УДК 004.421.2
ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ Ханкельдыева Зебинисо Хабибовна, преподаватель
( e-mail: [email protected]) Бухарский инженерно-технологический институт, г.Бухара, Узбекистан ( e-mail: [email protected]) УбайдуллаеваДилором Рахимовна, к.т.н., доцент ( e-mail: [email protected]) Бухарский академический лицей №1, г.Бухара,Узбекистан
Статья посвящена вопросам разработки и использования дистанционного электронного образовательного ресурса по информатике для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов профессиональных колледжей.
Ключевые слова: информатизация образования; среднее профессиональное образование; средства информационно-телекоммуникационных технологий; обучающие электронные образовательные ресурсы; дистанционные технологии; самообучение (самообразование).
Введение
Известно, что дистанционное обучение (ДО) является одним из самых ярких преимуществ, которыми обладают информационные технологии. Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа студента(СРС), который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения[2].
Таким образом, из всего сказанного выше, следует целесообразность использования дистанционных технологий обучения (ДТО) для организации СРС профессиональных колледжей.
Целью данной работы является разработка дистанционного ЭОР по информатике для организации внеаудиторной СРС средних специальных учебных заведений.
Постановка задачи
Внедрение в процесс самообразования компьютерных обучающе-контролирующих систем, обладающих в силу своей интерактивности мощными возможностями ветвления процесса познания и позволяющих обучаемому субъекту прямо включиться в интересующую его тему-это один из наиболее действенных способов повышения эффективности обучения.
Главной целью внеаудиторной самостоятельной работы является не только закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное изучение и усвоение нового материала без посторонней помощи, то есть без помощи преподавателя. Эта точка зрения была положена в основу разработки дистанционного электронного
учебного курса по информатике, предназначенного студентам профессиональных колледжей.
В связи с этим, была поставлена задача разработать такой мультимедиа-учебник, в котором автоматизированы все основные этапы обучения-от изложения учебного материала до контроля знаний.
Материалы и методы
Использование ЭОР (компьютерных учебно-методических комплексов, учебников, учебных пособий, виртуальных лабораторий, стендов, плакатов и т.д.) является на сегодняшний день одним из условий повышения эффективности обучения .ЭОР - это наиболее часто встречающаяся форма представления нового материала. К примеру, электронный учебник может включать одновременно тренажёры, лабораторные работы, а также тесты; т.е. одновременно - это и программное обеспечение по предоставлению знаний и по их контролю[1].
Основными принципами использования ЭОР в целях самообразования являются установление интерактивного общения между обучающимся и обучающим (в данном случае компьютером) и самостоятельное освоение определённого массива знаний и навыков по выбранному курсу и его программе при заданной информационной технологии.
Значимость информатики определяется тем, что информатика-это комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования и использования информации. У современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта - научный и технологический. Первый является более устоявшимся, второй - весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро, которое мало подвержено изменениям. Главное при изучении информатики - освоить фундаментальные понятия каждой из её областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средства-ми[3].
В настоящее время информатика (в том или ином объёме) изучается практически во всех профессиональных колледжах и академических лицеях.
Предлагаемый ЭОР создан при помощи программной среды Macromedia Dreamweaver и вспомогательных программ: Macromedia Flash, пакета программ Denwer и языка программирования PHP. Для хранения данных использована СУБД MySQL .
Результаты исследования
Разработанный (ЭОР) содержит теоретический и практический материалы, полностью соответствующие программе изучения информатики в системе среднего профессионального образования РеспубликиУзбекистан.
Все тексты в ЭОР пронумерованы, номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит на каждый текст можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие тексты оформлены выде-
лением отдельных слов. Каждой ссылке соответствует адрес другого текста.
Разработанный ЭОР содержит большое число практических и лабораторных работ, в процессе выполнения которых приобретаются навыки в пользовании персональным компьютером, в работе со многими программными средствами, в создании относительно несложных программ, освоении современных информационных технологий.
Кроме обычного учебного материала, электронный ресурс включает в себя также систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических данных о реальном протекании процесса обучения. Система тестирования построена таким образом, что производить адаптивный выбор следующего вопроса можно только в зависимости от правильности предыдущих ответов.
Сочетание гипертекстового учебного пособия и системы электронного контроля знаний, базирующихся на дистанционных технологиях, позволяет создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под уровень знаний и, фактически создающую индивидуальный «электронный учебный курс» для каждого обучающегося. ЭОР состоит из двух частей: статической (неизменяемой) и динамической (работающей с записями в базе данных). На рисунке 1 приведена структура ЭОР.
Электронный образовательный ресурс по информатике для студентов профессиональных колледжей.
Бан-неры, рекламы
Информация об авторах
Рис.1 Структура ЭОР.
Содержимое заштрихованных областей на рис.1 является динамически изменяющимся, т.к. оно связано с базой данных.
Для вертикального меню созданы следующие поля (таблица 1):
Таблица 1.
Id_menu Number Pry key Ключевое поле для таблицы меню
Title Nvarchar 50 Поле для ввода пунктов меню
Location Nvarchar 200 Ссылка пунктов меню
Hint Nvarchar 50 Примечание меню
Lang Number Язык меню
Visible Boolean Отображение меню
Date Date Дата разработки
Creature Nvarchar 200 Автор ввода информации
Temp Text Дополнительная информация
Таблица ввода частей вертикального меню ЭОР В свою очередь, создана отдельная страница для меню, которая внедрена в состав основной страницы (include).
Приведенные ниже строки обеспечивают связь между страницей PHP и базой данных MySQL.
$dbc=mysql_connect($site_db_host,$site_db_user,$site_db_pass); mysql_select_db($site_db_name); После установления вышеуказанной связи с помощью оператора цикла заранее объявленным переменным присваиваются записи базы данных, которые отображаются в ЭОР.
$row99=mysql_fetch_array($get_predmet_info);
Таким образом, исходя из заданных условий, переменным присваиваются значения из соответствующей таблицы. При этом в ЭОР отображаются только те данные, которые совпадают с заданным фильтром. $result110=mysql_query("select*from student where id_student= '$teacher'");
$row110=mysql_fetch_array($result110);
$teacher_fio=$row110[Mfamil_t"].MM.$row110[Mimy_tM].MM.$row110[Motchf_tM] Для обеспечения безопасности информации в ЭОР, используется процесс аутентификации, состоящий из авторизации-ввода логина и пароля со стороны пользователя, а также регистрации пользователя. Для организации этого процесса сначала создаются доступные всем (public) страницы. Скрытые (private) страницы доступны только пользователям, прошедшим авторизацию (таблица 2).
Таблица 2.
Id user Number Pry key Ключевое поле
Firsname Nvarchar 50 Имя пользователя
LastName Nvarchar 50 Фамилия пользователя
E-mail Nvarchar 50 Электронная почта
Login Nvarchar 50 Логин
Passw Nvarchar 50 Пароль
Cont ques Nvarchar 200 Контрольный вопрос
Answ Nvarchar 100 Ответ
Birthday Date Дата рождения
Date Date Дата регистрации
Temp Nvarchar 200 Дополнительная информация
Last visit Date Дата последнего визита в сайт
Vis count Number Количество визитов
Таблица аутентификации Здесь в поле «Cont ques» пользователь записывает(вводит ) контрольный вопрос, а в поле «Answ»- ответ на последний. Эти два поля необходимы для восстановления забытого пользователем пароля. Если поле «Last visit» сохраняет информацию о последнем визите пользователя в сайт, то поле «Vis count» предназначено для сохранения информации о количестве этих визитов. Эта информация, как правило, используется для статистики.
Ниже приводится часть программного кода ЭОР, который предназначен для проверки в базе данных логина и пароля пользователя. Каждый пользователь, посетивший ЭОР, обязательно проходит эту проверку. $db=mysql_connect($site_db_host,$site_db_user,$site_db_pass); mysql_select_db($site_db_name); $imy=mysql_real_escape_string($_POST["name"]); $parol=mysql_real_escape_string($_POST["password"]); if($imy=="" && $parol==""){
header("Location: ../index-uz.php?message=user_error2"); exit();}
$result=mysql_query(" select * from registr where login='$imy' and passw='$parol'",$db);
$my_row=mysql_fetch_array($result);
if($my_row["login"]==$ism && $my_row["passw"]==$parol) {session_start();
$_SESSION["polzovatel"]=$imy; $_SESSION["accept"]=1; $_SESSION["userid"]=$my_row["id"]; $_SESSION["tal_id"]=$my_row["user"];}
Выводы
ЭОР полностью соответствует учебной программе изучения информатики и информационных технологий в системе СПО Республики Узбекистан. Обеспечен подробной инструкцией пользователю в локальной сети и сети Интернет. Предназначен для обеспечения самостоятельного, непрерывного и полного дидактического цикла процесса изучения указанного предмета.
На разработанный дистанционный ЭОР получено свидетельство № 01939 Государственного Патентного Ведомства Республики Узбекистан .
Список литературы
1.Бордовский Г.А.и др. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: научно-методические материалы-Санкт-Петербург,2007.- 4с.
2.Волженина Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе дистанционного обучения: учебное пособие-Барнаул,2008.-6с.
3. Могилёв А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика, М.,2001.-5с.
Khankeldieva Zebiniso Khabibovna, lecturer
Bukhara engineering-technology institute, Uzbekistan
( e-mail: [email protected])
Ubaydullaeva Dilorom Rakhimovna, Cand.Tech.Sci., associate professor
Bukhara Academic Lyceum # 1; REMOTE-ACTING TECHNOLOGIES AND INDIVIDUAL WORK OF PROFESSIONAL COLLEGE STUDENTS
Abstrakt: Article is devoted questions of working out and use of a remote electronic educational resource on computer science for the organisation of out-of-class independent work of students of professional colleges.
Keywords: informatization of education; second level professional education; means of informational and telecommunication technologies; educative electronic educational resources; remote technologies of self study (self-education).
УДК 338.001.36
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ Яковенко Александра Евгеньевна, студент Научный руководитель: Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]), Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь
В работе анализируется рынок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, как в мире, так и в ведущих странах этого сектора. Данный комплексный анализ проводится индексным методом. Также выявляются факторы и направления развития этого рынка.
Ключевые слова: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, эффективность, индексный метод, расходы, объём ВВП.