Научная статья на тему 'Диверсии в отношении железнодорожной транспортной инфраструктуры как посягательства на государственную безопасность Российской Федерации'

Диверсии в отношении железнодорожной транспортной инфраструктуры как посягательства на государственную безопасность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
релейные шкафы / диверсия / железнодорожная транспортная инфраструктура / транспортная безопасность / государственная безопасность / relay cabinets / sabotage attack / railroad transport infrastructure / transport security / national security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич, Небратенко Геннадий Геннадиевич

Поджоги релейных шкафов железнодорожной транспорт ной инфраструктуры стали массовыми преступлениями с момента начала специальной военной операции на территории Украины. Данные деяния наносят репутационный, материальный ущербы, являются угрозой транс портной, государственной безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время неоднозначна их уголовно-правовая оценка, требуется ужесточение наказания за данные преступления, призванные парализовать в том числе военные перевозки. Использование различных мессенджеров на платформе средств массовой коммуникации сделали рассматриваемую сферу объектом преступных посягательств, посягающим на правоотношения в сфере транспортных перевозок, в первую очередь военных железнодорожных. В этой связи повышается интерес к научному исследованию уголовно правовой характеристики рассматриваемого преступления. Важность рассматриваемой проблематики заключается в том, что специальная военная операция продолжается и представители российской молодежи продолжают вовлекаться в преступную деятельность при помощи сети «Интернет», по этому материалы уголовных дел являются эмпирической базой проводимого исследования. В процессе подготовки научной статьи использовался комплекс общенаучных методов: анализ, синтез, индукция и дедукция, а также частнонаучных, сопряженных с теоретико-правовой и уголовно-правовой науками. Результаты проведенного исследования связаны с обоснованием потребности в квалификации поджогов в зависимости от объекта преступного посягательства, а также цели преступления. Авторы также отмечают необходимость усиления профилактики рассматриваемых деяний. В завершении научной статьи авторы приходят к выводу, что для профилактики, предотвращения и пресечения поджогов на железнодорожном транспорте необходимо усилить работу и взаимодействие всех «сил правопорядка» Российской Федерации. В этой связи необходимо просчитывать риски общественной, государ ственной, транспортной безопасности и принимать меры противодействия диверсиям на объектах транспортной безопасности, с которыми следует бо роться, работая на опережение. В заключении авторы приходят к выводу, что комплексное противодействие совершению преступлений, посягающих на транспортную безопасность, способно минимизировать количество данных преступлений, а также ущерб, причиняемый данными деяниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич, Небратенко Геннадий Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sabotage of the Railway Transport Infrastructure as an Encroachment on the State Security of the Russian Federation

Arson attacks on railroad relay cabinets have become a mass crime since the beginning of the special military operation on the territory of Ukraine. Such actions inflict reputational and material damage and threaten transport and national security of the Russian Federation. However, currently the criminal law assessment of these crimes is ambiguous, and penalties for such actions aimed at paralyzing, among other things, military-related transportation, should be increased. The use of various messengers of mass media platforms has made the sphere under consideration an object of criminal infringements threat ening legal relations in transportation, primarily, railroad military transportation. This dictates a heightened interest to researching the criminal law features of the offense under consideration. The importance of the analyzed topic is connected with the fact that the special military operation is ongoing and young Russian people continue to get involved in criminal activities via the Internet, so the ma terials of criminal cases present an empirical basis for the conducted research. While working on this research article, the authors used a complex of general scientific methods: analysis, synthesis, induction and deduction, together with special scientific methods of theoretical-legal and criminal law research. The obtained results are connected with presenting proof for a need to qualify arsons on the basis of the object of criminal infringements, as well as the goal of the crime. The authors also discuss the necessity of strengthening the prevention of actions under consideration. At the end of their article they conclude that, in order to prevent and suppress arson attacks on railroad transport, it is necessary to strengthen the work and coordination of all “forces of law and order” in the Russian Federation. Due to this, it is necessary to calculate the risks to public, national, transport security, and take measures to counteract sabotage activities at transport security facilities, moreover, such counteraction should be proactive. The authors conclude that complex counteraction to crimes infringing on transport security could mini mize the number of such crimes as well as the damage inflicted by such actions.

Текст научной работы на тему «Диверсии в отношении железнодорожной транспортной инфраструктуры как посягательства на государственную безопасность Российской Федерации»

к 160-летию со дня принятия устава уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года to 160th anniversary of the adoption

of the statute of criminal procedure of november 20, 1864

Научная статья ¿л

УДК 343.9 |©

ЕРЫ ТММШЖ К^чмч

DOI 10.17150/2411-6122.2024.3.5-13

Диверсии в отношении железнодорожной транспортной инфраструктуры как посягательства на государственную безопасность Российской Федерации

Е.В. Безручко1^, Г.Г. Небратенко2 3 4

1 Ростовский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

2 Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация

3 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

4 Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, Российская Федерация

Автор, отвечающий за переписку: Безручко Е.В., [email protected]

Аннотация. Поджоги релейных шкафов железнодорожной транспортной инфраструктуры стали массовыми преступлениями с момента начала специальной военной операции на территории Украины. Данные деяния наносят репутационный, материальный ущербы, являются угрозой транспортной, государственной безопасности Российской Федерации. Однако в настоящее время неоднозначна их уголовно-правовая оценка, требуется ужесточение наказания за данные преступления, призванные парализовать в том числе военные перевозки. Использование различных мессенджеров на платформе средств массовой коммуникации сделали рассматриваемую сферу объектом преступных посягательств, посягающим на правоотношения в сфере транспортных перевозок, в первую очередь военных железнодорожных. В этой связи повышается интерес к научному исследованию уголовно-правовой характеристики рассматриваемого преступления. Важность рассматриваемой проблематики заключается в том, что специальная военная операция продолжается и представители российской молодежи продолжают вовлекаться в преступную деятельность при помощи сети «Интернет», поэтому материалы уголовных дел являются эмпирической базой проводимого исследования. В процессе подготовки научной статьи использовался комплекс общенаучных методов: анализ, синтез, индукция и дедукция, а также частнонаучных, сопряженных с теоретико-правовой и уголовно-правовой науками. Результаты проведенного исследования связаны с обоснованием потребности в квалификации поджогов в зависимости от объекта преступного посягательства, а также цели преступления. Авторы также отмечают необходимость усиления профилактики рассматриваемых деяний. В завершении научной статьи авторы приходят к выводу, что для профилактики, предотвращения и пресечения поджогов на железнодорожном транспорте необходимо усилить работу и взаимодействие всех «сил правопорядка» Российской Федерации.

© Безручко Е.В., Небратенко Г.Г., 2024

В этой связи необходимо просчитывать риски общественной, государственной, транспортной безопасности и принимать меры противодействия диверсиям на объектах транспортной безопасности, с которыми следует бороться, работая на опережение. В заключении авторы приходят к выводу, что комплексное противодействие совершению преступлений, посягающих на транспортную безопасность, способно минимизировать количество данных преступлений, а также ущерб, причиняемый данными деяниями.

Ключевые слова: релейные шкафы, диверсия, железнодорожная транспортная инфраструктура, транспортная безопасность, государственная безопасность.

Для цитирования: Безручко Е.В. Диверсии в отношении железнодорожной транспортной инфраструктуры как посягательства на государственную безопасность Российской Федерации / Е.В. Безручко, Г.Г. Небратен-ко. — DOI 10.17150/2411-6122.2024.3.5-13. — EDN TMMURK // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. — 2024. — № 3. — С. 5-13.

Original article

Sabotage of the Railway Transport Infrastructure as an Encroachment on the State Security of the Russian Federation

E.V. Bezruchko1^, G.G. Nebratenko2 3 4

1 Rostov branch of the Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Rostov-on-Don, the Russian Federation

2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation

3 Don State Technical University, Rostov-on-Don, the Russian Federation

4 Taganrog Institute of Management and Economics, Taganrog, the Russian Federation Corresponding author, Bezruchko E.V., [email protected]

Abstract. Arson attacks on railroad relay cabinets have become a mass crime since the beginning of the special military operation on the territory of Ukraine. Such actions inflict reputational and material damage and threaten transport and national security of the Russian Federation. However, currently the criminal law assessment of these crimes is ambiguous, and penalties for such actions aimed at paralyzing, among other things, military-related transportation, should be increased. The use of various messengers of mass media platforms has made the sphere under consideration an object of criminal infringements threatening legal relations in transportation, primarily, railroad military transportation. This dictates a heightened interest to researching the criminal law features of the offense under consideration. The importance of the analyzed topic is connected with the fact that the special military operation is ongoing and young Russian people continue to get involved in criminal activities via the Internet, so the materials of criminal cases present an empirical basis for the conducted research. While working on this research article, the authors used a complex of general scientific methods: analysis, synthesis, induction and deduction, together with special scientific methods of theoretical-legal and criminal law research. The obtained results are connected with presenting proof for a need to qualify arsons on the basis of the object of criminal infringements, as well as the goal of the crime. The authors also discuss the necessity of strengthening the prevention of actions under consideration. At the end of their article they conclude that, in order to prevent and suppress arson attacks on railroad transport, it is necessary to strengthen the work and coordination of all "forces of law and order" in the Russian Federation.

Due to this, it is necessary to calculate the risks to public, national, transport security, and take measures to counteract sabotage activities at transport security facilities, moreover, such counteraction should be proactive. The authors conclude that complex counteraction to crimes infringing on transport security could minimize the number of such crimes as well as the damage inflicted by such actions.

Keywords: relay cabinets, sabotage attack, railroad transport infrastructure, transport security, national security.

For citation: Bezruchko E.V., Nebratenko G.G. Sabotage of the Railway Transport Infrastructure as an Encroachment on the State Security of the Russian Federation. Sibirskie Ugolovno-Processual'nye i Kriminalisticheskie Chteniya = Siberian Criminal Procedure and Criminalistic Readings, 2024, no 3, pp. 5-13. (In Russian). EDN: TMMURK. DOI: 10.17150/2411-6122.2024.3.5-13.

Безопасная работа междугороднего и межгосударственного транспорта является важной составляющей государственной безопасности России [1]. В настоящее время противодействие преступлениям, посягающим на нормальную деятельность объектов транспортной инфраструктуры, является одним из приоритетных направлений уголовной политики Российской Федерации. Преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, имеют высокую степень общественной опасности, даже несмотря на то, что отдельные деяния относятся к преступлениям небольшой тяжести. Связано это с тем, что транспортные преступления, как правило, сопряжены с причинением вреда здоровью человека, причинением смерти или причинением крупного материального ущерба, влияющего на обеспечение возможности пользования транспортной инфраструктурой в целом.

Обеспечение транспортной безопасности существенно влияет на осуществление безопасности государства в целом, его нормальное функционирование [2]. Ущерб транспортной безопасности может спровоцировать продовольственный коллапс, гуманитарную катастрофу, блокировать отдельные районы государства или транспортную инфраструктуру всего государства в целом. Разрушение или полное уничтожение транспортной инфраструктуры

влияет на все сферы жизнедеятельности, блокирует экономическую деятельность, влияет на обороноспособность государства в целом.

Нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений, посягающих на безопасную работу транспорта, являются бланкетными. Весьма важное значение составляет грамотное выявление нормативной базы, определяющей правовую основу деятельности того или иного вида транспорта, что позволит достоверно определить, какие именно правила и нормативные документы, инструкции были нарушены, в результате чего деяние, посягающее на тот или иной аспект транспортной безопасности, получило статус преступного и должно иметь уголовно-правовую оценку.

Преступления, посягающие на безопасную работу транспорта, весьма часто имеют большой общественный резонанс, расследование данных преступлений связано с противодействием со стороны как руководителей объектов определенного вида транспортной инфраструктуры, так и со сложностями, обусловленными отсутствием опыта расследования данных преступлений. Грамотный подход в определении признаков рассматриваемых преступлений позволит повысить эффективность работы правоохранительных органов по расследованию данной категории уго-

ловных дел и правильной квалификации рассматриваемых деяний.

Транспортная безопасность является объектом уголовно-правовой охраны, и при том, весьма важным. В последнее время, в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины, посягательства на транспортную безопасность России имеют высокий общественный резонанс, наносят интересам Российской Федерации ущерб, выраженный не только в экономическом, но и в политическом аспекте. Транспортная инфраструктура повсюду сопровождает нашу жизнь, профессиональная деятельность многих граждан России связана с транспортной инфраструктурой, с обеспечением транспортной безопасности. Поэтому посягательства на транспортную безопасность влияют на многие сферы жизнедеятельности нашего общества, которые зависят от транспортной логистики.

Служба безопасности Украины за небольшие по меркам России деньги склоняет граждан Российской Федерации к совершению диверсионных и иных действий, посягающих в том числе на транспортную безопасность. Обязательным условием совершения таких деяний является предоставление видеоотчетов, снятых самим преступником или иными лицами. Такие лица совершают преступления, в большинстве случаев, целиком не осознавая весь политический аспект деяния, ими движет корыстная заинтересованность. Так, в Волгограде задержан житель Севастополя Ж., являющийся студентом одного из Волгоградских вузов, работавший одновременно развозчиком продуктов, который по заданию спецслужб Украины 4 мая 2023 года произвел видеозапись сожжения купленного им Корана. За совершение данных действий ему пообещали 10 тысяч ру-

блей. Также он совершал иную пособническую деятельность путем видеосъемки военных объектов, транспортных узлов, способствуя террористической деятельности своих украинских заказчиков. Этот преступник, разжигающий межконфессиональную рознь, задержан по просьбе потерпевших из Чеченской Республики он этапирован в данный регион для привлечения его к уголовной ответственности и отбывания там наказания1.

Сотрудники СБУ обращают особое внимание на своих бывших граждан, ныне проживающих на территории Российской Федерации, поскольку их легче склонить к совершению преступлений, в том числе посягающих на транспортную безопасность. Преступники используют при склонении к совершению преступлений корыстную заинтересованность, личные мотивы, политические мотивы, мотивы запугивания путем воздействия на родственников, проживающих на подконтрольной киевскому режиму территории бывшей Украины.

В Крыму, недалеко от Симферополя, путем внешнего воздействия лиц на железнодорожное полотно, 18 мая 2023 года совершено деяние, повлекшее сход восьми вагонов с зерном. Такие посягательства на транспортную безопасность содержат не только цель причинить экономический ущерб, но и воздействуют на общественную безопасность, причиняя политический ущерб, информационно воздействуя на граждан России, пытаясь при этом посеять страх и панику среди мирного населения2.

1 Задержанный за сожжение Корана в Волгограде рассказал о задании СБУ // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230520/koran-1873169124. html.

2 Восемь вагонов с зерном сошли с рельсов рядом с Симферополем // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20230518/vagony-1872544090.html.

Довольно часто граждан России склоняют к совершению действий, направленных на разрушение релейных подстанций, обеспечивающих работу электропоездов на территории России. Так, в Казани неизвестные подожгли четыре релейных шкафа, в Новосибирской области подожгли релейный шкаф, в Санкт-Петербурге за 15 тысяч рублей диверсант пытался поджечь релейные шкафы дважды, его задержали, в Краснодаре задержан преступник, который по заданию СБУ за 10 тысяч рублей собирался поджечь релейный шкаф, в Брянской области совершена попытка поджога релейного шкафа. Поджоги релейных шкафов железнодорожной инфраструктуры носят множественный характер. Занимается организацией данных преступлений Главное разведывательное управление Украины через мессенджеры в смартфонах, устанавливая однотипное по размеру вознаграждение и порядок совершаемых действий во время и после совершения преступления.

Органы предварительного расследования России случаи поджога железнодорожных релейных шкафов на первоначальном этапе квалифицировали как уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), либо как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ), либо как диверсию (ст. 281 УК РФ). Если признавать транспортную безопасность объектом рассматриваемого преступления, а релейные шкафы — структурной частью инфраструктуры железнодорожного транспорта, то возникает предположение об уголовно-правовой оценке таких деяний по ст. 2631 УК РФ. Однако данная норма в части первой устанавливает уголовную ответственность за неисполнение требований по соблюдению

транспортной безопасности, а также за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, совершенное специальным субъектом преступления (часть вторая ст. 2631 УК РФ) [3].

В ст. 267 УК РФ установлена уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. В части первой указанной нормы говорится о разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования. Релейный шкаф, также известный как релейная станция, это устройство, которое используется в железнодорожной сигнализации и автоматике для контроля и управления движением поездов на определенных участках железнодорожной линии. Релейные шкафы содержат электрические реле и другое оборудование, которое обеспечивает передачу сигналов и управление светофорами, сигналами безопасности, блокировками и другими элементами инфраструктуры железной дороги3. Релейные шкафы прямо не указаны в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 267 УК РФ, однако такая квалификация возможна и их можно отнести к средствам сигнализации, связи, другому транспортному оборудованию.

Ст. 167 УК РФ относится к преступлениям против собственности, поджог релейного шкафа теоретически может

3 Что такое релейный шкаф и почему их так часто поджигают: новый инцидент под Петербургом. URL: https://dzen.ru/a/ZLEN_ia7ak-NeZEK#:~:text=Релейный%20шкаф%2C%20 также%20известный%20как,другими%20эле-

ментами%20инфраструктуры%20железной%20 дороги.

быть квалифицирован по данной статье, однако при посягательствах на транспортную безопасность деяние характеризуется иным объектом уголовно-правовой охраны, в отличие от преступлений против собственности, и иным предметом преступления. Однако, на практике случаи такой квалификации бывают. Так, 26 апреля 2023 года 19-летний Вячеслав Зайцев по поручению террористической и запрещенной в Российской Федерации организации «Легион "Свобода России"» на одной из станций в Санкт-Петербурге поджег релейный шкаф. Первоначально его обвиняли в умышленном повреждении чужого имущества, но суд, в итоге переквалифицировав действия виновного на ст. 281 УК РФ, назначил наказание в виде восьми лет лишения свободы4.

Полагаем, что поджог железнодорожного релейного шкафа следует все-таки признавать диверсией, то есть преступлением, предусмотренным ст. 281 УК РФ, объективная сторона которого представлена в виде совершения взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения и так далее. Объектом преступления, предусмотренного ст. 281 УК РФ (диверсия) выступает экономическая безопасность и обороноспособность России как составляющие государственной безопасности Российской Федерации.

Примечательно, что в Республике Беларусь также наблюдалась данная проблема, однако вопрос с поджиганием релейных шкафов в союзном го-

4 Поджигателя релейного шкафа в Петербурге обвинили в диверсии. URL: https://www. spb.kp.ru/online/news/5655318.

сударстве решился довольно быстро. Так, 28 марта 2022 года под Осиповичами тремя преступниками сожжена аппаратура, обеспечивающая движение железнодорожных составов. При задержании применено оружие на поражение. Руководство МВД Беларуси строго предупредило, что «действия лиц, замышляющих подобные диверсии на Белорусской железной дороге, будут жестко пресекаться с использованием оружия. От ответственности не уйдет никто»5. Депутат Андрей Викторович Гурулев в эфире у Владимира Соловьева заявил, что «.. .сделать нужно как в соседней Беларуси. Там при попытке поджога релейного шкафа двоих просто на месте радостно завалили тут же. «Сарафанное радио» на всю Белоруссию моментально все разнесло. Больше поджогов релейных шкафов в Беларуси нету. Проблема решена»6.

По требованию Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, возле каждого релейного шкафа, с целью прекращения диверсий, белорусские силовики установили засады. Стреляли на поражение. Уже к апрелю 2022 года все попытки «рельсовой войны» в Беларуси прекратились. Пропали желающие вредить государству'.

В завершении статьи следует отметить, что профилактическая деятельность Российского государства в данном случае пока практически отсутствует. В Уголовный кодекс Российской Федерации введены статьи,

5 Силовики «стреляли на поражение» в троих белорусов, которые сожгли аппаратуру на железной дороге — МВД. URL: https:// baranovichi24.by/accidents-crime/siloviki-strelyali-na-porazhenie-v-troikh-belorusov-kotorye-sozhgli-apparaturu-na-zheleznojj-doroge-mvd.html.

6 Генерал Гурулев: в Беларуси за поджог релейных шкафов «валят на месте». URL: https:// dzen.ru/a/ZXd_OhIzYEWnsN6N.

7 Там же.

предусматривающие уголовную ответственность за диверсионную деятельность, организацию диверсионного сообщества и участие в нем, но одними запретительными мерами не остановить на территории России вал преступлений, связанных с посягательствами, в том числе и на транспортную безопасность.

В этом деле должны оказать помощь все сознательные граждане России, кому не безразлична их Родина. Необходимо фиксировать случайных незнакомых подозрительных и не подозрительных граждан, появляющихся вблизи объектов транспортной инфраструктуры. С бдительностью в данном случае «переборщить» нельзя. Практически у каждого человека в России имеются современные смартфоны, с помощью которых можно быстро и качественно зафиксировать людей, автомобили, иные транспортные средства, действия этих людей, и с помощью мобильной связи и сети «Интернет» передать эти сведения своим знакомым, родственникам, в соответствующие специальные службы, при помощи которых возможно предотвратить совершение посягательств на транспортную безопасность. Следует перестать относиться как к чему-то зазорному, к обеспечению безопасности путем своевременного реагирования и доведения до сотрудников правоохранительных органов или органов власти таких сведений о подозрительных лицах или подозрительных действиях таких лиц, о незнакомых лицах, появившихся внезапно на территории, где обычное появление граждан является редкостью ввиду удаленности от общественных мест.

Необходимо усилить качество профессиональной деятельности «спецслужб России», обеспечивающих тран-

спортную безопасность. Не всегда служба безопасности того или иного транспортного ведомства может обеспечить безопасность транспортных объектов ввиду слабой подготовленности таких сотрудников, отсутствия опыта в такой деятельности, «слабого» кадрового состава таких подразделений, где собственники устанавливают минимальную оплату труда с целью минимизировать расходы на безопасность только ради наличия самой службы безопасности в связи с наличием соответствующих требований.

Так, на «Крымском мосту», соединяющем полуостров с Краснодарским краем, безопасность обеспечивала ведомственная транспортная безопасность Минтранса России. Очевидно, нельзя в период проведения специальной военной операции, когда в средствах массовой информации каждый день говорят об угрозах «украинского режима» взорвать Крымский мост, один из символов Новой России, продолжать небрежно относиться к безопасности данного объекта транспортной инфраструктуры. В результате нанесен огромный экономический, политический ущерб, ущерб общественной, государственной безопасности, репутационный ущерб, который поверг в замешательство многих граждан России.

Необходимо заблаговременно просчитывать риски общественной, государственной, транспортной безопасности, профессионально подходить к решению таких вопросов, поставить себя на место этих преступников-диверсантов, и подумать, как можно было в сложившихся условиях пресечь любой террористический акт, посягательство на транспортную безопасность. Исходя из этого следует и принимать меры противодействия.

Следует системно противодействовать совершению преступлений путем координации деятельности всех правоохранительных органов. Такая координация необходима ввиду того, что довольно часто при отсутствии таковой криминальным лицам весьма легко совершать преступные деяния. И, наоборот, нельзя исключить случаев, когда правоохранительные службы, отстаивая корпоративные и иные интересы, фактически противодействуют смежным спецслужбам в плане осуществления ими своих профессиональных действий, тем самым, нанося ущерб безопасности государства.

Мир меняется в плане развития общественных, межгосударственных отношений, прогрессирует техническое развитие, искусственный интеллект и его развитие уже признается угрозой существования мировой цивилизации. Обеспечение безопасности, в том числе и транспортной, все больше осуществляется с применением средств технической оснащенности, недалек час, когда обычных людей в этом плане заменит искусственный интеллект.

В последнее время особо актуальным стало рассмотрение вопросов расследования и противодействия совершению преступлений с использованием информационных технологий, так называемых киберпреступлений. В условиях осуществления транспортной логистики, формирования и работы транспортной инфраструктуры с применением сети «Интернет», довольно остро встает вопрос о совершении преступлений, посягающих на транспортную безопасность, совершенных с применением сети «Интернет», когда фактически нажатием одной кнопки под угрозу безопасности ставится один или несколько объектов транспортной инфраструктуры. Одновременно требуется использование современных криминалистических методик расследования данного вида преступлений [4]. Поэтому только комплексное противодействие совершению преступлений, посягающих на транспортную безопасность, способно эффективно снизить, минимизировать количество данных преступлений, а также ущерб, причиняемый данными деяниями.

Список использованной литературы

1. Безручко Е.В. Наказание за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта / Е.В. Безручко, А.М. Охтова. — EDN RUVRNB // Юристъ-Правоведъ. — 2018. — № 2 (85). — С. 119-124.

2. Безручко Е.В. К вопросу о нарушении требований в области транспортной безопасности (статья 2631 УК РФ) / Е.В. Безручко. — EDN LEHYQS // Актуальные проблемы уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики Российской Федерации на современном этапе : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Красноярск 19 окт. 2023 г / отв. ред. Н.Н. Цуканов. — Красноярск, 2023. С. 177-181.

3. Чучаев А.И. Поджог железнодорожных релейных шкафов: юридическая оценка деяния / А.И. Чучаев. — DOI 10.52390/20715870_2023_12_68. — EDN KVXSSA // Уголовное право. — 2023. — № 12. — С. 68-76.

4. Варданян А.В. О современных тенденциях развития криминалистических методик / А.В. Варданян. — EDN JSQMEC // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 19 июня 2020 г — Ростов-на-Дону, 2020. — С. 8-14.

References

1. Bezruchko E.V., Okhtova A.M. The Punishment for Violation of Rules Ensuring the Transport Safe Functioning. Yurist-Pravoved = Lawyer-Legal Scholar, 2018, no. 2, pp. 119-124. (In Russian). EDN: RUVRNB.

2. Bezruchko E.V. To the Issue of Violating Requirements in the Sphere of Transport Security (Art. 2631 of the Criminal Code of the Russian Federation). In Tsukanov N.N. (ed.). Topical Problems of Criminal Law and Penitentiary Policy of the Russian Federation at the Current Stage. Materials of All-Russian Research Conference, Krasnoyarsk, October 19, 2023. Krasnoyarsk, 2023, pp. 177-181. (In Russian). EDN: LEHYQS.

3. Chuchaev A.I. Arson of Railway Relay Cabinets: Legal Assessment of the Act. Ugolov-noe pravo = Criminal Law, 2023, no. 12, pp. 68-76. (In Russian). EDN: KVXSSA. DOI: 10.52390/20715870_2023_12_68.

4. Vardanyan A.V. On Modern Trends of Developing Criminalistic Methodologies. Crim-inalistics: Topical Issues of Theory and Practice. Materials of International Scientific Conference, Rostov-on-Don, June 19, 2020. Rostov-on-Don, 2020, pp. 8-14. (In Russian). EDN: JSQMEC.

Информация об авторах

Безручко Евгений Валерьевич — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, криминологии и уголовного процесса. Ростовский филиал Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, [email protected].

Небратенко Геннадий Геннадиевич — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Академия управления МВД России, г. Москва, Российская Федерация; профессор кафедры процессуального права, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; профессор кафедры уголовного права и процесса, Таганрогский институт управления и экономики, г. Таганрог, Российская Федерация, [email protected].

Authors Information

Bezruchko, Evgeny V. — Doctor of Law, Professor, Head, Chair of Criminal Law, Criminology and Criminal Procedure. Rostov branch of the Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Rostov-on-Don, the Russian Federation, [email protected].

Nebratenko, Gennady G. — Doctor of Law, Professor, Chair of State and Legal Disciplines, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, the Russian Federation; Professor, Chair of Procedural Law, Don State Technical University, Rostov-on-Don, the Russian Federation; Professor, Chair of Criminal Law and Procedure, Taganrog Institute of Management and Economics. Taganrog, the Russian Federation, [email protected].

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию / Received 13.02.2024

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 15.05.2024

Принята к публикации / Accepted 03.10.2024

Дата онлайн-размещения / Available online 16.10.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.