116 вектор развития юридической науки /т5я
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Договорное право
Наталья Александровна ДОРОХОВА,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
ДОГОВОРЫ ОБ ОКАЗАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ: ВИДЫ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ С ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ
В статье анализируются различные классификации договоров об оказании информационных услуг, разработанные в доктрине гражданского права. Также приводятся авторские классификации. Исследуются вопросы отграничения договоров об оказании информационных услуг от иных гражданско-правовых договоров, включающих действия с информацией.
Ключевые слова: договор об оказании информационных услуг, смешанные договоры, договоры с информационной обязанностью, договоры об информационном обслуживании.
По признаку направленности на удовлетворение информационных потребностей договоры с информационной обязанностью можно разделить на: 1) собственно договор об оказании информационных услуг (направлены исключительно на удовлетворение информационных потребностей) и 2) иные договоры, которые помимо удовлетворения информационных потребностей имеют другие правовые цели. Последнюю группу договоров можно разделить на смешанные и иные договоры с информационной обязанностью. К смешанным, на мой взгляд, можно отнести консалтинговый договор, маркетинговый договор, договор оказания аудиторских услуг, договор оказания оценочных услуг и др.
Приведем классификации собственно договоров об оказании информационных услуг. В зависимости от способа предоставления информации по договору об оказании информационных услуг с использованием баз данных выделяют:
1. Предоставление оператором информационной системы необходимой информации конечному ее потребителю или информационному посреднику. Этот способ характерен при предоставлении информации ограниченного доступа, например кредитного отчета бюро кредитных историй.
2. Потребитель информации самостоятельно выполняет большинство операций по поиску необходимой информации с баз данных информационного терминала (какое-либо специальное оборудование, чаще всего персональный компьютер или интеллектуальный терминал)1.
1 Ситдикова Л. Б. Дискуссионные вопросы правовой природы информационных услуг // Рос© Н. А. Дорохова, 2015 сийская юстиция. 2008. № 9 // СПС «КонсультантПлюс»: Комментарии законодательства.
ЕСТНИК н-А- ф л л -7
vuuDcnpuTmt Договоры об оказании информационных услуг: виды и отграничение §§7
УНИВЕРСИТЕТА -
имени o.e. кутафина(мгюА) от гражданско-правовых договоров с информационной обязанностью
Согласимся, что в случае предоставления услугодателем доступа к базе данных, заключается именно договор об оказании информационных услуг Предоставление доступа к базе данных предполагает также передачу информации, возможна и ее обработка, т.е. совершение действий, составляющих предмет указанного договора. Представляется, что в случае предоставления услугодателем доступа к базе данных без осуществления действий с информацией, но при условии, что услугодатель предоставляет услугополучателю соответствующие средства поиска (каталог информации, содержащейся в информационном ресурсе, электронную поисковую систему и т.п.), также заключается договор об оказании информационных услуг. Как справедливо отмечает Р Н. Мородумов: «По существу по этим договорам предоставляется доступ к определенному массиву информации, являющейся либо общедоступной, либо объектом прав владельца базы данных (как правило, авторских или прав на коммерческую информацию)»2. Учитывая, что информация содержится в определенных массивах, можно сделать вывод, что данная классификация применима не только к информационным услугам с использованием баз данных, но и ко всем иным.
В соответствии с такими критериями, как предмет договора, субъектный состав его участников и другие договоры об оказании информационных услуг можно разделить на виды: договор об оказании информационных услуг с участием бюро кредитных историй, договор лоцманской проводки, договор об оказании информационных услуг в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и другие. Правовое значение классификации состоит в том, что требования к субъектному составу, круг действий, составляющих предмет договора, дополнительные требования к информации закрепляются в специальном законодательстве, т.е. дополнительно к положениям Гражданского кодекса РФ применяются законы и нормативные акты в соответствующей области.
Можно также выделить договоры, прекращающиеся осуществлением разового действия/действий с информацией и договоры абонентского обслуживания.
В настоящее время широкое распространение в деловой практике получили договоры на абонентское информационное обслуживание. В связи с этим представляется актуальным анализ данного термина и правовая квалификация таких договоров. Как юридический термин понятие «обслуживание» стало ис- Ш
следоваться в советский период. Так, анализируя соотношение понятий «сфера А
услуг» и «сфера обслуживания», Н. А. Баринов приходит к выводу, что «сфера □
услуг—это сфера, где производятся услуги, а сфера обслуживания — это сфера, ^
где, кроме производства, осуществляется также доведение произведенных услуг >
до потребителя, где удовлетворяются потребности граждан в услугах». Далее ^
он пишет, что: «процесс обслуживания может выступать объектом гражданского А
права только в качестве услуги»3. В настоящее время термин « информационное обслуживание» раскрывается в п. 3.2.2.1 ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библио-
и
течная деятельность, библиография», в котором под информационным обслу- ^
живанием понимается обеспечение пользователей необходимой информацией,
которое осуществляется информационными органами и службами путем пре- 5
Ш
2 Мородумов Р. Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг : Д дис. ...канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 133.
3 Баринов Н. А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов, 2001. С. 18, 21.
П
* к Н к
НАУКИ Ъ
118 вектор развития юридической науки /т5я
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина(МГЮА)
доставления информационных услуг4. Проект изменений в Гражданский кодекс РФ предполагает включение в часть первую данного акта общей нормы об абонентском договоре5. Последний определяется в предлагаемом к введению п. 1 ст. 429.3 следующим образом: «Договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованном количестве (объеме) либо на иных условиях, определяемых абонентом».
Из всего приведенного выше можно сделать вывод, что обслуживание, в том числе и информационное, осуществляется по договору об оказании услуг. В качестве примера договора на информационное обслуживание можно привести Договор о передаче экземпляра системы «КонсультантПлюс» и информационном обслуживании. Предметом данного договора в соответствии с пунктом 4.2 охватываются следующие услуги: по регулярному обновлению комплекта системы, а по запросу услугополучателя также по обучению персонала услугополучате-ля пользованию системой, предоставлению консультаций по работе экземпляра системы, по предоставлению по индивидуальному заказу услугополучателя документов, не вошедших в его систему, предоставлению другой информации и материалов. При этом в соответствии с пунктом 2.1.1 по данному Договору выполняются и работы по установке экземпляра системы6. Еще в качестве примера договора на информационное обслуживание можно назвать договор на библио-течно-информационное обслуживание, по которому оказываются услуги: организация просмотра для чтения новых поступлений литературы, факсимильное воспроизведение произведения7. Также в деловой практике встречаются и такие договоры, как договор справочно-библиографического обслуживания, в соответствии с которым пользователю по его запросу предоставляются различные справки (тематическая, фактографическая и т.д.)8; договор на информационное обслуживание перевозок, в соответствии с которым исполнитель предоставляет заказчику информацию о стоимости перевозок грузов в международном сообщении, проводит консультации по транспортным условиям внешнеторговых
Постановление Госстандарта России ГОСТ 7.0-99 от 7 октября 1999 г. № 334-ст «Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу "Информационно-библиотечная деятельность, библиография". Термины и определения». М. : Изд-во стандартов, 1999.
Проект Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в 1-м чтении 27.04.2012) // СПС «КонсультантПлюс»: Законопроекты.
Договор о передаче экземпляра системы и информационном обслуживании ЗАО «Руна» // Архив ООО «А» за 2008 г.
Пункты 1.1.1, 1.1.2 типового Договора на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание // URL: http://www.mma.ru/article/id41007 ( дата обращения — 4.09.2010 г.).
Пункт 4.2. Положения о Виртуальной справочной службе Российской государственной библиотеки // URL: http://www.rsl.ru/datadocs/polojenie_vss_2009.pdf (дата обращения: 4.09. 2011 г.).
4
5
6
7
ЕСТНИК н А. ф л Л а
шивсвритгтА Договоры об оказании информационных услуг: виды и отграничение УНИВЕРСИТЕТА - **
имени o.e. кутафина(мгюА) от гражданско-правовых договоров с информационной обязанностью
сделок9. Отличительной особенностью данных договоров является их длящийся характер, разовое осуществления действия или нескольких действий с информацией не прекращает договор, это действие или действия осуществляются систематически, с определенной в договоре периодичностью. Для многих договоров данной группы характерно также оказание сопутствующих услуг или работ (обучение персонала, установка оборудования и т.п.). По моему мнению, указанных особенностей недостаточно для того, чтобы выделить договор на информационное обслуживание в качестве самостоятельного типа гражданско-правового договора.
К договорам об оказании информационных услуг некоторые ученые относят договор подписки на периодические печатные издания10. В обоснование этой позиции приводятся следующие аргументы. Цель договора платной подписки — доведение информации до заинтересованных лиц, услуга состоит в передаче информации11. В соответствии с п. 12 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке12 подписчик может отказаться от исполнения договора подписки до передачи очередного экземпляра периодического печатного издания, при этом подписчику выплачивается цена подписки недополученных экземпляров, что согласуется с нормой ст. 782 ГК РФ. Получатель информации делает выборку необходимых информационных материалов из каталога подписных изданий путем запроса на выбранные периодические издания, с помощью же программного обеспечения подписчик может формировать собственную подборку материалов13.
В отношении правовой природы договора подписки можно высказать следующие предположения. Пункт 2 Правил распространения периодических печатных изданий по подписке закрепляет, что подписчик — гражданин, имеющий намерение приобрести или приобретающий периодическое печатное издание исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Пункты 17—22 указанных Правил закрепляют положения об ответственности распространителя за недостатки переданного по договору подписки экземпляра периодического печатного
Пункты 1.1.1, 1.1.2 Примерного договора на абонементное информационное обслужи- Ш
вание перевозок грузов в международном сообщении // и^: http://www.dogovor-info.ru/ А
topic62.html (дата обращения: 14.09.2013 г.). □
Например, Зенин И. А. Информационное и патентно-правовое обслуживание исследова- -д
ний и разработок. Правоведение. Л. : 1976. № 4. С. 118 ; Титов А. В. Средства массовой >
информации как объект гражданско-правовых отношений. М., 2004. С. 63.
Шерстобитов А. Е. Гражданско-правовое регулирование обязательства по передаче информации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 86.
Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утверждены По- х
становлением Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. № 759 «Об утверждении Правил рас- —
пространения периодических печатных изданий по подписке» // Российская газета. 2001. 5 № 218—219.
13 См.: СитдиковаЛ. Б. Дискуссионные вопросы правовой природы информационных услуг Ш // Российская юстиция. 2008. № 9 // СПС «КонсультантПлюс»: Комментарии законода- ^ тельства ; Сфера информационных услуг в гражданском обороте // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. 2009. № 3—4 // СПС «ГАРАНТ»: ^ Комментарии. НАУКИ1
9
120 вектор развития юридической науки /т5я
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
издания как товара. Подписчик самостоятельно определяет, на какое периодическое издание оформляется подписка, но не вид передаваемой информации, т.е. выписывая, например, несколько номеров журнала, подписчик получает эти журналы как сформированную редакцией совокупность статей, рекламных и информационных материалов, а не самостоятельную выборку необходимой информации. Из чего следует, что правовая цель подписки состоит в получении в собственность определенных экземпляров периодического печатного издания. Статья 499 ГК РФ предусматривает возможность продажи товара с условием о его доставке покупателю. Норма п. 12 Правил вполне согласуется с положениями ст. 496 ГК РФ: в договоре подписки указан срок передачи подписчику каждого экземпляра, отказ подписчика от передачи очередного экземпляра может быть квалифицирован как несовершение необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок, т.е. как отказ от договора купли-продажи. Соответственно, деньги, уплаченные за непереданные в связи с правомерным отказом от договора экземпляры, составляют неосновательное обогащение распространителя (продавца) и подлежат возврату в соответствии со ст. 1102 ГК РФ. В статье 496 ГК РФ также закреплено правило о том, что дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, что полностью согласуется с положениями п. 3 Правил (цена подписки складывается из цены экземпляра (экземпляров) этого издания и цены услуг по оформлению и исполнению договора подписки, в том числе цены доставки подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки). На основании изложенного, по моему мнению, можно сделать вывод о том, что договор подписки является договором розничной купли-продажи с условием о принятии товара покупателем в определенный срок и, если предусмотрено договором, с условием о доставке. Но в случаях, когда лицо имеет возможность получения определенной информации из электронной базы данных периодического издания в соответствии со своим запросом (например, не всех размещенных в журнале статей, а нескольких из них), заключается именно договор об оказании информационных услуг
Что касается группы смешанных договоров, то прежде всего необходимо отметить некоторые общие положения о таких договорах. В соответствии с определением, сформулированным И. Б. Новицким, смешанным называется «договор, который порождает обязательства, входящие в состав двух либо нескольких урегулированных законом типичных договорных отношений»14. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ смешанный договор — это договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Итак, к группе смешанных договоров, которые содержат элементы договоров об оказании информационных услуг, на мой взгляд, можно отнести: консалтинговый договор, маркетинговый договор, договор оказания аудиторских услуг, договор оказания оценочных услуг и др.
14 Новицкий И. Б., Лунц Л. А. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 102.
ЕСТНИК Н-А- ф л о л
шивсвритгтА Договоры об оказании информационных услуг: виды и отграничение ш^^ж УНИВЕРСИТЕТА -
имени o.e. кутафина(мгюА) от гражданско-правовых договоров с информационной обязанностью
Что касается правовой природы договора маркетинга, то разделяю позицию ученых, которые считают его непоименованным смешанным договором15. При этом большинство авторов отмечают, что в рамках данного договора проводятся исследования, т.е. выполняются определенные работы, а также оказываются услуги (посреднические, информационные, услуги по управлению производством и др.). Что касается собственно информационных услуг, то они заключаются в осуществлении действий по поиску информации по параметрам запроса заказчика в информационных ресурсах, обработке данной информации, ее передаче, консультировании. Оговорюсь, что под информационным ресурсом понимается массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию16.
Определение маркетинга дается в Письме Пенсионного фонда РФ от 11 апреля 1995 г № 09-12/2094-ИН «О договорах маркетинга». В указанном документе на основании ряда нормативных актов делается вывод о том, что маркетинг — это информационно-консультативные услуги (работы) по комплексному изучению рынка: спроса на продукцию клиента, текущего и прогнозируемого на перспективу, предложения соответствующих товаров, изучения сведений о конкурентах, ценах, качестве товаров и их последующем сервисном обслуживании. Далее делается вывод о том, что договор маркетинга относится к договору подряда, а в случае выполнения юридических действий по этому договору — к смешанным договорам17.
В соответствии с п. 2.2 Приказа Москомархитектуры от 11 ноября 1999 г № 169 «О вводе в действие Рекомендаций по проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории» под маркетинговыми исследованиями понимают разработку и применение методов сбора данных о состоянии и тенденциях рынка, нуждах и запросах потребителей, сбор, обработку и анализ информации, необходимой для выработки рекомендаций и подготовки решений в области маркетинга18.
В юридической литературе отмечается, что маркетинговые исследования заключаются в сборе, анализе, переработке информации и выработке на ее основе выводов и рекомендаций, необходимых заказчику для решения стоящих перед Ш
ним проблем. Данные действия характеризуются как работы, а сам маркетинго- А
вый договор как договор на выполнение работ в связи с тем, что: □
1) имеется овеществленный результат в виде объективированных в отчете -
выводов и рекомендаций; >
Ш
--ш
15 См.: Северин В. А. Услуги информационного характера, обеспечивающие коммерческую дея- А
тельность // Законодательство. 2000. № 1 ; Андреев Ю. Гражданско-правовые договоры воз- и
мездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ) // Хозяйство и право. 2006. № 1. С. 119—128 и др. ^
Бачило И. Л. Информационное право: основы практической информатики : учеб. пособие. М., 2001. С. 95.
5 "0
Й
Письмо Пенсионного фонда РФ от 11 апреля 1995 г. № 09-12/2094-ИН «О договорах маркетинга» // СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство.
гп
Приказ Москомархитектуры от 11 ноября 1999 г. № 169 «О вводе в действие Рекомендаций по проведению маркетинговых исследований до разработки предпроектной и проектной документации с целью определения коммерческой эффективности территории» // СПС « КонсультантПлюс»: Законодательство.
П
* к Н к
НАУКИ Ъ
22 вектор развития юридической науки п3)\
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
2) результат отделен от личности исполнителя и может быть вовлечен в имущественный оборот;
3) исполнитель вправе привлечь третьих лиц, если иное не предусмотрено договором;
4) исполнитель несет риск случайной гибели результата до его передачи заказчику.
Делается вывод о том, что договор маркетинга является самостоятельным типом договора, так как:
— работы, выполняемые в ходе маркетинговых исследований, имеют определенные особенности;
— результат работ выражается в специфической форме (маркетинговой информации и рекомендациях маркетолога);
— договор направлен на внедрение полученных результатов в практику хозяйствования заказчика и получение от этого экономического эффекта;
— предмет договора имеет специфические черты (включает сами действия и их результат)19.
Против приведенных доводов можно указать, что, как было доказано ранее, отсутствие овеществленного результата не является существенным признаком договора об оказании услуг, правовая цель заказчика состоит не в получении материального носителя информации в виде маркетингового отчета, а в ознакомлении с соответствующей информацией. В действующем российском законодательстве нет нормы о возможности привлечения третьих лиц для исполнения маркетингового договора, равно как и нормы о риске гибели результата до его передачи заказчику.
Существует также точка зрения о том, что маркетинговые услуги относятся к информационным (что следует из определения маркетинга), а маркетинговый договор является договором возмездного оказания услуг20. Представляется, что нельзя сделать такой вывод, так как маркетинговые исследования могут включать не только информационные, но и другие услуги и работы:
— поиск оптимального контрагента для продажи/покупки товара или услуги, производимой заказчиком;
— проведение предварительных переговоров от имени заказчика;
— осуществление лабораторных исследований, моделирования анализируемых процессов и т.п.
Остановимся на консалтинговом договоре. Некоторые исследователи указывают, что рассматриваемый договор в большинстве случаев включает в себя, во-первых, элементы договора подряда (гл. 37 ГК РФ), во-вторых, элементы договоров на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38 ГК РФ), в-третьих, элементы договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ)21. Развивая указанные положения, можно сде-
Измайлова Е. В. Договор на выполнение маркетинговых исследований : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 72, 78, 84, 92.
Лобанов Г. Маркетинговые услуги и себестоимость // Хозяйство и право. 1996. № 11. С. 141.
См., например: Зверева Е. А. Элементы договоров, предусмотренных ГК РФ, в составе консалтингового, маркетингового, рекламного договоров // Право и экономика. 2005. № 2 / СПС «КонсультантПлюс»: Комментарии законодательства.
19
20
в
ЕСТНИК НбА-
УНИВЕРСИТЕТА Договоры об ок ф и б
имени o.e. кутафина(мгюА) от гражданско-правовых договоров с информационной обязанностью
УНИВЕРСИТЕТА Договоры об оказании информационных услуг: виды и отграничение
лать вывод, что консалтинговый договор включает элементы консультационного договора. Соответственно, к этим элементам должны применяться нормы о договоре об оказании информационных услуг. Также следует оговорить, что в случае включения в консультационный договор положений о передаче соответствующих исключительных прав данный договор становится смешанным, и эти положения регулируются нормами части 4 ГК РФ (глава 69 и 70 либо 75). В юридической литературе есть точка зрения о том, что в рассматриваемом случае консультационный договор является смешанным (с договором о передаче ноу-хау)22. Представляется, что в результате оказания консультационной услуги может быть создано не только ноу-хау, но и объект авторского права.
Что касается провайдерского договора, то присоединимся к позиции тех авторов, которые считают его смешанным. Так, С. М. Ковалев и А. В. Сергеев делают вывод о том, что по рассматриваемому договору оказывается два вида услуг:
1. Услуги связи, которые складываются из обеспечения соединения компьютера-клиента с сервером провайдера, а с помощью последнего и со всеми остальными компьютерами, работающими в сети.
2. Информационные услуги. Собственно информационные услуги провайдер оказывает лишь тогда, когда клиент получает данные с его сервера (например статистические данные о времени работы в сети), если абонент пользуется информацией с другого сервера, то провайдер обеспечивает лишь возможность получения такой информации23.
Относительно услуг связи здесь же отметим, что в зависимости от характера деятельности оператора связи можно выделить технологические услуги (основные), которые непосредственно связаны с предоставлением доступа к проводной телефонной связи, и услуги нетехнологического характера (дополнительные), которые обуславливаются услугами информационно-справочного и потребительского характера24. С учетом этого можно сделать вывод, что в случаях, когда в рамках заключенного договора связи оказываются информационные услуги (как правило, предоставление справочной информации) данный договор приобретает смешанный характер.
Следует отметить позицию, согласно которой главным отличием договора на оказание информационных интернет-услуг от других договоров (маркетингового, Ш
рекламного и т.д.) является направленность на передачу существующей инфор- А
мации без необходимости ее существенной переработки. Передача информации □
по средствам сети «Интернет» оформляется договором на оказание информа- -
ционных интернет-услуг, в котором предметом выступает информация, что по- >
зволяет квалифицировать группу названных общественных интернет-отношений ^
как разновидность договора на возмездное оказание информационных услуг25. А
я
Козлова Н. В. Договор возмездного оказания правовых услуг // Законодательство. 2002. № 3. С. 46 ; Мородумов Р. Н. Указ. соч. С. 122. 11
Ковалев С. М., Сергеев А. В. «Дверь» в киберпространство. Договор оказания провайдерских услуг. URL: http://www.russianlaw.net/law/isp/a93/ (дата обращения: 10 марта 2009 г.).
Ситдикова Л. Б. Нормативно-правовое и договорное регулирование отношений на возмездное оказание информационных услуг. М. : Юрист. 2007 // СПС «КонсультантПлюс»: К Комментарии законодательства.
25 См.: Ситдикова Л. Б. Там же.
£ m П
* к Н к
НАУКИ Ъ
22
23
24
124 вектор развития юридической науки п3)\
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина(МГЮА)
Данная позиция представляется не совсем обоснованной, так как способ оказания услуг (через всемирную информационную сеть) не может служить сущностным критерием, определяющим правовую природу договора. При этом в другой указанной ранее работе автор совершенно справедливо писала про критерий направленности, считаем, что именно он и должен применяться при квалификации договоров из группы « интернет-договоров», не следует всех их безоговорочно относить к договорам об оказании информационных услуг
Отметим, что в Гражданском кодексе РФ есть ряд договоров, предусматривающих обязанность передать определенную информацию. Так, например, статьи 495, 498 говорят о том, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Согласно статье 726 подрядчик обязан передать заказчику вместе с результатом работы информацию, касающуюся эксплуатации и иного использования предмета договора подряда. Статья 774 обязует заказчика в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ передавать исполнителю необходимую для выполнения работы информацию. В соответствии со статьей 804 клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции. Согласно статье 840 обязанность банка при заключении договора банковского вклада заключается в предоставлении вкладчику информации об обеспеченности возврата вклада. Статья 1031 устанавливает, что правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных ему по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
Указанные обязательства можно разделить на несколько групп по виду информации: о передаваемом имуществе (ст. 495, 498), выполняемой работе (ст. 732), оказываемой услуге; информация, необходимая для выполнения работ (ст. 774), оказания услуг (ст. 80); информация, касающаяся использования результата работ (ст. 726), необходимая для осуществления прав, предоставляемых по договору (ст. 1031); информация о выполнении требований законодательства (ст. 840), об осуществлении предусмотренных законом прав (ст. 853).
Как справедливо отмечается в юридической литературе, здесь такая обязанность носит второстепенный, обслуживающий характер26. Представляется, что в таких договорах обязанность передать информацию не является главной и не влияет на правовую квалификацию договора. Ее содержание определено законом, где также указано, какая конкретно информация должна быть передана. Полагаю, что в силу определенной схожести, можно предусмотреть несколько общих норм, регулирующих отношения по передаче информации.
Толстой В. С. Указ. соч.
26