УДК 37+6
О.И. Чубарова
Дистанционное обучение как приоритетная форма современной технологии обучения в системе высшего образования
Экономическая реформа, продолжающаяся в нашей стране уже более десяти лет, породила массу социальных проблем. Суть одной из них заключается в том, что молодежь, проживающая в отдаленных от образовательных центров населенных пунктах, испытывает существенные материальные трудности в получении высшего образования. Решить эту проблему, отчасти, поможет дистанционная обучающая технология, которая находит все более широкое применение в странах Западной Европы и в России.
Такая форма образования позволяет охватить те уголки нашей страны, где до сих пор не было возможности получать высшее образование. Для жителей регионов, удаленных от крупных образовательных центров, проблема получения качественного образования, переподготовки, повышения квалификации многократно усиливается. Социально-экономические условия жизни удаленных регионов таковы, что люди не могут это сделать из-за недостатка средств на обучение, неприемлемой продолжительности, высоких транспортных расходах, условий проживания, невозможности оставить работу. А ведь в стране насчитывается 350 городов с населением около 20 тыс. чел., 350 городов с населением 20-50 тыс. чел., 160 городов с населением 50-100 тыс. чел., около 170 городов с населением более 100 тыс. чел.
В системе образования сегодня существует много проблем. Наблюдается отсталость материальной базы многих вузов (особенно в небольших городах и населенных пунктах, удаленных от крупных образовательных центров). Имеются трудности в комплектовании вузов высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами. При традиционных методиках обучения налицо разрыв теории и практики.
Одним из главных вопросов является качество подготовки специалистов. Программы обучения, используемые ДО достаточно «чувствительны» к появлению новых и усо-
вершенствованию уже существующих методик образования, к возникновению различных теорий и направлений в образовании и науке. Это позволит поднять такой показатель, как функциональность знаний, на более высокий уровень, так как знания специалистов не будут устаревшими и отстающими от достижений науки.
На сегодняшний день это единственно пригодная форма для повышения квалификации либо переподготовки специалистов в различных отраслях народного хозяйства, которые не могут все время посвятить учебе, требующей отрыва от рабочих мест.
Таким образом, дистанционная форма обучения становится в настоящее время наиболее современной, интересной и перспективной, так как позволяет максимально обеспечить повышение качества образования, снизить стоимость образовательных услуг, а также сделать доступным получение образования для большинства категорий населения. Естественно, возникает вопрос: где можно обучаться по дистанционной технологии и есть ли у нас в регионе вузы, способные реализовывать данную методику.
Начало развитию дистанционного образования в Сибирском регионе положено 26 января 1998 года, когда по инициативе учредителей: Алтайского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета и Томского государственного университета создана Ассоциация образовательных и научных учреждений «Открытый университет Западной Сибири». Ассоциация стала первым в Сибири консорциумом университетов, ставящим своей целью создание единого научно-образовательного пространства на основе современных средств телекоммуникаций и технологий дистанционного обучения, объединяющего интеллектуальные ресурсы вузов и научных учреждений региона.
В настоящее время Ассоциация насчитывает 22 университета Сибири, Урала, Дальнего Востока, Казахстана, Москвы и три
НИИ СО РАН. Более 15 тысяч студентов обучаются по дистанционной технологии1' В Алтайском крае также разработана «Концепция становления и развития дистанционного образования», в соответствии с которой намечено образовать центры дистанционного обучения в ряде учебных заведений края, отделения и отдельные терминальные классы в населенных пунктах края. Тем не менее, система дистанционного обучения в регионе должного развития не получила. В «чистом» виде использует технологию дистанционного обучения филиал СГУ в г. Бийске. В АГУ центр ДО создан давно, но решает достаточно узкие задачи, в основном ДО используется на отдельных ФПК, создаются отдельные электронные курсы, тестовые оболочки. Центр дистанционного обучения АлтГТУ свою деятельность не рекламирует вовсе, хоть и имеет опорные пункты. Например, такой пункт в г. Рубцовске был зарегистрирован еще в 2000 году, но о его деятельности ничего неизвестно в городе. Думается, что такое положение дел связано с тем, что в краевом центре нет такой объективной необходимости в обучении с помощью технологий ДО. Отдаленные регионы, в силу причин социально-экономического характера, нуждаются в таких технологиях.
Организовать центр дистанционного обучения целесообразно на базе вуза, ведущего образовательную деятельность в данном регионе. Наиболее конкурентоспособным (по результатам проведенного исследования) в юго-западном регионе является филиал АГУ в г. Рубцовске. При создании такого центра должна решаться двуединая задача: удовлетворение потребностей региона и решение проблем самого учебного заведения.
Для филиала АГУ в г. Рубцовске, контингент которого на начало 2001-2002учебного года составил 3200студентов, обучающихся по пяти специальностям экономического факультета и одной специальности социологического факультета, очень остро обозначились многочисленные проблемы. Большая часть проблем связана с тем, что 50% численности профессорско-преподавательского состава филиала составляют преподаватели головного университета. Это, прежде всего:
- проблемы согласования графиков приезда с расписанием занятий в АГУ;
1 Ассоциация «Открытый университет Западной Сибири». Томск. - 2001.
- высокая нагрузка на студентов во время приезда преподавателей из Барнаула;
- невозможность проведения консультаций в удобном режиме;
- проблемы руководства курсовым и дипломным проектированием из-за отсутствия постоянной обратной связи между преподавателями и студентами.
Эти проблемы не могут не оказывать влияние на качество подготовки специалистов, тем более что существует еще ряд вопросов, которые усугубляют ситуацию, например, необходимость проведения занятий в две смены, в том числе и на арендных площадях.
В то же время филиал имеет семь современных компьютерных классов, в том числе мультимедийный, хорошо организованную локальную сеть, выход в Интернет, базы данных. Уже давно в практику работы филиала вошло предоставление студентам филиала свободного доступа в компьютерные классы для выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ, домашних контрольных работ на заочном отделении, для получения информации из глобальной сети и сервера филиала. Для всех привычны «Электронная почта», система «Клиент-сервер» для проведения расчетов с банком, использование ресурсов Internet совместная работа с документами в рабочих группах и многое другое.
В настоящее время одним из условий обеспечения автоматизации учебно-научного процесса и административной деятельности в РФ АГУ, а также интеграции РФ АГУ в мировое информационное пространство, является дальнейшее развитие информационной инфраструктуры, единой системы информационных ресурсов и телекоммуникаций.
Разрабатываются следующие направления:
- разработка систем автоматизации документооборота в подразделениях РФ АГУ, их информационное наполнение;
- развитие Intranet технологий, создание и сопровождение WWW-сервера филиала;
- введение технологий дистанционного обучения;
- разработка программного обеспечения для системы дистанционного обучения;
- развитие перспективных технологий телекоммуникаций.
Интеграция локальной сети РФ АГУ в
корпоративную сеть университета обеспечивает доступ к таким сетевым ресурсам, как FTP и real audio+video сервера, e-mail и т.д. Такая интеграция позволяет студентам и сотрудникам филиала получить доступ (через web-сервер) уже не только к локальным библиотечным ресурсам филиала, но и к библиотечным ресурсам головного отделения АГУ, а в дальнейшем планируется подключение и к ресурсам краевой библиотеки. Становятся возможными такие сервисы доступа к библиотечным ресурсам как: поиск необходимой литературы, просмотр новых поступлений, возможность заказа литературы, периодики, а так же аудио- видео носителей информации, компакт-дисков и т.д. (в том числе и по межбиблиотечному абонементу).
В настоящее время существует много моделей и организационных форм дистанционного обучения. В зависимости от реализуемой технологии можно выделить несколько наиболее типичных образовательных учреждений.
Институт Дистанционного Образования МЭСИ был создан в 1996 г. и является структурным подразделением университета. Дистанционное обучение реализуется в Системе Дистанционного Образования (СДО) МЭСИ, центральным звеном которого является ИДО МЭСИ, представляет систему из более 200 РЦ, расположенных по всей территории России, в которых обучается около 20 000 человек. Для организации образовательного процесса в регионах МЭСИ подготовило более 500 тьютеров. СДО МЭСИ проводит подготовку по направлениям: «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», обеспечивая различные уровни и типы подготовки. Обучение в дистанционной форме в МЭСИ проводится с использованием «кейс»-технологии и сетевой технологии.
Международный Институт менеджмента «ЛИНК». Международный институт менеджмента (бывший Международный центр дистанционного обучения) «ЛИНК» - Российский партнер школы бизнеса Открытого университета Великобритании и обладатель эксклюзивного права для проведения в странах Содружества Независимых Государств обучения по методике и с использованием учебно-методических материалов школы. МИМ «ЛИНК» - негосударственное высшее учебное заведение, образованное в 1992 едет образовательную деятельность в сфере высшего образования по специально-
сти «менеджмент». «ЛИНК» - самая крупная в настоящее время в России школа бизнеса, которая обеспечивает подготовку около 7000 менеджеров в год. «ЛИНК» осуществляет свою деятельность через сеть региональных учебных центров (около 80) на территории России и стран Содружества. Слушатели, желающие изучить учебные курсы, проходят регистрацию и являются полноправными студентами Открытого Университета.
Современный гуманитарный университет (СГУ). Образован в 1992 году в г. Москве. Имеет представительства и филиалы в 150 городах России и СНГ, в которых обучаются около 80000 студентов. Университет является негосударственным, некоммерческим образовательным учреждением и имеет государственную лицензию в области высшего образования по гуманитарным направлениям: юриспруденции, экономике, менеджменту, коммерции и лингвистике. В состав СГУ входят Современный гуманитарный институт, Гуманитарно-технический институт, Академия переподготовки офицеров. В учебном процессе широко используются технологии ДО.
Один из таких филиалов осуществляет свою деятельность в г. Бийске.
Европейская школа корреспондентского обучения (ЕШКО). ЕШКО специализируется на преподавании иностранных языков. Абитуриенты самостоятельно выбирают тип языка, уровень сложности обучения и темп обучения. Для поступления абитуриент заполняет анкету и договор, которые по высылает почте. Центр ЕШКО в г. Белгород. Оценить свои силы слушатель может, изучив первый урок, который высылается бесплатно в виде журнала-рабочей тетради. Каждый из предлагаемых языковых курсов состоит из 32 уроков, издаваемых в 16 журналах по 2 урока в каждом. Возможные темпы обучения: медленный, нормальный и ускоренный темп.
Организовать дистанционное обучение, используя одну из моделей, которые используют крупные образовательные центры, не представляется возможным прежде всего потому, что создание ЦДО требуют значительных финансовых инвестиций. Регионы могут включиться в систему дистанционного обучения на правах партнеров или структурных подразделений крупных центров. Но в этом случае не обеспечивается решение проблем регионов и вузов, на базе которых создаются центры, так как программы под-
готовки хоть и достаточно разнообразны, но не могут учитывать потребности и специфику регионов.
В этой ситуации существует объективная потребность интегрировать дистанционную технологию в существующую систему образования. Концепция такой интегрированной системы обучения была разработана еще в 2000 году. Согласно концепции основой организации системы дистанционного обучения (СДО) должны стать:
- учебные планы на специальности высшего и среднего профессионального образования для всех форм обучения;
- программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- программы дисциплин;
- адаптированные к дистанционным технологиям обучения учебно-методические комплексы;
- нормативно-правовая база, регламентирующая взаимоотношения между субъектом образования (РФ АГУ) и объектами дистанционного образования - обучающимися;
- внебюджетный фонд РФ АГУ целевого назначения для развития СДО в РФ АГУ;
- совместные проекты РФ АГУ и Института дистанционного образования АГУ (г. Барнаул);
- студенты, обучающиеся по целевому или дополнительному наборам, не имеющие возможность получать образование по традиционной технологии обучения;
- центр дистанционного образования РФ АГУ.
В сентябре 2001года такой центр начал свою работу.
В России к настоящему времени уже создан широкий спектр разнообразных элек-
тронных учебников, компьютерных курсов, тестирующих программ и другого ПО, выпускаются учебные материалы на аудио- и видеокассетах, которые охватывают практически весь набор дисциплин, изучаемых в вузах. В Интернет появляются новые электронные библиотеки учебного назначения, наши студенты получают доступ к учебным материалам ведущих западных учебных заведений. Поэтому, прежде всего, необходимо создать информационную базу уже существующих и доступных продуктов. Анализ учебных планов и рабочих программ дисциплин позволит создать перечень электронных учебников и мультимедийных курсов, в которых есть потребность, но они отсутствуют в базе. Здесь работа ведется в нескольких направлениях. Во-первых, в РФ АГУ уже существовал учебно-методический сервер, на котором были выложены учебно-методические комплексы многих дисциплин. Преобразование таких комплексов, созданных в текстовом редакторе Word в формат HTML представляет вполне решаемую задачу. Во-вторых, для создания курсов используется большой потенциал студентов, которые учатся на специальности «Прикладная информатика в экономике». В-третьих, многие преподаватели занимаются проблемами дистанционного обучения в рамках своей научной деятельности. И, наконец, курсы создаются сотрудниками ЦДО.
Центр ДО, созданный в небольшом городе, может и должен выполнять не только специфические для учебного заведения функции, но и оказывать информационную поддержку, консультационные услуги, проводить маркетинговую деятельность.