ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2012. № 1
Е.Н. Новоселова, канд. социол. наук, ст.н.с., зам. зав. кафедрой социологии семьи и демографии по научной работе социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
ДОБРОВОЛЬНАЯ БЕЗДЕТНОСТЬ КАК УГРОЗА ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье проводится критический анализ феномена добровольной бездетности. Анализируется демографическая ситуация в современном российском обществе и влияние демографического фактора на сохранение российской государственности. Автором предложены возможные пути воздействия на репродуктивные ориентации населения, рассмотрены основные инструменты трансляции ценностей семьи и детей в современном обществе.
Ключевые слова: депопуляция, демографическая безопасность, репродуктивное поведение, добровольная бездетность, воздействие на репродуктивное поведение, инструменты трансляции ценности семьи.
The article contains a critical analysis of the phenomenon of childfree. Here the author examines the demographic situation in Russian society and the negative trends in the reproductive behavior of Russians, analyzes the influence of demographic factors on the preservation of Russian statehood and suggests the possible ways to influence on the reproductive orientation of people. Also the article discusses the basic methods of transmission of values families in contemporary society.
Key words: depopulation, demographic security, reproductive behavior, child-free, the impact on reproductive behavior, methods of transmission offamily values.
Численность населения, его структура и режим воспроизводства, включая размещение населения в геополитическом пространстве, есть коренная основа существования суверенного государства. Демографические процессы оказывают влияние на политическую, социально-экономическую ситуацию в государстве, в связи с чем возрастает необходимость определения характера воздействия демографического процесса на глобальную и национальную безопасность.
Влияние демографических процессов на безопасность государства очевидно, демографическое развитие страны все более втягивается под пресс не только внутренних, но и перспективно смертельных для Российской Федерации внешних угроз. Без преувеличения можно считать, что самым решающим для сохранения российской государственности в XXI в. становится демографический фактор.
Сегодня тенденция к сокращению рождаемости ниже уровня простого воспроизводства населения наблюдается во многих странах мира. Демографическая ситуация, сложившая в России за по-
* Новоселова Елена Николаевна, e-mail: [email protected], [email protected]
следние десятилетия, достигла той критической точки, когда не обращать на нее внимание стало невозможно. С одной стороны, не может не радовать, что по инициативе Президента правительство включило ее в круг "национальных приоритетных проектов", но с другой — большинство населения воспринимают это как нечто абстрактное, никак не затрагивающее их лично, более того, по мнению 55% россиян, государство уделяет очень мало внимания проблемам семьи, и лишь 2% населения семейная политика государства в этой области полностью устраивает1. "Нет возможности для создания ячейки общества! Если у молодой пары нет первоначального капитала, то и государство им ничем помочь не может. Жить негде. Государство требует повысить рождаемость и при этом закрывает детские сады и детские поликлиники" — заявляют россияне, и они, конечно, правы, однако другой опрос, проведенный в прямом эфире программы "Отрытая студия", дал другую, еще более печальную статистику: 49% опрошенных не готовы стать многодетными родителями, какие бы сказочные условия для этого ни создало им государство2. Продолжая разговор о связи уровня дохода и детности, следует отметить, что "в семьях с низким уровнем дохода и образования (вне зависимости от страны проживания) итоговое число детей зачастую оказывается выше, чем в семьях с высоким уровнем дохода и образования. Этот феномен получил название обратной связи рождаемости с уровнем жизни"3. Данный факт противоречит здравому смыслу, но тем не менее — рост благосостояния приводит к снижению рождаемости. Конечно, нет никаких сомнений в том, что дети "стоят денег", и улучшать условия жизни семьи с детьми и помогать ей материально необходимо, однако становится все более очевидным, что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами без учета духовной составляющей обречены на провал. Ведь причины демографического кризиса — не в кошельках, а в душах людей.
Для выхода страны из депопуляции нужно, чтобы в семейной структуре примерно 50% семей были с 3—4 детьми и 10% — с пятью и более4. В России около 6% семей с тремя и более детьми, в Западной Европе 12—15%, следовательно, если мы поднимем стандарт жизни до уровня европейского, то добьемся повышения доли
1 Россияне не одобряют семейную политику государства // Исследовательский центр портала SuperJob.ru. URL: http://www.superjob.ru/community/life/13667/
2 Телерадиокомпания "Петербург". "Открытая студия". Вымираем? Эфир от 16 февраля 2011 года. URL: http://5-tv.ru/programs/broadcast/506186/
3 Андрющенко Я. Влияние материальных условий жизни на рождаемость и проблемы демографической политики // Демографические исследования. 2010. № 6.
4 См. об этом: Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции // Фамилисти-ческие исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 2009.
многодетности лишь до 15%, поскольку рост доходов не ведет к росту потребности в нескольких детях, которая и у нас и у жителей Западной Европы одинаково низкая.
В данной статье речь пойдет о крайней форме снижения рождаемости — полном отказе от деторождения, так как жизнь без детей, к огромному сожалению, становится все более распространенным социальным явлением. «Женщины все чаще стали сознательно откладывать рождение ребенка и высвобождать время для других задач: образования, начала карьеры, экспериментов с образом и стилем жизни. Эта жизненная позиция имеет и свою крайнюю форму — сообщества сознательно бездетных, или childfree (childfree, англ. — "свободные от детей")5.
Четверть россиян считают, что основная причина бездетности — нежелание заводить малыша. К такому выводу пришли сотрудники фонда "Общественное мнение" (ФОМ) по результатам соцопроса, проведенного в мае 2008 г. Тревожным является тот факт, что две трети опрошенных относятся к добровольно бездетным, или чайлдфри, без тени осуждения. Часть респондентов даже назвала людей, не желающих иметь детей, "здравомыслящими" и "ответственными"6.
Массовая культура все больше ориентируется на удовлетворение желаний и фантазий взрослых. "Оторвись по полной", "Бери от жизни все", "Забей на все" — абсолютно несовместимые с жизнью семьи с детьми лозунги. По сравнению с ними ценности, связанные с детьми, — забота, стабильность, самоотдача, — кажутся устаревшими и банальными. Социологи, демографы и другие специалисты внимательно присматриваются к добровольной бездетности, стремясь понять ее причины, масштабы, значение в жизни обычных людей, а также в изменении общественных норм и перспектив будущего развития населения.
Угрожающая статистика такова. В нашей стране сегодня, по данным Федеральной службы госстатистики, из 42 млн российских семей 48%7 не имеют детей, причем лишь 5 млн — по медицинским показателям. Об этом сообщила председатель комитета
5 Селивирова Е. Чайлдфри: без паники. Социологический взгляд. "Работа для меня — более интересная игрушка, чем ребенок" // Частный корреспондент. 2010 г. 21 мая. URL: http://www.chaskor.ru/article/chajldfri_bez_paniki_-_sotsiologicheskij_ vzglyad_17446
6 Бездетность и нежелание иметь детей. ФОМ. Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24—25 мая 2008 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
7 Данная статистика демонстрирует отсутствие в семье детей моложе 18 лет. Уровень бездетности в ныне рожающих поколениях в Восточной Европе составит, вероятно, от 5% в Болгарии до 15% в России. В Западной и Северной Европе бездетность стабилизируется на уровне примерно 20%, а в Восточной Азии и Южной Европе бездетными могут остаться 25—30% женщин.
Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова, выступая на Всероссийской конференции "Семья, дети и демографическая ситуация в России". За последние десятилетия, отметила она, "отношение к браку и семейным ценностям значительно изменилось — растет статистика разводов, неполных семей, рождения внебрачных детей и даже однополых браков... Престиж семьи в обществе падает, а сама семья стала традиционно однодетной", — сказала Е. Лахова. По ее словам, "одного ребенка воспитывают 34% российских семей, двух детей — 15%, многодетных семей только 3%"8.
По словам многодетных матерей, в представлении обывателей в настоящее время укоренилось мнение, что много детей — это ненормально, многодетные семьи называют асоциальными, а многодетных родителей укоряют в неспособности позаботиться о контрацепции. "Современная многодетность является сложным и противоречивым феноменом, по отношению к общепринятым нормам и нравам она, безусловно, является исключительной и деви-антной"9. "Инвалиды, одинокие, многодетные и другие социально неблагополучные — поднимите руку" — реальная фраза с реального родительского собрания, проходившего несколько лет назад в одной из лучших школ Москвы10. На просторах интернета, а временами и в СМИ в адрес многодетных семей высказываются различные обвинения, самое мягкое из которых это обвинение в безответственном родительстве, главный же и наиболее частый упрек в том, что многодетные "плодят нищету". Треть россиян, когда слышат словосочетание "многодетная семья", вспоминают о нищете, неустроенности, девиантном поведении: "в основном бедные", "сосут лапу", "плохо, тяжело", "проблемы одни", "родители алкаши, пьяницы и наркоманы", "дурдом", "дурость"11.
Каждый день члены многодетных семей, по их собственным словам, сталкиваются с непониманием и даже порицанием со стороны окружающих, на них смотрят как на "умалишенных, необразованных, не умеющих предохраняться, безответственных личностей", которые "рожают и рожают, в то время когда пенсионерам жрать нечего"12. "Подобная трактовка многодетности не может
8 Цит. по: Бурмистрова Е. Многодетность и философия общества потребления. URL: http://www.er-duma.ru/news/18841
9 Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции // Фамилистические исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе. С. 357.
10 http://www.semya-rastet.ru/razd/mnogodetnost_i_filosofija_obshhestva_potreblenija/
11 Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей // Социальная реальность. 2007. № 3. С. 34—35.
12 Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: "Если вы почувствовали изменение отношения к вашей семье в зависимости от количества детей, то с чьей стороны и как это проявилось?" // Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ. М., 2011.
остаться без внимания ученых, предпринимающих попытки предотвратить развивающуюся тенденцию перехода общества от модели двух—трехдетной семьи к модели однодетной"13.
Конец XX — начало XXI в. ознаменовались для России возникновением тенденций, которые в большинстве экономически развитых стран сформировались несколько раньше — это добровольный отказ от рождения ребенка и позднее материнство. И хотя в России процент добровольно бездетных, к счастью, все еще довольно небольшой и вряд ли оказывает серьезное влияние на демографическую обстановку, число таких людей растет, а тот факт, что они пропагандируют подобный образ жизни, создавая при этом негативный, отрицательный образ родительства, делает добровольную бездетность социальной проблемой. Сегодня уже нельзя отрицать, что таких людей и в России и в мире становится все больше. Именно они называют себя "чайлдфри" — "свободные от детей". Чайлдфри (ЧФ) — индивид, как женского так и мужского пола, сознательно нежелающий когда-либо иметь детей. Чайлд-фри не откладывают рождение ребенка на неопределенный срок, их позиция весьма твердая — в ребенке они попросту не нуждаются. Они утверждают, что дети — помеха всей жизни: карьере, хобби, самосовершенствованию и даже любви. Их возраст 20—35 лет, 80% имеют высшее образование, у 75% есть постоянный партнер и 50% живут с ним вместе; на четырех таких женщин приходится один ЧФ-мужчина. Чайлдфри утверждают, что их жизнь насыщенна и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, кто-то может испытывать неприязнь, но общими для всех являются отсутствие хотя бы одного ребенка и нежелание становиться родителем14. Они утверждают, что жизнь прекрасна и без продолжения, сон крепче, когда его не нарушает детский крик, а карьера и отпрыски вообще несовместимы. Дет-ные пары на языке чайлдфри называются "размноженцами", а беременные женщины — "овуляшками". Свою неприязнь, а иногда и агрессию по отношению к "размноженцам" и их чадам чайлдфри объясняют исключительно соображениями самообороны. Ссылаются на давление общества и негласное принуждение к рождению детей. "Приверженцы традиционных ценностей считают чайлд-фри закоренелыми эгоистами, но они утверждают, что в стремлении к продолжению рода эгоистичных мотивов и глупости не в пример больше, а отказ от потомства при желании можно возвести даже в рамки жертвенности"15.
13 Лебедь О.Л. Социологический портрет современной семьи (на материале устной народной культуры): Дисс... канд. социол. наук. М., 2000. С. 92.
14 Русанова Н.Е. Новые тенденции рождаемости в России // Народонаселение. 2008. № 3. С. 152—161. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0353/analit02. php#_FNR_2
15 Селивирова Е. Указ. соч.
Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлдфри. История и раньше знала примеры добровольного отказа от деторождения — целибаты в некоторых религиях, семейно-брачные традиции, секты, требующие от своих членов отказа от деторождения. Еще в 388 г. Святой Августин писал о приверженцах манихейства, которые соответственно своей вере считали рождение ребенка аморальным поступком (с их точки зрения, рождение ребенка — это заточение души в смертное тело)16. "Но подобный выбор почти всегда был дополнением, необходимым для достижения определенной цели, и потому довольно ограниченным количественно. Принципиальное отличие чайлдфри в том, что для них нежелание иметь детей не обусловлено никакими целевыми требованиями, а стремление к объединению связано лишь с самим фактом борьбы за возможность выбора"17.
В 1921 г. Маргарет Зангер основала Американскую лигу по контролю над рождаемостью, целью которой стало внедрение в массовое сознание установок на ограничение числа детей, т.е. создание идеологии бездетности.
В 1972 г. в Пало-Альто (Калифорния, США) Эллен Пек и Ширли Радла создали организацию Не-родителей (The national organization for non-parents — NON) с целью донести миру идею о том, что у мужчин и женщин есть право выбора: иметь или не иметь детей. Обосновывали они свои идеи так: "В начале 70-х годов тридцатилетняя женщина, не имеющая детей, воспринималась как неполноценная. Оправданием ее бездетности люди считали плохое здоровье, нетрадиционную сексуальную ориентацию, психические заболевания, злоупотребление алкоголем или наркотиками. Никому и в голову не приходило, что женщина не имеет детей по одной простой причине — у нее нет желания".
Изменив свое название на The national alliance for optional parenthood (Национальный альянс необязательного материнства), эта организация вплоть до начала 1980-х гг. занималась поддержкой тех, кто решил стать чайлдфри, а также борьбой с пронаталистской кампанией (пропагандой, рекламой, восхваляющей родительство). Согласно уставу организации, ее целью было просвещение общественности о не-родительстве как нормальном жизненном выборе, информирование о проблеме перенаселенности мира, а также содействие другим группам, придерживающимся схожих идей.
16 Манихеи учили, что даже брак не имеет прав на существование, так как рождение детей улавливает новые души в дьявольскую плоть. Содомский грех они считали более приемлемым, из-за того что так не происходит зарождение новой жизни.
17 Русанова Н.Е. Указ. соч.
Организация назначила 1 августа днем чайлдфри. Они выпускали книги и брошюры, самой распространенной из которых была "Am I parent material?" ("Действительно ли я хороший материал для размножения?"). Она до сих пор выпускается в США.
В 1990 г. в Америке появилось еще одно движение, которое динамично развивалось и пропагандировало бездетность — "Свободные от детей" (Childfree). Основателем организации явилась преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии, которая создала общественную сеть ChildFree Network (CFN), в которую вошли более 5 тысяч участников (33 отделения по всей стране), и предъявила политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно детные семьи.
В России виртуальное сообщество чайлдфри появилось 20 декабря 2004 г. и объединило в своих рядах почти 500 человек. У сторонников добровольной бездетности есть свой сайт18, где чайлд-фри активно общаются между собой, высказывают недовольство в адрес внешнего мира, который часто не понимает и не принимает взгляды бездетных по убеждению. На страницах подобных сообществ нередко развертываются крупные конфликты между родителями и представителями чайлдфри.
Повышенный интерес к чайлдфри спровоцирован изменениями в обществе. На протяжении сотен лет многие поколения трудились по принципу: это мы делаем ради своих детей, которым будет комфортнее, легче, сытнее, счастливее. Надо потерпеть. А в один прекрасный день оказалось, что терпеть не надо. Можно жить и радоваться, успеть отхватывать для себя побольше удовольствий: "...жить на Ривьере, отдыхать в Куршевеле, клеить моделей. крутые коктейли. шалить в интернете"19. Для более серьезных — "надо работать и делать карьеру, а не детей нянчить". Чайлдфри — дети своего века, эпохи победившего гедонизма и навязанных потребительских стандартов.
Гарвардский психолог Дэниель Гилберт в своей книге "Спотыкаясь о счастье"20 пишет, что семейные пары бывают счастливы только в начале брака, в период "пустого гнезда", т.е. когда пара не обременена детьми. А как же: "мои дети — мое все", "дети — цветы жизни", "дети — мое богатство"? Неужели дети как таковые перестали быть ценностью в общечеловеческом смысле? В опросе, проведенном в 2007 г., только 41% взрослых американцев заявили, что дети очень важны для успешного брака (в 1990 г. так ответили
18 Сообщество русскоязычных чайлдфри. [Официальный сайт]. URL: http:// www.liveinternet.ru/community/lj_ru_childfree/
19 "Недетское время" — песня группы "Дискотека Авария".
20 Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. СПб., 2008.
65%)21. Основная цель брака — "взаимное счастье и удовлетворение взрослых, а не рождение и воспитание детей", как утверждают три из четырех американцев. Это, к сожалению, не только американская тенденция. В Новой Зеландии все большее число мужчин прибегают к мужскому варианту стерилизации — вазектомии, выводя страну на первое место по этому показателю. В целом к этой операции прибегло 18% всей мужской части населения22. Конечно, возможно, что у них уже есть дети, но сам факт того, что вазэкто-мия активно пропагандируется как безопасный и надежный метод контрацепции, вряд ли способствует повышению рождаемости23. В России операции по вазэктомии проводятся мужчинам после 35 лет, если они уже имеют двух детей либо в случае, когда беременность представляет серьезную угрозу для жизни и здоровья жены. Также вазэктомия проводится по медицинским показаниям в случае тяжелых наследственных заболеваний или психических расстройств. Однако Рунет пестрит информацией о надежности и простоте выполнения этой операции. «Записаться на мужскую стерилизацию в клинике "Счастливая семья" вы можете по телефону..» Само сочетание услуг и названия клиники ("Счастливая семья", которая кроме стерилизации проводит и аборты!) должно вызывать как минимум диссонанс у желающих воспользоваться этими услугами.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, за последние годы абсолютное число абортов в России снизилось на 23,2% (с 1 610,5 тыс. в 2004 г. до 1236,4 тыс. в 2008 г.), а показатель абортов на 100 родившихся живыми и мертвыми — на 31,4% (со 106,6 до 73,1 соответственно). Снижается число прерываний беременности по медицинским и социальным показаниям, а также криминальных и внебольничных абортов. Уменьшается число женщин, прерывающих первую беременность (со 177 372 в 2004 г. до 136 759 в 2008 г.). Общее число абортов в возрастной группе до 14 лет снизилось с 1059 в 2004 г. до 828 в 2008 г. (на 21,8%), в группе 15—19 лет — со 160 111 в 2004 г. до 110 502 в 2008 г. (на 31,0%)24.
21 Американцы более не считают, что дети — залог семейного счастья // Сибирское агентство новостей. 2009. 25 марта. URL: http://nsk.sibnovosti.ru/society/68462-amerikantsy-bolee-ne-schitayut-chto-deti-zalog-semeynogo-schastya
22 Почему у мужчин Новой Зеландии так популярна вазектомия. URL: http:// www.rol.ru/news/med/news/07/01/16_003.htm
23 Например, в США в некоторых клиниках (таких, как клиника организации Planned Parenthood) можно сделать вазектомию, которая обойдется дешевле, чем покупка детской коляски (которая стоит примерно 800 долл.). Вазектомный бизнес в США сейчас один из немногих, которые цветут пышным цветом. Только за последний год популярность этой процедуры возросла на 50%.
24 Акция "Подари мне жизнь". Статистика. URL: http://podarijizn.fondsci. ru/?page=stats
Несмотря на то что количество абортов снижается, они по-прежнему более многочисленны, чем рождения. По словам А.Б. Синельникова, "аборт давно стал морально приемлемым и наиболее эффективным способом избежать нежелательных рождений"25. В Российской Федерации уровень абортов значительно превышает аналогичные показатели в экономически развитых странах. Сложившаяся ситуация требует дальнейшей активной работы по профилактике и снижению числа абортов в стране и улучшению демографической ситуации.
К счастью, большинство россиян все же считают детей неотъемлемой частью семейного благополучия. Опрос, проведенный Исследовательским центром портала SuperJob.ru, показал, что 72% наших соотечественников считают, что рождение ребенка укрепляет семью. Правда они оговариваются, что происходит это только в том случае, если между супругами "есть взаимная любовь и согласие".
Данной точки зрения придерживаются 79% мужчин и 69% женщин. "Дети это как цемент между двумя кирпичиками — мужем и женой. В них весь смысл жизни", "Дети дисциплинируют внутренне. С рождением детей женщина становится женщиной, а мужчина — мужчиной", — говорят респонденты. Как и следовало ожидать, состоящие в браке россияне чаще поддерживают идею о том, что дети укрепляют семью (79%, против 63% среди тех, кто не состоит в браке). Схожую тенденцию можно наблюдать, если сравнивать ответы бездетных и имеющих детей участников опроса: в благотворном влиянии детей на климат в семье уверены 75% опрошенных, уже являющихся родителями, тогда как среди бездентых респондентов таких 69%. 14% участников опроса полагают, что рождение ребенка ничего не меняет в семье. По их словам, "если людям опротивело жить вместе, то даже рождение ребенка ничего не изменит и семья распадется", "разрушают семью родители, а не дети" — так считает 19% женщин и 14% мужчин.
В разрушительном воздействии детей на семью убежден лишь 1% наших соотечественников (среди тех, кто не состоит в браке и не имеет детей, эта цифра выше — 2%)26.
Однако несмотря на то что большинство россиян уверены в том, что дети укрепляют семью, добровольную бездетность осуждать они не спешат. По данным ФОМ, только 27% опрошенных признали, что осуждают людей, которые вообще не хотят иметь детей, тогда как 60% утверждают, что относятся к таким людям без осуждения. Иными словами, многие россияне (если не большинство)
25 СинельниковА.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М., 2008. С. 138.
26 Укрепляет ли семью рождение детей? // Исследовательский центр портала SuperJob.ru. URL: http://www.supeqob.ru/community/life/13863/
исходят из того, что установка на сознательную бездетность достойна как минимум понимания27. Конечно, отсутствие негативной реакции на добровольную бездетность вовсе не означает, что сами респонденты хотят остаться бездетными, однако можно предположить, что между снижением рождаемости и толерантным отношением к бездетности существует связь. По данным Т. А. Гурко, лишь 19% мужчин и 15% женщин осуждают те супружеские пары, которые могут, но не хотят иметь детей, а среди молодых респондентов в возрасте от 18 до 29 лет этот процент значительно ниже и составляет 10% и 7% соответственно28. «В большой степени это, конечно, результат очень квалифицированной обработки юных мозгов массмедиа — многочисленными глянцевыми пособиями для духовно бедных. Главными героинями фильмов, сериалов, рассказов и даже рекламных роликов все чаще становятся одинокие, бездетные женщины, "сделавшие ставку" на карьеру, а не на семью. И реальные женщины становятся заложницами "актуальных тенденций": многим хочется прослыть модными и авангардными, "свободно мыслящими", многим хочется приблизиться к идеалу успеха и "бежать впереди планеты всей". Вот и бегут»29.
Существуют государственные меры материального стимулирования рождаемости и поддержки института семьи, поскольку государство стало понимать, что семья — это здоровье нации, потенциал ее развития. Однако ячейка общества создается не потому, что семья выполняет важнейшие для существования общества функции, а потому, что создание семьи, рождение детей отвечают каким-то глубоко личным потребностям миллионов людей. Проблема кризиса семьи как социального института состоит именно в ослаблении личных мотивов индивида, касающихся создания семьи. Таким образом, "без радикального изменения положения института семьи среди других институтов, без преобразования всей системы ценностей в обществе с индивида на семью, ситуация не улучшится"30.
Одним из возможных инструментов трансляции ценностей семьи в современном обществе является реклама. Колоссальную мощь информационно-рекламных возможностей можно с успехом обратить во благо демографического развития России. "Популяризация семейного образа жизни, 3—4 ребенка в семье, профилактика разводов и насилия в семье — вот цели, которых можно достичь
27 Бездетность и нежелание иметь детей.
28 Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003. С. 54—55.
29 Проценко Н. Чайлдфри — прогрессивная или тупиковая ветвь человечества? URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24016/
30 Антонов А.И. Падение рождаемости, кризис семьи и неизбежность депопуляции в Европе в первой половине XXI века (социологический подход) // Демографические исследования. 2008. № 6.
с помощью рекламы"31. Общество не может обойтись без сопровождающей демографическую политику социальной рекламы, как современный бизнес не может обойтись без коммерческой рекламы. "Ни один товар или услуга, будь они трижды хороши, не имеют шансов на успешную реализацию без качественной рекламы. Аналогично сегодня ни одна социальная проблема не может качественно решаться без достойного информационного сопровож-дения"32.
Целью данного информационного сопровождения семейно-де-мографической политики должно стать формирование у населения четкой ассоциации: семья — здоровье и счастье каждого человека, большая семья — счастье и здоровье в n-степени, где n — количество детей. Семья должна восприниматься как неоспоримая жизненная аксиома. Государство должно поощрять прессу, радио, кино и другие СМИ к популяризации идеи о том, что только большое количество детей позволяет создать счастливую семью, ведь многодетная семья — это шанс нации, подарок, который родители дарят обществу, огромный вклад в копилку вымирающей страны.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №10-03-00243а, "Социокультурные модели семей в контексте демографической политики: особенности репродуктивного и социализационного поведения".
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акция "Подари мне жизнь". Статистика. URL: http://podarijizn.fondsci. ru/?page=stats
Американцы более не считают, что дети — залог семейного счастья // Сибирское агентство новостей. 2009. 25 марта. URL: http://nsk.sibnovosti. ru/society/68462-amerikantsy-bolee-ne-schitayut-chto-deti-zalog-semeynogo-schastya
Андрющенко Я. Влияние материальных условий жизни на рождаемость и проблемы демографической политики // Демографические исследования. 2010. № 6.
Антонов А.И. Падение рождаемости, кризис семьи и неизбежность депопуляции в Европе в первой половине XXI века (социологический подход) // Демографические исследования. 2008. № 6.
Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции // Фамилисти-ческие исследования. Т. 2. Миллион мнений о семье и о себе / Отв. ред. А.И. Антонов. М., 2009.
31 Василенко И.А. Роль рекламы в процессе формирования и трансляции ценности семьи в современном обществе // Вестн. ОГУ. 2008. № 81. С. 16.
32 Белобородов И.И. Информационное сопровождение семейно-демографиче-ской политики. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=5&idArt= 1657
Бездетность и нежелание иметь детей. ФОМ. Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24—25 мая 2008 г. 1500 респондентов (статистическая погрешность не превышает 3,6%). М., 2008.
Белобородов И.И. Информационное сопровождение семейно-демогра-фической политики. URL: http://www.demographia.ru/articles_N/index. html?idR=5&idArt=1657
Бурмистрова Е. Многодетность и философия общества потребления. URL: http://www. er-duma.ru/news/18841
Василенко И.А. Роль рекламы в процессе формирования и трансляции ценности семьи в современном обществе // Вестн. ОГУ. 2008. № 81.
Вовк Е. Многодетность как ценность и практика: образы многодетных семей // Социальная реальность. 2007. № 3. Гилберт Д. Спотыкаясь о счастье. СПб., 2008. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003. Лебедь О.Л. Социологический портрет современной семьи (на материале устной народной культуры): Дисс... канд. социол. наук. М., 2000.
Ответы многодетных матерей на открытый вопрос: "Если вы почувствовали изменение отношения к вашей семье в зависимости от количества детей, то с чьей стороны и как это проявилось?" // Образ жизни многодетных семей в России и задачи демографической политики: предварительный отчет об исследовании кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ. М., 2011.
Почему у мужчин Новой Зеландии так популярна вазектомия? URL: http://www.rol.ru/news/med/news/07/01/16_003.htm
Проценко Н. Чайлдфри — прогрессивная или тупиковая ветвь человечества? URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-24016/
Россияне не одобряют семейную политику государства // Исследовательский центр портала SuperJob.ru. URL: http://www.superjob.ru/community/ life/13667/
Русанова Н.Е. Новые тенденции рождаемости в России // Народонаселение. 2008. № 3. С. 152—161. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2008/ 0353/analit02.php#_FNR_2
Селивирова Е. Чайлдфри: без паники. Социологический взгляд. "Работа для меня — более интересная игрушка, чем ребенок" // Частный корреспондент. 2010. 21 мая. URL: http://www.chaskor.ru/article/chajldfri_bez_ paniki_-_sotsiologicheskij_vzglyad_17446
Синельников А.Б. Трансформация семьи и развитие общества. М., 2008. Сообщество русскоязычных чайлдфри. [Официальный сайт]. URL: http://www.liveinternet.ru/community/lj_ru_childfree/
Телерадиокомпания "Петербург". "Открытая студия". Вымираем? Эфир от 16 февраля 2011 года. URL: http://5-tv.ru/programs/broadcast/506186/
Укрепляет ли семью рождение детей? // Исследовательский центр портала SuperJob.ru. URL: http://www.superjob.ru/community/life/13863/
http://www.semya-rastet.ru/razd/mnogodetnost_i_filosofija_obshhestva_ potreblenija/