Научная статья на тему 'Для развития таможенной службы нужен научный подход'

Для развития таможенной службы нужен научный подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
131
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для развития таможенной службы нужен научный подход»

ИНТЕРВЬЮ

Для развития таможенной службы нужен научный подход...

Интервью с начальником Дальневосточного таможенного управления генерал-лейтенантом таможенной службы С.В. Пашко

Указом Президента Российской Федерации от 12.06.2011 № 797 «О присвоении специального звания высшего начальствующего состава сотрудникам таможенных органов РФ» начальнику Дальневосточного таможенного управления С.В. Паш-ко присвоено специальное звание генерал-лейтенанта таможенной службы.

— Уважаемый Сергей Викторович, Вы третий из семи начальников ДВТУ, после легендарных дальневосточных таможенников О.Н. Свиридова и В.А. Кирсанова, удостоены звания «генерал-лейтенант таможенной службы». Примите поздравления и поделитесь с читателями журнала, какими успехами отмечены результаты деятельности ДВТУ в 2011 году?

— Безусловно, получить звание генерал-лейтенанта исключительно за счет личных качеств невозможно. Это явилось результатом эффективной и напряженной работы всего Дальневосточного таможенного управления, которую отражают показатели за прошедший отчетный период. ДВТУ успешно выполнило задание трех кварталов 2011 года, перечислив в федеральный бюджет 133 миллиарда рублей (104 % от плановых показателей). Активно внедряются в практику новые технологии таможенного оформления, в том числе электронные.

По итогам первого полугодия 2010 года доля оформленных интернет-деклараций на постах, подключенных к системе ЭД-2, составляла 3,5 %. К октябрю 2010 года к системе электронного декларирования товаров и транспортных средств подключены все таможенные посты таможен Дальневосточного региона, в компетенцию которых входит принятие деклараций на товары. По итогам первого полугодия 2011 года доля интернет-деклараций достигла 75 %. Развивая данное направление и в целях совершенствования структуры таможенных органов, расположенных в ДФО, в соответствии с приказом ФТС России от 05.10.2010 № 1820, созданы и с 12 января 2011 года начали функционировать Владивостокский и Приамурский (Хабаровск) таможенные посты — Центры электронного декларирования. В перспективе данные посты на основании используемой технологии удаленного выпуска возьмут на себя в ДФО большую часть таможенных операций, связанных непосредственно с декларированием товаров.

Хорошие результаты и по правоохранительной деятельности. Цифры этого года по уголовным делам и административным правонарушениям превысили показатели прошлого года.

— Интеграционные процессы на пространстве России, Беларуси и Казахстана явились важнейшим событием прошлого года. Как повлияло создание Таможенного союза на работу дальневосточных таможенников?

— Все это время Дальневосточным таможенным управлением осуществлялась напряженная работа по обеспечению организации внешнеэкономической деятельности в условиях таможенного законодательства Таможенного союза. Поставленные задачи реализовывались таможенными органами ДВТУ в соответствии с положениями Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в рамках соответствующих планов, утвержденных на уровне ФТС России, ДВТУ и таможен региона. Деятельность таможенных органов, подчиненных ДВТУ, осуществлялась в тесном взаимодействии с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ в ДФО.

Первый год работы на основе Таможенного кодекса Таможенного союза показал готовность таможен дальневосточного региона выполнять поставленные перед ними задачи в условиях нового таможенного законодательства. Серьезных проблемных вопросов, связанных с практикой применения таможенного законодательства Таможенного союза, не отмечено.

В целом деятельность таможенных органов в новых условиях направлена на либерализацию внешнеэкономической деятельности, сочетая интересы бизнеса и эффективную систему государственного контроля.

Кстати, до конца года ДВТУ пополнится двумя инспекционно-дос-мотровыми комплексами, направленными с границы с Казахстаном, которые усилят дальневосточный участок границы. Так что список выгод от Таможенного союза можно дополнить и этим фактом.

— Повлияло ли открытие внутренних границ Таможенного союза на географию товарных потоков?

— География товарных потоков в основном не изменилась, есть тенденция к общему их увеличению. Кроме того, отмечено увеличение отправок транзитных товаров за пределы региона ответственности ДВТУ. Также Казахстаном реализуется проект по организации трансконтинентального автотранспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай», который будет проходить по территории Казахстана и России с выходом на страны Западной Европы. Возможно присоединение к реализации проекта других стран Центральной Азии, в том числе Узбекистана и Кыргызстана.

За 8 месяцев 2011 года в сравнении с аналогичным периодом 2010 года объем импорта товаров с территории КНР, декларируемых в регионе деятельности управления, увеличился более чем на 36 % (с 1623 тыс. тонн до 2520 тыс. тонн). Одновременно более чем в 2 раза увеличился объем товаров, ввезенных с территории КНР в регионе деятельности ДВТУ, перемещенных по процедуре таможенного транзита в иные таможенные органы (в 2011 году — 260 тыс. тонн,

за аналогичный период 2010 года — 125 тыс. тонн).

— Создание Таможенного союза напрямую связано и с реформированием таможенных органов Федеральной таможенной службы России. Насколько оно затронет Дальневосточное таможенное управление?

— В части реформирования остро стоит вопрос сокращения штатной численности. Есть конкретные цифры по сокращению аппарата управления. Но идет и работа по представлению встречных обоснованных предложений в ФТС России в части перераспределения численности в таможенные органы региона. Объемы товаропотоков на Дальнем Востоке растут, поэтому есть острая необходимость усиления штатов в первую очередь приграничных таможен и таможенных постов, в частности, Владивостокской таможни в связи с увеличением товаропотока, направленного на строительство объектов АТЭС. Кроме того, численность ДВТУ одна из минимальных после Северо-Кавказского и Уральского таможенных управлений.

— Какие перспективные цели стоят перед Дальневосточным таможенным управлением на ближайшее время? Какие из них связаны с предстоящим саммитом АТЭС-2012?

— Сегодня перед дальневосточными таможенниками стоят серьезные задачи: содействие развитию внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета

Российской Федерации, внедрение перспективных таможенных техно ло-гий, защита экономической безопасности страны, борьба с таможенными преступлениями и правонарушениями, в первую очередь с контрабандой и, конечно же, с коррупцией.

Выполнение этих задач проходит в условиях активного экономического и политического роста Дальнего Востока России. В 2012 году во Владивостоке впервые пройдет встреча глав государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Обеспечить достойное проведение этого форума предстоит, в числе прочих, и таможенным органам ДВТУ

Начиная с 2009 года таможенные органы принимают грузы, прибывающие для строительства объектов саммита на о. Русский, и оформляют их в кратчайшие сроки.

Ввоз товаров для подготовки и проведения саммита АТЭС осуществляется 15 участниками внешнеэкономической деятельности (9 из них зарегистрированы на территории Приморского края, 4 — в Москве, по одной компании в Омске и в Амурской области).

С начала 2011 года в регионе деятельности ДВТУ для саммита АТЭС-2012 ввезено на таможенную территорию Таможенного союза 186,4 тыс. тонн товаров статистической стоимостью 135,8 млн долл. США. Всего же с 2009 года ввезено 551,1 тыс. тонн товаров статистической стоимостью 240,8 млн долл. США.

— Какое место в перспективных планах работы Вы отводите

взаимодействию с Владивостокским филиалом Российской таможенной академии?

— Взаимодействие с ВФ РТА определено одним из ведущих направлений работы. Пример этого сотрудничества — проведенное 20 сентября 2011 года на базе филиала расширенное заседание Консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при ДВТУ в рамках «круглого стола» по теме «Развитие внешнеторговых связей Дальневосточного федерального округа в условиях укрепления Таможенного союза и подготовки к саммиту АТЭС-2012». К диалогу были приглашены представители администрации Хабаровского края, правительства Еврейской автономной области, законодательного собрания Приморского края, Ассоциации международного бизнеса, Торгово-промышленной палаты, представители научных кругов, крупные участники внешнеэкономической деятельности дальневосточного региона, руководители таможенных органов Дальнего Востока и Сибири.

В повестке «круглого стола» были актуальные проблемы, в том числе вопросы реализации на территории Дальневосточного федерального округа Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; развития перспективных таможенных технологий в ДФО; осуществления таможенными органами отдельных видов государственного контроля в связи

с передачей им полномочий в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2010 № 394-ФЗ; работы Дальневосточного таможенного управления в рамках предоставления государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

В ходе дискуссии были затронуты также вопросы укрепления внешнеторговых связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности с Китайской Народной Республикой, развития приграничной инфраструктуры, создания транспортно-логистических коридоров, разработки и внедрения инновационных технологий, содействия бизнесу в условиях Таможенного союза путем ускорения и оптимизации таможенных процедур и многие другие.

Встреча подтвердила заинтересованность в совместной работе. Позитивно и то, что сейчас в этот диалог включаются и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

— Как осуществляется ДВТУ реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации?

— Дальневосточное таможенное управление продолжает поэтапную реализацию Концепции таможенного

оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, рассчитанную до 2020 года. Концепция разработана Федеральной таможенной службой с целью защиты экономических интересов России и ее товаропроизводителей, оптимизации процессов таможенного оформления и совершенствования таможенного администрирования, развития приграничных регионов страны (в том числе создания новых рабочих мест, развитие сферы услуг и транспортного сообщения), а также снижения транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом Российской Федерации. Концепция предусматривает перераспределение таможенных операций между регионами в пользу приграничных субъектов Российской Федерации.

Реализация Концепции на территории Дальневосточного федерального округа связана с необходимостью понимания структуры таможенных органов Дальневосточного таможенного управления, влияние которой будет присутствовать при практической реализации управленческих решений. В большей части размещение таможенных органов сопряжено с особенностями округа, территория которого является регионом деятельности ДВТУ. В непосредственном подчинении ДВТУ находится 15 таможен, включая Дальневосточную оперативную таможню.

Таможни размещены в 9 субъектах ДФО и администрируют 36 % территории Российской Федерации. В ДФО расположено 65 пунктов пропуска, из них функционирующих 54.

В регионах деятельности каждой из таможен Дальневосточного региона имеются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации и, в целом, территориальное расположение подчиненных ДВТУ таможенных органов соответствует тезису: «Один субъект — одна таможня», за исключением Приморского и Хабаровского краев. При этом расстояния непосредственно от ДВТУ до 8 таможен региона превышают 1000 км, достигая максимально 4600 км (расстояние от ДВТУ доЧукотской таможни). В регионе деятельности ДВТУ находится 50 таможенных постов, которые тоже распределены относительно таможен с весьма большим разбросом до 850 км (Тындинский таможенный пост Благовещенской таможни и Нерюнгринский таможенный пост Якутской таможни). Более 500 км — 7 таможенных постов, более 100 км — 19 таможенных постов.

В целом регион деятельности ДВТУ характеризуется неразвитостью транспортной и социальной инфраструктуры, труднодоступно-стью большей части территории. При этом, к сожалению, в настоящее время в ДФО практически ни один пункт пропуска не соответствует требованиям обустройства, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008

№ 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации». Работа предстоит сложная, и она требует объединения усилий и участников внешнеэкономической деятельности, и государственных органов, и научного потенциала региона.

— Как известно, одним из ключевых моментов реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации является создание таможенно-логистических терминалов...

— Да, Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации предусмотрено создание в приграничных районах таможенно-логистических терминалов (ТЛТ).

Потенциальными местами возможного размещения таможенно-логистических терминалов в ДФО, с учетом акцента на их максимальное приближение к автомобильным, а также смешанным пунктам пропуска, применением технологии удаленного выпуска, являются площадки, расположенные в непосредственной близости от российско-китайской границы в пределах Приморского и Хабаровского краев, а также Амурской и Еврейской автономной

областей. Параллельно с действиями таможенных органов необходимо активизировать работу органов исполнительной власти субъектов ДФО в отношении как поиска инвесторов для строительства ТЛТ, так и оказания им содействия в части выделения земель, проектирования, решения вопросов энергопотребления и т. д.

Таможенное оформление и контроль товаров непосредственно на ТЛТ позволит повысить скорость и качество таможенного оформления, свести к минимуму расходы участников внешнеэкономической деятельности. Первый в Дальневосточном регионе таможенно-логистичес-кий терминал открылся в городе Благовещенске в сентябре этого года. До конца 2012 года предполагается перемещение таможенного поста МАПП Пограничный Уссурийской таможни на ТЛТ «Пограничный». В перспективе в Дальневосточном регионе будут созданы еще 6 ТЛТ: в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и Еврейской автономной области.

— Что бы вы хотели пожелать Владивостокскому филиалу Российской таможенной академии в плане взаимодействия с таможенными органами?

— Я считаю, необходимо вернуться к обсуждению общих с Владивостокским филиалом РТА направлений научной работы. Сегодня без нормального научного подхода говорить о развитии таможенной службы неправильно.

Требует активного взаимодействия и применение новых технологий таможенного оформления товаров, например, с применением ин-спекционно-досмотровых комплексов. Хороший пример взаимодействия с филиалом — как слаженно мы справились с проблемой ввоза на территорию Российской Федерации товаров, имеющих повышенный радиоактивный фон. Думаю, что Владивостокский филиал РТА мог бы помочь нам и в дальнейшем в вопросах эффективного применения технологий таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

Л. Стрикаускас, П. Стецуренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.