УДК 378+371.132
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
© 2017
Ельцов Валерий Валентинович, доктор технических наук, профессор кафедры «Сварка, обработка металлов
давлением и родственные процессы» Теребинов Владислав Сергеевич, магистрант кафедры «Сварка, обработка металлов давлением и родственные процессы» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД), используемый в системе профессионального образования для реализации учебного процесса при подготовке студентов, объединяет в себе информацию содержательного, методического, контрольно-оценочного, а также учебно-воспитательного характера. Несмотря на достаточно четкую структурированность комплекса, большой объем различной информации, содержащийся в УМКД, довольно сложно усваивается студентом и в силу ограниченного функционала обычной «вордовской» версии УМКД, затрудняется его актуализация со стороны преподавателя. Применяя новые информационные технологии, можно увеличить ценность такого образовательного элемента, как УМКД, причем как для студента, так и для преподавателя. Разработка электронного учебно-методического комплекса дисциплины (ЭУМКД) на основе программного обеспечения позволяет создавать различного вида формы предоставления информации, в том числе видео и аудио-файлы. По сути, ЭУМКД - это электронный образовательный ресурс, превращенный в компьютерную программу, чрезвычайно удобную в использовании и для студента и для преподавателя в силу своей многофункциональности и возможности постоянного обновления, путем введения дополнительных блоков с информацией. Использование ЭУМКД в образовательном процессе позволит делегировать некоторый функционал преподавателя на эту программу. Кроме того такая программа даёт студенту возможность самостоятельного изучения материала дисциплины в удобной ему форме с возможностью гибкого планирования времени работы с программой в зависимости от индивидуальных возможностей студента. Причем, в таком виде ЭУМКД может быть использован студентом для обучения не только на стационарном PC, но и на смартфоне, iPod, МРЗ-плеере или другом аналогичном гад-жете. Поэтому ЭУМКД может использоваться в качестве ресурса для дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс, студент, преподаватель, образовательный процесс, программное обеспечение, качество образования, инженерная подготовка, функциональные возможности, смартфон, дистанционное образование.
ELECTRONIC EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL COMPLEX OF THE DISCIPLINE AS AN EFFECTIVE TOOL FOR ENGINEERING STUDENTS TRAINING
© 2017
Eltsov Valery Valentinovich, Doctor of Engineering Sciences, Professor of the Department "Welding, Metal Forming under Pressure, and Related Processes" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, streetBelorusskaya 14, e-mail: [email protected]) Terebenov Vladislav Sergeevich, Postgraduate Student of the Department "Welding, Metal Forming under Pressure, and Related Processes" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, street Belorusskaya 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Educational-methodological complex of the discipline (EMCD) used in the system of professional education for the implementation of the educational process for students, combines content of informational, methodological, monitoring, evaluating, and educational nature. Despite the fairly distinct structure of the complex, a large amount of various information contained in the EMD is difficult to digest by the student and due to the limited functionality of a regular "Word" version of the materials, its actualization on the part of the teacher is difficult as well. Applying new information technologies, you can increase the value of this educational element, teaching materials, both for the student and the teacher. The development of electronic educational-methodological complex of the discipline (EUMKD) based on software allows to create different types of forms providing information, including video and audio files. In fact, EUMKD is an electronic educational resource developed as a computer program, it is extremely easy to use for the student and for the teacher due to its versatility and possibility of constant renewal by introducing additional blocks with information. The use of electronic teaching materials in the educational process will allow you to delegate certain functions of a teacher to this program. Additionally, this program gives the student the opportunity to independently study the material of the discipline in the convenient form, with the possibility of flexible planning of the work time with the program depending on the individual capabilities of the student. Moreover, this form of electronic teaching materials can be used by a student for learning not only on a desktop PC, but on smartphones, iPods, MP3 players or other similar gadgets. Therefore, the electronic teaching materials can be used as a resource for distance learning technologies.
Keywords: electronic educational-methodological complex, student, teacher, educational process, software, quality education, engineering training, functionality, smartphone, distance education
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На современном этапе подготовки студентов инженерных направлений значительный объем информации для проведения учебного процесса предоставляется студенту в виде учебных или учебно-методических пособий классического типа на бумажных или электронных носителях [1,2]. Классический тип учебных материалов, хотя и структурируется по определенным признакам, однако перекрестных связей между отдельными блоками информации, гиперссылок на тексты в этих же материалах и, тем более, ссылок на отдельные файлы с дополни-
тельной информации в них, как правило, не существует. Такая ситуация с учебно-методическими материалами, не позволяющая студенту в свободном режиме обращаться к учебным материалам посредством приложений в смартфоне или другом оборудовании, затрудняет получение знаний, или, во всяком случае, снижает скорость и доступность получения требуемой информации.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Все виды учебных изданий - обычных и электронных - регламен-
тируются государственными стандартами, в частности, ГОСТ 7.60 - 2003 - для обычных изданий, ГОСТ 7.83 - 2001 - для электронных изданий. Содержание УМКД для дистанционных образовательных технологий регламентировано Порядком использования дистанционных образовательных технологий, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 06.05. 2005 № 137. В соответствии с указанными документами, виды электронных изданий в соответствии с назначением в учебном процессе классифицируются следующими образом [3,4,5].
- виды изданий по назначению в учебном процессе классифицируются на:
• учебник;
• учебное пособие;
• учебно-методическое пособие;
• учебное наглядное пособие;
• рабочая тетрадь;
• самоучитель;
• хрестоматия;
• практикум;
• задачник;
• учебный комплект.
Все указанные электронные виды учебных изданий в зависимости от наличия печатного дубликата делятся на электронный аналог существующего печатного издания или самостоятельное электронное издание.
- виды изданий по физической природе представленной информации классифицируются на:
• текстовое электронное издание;
• изобразительное электронное издание;
• звуковое электронное издание;
• мультимедийное электронное издание.
- по технологии распространения виды издания классифицируются на:
• локальное электронное издание;
• сетевое электронное издание;
• электронное издание комбинированного распространения.
- по характеру взаимодействия с пользователем виды издания классифицируются на:
• детерминированное электронное издание;
• недетерминированное (интерактивное) электронное издание.
В Тольяттинском государственном университете для реализации дистанционного учебного процесса используется сетевая дистанционная образовательная технология. Использование этой технологии предполагает наличие в системе дистанционного обучения университета электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по дисциплинам, реализуемых с использованием дистанционных образовательных технологий. ЭОР включает в себя полный набор средств методического и эксплуатационного обеспечения, необходимый для сопровождения всех организационных форм занятий по дисциплине учебного плана направления подготовки при реализации дистанционного учебного процесса.
Учебно-методическая информация ЭОР должна быть представлена в форме сетевого дистанционного курса, который разрабатывается на основе компонентов УМКД. Готовый к использованию в учебном процессе ЭОР должен обеспечивать непрерывность и полноту дидактического цикла дистанционного процесса обучения, включающего:
1.Представление теоретического материала по учебной дисциплине;
2.Обеспечение тренировочной учебной деятельности студента;
3.Обеспечение текущего контроля учебной деятельности студента и итогового контроля усвоения знаний по учебной дисциплине;
4.Обеспечение возможности информационно-поисковой деятельности студента;
5.Обеспечение возможности интерактивного взаимодействия между участниками образовательного про-
цесса.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью настоящей работы является формирование и представление нового инструмента - электронного образовательного ресурса - для проведения учебного процесса, обеспечивающего эффективность и качество подготовки студентов инженерных направлений, в том числе и с применением дистанционных образовательных технологий. Создание ЭУМКД, на основе какого-либо известного программного обеспечения, где вся информация имеет взаимосвязи по отдельным разделам дисциплины или по видам учебных занятий в рамках дисциплины, применяются видео или аудио-файлы, а также имеется возможность самому студенту проверить уровень усвоения дисциплины, является насущной задачей в деятельности профессорско-преподавательского состава для обеспечения эффективного и качественного проведения учебного процесса.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов При разработке ЭУМКД, для дистанционных образовательных технологий необходимо учитывать в обязательном порядке все вышеуказанные параметры ЭОР. Для традиционных образовательных технологий требование интерактивности взаимодействия между участниками образовательного процесса может быть не обязательным, поскольку студент имеет возможность контактировать с преподавателем в реальном времени.
Чтобы в значительной степени не усложнять процесс при создании ЭУМКД, в первую очередь, проанализируем способы и форматы представления информации в его структуре, и выберем наиболее значимые для усвоения материала студентом.
У человека имеется пять органов чувств, с помощью которых он получает информацию о внешнем мире: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — при помощи органов слуха и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания) [6].
Сегодняшний уровень развития технологий не позволяет электронным устройствам, предназначенным для образовательного процесса, взаимодействовать с такими органами чувств как обоняние, вкус, осязание. По этому, используются обычно два оставшихся: зрение и слух. В принципе полностью не исключено осязание, так как в ЭУМКД можно дать письменное задание студенту, благодаря которому задействуется мышечная память, что с натяжкой можно отнести к осязанию.
Даже используя в электронном образовательном ресурсе эти три органа, мы задействуем чуть более 99% восприятия человека. Очевидно, что этого вполне достаточно, что бы передать потребителю требуемый объем информации для успешного усвоения изучаемой дисциплины. Поэтому при создании ЭУМКД рассмотрим только те виды информации, которые используются в современных технических устройствах и которые легко воспринимаются человеческими органами чувств, а именно:
-текстовая информация; -числовая; -звуковая; -мультимедийная.
Кроме вида информации и методов ее представления для разработки эффективного многофункционального ЭУМКД необходимо проанализировать и подобрать соответствующее программное обеспечение. Оно должно отвечать требованиям наглядности информации, удобства пользования интерфейсом, мультимедийно-сти информации, возможности взаимодействия с другими видами ПО, минимум знаний программирования пользователя и иметь в наборе графический редактор. Проанализируем наиболее распространенное ПО.
1. eBook Maestro - это универсальное средство созда-
ния электронных журналов, пособий, отчётов, презентаций, опросников, книг и т.п. С помощью eBook Maestro можно вставлять в ЭУМКД ссылки из интернета, публиковать адрес электронной почты, а также создавать иконки [7].
Достоинствами данного ПО являются:
- поддержка HTML, WSH;
- обработка и сохранение данных, введённых пользователем в проект;
- защита от плагиата;
- преобразование текста в речь;
- быстрый и удобный поиск.
Недостатки:
- максимальное число файлов для одной книги - 500, в то время как Электронный учебно-методический комплекс может содержать больше.
2. eBooksWriter имеющий простой интерфейс, подходящий как для начинающего, так и для образованного пользователя. ЭУМКД созданное с помощью данной программы может содержать не только текстовый формат информации , но и аудио и видео файлы и таблицы [8].
Достоинства:
- ЭУМКД, созданный с помощью данного продукта, представляет собой самораспаковывающийся файл небольшого размера;
- есть возможность защиты паролем весь ЭУМКД или отдельные разделы;
- книги сохраняются в форматах *.exe или *. аen.
Недостаток:
- данное ПО не подходит по требованиям, так как целью создания ЭУМКД является не только объединение текстовых форм информации , но и дополнением видео или аудио форм информации;
- отсутствие взаимодействия с другим программным обеспечением.
3. ChmBookCreator - это простой в использовании продукт, который из обычных файлов htm, txt, doc и rtf создаст электронное пособие, которое будет выглядеть как обычная раскрытая книга на бумажном носителе. С помощью ChmBookCreator можно создать хорошо структурированный учебник с биографией автора и оглавлением [9,10].
Достоинства:
- можно не только создавать книги, но и конвертировать их из других форматов;
- есть возможность создавать собственный уникальный дизайн для пособия;
- удобен для рядового пользователя;
- есть подробная встроенная справка.
Недостатки:
- в CHM файлах нет ни скроллинга, ни закладок;
- медленная обработка файлов *.Doc.
4. AutoPlay Menu Builder 7.1 - программа для создания автоматически проигрываемого меню для запуска CD и DVD диска. При этом от пользователя не требуется никаких знаний в программировании. Из созданного меню ЭУМКД пользователь сможет запустить различные приложения, открывать файлы различного формата, воспроизводить видео ролики , взаимодействовать с любым ПО установленном на компьютере [11,12].
Достоинства:
- быстрая для работы среда программы;
- мощный и легкий в использовании WYSIWYG редактор;
- легкое тестирование созданного ЭУМКД;
- защита ЭУМКД от изменений третьими лицами с помощью пароля;
- создание проектов из готовых шаблонов, а также создание собственных шаблонов;
- поддержка многостраничных окон, окон в различных формах и полноэкранных окон;
- добавление экрана заставки с применением различных эффектов;
- поддержка внутреннего слайдшоу с большим набором эффектов перехода;
- применение множества действий, таких как запуск приложения, открытие документа и т.д;.
- встраивание Flash player, Internet Explorer и Windows Media Player;
- текстовое и графическое комментирование;
- поддержка форматов MP3/MP2/MP1/OGG/WAV/ MID/RMI/XM/IT/MOD/ для фоновой музыки;
- поддержка изображений в BMP/PNG/JPG/GIF/PCX/ WMF/EMF/ICO форматах;
- создание автономных запускающихся файлов.
Проанализировав и сравнив достоинства и недостатки существующего ПО для создания ЭУМКД, выбираем для создания ЭУМКД программу AutoPlay Menu 7.1. В ней достаточно легко работать, т.к. не требуется глубоких знаний программирования, а так же имеет полный требуемый функционал. С помощью этого ПО создаётся не книга, а комплекс, в котором сосредоточена разнообразная информация с возможностью взаимодействия со студентом. Не менее важный плюс в том что эта программа может взаимодействовать с любым другим ПО, например, для воспроизведения чертежей в редакторе «КОМПАС-График».
Используя выбранную программу для создания ЭУМКД, не придётся вручную вводить команды. Программа работает в операционной системе Windows и автоматически создаёт файлы autorun.exe, autoruaico, autorun.inf и autorum.apm содержащие все данные по ЭУМКД.
Рисунок 1 - Начальное «окно» программы AutoPlay Menu Builder 7.1
При запуске программы открывается окно «Новый проект» (рис.1). Далее, используя функционал программы можно формировать структуру и наполнять содержанием ЭУМКД:
• создавать автономные исполняемые файлы и настраивать их значки;
• использовать два стиля окон;
• защищать созданное меню паролем;
• размещать созданное меню с помощью палитры выравнивания;
• использовать шаблоны предложенные программой или создавать свои собственные;
• проверять работоспособность ЭУМКД в любой момент;
• поддерживать меню на множестве уровней;
• просматривать ЭУМКД в полноэкранном режиме;
• применять различные эффекты для визуализации;
• показывать внутренние слайды с большим количеством эфектов;
• выбирать вид курсора;
• работать с большим количеством шрифтов;
• использовать звуковые эфекты;
• создавать звук в форматах MP3, MP2, MPI, OGG,
WAV, MID, RMI, XM, IT, MOD, S3M и MTM;
• создавать подсказки для любых кнопок;
• применять графические файлы в формате BMP, PNG, JPG, GIF, PCX, WMF, EMF и ICO;
• использовать большое количество внешнего вида кнопок;
• изменять форму элементов;
Не вдаваясь в подробности формирования структуры ЭУМКД, отметим, что при вёрстке графического дизайна и интерфейса принимались во внимание исследования Джорджа А. Миллера «Магическое число семь плюс-минус два», суть которых заключается в том, что количество информации, которую человек может получать, перерабатывать и запоминать ограничено объёмом абсолютных оценок и объёмом непосредственной памяти [13]. Исследователь доказывает, что человек зрительно мгновенно «схватывает» количество единиц информации в пределах семь - плюс-минус две.
В качестве экспериментальной дисциплины для ЭУМКД был выбран учебный курс «Восстановление и упрочнение деталей машин» из плана подготовки магистров 15.04.01 (150700.68) Машиностроение (рис.2).
В В
Топьяттинский государственный университет Институт Машиностроения Кафедра "Сварка, обработка материалов давлением и родственные процессы"
Электронный образовательный компгекс
Таврия_I Для изучения дисциплины:
"Восстановление и упрочнение деталей машин" Учебное пособие предназначено для подготовки магистров, обучающихся по направлению 150700 68 «Машиностроение» и занимающихся исследованиями в области реновации и инженерии поверхностей Рекомендуется также дня помощи в усвоении читаемого курсе студентам, обучающимся по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-техчопогическшс машини комплексов», профиль «Автомобили и автомобильноехозяйство» (бакалавр) всех форм обучения
Эи/^о цаюрнап
Контрол ьные вМрОСы
Разработчики Ельцов в. в. Теребинов В. С.
Рисунок 2 - Начальное «окно» электронного учебного комплекса дисциплины «Восстановление и упрочнение деталей машин»
Как видно из рисунка 2, в данном варианте кроме общей информации находится семь функций, это:
- теория; видео материалы; контрольные вопросы; о программе; тесты; оборудование; разработчики.
Даже если учитывать общие сведения по ЗУМКД, то общее количество единиц информации все равно не превышает девяти, что соответствует принципам, изложенным в работе [14].
При нажатии любой из кнопок или надписи указанных выше, срабатывает команда, запрограммированная для данного элемента. Каждый элемент выполняет переход в одноимённый раздел. Данное меню является простым и лаконичным, что позволяет снизить психологическую нагрузку обучающегося от поступающего объема информации.
Содержание разделов электронного учебно-методического комплекса дисциплины включает следующие:
1. Теория, представленная в виде текстового учебного пособия, основанного на ранее разработанных учебных пособиях [15,16], и которое включает в себя:
- введение к дисциплине, где представлены также цели и задачи изучения, требования к знаниям, умениям, компетенциям, методические указания по изучению дисциплины:
- аннотацию дисциплины;
- содержание учебной дисциплины, состоящей из семи глав;
- глоссарий;
- список литературы;
- приложения;
- руководство по изучению данного курса:
2. Видеоматериалы
- видеоролики, вставленные в ЭУМКД с интернет-сайтов [17,18], выложенных авторами в режиме свободного доступа (лазерная наплавка, электроискровая обработка поверхностей, газотермическое напыление и др., всего шесть роликов).
3. Контрольные вопросы
- вопросы для промежуточного контроля уровня знаний пользователя по каждой из представленной в теоретической части глав учебного пособия;
4. Тесты
- тестовые задания для самопроверки;
- тестовые задания для промежуточного контроля;
5. Оборудование
- представлено в четырех частях в виде комбинированного слайд-шоу, созданного с помощью Microsoft PowerPoint c гиперссылками в содержании на отдельный файл справочной информации. Гиперссылки позволяют без длительного поиска отыскать справочную информацию по нужному виду оборудования.
6. О программе
- представлена информация о пользовании интерфейсом, сведения о технической поддержке, а также об особенностях звуковой сигнализации при нажатии той или иной кнопки.
Для разработанного ЭУМКД предусмотрена возможность актуализации информации через редактор интерфейса. Для входа в редактор интерфейса ЭУМКД требуется зайти в файл AutoPley Menu Data, который был создан при начале проекта
Для проведения этой процедуры в AutoPlay Menu Builder 7.1. потребуется:
а) Для текстовых документов (требующих небольшие доработки), зайти в корневую папку (Data) электронного учебно-методического комплекса. Выбрать файл, требующий изменений. Открыть текст в Microsoft Word и внести требуемые изменения. После проведения работ сохранить информацию и выйти. Далее ЭУМКД при работе со студентом ссылается на изменённый файл.
б) Для дополнения большого объёма текста, отдельной главы или целого раздела потребуется в меню ЭУМКД создать новый элемент который будет запрограммирован на открытие данного текстового файла. Требуется поместить файл в корневую папку (Data). При указании действия элемента потребуется указать путь в папку Data к новому файлу.
в) Для дополнения видео материала производится ряд описанных выше действий, за исключением того, что работа ведётся с мультимедийной информацией. Там будут использоваться инструменты для работы с мультимедийными файлами.
г) Аудио материал так же добавляется работой в корневой папке ЭУМКД и AutoPlay Menu Builder 7.1.
д) Для обновления графических файлов, требуется нажать на элемент содержащий изображение и исправить путь к новому изображению, находящемуся в корневой папке, который должен быть там предварительно размещен.
е) В случае, когда текст находится не в корневой папке, а внутри ЭУМКД, то для изменения информации потребуется нажать на элемент, содержащий нужный текст. Далее в окне «Свойства» выбрать строку «Многострочный редактор», в котором при открытии находится старый текст с возможностью его изменения.
Разработанный ЭУМКД можно использовать в качестве отдельного образовательного ресурса, так и в сетевой форме при реализации дистанционных образовательных технологий. Для внедрения в сетевую форму обучения необходимо в ЭУМКД дополнительно с помощью редактора интерфейса включить недостающие материалы в соответствии с учебным планом. Например, методические указания для выполнения практических работ, или созданный виртуальный лабораторный практикум по наплавке трехфазной дугой [19, 20], при ус-
ловии, что эти материалы отвечают требованиям к разработке сетевого курса. В целом, как сказано в работе [21], при подготовке студентов инженерных направлений качество образования может быть обеспечено лишь в результате системного подхода к организации и проведению учебного процесса. Другими словами, ЭУМКД должен являться частью грамотно выстроенной системы образовательного процесса вуза.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
1. Многофункциональный электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД), созданный на основе программного обеспечения AutoPlay Menu Builder 7.1.имеет большой объем различного вида и формы четко структурированной, легко доступной информации, и позволяет пользователю эффективно усваивать необходимые знания, не только в традиционной, но и сетевой форме обучения, посредством дистанционных образовательных технологий.
2. Разработанный ЭУМКД может работать на мобильных электронных устройствах, создавая удобства пользователю при изучении материала в области профессиональной подготовки инженера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Тихонов А.Н. Оценка уровня информатизации общеобразовательных учреждений России. Информационно-аналитические материалы [Текст]. / А.Н. Тихонов и др. // М.: ГНИИ ИТТ «Информика» -2009 - 64 с.
2. Кузнецов А.А., Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие. [Текст]. /А.А. Кузнецов, С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун// М.: Дрофа, -2009 - 156 с.
3. ГОСТ 7. 60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения [Текст]. - Взамен ГОСТ 7.6090 ; введ. 2004-07-01. - Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2004. - 41 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу);
4. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» [Текст]. - введ. 2002-07-01 - Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М. : Изд-во стандартов, cop. 2004. - 15 с. - (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий. [Электронный ресурс] : [офиц. Сайт]. - 1998-2017 ФГБУ «Редакция «Российской газеты» — URL: https://rg.ru/2005/08/16/obrazovanie-doc-dok. html. Свободный. - Загл. с экрана.
6. Карпенко Т.А. Справочник «Органы чувств человека». [Текст] /Т.А. Карпенко// Из-во «Кладезь» - 2009
- 149 С.
7. Воплотите ваши идеи в жизнь. [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. - eBook Maestro,2017— URL: http:// www.ebookmaestro.com/ru/ Свободный. - Загл. с экрана.
8. Основная информация о программе. [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. - eBooksWriter LITE, 2005 - 2017- URL: http://soft.mydiv.net/win/download-eBooksWriter-LITE.htm. Свободный. - Загл. с экрана.
9. ChmBookCreator. Программа для создания CHM книг. [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. Маленькая Паутинка, 2003-2015 гг.— URL: http://smallweb.ru/ library/chmbookcreator.php. Свободный. - Загл. с экрана.
10. ChmBookCreator [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. — URL: http://www.twirpx.com/file/10173/ Свободный. - Загл. с экрана.
11. Весь софт на флешке. [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. - © 2010-2013 Portablesoft.info — URL: http://portablesoft.info/portable-utilit/12343-autoplay-menu-builder-71-build-2291-rus-portable.htm. Свободный.
- Загл. с экрана.
12. AutoPlay Menu Builder 7.1 Build 2278 + Rus [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. CWER.RU, 2017— URL: http://cwer.me/node/8156/ Свободный. - Загл. с экрана.
13. Джордж А. Миллер «Магическое число семь плюс-минус два». [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. © 2010 - 2014 А. Boyarkin..— URL: http://codenlp.ru/stati/ dzhordzh-a-miller-magicheskoe-chislo-sem-plyus-minus-dva.html. Свободный. - Загл. с экрана.
14. Семь плюс минус два (7 ± 2). Кошелек Миллера. [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]. BRAIN 2012-2016 -URL: https://4brain.ru/memory/_sem-pljus-minus-dva.php. Свободный. - Загл. с экрана.
15. Ельцов В. В. Восстановление и упрочнение деталей машин [Электронный ресурс] : электрон. учеб. пособие / В. В. Ельцов ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; Тольятти : ТГУ, - 2015 - 335 с.
16. Ельцов В.В. Ремонтная сварка и наплавка деталей машин и механизмов [Электронный ресурс] : учеб. пособие по дисц. "Ремонтная сварка и наплавка деталей машин и механизмов" и "Основы восстановления деталей и ремонт автомобилей" / В. В. Ельцов ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2012. - 175 с. : ил. - Библиогр.: с. 162. - Глоссарий: с. 163-164. - Прил.: с. 165-173. - ISBN 978-5-8259-0686-7
17. .Вакуумное напыление [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт]© 2008-2017 ООО «Яндекс» — URL: https://yandex.ru/video/search7p/ Свободный. - Загл. с экрана.
18. Обучающий фильм. Лазерная наплавка [Электронный ресурс]: [офиц. Сайт] © YouTube»-2017— URL: https://www.youtube.com/watch?v=-ZQl0iKdM2A Свободный. - Загл. с экрана.
19. Ельцов В. В. Сварка и наплавка изделий из легких сплавов трехфазной дугой неплавящимися электродами [Электронный ресурс] : электрон. лаб практикум / В. В. Ельцов, М.С. Сабитов ; ТГУ ; Ин-т машиностроения -Тольятти : ТГУ, 2015. - 40 с. : ил. - Библиогр.: с. 38
20. Ельцов В. В. Методические указания по выполнению практических работ в рамках изучения дисциплин «Ремонтная сварка и наплавка деталей машин и механизмов» и «Восстановление и упрочнение деталей автомобилей» [Электронный ресурс] : метод. указания / В. В. Ельцов ; ТГУ ; Ин-т машиностроения ; - Тольятти : ТГУ, 2014. - 23 с. : ил. - Прил.: с.12-23.
21. Ельцов В. В. Качественное инженерное образование, как результат системного подхода к организации и проведению учебного процесса [Текст]./В.В.Ельцов, А.В. Скрипачев//Москва, АИОР - Инженерное образование - 2014 - №15 - С.98-103.
Статья подготовлена в рамках работы над исследовательским проектом «К 50-летию ВАЗа: Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие Поволжья», поддержанным грантом Российского гуманитарного научного фонда № 16-12-63003 по результатам регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России - 2016, Самарская об-
Статья поступила в редакцию 27.06.2017. Статья принята к публикации 25.09.2017.