Научная статья на тему 'Использование различных платформ дистанционного обучения в образовательном процессе современной школы'

Использование различных платформ дистанционного обучения в образовательном процессе современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
971
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИ ОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / ИН ТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИИ / DNEVNIK RU / DISTANCE LEARNING E-LEARNING / INTERNET TECHNOLOGIES DNEVNIK.RU / қАШЫқТА ОқЫТУ / ИНТЕРНЕТ ТЕХНОЛОГИЯЛАР / DNEVNIK.RU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрук А. В.

Рассматриваются методы организации дистанционного обучения в школе средствами различных интернет-сервисов, а так же совершенствование дифференцированного подхода обучения, индивидуализации образовательного процесса в свете гуманистической парадигмы образования. Описаны способы дистанционного взаимодействия с учащимися, которые вынужденно пропускают занятия по различным причинам, с учащимися, которые регулярно посещают занятия, но не демонстрируют полноценную успеваемость. Приведены примеры использования интернет портала «Дневник.ру» как основной площадки для дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование различных платформ дистанционного обучения в образовательном процессе современной школы»

Oü

Вестник «Орлеу^-kst

Кондрук А.В.,

старший преподаватель ФАО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 сездер: цашыцтан оцыту, e-learning, интернет технологиялар, Dnevnik.ru.

Ключевые слова: дистанционное обучение, e-learning, интернет технологии, Dnevnik. ru.

§ Keywords: distance learning, ^ e-learning, Internet technologies, § Dnevnik.ru.

&

Й -Q

I

X

о

m

о x

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЛАТФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Ацдатпа

Мектепте тYрлi интернет-сервистер аркылы кашыктан окытуды ^йымдастыру эдiстерi, окытудыц дифференциациялык амалын жетiлдiру, окытуды i3-гiлендiру парадигмасы т^ргысынан бiлiм беру YPдiсiн жекелендiру карастырылады. ТYрлi себептер бойын-ша сабактан калуга мэжбYP окушылармен, сабакка теракты катысатын, бiрак толыкканды Yлгерiмдi кер-сете алмайтын окушылармен езара кашыктык эрекет ету тэсiлдерi суреттеледi. К^ашыктан окыту Yшiн не-пзп алацкай ретiнде «Дневник.ру» интернет порта-лын пайдалану Yлгiлерi келтiрiлген.

Аннотация

Рассматриваются методы организации дистанционного обучения в школе средствами различных интернет-сервисов, а так же совершенствование дифференцированного подхода обучения, индивидуализации образовательного процесса в свете гуманистической парадигмы образования. Описаны способы дистанционного взаимодействия с учащимися, которые вынужденно пропускают занятия по различным причинам, с учащимися, которые регулярно посещают занятия, но не демонстрируют полноценную успеваемость. Приведены примеры использования интернет портала «Дневник.ру» как основной площадки для дистанционного обучения.

Annotation

Methods of how to organize school distance learning by means of various Internet services, of differentiation in learning, of educational process individualization from the view of humanistic paradigm of education are considered. Ways of distance interaction with pupils who miss classes because of various reasons, with pupils who regularly attend classes, but don't show full-fledged progress are described. Examples of using «Дневник.ру», Internet portal as main platform for distance learning are given.

Вестник «Орлеу^-kst

Дистанционное обучение - это различные модели, методы и технологии обучения, при которых педагог и обучающийся пространственно и во времени разделены, поэтому создается среда, с помощью которой происходит их общение. Эта среда может представлять собой получение материалов посредством почты, факса, телефонной связи, учебных телевизионных программ, учебных материалов на дисках, использования ресурсов Интернет, цифровых образовательных ресурсов [1].

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и компьютерных средств связи, которые снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между педагогом и обучающимися [2]. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала - графика, звук, анимация, видео. Множество компьютерных обучающих и контролирующих программ помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала [3].

В ходе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг, с помощью которых педагог решает свои дидактические задачи:

• Электронная почта - общение между педагогом и обучающимся (рассылка учебных заданий, вопросы учителя и к учителю). Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

• Пересылка данных (FTR- серверы).

• Гипертекстовые среды (WWW-серве-

ры) - размещение учебных материалов, организованных в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-докумен-тах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

• Ресурсы сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы) используются как богатый иллюстративный и справочный материал.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель, в зависимости от успехов ученика, может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно [4].

На данный момент разработан целый ряд сервисов, платформ и ПО для организации дистанционного обучения обучающихся. Выбор достаточно велик. Опти- w мальным решением для школы, которая на щ данный момент еще не подключена к си- g стеме E-learning, может стать информаци- ^ онная образовательная среда Дневник.ру. g

Проект «Дневник.ру» предлагает ряд ¡3

о

инструментов для организации дистанци- о онного процесса обучения, что позволяет & школьникам, находясь дома, не прерывать ^ учебный процесс, проявить способности Й

к самостоятельному изучению предметов, В

ж

перенести все классные мероприятия в ^ виртуальное пространство и участвовать в ^ них дистанционно. §

1. Объявления, новости школы и клас- Й

Вестник «Oрлеу»-kst

са (для оперативного информирования пользователей школы о начале и продолжительности процесса дистанционного обучения, а также для публикации другой организационной информации используется функция «Объявления» или новостной блок на профиле школы или на профиле класса).

2. Группы, события (для объединения всех материалов организационного и методического характера, связанных с процессом дистанционного обучения, организовывается школьная группа/событие).

3. Файлы, Страницы (здесь располагаются материалы для самостоятельного изучения учащимися, на которые впоследствии можно сослаться в описании домашнего задания, а также организационные документы и гиперссылки на сторонние ресурсы).

4. Библиотека, Медиатека (это готовые сборники вспомогательных материалов по различным дисциплинам с круглосуточным дистанционным доступом).

5. Домашние задания.

С помощью функции «Домашние задания» учитель может выдавать как групповые, так и индивидуальные задания по предмету и контролировать ход их выполнения. Ученики, дистанционно выполнив задание, сразу могут отправить результаты « учителю. Удобный пошаговый мастер соз-X дания домашнего задания позволяет про-т извести настройку вида оценки, даты ис-^ полнения, наличия проверки, а также дать м полное описание или прикрепить файл с ¡3 готовым заданием. На странице домаш-о него задания есть функционал, который & позволяет изменять его статус, оставлять ^ комментарии, давать индивидуальные кон-Й сультации. Все действия ученика и учителя

сохраняются и записываются в журнал. 9 Родители также могут видеть и контро-^ лировать выполнение выданных их детям О домашних заданий.

6. Форумы (для групповых консульта-

ций и обсуждений вопросов, связанных с организацией дистанционного обучения), личные сообщения (для индивидуальных консультаций).

7. Тесты

Конструктор тестов - эта опция сети «Дневник.ру» позволяет учителю осуществить полноценный контроль знаний по предмету, независимо от местонахождения учащегося. Мастер создания теста позволяет произвести различные настройки: доступа, условий прохождения, возможности использования частей теста другими пользователями и другие; позволяет создать вопросы трех типов (закрытый, открытый, смешанный) и прикрепить к ним медиа-файлы. Каждый тест имеет отчет по его прохождению пользователями с информацией о личных данных, времени прохождения, результатах. С помощью такого теста очень удобно дистанционно проводить контрольные и самостоятельные работы.

Сервис удобен тем, что каждый ребенок может в удобное для него время зайти в группу, где организовано обучение и выполнить задание очередного занятия, а также при необходимости вернуться к уже изученному материалу. В рамках каждого занятия участник получает как лекционный материал, так и тренировочный (упражнения или тесты).

Все перечисленные функции данного проекта можно активно использовать в своей работе. Сочетаясь между собой, они и создают платформу дистанционного обучения.

Основные направления деятельности:

• ведение электронного журнала (выставление оценок и размещение домашних заданий);

• ведение дистанционных уроков;

• подготовка учащихся к итоговому контролю по какой-либо теме, а также непосредственно контроль освоения знаний по теме;

• проведение дополнительных консуль-

Вестник «Oрлеу»-kst

таций по освоению текущего материала;

• взаимодействие с учениками и родителями.

Использование возможностей дистанционного образования в работе учителя повышает эффективность процесса обучения, позволяет вывести процесс взаимодействия учителей и учеников на новый уровень, освоить новые формы урока.

Важными отличиями учебной деятельности в сети «Дневник» являются:

1. Увеличение возможности удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей школьников. Границы дистанционного урока ограничены рамками тем условно. Ученик, действуя по предложенной учителем схеме, может, привлекая дополнительные ресурсы, открыть новые грани учебного предмета, найти другое решение поставленной задачи.

2. Создание условий для реализации новых видов учебной деятельности учащихся. Возможности сайта позволяют разнообразить учебную деятельность в сети Интернет. Кроме учебника и тетради ученик работает с файлами сайта, выложенными к данному уроку, а также с ресурсами Интернета, может сам создавать и предлагать для изучения образовательный продукт по теме.

3. Сказанное на уроке забывается, кем-то может быть не услышано совсем; чтобы вернуться к материалу урока, нужно найти информацию в учебнике, но на уроке она может быть дана в ином виде, с привлечением дополнительного материала. Здесь работа на уроке остаётся в сети, к уроку можно вернуться, перечитать, обдумать, вспомнить.

4. Ученик сам выбирает время, место работы, имеет возможность не торопиться, привлечь дополнительный материал по теме. Если ребёнок стесняется высказываться в открытую на форуме (как стесняется высказаться при классе), то можно высказаться в личных сообщениях учителю.

5. Неограниченные возможности для участия. Число учащихся и их вклад в работу не может ничем ограничиваться, только желанием самого ребёнка, а на традиционном уроке спросить и выслушать 20-25 человек, да ещё по несколько раз невозможно.

6. Привлечение учащихся других классов. Участвовать в дистанционных уроках могут и ученики других классов, в традиционной форме это встречается редко. Для использования в работе этой социальной сети нужно только подключение к Интернету.

Регистрация и использование ресурсов сайта бесплатны, просты в использовании. В перспективе возможно использование возможностей сайта в обучении детей, находящихся на домашнем обучении, проведении дистанционных олимпиад, конкурсов. Также с помощью сайта «Дневник» возможна дифференцированная работа с одарёнными и слабоуспевающими учащимися.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовтенко, М.А. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности [Текст]/М.А. Бовтенко. - М.: Омега-Л, 2010. - 380 с.

2. Мэксин Меллинг. Электронное обучение. Рекомендации руководителям [Текст]//Мэксин Меллинг.— Москва, Оме- § га-Л, 2010.- 224 с. ^

3. Усенко, Д.Ю. Цифровая система ор- о ганизации и поддержки образовательно- ^ го процесса[Текст]/Д.Ю. Усенко // Новые о информационные технологии в образовании. Сб. материалов VII Международ. ^ науч.-практ. конф. «Использование про- о граммных продуктов фирмы «1С» в инно- Ё вационной деятельности учебных заведе- § ний» 30-31 января 2007 г. М., 2007. - 469 с. я

4. Андреев, А. А. Введение в дистан- К ционное обучение[Текст]: Учебно-методическое пособие./А.А. Андреев. — М.: ВУ, О 1997. Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.