МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
УДК 78.071
С. П. Галицкая
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ В УЗБЕКИСТАНЕ
нашем доме сохранилось не очень много фотографий, в основном это фото родных и друзей. Среди остальных особое место занимает фотография Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975), черно-белая, средней величины (18x12,5 см). Дмитрий Дмитриевич изображен на ней по пояс, в профиль, с небольшой пиалой в руках. На обороте фотографии незнакомым почерком довольно небрежно написано: «Д. Шостакович в Ташкенте. 1964 год. «Ташкентская весна». Чай в «Парке Победы». Фото С. Погосова»1. Этот снимок послужил поводом к осмыслению влияния деятельности выдающегося композитора на развитие узбекского музыкального искусства и науки.
«Ташкентская весна» - музыкальный фестиваль. Фестиваль 1964 г. памятен всем узбекским музыкантам и исследователям, так как стал основанием череды этих мероприятий в Узбекистане. В концертах «Ташкентской весны» особое внимание уделялось творчеству ведущих советских композиторов, причем одно из первых мест здесь занимали произведения Д. Д. Шостаковича2. На эти праздники музыки нередко приглашались авторы исполняемых сочинений. Так, в 1964 г. здесь присутствовали Д. Д. Шостакович, А. Хачатурян и некоторые другие3.
Сама я, будучи преподавателем Ташкентской государственной консерватории им. М. Ашфари на кафедре теории музыки, во время приездов великого советского композитора в Узбекистан не имела возможности лично с ним общаться и соответственно получить фотографию из его рук. Но благодаря педагогу нашей кафедры Максиму Степановичу Ковбасу (большому любителю собирать фото самого различного содержания, в первую очередь связанные с нашей консерваторией и кафедрой теории в том числе), снимок попал в наш дом.
© С. П. Галицкая, 2019
Следует отметить, что к тому времени имя Дмитрия Дмитриевича Шостаковича было широко известно в республике, и не только среди музыкантов. 23 июня 1942 г. в зале Узбекского театра оперы и балета симфонический оркестр Ленинградской государственной консерватории исполнил Седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича («Ленинградскую») под управлением профессора И. А. Мусина. Это было второе ее исполнение - вскоре после первого, прозвучавшего под управлением К. И. Элиасберга в блокадном Ленинграде. Седьмая симфония и посвящена этому городу (см. об этом газету «Правда» от 29.03.1942, а также [1, с. 115-117] и др.).
Вряд ли можно сомневаться, что для музыкальной культуры Узбекистана исполнение Седьмой симфонии было чрезвычайно значительным событием, не менее (если не более!) важным, чем исполнение в ноябре 1939 г. в Ташкенте же Первой и Пятой симфоний композитора. Напомним также, что основной состав Ленинградской консерватории в августе 1941 г. был эвакуирован
В
в Узбекистан — в Ташкент. Композитор переписывался со своими друзьями и коллегами, был в курсе их проблем, радостей, творческих планов. Здесь, в эвакуации, вскоре после исполнения Седьмой, в Ташкенте 2 октября 1942 г. скончался учитель Дмитрия Дмитриевича профессор JI. В. Николаев, также эвакуированный в Ташкент. Весной следующего - 1943 - года композитор в память о нем создал Вторую фортепианную сонату (си-минор, ор. 61) [1, с. 17-18, 124-125].
Нет необходимости говорить о том, что многоплановое, новаторское по своей сти-листико-содержательной сути, высочайшее по художественному уровню, весьма разнообразное в жанровом отношении творчество Шостаковича было своеобразным маяком для композиторов всех союзных республик, в культуре которых формировались национальные композиторские школы. Однако в контексте настоящей статьи следует подчеркнуть, что в развитии этих школ в республиках Средней Азии особую роль сыграли не только творчество, но и активная творческая и гражданская позиции композитора. Особенно отчетливо они проявились на VII Международном конгрессе (Москва, 1971). В ходе серьезной дискуссии, начатой А. Даниелу (руководитель Института сравнительного музыковедения в Западном Берлине), в принципе отрицающим возможность взаимодействия между культурами, основанными на западной многоголосной и восточной монодийной системах, Д. Шостакович «констатировал реальность тенденции к объединению "тональных" и "модальных" принципов в современном композиторском творчестве» [3, с. 6]). Это мнение маститого профессионала несомненно, способствовало укреплению позиций композиторского творчества, вырастающего на почве традиционных монодийных культур.
Известно, что в среднеазиатских республиках СССР национальное композиторское творчество начало складываться в целом с середины 30-х гг. XX в. В этом процессе первостепенную роль играли прибывшие -в различное время - представители русской (советской) композиторской культуры. Они не только писали произведения, отвечающие новым, актуальным для этих республик художественно-культурным требованиям — созданию системы «национальной композиторской интонационности» (естественно, в Узбекистане - узбекской), но за-
нимались воспитанием молодых музыкантов, в том числе студентов-композиторов, а также организацией различного рода музыкальных мероприятий, позволяющих как специалистам, так и широкой публике знакомиться с достижениями советской музыкальной культуры. Они уделяли внимание собиранию, отчасти и изучению традиционной музыки так называемых «коренных» народов республик.
В Узбекистане среди таких композиторов прежде всего следует назвать В. А. Успенского (1879-1949), Г. А. Мушеля (1909-1989), А. Ф. Козловского (1905-1977) и некоторых других.
Чрезвычайная значимость вклада Д. Д. Шостаковича в мировую и отечественную музыкальную культуру, в том числе и в активно развивающееся композиторское творчество Узбекистана, подчеркивается вниманием музыкальной науки, публицистики, а также учебно-справочной литературы к музыке композитора. О различных аспектах его деятельности, прежде всего собственно композиторской, весьма активно писали как при жизни Дмитрия Дмитриевича, так и в последующее время. В Узбекистане создано немало научных работ о творчестве Д. Д. Шостаковича, о его значении для узбекской культуры. Об этом на протяжении десятилетий писали, а также говорили в своих устных сообщениях и в ходе учебных занятий по различным специальностям и дисциплинам многие музыковеды республики. Среди них назовем И. А. Акбарова, Г. А. Бал-тер, Т. С. Вызго, Т. Б. Гафурбекова, И. Г. Галущенко, А. X. Джаббарова, М. Ю. Дубровскую, Ф. М. Кароматова, А. Я. Коральского, Ю. Г. Кона, Я. Б. Пек-кера, В. Печейкина, Ю. Н. Плахова, Н. С. Янов-Яновскую и др. Добавим, что в свое время к их числу принадлежала и автор настоящей статьи. Их научная, а также публицистическая деятельность, прежде всего и главным образом посвящена различным проблемам как традиционной, так и композиторской музыкальной культуры Узбекистана (шире - некоторых регионов Востока). То же следует сказать и о многих их учениках - студентах ТГК им. М. Ашрафи. Естественно, тематика работ учащихся была шире - с учетом требований официальных учебных планов.
Важнейшие вопросы истории и теории композиторской музыки Узбекистана, трак-
туемые в трудах музыковедов республики, прямо или косвенно всегда были сопряжены с национальной спецификой музыкально-ин-тонационного многоголосного языка композиторских сочинений, опирающегося на так называемый принцип претворения в композиторской музыке закономерностей музыки узбекской традиционной, монодийной по своей природе. Это, как известно, обеспечивало национальное интонационное своеобразие, «национальное лицо» узбекской композиторской школы. Данный момент неизменно трактовался как чрезвычайно важный, успешное решение которого имело не только собственно художественно-культурное, но и некое политическое значение.
Разумеется, формирование разнообразных закономерностей (интонационно-языковых, формообразующих, жанровых и др.) в контексте исторически новой узбекской композиторской школы, равно как и довольно многочисленных других так называемых «молодых национальных композиторских школ» (МНКШ) - процесс более чем сложный, протекавший в тесном взаимодействии традиционной музыки конкретного этноса с мировым композиторском творчеством. Фигурирующее здесь именование — МНКШ - широко используется М. Н. Дрожжиной в монографии «Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века», опубликованной в Новосибирске в 2004 г. а также в созданной на ее основе одноименной докторской диссертации, успешно защищенной в НГК (академии) им. М. И. Глинки в 2005 г. [3]. В данных трудах имеется немало глубоких и важных соображений, раскрывающих эту интересную и по сей день актуальную тему.
Еще раз подчеркнем, что обозначенные выше формирование и развитие МНКШ протекали и протекают в многоплановом, многослойном взаимодействии с мировым и отечественным композиторским творчеством. В этом процессе на передний план выступают наиболее крупные, значимые личности композиторов, которые оказывали непосредственное и самое активное воздействие как на музыкально-творческие процессы, так и на всю - прежде всего гуманитарную - культуру тех или иных стран, а также мира в целом. Среди таких личностей, несомненно, одной из первых необходимо назвать Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Что касается Узбекистана, то здесь ситуация обстояла аналогичным образом. Глубокое и многостороннее влияние творчества Д. Д. Шостаковича на становление узбекской композиторской школы, как представляется, вполне осознавалось и так или иначе обсуждалось музыкальным сообществом республики, конечно, прежде всего музыкантами-профессионалами. В научном плане эта проблема рассматривалась такими известными в Узбекистане учеными, как Т. С. Вызго, Т. Б. Гафурбеков, А. X. Джаббаров, Н. С. Янов-Яновская и некоторыми другими. Специфическая результативность и своеобразие воздействия музыки Д. Д. Шостаковича на творчество узбекских композиторов обстоятельно и интересно подчеркивались, например, в связи с деятельностью крупного узбекского композитора М. М. Таджиева, который весьма существенно обогатил музыкальную куль-туру республики.
Об особой значимости творчества Д. Д. Шостаковича в контексте художественной культуры Узбекистана свидетельствует и тот факт, что различные его (творчества Шостаковича) аспекты становились нередко объектом рассмотрения и в учебно-образовательных трудах — дипломных и курсовых работах студентов, главным образом музыковедов. Так, дипломная работа автора данной статьи, написанная под научным руководством Ю. Г. Кона, а затем Г. А. Балтер и защищенная в 1957/58 учебном году в ТГК им. М. Ашрафи, была посвящена исследованию знаменитого полифонического цикла Д. Д. Шостаковича «24 прелюдии и фуги», изданного в Москве в 1952 г. Сам Дмитрий Дмитриевич по поводу этого своего сочинения говорил, что после незабываемого баховского «Хорошо темперированного клавира» до середины XX в. аналогичного типа произведения не было создано4; поэтому «надо было продолжить традицию» (см. об этом: [4, с. 308]).
Естественно, в Узбекистане о Д. Д. Шостаковиче особенно активно заговорили в связи со столетием со дня его рождения. Эта дата, как известно, широчайшим образом отмечалась в России. Более того, 2006 г. был объявлен у нас годом Шостаковича. В Узбекистане появились соответственного содержания статьи, опубликованные в самых распространенных изданиях. Назовем среди них русскоязычную газету «Правда Востока», которая всегда
привлекала к себе самое положительное внимание читателей особой значительностью многих фигурирующих в ней материалов. Упомянем — в связи со столетним юбилеем гениального композитора — опубликованные в этой газете содержательные статьи Валерия Печейкина «Ташкентская весна Шостаковича» и Ирины Галущенко «Музыка как зеркало эпохи» («Правда Востока» от 01.02.2006).
Отметим воспоминания известного в Узбекистане (а также в других среднеазиатских республиках) музыковеда А. X. Джаббарова, посвященные характеристике композиторской музыкальной культуры республики. В своем содержательном рассказе Ахмед Хамидович еще раз подчеркивает - в общем контексте существенную роль творческой деятельности гениального композитора в процессе становления и успешного развития композиторской культуры в Узбекистане как в прошлые, так и в последующие
годы. Эти воспоминания, изложенные в упомянутой выше статье В. Печейкина [5], размещенной на сайте Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации, получили чрезвычайное, более чем широкое распространение, в том числе и в России.
Завершая статью, следует подчеркнуть, что здесь не подразумевается исчерпывающее освещение заявленной темы, достаточно актуальной для российской музыкальной науки и предполагающей специальное масштабное исследование. В статье лишь намечены наиболее важные моменты, которые могут быть расширены и развиты в самых разных планах, в том числе фактологическом и культурологическом. Многосторонняя и глубочайшая значимость гениального творчества Д. Д. Шостаковича для современной отечественной и мировой музыкальной культуры, бесспорно, сохраняется в полной мере. В той же мере относится это и к музыкальной культуре Узбекистана.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В информационном поле широко известен другой снимок, сделанный на данном фестивале, где запечатлен момент посадки саженца дуба в Парке Победы.
2 Вряд ли следует напоминать, что его произведения всегда принадлежали к числу в высшей степени широко исполняемых, естественно, в контексте так называемой «серьезной» музыкальной культуры. Это имело место как при жизни композитора, так и после его кончины (в том числе и в наши
дни), как у нас в стране, так и за ее пределами (см. об этом, в частности: [2]).
3 Фестиваль с аналогичным названием, только
переведенным на узбекский язык («Тошкент бахори»), стал традиционным для современной узбекской музыкальной культуры. Этот Международный фестиваль оперы и балета, впервые проведенный в 2007 г., к настоящему времени состоялся четыре раза.
4 Имелись в виду русские и советские компози-
торы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилевич Л. Дмитрий Шостакович. Жизнь и творчество. - М.: Сов. композитор, 1980. - 301 с.
2. Дворниченко О. Дмитрий Шостакович. Путешествие. - М.: Текст, 2006. - 573 с.
3. Дрожжина М. Н. Молодые национальные композиторские школы Востока как явление музыкального искусства XX века:
Дис. ... д-ра искусствоведения. - Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М. И. Глинки, 2005. - 346 с.
4. Мейер К. Шостакович. Жизнь. Творчество. Время / Пер. с нем. Е. Гуляевой. - СПб.: БвСН-Композитор, 1998. - 359 с.
5. Печейкин В. Ташкентская весна Шостаковича // Правда Востока. 2006. 23 сент.
REFERENCES
1. Danilevich L. Dmitrij Shostakovich. Zhizn i tvorchestvo [Dmitry Shostakovich. Life and creativity]. Moscow, 1980. 301 p.
2. Dvornichenko O. Dmitrij Shostakovich. Puteshestvie [Dmitry Shostakovich. Journey]. Moscow, 2006. 573 p.
3. Drozhzhina M. N. Molodye natsionalnye kompozitorskie shkoly Vostoka kak yavlenie muzykalnogo iskusstva XX veka [Young national composing schools of the East as a phenomenon of musical art of the XX century]. Novosibirsk, 2005. 346 p.
4. Mejer K. Shostakovich. Zhizn. Tvorchestvo. 5. Pechejkin V. Shostakovich Tashkent spring. Vremya [Shostakovich. Life. Creativity. Pravda Vostoka [Truth of East], 2006,
Time]. Saint Petersburg, 1998. 359 p. 23 September.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Узбекистане
В настоящей статье предлагаются предварительные соображения о выдающейся роли композиторской и - шире - художественно-культурной деятельности Д. Д. Шостаковича в формировании и развитии музыкальной культуры республики, прежде всего культуры композиторской. Он дважды приезжал в Узбекистан, участвовал в самых различных музыкально-культурных мероприятиях. Непосредственное присутствие Дмитрия Дмитриевича, конечно, придавало им особый вес, способствовало значительному усилению творческой активности композиторов и музыковедов республики, а. также своеобразной «интенсификации» слушательской аудитории. Бесспорно, художественное творчество композитора оказало самое серьезное воздействие на становление и развитие так называемых молодых национальных композиторских школ (МНКШ) в республиках бывшего Советского Союза, в том числе среднеазиатских. В полной мере относится это и к Узбекистану. В статье представлены и осмыслены конкретные примеры и факты, свидетельствующие о всестороннем влиянии личности и творчества Д.Д. Шостаковича на развитие академической музыкальной культуры Узбекистана. Предлагаемые соображения фигурируют на более широком фоне, сопряженном со значением творчества гениального композитора в контексте отечественного и мирового музыкального искусства. Думается, они - эти соображения -в дальнейшем могут и должны быть расширены и углублены.
Ключевые слова: фотография Д. Д. Шостаковича, Ташкент, национальные композиторские школы, музыкальная культура Узбекистана, монодийная система.
Dmitry Dmitrievich Shostakovich in Uzbekistan
The present article offers preliminary considerations on the outstanding role of D. D. Shostakovich's composer and - more broadly - artistic and cultural activity in the formation and development of the musical culture of that republic, first of all, the culture of the composer. He came to Uzbekistan twice, participated in a variety of musical and cultural events. The direct presence of Dmitry Dmitrievich, of course, gave them a special weight, contributed to a significant increase in the creative activity of composers and musicologists of the republic, as well as a kind of "intensification" of the audience. Undoubtedly, the artistic creativity of the composer had the most serious impact on the formation and development of the so-called young national composer schools (YNCS) in the republics of the former Soviet Union, including Central Asia. This fully applies to Uzbekistan. The article presents and comprehends specific examples and facts that testify to the comprehensive influence of the personality and creativity of D. D. Shostakovich on the development of academic musical culture of Uzbekistan. The proposed considerations appear on a broader background, coupled with the knowledge of the genius composer in the context of domestic and world music. I think it - these considerations - can and should be expanded and deepened in the future.
Keywords: photo of D. D. Shostakovich, Tashkent, national composer schools, musical culture of Uzbekistan, monodic system.
Галицкая Саволина Паисиевна, доктор искусствоведения, профессор кафедры этно-музыкознания Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: liana88.51@mail.ru
Galitskaya Savolina Paisievna, Doctor of Art Criticism, Professor of the Ethnomusicology Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: liana88.51@mail.ru
Получено 03.12.2019