Educational Technology & Society 6(1) 2003 ISSN 1436-4522
Обзор дистанционных курсов основных центров дистанционного обучения на Украине
Б.И. Шуневич,
Кафедра дистанционного обучения,
Государственный университет информационно-коммуникационных технологий,
Киев, Украина [email protected]
АННОТАЦИЯ
Материалом данного исследования являются дистанционные курсы, используемые в настоящее время в вузах Украины.
Анализ курсов проводился на основе следующих данных: общее их количество по вузам; системы дистанционного обучения, на базе которых созданы курсы; группы дисциплин, к которым относятся курсы; наличие вариантов дистанционных курсов; учебные программы, которые охватывают курсы; наличие/отсутствие консультирования или соавторства с зарубежными коллегами; лицензирование курсов; защита авторских прав.
Данная информация может быть полезной для отечественных вузов, а также зарубежных учебных заведений, желающих сотрудничать с вузами Украины, и лиц, планирующих учиться в нашей стране.
Ключевые слова
дистанционный курс, система дистанционного обучения.
Как известно, одним из основных компонентов организации дистанционного обучения (ДО) являются учебные материалы. В зависимости от того, что имеется в виду под дистанционным обучением, по разному понимают, что относится к учебным материалам для ДО. Например, до 2000 года дистанционным обучением на Украине считалось обучение с использованием специально подготовленных печатных материалов, их электронных вариантов, аудио- и видеоматериалов, электронных учебников и пособий на компакт-дисках и др., а также обучение с использованием дистанционных курсов (ДК) для работы в WWW/Интернет, которые известны в странах СНГ, соответственно, как портфельная и сетевая технологии дистанционного обучения. Поэтому все выше упомянутые учебные материалы можно было отнести к материалам для ДО. В последнее время на Западе эти две технологии ДО называются, соответственно, дистанционным и электронным обучением.
В декабре 2000 года министром образования и науки нашей страны утверждена “Концепция дистанционного образования на Украине” [Концепщя..., 2001], в соответствии с которой ДО на Украине считается обучение с использованием WWW/Интернет. Следовательно, в нашей статье под учебными материалами для ДО (или электронного обучения на Западе) мы понимаем дистанционные курсы, которые созданы на основе любой системы дистанционного обучения (виртуальной учебной среды, платформы, оболочки), а также веб-курсы. Подбор информации осуществлялся из доступных в Интернете веб-страниц высших учебных заведений нашей страны, материалов конференций по данной тематике на протяжении апреля - сентября 2002 года.
Цель нашего исследования - провести анализ современного состояния разработки учебных материалов для дистанционного обучения на Украине. Эта информация может быть полезной для центров дистанционного обучения (ЦДО) вузов нашей страны при разработке планов работы создания дистанционных курсов для организации ДО в своих учреждениях, зарубежными учебными учреждениями,
желающими сотрудничать с вузами Украины, а также лицами, планирующими учиться в нашей стране.
Похожее исследование проведено нами на базе ДК по английскому языку [Шуневич Б., 2001] и иностранных языках вообще [Шуневич Б., 2002].
Анализ активных на Украине дистанционных курсов проводился на основе следующих данных:
- общее количество ДК, созданных вузами Украины;
- системы дистанционного обучения (СДО), на базе которых созданные курсы;
- группы дисциплин, к которым относятся курсы;
- наличие вариантов дистанционных курсов;
- учебные программы, которые охватывают курсы;
- наличие/отсутствие консультирования или соавторства с зарубежными коллегами;
- защита авторских прав;
- лицензирование курсов.
Таблица 1. Перечень вузов и разработанных в них дистанционных курсов
№ п/п Дисциплины Организация -разработчик
1. 2. 3.
Общеэкономические
1. Макроэкономика УЦДО, УАГУ, КИИМ
2. История экономических учений УЦДО
3. Экономическая история УЦДО
4. Размещение продуктивных сил УЦДО
5. Экономика труда УЦДО
б. Эконометрия УЦДО, УСДО, КИИМ
7. Микроэкономика УЦДО, УСДО, КИИМ
S. Экономика УСДО, УАГУ
9. Коммерциализация технологий УСДО
10. Международная экономика УЦДО, УСДО, КИИМ
11. Экономика среды УСДО
12. Политическая экономия КИИМ
13. Экономика предприятий КИИМ
14. Статистика УЦДО
15. Макроэкономика УЦДО, УАГУ, КИИМ
1б. История экономических учений УЦДО
17. Экономическая история УЦДО
Менеджмент и маркетинг
1S. Менеджмент КИИМ
19. Основы менеджмента КИИМ
20. Менеджмент организации УАГУ
21. Человеческие отношения УЦДО
22. Бизнес-идея УСДО
23. Тактика личной работы менеджера УСДО
24. Основание бизнеса УСДО
№ п/п Дисциплины Организация -разработчик
1. 2. 3.
25. Бизнес-планирование УСДО, КИИМ
2б. Анализ, моделирование и управление риском УЦДО
27. Методы исследований в бизнесе УСДО
2S. Основы грантмейкерства ХНПУ
29. Операционный менеджмент УСДО
30. Маркетинг УСДО
31. Стратегический маркетинг КИИМ
32. Международный маркетинг УСДО
33. Маркетинг в телекоммуникациях ГУЦ
34. Маркетинг для начинающих УСДО
35. Advanced M@rketing УСДО
Зб. Маркетинговые исследования УСДО
37. Теория менеджмента УСДО
3S. Электронная коммерция УСДО
39. Электронный бизнес УСДО
40. Информационный менеджмент УСДО
41. Управление изменениями УСДО
42. Управление Интернет-технологиями в бизнесе УСДО
43. Управление персоналом УСДО, КИИМ
44. Реклама и связи с общественностью УСДО
45. Менеджмент времени УСДО
4б. Управление качеством в операционных системах УСДО
47. Управление производством и операциями УСДО
4S. Управление малым бизнесом УСДО
1. 2. 3.
49. Менеджмент неприбыльных организаций (NGO) УСДО
50. Системное лидерство УСДО
51. Системный анализ объектов и процессов управления УСДО
52. Системный анализ и принятие решений УСДО
53. Технологический трансферт УСДО
54. Управление проектами и управление с помощью проектов УСДО
55. Риск принятия деловых решений УСДО
5б. Системный анализ УСДО
57. Рынок ценных бумаг УСДО
5S. Управление проектами УСДО
59. Менеджмент информационных систем УСДО
б0. Менеджмент информационных ресурсов УСДО
б1. Корпоративное управление УСДО
б2. Корпоративное управление и стратегия (на английском языке) УАГУ
бЗ. Технология продаж УСДО
б4. Обслуживание клиентов УСДО
б5. Тактика личной работы менеджера УСДО
бб. Повышение квалификации управляющих отделами и их заместителей ВАТ “Государственный сберегательный банк Украины” УСДО
б7. Дистанционная заочномодульная форма программы “Магистр бизнес- администирования” (‘Master of Business Administration’) УСДО
6s. Профессиональное развитие в дистанционном образовании УСДО
б9. Оценивание программ и проектов (на английском языке) УАГУ
70. Инновационный менеджмент КИИМ
71. Управление рисками КИИМ
72. Управление портфелем УСДО, КИИМ
73. Управление качеством КИИМ
74. Стратегическое управление КИИМ
75. Организация и эффективность реструктуризации предприятия КИИМ
76. Государственное регулирование экономики УЦДО
1. 2. 3.
77. Управление связями с клиентами УСДО
7S. Структурноорганизационные основы государственного управления УАГУ
79. Разработка и анализ государственной политики УАГУ
Финансы, учет и аудит, банковское дело
S0. Финансы УЦДО УСДО КИИМ
S1. Бухгалтерский учёт УЦДО КИИМ
S2. Управленческий учёт УСДО
S3. Финансы предприятий УЦДО КИИМ
S4. Международные финансы УЦДО УСДО
S5. Международные финансово-кредитные организации УЦДО
S6. Деньги и кредит УЦДО КИИМ
S7. Финансовый учёт УЦДО УСДО
SS. Банковские операции УЦДО
S9. Бюджетная система УЦДО
90. Финансовый рынок УЦДО
91. Финансовая дельность субъектов хозяйствования УЦДО
92. Международные финансово-кредитные операции УЦДО
93. Финансовый анализ УЦДО КИИМ
94. Экономический анализ УЦДО КИИМ
95. Финансовая реструктуризация УСДО
96. Финансовый менеджмент УЦДО КИИМ УСДО
97. Бюджетный менеджмент УЦДО
9S. Налоговый менеджмент УЦДО
99. Бизнес-статистика УСДО
100. Международный бизнес УСДО
101. Банки и банковский бизнес УСДО
102. Экономическая интеграция Украины в аспекте международного бизнеса УСДО
103. Банковское дело КИИМ УСДО
104. Финансы предприятий МНУЦ
105. Депозитарная деятельность КИИМ
106. Анализ финансовой отчётности КИИМ
107. Акции и облигации КИИМ
10S. Инвестиционное проектирование УЦДО КИИМ
109. Аудит КИИМ
1. 2. 3.
110. Аудит предпринимательской деятельности УЦДО
111. Биржевая деятельность КИИМ
112. Производные ценные бумаги КИИМ
113. Налоговая система КИИМ
114. Рынок ценных бумаг КИИМ УСДО
115. Анализ инвестиционных проектов УЦДО
116. Страхование УЦДО КИИМ
117. Инвестирование УЦДО
11S. Финансово-банковская статистика УЦДО
119. Финансовая санация предприятий УЦДО
120. Как получить лицензию, сертификат, патент УСДО
121. Введение в интеллектуальную собственность УСДО
122. Страховые услуги УЦДО
123. Финансовое и банковское право УЦДО
Информационно-коммуникационные технологии
124. Вступление к операционной системе Linux УЦДО
125. Разработка дистанционных курсов с использованием Lotus Learning Space УЦДО
126. Информатика и компьютерная техника УЦДО
127. Мультимедийные средства в компьютерной технике УЦДО
12S. Информатика УЦДО
129. Локальные компьютерные сети УЦДО
130. Основы Macromedia Flash 5.0 УЦДО
131. Программирование на Паскале УЦДО
132. Информационные системы и технологии в финансовх учреждениях УЦДО
133. Эффективные коммуникации УСДО
134. Project Expert™ как средство финансового моделирования УСДО
135. Проектирование новых продуктов и услуг УСДО
136. Методы оптимизации ГУЦ
137. Информатика на практике УСДО
13S. Информатика и компьютерная техника КИИМ
139. Использование среды ДО VLE УАГУ
140. Основы дистанционного обучения ХНПУ
141. Основы Интернет ХНПУ МНУЦ
1. 2. 3.
142. Интернет в бизнесе ГУЦ
143. Компьютерные сети ГУЦ
144. Корпоративные информационные системы ГУЦ
145. Коммуникационные и Информационные Технологии (CIT):, Технологический модуль; , - Прикладной модуль для преподавателей. МНУЦ
146. Мультимедиа в дистанционном образовании МНУЦ
147. Дистанционная программа для преподавателей. Программа включает три курса: Проектирование дистанционных , учебных курсов , Мультимедиа в дистанционных , учебных курсах на основе WWW , -Основы Интернет МНУЦ
14S. Практический курс дистанционного обучения ХНПУ
149. Веб-дизайн дистанционных курсов ХНПУ
150. Основи операционной системы Windows 98 ГУЦ
151. Работа с текстовым редактором Word 2000 ГУЦ
152. Принципы построения системы контроля и управления сетями СЦИ ГУЦ
153. Системы технологий в менеджменте КИИМ
Технические
154. Основы метрологии и измерительной техники, (Для бакалавров, специалистов и магистров за специальностями “Метрология и измерительная техника”) УЦДО
155. Основы метрологии и измерительной техники, (Для инженерных специальностей) УЦДО
156. Цифровые сигнальные процессоры SP56002 УЦДО
157. Микроконтроллеры семейства HSO8 УЦДО
15S. Микроконтроллеры семейства HC12 УЦДО
159. Микроконтроллеры семейства HC11 УЦДО
160. Микроконтроллеры семейства SBC68K УЦДО
161. Универсальная конструкторская плата (в локальном режиме) UDLP1 УЦДО
162. Цифровые сигнальные процессоры DSP56307 УЦДО
163. Система распознавания образов (курс CSMO921 “Pattern Recognition for Speech and Image Processing”) УЦДО
164. Нейросетевые технологии в экспериментальной информатике УЦДО
1. 2. 3.
177. Основы педагогики ГУЦ
17S. Концепция современного обществоведения ГУЦ
179. Политология ГУЦ
1S0. Хозяйственное законодательство УЦДО КИИМ
1S1. Основы делопроизводства УСДО
1S2. Этика делового общения КИИМ
1S3. Психология бизнеса УСДО
1S4. Логика ГУИКТ
1S5. Основы экологии КИИМ
1S6. Общая педагогика ХНПУ
Фундаментальные
1S7. Математика ГУИКТ
1SS. Высшая математика для менеджеров УСДО
1S9. Финансовая математика КИИМ
190. Физика ГУИКТ
Прикладные
191. Охрана труда ГУЦ
192. Пожарная безопасность ГУЦ
1. 2. 3.
165. Нечеткая логика УЦДО
166. Математическое моделирование и использование ЭВМ в химической технологии ХНПУ
167. Курс теоретической механики и практикум на основе систем компьютерной алгебры ХНПУ
16S. Расчёты и проектирование низкотемпературной техники ХНПУ
Гуманитарные
169. История Украины ГУИКТ ГУЦ
170. Украинский язык ГУИКТ
171. Украинский деловой язык УСДО УАГУ ГУЦ
172. Украинская и зарубежная культура ГУЦ
173. Языковая среда для обучения английскому языку - English Language Learning Environment (ELLE) МНУЦ
174. Английский язык для начинающих УСДО
175. Английский язык ГУЦ
176. Деловой английский язык УЦДО ГУИКТ УСДО
Примечание: УЦДО - Украинский центр дистанционного образования; УСДН - Украинская система дистанционного обучения; УАГУ - Украинская академия государственного управления при Президенте Украины; ХНПУ - Харьковский национальный политехнический университет; КИИМ -Киевский институт инвестиционного менеджмента; МНУЦ - Международный научно-учебный центр ЮНЕСКО/МПИ информационных технологий и систем НАН Украины и Министерства образования и науки Украины; ГУИКТ - Государственный университет информационно-коммуникационных технологий; ГУЦ Главный учебный центр ВАТ Укртелекома; СТУ - Сумской государственный университет; КНТЭУ -Киевский национальный торгово-экономический университет.
Результаты исследования
Общее количество ДК, созданных в вузах Украины
Как видно из Таблицы 1, наибольшее количество дистанционных курсов на Украине представлено на веб-страницах УЦДО (61 ДК), УСДО (75 ДК), КИИМ (41 ДК).
Сейчас в нашей стране есть, по меньшей мере, 224 действующих дистанционных курса, которые разработаны в центрах дистанционного обучения 10 высших учебных заведений Украины. Среди вузов и других учреждений перечислены те ЦДО, которые первыми в нашей стране внедряли ДО в 1976-1977 годах. Например, МНУЦ, ХНТУ, КИИМ, КНТЭУ, ЛБИ и сейчас активно продолжают помогать внедрять новую форму обучения другим вузам, а также сравнительно недавно созданные центры, например, УЦДО, УСДО, КНУ, УАГУ, ГУИКТ, СГУ, на базе которых проводятся конференции, семинары, круглые столы, школы для подготовки тьюторов, разработчиков ДК, организаторов ДО. ГУЦ является первым на Украине учреждением, которое развивает корпоративное дистанционное обучение.
На Украине имеется также много ЦДО, которые пока работают дистанционно со студентами, используя локальные университетские сети, и поэтому их ДК не упоминаются на веб-страницах вузов, то есть они не учтены в данной статье. Например, в каталоге дистанционных курсов ХНТУ [Дистанційні курси., 2002] описан 21 ДК, а на веб-странице вуза представлены только 9 курсов, необходимых для проведения дистанционных семинаров, конференций, школ. Также на веб-
странице МНУЦ представлено только 6 курсов, хотя, насколько нам известно, на их базе создано более 30 курсов.
Созданные курсы охватывают 190 дисциплин. Разработкой ДК и программным обеспечением для их создания заняты в основном государственные технические вузы Украины, а также коммерческие учебные заведения.
Системы дистанционного обучения (оболочки, платформы) для создания дистанционных курсов
При создании дистанционных курсов в УЦДО используется платформа Learning Space. Такое же программное обеспечение используется в КНУ, ГУИКТ, ГУЦ (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Перечень вузов и используемых в них систем дистанционного
обучения
№ п/п Дисциплины Организация - разработчик
1. 2. 3.
Зарубежные разработки
1. Learning Space УЦДО, КНУ ГУЦ
2. WebCT, LearnLoop УСДО
3. LMS (украиноязычный вариант) МНУЦ
4. VLE УАГУ
5. Прометей (украиноязычный вариант) УАГУ
Отечественные разработки
б. Веб-класс ХПИ ХНПУ
7. Система виртуального обучения “Университет” КНПУ
S. Собственная оболочка КИИМ, ХГТУ, ЗГТУ
9. Веб- ориентированная распределенная учебная система НУЛП
10. Система дистанционного обучения “Академик” ЛБИ
11. Виртуальный учебный центр СГУ
12. Виртуальная учебная среда ЛКА
Примечание: УЦДО - Украинский центр дистанционного образования; УСДО - Украинская система дистанционного обучения; УАГУ - Украинская академия государственного управления при Президенте Украины; ХНПУ - Харьковский национальный политехнический университет; КНПУ -Киевский национальный политехнический университет; КИИМ - Киевский институт инвестиционного менеджмента; МНУЦ - Международный научно-учебный центр ЮНЕСКО/МПИ информационных технологий и систем НАН Украины и Министерства образования и науки Украины, КНУ - Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко; ГУИКТ - Государственный университет информационно-коммуникационных технологий; ГУЦ - Главный учебный центр ВАТ Укртелекома; СГУ -Сумской государственный университет; КНТЭУ - Киевский национальный торгово-экономический университет; НУЛП - Национальный университет “Львовская политехника”; ЛБИ - Львовский банковский институт; ХГТУ - Херсонский государственный технический университет; ЗГТУ -Запорожский государственный технический университет; ЛКА - Львовская коммерческая академия.
(LMS - Learning Management System; VLE - Virtual Learning Environment).
Опыт работы коллектива кафедры дистанционного обучения ГУИКТ по созданию ДК на базе Learning Space показал, что для успешного использования этой системы для поддержки учебного процесса в наших вузах необходима ее доработка, которая обеспечила бы:
- совместимость с процессом планирования;
- ведение традиционного мониторинга учебной деятельности;
- формирование необходимых выходных документов;
- возможность представления учебных материалов на компакт-дисках и т.д.
Возможно, целесообразнее разработать полностью собственную или закупить отечественную систему дистанционного обучения для организации полноценного ДО в учебном заведении.
В УСДО разработано более 52 ДК по управлению бизнесом вместе из 27 партнёрами-университетами Украины на основе WebCT.
КИИМ создаёт дистанционные курсы, используя собственную оболочку. Благодаря этому институт экономит значительные денежные средства, быстро обновляет свою СДО, поддерживая финансово отечественных разработчиков программного обеспечения. Таким же путём пошли ЦДО многих вузов Украины, например: КНПУ, ХНПУ, НУЛП, СТУ и ЛБИ, а также собираются пойти ГУИКТ и другие учебные заведения.
УЦДО и УСДО вынуждены, во-первых, платить значительную сумму денег за право пользования зарубежным программным обеспечением, во-вторых, доплачивать определенные суммы денег за постоянное его обновление, а что еще хуже по нашему мнению, так это то, что они поддерживают зарубежных разработчиков, а не отечественных. Зарубежное программное обеспечение можно и нужно использовать, если есть возможность сотрудничества с зарубежными вузами или перспектива экспорта знаний в другие страны.
Группы дисциплин, к которым относятся курсы
Все рассмотренные нами учебные материалы можно условно разделить на 7 групп (см. Таблицу 1). Наибольшим количеством дистанционных курсов представленные группы дисциплин по менеджменту, маркетингу, финансам, учёту и аудиту, а также банковскому делу, которые вместе с ДК групп общеэкономических, гуманитарных и фундаментальных дисциплин (всего 178 ДК) служат основой для создания программ обучения для получения второго высшего образования в коммерческих и технических вузах. Большим спросом пользуется в нашей стране дистанционное обучение, связанное с подготовкой специалистов по информационнокоммуникационным технологиям (30 ДК), но пока что небольшим количеством ДК представлены технические дисциплины (15 ДК), что вызвано большими средствами для создания этих курсов, а в особенности практикумов, лабораторных работ и других материалов.
Наличие вариантов дистанционных курсов
Как видно из таблицы 1, для студентов уже появилась возможность делать выбор из нескольких вариантов одного и того предмета, например, в блоке общеэкономических предметов: макроэкономика, микроэкономика, эконометрия, в блоке гуманитарных наук: деловой украинский язык, история Украины, деловой английский язык и др. Тем не менее, все они созданы на разном программном обеспечении и потому, когда студент учится в вузе, в котором используется, например, система дистанционного обучения Learning Space, он сможет работать только с одним вариантом ДК из вышеупомянутых предметов: макроэкономики, микроэкономики, эконометрии, истории Украины и двумя вариантами ДК из делового английского языка, если между этими двумя вузами будет договоренность о взаимообмене дистанционными курсами. Большинство дистанционных курсов разработаны на одной из платформ, которые используются в данное время на Украине, потому учебному заведению, которое хотело бы закупить ДК, находящиеся в собственности разных вузов, тяжело будет стыковать эти курсы в одну группу дисциплин, необходимых для разработки своей программы обучения для какой-то специальности.
Учебные программы, которые охватывают курсы
Пока что украинские высшие учебные заведения предлагают небольшое количество учебных программ для ДО и рассчитаны они, в основном, на получение второго высшего образования или повышения квалификации кадров, например:
— УЦДО - учебные программы для второго высшего образования по специальностям «Финансы», «Банковское дело» и «Учет и аудит».
— Программы разработанные на базе платформы УСДО: Львовский институт менеджмента учебная программа переподготовки на базе международной программы МБА, а также элементы магистерской программы в Киево-Могилянской бизнес-школе, программа основания бизнеса в Ивано-Франковском бизнес-центре.
Директор Украинской системы дистанционного обучения Игорь Катерняк утверждает, что «На сегодняшний день UDL System предлагает полный портфель бизнес курсов по маркетингу, финансовому менеджменту, управлению персоналом и другие. Все курсы разработаны в соответствии со стандартами методологии, педагогики, дизайна и процесса дистанционного обучения с помощью Интернет с использованием платформы UDL” [Катерняк L, Лобода В., 2002].
— ХНУРЕ - проводит переподготовку кадров за программой второго высшего образования за специальностью “Программное обеспечение АС”.
— КИИМ - “Финансовый менеджмент” и “Инвестиционный менеджмент”.
— ГУИКТ - программы подготовки бакалавров по направлениям “Телекоммуникации” и “Менеджмент”.
— КНТЭУ - подготовка специалистов по направлению “Менеджмент”.
— СТУ - по дистанционной форме обучения реализован первый курс по направлению подготовки “Экономика и предпринимательство”.
Наличие/отсутствие консультирования или соавторства с зарубежными коллегами
В начале деятельности украинские учебные заведения, фирмы сотрудничали с зарубежными партнерами, используя в своей работе их опыт и программное обеспечение, например:
— научные работники, специалисты МНУЦ ЮНЕСКО/МПИ разрабатывали свой первый дистанционный курс “Введение в Интернет” (DORI) совместно с несколькими зарубежными учебными заведениями (http://www.dlab.kiev.ua);
— преподаватели КНТЭУ - сотрудничали с коллегами из Московского университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ, Россия);
— сотрудники УСДО - при содействии преподавателей колледжа Лойола (США) и др.
В результате сотрудничества были разработаны модули, курсы дистанционного обучения для многих предметов, которые используются в вышеупомянутых учебных заведениях. Теперь эти материалы проверяются в работе учебных заведений, выносятся на обсуждение на семинарах, украинских, международных, международных конференциях, а также проводится апробация и презентация учебных курсов и программ в бизнес- и образовательной среде. В частности, Украинская система дистанционного обучения совместно с другими учебными заведениями Украины организовали презентацию всех учебных курсов, которые размещённые веб-странице http://www.udl.org.ua.
В последнее время преподаватели отечественных учебных заведений разрабатывают собственные дистанционные курсы, используя при этом зарубежный опыт и богатое украинское педагогическое наследство, а также более чем полувековой опыт создания учебных материалов для заочного, вечернего обучения (например, теле - и радиокурсов, пособий и других материалов).
Значительной помощью во внедрении новой технологии обучения для вузов Украины является то, что они принимают участие в разных международных проектах, сотрудничают с родственными отечественными и зарубежными учебными заведениями, которые также занятые проблемой применения новых методов и технологий в своих учебных заведениях.
Защита авторских прав, лицензирование курсов
Авторские права на данные курсы защищены, но курсы не лицензированы. В нашей стране сегодня не выдаются лицензии на дистанционные курсы.
Выводы
1. на Украине пока что практикуется дистанционное обучение лишь для студентов, которые получают второе высшее образование, повышают
свою квалификацию или нуждаются в получении новых знаний и умений в какой-то узкой области.
2. В нашей стране не разработано достаточно дистанционных курсов, чтобы полностью обеспечить обучение студентов, которые получают первое высшее образование. Поэтому высшие учебные заведения практикуют использование ДО лишь для отдельных предметов.
3. Как известно, в процессе создания дистанционного курса должны принимать участие, кроме автора и программиста, еще опытный методист, психолог, дизайнер и другие специалисты. В рассмотренных курсах автор или автор и программист взяли на себя функции всех других специалистов или консультировались с ними.
4. Курсы в большинстве случаев созданы для студентов конкретных учебных заведений, поэтому, кроме качества, значительно отличаются количеством тем и часов, отведенных для их изучения в этих учреждениях, а также программным обеспечением, при помощи которого создавались курсы.
5. Основным наполнением курсов являются текстовые материалы, в которых мало или вовсе отсутствуют аудио- и видеоматериалы, анимация и др., что вызвано недостатком опыта их использования, небольшой пропускной способностью отечественных линий связи и скудными средствами, выделяемые на создание курсов.
6. Если до недавнего времени при создании курсов использовались только зарубежное программное обеспечение, то в последнее время появились отечественные разработки, например, виртуальная учебная среда "Вебкласс ХПИ", разработанная Проблемной лабораторией дистанционного обучения ХНТУ "ХПИ", Харьков [Кравець В., Кухаренко В., Савченко М., 2001]; система виртуального обучения «Университет» КНТУ «КПИ», Киев (www.art-kb.com); Веб-ориентированная распределённая учебная система НУЛП, Львов [Рашкевич Ю., Мелешко Д., Пасека М., Стецюк А., 2001]; система дистанционные обучения (СДО) “Академик” ЛБИ, Львов [Чаплина В., Абазина Н., Вшьдштейн Д., 2001]; система дистанционного образования ХГТУ, Херсон [Соколова Н., Радванська Л., 2000]; ЗГТУ, Запорожье [Шза Д., Шарпанських О., 2001]; дистанционная среда “Виртуальный учебный центр” СГУ, Суммы [Любчак В., Собаева О., Рудень Р., 2000]; виртуальная учебная среда, Львов [Артеменко В., Ноздрша Л., Рудницький О., 2002] и другие. По нашему мнению, использование отечественных СДО - один из способов быстро и относительно небольшими средствами внедрить ДО во всех учебных заведениях нашей страны. Еще одним важным шагом для успешного внедрения дистанционного обучения является объединение усилий вышеупомянутых вузов для общей разработки единого или нескольких видов программного обеспечения, но таких, которые бы легко стыковались, для всех учебных заведений Украины. Миссию объединения усилий могло бы взять на себя Министерство образования и науки Украины при финансовой поддержке государства. До тех пор, пока не будет такого объединения усилий высших учебных заведений и их поддержки государственными средствами, не будет эффективно вводиться ДО на Украине не только в технических, но и в других учебных заведениях, а образовательное пространство нашей страны будет все больше захвачено зарубежными вузами, которые успешно используют возможности ДО и, таким образом, дают возможность нашим студентам учиться платно в их учебных заведениях.
7. Министерство образования РФ проводит значительную работу по защите национальных интересов в сохранении своего образовательного пространства. Например, в 2001 году на базе МЭСИ проводилась конференция по вопросам открытого и дистанционного обучения с участием министра образования РФ, депутатов Государственной думы, других высоких должностных лиц, тема которой полностью была посвящена защите национальных интересов России в сохранении своего
образовательного пространства [Проблеми обеспечения, 2001]. Наше государство пока что не обращает внимания на такую же угрозу для украинского образовательного пространства.
Литература
[Артеменко В., Ноздріна Л., Рудницький О., 2002] Артеменко В., Ноздріна Л., Рудницький О. Досвід створення віртуального навчального середовища // Третя міжнародна науково-практична конференція ЮН-2002 Інтернет - Освіта - Наука -2002, 9-11 жовтня, 2002. - Вінниця, 2002. - С. 162-163.
[Дистанційні курси., 2002] Дистанційні курси НТУ “ХПІ”: Каталог /Кухаренко
B.М., Сиротенко Н.Г. та ін. - Харків: НТУ “ХПІ”, 2002. - 34с.
[Катерняк І., Лобода В., 2002] Катерняк І., Лобода В. Українська система дистанційного навчання: від іновації до реалізації // “Інтернет - Освіта - Наука -2002”, третя міжнародна конференція ІОН - 2002, 8-12 жовтня 2002 р. Збірник матеріалів конференції. Том 1, - Вінниця: УНІВЕРСУМ-Вінниця, 2002. - С. 147. [Концепція..., 2001] Концепція розвитку дистанційної освіти в Україні, Київ, 2001. -
C. 2.
[Кравець В., Кухаренко В., Савченко М., 2001] Кравець В., Кухаренко В., Савченко М. Розробка дистанційних курсів у віртуальному навчальному середовищі “Вебкласс - ХПІ” // Матеріали Всеукраїнської науково-методичної конференції “Досвід і проблеми дистанційного навчання”, 28-29 листопада 2001 р., Краматорськ, 2001 р. -С. 17-19.
[Любчак В., Собаєва О., Рудень Р., 2000] Любчак В., Собаєва О., Рудень Р. Педагогічні та технологічні аспекти організації дистанційного середовища “Віртуальний навчальний центр” // Збірник матеріалів 2-ої Міжнародної конференції ІОН - 2000 "Інтернет, освіта, наука", жовтень, 2000. - Вінниця: УНІВЕРСУМ, 2000. -С. 186-187.
[Піза Д., Шарпанських О., 2001] Піза Д., Шарпанських О. Реалізація концепції дистанційної освіти в Запоріжському технічному університеті // Освіта і віртуальність - 2001. Збірник наукових праць 5-ої Міжнародної конференції Української асоціації дистанційної освіти. Під заг. ред. В. Гребенюка і В. Семенця. -Харків - Ялта:УАДО, 2001. - С. 276-283.
[Проблеми обеспечения, 2001] Проблемі нормативно-правового обеспечения окритого образования. Материалы конференции 31 января - 01 февраля 2001 года, М.: МЭСИ. - 450 с.
[Рашкевич Ю., Пелешко Д., Пасєка М., Стецюк А., 2001] Рашкевич Ю., Пелешко Д., Пасєка М., Стецюк А. Проектування Web-орієнтованих розподілених навчальних систем // Матеріали Міжнародної наради “Телематика і безперервна освіта”, Київ, Міжнародний науково-навчальний центр ЮНЕСКО/МПІ інформаційних технологій та систем НАН України та Міністерства освіти і науки України 15-17 жовтня, 2001. -С. 143-152.
[Соколова Н., Радванська Л., 2000] Соколова Н., Радванська Л. Система дистанційної освіти ХДТУ на основі мультиагентного підходу // Збірник матеріалів 2-ої Міжнародної конференції ІОН - 2000 "Інтернет, освіта, наука", жовтень, 2000. -Вінниця: УНІВЕРСУМ, 2000. - С. 232-235.
[Чаплига В., Абашина Н., Вільдштейн Д., 2001] Чаплига В., Абашина Н., Вільдштейн Д. Система дистанційного навчання (СДН) “Академік” // Матеріали Міжнародної наради “Телематика і безперервна освіта”, Київ, Міжнародний науково-навчальний центр ЮНЕСКО/МПІ інформаційних технологій та систем НАН України та Міністерства освіти і науки України 15-17 жовтня, 2001. - С. 174-176.
[Шуневич Б., 2001] Шуневич Б. Вітчизняний досвід укладання дистанційних курсів з англійської мови // Актуальні проблеми міжнародних відносин, Вип. 29. Частина V.
- К., 2001. - С. 84-90.
[Шуневич Б., 2002] Шуневич Б. Порівняльний аналіз українських дистанційних курсів з іноземних мов //Збірник наукових праць “Освіта і віртуальність - 2002”. -Харків-Ялта, УАДО. - 2002. - С. 65-68.