Научная статья на тему '"дневник. Ру" - инновация с обратным педагогическим эффектом?!. . . '

"дневник. Ру" - инновация с обратным педагогическим эффектом?!. . . Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРУД / PEDAGOGICAL WORK / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / ON-LINE СРЕДА / ONLINE ENVIRONMENT / УКЛАД ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ / SCHOOL LIFE WAY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ / EFFECTIVENESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верин-галицкий Дмитрий Вячеславович

Всегда ли внедрение информационных технологий имеет позитивные последствия? Почему бумажный дневник имеет больший воспитательный потенциал, чем его электронный аналог?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"дневник. Ру" - инновация с обратным педагогическим эффектом?!. . . »

«

ДНЕВНИК.РУ» — ИННОВАЦИЯ С ОБРАТНЫМ педагогическим эффектом?!...

Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,

учитель средней школы № 32, г. Хабаровск

В рамках XII Конкурса имени A.C. Макаренко, состоявшегося 1—5 апреля 2014 года в ВДЦ «Орлёнок» (инициатор и организатор конкурса — редакция журнала «Народное образование»), объявлен заочный конкурс «Педагогическая туфта»1. Цель этого конкурса — выявление псевдоинноваций. В качестве одной из таких работ — мнение педагога российской школы.

• педагогический труд • социальная политика • on-line среда • уклад школьной жизни • эффективность воспитания

Прогресс — штука весьма коварная

То, о чём я сейчас буду говорить, это моё сугубо личное мнение, с которым можно соглашаться, можно не соглашаться, можно просто от этого мнения и от меня лично отмахнуться как от назойливой мухи2, можно недоумевать

1 Положение о Международном конкурсе имени А.С. Макаренко // Народное образование. — 2013. — № 10. — С. 77-84.

2 О проблеме изложенной ниже я уже писал

в статье «Каким быть современному учителю?» в 2011 году. По прошествии нескольких лет эта проблема остроты не потеряла. Верин-Галиц-кий Д.В. Каким быть современному учителю? Журнал «Директор школы». — М.: Изд-во «Сентябрь». — 2012. — № 1. — С. 17-23.

Та же статья в «Журнале руководителя управления образованием» — Москва. — 2012. — № 1.

относительно того, что я не иду в ногу со временем и не понимаю важности вопроса и ситуации... Но я так считаю. А любое мнение складывается из того, что стоит за плечами человека, носителем которого он является: его знаний, его опыта, культуры, ценностных установок, способности к анализу. За моими плечами почти четверть века работы в школе в роли учителя и педагога допобразования — руководителя детского туристского клуба, а также весьма непраздный интерес к изучению психологической проблемы взросления детей доподросткового и подросткового возрастов и путей педагогического сопровождения этого очень непростого процесса.

Поскольку, мотивом для написания этой статьи для меня стало объявление «Народным образованием» номинации «Педагогическая туфта», то позволю себе

умеренную порцию иронии в адрес инноваторов от образования. Простите, но имею право. Как говорится не мы такие, а... просто нам, школьным учителям, приходится обороняться от слишком ретивых инноваторов3, которые едва ли знают, что такое честный педагогический труд, каков его смысл, а свои инновации эти затейники затевают вдали от реалий школьной жизни. А смысл его не в той шелухе, которой они сегодня завалили и продолжают заваливать всё наше образование, а в том, какими станут наши дети, выйдя за порог школы, что они будут из себя представлять, что будут уметь делать, как будут мыслить, какие ценностные установки будут управлять их поведением, их отношением к людям, всей их жизнью. А те глобальные инновации в образовании, свидетелем которых я являюсь, по моим ощущениям, работают не на процветание страны, а на благо мировой буржуазии (один ЕГЭ чего стоит!). А мировая буржуазия, как вы понимаете, совершенно не заинтересована в процветании нашего государства, то есть в его экономической мощи, и в его человеконаправленной социальной политике. Для неё много лучше держать Россию на коротком поводке и строгом ошейнике и использовать в качестве источника сырья для промышленности развитых (и не очень развитых) стран, а ряды интеллектуальных работников мировых корпораций пополнять за счёт наших умненьких мальчиков и девочек, мотивированных на поиск трудовой реализации и пространства для лучшей жизни.

Итак, некоторое время назад нам объявили, что мы семимильными шагами под инновационным флагом развития движемся в сторону информа-

3 Одним из отличительных признаков последнего десятилетия в нашей стране является направленность различных сфер человеческой деятельности на инновационное развитие. Если ты хочешь быть на плаву, то обязательно необходимо «замутить» что-нибудь инновационное. При этом часто и неважно, что придуманная инновация может оказаться бесполезной, а возможно и вредной. Разбираться в причинно-следственных связях её внедрения времени нет. Динамичность постиндустриального информационного общества гонит человека только вперёд. Только вперёд и только к инновационной экономике! Безусловно, и нашему образованию тоже необходимо стать инновационным. Хотя в истории отечественной педагогики столько того самого инновационного опыта, который и апробирован, и описан, только бери и делай. Но нет, игра в изобретение велосипеда, по всей видимости, — это наш национальный вид спорта. Только вот велосипеды получаются на квадратных колёсах, и с ездой у них проблемы.

ционного общества. Информацию сделали идолом и стали на неё молиться. Компьютеры как универсальное устройства для работы с информацией самого разного рода очень сильно изменили нашу жизнь. Само по себе это явление вроде бы плохим не назовёшь и налицо прогресс, ведь многое с появлением компьютерной техники действительно стало очень удобным. И эту статью я пишу с использованием персонального компьютера и текстового процессора MS Word. Но. от прогресса до регресса путь может оказаться весьма коротким. Каких-нибудь два-три десятка лет. Ну, вот хотя бы. Дали ребёнку в руки калькулятор, и. современные дети повально не умеют выполнять операций устного счёта в диапазоне от нуля до ста. Внедрили в образование программу Microsoft PowerPoint, изначально предназначенную для представления коммивояжёрами товаров и услуг потенциальным клиентам, и. многие современные учителя уже не могут обходиться без PowerPoint-презентаций к урокам, которые часто просто текст на экране, предназначенный для его устного произнесения учителем, и этот текст следовало бы говорить по памяти, уж не говоря о том, что учитель должен работать глаза в глаза... А какие могут быть «глаза в глаза», когда учитель читает текст с экрана, стоя боком или спиной к классу? И если что случается с компьютером, проектором, напряжением в сети или происходит любой другой технический сбой, то у учителя паника и, возможно, сорванный урок!

Так что прогресс штука весьма коварная. Говорят, надо знать меру использования. ну чего-либо. А кто определит эту меру? Сам человек? Хм-хм. Ну, попробуйте третьекласснику объяснить, что во время выполнения домашней работы считать лучше в уме или в столбик на бумаге, когда у него в руках самый обычный калькулятор (сотовый телефон, планшетный компьютер и пр.) и хочется быстрее разделаться с домашкой, которая

выполняется, когда ребёнок дома один? Он, конечно, вам покивает головой, и даже, наверное, согласится на словах, но не факт, что будет так делать. Удачи вам, может у вас получится! Пробуйте, убеждайте.

Третьеклассник упрощает себе жизнь. Современные взрослые тоже себе упрощают жизнь, ведь у них совершенно нет времени, им постоянно некогда и не до рутины!... Ну а тем, у кого времени много, им, как правило, просто лень напрягаться. Зачем напрягаться, когда это может сделать кто-то или что-то? И это очень успешно используют в своих целях идеологи общества потребления. Да, да, мы теперь не только информационное общество, но ещё и общество потребителей. (Об этом нам тоже объявлено с высоких трибун. Мне лично очень неприятно осознавать, что общество, частью которого я являюсь, — это общество потребителей. В моём восприятии общество потребителей ассоциируется с чем-то нечеловеческим, чем-то ненасытно-животным, с каким-то стадом.)

К сожалению, очень многим людям невдомёк, что упрощая множество операций, которые стоило бы выполнять в повседневной жизни, даже если мы продуктивно заполняем высвободившееся время, и особенно подсаживая на эту иглу детей, получаем множество проблем скрытого плана. Аукнутся они нам потом, через какое-то время. К таким современным информационным новшествам в образовании, таящим ряд угроз детям, их родителям и учителям, но скрываемым под весьма привлекательной инновационной обёрткой, по моему мнению, относится социальная сеть «Дневник.ру». Давайте будем разбираться.

Что стоит за бесплатностью «Дневника.ру»?

Итак, Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть «Дневник.ру», именно так указано на первой странице этого №вЬ-ресурса.

Что это? Интегральная on-line среда, включающая возможности составления и ведения расписания уроков, электронный журнал, электронный дневник (отметки учеников по предметам и домашние задания), конструктор отчётов для учителей, конструктор школьного сайта, электронная библиотека, хранилище предметных медиаресурсов, личные страницы пользователей, возможность обмена сообщениями внутри сети и прочее, и прочее. Всё здорово, всё красиво, столько возможностей, ну просто счастье должно во всех школах наступить! Правда, есть некоторые противоречия этих инноваций и с традиционным укладом школьной жизни, и с механизмами взросления детей, и с перегрузом учителей, да просто со здравым смыслом.

Главный документ школьной отчётности учителя — классный журнал, главный смысл которого фиксация посещаемости и успеваемости учеников, тем уроков, домашних заданий. Насаждая сверху требование к ведению «Дневника», вопрос о ведении бумажного журнала не снимается (потому что он является официальным документом работы учителя, который по окончании использования уходит в архив и хранится много лет), поэтому учителю приходиться выполнять ещё работу с электронным журналом, подчас требующую времени значительно больше на впечатывание отметок в клетки4 (в довесок к тому, что учитель делал всегда и продолжает делать сегодня). Существующая практика ведения отчётности в нескольких вариантах одновременно (основной классный журнал и электронный инновационный журнал на портале «Дневник.ру»5) превращает и без того малопривлекательную на сегодняшний день работу учителя в ад. Ни один нормальный учитель

4 Отметим, что в регионах скорость передачи данных

в сети Интернет оставляет желать лучшего. Напечатаешь в клетке отметку, введёшь её, а потом ждёшь, когда же эта отметка будет принята сервером и можно будет вводить следующую. Удовольствие от такой работы весьма сомнительное.

во время урока не будет работать с электронным журналом. Во время урока он занимается уроком и детьми.

Во время урока учитель не должен свой взгляд и своё внимание переключать от класса и учебного материала на экран монитора. Категорически не должен. Учительский труд — это работа глаза в глаза, и никак иначе. Если дети не видят глаз учителя, то в его ухо (или профиль) они смотреть не будут, а соответственно и о каком-то их внимании к уроку и речи быть не может. К сожалению, инициаторы подобных инноваций этих простых вещей не понимают, они же уроки не ведут.

Поскольку нормальный учитель во время урока электронным журналом с портала «Днев-ник.ру» не занимается, то он вынужден заниматься им в ущерб внеурочного, скрытого от посторонних глаз рабочего времени. Что это за время?

Во-первых, это перемены между уроками. Смею напомнить, что учитель он вообще-то человек. Как бы многим сегодня не хотелось этого слышать, но учительская работа является весьма и весьма эмоционально нагруженной. По окончании урока учитель должен отдохнуть, он должен подготовиться к следующему уроку, он должен сходить в туалет, выпить чашку чая, а если он с классом дежурит по школе, то должен быть с детьми и дежурить. И не стоит забывать, что школа — это то место, в котором педагогам часто приходится разрешать различные ситуации, которые неожиданно могут возникать в детских коллективах.

Во-вторых, это время после уроков. Это время подготовки к урокам на следующий день, это время проверки тетрадей, а ещё, если учитель является классным руководителем (коих боль-

шинство), то это ещё и время выполнения задач, связанных именно с классным руководством. Увы, но инноваторы в шкуре учителя с нагрузкой в тридцать часов в неделю или более (при ставке восемнадцать, но на восемнадцать не прожить, да и работать в школе скоро станет некому) и классного руководителя, скорее всего, не оказывались, да и едва ли окажутся — не барское, простите, дело6.

А ещё учитель должен книжки читать, потому что он должен и сам развиваться, иначе он со временем превратится лишь в поставщика образовательных услуг (с коими нас сейчас позицирует власть) и перестанет быть Учителем в русском понимании этого слова.

5 На таких предметах как иностранный язык, технология, информатика класс в городской школе, как правило, делится на подгруппы, которые занимаются с разными учителями. И, как правило, учителя, работающие с подгруппами, ведут ещё свой личный журнал, потому что во время урока классный журнал у них часто физически не оказывается, он в это время находится у другого учителя, ведущего урок порой в другом конце школы или на другом этаже. Т.е. таким учителям приходится иметь дело с тремя журналами: классным журналом, своим журналом, журналом с сайта «Дневник.ру».

6 Гавриил Леви. Должность: генеральный директор проекта «Дневник.ру». Образование: В 1999 году

окончил Международную школу Герценовского университета и поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на факультет международных отношений. В 2001 прошёл конкурс в несколько тысяч человек на место и перевёлся в Колумбийский университет в Нью Йорке, который с отличием окончил в 2004-м, по двойной специализации Экономика/Компьютерные науки. Карьера: после окончания университета участвовал в создании одной из крупнейших он-лайн брокерских фирм в мире — Capital Market Services LLC. В компании отвечал за управление проектами по разработке всей линейки продуктов, включая флагманскую торговую платформу Visual Trader. За 5 лет компания выросла от стартапа до крупного бизнеса — 100 000 клиентов, $500 миллиардов оборота торговых сделок в месяц,

8 глобальных офисов, включая R&D центр на 70 человек и Европейский офис продаж в России, который Леви создал и возглавлял с 2007 года. В 2010 году CMS была продана Gain Capital, а Леви вошёл в консультационный совет объединённой компании. В 2009-м, вместе с группой талантливых программистов и экспертов из области образования, Леви запустил «Дневник.ру» — проект, который должен произвести революцию в образовании, сделав его технологичным, актуальным и доступным для всех. На посту генерального директора Леви отвечает за стратегию, операционное планирование, создание команды и глобальное развитие. (Источник: http://company.dnevnik.ru/ speakers/) Увы, но человек, который собирается провести революцию в образовании, какое отношение к образованию имеет?

При такой ситуации с рабочим временем учителя ему приходится это время «оптимизировать», что идёт во вред его главной работе (меньше времени на подготовку к урокам, тетради начинают проверяться реже, на работу с классом времени не остаётся). Любое ускорение естественной биологической скорости выполнения операций, которая у каждого человека своя, если перестаёт быть эпизодическим и становится систематическим, не является благом для человека, поэтому подобная «оптимизация» очень сильно вредит и психологическому, и соматическому здоровью человека, не говоря уже об ухудшении его зрения. Либо работа над заполнением журнала с портала «Дневник.ру» откладывается на время, когда «всё главное уже сделано». И тогда учитель заполняет электронные клетки либо до позднего вечера в школе, либо до поздней ночи дома. Тем самым давая возможность инноваторам забрать у него личную жизнь и здоровье, превратив его фактически в раба образовательных услуг7. Учитель загоняется в потогонную систему, в которой не до творчества в профессии, не до саморазвития, не до мыслей о чём-то высоком. В потогонной системе главное выжить и по возможности быстро ноги не протянуть.

Про то, что, приходя вечером домой, учитель должен посвящать время своей семье (а не общению в режиме on-line с родителями учеников и заполнению электронных клеток оценками), инноватора-ми от образования весьма старательно замалчивается, а возможность «из дома» заниматься общением с родителями подаётся чуть ли не как благодать. Ведь главное — предоставление образователь-

7 Смею напомнить, что традиционно в основе оплаты труда учителя лежит количество уроков, проводимых им в неделю (при переходе к НСОТ при расчёте основной части зарплаты школьными бухгалтериями этот принцип по-прежнему является доминирующим, потому что он понятен), а всё скрытое рабочее время (кроме времени на подготовку к урокам, которое включено в оплату урока, и времени на работу классного руководителя), как правило, остаётся скрытым, и от оплаты в том числе.

ных услуг населению! А учитель, его личная жизнь, его родные дети, его здоровье... так ведь он всего лишь поставщик образовательных услуг8...

Влияние «Дневника.ру» на эффективность воспитания

А теперь посмотрим на проблему электронных оп-Нпе-дневников с точки зрения их влияния непосредственно на детей.

Для начала несколько простых педагогических смыслов обычного бумажного дневника (если же, конечно, классный руководитель, учителя и родители следят за тем, чтобы он вёлся).

Дневник для ребёнка является не только местом, куда записываются домашние задания, но и является его основным документом в учебной работе. И очень важно с начальной школы формировать отношение к нему именно как к документу. Аккуратное ведение дневника, за чем должны следить взрослые, дисциплинирует ребёнка. Дневник является не просто посредником между учителем и родителем, а посредником, который в руки родителю передаёт сам ребёнок. Это очень важный момент. Такой дневник материален, он хранит в себе множество следов, оставленных самим учеником, его родителями, учителями. Он как документальная книга жизни ребёнка на протяжении учебного года.

Плохая отметка в дневнике появилась, или запись учителя о недостойном поведении, обычному среднестатистическому ребёнку (не махровому двоечнику, которому всё равно) необходимо время для того, чтобы пережить эту ситуацию, понять, каким образом он будет разговаривать с родителями. Возникает ситуация выбора одного из нескольких путей дальнейших его действий: как поступить? что сказать

8 К сожалению, учителя своей социальной пассивностью сами позволяют загнать себя в образовательное рабство.

родителям? как описать ситуацию? а может, ничего не говорить, а выучить, завтра исправить отметку и тогда сказать, что сегодня «пять», хотя вчера была «два», но это уже неважно, потому что сегодня «пять»... Выбор того или иного пути зависит от внутренних установок ребёнка, сформированных у него родителями, учителями, людьми его ближайшего окружения. На таких выборах ребёнок учится принимать на себя ответственность. И без таких выборов взросление невозможно. Прожить ситуацию, пережить её во внутреннем с собой диалоге, сделать выбор дальнейших поступков в отношении этой ситуации, принять на себя ответственность за этот выбор, пойти по пути выбора, хотя бы может быть и понимая, что если сделанный выбор с точки зрения родителей является предосудительным, то за него, возможно, придётся ответить — всё это есть не что иное, как очень важные шаги взросления.

Если же исключить бумажный дневник как посредник и некоторую отсрочку во времени между школьным событием и тем, когда о нём узнают от самого ребёнка и(или) из бумажного дневника, а сделать уведомление родителей мгновенным (например, SMS-сообщение или письмо в электронной почте с портала электронного дневника), то ребёнок, принимая как данность, что родители уже и так всё знают, уже не осмысливает произошедшее, в этом отпадает необходимость, не ищет путей дальнейших своих действий, а соответственно не принимает на себя ответственности за свой выбор, и либо готовится к обороне (которая может быть как и активной — ребёнок ищет и находит оправдания и виноватых, так и глухой — ребёнок ставит стену и постепенно-постепенно удаляется от родителей), либо вообще перестаёт реагировать на оценки даже как на раздражитель (ведь всё равно накормят, напоят, оденут, а мобильный телефон и Интернет оплатят). Та цепочка шагов, которые должен проходить ребёнок, проживая и переживая отметку «по пути домой», в этом случае просто исключается.

Информация для родителей о ребёнке в отношении его отметок, поведения (если речь не идёт о криминальных событиях) должна передаваться от учителя родителям только че-

рез самого ребёнка устно либо посредством обычного дневника. Если же это происходит напрямую (без посредничества самого ребёнка), например средствами ИКТ, то является не чем иным как механизмом слежки.

Тотальный контроль — явление очень страшное по своей сути. Родители, которые окружили ребёнка таким тотальным контролем и пытаются отслеживать все его шаги, очень рискуют. Выделим два результата такого контроля.

Результат первый: для того, чтобы ребёнок вырос самостоятельным, ответственным, волевым, мог критически оценивать себя и мир вокруг себя, совершенно необходимо, чтобы он рос в пространстве, которое требует от него проявления этих взрослых черт характера и способностей. Слежка же за ребёнком сводит к нулю вообще какую бы то ни было потребность в их проявлении, а соответственно в развитии этих черт и способностей. Поэтому она открывает прямой путь к несамостоятельности, безответственности, безволию, неспособности к рефлексии, но при этом к стопроцентной управляемости (и не только родителями). Наивно полагать, что по окончании официального детства, во время которого ребёнок всё время находился в ситуации такого вселенского контроля, он вдруг станет взрослым, то есть вдруг приобретёт «взрослые» черты характера и способности, перечисленные выше. Уверяю вас, не приобретёт.

Результат второй: ребёнок, зажатый в тисках такого тотального контроля, в конечном итоге, когда его просто всё достанет, развернётся и уйдёт. Не обязательно он может уйти на улицу, на первых порах он просто потеряет эмоциональный контакт с родителями, а при первой открывшейся перед ним возможности отстранится от них и физически. Хотите такого исхода событий?

Создайте вокруг ребёнка тотальный контроль, а в качестве одного из инструментов такого контроля используйте «Дневник.ру».

А если смотреть на проблему чуть шире и дальше, то такое принудительное приучение сегодняшних школьников нашей большой страны к тому, что их жизнь, в её весьма значительной части, отслеживается, ведёт в недалёком будущем к получению поколения «не взрослых», то есть не самостоятельных, безответственных, безвольных, критически не оценивающих происходящее с ними и вокруг них людей, но которыми очень легко манипулировать. А со стороны государства создание подобных сервисов, а по большому счёту структур слежки, есть не что иное, как укоренение в сознании людей (нынешних школьников) ситуации, в которой тотальный контроль является нормой, а это есть не что иное, как путь к полицейскому государству. И я не поверю, что идеологами запуска подобных «инноваций» этот сценарий не просчитывается, и в нём нет заинтересованности групп людей, цель которых безграничная власть. Скромно полагаю, что большей части моих соотечественников идея полицейского государства не придётся по душе. Вот от этого очень бы хотелось предостеречь не только родителей, но и политиков. Есть грань, которую перешагивать нельзя. Иначе мы сами себя уничтожим.

Традиция против

информатизации

Что касается доступности информации о домашних заданиях детям и родителям, о которых так ратуют создатели подобных сервисов, то, опять, возвращаясь к педагогической целесообразности, действительный смысл имеет именно запись задания в обычном бумажном дневнике (документе ученика), сделанная рукой ученика. Этот смысл и в дис-циплинировании, и в акценте «я должен записать задание в дневник», а не «мне должны записать задание в электронный дневник»

(проблема приобщения к иждивенчеству). Ребёнок должен записывать задание сам, как, впрочем, и сам выполнять его, а не его мама вылавливать это задание в сети и делать его либо вместе с ребёнком, либо за него.

Наша большая страна очень разнородна. И образовательные ситуация вокруг какой-нибудь супер-пупер гимназии в большом городе и в обычной общеобразовательной школе в рабочем посёлке или деревне, в которых большинство трудоспособного населения едва сводит концы с концами, — слишком отличаются. Многие мои коллеги как городских, так сельских школ, с которыми приходилось на эту тему общаться, недоумевают, что их работа по заполнению «Дневника.ру» вообще непонятно для чего нужна. Единицы родителей туда заглядывают. В этой ситуации вообще получается, что заполнение «Дневника» нужно для самого «Дневника». То есть «Дневник» ради «Дневника». Но это уже нонсенс.

Вернусь к названию этого интернет-проекта «Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть «Дневник.ру». Обратите внимание, в названии нет слова «социальная сеть», а есть «школьная образовательная сеть». Но каким бы не было название, по сути, хотя и со специфическим школьным уклоном, это социальная сеть. А для любой сети важно, чтобы, зайдя в неё, пользователь как можно больше времени провёл в ней. Потому она и сеть. А может, лучше всё-таки отметки выставлять в простенький бумажный дневник, и домашние задания писать там же? А всем нам взрослым делать так, чтобы дети не в социальных сетях просиживали, тратя время на разглядывание фотографий знакомых и незнакомых людей, глупых видеороликов да вели бессмысленную переписку, а бежали бы на спортивные секции, в кружки технического творчества, в вокальные студии, в социальные отряды, да много ещё куда, но туда, где поменьше Интернета, а побольше реального общения глаза в глаза

детей и взрослых, побольше реальных дел, которые делают детей людьми.

И ещё. «Дневник.ру» — это ООО, то есть общество с ограниченной ответственностью, то есть по сути это коммерческое предприятие, и ни одно коммерческое предприятие не будет работать за идею на принципах волонтёрства. Цель коммерческого предприятия — зарабатывать деньги и получать прибыль. Когда организация получает прибыль силами своих работников, получающих от этой организации адекватную заработную плату, вопросов нет. Пусть работают. Что же получается с «Дневником»? Есть офис с администрацией, программистами, маркетологами и другими работниками. Есть непосредственно программная среда, хранящаяся на сервере и запущенная в сеть Интернет. По всей видимости, есть лобби в Министерстве образования РФ, которое имеет свой интерес в продвижении «Дневника» (поверьте, это всего лишь моё предположение и не более того, мне же про это само Министерство не рассказывало, и, как полагаю, не расскажет, но просто мы слишком хорошо знаем про откатную экономику и как запускаются в нашей стране многие проекты). И... и есть огромное количество школьных учителей всей нашей большой страны, которые в счёт своего времени заполняют электронные клетки «Дневника» — выставляют оценки учащихся. В каких-то школах учителя получают доплаты из премиального фонда школы за ведение «Дневника», но полагаю, что в большинстве школ (отмечу, что я опять всего лишь предполагаю) учителям просто сказали: «Вы должны!». Ни один учитель нашей большой страны, заполняющий электронные клетки в «Дневнике», не имеет никаких договорных отношений с ООО «Дневник.ру», он является всего лишь пользователем социальной сети, соответственно он не получает за свою работу заработную плату от ООО «Дневник.ру», то есть, по сути дела, эта деятельность учителя является подневольным трудом, а деятельность ООО «Дневник.ру» и тех, кто заинтересован в этой «инновации», по большому счёту является противоправной. А без этой армии бесплатных для ООО «Дневник.ру» работни-

ков существование этой организации смысла иметь не будет. То есть перед нами весьма умело выстроенная схема заработка, реализованная современным Остапом Бендером. А если воспользоваться лексиконом современного языка, то это есть не что иное как лохотрон по отношению к школьным учителям.

«Дневник.ру» — это социальная сеть. Любая социальная сеть предполагает добровольное участие в ней пользователей. И зададимся вопросом, а по доброй ли воле школьные учителя выставляют отметки в «Дневнике»? Что-то вот в своём окружении я таковых не знаю, они заложники давления администраций своих школ, которые в свою очередь являются проводниками политики вышестоящих организаций.

После своих уроков, которые я провожу по-честному, после того, как я подготовил уроки следующего дня, проверил детские письменные работы и выставил оценки за них в классный журнал, я хочу заниматься со своими школьными учениками внешкольной воспитательной работой, хочу читать, хочу петь, хочу сам заниматься спортом, потому что это просто жизненно важно, хочу воспитывать своих детей, хочу просто жить содержательно и интересно, а не сидеть перед компьютером и выполнять совершенно странную своим смыслом, забирающую драгоценное время жизни, силы и здоровье работу, после которой ни времени, ни сил на всё остальное вышеперечисленное просто не остаётся.

Всех, кто дочитал до конца эту статью, приглашаю на страницы моего авторского web-сайта «Стать Человеком» http:/ /статьчеловеком.рф/

Прямая ссылка на эту статью http:/ /статьчеловеком.рф/ ?page_id=704 НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.