https://doi.orq/10.30853/pedaqoqv.2019.4.13
Волгина Ольга Вячеславовна
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В статье обсуждается опыт использования дистанционного онлайн-курса в электронной обучающей среде "Moodle" для обучения немецкому языку студентов-педагогов заочного отделения. Разработанный комплекс заданий позволяет, применяя возможности среды "Moodle", эффективно организовать работу студентов-заочников в межсессионный период, являясь одновременно дополнительным фактором мотивации студентов. В исследовании представлены рекомендации по разработке структуры модуля и использованию элементов Moodle-курса для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках их самостоятельной работы. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2019/4/13.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 78-82. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
5. Иванова Т. М. К вопросу о системном подходе в методике преподавания русского языка как иностранного (на примере русской лексики) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Филология, история, востоковедение». 2012. № 2 (43). С. 266-271.
6. Ларионова В. А., Третьяков В. С. Открытые онлайн-курсы как инструмент модернизации образовательной деятельности в вузе // Высшее образование в России. 2016. № 7. С. 55-66.
7. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность: коллективная монография / под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 462 с.
8. Миллер Л. В., Политова Л. В. Жили-были... 28 уроков русского языка для начинающих: учебник. СПб.: Златоуст, 2014. 152 с.
9. Рощина Я. М., Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 1. С. 174-199.
10. Чернышов С. И. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс: учебник: в 2-х ч. СПб.: Златоуст, 2019. Ч. 1.1. 176 с.
11. Шибко Н. Л. Общие вопросы преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей. СПб.: Златоуст, 2014. 337 с.
12. Эсмантова Т. Л. Русский язык: 5 элементов. Уровень А1 (элементарный). СПб.: Златоуст, 2008. 319 с.
13. https://online.sfukras.ru/course/view.php?id=56 (дата обращения: 12.11.2019).
14. https://www.youtube.com/channel/UCY1_SS1MrBDOcbjhMpAvz6w?view_as=subscriber (дата обращения: 12.11.2019).
PRINCIPLES TO COMPILE A MASS OPEN ONLINE COURSE OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE FOR ELEMENTARY GRADE STUDENTS
Verenich Tat'yana Konstantinovna, Ph. D. in Philology Mezit Anna Eduardovna, Ph. D. in Philology Mikalauskaite Elizaveta Yuliponasovna
Siberian Federal University, Krasnoyarsk [email protected]; [email protected]; [email protected]
The article introduces the key didactic, linguistic, linguo-didactic and methodological principles of a mass open online course of Russian as a foreign language for elementary grade students "Your Siberian Vacation". The authors' arguments are illustrated with examples from educational video, texts and assignments. The described attempt of compiling an online course for foreign students enlarges empirical material for didactic study of modern online courses and can be used when conducting studies in this research area.
Key words and phrases: mass open online course; pre-elementary level; didactic principles; linguistic principles; methodological principles; Russian as a foreign language.
УДК 372.881.111.22 Дата поступления рукописи: 14.10.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.13
В статье обсуждается опыт использования дистанционного онлайн-курса в электронной обучающей среде "Moodle" для обучения немецкому языку студентов-педагогов заочного отделения. Разработанный комплекс заданий позволяет, применяя возможности среды "Moodle ", эффективно организовать работу студентов-заочников в межсессионный период, являясь одновременно дополнительным фактором мотивации студентов. В исследовании представлены рекомендации по разработке структуры модуля и использованию элементов Moodle-курса для развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов в рамках их самостоятельной работы.
Ключевые слова и фразы: электронное обучение; обучение немецкому языку; организация самостоятельной работы; Moodle; разработка электронного курса.
Волгина Ольга Вячеславовна, к. филол. н.
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (филиал) в г. Арзамасе ovolgina14@mail. ги
ДИСТАНЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Дистанционное обучение при помощи интернет-технологий становится всё более популярным во всём мире [6, с. 98; 9, р. 66]. Оно является менее дорогостоящим, решает проблемы с переездом к месту обучения, позволяет заниматься в свободное от работы время в гибком графике, обучающиеся могут самостоятельно планировать свою учебную деятельность. Всё это способствует его широкому распространению в вузовском и школьном образовании.
Существует множество технологий дистанционного обучения, но самой распространенной формой являются системы дистанционного обучения, широко применяемые для создания электронных управляемых курсов. Во многих вузах появилась дистанционная форма обучения. Для студентов очной формы используются элементы
дистанционного обучения в дополнение к аудиторным занятиям. Очень важным представляется использование электронных управляемых курсов в работе со студентами-заочниками, так как онлайн-учеба даёт возможность информационной насыщенности и мультимедийности курса, создаёт электронную обучающую среду, в рамках которой решается проблема коммуникации студентов с преподавателем и однокурсниками.
Актуальность темы проведенного исследования определяется разработкой в нем вопроса о возможностях и способах применения системы "Moodle" в обучении студентов-заочников иностранному языку, структуры и наполнения модуля онлайн-курса. Научная новизна работы состоит в разработке системы учебных заданий как составляющих модуля языкового электронного управляемого курса и выявлении возможностей применения в рамках такого курса разных элементов платформы "Moodle" для развития коммуникативно-языковой компетенции студентов-заочников. Результаты исследования могут быть применены в преподавании вузовского курса иностранного языка (язык для общих целей) студентам неязыковых профилей.
Целью данной работы является разработка модуля электронного управляемого курса по немецкому языку для организации самостоятельной работы студентов заочного отделения и проверка эффективности его применения в преподавании дисциплины «Иностранный язык» для студентов педагогического образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: определить место дистанционного обучения в преподавании иностранного языка студентам-заочникам; выявить основные особенности системы дистанционного обучения "Moodle" и оценить возможности её применения для обучения иностранному языку в рамках вузовского курса; разработать модуль «Рабочий день» для электронного управляемого курса «Немецкий язык для бакалавров педагогического образования»; выявить его эффективность в организации самостоятельной работы студентов-заочников историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ.
Эффективная организация обучения иностранному языку в современных условиях невозможна без реализации информационно-коммуникационных технологий [5]. В условиях вуза онлайн-обучение, как правило, может осуществляться в форме смешанного обучения, причем доля дистанционно реализуемого компонента при заочной форме значительно больше, чем при очной. Одним из способов организации самостоятельной работы студентов-заочников онлайн является использование системы управления обучением - программы, предназначенной для управления учебными курсами в рамках образовательного процесса. Самой распространенной сейчас системой, используемой как в отечественном, так и в зарубежном образовании, является "Moodle" - "modular object-oriented dynamic learning environment" (модульная объектно-ориентированная обучающая среда), созданная в 1999 году и ставшая на данный момент ведущей системой управления обучением в мире.
Педагогические и философские идеи, положенные в основу системы "Moodle", соотносятся с целями и задачами вузовского обучения иностранному языку [7; 8]. Она соответствует личностно-ориентированному подходу, принципам системности и преемственности, коммуникативной направленности обучения, интерактивности и мультимедийности подачи учебной информации, автономности студентов и интенсификации обучения [10].
"Moodle" имеет ряд достоинств, делающих её применение в вузовском образовании эффективным. Общепризнано, что, будучи бесплатной, "Moodle" ничем не уступает коммерческим платформам, является производительной, настраиваемой под конкретные образовательные нужды, лёгкой в установке и обновлении. Эта система ориентирована на коллаборативное образование и «позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач» [1]. Это важно для изучения большинства учебных дисциплин, а для иностранных языков является неотъемлемым условием их изучения.
"Moodle" предоставляет большие возможности для коммуникации обучающихся и обмена файлами. Это принято считать самой сильной стороной системы "Moodle". В ней есть множество средств для общения как с преподавателем, так и с однокурсниками: обмен личными сообщениями, форум, чат, вики. Осуществление обратной связи возможно разными способами, и благодаря немедленной рассылке обмен информацией становится практически мгновенным. Чаты и видеоконференции позволяют общаться в реальном времени. Благодаря "Moodle" увеличивается время и интенсивность общения студентов в виртуальной языковой среде.
Ещё одно достоинство платформы "Moodle", отраженное в её названии, - это модульность, причём в неё могут встраиваться и различные внешние модули, легко интегрирующиеся в систему. Курс в "Moodle" может делиться на группы, что даёт возможность работать как всему курсу вместе, так и в группах. Выбор языка интерфейса позволяет настроить изучаемый иностранный язык в качестве языка взаимодействия с системой. Таким образом, язык интерфейса тоже становится средством обучения, погружая студентов в обучающую языковую среду.
Возможность обмена файлами разных форматов соответствует требованию мультимедийности подачи учебного материала. Для преподавания иностранного языка это означает возможность использования аутентичных материалов, как текстовых, так и аудио- и видеозаписей, а также включение в курс внешних ссылок на разнообразные ресурсы Интернета. Обширная ресурсная база является преимуществом использования "Moodle".
Разнообразие форм и видов деятельности служит дополнительным мотивационным фактором для студентов. Это могут быть, помимо традиционных лекций и тестов, форумы, создание совместных вики, баз данных, общение в чате, игры и многое другое.
Элемент «Глоссарий» в "Moodle" имеет большое значение в работе над лексикой изучаемого языка. Во-первых, он позволяет систематизировать изучаемую лексику, разбивая её по темам или объединяя в единый главный глоссарий курса. Во-вторых, если к записям глоссария добавлять изображения или видеофрагменты, то можно расширить возможности семантизации новой лексики, не ограничиваясь способом перевода
и не прибегая к дефиниции на иностранном языке, что может вызывать затруднения у студентов с невысоким уровнем владения языком. Прикрепление же к записям глоссария аудиофайлов с записью произношения слова может помочь избежать фонетических ошибок.
Таким образом, "Moodle" обладает рядом несомненных достоинств в использовании для обучения иностранным языкам. Но в то же время отмечают и недостатки дистанционной работы с этой платформой, и такие моменты, которые требуют дополнительного выяснения и проработки. Во-первых, это вопрос о соотношении традиционного и дистанционного в смешанном обучении, каким по сути является обучение иностранному языку студентов-заочников. Во-вторых, преподавателям и студентам, даже имеющим опыт работы с компьютером и Интернетом, требуется некоторое время для освоения платформы "Moodle" и адаптации к работе с ней. Интерфейс "Moodle" современным студентом воспринимается как сложный и не совсем удобный, так как они привыкли к более простому и визуально более привлекательному интерфейсу социальных сетей.
"Moodle" представляет собой открытый программный код, что подразумевает, с одной стороны, неограниченные возможности её кастомизации, а с другой - необходимость установки плагинов для реализации индивидуальных потребностей конкретного учебного заведения или конкретного преподавателя [2], что не всегда возможно для преподавателя иностранного языка, не имеющего специального технического образования. Впрочем, и базового функционала может быть достаточно для реализации дистанционного обучения.
Кроме того, сложным является в вопрос о том, какими средствами и с помощью каких заданий можно обеспечить успешное овладение студентами основными компонентами учебной программы курса. Разработка и сопровождение элементов и модулей курса требуют тщательной проработки заданий, учета индивидуальных особенностей и интересов студентов.
Согласно рабочей программе, дисциплина «Иностранный язык» относится к базовой части учебного плана направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки» и является обязательной для освоения студентами заочного отделения историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ. В соответствии с программой нами был разработан модуль «Рабочий день» для электронного управляемого курса «Немецкий язык для бакалавров педагогического образования». Отбор материалов для презентации и работы над темой «Рабочий день» в электронно-управляемом курсе должен соответствовать требованиям аутентичности, содержательной актуальности для участников курса, доступности, наглядности и мультимедийности, вариативности и информационной насыщенности. Поэтому в качестве источника аутентичных материалов для курса был выбран учебный комплекс "Begegnungen. Sprachniveau A1+" от издательства "Schubert-Verlag", Лейпциг, 2010 г. [3; 4]. Это современный учебник, основанный на коммуникативном подходе к обучению немецкому языку и рассчитанный на взрослых обучающихся. Он логично структурирован и включает в себя актуальные в языковом и содержательном плане разговорные темы.
В разработанный модуль электронного управляемого курса вошёл лексический и грамматический материал, охватывающий следующие темы: «Рабочий день», «Даты и время», «Глаголы с отделяемыми и неотде-ляемыми приставками в настоящем времени». Отобранный материал соответствует учебной программе курса, причём грамматика изучается на лексическом материале темы «Рабочий день». Для создания модуля использовались следующие элементы курса: глоссарий, лекция, тест, форум, задание, опрос.
Модуль «Рабочий день» является первым модулем курса «Немецкий язык для бакалавров педагогического образования». Прежде чем переходить работе с этим модулем, студенты знакомятся с курсом. Поэтому структурно «Рабочий день» является третьим по счёту модулем Moodle-курса после модулей "Allgemeine Informationen" (общая информация о курсе) и "Einstieg in den Kurs" (знакомство с курсом). Включение этих элементов в курс обеспечивает вхождение студента в электронную обучающую среду, знакомство с интерфейсом "Moodle" и со своей группой.
Созданный в рамках электронного управляемого курса «Немецкий язык для бакалавров педагогического образования» модуль "Alltag" («Рабочий день») рассчитан на выполнение в течение 5 часов (одна учебная неделя в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины). Он включает в себя 11 элементов.
Структура модуля и последовательность его элементов определяются, во-первых, необходимостью работы над всеми видами речевой деятельности в рамках курса, поэтому модуль включает разнообразные задания на чтение, письмо, аудирование и говорение. Во-вторых, порядок следования элементов связан с последовательностью введения нового лексико-грамматического материала. Начинается модуль с введения тематической лексики на материале текста, далее следует её отработка, введение и отработка активной грамматики, тренировка речевых умений. Заканчивается модуль рефлексией по результатам работы над модулем. В начале модуля находится вторичный тематический глоссарий "Tagesablauf'. С ним участники курса работают в течение всего периода изучения темы. В глоссарий включена активная лексика, которая отрабатывается в заданиях и упражнениях. На развитие навыков устной и письменной речи нацелены третий и десятый элементы модуля.
Второй элемент представляет собой лекцию, нацеленную на ввод нового лексического материала. Лексика вводится в тексте, сопровождаемом иллюстрациями. Для семантизации новой лексики служат картинки, а также гиперссылки на глоссарий с переводом и аудиозаписями новых слов и выражений. Текст предлагается студентам для прочтения и прослушивания. Работа с текстом и тренировка лексики осуществляются в следующем элементе курса, выполненном в формате теста (вопросы «На соответствие (с перетаскиванием)» и «Вложенные ответы» (Cloze)). Следующим элементом модуля является форум, нацеленный на создание участниками курса собственного письменного монологического текста о своём режиме дня, по заданному плану, c активной лексикой модуля.
Следующий элемент курса посвящён грамматике (глаголы с приставками в настоящем времени), которая подаётся индуктивным путём, от объяснения правила к отработке его в упражнениях. Когда студенты будут готовы к выполнению упражнений, они нажимают на кнопку «Перейти к заданию». В лекции представлены сначала доречевые, затем речевые упражнения.
Цель шестого элемента модуля - отработка фонетических навыков. Студенты отрабатывают ударение в приставочных глаголах, употребление которых рассматривалось в предыдущих заданиях. Материал, как и в случае с грамматикой, подаётся индуктивным путём, что обусловлено электронной средой обучения и автономностью работы. Затем следует задание на аудирование, выполненное в формате теста в закрытой форме с выбором «верно - неверно». Ещё один элемент курса содержит повторение числительных и лексики - названий месяцев и дат. После того, как студенты прочитают и прослушают материал, им предлагается употребить его в написании письма. Задание выполняется по данному образцу. Перед началом написания письма студентам предлагается изучить возможные варианты приветствия и концовки и использовать данные выражения в своём письме.
За письмом следует завершающий, итоговый элемент модуля в виде форума. Он нацелен на контроль навыков подготовленной устной монологической речи. Студентам предлагается ответить устно на вопрос: «Что вы должны сделать завтра?», - пользуясь данными словами-связками. Они записывают свой ответ, используя встроенную программу аудиозаписи. Затем им нужно прослушать и прокомментировать минимум два сообщения других участников курса. Это задание выбрано в качестве итогового, так как проверяет навыки устной речи, аудирования, владение активной лексикой и грамматикой, а также отрабатываемые в модуле произносительные навыки. Также возможно использование таких элементов, как чат и видеоконференция, для организации общения в реальном времени с преподавателем и однокурсниками с целью развития навыков устной диалогической и монологической речи. Выбор элемента определяется целями и задачами модуля, отводимыми на него часами, а также индивидуальными потребностями студентов.
За форумом следует последний элемент модуля - элемент рефлексии, представляющий собой опрос ("Checkliste"), где участникам курса предлагается выбрать высказывания, которые оценивают их прогресс в работе над модулем. Его включение в структуру модуля обусловлено необходимостью того, чтобы студенты оценили пройденный ими путь, осознали результаты своей деятельности, что было усвоено ими, а над чем нужно ещё поработать. Это необходимый момент в обучении студентов самоорганизации и критической оценке собственной деятельности.
Апробация курса в группе 8318ЗБ-1РЛ историко-филологического факультета Арзамасского филиала ННГУ показала эффективность его применения для организации самостоятельной работы студентов-заочников. Экспериментальная группа показала лучшие результаты тестирования по сравнению с контрольной. Итоговый процент успеваемости группы в электронном управляемом курсе составил 72%. Проведенное по результатам работы студентов в курсе анкетирование показало, что студенты в целом положительно воспринимают обучение в рамках дистанционного курса, занятия онлайн повышают их мотивацию к изучению иностранного языка благодаря возможности учиться в гибком графике, использовать большое число разнообразных ресурсов, краткости и четкости подачи информации, возможности сразу видеть свои результаты, мультимедийности самого курса.
Возможности электронного управляемого курса эффективно использовались студентами: они работали с глоссарием, прослушивали аудиозаписи, использовали форумы для общения с преподавателем и однокурсниками. В целом, несмотря на то, что некоторые студенты испытывали трудности технического или языкового характера, все опрошенные считают работу в онлайн-курсе эффективной и готовы продолжать выполнять самостоятельную работу в рамках электронных управляемых курсов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что разработанный модуль Moodle-курса может быть эффективно применён в работе со студентами-заочниками неязыковых профилей. В структуру тематически организованного модуля курса в этом случае войдут, кроме описания модуля или другого ознакомительного элемента, тематический глоссарий, система заданий по работе с новой лексикой и грамматикой, развитию навыков чтения, письма, аудирования и говорения, а также элемент рефлексии, завершающий модуль. Наряду с повсеместно используемыми тестами, лекциями и заданиями, в языковом курсе могут быть успешно применены глоссарии и форумы, опросы и вики. В условиях нехватки аудиторных часов такой курс помогает успешно решить проблему формирования у студентов коммуникативных навыков, а также проблему общения с преподавателем и однокурсниками вне сессии, реализовать индивидуальный подход. Внедрение онлайн-курсов в учебный процесс студентов-заочников повышает их мотивацию и познавательную активность, что в итоге ведет к улучшению качества приобретаемых ими коммуникативных умений и навыков.
Список источников
1. Преимущества Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd (дата обращения: 14.09.2019).
2. Administrative features [Электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org/37/en/Features (дата обращения: 14.09.2019).
3. Buscha A., Szita S. Begegnungen. Deutsch als Fremdsprache. Sprachniveau A1+. Integriertes Kurs- und Arbeitsbuch. Leipzig: Schubert-Verlag, 2010. 237 S.
4. Buscha A., Szita S. Begegnungen. Deutsch als Fremdsprache. Sprachniveau A1+. Lehrerhandbuch. Leipzig: SchubertVerlag, 2010. 172 S.
5. E-Learning im Unterricht [Электронный ресурс]. URL: https://lehrerfortbildung-bw.de/st_digital/elearning/moodle/praxis/ einfuehrung/elearning/unterricht/index.html (дата обращения: 14.09.2019).
6. Moodle as a Support Tool in Higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1e26/250327 c01722050eeb4c5a64b88896a5d662.pdf (дата обращения: 04.11.2019).
7. Moodle pedagogy [Электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org/37/en/Pedagogy (дата обращения: 14.09.2019).
8. Moodle philosophy [Электронный ресурс]. URL: https://docs.moodle.org/37/en/Philosophy (дата обращения: 04.11.2019).
9. Rosenberg M. J. E-Learning: Strategies for Delivering Knowledge in the Digital Age. N. Y.: McGraw-Hill, 2001. 344 p.
10. Unterrichten mit Moodle [Электронный ресурс]. URL: https://lehrerfortbildung-bw.de/st_digital/elearning/moodle/praxis/ unterricht/unterrichtmit/ (дата обращения: 04.11.2019).
DISTANT COMPONENT IN TEACHING GERMAN TO CORRESPONDENCE STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALITIES
Volgina Ol'ga Vyacheslavovna, Ph. D. in Philology National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Branch) in Arzamas
ovolgina14@mail. ru
The article discusses the experience of using a Moodle online course in teaching German to correspondence students of pedagogical specialities. The proposed set of exercises allows efficient organization of correspondence students' unsupervised work in the inter-session period and serves as an additional motivational factor for them. The paper provides recommendations concerning the module structure and potential of a Moodle course for developing students' foreign-language communicative competence within the framework of their unsupervised work.
Key words and phrases: e-learning; teaching German; organizing unsupervised work; Moodle; compiling online course.
УДК 37 Дата поступления рукописи: 28.10.2019
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2019.4.14
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме углубления понимания противоречий методов обучения в процессе изучения и усвоения учебных материалов по иностранному языку. Её основное содержание составляет анализ методов обучения на фоне их противоречий. Автор по-новому рассматривает методы обучения, концентрируясь на синтезе общих и частных методов с учётом их уровней абстракции и значимости, упоминая разные подходы к процессу усвоения иностранного языка, что мало изучено и требует дальнейших исследований. Анализ общего и частных методов обучения позволяет определять и разрешать проблему условий повышения эффективности применения способов обучения иностранным языкам. В статье уделяется внимание в некоторой степени расширенному пониманию термина «упражнение», в него включаются действия для более продуктивного овладения знаниями иностранного языка; раскрывается содержание понятия «активность» как предельно высокого уровня методической абстракции, позволяющей глубже проникнуть в природу обучения иностранным языкам и получить новые знания. Автор подводит итог, предлагая свои объяснения причин возникающих противоречий.
Ключевые слова и фразы: методы обучения; анализ; синтез; иностранный язык; уровень; усвоение; противоречия.
Долженков Валерий Николаевич, к. филол. н., доцент
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
valdolzhenkov@yahoo. com
АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ЛИНГВОДИДАКТИКЕ НА ФОНЕ ИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ
Исследуя противоречия методов обучения в учебных заведениях, мы должны учитывать, что, «как известно, метод обучения по-разному определяется в педагогической литературе: одни авторы видят в нём способ достижения цели, другие - совместную деятельность преподавателя и учащихся, третьи - способ связи и взаимной адаптации умственного интереса и реального объекта, четвёртые - способы руководства преподавателем познавательной деятельностью учащихся и другое» [4, с. 79].
«Многообразие вариантов обучения иностранным языкам и обучающих средств предъявило новые требования к учителю/преподавателю, которому в новых педагогических условиях необходимо уметь действовать не по строго предписанным правилам, а в соответствии с собственным осознанным выбором из числа возможных методических систем той, которая в большей степени адекватна условиям обучения» [2, с. 19].
Каждый применяемый метод должен быть доступен возрастным особенностям учащихся, уровню их языковой подготовки и занимать свое определённое место в процессе усвоения иноязычного материала. Так, если на занятии выполняются коммуникативно направленные трансформационные упражнения, то их место -заключительный этап в общей системе так называемых языковых упражнений. Если же с них начинается