11. ЦГАЛИ. Ф.650. Оп.2. Ед.хр. 1370. С.7.
References
1. Riza Ishmorat. Pochemu byla napisana p'esa «Bessmertnaya pesn'» // Musa Dzhalil'. Materialy Vse-soyuznoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 70-letiyu so dnya rozhdeniya poehta-geroya.—Kazan', 1978.— S. 171.
2.CGALI. F.650. Op.2. Ed.hr. 1370. S.5.
3. Sokolov A. Poeht-grazhdanin // Moskovskaya pravda.—1958.—3 iyulya.
4. CGALI. F.650. Op.2. Ed.hr. 1370. S.6.
5. Sokolov A. Poeht-grazhdanin // Moskovskaya pravda.—1958.—3 iyulya.
6. Morozova N. Novaya vstrecha // Sovetskaya Rossiya.—1958, — 26 iyunya.
7. Gromov N. Komu mnogo dano / / Sovetskaya kul'tura.—1958.—10 iyunya.
8. Kormushina G. Po puti iskanij / / Literatura i zhizn'.—1958.—6 iyulya.
9. Gobajdullin H. Ulemsezlek turynda // Sovet Tatarstany.—1958.—18 dekabr'.
10. Mohmehtov I. Sehkhnehdeh halyk geroe // Socialistik Tatarstan.—1966.—13 mart; Spektakl' o pod-vige // Sovetskaya Tatariya.—1966.—17 fevralya.
11. CGALI. F.650. Op.2. Ed.hr. 1370. S.7.
УДК 727.8
С.Д.Бородина, Р.Ф.Салахов
ДИЗАЙН ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБИЛИОТЕК КАК ОТРАЖЕНИЕ ИХ СОЦИАЛЬНЫХ
ФУНКЦИЙ
Статья посвящена истории и современному состоянию дизайна зданий и интерьеров публичных библиотек в контексте трансформации их социальных функций. На основании изучения российского и зарубежного опыта сделаны выводы о целесообразности приоритета коммуникативной функции библиотеки при проектировании зданий публичных библиотек, что обеспечивает комфорт читателям и сотрудникам библиотек.
Ключевые слова: публичная библиотека, архитектура, интерьер, дизайн, социальные функции библиотек
Svetlana D.Borodina, Rasykh F.Salakhov DESIGN OF PUBLIC LIBRARIES AS REFLECTION OF THEIR SOCIAL FUNCTIONS. The article is devoted to the history and modern state of design of buildings and interiors of public libraries in the context of the transformation of their social functions. Based on the study of Russian and foreign experience, conclusions were drawn on the desirability of the priority of the communicative function of the library when designing public library buildings, which provides comfort to readers and library staff.
Keywords: public library, architecture, interior, design, social functions of libraries
Библиотека как социальный институт возникает в XXVII веке до новой эры в связи с появлением государства, когда ценность документально фиксированной информации объясняется активным включением ее в экономику (налоги), внешнюю (военные договоры) и внутреннюю (законы) политику. Как хранилище документов библиотека существовала в течение многих столетий, пока процесс демократизации общественного устройства не трансформировал ее в социальный институт с системой сущностной, производных и конкретно-исторических функций. Каждая функция требует своего материального воплощения, а диалектический характер их сосуществования выводит проблему дизайна общедоступных библиотек из чисто технологической плоскости.
В отечественном библиотековедении проблема материально-технического обеспечения библиотечной деятельности до сих пор относится к числу малоизученных, что привело к тому, что на практике никто системно, включая Министерство культуры, вопросами материально-технической базы библиотек не занимался. Итог простой и закономерный: 80% библиотечных зданий находятся в аварийном состоянии, писал профессор Ю.Н. Столяров более десяти лет назад (14, с.19). Изменения, прошедшие за этот период, то есть сокращение библиотечной сети за счет небольших библиотек-филиалов в городах и сельских филиалов, до некоторой степени снизили остроту этой проблемы. Хотя необходимость соответствия архитектурных объектов, отводимых под библиотеки, их функциям, все еще осознается только библиотекарями.
Строительство библиотек - это область, в которой недостаточно используется научный подход и критический анализ предыдущего опыта (13, с.128). Библиотечная архитектура сегодня скорее тяготеет к эстетике, а уж затем функциональности, но еще чаще библиотека полу-
чает здание, выстроенное некогда совсем для других целей.
Одной из первых трансформаций архитектурного облика библиотек в связи с изменением их функций явилось превращение библиотек-книгохранилищ в социальный институт, организующий массовое чтение.
Понимание того, что деятельность библиотеки без читателя лишена смысла, ведет отсчет только с XIX века, что вскоре привело к появлению в их структуре читальных залов: просторных высоких помещений с большими окнами (15. с.16-17). До этого библиотечные здания строились по английским образцам: библиотечный зал имел форму четырехугольника, иногда восьмиугольника - ротонды. Вдоль стен располагались шкафы с книгами, образуя чаще всего альковы, в которых и было рабочее место читателя. Этот тип библиотечной архитектуры соответствовал представлению о библиотеке как о «храме науки» и музее книжных редкостей. С 70-х годов XIX века архитектурные решения стали более сложными и многообразными в связи с демократизацией библиотечного обслуживания. Этому способствовало и появление новых строительных материалов (4).
Общие требования к библиотечному зданию остаются с тех пор неизменными. Здание библиотеки должно быть расположено в центре города (района или населенного пункта); библиотека должна быть доступна для всех пользователей, нуждающихся в информации, соответствующей профилю ее фондов; библиотека должна стремиться создавать максимально высокий уровень комфорта для читателей (3,6).
Новое пространственное решение - несколько крупных читальных залов с высокими потолками - дало возможность создать достаточно комфортные условия в библиотеках в летнее время, чему способствовали расположенные с северной стороны большие окна, служившие для освещения и вентиляции. Книгохранилища были переведены из читальных залов в отдельные, «жестко» спланированные помещения, многие из которых из-за высокой стоимости их замены все еще функционируют.
В конце XX века основные характеристики библиотечного здания были дополнены такими критериями, как компактность, доступность, растяжимость, разнообразие, организованность (доступность ресурсов), удобство, постоянство (контролируемый микроклимат в помещениях), надежность и экономичность. При этом часто упускается из виду, что архитектурное пространство является одним из древнейших и стабильных элементов культуры, реализующих ее важнейшую функцию - коммуникативную. Архитектурные пространства оказывают постоянное воздействие на различные аспекты существования человека, включая мироощущение, социально-психологический климат, общение, поведение.
Архитектурный облик библиотеки должен меняться в соответствии с требованиями времени, поэтому технологи и архитекторы за рубежом принципиально отказались от жесткого стандарта в проектных решениях. Их позиция обоснована тем, что требования, предъявляемые к зданиям библиотек, весьма разнообразны и зависят от: численности обслуживаемого населения, расположения библиотеки в структуре населенного пункта, тенденции его роста, уровня культуры и образования читателей, географических и топографических условий и т.д. Например, место для центральной библиотеки Квебека в Монреале выбрали, исходя из того, что оно расположено близко к станции метро, соседствует с университетским городком и большим числом общественных и торговых объектов (9, с. 116), то есть место расположения библиотеки имеет высокую проходимость. Архитектурные проекты библиотек Германии включают такие элементы, как кафетерии и другие компоненты многоцелевого использования, которые могут служить для привлечения пользователей и в качестве мест собраний или культурных центров (8, с.15).
Со временем любое библиотечное здание устаревает, причем скорость изменений неуклонно возрастает, показательна в этом смысле история Публичной информационной библиотеки Франции. Уже в 1997 году ее здание, построенное в конце 1970-х годов по оригинальному проекту зарубежных архитекторов, было закрыто для реконструкции. Этот решительный шаг был предпринят несмотря на то, что модель библиотечного здания из стекла, впервые использованная при строительстве ПИБ, стала для французских архитекторов излюбленной моделью для публичных библиотек. (11, с.71).
Понимание объективной обусловленности старения библиотечных зданий привело к появлению мнения о целесообразности еще на стадии проектирования предусматривать возможность их последующего использования другими, не библиотечными организациями (2,
с.73).
Выбор проекта и места расположения библиотеки является также и делом общественности. Для претворения в жизнь проекта «Национальная библиотека Франции будущего» была создана ассоциация «За библиотеку Франции», в 1989 году был проведен международный конкурс на лучший проект «Библиотеки будущего» (10, с.5). В качестве главных признаков новой библиотеки, формирующих новые архитектурно-планировочные решения, М. Даулинг называет требования общества знания (8), а Е.Ю. Гениева - изменившуюся коммуникационную (в отличие от просвещенческой) сущность библиотеки (7).
Этой тенденции отвечает гибкая планировка современных библиотечных зданий, позволяющая размещать на полках открытого доступа до 70% фондов, в соответствии с интересами и запросами пользователей (11, с. 58). Однако эта часть библиотечного фонда подвергается постоянному воздействию естественного или искусственного освещения и нуждается в специальных мерах защиты (13, с.122).
Не менее важен и интерьер библиотеки, включающий помещения для читателей, библиотекарей и размещения постоянно растущих фондов. Интерьер как предметно-пространственная среда постоянно взаимодействует с читателем и является важнейшим каналом невербальной коммуникации, используя как «сообщения» пространственную форму, цвет, свет, запахи и т.д. Подобным же образом «считывается» информация о людях, населяющих это пространство: их одежда, манера поведения, тембр голоса свидетельствуют об их социальном статусе, темпераменте, культурном уровне (7, с. 54).
Правильная организация внутрибиблиотечного пространства создает образа привлекательной, «прозрачной», зримой культурной среды, открытой для всех групп пользователей, всех социальных институтов (1, с.17).
Наиболее предпочтительной для библиотек является «гибкая планировка», поскольку функциональная и психологическая открытость дает возможность легко ориентироваться в предлагаемых услугах, адаптироваться, выбрать наиболее приемлемую для каждого форму поведения, «подключиться» к происходящей деятельности.
Возможность индивидуального выбора занятий, реализованная в Публичной информационной библиотеке Франции, привела к увеличению числа читателей. После завершения реконструкции с 2000 года начался качественно новый этап в ее развитии (11, с.71). Читатели считают библиотеку своей, у многих есть здесь излюбленные уголки для работы, общения, отдыха. Вместо предполагаемых по проекту 4 тыс. в ПИБ ежедневно приходят более 13 тыс. читателей (свыше 4 млн. в год). Результаты регулярно проводимых анкетных исследований показывают, что читатели любят и ценят библиотеку за свободу, которую они в ней ощущают, и широкое образовательные возможности (12, с. 81).
В возведенном по данному проекту библиотечном комплексе вся зона обслуживания располагается в двух подземных этажах, на глубине 21 м, по периметру ее окружает сад. Таким образом, по замыслу архитектора, достигается полная изоляция всех читальных залов от шума столичного города. В саду высажены деревья самых разнообразных пород: граб, береза, каштан, пихта. Площадь сада -12 тыс. кв. м. Два уровня зоны обслуживания соединяются стеклянными галереями-переходами, которые выходят в сад и создают эффект полного растворения интерьера в пространстве живописного сада (10, с.6)
При «гибкой планировке» библиотечную среду отличает универсальность, обеспечивающая равный уровень комфорта для многих функциональных процессов. Сохраняющиеся при этом автономные, специализированные участки, позволяют читателю «отгородиться» от окружающей обстановки, найти «свою» зону. Такое решение наиболее целесообразно в небольших библиотеках (библиотеках-филиалах), где часто все отделы размещаются практически в одном помещении.
Примерами подобных решений являются проекты интерьеров библиотек студентов-дизайнеров Казанского федерального университета, выполненные под руководством к.п.н. доцента Р.Ф. Салахова (ил. 1-3).
Илл.3 Концептуальный дизайн-проект интерьера современной библиотеки вуза (автор
А. Сибгатуллин; науч. рук. к.п.н. доцент Р.Ф. Салахов]
Асхадуллина Алина
Илл.1 Дизайн-проект интерьера Центральной городской библиотеки г. Казани (автор А. Асхадуллина; науч. рук. к.п.н. доцент Р.Ф. Салахов)
Илл.2 Дизайн-проект интерьера современной мультимедийно-электронной библиотеки (автор А. Давлетярова; науч. рук. к.п.н. доцент Р.Ф. Салахов)
Их отличает гибкая планировка помещений, наполненность их естественным светом, незаменимым источником сенсорной энергии, зонирование с помощью зрительных ограничений-барьеров в виде цвета, уровня пола, низких пандусов и т.д., а не капитальных стен. Колористическое решение, близкое к естественным природным цветам - беж, изысканные оттенки серого, серо-голубой, серо-зеленый и т.п. обладают высокой светоотражающей способностью, обеспечивая комфорт органам зрения. При этом выдерживается и стилистическое решение интерьера, вузовская библиотека решена в виде античного храма науки, а мультимедийная с
ее способностью доставлять информацию к рабочему месту потребителя вне зависимости от места его нахождения наполнена мягкой мебелью, позволяющий устроиться в любом уголке библиотеки, привлекательном для читателя.
Сложность свободной планировки - проблема обеспечения контроля за книжным фондом, освещения зон для чтения естественным светом, решения вопросов акустического режима, наличия легких мобильных и разнообразных образцов оборудования и мебели, что делает реализацию в полной мере свободной планировки делом чрезвычайно редким.
«Приглашающий», «заманивающий», «располагающий» интерьер возможен в библиотеке крупной. Его отличает центральное многосветное пространство, ведущая функция которого - информационная и распределительная. В это пространство входят главные коммуникационные узлы, а на ярусах, его окружающих, располагается основная масса помещений.
Психологическое и эстетическое преимущество данного приема - легкость прочтения внутренней объемно-планировочной структуры здания, свобода ориентации в пространстве, образная выразительность, обилие естественного света, разнообразие, дифференцирован-ность впечатлений - от мощного центрального «форума» до комфортности идущих по периметру, открытых на природу зон.
Нижний уровень центрального объема, хорошо освещаемого верхним светом, занимают основные подразделения информационного обслуживания. В пределах каждого этажа, спроектированного по принципу свободной планировки, по внешнему периметру размещаются читательские зоны, которые отделены от центрального пространства своеобразным акустическим «барьером» (фонд открытого доступа, помещения для групповых занятий, индивидуальные рабочие кабины, боксы и т.д.).
Именно интерьер библиотеки помогает создать постоянный контингент читателей, реализуя тем самым ее фундаментальную функцию по социализации членов сообщества, «связывании» их посредством действия в едином пространстве (7, с. 55). Однако, кроме социализации, библиотека выполняет и другие важнейшие социальные функции: информационную и образовательную. Необходимость оперативного обслуживания требует дифференциации читателей, информационных запросов, фондов. Двухуровневая система обслуживания в той же Национальной библиотеке Франции не означает стремления изолировать различные категории читателей. Оба уровня призваны органично дополнять друг друга и создавать единое целое (10, с.8). Тем не менее, подобное зримое разделение читателей не осталось незамеченным. Полемика, развернувшаяся между сторонниками двух концепций - «элитарной» и «общедоступной» библиотеки - отражает разные взгляды на организацию библиотечного обслуживания (10, с.6).
Сегодня в отечественной практике разрабатываются планы строительства объектов культуры так называемого модульного типа из быстровозводимых конструкций, что позволит рационально использовать бюджетные средства. Создание широкой сети учреждений нового вида - библиотечно-информационных центров с моноуслугой - документной, адресной или библиографической справкой - не отвечает ожиданиям пользователей и самой сущности общедоступной библиотеки. Исследование культурно-информационной среды региона, предпринятое И.А. Бутенко, выявило полифункциональность библиотеки в глазах респондентов (5, с.80).
Сегодня назрела необходимость не только учета значимости предметно-пространственной среды библиотеки, но и ее проектирования на принципах дизайна. Дизайнерская деятельность является разновидностью художественно-утилитарной деятельности и решает задачу преобразования предметного мира. Основной целью такого преобразования служит создание условий для человеческой деятельности, совершаемой по законам красоты.
Дизайн и материальная культура вместе образуют основу предметно-пространственного окружения - «второй природы», которую человек создает вокруг себя. Стремление к упорядоченности форм окружения отражает присущую человеку эстетическую потребность, через материальные предметы человек овеществляет свой эстетический идеал. Объектами дизайнерской деятельности могут выступать и вещи, и культурная среда. Проектируя культурную среду, дизайнер основной внимание уделяет не столько предметам, сколько атмосфере. Критериями правильной культурной среды являются ее неотчужденность, ассоциативная узнаваемость, родственность традиционной для человека (группы, этноса) культуре.
На уровне проектирования культурной среды дизайнер решает проблему моделирова-
ния объекта и моделирования предполагаемой ситуации. В связи с этим возникает необходимость в типизации восприятия культурной среды: ситуативной, эстетизированной, прагматической, профессиональной.
Философия библиотеки как коммуникационной системы задает контуры ее предметно-пространственной среды. Взаимопроникновение культуры и социальности требует одновременного следования социальным нормам (читаемость интерьера, безопасность, здоровьесбе-регающие технологии для читателей и сотрудников, автоматизация и т.д.) и требованиям культурной среды - уникальность архитектуры и интерьера, возможность индивидуального выбора занятий, сосуществование различных культурных образцов, подготавливающих человека к адекватному восприятию сложности и неоднозначности современной действительности.
Литература
1. Акилина, М.И. Матлина, С.Г. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотекове-дение.-2001.-№2.-С.13-18.
2. Амлинский Л.З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология.-СПб.: Профессия, 2008.-200с.
3. Балашова Е.В. и др. Библиотечный дизайн: Учеб. пособие / Е.В. Балашова, М.Н. Тищенко, А.Н. Ва-неев.-М.,2004.-288с.
4. Библиотеки и библиотечное дело США: комплексный подход/ Р.С. Гиляревский, Ю.П. Нюкша, Б.П. Каневский и др./ Под ред. В.В. Попова.-М.: Издательская фирма «Логос»,1992.-296с.
5. Бутенко, И.А. Культурно-информационная среда региона и изменения в деятельности библиотек: Некоторые результаты эмпирического исследования // Библиотека и регион: Науч.-инф. сб./Рос. гос. б-ка.-М.,1995.-Вып.1.-С.71-84.
6. Гаскюэль Ж. Пространство для книги.-М.:Рудомино,1995.-303с.
7. Гениева Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации.-М.:Рос. полит. энцик. (РОС-СПЭН),2007.-208с.
8. Даулинг М. Библиотеки, библиотекари и библиотечные ассоциации США в 2001г.: быть востребованными в век знаний // Библиотеки за рубежом: Сборник.- 2003.-/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. им. М.И. Рудомино.-М.: «Рудомино», 2003. -С.7-29.
9. Недашковская Т.А. Новая национальная библиотека провинции Квебек (Канада) // Библиотеки за рубежом: Сборник.- 2003.-/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. им. М.И. Рудомино.-М.: «Рудомино», 2003.-С.113-122.
10. Недашковская, Т.А. Организация библиотечного обслуживания в новом комплексе Национальной библиотеки Франции / / Библиотеки за рубежом: Сборник/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. Им. М.И. Рудомино.-М.,2001.-С.5-20.
11. Недашковская Т.А. Организация видеотек и медиатек во Франции // Библиотеки за рубежом: Сборник/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. им. М.И. Рудомино.-М.,2001.-С.56-73.
12. Недашковская Т.А. Результаты реконструкции публичной информационной библиотеки национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже / / Библиотеки за рубежом: Сборник-2002/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. им. М.И. Рудомино.-М.: «Рудомино», 2003.-С.77-91.
13. Степачев Л.М. Здание библиотеки как фактор сохранности библиотечных фондов // Библиотеки за рубежом: Сборник.- 2002.-/Всерос. гос. б-ка иностран. лит. им. М.И. Рудомино.-М.: «Рудомино», 2003.-С.107-129.
14. Столяров Ю.Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и соискателей.-Орел, 2007.-266с.
15. Столяров Ю.Н. Проблемы собирательного наименования трех дисциплин // Мир библиогра-фии.-2008.-№4.-С.12-17.
References
1. Akilina, M.I. Matlina, S.G. Publichnye biblioteki: tendencii obnovleniya // Bibliotekove-denie.-2001.-№2.-S.13-18.
2. Amlinskij L.Z. Nauchnye biblioteki informacionnogo obshchestva: organizaciya i tekhnologiya.-SPb.: Pro-fessiya, 2008.-200s.
3. Balashova E.V. i dr. Bibliotechnyj dizajn: Ucheb.posobie/ E.V. Balashova, M.N. Tishchenko, A.N. Va-neev.-M.,2004.-288s.
4. Biblioteki i bibliotechnoe delo SSHA: kompleksnyj podhod/ R.S. Gilyarevskij, YU.P. Nyuksha, B.P. Kanevskij i dr./ Pod red. V.V. Popova.-M.: Izdatel'skaya firma «Logos», 1992.-296s.
5. Butenko, I.A. Kul'turno-informacionnaya sreda regiona i izmeneniya v deyatel'nosti biblio-tek: Neko-torye rezul'taty ehmpiricheskogo issledovaniya // Biblioteka i region: Nauch.-inf. sb./Ros. gos. b-ka.-M.,1995.-Vyp.1.-S.71-84.
6. Gaskyuehl' ZH. Prostranstvo dlya knigi.-M.: Rudomino, 1995.-303s.
7. Genieva E.YU. Biblioteka kak centr mezhkul'turnoj kommunikacii.-M.:Ros. polit. ehncik. (ROS-SPEHN),2007.-208s.
8. Dauling M. Biblioteki, bibliotekari i bibliotechnye associacii SSHA v 2001g.: byt' vostre-bovannymi v vek znanij // Biblioteki za rubezhom: Sbornik.- 2003.-/Vseros. gos. b-ka ino-stran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Ru-domino», 2003. -S.7-29.
9. Nedashkovskaya T.A. Novaya nacional'naya biblioteka provincii Kvebek (Kanada) // Biblioteki za rubezhom: Sbornik.- 2003.-/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudomi-no», 2003.-S.113-122.
10. Nedashkovskaya, T.A. Organizaciya bibliotechnogo obsluzhivaniya v novom komplekse Nacional'-noj biblioteki Francii // Biblioteki za rubezhom: Sbornik/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. Im. M.I. Rudomino.-M.,2001.-S.5-20.
11. Nedashkovskaya T.A. Organizaciya videotek i mediatek vo Francii // Biblioteki za rubezhom: Sbornik/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.,2001.-S.56-73.
12. Nedashkovskaya T.A. Rezul'taty rekonstrukcii publichnoj informacionnoj biblioteki na-cional'nogo centra iskusstva i kul'tury im. ZHorzha Pompidu v Parizhe // Biblioteki za ru-bezhom: Sbornik-2002/Vseros. gos. bka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudomino», 2003.-S.77-91.
13. Stepachev L.M. Zdanie biblioteki kak faktor sohrannosti bibliotechnyh fondov // Bibliote-ki za rubezhom: Sbornik.- 2002.-/Vseros. gos. b-ka inostran. lit. im. M.I. Rudomino.-M.: «Rudo-mino», 2003.-S.107-129.
14. Stolyarov Yu.N. Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie kak edinaya nauchnaya spe-cial'nost': Polnyj kurs lekcij dlya aspirantov i soiskatelej.-Orel, 2007.-266s.
15. Stolyarov Yu.N. Problemy sobiratel'nogo naimenovaniya trekh disciplin // Mir bibliogra-fii.-2008.-№4.-S.12-17.
УДК 82 (=512.145)+94 (470.41). 081
Р. Ф.Исламов
АКМУЛЛА В ВОСПОМИНАНИИ СВОЕГО ШАКИРДА
Статья посвящена рассмотрению воспоминания Дусмаила Качкынбаева, одного из казахских шакирдов поэта-просветителя середины XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895). Выявлены и проанализированы ранее неизвестные факты из его жизни и творечской деятельности.
Ключевые слова: Мифтахетдин Акмулла, Дусмаил Качкынбаев, Шихаб хазрат, Наджар хальфа, Каюм Насыри, Ризаэтдин Фахрутдинов, Троицк, Казань, Петербург, Яушевы, Рамиевы.
Ramil F. Islamov AKMULLA IN THE REMEMBRANCE OF HIS SHAKIRD. The article is devoted to the memory of Dusmail Kachkynbaev, one of the Kazakh shakirds of the poet-educator of the middle of the XIX century Miftahetdin Akmulla (1831-1895). Previously unknown facts from his life and creative activity are revealed and analyzed in it.
Key words: Miftahetdin Akmulla, Dusmail Kachkynbaev, Shihab hazrat, Nadjar halpha, Kajum Nasyri, Rizaitdin Fahrutdinov, Troitsk, Kazan, Petersburg, the Jaushevs, the Ramievs.
Жизнь и творческая деятельность поэта-просветителя середины XIX века Мифтахетдина Акмуллы (1831-1895) в татарском, башкирском и казахском литературоведниях к настоящему времени изучено, казалось бы, довольно-таки достаточно [5]. Однако новые материалы, поступившие в наше распоряжение, наводят на мысль о том, что впереди нас ожидают еще интересные изыскания в данном направлении.
Таковым новым материалом является воспоминание Дусмаила Качкынбаева, одного из казахских шакирдов Акмуллы. Оно в настоящее время хранится в фонде рукописей Академии наук Республики Казахстан [2]. При этом отметим, что автор воспоминания еще в 1913 году в апрельском номере газеты «Вакыт» обратился со статьей к занавшим поэта людям с просьбой прислать сведения о нем, чтобы в дальнейшим издать сборник его произведений [14].
Он также сообщает о том, что у него имеется письмо Акмуллы к своим родным и приводит небольшой отрывок с их именами. Оно, как выясняется из статьи, было передано ему человеком по имени Ахмеди, который после смерти Акмуллы приехал забирать его вещи и представился как младший брат поэта.
Что касается воспоминания Д. Качкынбаева, о чем было заявлено в начале статьи, до сих пор целиком (если не учесть отдельные ссылки на него в разных публикациях) не опубликовано. Его характеризует объективность, богатство фактических материалов и его документальность не вызывает сомнения.
В воспоминании подробно излагается первая встреча Акмуллы с будущем известным богословом и религиозным деятелем Зайнуллой Расулевым (1833-1917), их дальнейшая дружба,