13.7. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА НА СТАГНИРУЮЩЕМ РЫНКЕ
Махновская Екатерина Евгеньевна, аспирант, ассистент кафедры Стратегического и корпоративного менеджмента Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Должность: ассистент.
Место работы: ООО "ГФКРусь"
Волков Иван Александрович аспирант, ассистент кафедры Мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета. Должность: начальник отдела
маркетинга
Место работы: OOO «Производственно-коммерческая фирма «Диод».
Аннотация: В статье подробно рассмотрен вопрос о стагнации рынков сбыта Российской Федерации. Авторами внимательно изучена структура ввода и вывода капитала, проанализированы поставленные Президентом Российской Федерации цели по стратегическому развитию страны. Также в статье предложен выход из сложившейся ситуации с апеллированием к таким понятиям, как импортозамещение и диверсификация внутренней структуры экономики. По результатам анализа динамики роста импорта в структуре экономики Российской Федерации, было вынесено предложение по сокращению данного показателя для возможности переориентации на внутреннее производство, что в конечном счете должно дать положительный синергетический эффект для всей экономики страны в целом: протекция и стимулирование существующего бизнеса, создание новых рабочих мест, инновационных институтов (бизнес-инкубаторов, технопарков).
Ключевые слова: стагнация, предпринимательство, экономическое развитие, инновации,
импортозамещение
DIVERSIFICATION AS A TOOL FOR BUSINESS DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF MARKET STAGNATION
Makhnovskaya Ekaterina, Post graduate student Department of the Federal Migration Service of Russia in Moscow. Teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Department: Management
Place of employment: society with limited liability "GFK Rus"
[email protected] Volkov Ivan, Post graduate student Department of the Federal Migration Service of Russia for the Volgograd region in Kamyshin city. Teacher, Volgofrad State Technical University. Department: The global economy and economic theory.
Place of employment: society with limited liability «Production-commercial firm «Diode».
Annotation: The article describes stagnation of markets of the Russian Federation. The authors carefully studied the structure of the input and output of capital, analyzed set of goals for strategic development of the country written by the President of the Russian Federation. Also it is described how to deal with this situation by appealing to such concepts as import substitution and diversification of the internal structure of the economy. After the analysis of the dynamics of import growth in the economy of the Russian Federation it was proposed to reduce this figure in order to shift towards domestic production, which should ultimately have a positive synergistic effect on the economy as a whole: encouraging existing businesses, creating new job positions, innovation institutes (business incubators, technology parks).
Keywords: Keywords: stagnation, entrepreneurship,
economic development, innovations, import replacement
Замедляющиеся развитие и стагнирующий рынок.
Мировая экономика после кризисных 2008-2009 годов вступила в очередную стагнацию. По данным ЕЦБ (Европейский Центральный Банк) ожидает замедление роста ВВП и его дальнейшие падение в среднем на 0,5%. Данные макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что предыдущий прогноз оказался заниженным (в среднем 0,3%). Немецкий Бундесбанк так же солидарен с приведенными данными и уже скорректировал свои показатели роста ВВП «европейского локомотива», на 1% до 0,4%. Это уже второе снижение прогноза роста экономики Германии. Данная ситуация объясняется специалистами Бундесбанка как влияние бюджетнодолгового кризиса еврозоны, негативные данные Греции, ведь проблема долга не решена, так же не
маловажным фактором послужил рост европейской
1
валюты к американскому доллару .
Аналогичная ситуация наблюдается не только в странах Евросоюза, но в России. Так, по словам бывшего министра финансов Алексея Кудрина, российская экономика находится в стагнации, темп ее роста замедляется и уже менее 3%.
На данный момент на проводятся в действие в большом количестве реформ и мер по повышению инвестиционной привлекательности экономики, эти обстоятельства вызывают всеобщую осторожность и скептическое отношение потенциальных инвесторов2. Так по итогам 3-х кварталов 2012 года отток инвестиций из России составил более 60 млрд.долларов, данная макроэкономическая статистика говорит в пользу продолжающейся стагнации.
Если рассматривать статистику по притоку капитала в российскую экономику за последние годы, то видно отсутствие притока именно долгосрочного капитала. В табл. 1 можно увидеть сальдо международного движения капитала России за последние пять лет.
1 http://top.rbc.ru/economics/06/12/2012/835367.shtml
2http://www.vedomosti.ru/politics/news/4215841/kudrin_obeschaet_ro
ssii_stagnaciyu_bez_reform
Таблица 1
Расчет сальдо международного движения капитала РФ, _____________2006-2011 ^ гг. (млрд долл.)3_____________
Годы Ввоз капитала Вывоз капитала Сальдо
2006 62,8 163,5 -100,7
2007 207,9 -375,4 -167,5
2008 100,2 -204,2 -104,0
2009 6,4 -43,1 -36,7
2010 44,4 -115,6 -71,2
2011 86,5 -183,8 -97,3
Всего за 2006-2011 гг. 508,2 -1.085,6 -577,4
За последние шесть лет вывоз каптала превалирует над ввозом капитала. Общий отток капитала составил за последние 5 лет составил более 570 млрд.долл. Необходимо четко понимать, что в эти показатели не входит учет денег выведенных через оффшоры и те, что не отражены в платежном балансе, поэтому рассматриваемые суммы существенно занижены. Если применить поправочный коэффициент, который будет более объективно оценивать реальный масштаб вывода капитала, то можно говорить о 1,5 трлн.долл. Сумма действительно феноменальная, что практически соответствует ВВП России. С учетом ввоза капитала, то чистый отток средств составил более 1 трлн.долл. Бегство капитала в нашей стране практически ни чем не регулируется, да и само государство явно давало понять, что сохранение данного курса продолжится (недавний «транш» Кипру более чем в 2 млрд. долл).
По заявлению директора ВШЭ С. В. Алексашенко, обозримое будущее российской экономики не вызывает оптимизма. По его словам, Россия стоит на пороге тяжелейшей ситуации, а путей решения данного положения нет. Продолжается отток капитала, ЦБ РФ зажимает ликвидность, борясь с инфляцией, сверхдоходы от энергоносителей аккумулируются в фондах, а как известно, ни одна экономика без денежный вложений не может ни только развиваться,
4
но и сохранять положительную динамику .
В условиях постоянной опасности стагнации на внутренних и внешних рынках, наблюдается постоянное замедление роста во многих сферах производства. Статистическими исследованиями во втором полугодии 2011 года было зафиксировано возобновление роста новых заказов, поступивших в компании обрабатывающих отраслей России. Однако, по признанию аналитиков, в частности, экспертов HSBC, темпы его были слабыми и значительно ниже исторического среднего значения5. Отчасти данная ситуация обусловлена низким уровнем внешнего
спроса - новые экспортные заказы выросли незначительно - отчасти спадом на российском рынке.
Диверсификация структуры производства в Российской экономике
Несмотря на четко поставленные Президентом Российской Федерации цели по развитию и структурной перестройке экономики, которые он подробно и четко определил в своем Послании от 12 декабря 2012 года и в «Указе о долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года, в действительности ситуация складывается совсем иначе. В указе постановлено следующее:
1) Создание и усовершенствование 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
2) Увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году;
3) Увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1.3 раза относительно уровня 2011 года;
4) Увеличение производительности труда к 2018 году в 1.5 раза относительно уровня 2011 года;
5) Рост позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 20-й - в 2019 году6.
Также в Указе четко сформулированы требования и призывы к Правительству РФ по совершенствованию бюджетной и налоговой политики, модернизации экономики и улучшению предпринимательской деятельности.
Однако, несмотря на позитивное видение, на практике мы наблюдаем расхождение желаемого от действительного. В период с 2009 по 2013 год рост Российской экономки замедлился и, несмотря на высокие цены на энергоносители, он составляет не более 3%. В реальности экономика получила инерционный темп развития, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН рост ВВП в 2013 году - 3,3%, в 2014 - 2,7%, а в 2015 -2,2%. Данные показатели не сильно расходятся с прогнозом Министерством Экономического Развития. Становится очевидным, что действующая структура экономики является неэффективной и без ее диверсификации и переориентации качественного роста ВВП не будет. Российский экономист и советник Президента РФ С.Ю.Глазьев в своем докладе «Стратегия опережающего развития экономики России» указал, что для сохранения социальноэкономической стабильности и развития экономики в целом необходим ее рост на уровне не ниже 8% в год, промышленное производство - более 10%; 15% - это инвестиции в основной капитал и более 20% на науку (НИОКР). Приведенные цифры должны дать мощный импульс развитию вектора роста и основных направлений в науке, способствовать становлению и развитию нового технологического уклада.
Чтобы понять за счет чего можно получить данные цифры в структуре экономики, можно обратиться к официальной статистике7:
3 Утечка капитала из России, 2006 - 2011 гг. [Электронный ресурс]. - [2012]. - Режим доступа: ґійр^Ьр-vto.ru/2012/05/2l/nekotoryie-itogi-prebyivaniya-rossii-v-dzhunglyah-кар^а^та.
4 http://www.ng.ru/economics/2012-11-01/4_stagnacia.html
5 Промышленность: анемия или стагнация [Электронный ресурс] /
Информационное агентство Финмаркет. - [2011]. - Режим
доступа: http://finmarket.ru/z/nws/hotnews.asp?id=2516289.
6 - http://www.kremlin.ru/acts/15232
7 До данным ГосСтата (электронный ресурс) -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/f trade/
Импорт товаров и услуг
2004 2005 2006 200^ 2008 2009 2010 2011 2012
По приведенным данным видно, что импорт в структуре экономики неуклонно растет, и в 2012 году составил 13,8 триллионов рублей (23% от ВВП). Этот рост можно объяснить такими факторами как:
- сокращение собственного производства
- вступление России в ВТО
- рост тарифов естественных монополий
- либерализация таможенной политики и т.д
Необходимо четко понимать, что данная тенденция
ведет к росту зависимости от импорта и потери самостоятельности и экономической безопасности по всем видам отраслям. Триггером к новому более качественному росту должно послужить «перестройка» диверсификация структуры экономики. Одним из главных факторов, на наш взгляд, будет являться сокращение объема импорта товаров за счет так называемого импортозамещения и перевода на внутреннее производство. Безусловно, данная мера должна проводиться в комплексе наряду с поступательными движениями со стороны государственной экономической политики.
Мы считаем, что при составлении стратегического плана развития экономики необходима не только ориентация на новые «прорывные технологии», требующие больших капитальных вложений, инвестиций в НИОКР и создания новых рынков сбыта, но и поддержка уже существующей системы в международной системе разделения труда. Большое количество российской промышленности и высокотехнологических производств в будущем будет работать на потребности сырьевого сектора экономики.
Меры по сокращению импорта со стороны государства должны иметь кумулятивный эффект, так как замещение должно происходить внутри государства, опираясь на бизнес и привлечение внешних инвестиций в производство. Сокращение показателей импорта до аналогичных как 2006-2007 года мог бы дать 10% ВВП потенциального роста в год. Безусловно, данных показателей можно добиться лишь применив системный подход от сокращения издержек производства и внедрения новый технологий с высокой добавленной стоимостью, до создания собственных технологический цепочек производства. Развитие нового бизнеса в этом направлении могло бы дать мультипликативный эффект и привести к созданию новых рабочих мест в смежных отраслях. Меры по становлению и развитию промышленности и предпринимательству в данном примере будут осуществляться в течение продолжительного периода времени, поэтому нужна протекция уже существующего бизнеса и меры по его стимулированию.
Необходима система стратегического планирования, способная
выявлять новые направления развития экономики и осуществление координации и взаимодействия государственных институтов;
создание системы финансирования данных технологий и отдельно ее потребления;
грамотные меры по фискальной политике государства, направленные на поддержку внутреннего производства и экспорту данных товаров и услуг;
меры по таможенному регулированию, несущие протекционистский характер, а также защита со стороны недобросовестной конкуренции «западного» производителя.
Также необходим шаг со стороны государства по развитию льготного кредитования как малого, так и крупного бизнеса, направленного на развитие и воплощение инвестиционных проектов, перевода бизнеса на новый более качественный уровень (модернизация основных фондов). Должен быть разработать механизм по доступу компаниям к длинным кредитным средствам для воплощения модернизации производства и перевооружения промышленных предприятий, инвестиционных проектов. Для этого предлагается снизить или использовать мировой опыт по субсидированию процентных ставок.
Данная мера могла бы дать сильный толчок к
развитию бизнеса, так как доступность длинных и дешевых денег, дает возможность к стратегическому планированию развития бизнеса и обновлению основных фондов.
Развитие бизнеса невозможно без интеграции инновационной среды, хоть свое развитие и получили технопарки и отдельные экономические зоны, на деле они носят локальный характер и не отвечает системному подходу развития предпринимательства в России. Также хотелось бы отметить, что без
интеграции существующих Академгородков и НИИ в данную программу невозможно переориентировать существующую экономику на новый технологический уклад. Еще одним немаловажным фактором, «тормозящим» развитие и внедрение этих инновационных программ является существующая бизнес среда. Она неповоротлива и достаточно инертна, так как развивалась в рамках
неблагоприятного налогового и административного климата. Россия на протяжении 20 лет входит в рейтинг стран с высокими государственными
барьерами доступности инфраструктуры,
неповоротливым административным аппаратом, несовершенной законодательной базой, недостатком производственных помещений, финансовых средств, неприемлемыми условиями кредитования, отсутствием опыта доведения научных разработок до уровня конечного продукта, а также недостатком высококвалифицированных кадров. Наглядной иллюстрацией может служить «индекс простоты ведения бизнеса», составляемый ежегодно
Всемирным банком (табл. 2).
Таблица 2
Место России в общем рейтинге «индекс простоты ведения бизнеса»
Критерий оценки 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Позиция в общем рейтинге 79 96 ▼ 106 Т 120 Т 116 Ж 124 ▼ 120 Ж 112 Ж
Регистрация предприятий - 33 50 Т 65 ▼ 104 ▼ 106 ▼ 111 Т 101 Ж
Получение разрешений на строительство - 163 177 ▼ 180 Т 182 Т 179 Ж 178 Ж 178 —
Подключение к электросетям - - - - - 183 183 — 184 Т
Наём рабочей силы - 87 101 Y 101 — 109 Т - — -
Регистрация собственности - 44 45 Т 49 Т 45 Ж 51 Т 45 Ж 46 ▼
Кредитование - 159 84 Ж 109 Т 87 Ж 96 Т 98 ▼ 104 ▼
Защита инвесторов - 60 83 Т 88 Т 92 Т 108 Т 111 ▼ 117 У
Налогообложение - 98 130 Т 134 Т 103 Ж 107 Т 105 Ж 64 Ж
Международная торговля - 143 155 Т 161 Т 162 Т 166 ▼ 160 Ж 162 ▼
Обеспечение исполнения контрактов - 25 19 Ж 18 Ж 18 — 19 ▼ 13 Ж 11 Ж
Ликвидация предприятий - 81 80 Ж 89 ▼ 93 Г 103 Т - -
Разрешение неплатёжеспособности - - - - - 60 60 — 53 Ж
Исходя из табл. 28 отчетливо видно, что Россия занимает явно не ведущее место в общем рейтинге, расположившись между Палау и Мальдивами.
Оглядываясь на опыт других стран по сокращению бюрократических барьеров и внедрению так называемого «электронного правительства», направленного для облегчения взаимодействия государства с частным бизнесом, которые дали положительных эффект. Является очевидным необходимость разработки ряда аналогичных мер:
- перевод всего документа оборота в электронный вид;
- определение минимальных сроков по регистрации юридического лица;
- максимальное упрощение требований к сбору и подаче документов;
- упрощение бухгалтерской и налоговой отчетности, а также государственная поддержка на всех этапах становления организации.
Данные меры будут содействовать стимулированию предпринимательской активности, сокращению бюрократических преград.
В последнее время в российской экономике назрели новые, качественные предпосылки к изменению ее структуры, а также выбора иного вектора развития. Необходим не только подъем и модернизация отраслей в экономике, но и диверсификация структуры производства на внутренний рынок, сокращение импорта, повышение предпринимательской активности населения. Данные меры будут направлены на улучшение социальной ситуации, что в свою очередь эффективно воздействует на протекание экономических процессов. Необходимость преодоления комплекса проблем, которые
8 Doing Business. Smarter Regulations for Small and Medium-Size Enterprises [Электронный ресурс]. - [2013]. - Режим доступа: http : // www.doingbusiness.org.
взаимодействуют напрямую с низкой эффективность экономики, устаревшими основными средствами предприятий и инфраструктуры в целом, следует начать с осознанных, правильно рассчитанных усилий, направленных на разработку специальных программ, по всему спектру рассмотренных нами мер.
Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/15232
2. Глазьев, С.Ю. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции [Электронный ресурс] / С.Ю. Глазьев. - [2013]. - Режим доступа: http://www.glazev.ru/econom_polit/305/
3. Внешняя торговля по данным Федеральной службы
государственной статистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru /statistics/ft rade/
4. Кудрин обещает России стагнацию без реформ [Электронный ресурс].
5. Режим доступа:
http://www.vedomosti.ru/politics/news/4215841/kudrin_obes chaet_rossii_stagnaciyu_bez_reform
6. ЕЦБ ухудшил прогноз по росту экономики еврозоны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/06/12/2012/835367.shtml
Reference list:
1. The decree of the President of the Russian Federation "About long-term state economic policy" of May 7, 2012 [An electronic resource]. - Access mode: htt p://www. kremlin. ru/acts/15232
2. Glazyev, Page Yu. About the purposes, problems and measures of a state policy of development and integration [An electronic resource] / S.Yu. Glazyev. - [2013] ] . -Access mode: http://www.glazev.ru/econom_polit/305/
3. Foreign trade according to Federal State Statistics Service [An electronic resource]. - Access mode:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru
/statistics/ftrade/
4. Kudrin promises Russia stagnation without reforms [An electronic resource].
5. Access mode: http://www.vedomosti.ru/politics/news/
4215841/kudrin_obeschaet_rossii_stagnaciyu_bez_reform
6. The European Central Bank worsened the forecast on growth of economy of the eurozone [An electronic resource]. - Access mode: http://top.rbc.ru/economics /06/12/2012/835367.shtml
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Махновской Е. Е., Волкова И. А.
«Диверсификация, как инструмент развития бизнеса на стагнирующем рынке»
Статья Волкова И. А и Махновской Е. Е посвящена определению основных механизмов стагнации рынков, затронута проблематика падающего спроса и структуры импорта в Российской Федерации. Были проанализированы поставленные Президентом Российской Федерации цели по стратегическому развитию страны и рассмотрен механизм роста национальной экономики. Авторы предлагают концепцию по диверсификации структуры производства на внутренний рынок и развитию импорта замещения путем стимуляции предпринимательской деятельности и становлению нового инновационного вектора развития экономики.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что последствия мирового финансового и экономического кризиса весьма ощутимо повлияли на мировые рынки и на экономику РФ в частности. Она находится в стагнации и замедление экономического роста является следствием данных кризисных явлений, что хорошо демонстрируется авторами. В статье выявлены и развиты механизмы развития и роста экономики за счет сокращение импорта и развития инновационного бизнеса и поддержка существующих отраслей, что коррелирует со стратегическим развитием экономики, постеленным главой государства.
Авторами проведена серьезная работа по определению механизмов диверсификации структуры производства национальной экономики, направленная на импорт замещение и постепенное его сокращение до приемлемых объемов, не затрагивающих интересов развития предпринимательской деятельности. К положительным сторонам работы можно отнести то, что ставка на рост экономики делается на инновационных путь развития бизнеса и его инфраструктуры, инвестиций в НИОКР, сокращение бюрократического аппарата. Особый интерес заключается в том, что необходим системный подход для решения поставленных задач, только таким образом можно будет говорить о витке развития.
Статья Волкова И. А и Махновской Е. Е «Диверсификация, как инструмент развития бизнеса на стагнирующем рынке» соответствует всем требованиям, предъявляемых к работам данного рода и может быть рекомендована к публикации.
Зав. кафедрой Стратегического и корпоративного менеджмента ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» д.э.н., проф.
М. Н. Сидоров