ДИСТАНЦИОННЫЕ БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
DISTANCE BUSINESS PROJECTS IN PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS
Л .А. Мокрецова, Е.В. Дудышева, L.A. Mokretsova, E.V. Dudysheva,
О.Н. Макарова O.N. Makarova
Профессиональное образование, бизнес-проекты, дистанционные технологии, информационно-образовательная среда вуза.
Статья посвящена инновационной проектной деятельности студентов с использованием информационно-образовательной среды на примере педагогического вуза. Обсуждаются показатели эффективности инновационной деятельности в вузе. Рассматривается организация дистанционных бизнес-проектов студенческих команд при взаимодействии с региональными бизнес-инкубаторами. Описаны средства информационно-образовательной среды вуза для поддержки профессионально ориентированных проектов студенческих команд. Охарактеризована поэтапная деятельность в процессе подготовки и участия студентов в дистанционных бизнес-проектах.
В контексте требований, предъявляемых к выпускникам вузов профессиональными стандартами и федеральными государственными образовательными стандартами, педагогическое сообщество все глубже исследует вопрос использования форм, методов и средств обучения, которые способствуют формированию лидерских качеств, умений целеполага-ния и целедостижения, навыков инновационной практико-ориентированной деятельности. Особенно важным оказывается использование ин-новатики в процессе подготовки студентов педагогических вузов в качестве начального звена в цепи модернизации всей системы образования
В условиях электронного обучения важнейшей задачей современного вуза по повышению практической ориентированности обуче-
Vocational education, business projects, distance technologies, informational and educational environment of a higher educational institution. The paper deals with innovation project activity of students with the use of informational and educational environment by the example of a pedagogical higher educational institution. The authors discussthe efficiency indicators of innovation activity in a higher educational institution and consider the organization of distance business projects of student teams in cooperation with regional business incubators. The paper also shows the means of informational and educational environment of a higher educational institution for the support of professionally oriented projects of student teams. The gradual activity in the process of training and participation of students in distance business projects is characterized.
ния является формирование информационно-образовательной среды, коммутирующей с потенциальными инвесторами, грантовыми фондами через порталы бизнес-инкубаторов, технопарков и, кроме того, вовлекающей как можно более широкий круг студентов и преподавателей. Между тем во многих обзорных и аналитических исследованиях выявляется проблема недостаточной подготовки к использованию преподавателями и обучающимися вузов инновационной проектной деятельности в целом и с помощью информационно-образовательной среды вуза в частности. Целью данной статьи является рассмотрение способов организации дистанционных бизнес-проектов, разрабатываемых командами студентов, объектом исследования-инновационная проектная деятельности студентов с исполь-
<
m
Щ
I %
tí m
о
b х к
w m н u
Рч
<
о ^ О о ^ h o Q
w
H
S о
Рч
w
0
! X
1 «
«
и w v S
Ь
1-4
<c
ri w с
«
S M
H
и
W PQ
зованием информационно-образовательной среды вуза в региональных условиях; методы: анализ и сравнение, наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертная оценка. Исследование выполняется при поддержке Минобрнауки РФ в рамках базовой части государственного задания (НИР № 167).
Научный анализ трудов в области экономики и предпринимательства в образовании (А.Б. Вифлеемский, А.П. Егоршин, М.Л. Левицкий и др.), развития предпринимательских качеств (В.Д. Коняев, А.Л. Полякова, Л.М. Фуксон и др.), профессионального самоопределения и экономической подготовки молодежи (П.Н. Андрианов, Н.С. Мурадова, В.А. Поляков и др.) выявляет необходимость организации студенческих бизнес-проектов. В диссертационном исследовании B.C. Тенетиловой особо отмечается, что «бизнес-ориентированная подготовка будущих педагогов в инновационном образовательном пространстве вуза должна осуществляться на основе комплексно-деятельностной модели, включающей в себя... разработку и реализацию бизнес-проектов в рамках студенческого бизнес-инкубатора... » [Тенетилова, 2011, с. 19].
Однако если к общим показателям успешности деятельности организатора инновационного предпринимательства относят количество бизнес-проектов, вышедших на региональный рынок [Каминов, Дмитриева, 2013], то в случае со студенческими бизнес-проектами показателем может быть сама вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу. Так, согласно A.B. Гребенкину, A.B. Ивановой [Гребенкин, Иванова, 2012], основной задачей инновационного предпринимательства в вузе является практическое применение результатов интеллектуальной деятельности. При более широком взгляде критерии успешности молодежного предпринимательства могут существенно варьироваться. Теми же авторами отмечаются высокий потенциал студенческих бизнес-команд, возможность формирования у студентов общекультурных компетенций, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе инновационной [Гребенкин, Иванова, 2012, с. 51]. С.Е. Фролов
также считает важным участие студентов и аспирантов в «специальных интегрированных командах, которые могут, с одной стороны, оказывать первоначальную помощь авторам инновационных проектов, а с другой - получать необходимую информацию для подготовки своего дипломного проекта, практический опыт деятельности в бизнес-среде и возможность получения перспективного рабочего места в зарождающемся бизнесе» [Фролов, 2009, с. 60]. Критерием эффективности инновационной деятельности вуза также может стать повышение предпринимательской активности молодежи в целом. Такой вывод формулируется М.А. Карпуниной, С.Ю. Савиновой, Н.Г. Шубняковой на основе анализа отечественного и зарубежного опыта поддержки и развития молодежного предпринимательства (включая студенческие бизнес-клубы на базе университета, бизнес-инкубаторы для молодежи, консультационные студенческие организации и др.) [Карпунина и др., 2014].
Для профессионального образования важнейшим условием является участие студентов в непосредственной практико-ориентированной деятельности, например, на основе рекурсивно-проективного подхода [Дудышева и др., 2011], чему способствует работа студенческих команд. A.B. Гребенкин, A.B. Иванова уточняют понятие студенческой бизнес-команды, под которой понимают «небольшой сплоченный лидером самоорганизующийся коллектив, состоящий из студентов ... с взаимодополняющими (комплементарными) навыками, нацеленный на разработку и реализацию бизнес-проекта (в т. ч. инновационного) через создание малого предприятия» [Гребенкин, Иванова, 2012, с. 50]. Г.М. Гринберг, Л.М. Ивкина особо подчеркивают роль самообразовательной деятельности студентов в условиях межвузовской кооперации [Гринберг, Ивкина, 2012], что открывает дополнительные возможности при формировании межвузовских дистанционных студенческих бизнес-команд.
На практике в студенческой среде участники команд могут отличаться большим разнообразием опыта и потенциала, поэтому поступательную реализацию этапов бизнес-проектирования,
представленную, например, М.А. Карпуниной, С.Ю. Савиновой, Н.Г. Шубняковой [Карпунина и др., 2014, с. 10], реализовать удается далеко не всегда. Эффективной становится гибкая организация дистанционных проектов, разрабатываемых на базе студенческих бизнес-инкубаторов. Для поддержки студенческого бизнес-инкубатора информационно-образовательная среда вуза должна содержать: банк данных студенческих проектов; базу данных предприятий, организаций, научных центров; базу данных комплекса проблемно-ориентированных задач, кейсов реальных предприятий [Там же]. К одной из компонент можно отнести учебно-методический комплекс, ориентированный на проектно-организованные технологии обучения студенческих команд, создание и развитие студенческих предприятий с профессиональным сопровождением, всесторонней поддержкой и техническими услугами в процессе развития студенческих предприятий [Козлова и др., 2006, с. 241].
В Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина (ФГБОУ ВПО «АГАО») реализуются инновационные формы и методы работы со студентами разных специальностей и направлений. В ходе подготовки студентов, наряду с аудиторными занятиями, активно используются внеучебные формы работы, команды студентов под руководством преподавателей вовлекаются в работу бизнес-инкубатора студенческих инновационных проектов (БИСИП) - составной части инновационной инфраструктуры вуза [Мокрецова, Власов, 2013]. В 2012 году проведен первый конкурс студенческих инновационных проектов, на который было подано 15 проектов, имеющих, по оценкам экспертов, разный потенциал коммерциализации; все проекты успешно прошли экспертизу. В 2013 году на конкурс студенческих инновационных проектов представлено 12 проектов, из которых четыре перешли в стадию бизнес-проектов. Среди них: малые инновационные предприятия «Музей этнической культуры Алтая», «Народные ремесла Алтая», «Спецодежда для медицинских работников», «Творчество молодежи», проекты «Кабинет психологической регуляции для сотрудников полиции горо-
да Бийска», «Психологическое сопровождение беременных и профилактика девиантного материнства», «Мастерская развивающей игрушки» и другие.
Рассмотрим проект «Дистанционная поддержка молодых талантов Алтайского края в области точных наук», представленный студентами физико-математического факультета ФГБОУ ВПО «АГАО», который предусматривает дистанционную работу со школами, в том числе отдаленных сельских районов (руководитель канд. пед. наук О.Н. Макарова). Актуальность проекта обусловлена требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в области реализации электронного обучения и необходимостью формирования информационно-образовательной среды педагогического вуза для реализации практико-ориентированной подготовки студентов. Вначале обозначены задачи: проведение дистанционных конкурсов, предметных олимпиад, творческих проектов, \л/еЬ-тренингов для школьников, осуществление помощи в подготовке школьников к итоговой (государственной) аттестации по точным наукам (е-репетитор), осуществление профориентационной работы со школьниками, формирование \л/еЬ-портфолио молодых талантов, предоставление возможности для проявления и развития таланта в области точных наук детей с ограниченными возможностями, повышение готовности будущих учителей к работе в школе. В качестве продукта рассматривается сайт дистанционной поддержки молодых талантов Алтайского края в области точных наук, включающий: дистанционные предметные олимпиады для учащихся средних школ, реализуемые на платформе МоосПе, дистанционные конкурсы для учащихся средних школ, реализуемые с помощью \N\k\, электронный репетитор (е-репетитор) по ЕГЭ (математика, физика, информатика), онлайн-тестирование демоверсий ЕГЭ, онлайн-консультации по выполнению задании ЕГЭ, тематические \л/еЬ-тренинги для школьников, формирование \л/еЬ-портфолио учеников, осуществление обратной связи с помощью форума, общения между школьниками.
<С £
С т
о
ь
к ^
м т н о
Рч
о ^ о о
О Й
3
м н к о
Рч
м
0
1
к
а
«
о м
V
к
ь
1-4
<с «
м с
X
н и
щ м
При работе студенческой бизнес-команды над проектом использовались консультации с преподавателями и учителями, особое место отводилось дистанционным формам взаимодействия. Студенты проходили обучение в бизнес-инкубаторе города Бийска, планировали и представляли результаты своей работы. Для оптимизации дистанционного взаимодействия выбрана среда \л/№, что значительно упростило обмен данными, сгладило график встреч, решило проблему оповещения. Проект потребовал от участников разработки технической базы для проведения интеллектуальных соревнований и тестирования. Результаты отбора технических баз фиксировались на странице \л/№ и обсуждались однокурсниками. Разработка электронных ресурсов для осуществления дистанционных конкурсов и олимпиад для школьников сопровождалась апробированием в \л/№ среде, что существенно снизило долю ошибок и позволило подготовить качественные электронные образовательные ресурсы. Немаловажную роль дистанционные формы сыграли при проведении информационной кампании, дистанционных соревнований, при осуществлении психолого-педагогического сопровождения со стороны руководителя проекта.
Участие студентов в проекте осуществлялось поэтапно, включая подготовку, непосредственное участие и подведение итогов проектной деятельности с использованием средств информационно-образовательной среды вуза. Научно-методической основой послужили результаты исследования по разработке технологии подготовки и участия будущих учителей в профессионально ориентированных проектах и олимпиадах [Макарова, 2012], включающей этапы подготовки, участия и рефлексии (предпроектный, проектный и постпроектный этапы) и предполагающей широкую информационную поддержку с помощью информационно-коммуникационных технологий. Сравнительный анализ этапов проведения практико-ориентированных бизнес-проектов и профессионально ориентированных проектов команд студентов ФГБОУ ВПО «АГАО» [Макарова, 2012] позволяет, на наш взгляд, индуктивно распространить содержание этапов, ка-
сающихся выявленных особенностей организации дистанционной проектной работы студенческих команд на организацию и поддержку студенческих дистанционных бизнес-проектов в информационно-образовательной среде вуза, что представляет собой научную новизну.
Подготовка и участие команд студентов в дистанционных проектах с информационной поддержкой способствуют формированию совокупности профессионально значимых качеств, включающих профессиональное самосознание, способность к рефлексии, умение работать в коллективных проектах [Макарова, 2012]. Оценивание профессионально значимых качеств проводилось с использованием тестов на определение профессиональной самооценки, на уровень рефлексивности, групповой роли, методик мотивации учения студентов педагогического вуза (С.А. Пакулина, С.М. Кетько), выявления адекватности выбора студентом профессии и удовлетворенности ею (Т.И. Ильина), профессионального самосознания (H.A. Беляева), а также наблюдения, анкетирования и экспертной оценки.
На основе обобщения изложенных результатов можно сделать вывод, что этапы организации студенческих дистанционных бизнес-проектов с поддержкой в информационно-образовательной среде вуза, способствующие формированию профессионально значимых качеств студентов, включают:
- предпроектный этап с подэтапами - начальным (знакомство с тематикой, формирование команды и группы поддержки), инструктивным (целеполагание, выстраивание модели решения, выбор средств решения, распределение обязанностей в команде, обсуждение способов и форм обмена информацией между участниками команды и пассивными наблюдателями);
- проектный этап с подэтапами - исследовательским (погружение в проблематику задания, поиск и подбор информации командой, систематизация собранной информации), критериальным (выработка критериев оценивания командой), деятельностным (выполнение заданий каждой группой), корректирующим (обсуждение промежуточных результатов на основании кри-
териев, корректировка промежуточных результатов, самоконтроль, информационное оповещение о результатах), результирующим (обмен ра- 4. ботами участников для получения итогового продукта, представление продукта);
- постпроектный этап с подэтапами - рефлексивным (рефлексия, внешнее оценивание работы команды, информационное оповещение об 5. итогах), заключительным (анализ деятельности на протяжении всего проекта; корректировка организации работы команды в ходе проекта).
Показателем успешности студенческого бизнес-проекта является не только регистрация в студенческом бизнес-инкубаторе, но и дальнейшее развитие проекта в региональных бизнес-инкубаторах, представление на предпринима- 6. тельских молодежных форумах, создание малых инновационных предприятий, что также должно сопровождаться дистанционной поддержкой в информационно-образовательной среде вуза. При этом к общим критериям эффективности практико-ориентированного обучения инновационной деятельности в вузе относятся форми- 7. рование профессионально значимых качеств студентов, степень вовлеченности их в инновационную практико-ориентированную деятельность, включая повторное участие в бизнес-проектах, поддержку и оценивание других студенческих ко- 8. манд. Перспективной видится организация межвузовских бизнес-проектов при сетевом взаимодействии вузов.
Библиографический список 9.
1. Гребенкин A.B., Иванова A.B. Бизнес-инкубирование в университете как ключевое условие формирования малого инновационного предпринимательства в регионе// Экономика региона. 2012. № 3. С. 47-56. 10.
2. Гринберг Г.М., Ивкина Л.М. Организация самообразовательной деятельности студентов в условиях межвузовской кооперации // Вестник КПГУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2(20). С. 42-45.
3. Дудышева Е.В., Макарова О.Н., Пак Н.И. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий //
[75]
Открытое и дистанционное образование. Томск, 2011. № 4 (44). С. 49-53. Каминов A.A., Дмитриева Т.В. Студенческий бизнес-инкубатор и его роль в инновационном процессе // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 7. С. 109-111.
Карпунина М.А., Савинова С.Ю., Шубняко-ва Н.Г. Формирование молодежного предпринимательского сообщества как инструмент повышения предпринимательской активности в России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education. ru/116-12360
Козлова Н.В., Чекунов А.Ю., Бондарев A.B., Синаров И.А. Студенческий бизнес-инкубатор как самообучающаяся структура университета инновационного типа (обобщение опыта работы) // Известия Томского политехнического университета. 2006. Т. 309, № 5. С. 240-245. Макарова О.Н. Совершенствование подготовки будущих учителей средствами профессионально-ориентированных олимпиад: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). Барнаул, 2012. 22 с. Мокрецова Л.А., Власов М.С. Инновационная инфраструктура гуманитарного вуза: опыт и проблемы формирования в региональных условиях // Экономика образования. 2013. № 5 (78). С. 12-24. Тенетилова B.C. Профессиональная бизнес-ориентированная подготовка студентов в инновационном образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08). Орел, 2011. 23 с. Фролов С.Е. Механизм формирования специальных интегрированных инновационно активных команд студентов и аспирантов в рамках студенческого наукоемкого бизнес-инкубатора ПГТУ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Электротехника, информационные технологии, системы управления. 2009. № 3. С. 58-66.
<С
а
ч
с m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
О Й
Ei
W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
Н U
м