Научная статья на тему 'Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро'

Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
687
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП / IP-ТЕЛЕФОНИЯ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСУЛЬТАЦИИ / REMOTE ACCESS / IP TELEPHONY / SOFTWARE / LEGAL CONSULTATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Егор Владимирович, Макаренко Дмитрий Григорьевич

Предлагается новый подход к оказанию населению бесплатных юридических услуг через создание сети дистанционных центров на современной технологической платформе и показываются существенные достоинства такого развития услуг вместо развиваемых сейчас государственных юридических бюро. Показывается, что с помощью современных технологий реально обеспечить консультациями всю Россию сравнительно недорого для государства, создав в каждом федеральном округе консультационные юридические бюро Всероссийские бюро справедливости (жалоб).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Remote provision of legal services to population as the development of the system of public legal aid offices

A new approach to the provision of free legal services to population through setting-up a network of remote centres on a modern technology platform is proposed. Considerable advantages of this way of development of services over the currently developed system of public legal aid offices are demonstrated. It is demonstrated that modern technologies can help to provide legal consultations over all of Russia at a comparatively low cost for the government by way of setting-up consultative legal aid offices — All-Russian Offices for Justice (Complaints).

Текст научной работы на тему «Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро»

Коваленко Егор Владимирович Макаренко Дмитрий Григорьевич

Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро

Аннотация: предлагается новый подход к оказанию населению бесплатных юридических услуг через создание сети дистанционных центров на современной технологической платформе и показываются существенные достоинства такого развития услуг вместо развиваемых сейчас государственных юридических бюро.

Показывается, что с помощью современных технологий реально обеспечить консультациями всю Россию сравнительно недорого для государства, создав в каждом федеральном округе консультационные юридические бюро - Всероссийские бюро справедливости (жалоб).

Ключевые слова: дистанционный доступ, 1Р-телефония, программное обеспечение, юридические консультации.

В российской действительности сложилось положение, что гражданам некуда жаловаться на бездействие или неправовые действия чиновников на местах.

В советские времена существовал закон, обязывающий письменно ( и устанавливающий ответственность должностных лиц за неисполнение) реагировать на обращения граждан в любое государственное учреждение; таким образом, у гражданина появлялись документы, с которыми можно было далее искать справедливости.

Сейчас об адекватной ответственности должностных лиц ничего не слышно.

Общество постоянно сталкивается с тем, что многие позитивные начинания власти при их реализации торпедируются на местах, компрометируются ненадлежащим исполнением чиновниками низового и среднего уровня. Например, под давлением высшей власти России создаются сайты государственных услуг. Казалось бы, народ должен радоваться - ведь в России Интернет есть повсеместно. Однако пользоваться услугами сайтов госуслуг весьма

затруднительно - при том, что на их разработку затрачиваются космические суммы, сайты неудобны, медленны, структура запутана. При их использовании запрашивается масса ненужной для оказания услуги информации. Даже к врачам, нам, специалистам в области оказания дистанционных услуг, записаться непросто. Сайты не унифицированы, однотипные государственные учреждения имеют совершенно различные по структуре сайты, имена сайтов выбираются произвольно - в отличие от западных стран. На каких-то сайтах запрашивается СНИЛС (кстати, 90% граждан не могут сказать, что означает эта аббревиатура - на самой карточке написано «Страховое свидетельство» - ярчайший пример неуважения чиновничеством своих граждан), на сайте налоговиков надо вводить паспортные данные, еще есть ИНН - как будто бы за более чем 20 лет современной России нельзя было придти к единому идентификационному номеру. Например, сайты всех госучреждений Германии имеют имена с единой структурой, найти любое ведомство или университет легко. Складывается впечатление, что в деле создания сайтов госус-

Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных..

луг и вообще сайтов государственных учреждений мы имеем дело с саботажем чиновников - не перевелись же в России специалисты, ведь сайты коммерческих структур (созданные российскими специалистами за значительно меньшие деньги) гораздо удобнее и работают быстрее.

Для снижения напряжения в обществе на самом деле надо сделать не так уж и много -объективно материальное положение российских граждан за последние годы существенно выросло. Однако в обществе бытует ощущение несправедливости, а средства массовой информации публикуют в основном негативную информацию, развивая чувство безысходности.

Сейчас жаловаться некуда, а советы обратиться в суд население воспринимает как издевку. При наших размерах и дорогах страны в больницу добраться проблематично, что уж говорить о других, менее важных для гражданина госучреждениях.

В то же время опыт фирмы «Национальная юридическая служба» [1] показывает, что 70% юридических и житейских проблем решается при первом обращении, 20% требуют более глубоких консультаций и лишь 10% требуют судебного решения. Так что советы по каждому поводу идти в суд народ справедливо считает издевательством.

В правосознании значительной части граждан закрепилось недоверие к государственным и муниципальным служащим, представителям различных государственных и общественных структур.

В 2004 г Министерство юстиции [2] представило В.В.Путину свои предложения о создании системы оказания государственной правовой помощи малообеспеченным гражданам, и в итоге Правительством Российской Федерации было издано постановление от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».

Технологическое системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было традиционным: в нескольких крупных городах открыли государственные юридические бюро.

Постепенно бюро создавались при всемерной поддержке Министерства Юстиции России и к 2010 году финансирование этой работы достигло 69,6 миллиона рублей, которые проконсультировали 41900 обращений граждан

в 2010 году, и лишь 1400 обращений получили сопровождение в судебном производстве [2].

Однако юридические бюро в крупных городах малоэффективны, а в малых населенных пунктах бюро не создашь.

Тем не менее, в рамках отдельного региона или федерального округа, при применении дистанционных технологий возможно создание регионального независимого центра жалоб, или бюро справедливости, как его назвали авторы [3 ], при тех же затратах, что и на финансирование государственных юридических бюро, но с охватом всего населения региона и по значительно более широкому кругу вопросов, волнующих граждан.

Авторы статьи [4] многие годы работали в Германии, где по заказу страховой компании создали систему круглосуточной помощи русскоязычным гражданам Германии; вернувшись в Россию, была создана коммерческая фирма круглосуточной юридической помощи и консьерж-услуг для некоторых категорий клиентов, для чего были разработаны специальные технологические процедуры и специальное программное обеспечение, сценарии оказания услуг, сформирован необходимый аппаратный комплекс.

В структуре Министерства юстиции существует Научный центр правовой информации - первая в СССР научно-практическая организация, профессионально работающая с правовой информацией. НЦПИ располагает мощным вычислительным комплексом оборудования, квалифицированными юридическими кадрами, необходимыми площадями. В НЦПИ с 2011 года развернут телефонный центр обслуживания в рамках программы развития госуслуг -то есть получен некоторый позитивный опыт оказания юридической помощи населению.

Было бы полезно в рамках развития частно-государственного партнерства в 2013 году НЦПИ и ООО «Амулекс» на базе региональных подразделений Министерства юстиции или отделений НЦПИ внедрить в нескольких регионах страны центры дистанционного оказания услуг с финансированием этих работ из региональных бюджетов или, на первом этапе, Министерства юстиции России. Такое внедрение с учетом имеющегося опыта работы в ООО «Амулекс» и партнерства с НЦПИ возможно осуществить в несколько недель после принятия решения, причем на местах не требуется ничего, кроме помещения 50-80 м (в расчете на регион 2 миллиона человек) и дежурных юристов со знанием местного языка (для кавказских регионов),

Правовая информатика

так как специальные средства, созданные в ООО «Амулекс», позволяют переадресовать в считанные мгновения, которые обратившийся гражданин даже не заметит, к специализированному на данной проблеме юристу в НЦПИ или ином месте. Комплекс средств позволяет обратиться гражданину как по телефону (бесплатно), так и по SKYPE или по e-mail. Годовое функционирование системы для региона 2 миллиона человек обойдется около 7 миллионов рублей.

В первую очередь, такие центры справедливости было бы целесообразно внедрять в проблемных регионах - например, в Дагестане, в отдаленных районах Севера и Сибири, на Дальнем Востоке, в Карелии.

Нам представляется, что предлагаемые центры дистанционного обслуживания весьма полезны также тем главам регионов, которые намерены участвовать в выборах, или при необходимости с небольшими затратами произвести опрос населения по некоторым, важным для региона вопросам.

Социальное напряжение в регионах, где будут созданы центры дистанционного обслуживании, существенно уменьшится: ведь человеку часто помогает даже не решение мучающей его проблемы, а возможность ее обсудить с компетентным специалистом. Как свидетельствует наш опыт, в процессе изложения жалобы нередко человек сам находит ее решения: ему не

хватает часто поддержки. Затраты же на дистанционное обслуживание обращений граждан составляют около 200 руб. против 1641 руб. [2] в существующих государственных юридических бюро.

Литература

1. www.amulex.ru Сайт ООО «Национальная юридическая служба»

2. Залуцкая И.А. Создание и деятельность государственных юридических бюро. Журнал «Мониторинг правоприменения», №3, 2012, с.7-15

3. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание Всероссийского бюро справедливости. В журнале «Мониторинг правоприменения», №4-2012, стр.4-9.

4. Макаренко Г.И., Макаренко Д.Г. Организация «скорой» юридической помощи населению. В журнале «Правовой мониторинг», Выпуск № 10, НЦПИ, 2009 г, с.30-32. См. на сайте http://www.scli.ru/upload/monitoring/ PM_N10.pdf

рецензент: Сергин Михаил Юрьевич,

доктор технических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.