Коваленко Егор Владимирович Макаренко Дмитрий Григорьевич
Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных юридических бюро
Аннотация: предлагается новый подход к оказанию населению бесплатных юридических услуг через создание сети дистанционных центров на современной технологической платформе и показываются существенные достоинства такого развития услуг вместо развиваемых сейчас государственных юридических бюро.
Показывается, что с помощью современных технологий реально обеспечить консультациями всю Россию сравнительно недорого для государства, создав в каждом федеральном округе консультационные юридические бюро - Всероссийские бюро справедливости (жалоб).
Ключевые слова: дистанционный доступ, 1Р-телефония, программное обеспечение, юридические консультации.
В российской действительности сложилось положение, что гражданам некуда жаловаться на бездействие или неправовые действия чиновников на местах.
В советские времена существовал закон, обязывающий письменно ( и устанавливающий ответственность должностных лиц за неисполнение) реагировать на обращения граждан в любое государственное учреждение; таким образом, у гражданина появлялись документы, с которыми можно было далее искать справедливости.
Сейчас об адекватной ответственности должностных лиц ничего не слышно.
Общество постоянно сталкивается с тем, что многие позитивные начинания власти при их реализации торпедируются на местах, компрометируются ненадлежащим исполнением чиновниками низового и среднего уровня. Например, под давлением высшей власти России создаются сайты государственных услуг. Казалось бы, народ должен радоваться - ведь в России Интернет есть повсеместно. Однако пользоваться услугами сайтов госуслуг весьма
затруднительно - при том, что на их разработку затрачиваются космические суммы, сайты неудобны, медленны, структура запутана. При их использовании запрашивается масса ненужной для оказания услуги информации. Даже к врачам, нам, специалистам в области оказания дистанционных услуг, записаться непросто. Сайты не унифицированы, однотипные государственные учреждения имеют совершенно различные по структуре сайты, имена сайтов выбираются произвольно - в отличие от западных стран. На каких-то сайтах запрашивается СНИЛС (кстати, 90% граждан не могут сказать, что означает эта аббревиатура - на самой карточке написано «Страховое свидетельство» - ярчайший пример неуважения чиновничеством своих граждан), на сайте налоговиков надо вводить паспортные данные, еще есть ИНН - как будто бы за более чем 20 лет современной России нельзя было придти к единому идентификационному номеру. Например, сайты всех госучреждений Германии имеют имена с единой структурой, найти любое ведомство или университет легко. Складывается впечатление, что в деле создания сайтов госус-
Дистанционное оказание юридических услуг населению как развитие государственных..
луг и вообще сайтов государственных учреждений мы имеем дело с саботажем чиновников - не перевелись же в России специалисты, ведь сайты коммерческих структур (созданные российскими специалистами за значительно меньшие деньги) гораздо удобнее и работают быстрее.
Для снижения напряжения в обществе на самом деле надо сделать не так уж и много -объективно материальное положение российских граждан за последние годы существенно выросло. Однако в обществе бытует ощущение несправедливости, а средства массовой информации публикуют в основном негативную информацию, развивая чувство безысходности.
Сейчас жаловаться некуда, а советы обратиться в суд население воспринимает как издевку. При наших размерах и дорогах страны в больницу добраться проблематично, что уж говорить о других, менее важных для гражданина госучреждениях.
В то же время опыт фирмы «Национальная юридическая служба» [1] показывает, что 70% юридических и житейских проблем решается при первом обращении, 20% требуют более глубоких консультаций и лишь 10% требуют судебного решения. Так что советы по каждому поводу идти в суд народ справедливо считает издевательством.
В правосознании значительной части граждан закрепилось недоверие к государственным и муниципальным служащим, представителям различных государственных и общественных структур.
В 2004 г Министерство юстиции [2] представило В.В.Путину свои предложения о создании системы оказания государственной правовой помощи малообеспеченным гражданам, и в итоге Правительством Российской Федерации было издано постановление от 22.08.2005 № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам».
Технологическое системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам было традиционным: в нескольких крупных городах открыли государственные юридические бюро.
Постепенно бюро создавались при всемерной поддержке Министерства Юстиции России и к 2010 году финансирование этой работы достигло 69,6 миллиона рублей, которые проконсультировали 41900 обращений граждан
в 2010 году, и лишь 1400 обращений получили сопровождение в судебном производстве [2].
Однако юридические бюро в крупных городах малоэффективны, а в малых населенных пунктах бюро не создашь.
Тем не менее, в рамках отдельного региона или федерального округа, при применении дистанционных технологий возможно создание регионального независимого центра жалоб, или бюро справедливости, как его назвали авторы [3 ], при тех же затратах, что и на финансирование государственных юридических бюро, но с охватом всего населения региона и по значительно более широкому кругу вопросов, волнующих граждан.
Авторы статьи [4] многие годы работали в Германии, где по заказу страховой компании создали систему круглосуточной помощи русскоязычным гражданам Германии; вернувшись в Россию, была создана коммерческая фирма круглосуточной юридической помощи и консьерж-услуг для некоторых категорий клиентов, для чего были разработаны специальные технологические процедуры и специальное программное обеспечение, сценарии оказания услуг, сформирован необходимый аппаратный комплекс.
В структуре Министерства юстиции существует Научный центр правовой информации - первая в СССР научно-практическая организация, профессионально работающая с правовой информацией. НЦПИ располагает мощным вычислительным комплексом оборудования, квалифицированными юридическими кадрами, необходимыми площадями. В НЦПИ с 2011 года развернут телефонный центр обслуживания в рамках программы развития госуслуг -то есть получен некоторый позитивный опыт оказания юридической помощи населению.
Было бы полезно в рамках развития частно-государственного партнерства в 2013 году НЦПИ и ООО «Амулекс» на базе региональных подразделений Министерства юстиции или отделений НЦПИ внедрить в нескольких регионах страны центры дистанционного оказания услуг с финансированием этих работ из региональных бюджетов или, на первом этапе, Министерства юстиции России. Такое внедрение с учетом имеющегося опыта работы в ООО «Амулекс» и партнерства с НЦПИ возможно осуществить в несколько недель после принятия решения, причем на местах не требуется ничего, кроме помещения 50-80 м (в расчете на регион 2 миллиона человек) и дежурных юристов со знанием местного языка (для кавказских регионов),
Правовая информатика
так как специальные средства, созданные в ООО «Амулекс», позволяют переадресовать в считанные мгновения, которые обратившийся гражданин даже не заметит, к специализированному на данной проблеме юристу в НЦПИ или ином месте. Комплекс средств позволяет обратиться гражданину как по телефону (бесплатно), так и по SKYPE или по e-mail. Годовое функционирование системы для региона 2 миллиона человек обойдется около 7 миллионов рублей.
В первую очередь, такие центры справедливости было бы целесообразно внедрять в проблемных регионах - например, в Дагестане, в отдаленных районах Севера и Сибири, на Дальнем Востоке, в Карелии.
Нам представляется, что предлагаемые центры дистанционного обслуживания весьма полезны также тем главам регионов, которые намерены участвовать в выборах, или при необходимости с небольшими затратами произвести опрос населения по некоторым, важным для региона вопросам.
Социальное напряжение в регионах, где будут созданы центры дистанционного обслуживании, существенно уменьшится: ведь человеку часто помогает даже не решение мучающей его проблемы, а возможность ее обсудить с компетентным специалистом. Как свидетельствует наш опыт, в процессе изложения жалобы нередко человек сам находит ее решения: ему не
хватает часто поддержки. Затраты же на дистанционное обслуживание обращений граждан составляют около 200 руб. против 1641 руб. [2] в существующих государственных юридических бюро.
Литература
1. www.amulex.ru Сайт ООО «Национальная юридическая служба»
2. Залуцкая И.А. Создание и деятельность государственных юридических бюро. Журнал «Мониторинг правоприменения», №3, 2012, с.7-15
3. Макаренко Г.И., Михалевич В.В. Дистанционное оказание юридических услуг населению через создание Всероссийского бюро справедливости. В журнале «Мониторинг правоприменения», №4-2012, стр.4-9.
4. Макаренко Г.И., Макаренко Д.Г. Организация «скорой» юридической помощи населению. В журнале «Правовой мониторинг», Выпуск № 10, НЦПИ, 2009 г, с.30-32. См. на сайте http://www.scli.ru/upload/monitoring/ PM_N10.pdf
рецензент: Сергин Михаил Юрьевич,
доктор технических наук, профессор