Научная статья на тему 'ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
858
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РОДИНА / ОБРАЗ РОДИНЫ / ДИЗАЙН / PATRIOTIC EDUCATION / WORLDVIEW / MOTHERLAND / IMAGE OF MOTHERLAND / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикаева Татьяна Александровна

Цель исследования - определить меру целесообразности применения дизайна как средства патриотического воспитания и самовоспитания. В статье обосновывается обращение к данной проблематике с учётом тенденций современного развития общества. Анализируется потенциал дизайна как средства формирования мировоззрения личности, источника создания и актуализации образов Родины. Научная новизна исследования заключается в систематизации полученных выводов, обосновании ведущей роли предметно-пространственной среды в формировании и развитии патриотического сознания личности. В результате доказано, что дизайн следует рассматривать как одно из ключевых средств воспитания патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION

The purpose of the study is to determine whether it would be sensible to use design as a means of patriotic education and self-education. The article substantiates the turn to this problem, taking into account trends in modern societal development. The author analyses design’s potential as a means of forming a person’s worldview, a source for creation and actualisation of the Motherland images. Scientific novelty of the study lies in systematising the reached conclusions, substantiating a crucial role of subject-spatial environment in formation and development of a person’s patriotic consciousness. As a result, it is proved that design should be considered as one of the key means for fostering patriotism.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

грот ото Манускрипт • Manuscript

2021. Том 14. Выпуск 2. С. 335-340 | 2021. Volume 14. Issue 2. P. 335-340

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Дизайн как средство патриотического воспитания

Чикаева Т. А.

Аннотация. Цель исследования - определить меру целесообразности применения дизайна как средства патриотического воспитания и самовоспитания. В статье обосновывается обращение к данной проблематике с учётом тенденций современного развития общества. Анализируется потенциал дизайна как средства формирования мировоззрения личности, источника создания и актуализации образов Родины. Научная новизна исследования заключается в систематизации полученных выводов, обосновании ведущей роли предметно-пространственной среды в формировании и развитии патриотического сознания личности. В результате доказано, что дизайн следует рассматривать как одно из ключевых средств воспитания патриотизма.

EN

Design as Means of Patriotic Education

Chikaeva T. A.

Abstract. The purpose of the study is to determine whether it would be sensible to use design as a means of patriotic education and self-education. The article substantiates the turn to this problem, taking into account trends in modern societal development. The author analyses design's potential as a means of forming a person's worldview, a source for creation and actualisation of the Motherland images. Scientific novelty of the study lies in systematising the reached conclusions, substantiating a crucial role of subject-spatial environment in formation and development of a person's patriotic consciousness. As a result, it is proved that design should be considered as one of the key means for fostering patriotism.

Введение

В настоящее время очевидно, что значение патриотического воспитания для качественного развития личности и общества трудно преувеличить. Оно противостоит попыткам формирования безродных космополитов, людей без свойств, о которых писал Р. Рорти [3, с. 13], способствует творческому решению задач по совершенствованию общественной жизни. А. Ю. Пряжникова, С. В. Изотова и И. В. Пономаренко справедливо указывают, что патриотическое воспитание способствует сохранению и актуализации нравственных ценностей национальной культуры при безусловном уважении к достижениям других народов [18, с. 556], а следовательно, является объективной задачей общества. Данный факт признаётся российской и зарубежной научно-педагогической общественностью. Вместе с тем, к сожалению, приходится признать, что результативность патриотического воспитания далека от идеала, а патриотическое самосознание подрастающего поколения ещё подлежит формированию [9, с. 63]. На наш взгляд, одной из причин сложившейся ситуации являются ошибки выбора средств патриотического воспитания и самовоспитания, акцентируя внимание на одних, апробированных в течение длительного времени, субъекты патриотического воспитания оставляют другие без внимания, тем самым сужая информационную среду, способствующую осознанию человеком Родины как личной духовной ценности. Это предопределяет актуальность постановки и решения социально-философской проблемы расширения спектра применяемых средств патриотического воспитания, уточнения содержания и механизмов их воздействия на личность. Частным случаем данной проблемы является проверка обоснованности применения в качестве средства патриотического воспитания дизайна, которая проводится в настоящей статье.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: во-первых, обосновать необходимость установки социально-философских требований к средствам патриотического воспитания и сформулировать их; во-вторых, оценить возможности дизайна выступить в качестве средства патриотического воспитания, его соответствие каждому из требований; в-третьих, следует выявить возможные преимущества дизайна перед иными применяемыми средствами патриотического воспитания.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns210078

© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, раскрывающие онтологию дизайна [2; 4; 10; 13], статьи в энциклопедиях, объясняющие категории «патриотизм», «образ» [16; 22], и авторские наработки по данной проблеме [20; 21]. Основными методами исследования являются метод анализа и синтеза и логико-философский метод. Практическая значимость исследования предопределена значимостью результата патриотического воспитания для качества бытия личности, нации, общества в целом, что может быть использовано при формировании и реализации программ патриотического воспитания.

Социально-философские требования к средствам патриотического воспитания

Основная задача патриотического воспитания заключается в формировании и развитии патриотического сознания личности на всех его уровнях. Процесс патриотического воспитания, следовательно, носит социально-философский характер, поскольку требует становления и развития мировоззрения личности, существующей в социуме, определения личностной и коллективной системы ценностей. Патриот рационально понимает духовную сущность своей Родины, самостоятельно творчески находит возможность поддержать её, испытывает чувство радости и удовольствия от осознания собственной принадлежности к Родине. Патриот любит Родину так, как он любит близкого себе человека, не забывая о недостатках любимого, но стремясь увидеть за ними положительную сущность и помочь эту сущность сделать наглядной. В этой связи проблема, прежде всего, состоит в том, чтобы человек понял, что такое Родина. Если он примет за неё нечто иное, патриотическое воспитание или самовоспитание будет лишено смысла. В этой связи повторим отмеченное нами ранее условие результативности патриотического воспитания. Оно «должно основываться на расширении и углублении знаний личности о Родине, ее образах, открытости и доступности соответствующей информации» [21, с. 54]. Из этого следует то, что средства воспитания должны передавать человеку информацию о сущности Родины, её функциях, её взаимодействии с материальными, социальными, духовными объектами. В соответствии с ранее сформулированной нами дефиницией категории «Родина» она является духовной субстанцией, высшей ценностью, святыней, являющейся человеку через сложную систему образов [20, с. 57], следовательно, знания о Родине личность приобретает, соприкасаясь с её образами. Невозможно выделить Родину как чувственно воспринимаемый объект, с которым можно совершить какие-либо действия, человек демонстрирует своё отношение к Родине, вступая во взаимодействие с её образами. Вместе с тем необходимо учитывать, что образ как «результат реконструкции объекта в сознании человека» [16, с. 128] имеет двойственную, объективно-субъективную природу. Его содержание зависит как от объективного источника, качеств материального или духовного объекта, отражаемого сознанием, так и от качеств познающего субъекта. Образ Родины, следовательно, отражает как качества самой Родины, так и уровень её обретения в духовно-нравственном акте конкретной личностью. Отсюда можно сделать вывод о том, что основное требование к средствам патриотического воспитания заключается в обязательности их участия в создании, сохранении и актуализации образов Родины как с содержательной, так и с оценочной стороны. Они, говоря иначе, должны решать все или одну из следующих задач: воздействовать на мировоззрение личности, то есть создавать предпосылки для принятия человеком идеологий, знаний, оценок как собственных, а также формировать и актуализировать образы Родины. Для определения места дизайна среди средств патриотического воспитания необходимо удостовериться в том, что он соответствует указанным требованиям.

Дизайн как средство воздействия на мировоззрение личности

Категория «дизайн» относительно недавно стала предметом научно-философского дискурса, что находит отражение во множестве её дефиниций, выделении узкого и широкого её смысла [2, с. 26, 27]. На наш взгляд, дизайн можно понимать как замысел вещи, осуществляющей переход от потенции, то есть творческого представления, прообраза к организованно проявленной энергии [10, с. 5-6], а также результат воплощения данного замысла. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дизайн - это сложный процесс, который начинается с формирования мыслительного образа материального объекта, в который вкладываются эстетические и прагматические установки, и завершается оценкой качества воплощения этого замысла и корректировкой взглядов человека и моделей поведения. Принимая во внимание то, что дизайн является эстетической деятельностью, в процессе которой изменяется её субъект, логично указать на то, что дизайн является фактором становления и развития мировоззрения личности.

Переоценить значение предметно-пространственной среды, которая является результатом процесса дизайна, его наглядной демонстрацией, для формирования и развития мировоззрения личности сложно. Вещественный мир, окружающий человека, объективно является фактором включения личности в ту или иную культуру. Взаимодействуя со средой, личность формирует образы, наполненные тем или иным познавательным и ценностным содержанием, связывает их с определённым понятием, формирует собственное понимание места того или иного объекта в системе ценностей. На бессознательном и сознательном уровне формируется представление о прекрасном, безобразном, возвышенном, низменном, проецируемое на оценку должного и возможного поведения, отношения к объектам и событиям. В настоящее время предметно-пространственная

среда в большей степени рукотворна, доля естественных ландшафтов невелика и мало пригодна для постоянного обитания человека. История развития человеческого общества обусловила модернизацию процесса создания и изменения предметно-пространственной среды обитания человека, что привело к тому, что дизайн занял особое, ключевое место в качестве фактора, влияющего на изменение ценностных ориентаций, установок и идеалов людей [13, с. 75]. Дизайн создаёт информационное поле образов, которые вызывают у человека положительные или отрицательные эмоции, рождают поведенческие модели принятия или отрицания чего-либо.

К сожалению, приходится констатировать, что длительный период времени на первое место ставилась возможность практического использования вещи, а дизайн, ставший частью жизни общества с последней трети XIX века, понимался только как украшательство, способствующее повышению спроса на изделие. Перемены внесли разработки Дж. Рёскина, который обосновал связь эстетики и функции вещи [4, с. 382], утвердил высокий потенциал дизайна как фактора формирования мировоззрения. Дизайн, следовательно, воздействует на все уровни сознания личности, формирует целостную картину мира, где субъект познания рационально и эмоционально включён в мир.

Механизм воздействия на мировоззрение личности предметно-пространственной среды раскрывается через эстетическую оценку её элемента, а затем и всей культуры, которую этот элемент представляет. Дизайн является фактором выражения и оценки своей причастности к той или иной социокультурной области. Привлекательность предметно-пространственной среды стимулирует обращение к культуре, в рамках которой она создавалась, формирование интереса к её исследованию, гордости за собственную принадлежность к ней. Напротив, небрежность, непродуманность формы, снижающая качественные характеристики вещи, вызывает негативное отношение ко всем элементам культуры. Так, недостатки предметов быта позволили говорить о безличности, тусклости, бесперспективности советской культуры, послужили стимулом к отказу от связи с ней, желанию изменить её по примеру яркой и привлекательной западной культуры. Воздействие дизайна на мировоззрение человека носит постоянный характер и осуществляется объективно, без каких-либо специальных мер и средств. Независимо от того, будет ли личность интересоваться идеей, заложенной автором при проектировании вещи или пространства, сумеет ли определить полноту её реализации, образ предметно-пространственной среды будет создан. Личность, взаимодействуя с объектами дизайна, формирует и актуализирует совокупность образов, посредством которых понимает и оценивает мир, следовательно, понимание дизайна как фактора становления и развития мировоззрения человека обоснованно. Мы можем сделать вывод о том, что дизайн объективно влияет на мировоззрение личности, поскольку формирует образную информационную среду, являющуюся фактором оценки того или иного культурного пространства и формирования собственной индивидуальной модели поведения по отношению к нему.

От качественного состояния мировоззрения личности зависит её способность обрести Родину в духовно-нравственном акте. Отсутствие в качестве индивидуальной установки принятия Родины как духовной субстанции, святыни приводит к тому, что на её место ставится политико-географический субстрат, а патриотизм заменяется удовольствием от комфортного проживания или преданностью политическому субъекту. Воспитательное воздействие на личность, как правило, бывает направленным, точечным, нацеленным на конкретный результат. Он достигается, но только от содержания мировоззрения зависит, будет ли он закреплён, действительно ли человек воспримет передаваемые ему знания, представления, оценки. Все усилия помещения личности в патриотическую среду любви Родины будут тщетны, если в основе её мировоззрения будет лежать тезис об ущербности национальной культуры. Такое возможно, если предметно-пространственная среда, создаваемая национальной культурой, получает негативную характеристику. Напротив, привлекательность среды стимулирует интерес к национальной культуре, стремление внести вклад в её развитие. Отсюда следует вывод о том, что дизайн способствует формированию патриотического сознания личности, создаёт условия для восприятия Родины «в качестве объекта любви, который следует оберегать, служить его благу и совершенствованию» [21, с. 52]. Мы, следовательно, видим, что дизайн является фактором воздействия на мировоззрение личности. От того, каков будет замысел дизайнера, какие эмоции вызывает тот или иной дизайн-объект, зависят комплексная оценка окружающей среды, понимание связи материального и духовного, построение ценностной картины мира, определение своего места в нём, желание самосовершенствоваться и достигать более высоких уровней нравственности. Можно сделать вывод о том, что дизайн способен пробудить и поддержать стремление изучить и понять Родину, формы её явления личности и социальной группе, включить Родину в систему своих ценностей.

Дизайн как средство формирования и актуализации образов Родины

Ранее мы [21] пришли к выводу о том, что содержание патриотического воспитания раскрывается через научение или самонаучение личности разделять в образах Родины то, что отражает её сущность, от того, что является следствием соединения источника образа с познающим субъектом. Патриот должен видеть в Родине её духовность, воплощение духа, прекрасного самого по себе. Решить данную задачу можно, наблюдая за тем, как образы Родины создаются, и анализируя уже созданные или изменённые её образы.

Формируемые и актуализируемые образы дизайна отражают содержание Родины, которая как духовная субстанция первична по отношению к любому природному, материальному, социальному или интеллектуальному объекту [20, с. 53] и является его источником, первопричиной. Дизайн, следовательно, объективно является средством формирования и актуализации образов Родины, поскольку в процессе своей деятельности

дизайнер анализирует те объекты, которые уже сами по себе являются отражением Родины, вносит в их содержание собственные представления и оценки, формирует новое понимание культурного пространства, которое отражает сущность Родины. Дизайнер подчёркивает то или иное качество объекта, создавая особую атмосферу, демонстрирует связь Родины как духа и реальных предметов бытия. Образы, созданные дизайном, окружают человека повсюду, он может наблюдать их постоянно и понимать, что они составляют объективную среду его жизни.

Созданный им образ, в отличие от философско-теоретических дефиниций, всегда понятен личности и, при условии эмоциональной привлекательности, становится ей близким, родным, воспринимается как неотъемлемая часть ценностной системы. Это даёт основание утверждать, что дизайнер обладает потенциалом создания образов, формирующих и развивающих патриотическое сознание, способствующих адекватному отражению категории «Родина» в личном и общественном сознании. Образ Родины, созданный дизайнером, преодолевает недостатки её образов, формируемых иначе: он доступен к восприятию и анализу постоянно, в отличие от образов природы, которые изменяются с переменой сезонов, его может понять и расшифровать любой человек, независимо от уровня образования, в отличие от образов, формируемых наукой и философией, он систематизирует все качества отражаемого объекта, в отличие от образов искусства, акцентирующих внимание на эстетике.

Следует отметить широкий ассортимент инструментов, которые используют дизайнеры для создания вещи или среды. Л. Р. Назарова обосновывает, что «дизайн позволяет максимально использовать историю, исторические стили, графику, шрифты для создания образа Родины, его укрепления и поддержания» [15, с. 60]. А. Р. Комолова называет дизайн «зеркалом» культуры, то есть тем, что позволяет создать всестороннее представление о ней, а следовательно, приблизиться к пониманию духовной сущности Родины. В сфере дизайна «материальное плавно перетекает в чувственное» [11, с. 66], приводя к формированию той или иной оценки и нормы поведения. На примере современных исследований в области графического дизайна [5] можно легко убедиться в том, что средствами дизайна возможно акцентировать внимание на особенностях отечественной культуры, вызвать интерес к её самобытности, преодолеть её стереотипную оценку. Это очень важно для решения задачи патриотического воспитания, так как устраняет ошибку сужения объёма понятия «Родина», связывания её только с отдельными образами. Дизайн расширяет количество образов Родины, доступных каждому человеку в его обыденной повседневной жизни. Современные дизайнеры, вдохновляясь традициями народного творчества, создают изделия, вызывающие чувства гордости и сопричастности своей Родине [7]. В. А. Дуброва утверждает, что отечественный дизайн способен ярко выразить и воплотить традиции русского народа, его представление о природе, человеке, красоте, тем самым актуализируя нравственно и эстетически многогранный облик Родины [Там же, с. 87]. А. В. Холикова дополняет, что дизайн воспитывает патриотизм, трудолюбие, уважение и любовь к окружающей природе, своему народу, своим близким, народным традициям и в целом национальной и мировой культуре [19, с. 130]. «Образцы дизайна высокого уровня вызывают естественную гордость за культурные достижения Родины... чувство причастности к культурному наследию Родины... являются базовыми в формировании чувства патриотизма у гражданина [17, с. 77]. А. И. Провалова делает заключение, что «качественный дизайн положительно влияет на имидж страны в общественном сознании и, следовательно, очень важен для повышения уровня национального самосознания и патриотического чувства» [Там же, с. 78]. При этом, по верному замечанию И. И. Авакова, дизайн формирует этот образ «подспудно, ненавязчиво» [1, с. 98], то есть оказывает влияние на сознательное и бессознательное отношение к объекту, воздействует на все уровни мировоззрения личности. Важно отметить, что потенциал дизайна как средства воспитания патриотизма увеличивается в случае, когда воспитанник принимает деятель-ностное участие в создании дизайн-объекта. Приведённые высказывания принадлежат действующим дизайнерам, преподавателям в сфере дизайна, студентам творческих вузов. Они свидетельствуют о том, что дизайн позволяет не только сформировать, сохранить и актуализировать множество образов Родины, но и привлечь к их созданию воспитанника, следовательно, дизайн - это то средство воспитания, которое может применяться непрерывно, деятельностно и творчески.

В практической воспитательной деятельности высших и средних профессиональных организаций применение дизайна как средства воспитания патриотизма уже получило первую апробацию. Наблюдения, сделанные рядом авторов [6; 8; 12; 15; 17; 19], позволяют утверждать как наличие высокой результативности, так и широкий круг вариантов организации данного процесса: от создания образовательной предметно-пространственной среды до включения воспитанников в творческую деятельность по созданию дизайн-объектов, актуализирующих образ Родины.

Заключение

Таким образом, на основе анализа теоретических концепций и практики мы приходим к следующим выводам. Во-первых, при выборе средств патриотического воспитания необходимо учитывать наличие как минимум одного из качеств: способности воздействовать на становление и развитие мировоззрения личности и способности участвовать в формировании и актуализации образов Родины. Если оба этих качества присутствуют, то такому средству следует отдать приоритет.

Во-вторых, дизайн как сложный процесс, соединяющий эстетические и прагматические замыслы и результаты, является наиболее эффективным фактором становления мировоззрения человека, так как его воздействие

постоянно, не требует субъекта воздействия, включено в обычную жизнедеятельность личности, создаёт условия, в которых человек должен принимать решения, давать оценки и обоснования им.

В-третьих, в современных условиях дизайн является наиболее доступным средством формирования и актуализации образов Родины, без их отрыва от образов повседневности, противоречия с прочими ценностями, рациональной оценкой действительности. Особо необходимо отметить, что создание дизайн-объекта не является завершающей точкой формирования образа. Функции предметно-пространственной среды предполагают возможность изменения, следовательно, каждый может принять участие в формировании образа Родины через дизайн своей предметно-пространственной среды.

Мы, следовательно, может утверждать, что применение дизайна в качестве средства патриотического воспитания обоснованно и должно быть рассмотрено в качестве основополагающего и приоритетного.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более детальном изучении применения дизайна в системе патриотического воспитания и самовоспитания для разных категорий лиц.

Список источников

1. Аваков И. И. Формирование образа Родины средствами дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 96-98.

2. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 128 с.

3. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы / под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. 328 с.

4. Гриднева Э. А. Дизайн-практики эстетики бизнеса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 3. Ч. 1. С. 382-386.

5. Данильченко О. В., Назарова В. С. Актуализация образа родины через шрифт. Возможности и перспективы кириллицы // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 371-377.

6. Дуброва В. А. Отражение образа Родины в творчестве студентов художественного вуза как результат патриотического воспитания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 202-207.

7. Дуброва В. А. Яркий образ России в современном дизайне и декоративно-прикладном искусстве // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 82-87.

8. Дулатова О. Р., Федотова В. С., Глаголева А. К. К вопросу формирования системы патриотического воспитания в Московском художественно-промышленном институте // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 54-58.

9. Егорычев А. М., Ткаченко А. В. Формирование гражданско-патриотического сознания: национальные социокультурные основания // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 61-66.

10. Калиничева М. М., Жердев Е. В., Новиков А. И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления: монография. М. - Оренбург: ВНИИТЭ; ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 368 с.

11. Комолова А. Р. Возможности формирования образа Родины средствами искусства и дизайна в современных условиях // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 66-69.

12. Левенцева Е. Н. Формирование патриотического воспитания пластическим языком дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 540-546.

13. Медведев В. Ю. Дизайн в среде предметного мира культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. 2009. № 2 (17). С. 75-78.

14. Молодова Е. А. Роль музея «История полиграфии, книгоиздания МГУП им. И. Федорова» в патриотическом воспитании будущих дизайнеров // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы II Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2018. С. 208-213.

15. Назарова Л. Р. Патриотическое воспитание и формирование общекультурных компетенций молодёжи в образовательной среде вуза средствами дизайна // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 54-60.

16. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. / ред. В. С. Степин и др. М.: Мысль, 2010. Т. III. 692 c.

17. Провалова А. И. Роль прикладного искусства и дизайна в формировании патриотического чувства и гражданской позиции // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2017. С. 76-78.

18. Пряжникова А. Ю., Изотова С. В., Пономаренко И. В. К методологии патриотического воспитания в современной школе: художественно-эстетические аспекты // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы III Международной научной конференции. М.: МХПИ, 2019. С. 556-561.

19. Холикова А. В. Актуализация образа Родины средствами дизайна костюма // Образ Родины: содержание, формирование, актуализация: материалы I Всероссийской научной конференции. М.: МХПИ, 2016. С. 127-131.

20. Чикаева Т. А. Родина. Патриотизм (социально-философское исследование). М.: МХПИ, 2019. 129 с.

21. Чикаева Т. А. Философские предпосылки успешного патриотического воспитания // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2020. Т. 20. № 1. С. 52-55.

22. Patriotism [Электронный ресурс] // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/ entries/patriotism/ (дата обращения: 22.01.2021).

Информация об авторах | Author information

RU

Чикаева Татьяна Александровна1, к. филос. н., доц. 1 Московский художественно-промышленный институт

EN

Chikaeva Tatiana Alexandrovna1, PhD 1 Moscow Art and Industrial Institute

1 umoi@rambler.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 12.01.2021; опубликовано (published): 15.03.2021.

Ключевые слова (keywords): патриотическое воспитание; мировоззрение; Родина; образ Родины; дизайн; patriotic education; worldview; Motherland; image of Motherland; design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.