В. М. Белоусова, соискатель,
кафедра менеджмента и маркетинга,
Новокузнецкий институт,
филиал Кемеровского государственного
университета,
г. Новокузнецк, Россия,
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
В настоящее время экономическая нестабильность на фоне ускорения темпов роста научно-технического прогресса придает проблеме устойчивости бизнеса первостепенное значение. Одним из способов ее повышения является диверсификация, которая в последние годы стала предметом изучения многих научных дисциплин прикладной экономики. В частности, стратегический менеджмент, основоположником которого является И. Ансофф, свое начало берет с матрицы «товар — рынок», в которой «диверсификация выступает как стратегия развития компании»1. В рамках такой отрасли знаний, как экономика предприятия и организация производства, рассматривающей различные сочетания факторов производства во времени и пространстве, диверсификация наряду со специализацией, концентрацией, кооперированием и комбинированием некоторыми авторами относится к формам общественной организации = производства. Кроме того, понятия диверсификация и интеграция учеными трактуются неоднозначно, что требует нахождения критериев их дифференциации. В этой свя-
Диверсификация как стратегия развития бизнеса может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию,
в зависимости от возраста и размера компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.
зи в данной статье предлагается рассмотреть следующие вопросы:
— сравнить диверсификацию как стратегию развития и как форму организации производства;
— оценить выбор диверсификации как стратегии, приходящей на смену стратегиям концентрации и интеграции в зависимости от возраста и размера компании;
— предложить подход к рациональному сочетанию между диверсификацией и специализацией в корпорации;
— рассмотреть аргументы позиционирования диверсификации как самостоятельной формы организации производства;
— определить критерии дифференциации диверсификации и интеграции.
Диверсификация как стратегия характеризуется новым товаром на новом для компании рынке, что отличает ее, к примеру, от «стратегии развития товара, которой свойственно появление нового для компании товара на существующем рынке»2.
Позиционировать диверсификацию как форму организации производства предлагают И. В. Сергеев и И. И. Веретеннико-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
ва, называя «диверсификацию производства одной из самых сложных форм развития концентрации, означающей одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, рас- -
ширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании»3. А. Д. Выварец также рассматривает диверсификацию как самостоятельную форму орга- = низации производства, означающую «расширение сфер деятельности предприятия, расширение номенклатуры»4. Сопоставляя определения, предложенные данными авторами, с классическим вариантом понятия диверсификации, используемым в матрице И. Ансоффа, очевидно, что диверсификация как форма организации производства имеет более широкий смысл. По мнению И. В. Сергеева и И. И. Веретенниковой, а также А. Д. Выварца, «расширение номенклатуры» при неизменных рынках — это диверсификация, в то время как, по мнению И. Ансоффа, — это уже не диверсификация, а стратегия развития товара.
Нередко в литературе можно встретить обоснование выбора той или иной стратегии развития в зависимости от возраста и размера компании. Так, в работах Ф. Кот-лера «Маркетинг менеджмент», Н. Б. Рудык и Е. В. Семенковой «Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием», говорится, что рост и развитие компании обычно включает три этапа: концентрация на одиночном бизнесе на одном национальном рынке, интеграция для усиления позиций в ключевом бизнесе, диверсификация путем инвестиций в другие виды бизнеса. Автор статьи полагает, что такое развитие свойственно для компаний, относящихся к определенному кругу отраслей. Так, для сельскохозяйственных компаний такой сценарий развития характерен, а, к примеру, для компаний черной металлургии
В настоящее время часто реализуются процедуры выделения непрофильных функций из структуры предприятия с последующим подчинением выделенной организации материнской компании.
Выход дочернего общества на рынок приводит к повышению уровня диверсификации всей корпорации, так как в консолидированном бюджете группы появятся доходы от реализации продукции (услуг) выделенной организации сторонним клиентам.
эволюционная цепочка «концентрация-интеграция-диверсификация» является менее характерной, поскольку наиболее свойственным для металлургов, даже в момент проектирования и строительства традиционных производств (большинство из которых возведены в 30-е — 60-е гг. 20 века), являлось соединение в единой структуре специализированных производств различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но тесно технологически связанных. В структуру классического металлургического комбината входят и переделы, выпускающие продукцию черной металлургии (чугун, сталь, прокат — каждый из которых может выступать как товарный продукт), и коксохимические подразделения, спектр товарной продукции (относящейся к химической отрасли) которых исчисляется десятками наименований. Таким образом, на наш взгляд, диверсификация, как стратегия развития бизнеса, может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию, в зависимости от возраста и размера компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.
Такие авторы, как А. А. Полиди в своей диссертации на тему «Диверсификация как доминирующая базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений», О. Л. Устенко «Диверсификация производства в условиях формирования рыночной экономики (на материалах промышленности Украины)», М. В. Блошенко «Обеспечение условий эффективного развития промышленности на основе диверсификации производства», указывают на взаимодействие диверсификации и специализации как диалектических противоположностей.
Взаимосвязь специализации и диверсификации легко проследить по этапам развития корпоративных структур. Построение современных групп компаний подтверждает общую тенденцию, в соответствии с которой увеличению совокупного уровня диверсификации всей корпорации способствует увеличение уровня специализации ее дочерних (зависимых) обществ. Так, в настоящее время часто реализуются процедуры выделения непрофильных функций из структуры предприятия (когда, например, производственное предприятие выделяет функцию уборки помещений, оказания юридических или 1Т услуг), с последующим подчинением выделенной организации материнской компании. Это приводит к повышению специализации материнской компании, при абсолютной специализации дочерней. При этом, выход дочернего общества на рынок приводит к повышению уровня диверсификации всей корпорации, так как в консолидированном бюджете группы появятся доходы от реализации продукции (услуг) выделенной организации сторонним клиентам. Таким образом, в корпорациях — группах компаний — имеет место синтез диверсификации и специализации. Достоинством такого сосуществования двух различных форм организации производства является облегчение процесса управления ресурсами в специализированных компаниях, недостатком — зависимость «дочки» не столько от конъюнктурных колебаний на рынке и взаимодействия с контрагентами, сколько от стратегических целей корпорации и управленческих решений собственников и менеджмента материнской компании. В этих обстоятельствах встает вопрос определения рационального сочетания между диверсификацией и специализацией компании, позволяющего, с одной стороны, максимально использовать достоинства, с другой стороны, снизить влияние недостатков связи «специализация дочки — диверсификация корпорации». По мнению автора, к определению рационального сочетания целесообразно подходить в зависимости от уровня спроса на тот или иной
товар (услугу) с учетом экономической обоснованности его удовлетворения в том или ином регионе, а также возможности формирования кластерных структур, позволяющей максимизировать маржинальный доход компании.
Вопрос дифференциации диверсификации от других форм организации производства наиболее выражен в отношении интеграции. Связано это с тем, что в настоящее время относительно понятий интеграция и диверсификация среди ученых нет единого мнения. Одни авторы, как было показано ранее, позиционируют диверсификацию как самостоятельную форму организации производства, отделяя ее от прочих форм, в том числе от интеграции. Другие авторы отождествляют диверсификацию и интеграцию. Так, В. В. Гончаров отмечает, что «вертикальная диверсификация (называемая иногда вертикальной интеграцией) означает освоение фирмой производства товаров разной степени обработки»5 В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова ставят знак равенства «между связанными вертикальной/ горизонтальной диверсификацией и вертикальной/горизонтальной интеграцией соот-ветственно»6. По их мнению, «вертикальная интеграция (или связанная вертикальная диверсификация) — процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса»7. Под горизонтальной интеграцией (или связанной горизонтальной диверсификацией) В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова предлагают понимать «объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности»8. На наш взгляд, такое отождествление сомнительно, так как «объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности»9 не приводит к расширению ассортимента выпускаемой продукции, что должно иметь место в случае диверсификации. Для аргументирования данной позиции предлагается, во-первых, идентифицировать интеграцию
Достоинством такого сосуществования двух различных форм организации производства является облегчение процесса управления ресурсами в специализированных компаниях.
и диверсификацию как содержание и форму (отражающие сущностные характеристики данных процессов), а, во-вторых, выявив отличительные признаки, предложить способ дифференциации : интеграции и диверсификации.
Напомним, что, в философском контексте, содержание — «определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление», а форма — «способ суще- =
ствования и выражения этого содержания, его различных модификаций»10. В этой связи интеграция и диверсификация выступают как содержание соответствующих процессов в экономике. В свою очередь, способами выражения данного содержания могут выступать как внутреннее развитие хозяйствующих субъектов (ХС), так и различные виды их реорганизации: слияния, присоединения, разделения, преобразования11, а также выделения12.
В самом общем виде под интеграцией (от лат. т1е£гаИо — «соединение») понимается процесс объединения частей в целое, на первый взгляд, являющийся формой в философском контексте, то есть способом выражения диверсификации. Однако такой подход к позиционированию диверсифика-
Недостатком является зависимость «дочки» не столько от конъюнктурных колебаний на рынке и взаимодействия с контрагентами, сколько от стратегических целей корпорации и управленческих решений собственников и менеджмента материнской компании.
ции и интеграции, во-первых, вне зоны исследования оставляет внутреннее развитие и процессы выделения/разделения ХС (как способов диверсификации), а во-вторых, делает сомнительным рассмотрение интеграции как самостоятельной формы организации производства. Исходя из изложенного, на наш взгляд, логично и обоснованно позиционирование интеграции и диверсификации как равноправных и само-= стоятельных форм организации производства. При этом, формами интеграции могут выступать такие виды реорганизации, как слияния и поглощения, формами диверсификации — все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации ХС, как выделение, разделение и преобразование.
Для выявления отличительных признаков интеграции и диверсификации напомним, что в современном экономическом словаре горизонтальной интеграцией (ГИ) называется «объединение предприятий..., выпускающих однородную продукцию и применяющих сходные технологии»13. А. Д. Выварец под ГИ предлагает понимать «слияние предприятий, выпускающих однородную продукцию»14. Ф. Котлер к ГИ относит «захват» конкурентов»15, а к гори-
горизонтальная
Ав = Ас = АХ Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас
ж те Ж г ^ те X г
о 1-X г Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас и То < 0 г о О СО г ч:
Ав = Ас = АХ Ав = Ас = АХ
и и
То < 0 То > 0
Ав + Ас = АХ, где Ав Ф Ас
и
То > 0
вертикальная
Рисунок 1. Матрица идентификации интеграции и диверсификации
зонтальной диверсификации (ГД) — выпуск новой продукции, «предназначенной для клиентов компании, даже если она технологически не связана с существующими производственными линиями»16. Таким образом, мы полагаем, что отличительным признаком ГИ от ГД является совокупный ассортимент продукции, выпускаемый объединенным предприятием, А (рисунок 1). При ГИ у вновь созданного в результате объединения предприятия совокупный ассортимент не изменится ни для одного из объединяемых предприятий (А1=Ав=Ас — совокупный ассортимент объединенного предприятия, где Ав и Ас — ассортименты предприятий В и С до объединения). При ГД создание объединенного предприятия приводит к расширению совокупного ассортимента хотя бы для одного из объединяемых предприятий (АЕ=Ав+Ас, где Ав ф Ас).
Вертикальная интеграция (ВИ), по мнению А. Д. Выварца, — способ концентрации производства, который пред-
полагает объединение нескольких разно-отраслевых предприятий и по сути своей является самостоятельной формой организации производства, т.е. комбинированием, предполагающим соединение на основе сочетания последовательных стадий переработки исходного сырья в масштабах одного предприятия производств различных видов продукции, относящихся нередко к различным отраслям промышленности, но тесно технологически связанных17. В то же время, по мнению А. Д. Выварца, она (ВИ) может быть как связанной вертикальной прямой, так и связанной вертикальной обратной18.
Понимая под вертикальной диверсификацией (ВД) освоение новых продуктов, для производства которых в качестве сырья и полуфабрикатов используется традиционная продукция, либо производство товаров, являющихся сырьем и полуфабрикатами, комплектующими при изготовлении традиционных продуктов19, а также учитывая вы-
С
Z
э
2. Ав, Ас, То
7
1 Г
3. Определение направления приращения ДЕ
12. ВИ^ ^^ 13. ВД^ ^^ 14. ВД^7
гг
С
э
Рисунок 2. Алгоритм идентификации интеграции и диверсификации
15. Конец
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
явленный отличительный признак для ГИ и ГД, на наш взгляд, ВИ имеет место в случае объединения предприятий, если производимый предшествующими переделами продукт полностью (без товарного остатка — То) потребляется последующими переделами; при этом продуктом, реализуемым на рынке, будет только один — продукт с максимальной добавленной стоимостью конечной фазы технологической цепочки компании. В свою очередь, ВД имеет место при наличии и реализации на рынке товарного
Тенденции реструктуризации корпораций подтверждают целесообразность сочетания специализации и диверсификации, поскольку, используя процедуры выделения непрофильных функций в дочерние общества и их выхода на внешних потребителей, корпорация в целом увеличивает специализацию отдельных участников группы, увеличивая и совокупный уровень диверсификации.
2. Диверсификация, как стратегия развития бизнеса, может не только последовательно сменять концентрацию и интеграцию, в зависимости от возраста и размера - компании, а может иметь место и в момент проектирования компании (независимо от возраста и размера), что объясняется технологическими особенностями отрасли, к которой относится компания.
3. Тенденции реструктуризации корпораций подтверждают целесообразность сочетания специализации и диверсификации, поскольку используя процедуры выделения непрофильных функций в дочерние общества и их выхода на внешних потребителей, корпорация в целом увеличивает специализацию отдельных участников группы, увеличивая и совокупный уровень диверсификации. Это дает положительный эффект как в части управления ресурсами, так и в части повышения мотивации персонала выделенных подразделений на эффективный труд.
4. Диверсификация и интеграция выступают как самостоятельные и равноправные формы организации производства, при этом формами их реализации могут выступать: для интеграции — такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как слияния и поглощения; для диверсификации — все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как выделение, разделение и преобразование.
5. Критериями дифференциации диверсификации от интеграции являются ассортимент продукции, выпуска-ей. К первой относится любое расширение емый объединенным предприятием, А^, номенклатуры, ко второй — лишь такое рас- а также товарный остаток Т,, получаемый ширение номенклатуры, которое связано в переделах, предшествующих конечной с новыми рынками. фазе технологической цепочки компании.
остатка То переделами, не являющимися конечными в технологической цепочке компании. Таким образом, отличительными признаками для ВИ и ВД являются (как и в случае с ГИ и ГД) ассортимент продукции, выпускаемый объединенным предприятием А^, а также товарный остаток То, получаемый в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании. При ВИ у вновь создаваемого предприятия одновременно должны выполняться оба следующих условия: 1) АЕ=Ав=Ас; 2) То<0. При ВД у вновь создаваемого предприятия должно выполняться хотя бы одно из двух условий: 1) АЕ=Ав+Ас, где Ав ф А; 2) Т>0 (рисунок 1).
Исходя из изложенного, предлагается для идентификации интеграции и диверсификации использовать алгоритм, представленный на рисунке 2.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить следующее:
1. Диверсификация как форма организации производства имеет более широкий смысл, по сравнению с диверсификацией как стратеги-
Формами интеграции могут выступать такие виды реорганизации, как слияния и поглощения, формами диверсификации - все формы интеграции, а также внутреннее развитие и такие виды реорганизации хозяйствующих субъектов, как выделение, разделение и преобразование.
При горизонтальной интеграции у вновь созданного в результате объединения предприятия совокупный ассортимент не изменится ни для одного из объединяемых предприятий. При горизонтальной диверсификации создание объединенного предприятия приводит к расширению совокупного ассортимента.
При вертикальной интеграции у вновь создаваемого предприятия одновременно должны выполняться оба следующих условия: неизменный ассортимент; отсутствие товарного остатка в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании. При вертикальной диверсификации у вновь создаваемого предприятия должно выполняться хотя бы одно из двух условий: увеличение ассортимента; наличие товарного остатка в переделах, предшествующих конечной фазе технологической цепочки компании.
В заключение статьи стоит отметить, что началу глубокого изучения процесса диверсификации послужило становление стратегического менеджмента, в рамках которого она рассматривается как стратегия развития бизнеса. В настоящее время диверсификация приобретает статус инструмента для определения мероприятий, программ и проектов при планировании деятельности компаний как форма общественной организации производства. В этой связи вопросы дифференциации диверсификации от других форм организации производства требуют дальнейшего осмысления и развития.
1. Ansoff H.I. Strategies for diversification // Harvard Business Review. 1957. № 5. P.113- 124.
2. Там же.
3. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): учебник — 3-е изд. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. С. 75.
4. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 125.
5. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 2 т. Том 2. — 2-е доп.изд. — М.: МНИИПУ, 1998. С. 488.
6. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: курс лекций. — М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004. С. 156-162.
7. Там же. С. 156.
8.Там же. С. 159.
9. Там же.
10. Философский словарь / Авторы-составители С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора — Изд.2-е, стер. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. С. 486.
11. Белоусова В. М. Способы диверсификации с точки зрения минимизации рисков // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: всероссийская научно-практическая конференция. — Новокузнецк, 2009. С. 87-93.
12. Белоусова В. М. Выделение как способ диверсификации деятельности предприятия // Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: всероссийская научно-практическая конференция. — Новокузнецк, 2009. С. 93-97.
13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 6-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. С. 83.
14. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 118.
15. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. М.Бугаев; под ред. О.Третьяк — СПб: Питер Ком, 1998. С. 130.
16. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / пер. с англ. М.Бугаев; под ред. О.Третьяк — СПб: Питер Ком, 1998. С. 131.
17. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 123.
18. Выварец А. Д. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 116.
19. Соина-Кутищева Ю. Н. Диверсификация металлургических компаний: основные тенденции и оценка эффективности: дис. ... канд. экон. наук. Кемерово. 2006. 185 с.