УДК 7.04
КУЗНЕЦОВА В. Ю.
Дизайн сувенирной продукции для историко-религиозного объекта: на примере Далматовского монастыря
В статье производится анализ сувенирной продукции, виды, предпочтения потребителей, зависящие от возраста и тендерных различий. На основе этого выявляются проектные установки, которые должны быть учтены при разработке сувениров, связанных с религиозным объектом и ориентированных на подростков.
Ключевые слова: сувенир, Далматовский монастырь, функциональность продукции, подростки, проектирование.
KUZNEZOVA V. Y.
DESIGN SOUVENIRS FOR HISTORICAL AND RELIGIOUS PROPERTY: FOR EXAMPLE DALMATOV MONASTERY
In the article the analysis of Souvenirs, types, consumer preferences, depending on age and gender differences. On the basis of the identified project settings, which must be taken into account in the development of souvenirs related to the religious object and focused on teenagers.
Keywords: souvenir, Dalmatov monastery, the functionality, of teenagers, design.
Кузнецова
Виктория
Юрьевна
магистрант УрФУ, ИГНИ e-mail: [email protected]
Сувениры являются важным компонентом туристического опыта. Они отражают колорит места, в котором были произведены и приобретены. Люди приобретают сувениры как подтверждение пребывания в определенной туристической точке, как напоминание об особенном моменте жизни и как небольшой презент, который можно вручить почти без повода. Сувенир — осязаемый знак внимания, способ налаживания коммуникаций между людьми. Если в РИ и туризме функции и образы сувениров более-менее понятны, то их проектирование для историко-религиозных объектов, особенно на территории России, находится в зачаточном состоянии и требует определения методов, критериев, границ, в том числе и учета возрастных параметров потребителей. Этим вопросам посвящена данная статья.
На территории Далматовского монастыря (Курганская область), который мы рассматриваем, в первую очередь, как памятник культуры и архитектуры, способный привлечь туристов, в иконной лавке имеются стандартные религиозные сувениры: свечи, кольца, цепочки и т. д. Посетителями монастыря являются взрослые люди, а подростков — меньшее количество, только исключительно в рамках экскурсии. Привлечь к истории культуры и архитектуры такую аудиторию сложно, следует учитывать ее ожидания и предпочтения.
Анализ гендерных и возрастных предпочтений потребителей сувенирной продукции с учетом профиля проекта
Покупка сувениров — давняя туристическая традиция. Однако сегодняшний рынок показывает разницу подхода мужчин и женщин к приобретению вещей «на память». В Journal of Travel Research опубликована статья Х. Уил-кинса на тему «Что и зачем мы покупаем?» («What and Why We Buy?») [1]. В ходе анкетирования респонденты отмечали свои приоритеты: художественные принты на футболках, ковры, статуэтки и т. д. Следующие пункты включали вопросы о подлинности и новизне предмета. Анкетируемые отметили позиции, упоминающие фотографии и открытки, брен-довую одежду, местное искусство и ремесло. Применительно к нашей теме здесь интересны два момента. Во-первых, практически все типы изделий, отмеченных в ходе анкетирования, могут представлять собой уменьшенную копию историко-архитектурного объекта либо быть носителями его изображения. Во-вторых, список показывает относительную независимость интереса к изделию от его цены, но насколько это актуально для российской аудитории? В ходе работы по сувенирам для Далматовского монастыря этот вопрос был нами уточнен.
Далее Х. Уилкинс отмечает, что представителей обоих полов интересуют фотографии, открытки, статуэтки и картины. Почти 60 %
женщин и более 43 % мужчин часто или всегда покупают эти предметы. Для женщин второй по популярности категорией является местное искусство [1]. В контексте стандартной массовой российской сувенирной продукции эти данные могут быть интерпретированы как свидетельства стремления людей приобретать эстетически-выразительные, профессионально выполненные изделия, дизайну которых следует уделять особое внимание.
Если говорить вслед за автором упомянутой публикации о мотивах покупки, то первой причиной приобретения сувенирной продукции является приобретение для дарения. Порой покупка сувенира представляет некий ритуал, например человек обретает сувениры, которые в дальнейшем можно преподнести на Рождество или день рождения друзьям и коллегам. Сувениры для будущего дарения приобретают более чем 75 %% женщин и 60 % мужчин. Этот момент свидетельствует о необходимости включения в проект не только самого сувенира, но и его упаковки, и, возможно, дополнительных полиграфических элементов — флаера, открытки, небольшой подарочной «изюминки».
Следующая причина приобретения — сувениры как память. Роль сувенира в качестве объекта воспоминаний фиксируется в комментариях, таких как «я вижу туризм как важную часть своей жизни, поэтому мне необходим предмет для воспоминаний», «очень приятно посмотреть на эти вещи и вспомнить, где я был и что делал», и комментарий «моя память слабеет с течением времени, эти вещи напоминают мне, что я видел в жизни» [1]. Такого рода высказывания подтверждают необходимость хорошего качества исполнения, а также высокой степени оригинальности идеи. Одновременно становится понятным, что слишком громоздкая, слишком аляповатая, нефункциональная вещь не сможет служить «предметом-напоминанием» и сопровождать человека в его повседневной жизни на протяжении долгого времени.
Согласно данным Х. Уилкинса, женщины, как правило, приобретают сувениры чаще, чем мужчины. Мужчины высказываются в пользу приобретения уцененных предметов, в то время как женщины более склонны покупать новые вещи. Люди хотят покупать подлинники, а не предметы с надписью «made in China».
Эта информация, пусть и собранная другим автором, представляется нам вполне репрезентативной на начальной стадии дизайн-проектирования сувенира для Дал-матовского монастыря.
На ее основе нами проведен небольшой анкетный опрос 90 подростков далматовской школы № 2 (6-8 классы) с целью определения их предпочтений. Вопросы формулировались в соответствии с рекомендациями известного проектировщика Дж. К. Джонса [3] и направлены на выявление предпочтений в сувенирной продукции — какие образы они приемлют, какое графическое оформление предпочитают.
Из ответов на первый вопрос «Что интересно покупать /получать в подарок?» удалось выяснить, что 60 %% детей предпочитают статуэтки и магниты, большая часть (72 %) отметивших этот пункт — девочки. Дальше идут украшения (20 %о) и книги (около 10 %о). В целом анкета подтверждает данные американского исследования о том, что представители женского пола чаще покупают сувениры. На второй вопрос о причинах покупки сувениров большинство ответило, что приобретают сувениры для воспоминаний.
Далее выяснилось, какой объект Далматовского монастыря привлекает подростков больше всего — 55 %> опрошенных отметили церковь Всех Скорбящих Радостей, т. к. этот объект воссоздавался из полуразрушен-
Иллюстрация 1. Статуэтка Русалочка, Дания.
Источник: http://list25.com/25-of-the-most-popular-souvenirs-
from-around-the-world/4/ (дата обращения: 25.05.2016)
ного состояния на их глазах, что вызывает больший интерес. Следом отмечены пункты — Успенский собор (15 %) и башни (12 %), т. к. эти объекты находятся в медленном процессе реставрации,
Вопрос о предпочтениях функциональных либо образных сувениров, как упоминалось ранее, выявил больший интерес к функциональным предметам (75 % опрошенных выбрали этот пункт).
Анализ дизайна сувенирной продукции для туристов
При проектировании туристического сувенира перед дизайнером стоят две основные цели: продукт дизайна должен реализовывать функциональные потребности и при этом иметь художественное, эстетическое начало [9].
На первом этапе работы для сравнения и оценки нами выбраны типичные сувениры из разных стран мира. Задача дизайнера в этом случае состоит в том, чтобы спроектировать продукт, который легко распознается, лаконичен, запоминаем, не вызывает ложных ассоциаций. В статье Т. Ю. Быстровой приводятся характеристики сувенирного образа: узнаваемый образ, соразмерный, позитивный, вариативный, ассоциативный, конкретный, образ, предполагающий функциональность предмета, интерактивно создаваемый образ [10]. От них мы и будем отталкиваться при оценке того или другого сувенира.
Подбирая их, мы воспользовались информацией с популярного сайта List25 [11], а также учитывали их со-относимость с задачей создания сувенирной продукции для историко-религиозного архитектурного объекта. В одной из рубрик сайта приведены примеры самых знаменитых туристических сувениров разных стран. Судя по популярности, они вполне отражают национальный и культурный колорит. Постараемся определить, насколько они «сувенирны»?
Первый пример — это одна из знаковых достопримечательностей Копенгагена — статуя Русалочки из сказки Г. Х. Андерсена, созданная в 1913 г. датским скульптором Эдвардом Эриксоном (Иллюстрация 1).
Скульптура, ставшая символом датской столицы, помогает ее позиционированию. Художественный образ эстетичен и узнаваем. Но приобрести на память сувенир — уменьшенную копию скульптуры затруднительно, т. к. статуэтку датского производства сложно найти, ее сегодня заменяет китайский аналог.
В анализируемом нами образце есть ассоциативность и конкретность, образ быстро считывается, идет отсылка к произведению датского сказочника. Однако идти
Иллюстрация 3. Украшенные черепа — символы Дня мертвых, Мексика.
Источник: http://list25.com/25-of-the-most-popular-souvenirs-from-around-the-world /4/
(дата обращения: 25.05.2016)
Иллюстрация 2. Сумоист, Япония. Источник: http://list25.com/25-of-the-most-popular-souvenirs-from-around-the-world/4/ (дата обращения: 25.05.2016)
по подобному пути можно лишь в случае, когда аудитории известен литературный прототип. Не все города и объекты, в том числе исследуемый нами, обладают подобной основой для изготовления туристического сувенира. Кроме того, художественные истоки сувенира сводят на нет возможность функционального переосмысления формы, которая в этом случае либо станет декоративной, либо приблизится к китчу.
Другой пример — сумоист. Здесь обыгрывается тема сумо — главного «японского» вида спорта (Иллюстрация 2). Образ конкретен и лаконичен, а «чем проще образ, тем меньше времени уйдет на его распознавание. Рука потянется к предмету. Выбор, покупка будут совершены быстрее» [10, 95]. Комические черты лица задают позитивный настрой. Функциональные характеристики отсутствуют. Фигурка небезопасна в случае, если ребенок или подросток попробуют руки и ноги сумоиста «на зубок».
Иллюстрация 4. Статуэтка Будды. Источник: http://brandart.ru/simaland/interernye suveniry/interernyesuveniryizindii /goods_5 64114.html (дата обращения: 02.06.2016)
Популярный сувенир из Мексики, связанный с верованиями, — это разрисованные черепа — символ Дня мертвых, традиционного мексиканского праздника, который массово отмечается по всей стране. Пугающий образ вызывает сомнение, но цвета, декор и смысловая связь с праздником делают его весьма колоритным (Иллюстрация 3).
Выбрано значимое экзотичное событие, на которое туристы могут откликнуться с интересом. Возможно, благодаря сувенирам они смогут изучить традиции Дня мертвых, прямо или косвенно усвоив ценности другой культуры [13]. Однако, для этого необходима дополнительная информация, отсутствующая в приведенных на снимке сувенирах.
Анализ сувениров, связанных с религиозной тематикой
Тема ценностей, их фиксации, адекватной передачи и интерпретации получает решающую роль в сувенирах, связанных с религией
Иллюстрация 5. Модель мечети Кул Ша-риф от компании Кот Казанский, магазин ООО «Казанский сувенир». Источник: http://www.rusvelikaia. ru/suveniry-iz-zolota/39557-panno-muhammed-vassortimente-zlatoust-.html (дата обращения: 02.06.2016)
или религиозными объектами. Рассмотрим некоторые из них.
Сувенир с Буддой сидящим представляет собой один из канонических образов буддизма (Иллюстрация 4). Эстетичный, узнаваемый, конкретный образ возникает в ходе простого воспроизведения почти трафаретного изображения Будды. Предмет, скорее, относится к культовым, нежели туристическим. Он возможен в рамках паломнического туризма, предполагающего более-менее глубокое знакомство покупателя или адресата с системой ценностей буддизма. За пределами религиозной парадигмы он может потерять свою символическую ценность, но не приобрести никакой другой, превращаясь в симулякр.
То же можно сказать и о модели мечети Кул Шариф в Казани. Она станет значимым подарком человеку, исповедующему ислам (Иллюстрация 5). Правда, пространство смыслов несколько расширяется — например, специалисту-архитектору этот объект тоже может быть интересен как напоминание об определенном типе архитектурного сооружения (правда, в этом случае его вряд ли имеет смысл изготавливать из драгоценных металлов). Отсутствие функциональности свидетельствует о принадлежности изделия к предметам мелкой художественной пластики, а не к дизайнерским сувенирам.
Другую крайность представляют сувениры, совершенно не учитывающие систему религиозных ценностей, как в символическом, так и в функциональном плане. Пример неэстетичного китчевого образа «религиозного» сувенира дает плачущий ангел, продаваемый как игрушка-антистресс (Иллюстрация 6). Думаем, что при сжатии рукой игрушки, помимо недоумения (разве можно потрогать ангела?..), человек испытывает стресс от того, что ан-
Иллюстрация 6. Плачущий ангел, игрушка-антистресс.
Источник: http://www.incrediblethings.com (дата обращения: 02.06.2016)
гел раскрывает руки и у него на лице появляется крайне неприятная гримаса. Кроме того, нарушаются религиозные каноны изображения ангелов, низводя образ до «слишком» антропоморфного и почти фарсового. Такой образ может оскорбить религиозные чувства верующих, что необходимо учитывать и в случаях с культовой архитектурой.
В целом, чаще всего сувениры по религиозной теме не выходят за рамки культовых изделий, представляя собой уменьшенные копии уже известных, каноничных объектов и сюжетов. Мы же задаемся вопросом о возможности современной интерпретации религиозных форм и ценностей в историко-культурном аспекте и без нарушения смысла последних.
Функциональность туристического сувенира
Как отмечено выше, сувенир может быть не только украшением, но и полезным в повседневной жизни предметом. Группа дизайнеров Dutch Souvenirs спроектировала туристический сувенир, который говорит о национальной традиции (обувь сабо), функционально переосмысленной для декорирования современного дома (Иллюстрация 7).
Речь не идет о том, что потребителям не хватает ваз. «Функциональность сувениру нужна как повод для того, чтобы лишний раз попасть в поле зрения владельца. Самый яркий образ рано или поздно вызывает привыкание. Его оригинальность просто перестают замечать. Этого не произойдет, если вещью пользуются — в повседневной жизни или в торжественных случаях» [10]. Кроме сказанного, можно отметить
происходящий в продукте перевод повседневной эстетики в ранг символически-значимой, связанной с культурными традициями протестантизма, но не абсолютизирующей их.
Схожий пример можно увидеть в дизайне украшений. Когда человек посещает Нью-Йорк, он, скорее всего, будет использовать в качестве транспорта метро. На основе этого наблюдения дизайнером Тиффа-ни Бернетт создан браслет-манжет с картой метро Нью-Йорка (Иллюстрация 8). Функциональный сувенир использует карту для создания новой эстетики, связанной с ценностями урбанизма и новыми моделями поведения [3]. Он является не только напоминанием, но и символическим маркером, подтверждающим принадлежность владельца к передовым технологиям, современному ритму жизни, новой визуальной культуре. Метафора метро, «опутавшего» владельца браслета, добавляет дополнительные смыслы, которые, возможно, считает не каждый. Несмотря на простоту формы,
Иллюстрация 7. Голландские сабо-вазы. Дизайн: Dutch Souvenirs. Источник: http://list25.com/25-of-the-most-popular-souvenirs-from-around-the-world/4/ (Дата обращения: 25.05.16)
предмет соответствует практически всем параметрам дизайна туристического сувенира.
Завершая, можно сказать, что функциональность способна придать туристическому сувениру дополнительную привлекательность. Появление новой функции может обернуться переводом повседневного предмета в разряд символически и художественно насыщенных предметов.
Рекомендации по разработке туристического сувенира для подростков
Обобщая сказанное, можно сформулировать ряд проектных установок для разработки туристического сувенира, прототипом которого выступает памятник культовой архитектуры — Далматовский монастырь.
На основе вышеупомянутого анкетного опроса главной установкой является наличие функциональности сувенира. Подростки предпочитают не только лицезреть, но и быть во взаимодействии с предметом. Да-
Иллюстрация 8. Браслет-карта метро Нью-Йорка. Дизайнер Т. Бернетт.
Источник: http://www.adme.ru/news-152915/gollandcy-po-svoemu-podoshli-k-suveniram
(дата обращения: 27.05.2016)
Иллюстрация 9. Разработка автора статьи. Сувенир-подвеска с выдвигающейся изнутри картой территории монастыря и информацией на обратной стороне об отдельном объекте
лее, важным является современная трактовка формы сувенира, которая, ко всему прочему, не будет нарушать эстетику, религиозные ценности и каноны. Следует избегать стандартного копирования исторического объекта, т. к. таких сувениров предостаточно и на территории Далматовского монастыря. Следующая установка- это позитивный образ, который может быть передан через цветовую гамму или манеру исполнения, но не выходящие за эстетические рамки.
Заключение
Сувенир должен иметь скрытые смыслы в образе, быть посредником между изображаемым объектом и человеком, показывать все его стороны, приобщать к культуре, чтобы подросткам было над чем подумать, а не обыденно лицезреть стандартную статуэтку, образ которой они лучше посмотрят, придя на экскурсию на территорию монастыря. Эскизы, выполненные магистрантами УрФУ (программа «Графический дизайн»), частично соответствуют этим установками (Иллюстрации 9, 10).
Список использованной литературы
1 Wilkins Hugh. Souvenirs: What and Why We Buy // Journal of Travel Research. Colorado : SAGE publications. March 19. 2010.
2 Быстрова Т. Ю. Вещь, форма, стиль: введение в философию дизайна. Екатеринбург : УрГУ, 2001. 288 с.
3 Джонс Дж. К. Методы проектирования/ пер. с англ. Т. П. Бурмистовой, И. В. Фриденберга. М. : Мир, 1982. 327 с.
4 Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. М. : Дрофа, 2000. 1233 с.
Иллюстрация 10. Разработка магистранта УрФУ Соколовой
Юлии. Принты на футболках, брошь и подвеска на основе орнамента, выполненного из букв С У (Свято-Успенского Далматовского монастыря)
5 Нельсон Дж. Проблемы дизайна : пер. с англ. М. : Искусство, 1971. 208 с.
6 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М : Мир и образование, 2015. 1376 с.
7 Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка. Т. I. М. : Астрель, 2000. 848 с.
8 Рамс Д. 10 правил хорошего дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://infogra.ru/ design/ 10-printsipov-horoshego-dizajna-ot-ditera-ramsa (дата обращения: 25.05.2016).
9 Сухарев Е. Н. Системный подход к проектированию дизайна интерьера. Красноярск : СибГАУ им. ак. М. Ф. Решетнёва [Электронный ресурс]. URL: http:// sibac.info/conf/philolog/vii/26280 (дата обращения: 22.05.2016).
10 Быстрова Т. Ю. Необходимые характеристики образа в дизайне сувенирной продукции // Академический вестник УралНИИ проект РААСН. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru / article / n / neobhodimye-harakteristiki-obraza-v-dizayne-suvenirnoy-produktsii (дата обращения: 22.05.2016).
11 List25 [Электронный ресурс]. URL: http://list25.com (дата обращения: 25.05.2016).
12 Incrediblethings [Электронный ресурс]. URL: http:// www.incrediblethings.com (дата обращения: 25.05.2016).
13 URL: http://studopedia.ru/ 2_50467_ ponyatie-dizayn-kontseptsii-odezhdi-podhodi-k-ee-razrabotke.html (дата обращения: 24.05.2016).