Научная статья на тему 'ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
длительность ночного сна / здоровье детей / факторы риска
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

80

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОЧНОГО СНА КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гузик Е.О.1, Малахова А.А.2

1Институт повышений квалификации и переподготовки кадров здравоохранения УО «Белорусский государственный медицинский университет», Минск, Республика Беларусь;

2ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья», Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова: длительность ночного сна; здоровье детей; факторы риска

Актуальность. Недостаточная длительность ночного сна у учащихся — широко распространённая и значимая медико-социальной проблема. Сокращение общей продолжительности сна становится всё более частым явлением и, возможно, связано с изменениями социально-экономической среды и образа жизни. Цель: определить факторы, способствующие недостаточной длительности ночного сна учащихся базовой и средней школы.

Материалы и методы. Нами с использованием специально разработанной анкеты анонимно проанкетировано 1983 учащихся 5-11-х классов (1095 девочек и 888 мальчиков в возрасте 10-18 лет). Для выявления приоритетных факторов риска, способствующих уменьшению длительности сна, рассчитывался относительный риск (RR).

Результаты. Установлено, что длительность ночного сна у учащихся 5-11-х классов в учебные дни составляет 480 [420; 540] мин, что на 120 мин меньше по сравнению с выходными днями (600 [540; 630] мин) (U-тест Манна-Уитни, р = 0,000214). В учебные дни минимальная длительность ночного сна у юношей 11-х классов и девушек 9-11-х классов и составляет 420 мин. Лишь 29% учащихся в учебные дни спит 9 ч и более (33,3% мальчиков и 25,1% девочек), при этом 7 и менее часов в сутки — 36,7% учащихся. С возрастом удельный вес учащихся, у которых ночной сон в учебные дни составляет 7 и менее часов, увеличивается (тест Пирсона %2 = 328,601; p = 0,000000). Если в 5-м и 6-м классах таких детей 19% и 15,8% соответственно, то к 11-му классу спит 7 и менее часов 61,9% учащихся.

К ведущим причинам недостаточной (7 и менее часов в сутки) длительности ночного сна следует отнести обучение в первую смену (RR = 2,45 [1,85-3,24]), чтение художественной (и иной) литературы 4 ч и более в день (RR = 1,98 [1,26-3,11]), использование компьютера, планшета, телефона для работы в режиме on-line (RR = 1,88 [1,46-2,43]). Среди детей, которым очень тяжело учиться в школе, в 1,7 раза чаще выявляется недостаточная длительность ночного сна по сравнению с детьми, которым учиться вовсе не тяжело (RR = 1,68 [1,40-2,01]). Среди занимающихся с репетитором 2 и более раз в неделю вероятность недостаточной длительности ночного сна в 1,6 раза выше (RR = 1,56 [1,42-1,72]), у имеющих 3 и более контрольных работ в неделю — в 1,5 раза (RR = 1,55 [1,37-1,75]).

Заключение. Для профилактики нарушений сна у детей целесообразны гигиеническая оптимизация режима дня, ограничение времени использования электронных устройств, нормирование учебной нагрузки с учётом индивидуальных способностей к обучению, повышение гигиенической грамотности учащихся, педагогов и их родителей в вопросах гигиены сна.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Гурьянова М.П., Храмцов П.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: здоровье; ребёнок; семья; здоровьесбережение

Актуальность. Семья играет особую роль в создании условий для социальной защищённости ребёнка, сохранения его полноценного физического и психического здоровья. Формирование здоровья детей в семье входит в число приоритетных задач государства и общества, определяют её национальную безопасность и человеческий потенциал. Цель: разработать концептуальные положения формирования здоровья ребёнка в семье.

Базы данных. Для разработки концептуальных положений формирования здоровья ребёнка в семье был проведён анализ исследований роли семьи в формировании здоровья ребёнка, системный анализ практики работы социальных педагогов по оказанию помощи семьям в здоровьесбережении детей, формулирование концептуальных положений формирования здоровья ребёнка в семье.

Результаты. Концептуальные положения формирования здоровья ребёнка в семье включают рассмотрение семьи как основного социального института, ответственного за укрепление и охрану здоровья ребёнка; необходимость научения и обучения ребёнка правильному образу жизни с раннего детства; приучение ребёнка постоянно заботиться о своём здоровье, привитие полезных гигиенических привычек для последующего здоровьесберегающего поведения ребёнка; создание благоприятного психологического климата в семье, формирование семейных традиций в совместной деятельности родителей и детей по здоровьесбережению; работа вместе с семьёй, а не за семью, осуществление медицинскими, педагогическими и социальными работниками адресной социально-профилактической работы с семьями, несущими риски психическому и физическому здоровью ребёнка; моральная и материальная поддержка семей, ведущих здоровый образ жизни. Сегодня в общественном сознании необходим поворот от устоявшейся в обществе установки на воспитание ребёнка как приоритетной задачи родителей к осознанию первостепенной значимости функции родителей по формированию здоровья ребёнка; от рассмотрения семьи как одного из институтов укрепления здоровья ребёнка к рассмотрению семьи как ведущего института здоровьесбережения ребёнка; от декларирования невысокого уровня здоровьесберегающей компетентности родителей к развитию здоровьесберегающего потенциала семьи; от традиционной социальной помощи семье в воспитании детей к формированию компетентного и осознанного родительства как важного условия социализации и здоровьесбережения ребёнка.

Заключение. Концептуальные положения формирования здоровья ребёнка в семье адресованы медицинским, педагогическим, социальным работникам, представителям органов власти и ориентируют их на эффективную работу по поддержке семьи в здоровьесбережении детей.

* * *

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.