фискальная устойчивость обеспечивается за счет сырьевых сбережений, формируемых при благоприятной
конъюнктуре цен. Благодаря сырьевым сбережениям обеспечивается стабильный уровень бюджетных расходов государства и предотвращается их проциклический рост, который может создавать инфляционный спрос на товары и услуги.
Первый российский сырьевой фонд -Стабилизационный фонд - был создан в 2004г. за счет доходов от экспорта нефти и нефтедобычи (вывозной таможенной пошлины и НДПИ на нефть), полученных сверх «цены отсечения», которая составляла 20 дол. за баррель в 2004-2005 гг., 27 дол. за баррель в 2006-2007гг. Стабилизационный фонд, как инструмент «стерилизации» излишней ликвидности, сдерживания роста бюджетных расходов и снижения инфляционного давления обеспечивал макроэкономическую стабильность и бюджетную устойчивость. В 2008г. он был трансформирован в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Состав источников формирования фондов (нефтегазовые доходы) был расширен за счет вывозных таможенных пошлин на природный газ и нефтепродукты. Резервный фонд призван сдерживать инфляционное давление и уменьшать зависимость экономики от колебаний конъюнктурных доходов. Фонд национального благосостояния должен обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы. Экономический кризис 2008-2009 гг. привел к отказу от формирования доходов федерального бюджета на основе механизма нефтегазовых доходов. В 2011-2012гг. нефтегазовые доходы направлялись на покрытие расходов федерального бюджета до восстановления фискальной устойчивости. С 2013г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации законодательно утверждены «бюджетные правила» [1], в соответствии с которыми рассчитывается базовая цена как среднегодовая цена на нефть в дол. за определенный период (в 2014г. за 6 лет, 93 дол. за баррель), ежегодно увеличиваемая на один год до достижения десяти лет. Дефицит федерального бюджета, рассчитанный исходя из базовой цены на нефть, ограничивается величиной 1% ВВП. Благодаря использо-
ванию «бюджетного правила» сдерживается экономический рост расходов федерального бюджета, но для современного этапа экономического развития весьма актуальным является проведение качественных изменений в политике бюджетных расходов.
Таким образом, анализ динамики доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности показал, что их объемы остаются стабильно высокими, обеспечивая почти 30% функциональных расходов бюджета, несмотря на турбулентность глобальной экономики. Сложившаяся структура доходов от внешнеэкономической деятельности подчеркивает высокую зависимость России от экспорта узкой группы топливно-сырьевых товаров, что делает экономику уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов и требует проведения структурной модернизации и диверсификации отечественной промышленности, прежде всего в регионах, где у субъектов Российской Федерации имеется достаточно бюджетно-налоговых инструментов для привлечения инвестиций, создания высокотехнологичных рабочих мест и повышения производительности труда. Бюджетные риски федерального бюджета также связаны с выполнением Российской Федерацией обязательств перед ВТО по снижению ставок как ввозных таможенных пошлин, уменьшивших уровень тарифной защиты отечественных товаропроизводителей, так и вывозных таможенных пошлин, которые можно откорректировать на основе совершенствования налогообложения нефтегазовой отрасли и механизма установления экспортных пошлин в направлении увеличения доли продукции с высокой добавленной стоимостью, создаваемой в России и в целом на территории Таможенного союза. Формирование «подушки безопасности» с целью обеспечения макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости в случае резкого падения доходов федерального бюджета, а также минимизации роста его долговых обязательств стало возможным в связи с активной реализацией политики управления нефтегазо-
выми доходами с 2004г., соблюдением законодательно закрепленных «бюджетных правил» с 2013 г. Углубление региональных интеграционных процессов, происходящее в условиях глобальной турбулентности и характеризующееся функционированием с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, направлено на модернизацию экономик стран Таможенного союза, развитие внутренней торговли, повышение конкурентоспособности в ключевых отраслях промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, транспорте, что в конечном итоге, обеспечит переход в режим устойчивого и высококачественного роста.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998г. (в актуальной редакции): Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.consultant.ru
2. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2» от 5 августа 2000г. (в актуальной редакции): Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.consultant.ru
3. Таможенный кодекс Таможенного союза: принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009г. (в актуальной редакции): Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.customs.ru
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010г. (в актуальной редакции): Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.customs.ru
5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 20142016 годы»: Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.consultant.ru
6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 декабря 2014г.: Электронный ресурс. [Режим доступа]: www.consultant.ru
7. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Ми-
нистерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013г. № 65н с изменениями и дополнениями. Электронный ресурс. [Режим доступа]. http://www.base.garant.ru
8. Амосов А. О долгосрочной стратегии модернизации и развития промышлен-ности//Экономист.-2012, № 9.- с.3-15.
9. Богачева О.В. Инструменты конкуренции за бюджетные ресурсы в практике зарубежных стран//Финансы.-2014, № 9.-с.71-75.
10. Воловик Н. Внешняя торговля// Экономическое развитие России.-2015.-№1.-с.27-29.
11. Гребенщиков Э.С. Евразийская интеграция в финансовой сфере: концепции и подходы//Финансы.-2014, № 10.-с.17-22.
12. Денисова И.П., Рукина С.Н. Бюджетная система Российской Федерации, 2-е изд., доп. И перераб. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
13. Иванова О.Б., Рукина С.Н., Денисова И.П. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
14. Климанов В.В., Михайлова А.А. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении//Финансы.-2014, № 7.-с.10-15.
15. Кудрин А. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России//Вопросы экономики, - 2013, № 3.-с.5-8.
16. Официальный сайт Федерального казначейства. Электронный ресурс. [Режим доступа].http://www.roskazna.ru
17. Официальный сайт Центрального банка России. Электронный ресурс. [Режим доступа].http://www.cbr.ru
18. Рукина С.Н. Региональная фискальная политика в условиях бюджетных реформ//Финансовые исследования. -2014, № 2(43).-с.40-48.
19. Рукина С.Н. К вопросу о содержании неналоговых доходов бюджета и тенденциях их изменения// Финансовые исследования. - 2011, № 4(33).-с.41-48.
20. Ческизов Б.М. Применение экономических санкций и принципы миними-
зацнн hx B3aHMogeHCTBHa//OHHaHCw.2014, № 11.-C.11-17.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Federal law "Budget code of the Russian Federation" dated July 31, 1998. (current edition): an Electronic resource. [Access mode]: www.consultant.ru.
2. Federal law "Tax code of the Russian Federation, part 2" August 5, 2000. (current edition): an Electronic resource. [Access mode]: www.consultant.ru.
3. Customs code of the customs Union: adopted by the Decision of the Interstate Council of the Eurasian economic community dated 27 November 2009. (current edition): an Electronic resource. [Access mode]: www.customs.ru.
4. Federal law "On customs regulation in the Russian Federation" dated 27 November 2010. (current edition): an Electronic resource. [Access mode]: www.customs.ru.
5. Budget message of the President of the Russian Federation Federal Assembly "on budget policy for 2014-2016" Electronic resource. [Access mode]: www.consultant.ru.
6. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on December 5, 2014: Electronic resource. [Access mode]: www.consultant.ru.
7. On approval of the Instructions on the application of the budget classification of the Russian Federation: Ministry of Finance of the Russian Federation from July 1, 2013. No. n with changes and additions. Electronic resource. [Access mode]. http://www.base.garant.ru
8. Amosov A. Long-term strategy of modernization and development industry//the Economist.-2012, No. 9.- C. 3-15.
9. Bogacheva O. Century Tools competition for budget resources in the practice of foreign countries//Finance.-2014, No. 9. -S. 71-75.
10. Volovik N. External trade/ Economic development of Russia.-2015 no.1.-S. 27-29.
11. Grebenschikov E. C. Eurasian integration in the financial sector: concepts and approaches//Finance.-2014, No. 10.-S. 17-22.
12. Denisova, I., Rukina S. The budget system of the Russian Federation, 2nd ed., supplementary And processed-Rostov-on-don: Phoenix, 2009.
13. Ivanova O., Rukina S., Denisova I. State and municipal Finance: textbook. Man-ual.-Rostov-on-don: Phoenix, 2008.
14. Klimanov centuries, Mikhailov, A. A. Openness and transparency of the Russian budget in the global dimension//Finance.-2014, No. 7.-C. 10-15. Kudrin A. The impact of revenues from exports of oil and gas resources on monetary policy of Russia//Problems of Economics, 2013, № 3.-C. 5-8.
16. Official website of the Federal Treasury. Electronic resource. [Access mode].http://www.roskazna.ru
17. The official website of the Central Bank of Russia. Electronic resource. [Access mode].http://www.cbr.ru
18. Rukina S. Regional fiscal policy in conditions of budget reforms//Financial research. - 2014, № 2(43).-C. 40-48.
19. Rukina S. To the question of the content of non-tax revenues and trends// Financial research. - 2011, № 4(33).-S. 41-48.
20. Cheskizov B. M. the Application of economic sanctions and the principles of minimizing their interaction//Finance.2014, No. 11.-S. 11-17.