ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ ФОРМИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ
БЕЗОПАСНОСТИ ВЬЕТНАМА
В.Л. Семиков, профессор, к.т.н., Нгуен Ба Туан, адъюнкт, старший лейтенант, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
В настоящее время практически во всех странах мира, наряду с профессиональной пожарной охраной, существует добровольная пожарная охрана. С развитием цивилизации в разных странах стали появляться добровольные объединения людей, чьей задачей было тушение пожаров в конкретных населённых пунктах. Её организационная структура, система управления, формы мотивации работников определяются региональными и национальными факторами и традициями.
В большинстве стран мира добровольная пожарная охрана организована с целью объединения усилий граждан в борьбе с пожарами. Для достижения этой цели осуществляются соответствующие меры моральной и материальной мотивации. Моральная мотивация основана на высоком престиже звания пожарных добровольцев, системе наград, знаков отличия, общественной благодарности, законодательной защите их труда, давних традициях и т.п. Материальная мотивация базируется на соответствующей повременной оплате труда, соответствующих льготах, страховании пожарных добровольцев и т.п.
Социалистическая Республика Вьетнам - государство в Юго-Восточной Азии, её территория - 329,56 тыс. км , на которой проживает около 92,5 млн. человек (по данным конца 2014 г, 13-е место в мире). Столица - город Ханой (население 6,4 мин человек). Во Вьетнаме пять городов центрального подчинения: Ханой, Хошимин, Хайфон, Дананг, Кантхо и 58 провинций. Городское население составляет 28 %, сельское - 78 %. Плотность населения составляет в среднем 278-282 человек на 1 км2 [1, 2]. В настоящее время во Вьетнаме есть около 1.100.000 пожарных-добровольцев.
Во многих странах численность пожарных добровольцев во много раз превышает численность профессиональных пожарных (Германия). В некоторых странах пожарная охрана почти полностью состоит из добровольцев (например, Япония, Сингапур).
Во Вьетнаме, одним из направлений деятельности по снижению уровня пожарной опасности в стране и повышению эффективности борьбы с пожарами можно считать развитие пожарного добровольчества и его рациональная организация. По данным за 2014 год, в стране насчитывалось свыше 1.054 тыс. пожарных-добровольцев на различных объектах экономики и добровольцев в сельских населенных пунктах (рис. 2) [3].
Государство постоянно реагирует на возрастание пожарной опасности в стране. Так, за последние 10 лет численность сотрудников профессиональной пожарной охраны возросла почти в 2, 3 раза (рис. 1) и численность пожарных-добровольцев возросла почти в 3 раза (рис. 2). Однако, как показывают
результаты анализа, существующего уровня обеспечения пожарной безопасности в сельской местности, этих мер недостаточно.
Численность профессиональной пожарник
10000 8000 6000 4000 2000 0 /
/ —
200 200 6 200 7 200 8 200 9 201 0 201 1 201 2 201 3 201 4
■ Численность
профессиональной 4200 4650 5270 5860 6450 7100 7450 7950 8450 9500
пожарник
Рис. 1. Численность сотрудников профессиональной пожарной охраны во Вьетнаме
Численность пожарных-добровольцев в Республиким Вьетнаме
1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
У/штШШШЩШШш Я
-ШШШШШШШШШШ:
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Число добровольцев *2000( 55000* 57500С $96000 43500( (8700( 53200( 54900( 78000010540«
Рис. 2. Численность пожарных-добровольцев во Вьетнаме
Во Вьетнаме добровольные пожарные дружины организуются в колхозах, совхозах, на предприятиях и в населенных пунктах. Пожарные-добровольцы оснащены мотопомпами и ручными насосами, у которых максимальный расход воды составляет не более 10 л/с.
Основной причиной роста числа пожаров является халатное отношение к мерам пожарной безопасности в жилом секторе. Не уделяется должного внимания строительству систем противопожарного водоснабжения, а также благоустройству дорог. Боеготовность пожарных-добровольцев в сельской местности остается на низком уровне.
Сравнительный анализ организационной обеспеченности добровольной пожарной охраны Вьетнама и зарубежных стран (табл.) позволяет наметить главные направления решения этой сложной проблемы.
Из таблицы видно, что для дальнейшего развития добровольной пожарной охраны Вьетнама необходимы: её законодательная и страховая защита, повышение престижа работы добровольцев, решение большого числа вопросов материального и морального стимулирования, работа с резервом добровольцев, обеспечение добровольных пожарных формирований пожарной техникой и решения множества других важных вопросов, без которых повысить эффективность добровольной пожарной охраны страны просто невозможно.
Таблица
Сравнения обеспеченности добровольной пожарной охраны _во Вьетнаме, странах Европы и Азия_
№ Обеспеченность Европе Азия АСЕАН
п/п Германия Россия Китай Япония Вьетнам Малайзия Сингапур
1 Законодательная + + + + + + +
2 Моральное стимулирование + - + + - + +
3 Материальное стимулирование + - + + - - +
4 Страховая + - - + - - +
5 Престижность профессии + - - + - - +
6 Наличие резерва + - - + - - +
Создание
общественных
7 объединений (союзов, ассоциаций) + + + + + + +
В настоящее время профессиональная пожарная охрана защищает от пожаров только менее 50 % населённых пунктов во Вьетнаме. В остальных населённых пунктах проживает более 24 млн. жителей (или 27 % населения). На их долю приходится половина всех пожаров и убытков от них и более 60 % погибших (это почти 68 жителей ежегодно).
Учитывая зарубежный и отечественный опыт пожарного добровольчества, можно сформулировать главные направления организации добровольной пожарной охраны во Вьетнаме:
- разработать проект закона «О добровольной пожарной охране», в котором чётко определить правовое положение добровольных пожарных в обществе, главные направления их социальной защиты, их связь и взаимодействие с профессиональной пожарной охраной и аварийно-спасательными подразделениями;
- решить основные юридические вопросы организации деятельности добровольных подразделений;
- для каждой группы сельских населённых пунктов, с учётом их расположения, обеспеченности водой определить количество и виды пожарной техники, численный состав добровольных пожарных подразделений, порядок несения службы, тактические приёмы тушения пожаров в сельской местности, порядок подготовки и повышения квалификации добровольцев и руководителей добровольных подразделений.
Перечисленные направления организации работы добровольных пожарных формирований представляют собой важные факторы обеспечения её пожарной и экологической безопасности страны.
Список использованной литературы
1. http: //www.vietnamnews .ru/stat.html.
2. Статистика социально-экономического положения Вьетнама за период 2006-2010гг. - Ханой. ГСО СРВ, 2010.
3. Статистические данные Социалистической Республики Вьетнам. Ханой,
2010.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ ПОЖАРНОГО
РИСКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УСТАНОВКАХ КОМПЛЕКСНОЙ
ПОДГОТОВКИ ГАЗА
М.А. Симонова, доцент, к.т.н., Е.В. Чиганашин, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, г. Санкт-Петербург
На территории Российской Федерации идет активное освоение шельфовых месторождений. При добыче газа преимущественно используется оборудование иностранного производства, изготовленное в соответствии с нормативными стандартами стран-изготовителей оборудования.
На современном этапе развития происходит усовершенствование технологий обработки природного газа, и как следствие, выбор необходимого и достаточного количества средств защиты от возникновения и развития горения, а также ограничения воздействия опасных факторов пожара в условиях современных реалий, вызывает трудности при проектировании и эксплуатации данных объектов. Поэтому необходима оптимизация количества и видов инженерно-технических и организационных решений в области пожарной безопасности при заданных значениях пожарного риска.
С вступлением в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом РФ № 123-ФЗ [2], появился выбор условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а именно, либо в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании» [1] и пожарный риск не превышает допустимых значений, либо в полном объеме выполнять требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом РФ «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности [2]. Так как в российской нормативной базе в отношении объектов газового комплекса отсутствует конкретный современный перечень требований, то собственникам объектов необходимо соблюдать первое условие соответствия объекта требования (ст. 6 [2]).